О ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЕ

В начало »  » ГРАНИЦА



К ГРАНИЦЕ XXI ВЕКА

04 февраля 2008

Как  уже сообщалось, недавно заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ России генерал-лейтенант Николай РЫБАЛКИН в ходе встречи с журналистами подвел предварительные итоги четырехлетней работы по реформированию системы охраны государственной границы. Мы републикуем материал «Красной звезды, в котором сообщаются подробности этой встречи.

Как  уже сообщалось, недавно заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ России генерал-лейтенант Николай РЫБАЛКИН в ходе встречи с журналистами подвел предварительные итоги четырехлетней работы по реформированию системы охраны государственной границы. Мы републикуем материал «Красной звезды, в котором сообщаются подробности этой встречи.
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЗАВЕРШЕНА
В соответствии со сложившимся административно-территориальным делением РФ и построением федеральных органов исполнительной власти управление у пограничников стало двухуровневым: центральный аппарат Пограничной службы – региональные пограничные управления. Точно так же, как в ФСБ, МВД, прокуратуре и других ведомствах. Но реформированием управления по территориальному принципу дело не ограничилось.
В этом году изменения претерпела и деятельность центрального аппарата Пограничной службы. Раньше, отметил генерал Рыбалкин, эта деятельность строилась функционально. Скажем, кроме управления технического развития, данными вопросами никто не занимался. В управлении пограничного контроля было сосредоточено все, что касалось пунктов пропуска на границе. Государственная морская инспекция курировала свой участок. И так далее. Но функциональное построение управления, исключающее дублирование, имеет как плюсы, так и минусы. Они и предопределили необходимость реорганизации.
Оказалось, например, что на море несколько подразделений работают по решению одних и тех же задач. Есть береговая охрана и Государственная морская инспекция, работающие параллельно, но замыкающиеся на разные органы управления. Есть и другие структуры, которые должны этим заниматься.Изучив отечественный и зарубежный опыт, на Лубянке решили перейти от функционального принципа построения управления на объектовый, линейный принцип. Выделены две основных линии работы. Это линия пограничной охраны – все, что связано с организацией оперативно-служебной деятельности на сухопутных участках границы, включая речные и озерные участки. И это линия береговой охраны – все, что связано с борьбой с трансграничной преступностью на морских направлениях. Исходя из этого, в центральном аппарате Пограничной службы сформированы два головных департамента – пограничной охраны и береговой охраны. Руководители этих департаментов имеют в подчинении все необходимые подразделения, чтобы решать вопросы организации оперативно-служебной деятельности на своих направлениях.
Тем самым, подчеркнул Николай Рыбалкин, в 2007 году реорганизация пограничного управления в основном завершена. Сейчас усилия сосредотачиваются непосредственно на границе.
Прежде всего, там реорганизована система материально-технического обеспечения. Суть этой реорганизации в следующем. Если раньше основные финансовые средства осваивались в Москве, и здесь же осуществлялись централизованные закупки всего, вплоть до продовольствия, то сейчас ситуация изменилась. 85 процентов материально-технических средств закупают на местах, и только 15 процентов составляют централизованные закупки, связанные в основном с вооружением и боеприпасами. А если нет крупных централизованных поставок, то нет и необходимости в складской, транспортной инфраструктуре и т.д. Зачем завозить, хранить и перебирать картошку, если можно заключить договор о ее поставках по установленному графику и фиксированной цене?
В следующем году, отметил генерал Рыбалкин, предстоит завершить мероприятия, связанные с интеграцией системы материально-технического обеспечения в рамках единой системы ФСБ. Ибо по другим вопросам – по медицине, авиации, связи и т.д. – интеграция уже проведена. Задержка произошла по той причине, что в Пограничной службе еще остаются солдаты-срочники. Как только их не станет, сократится и внушительный блок материально-технического обеспечения.

ЗЕЛЕНЫЕ ФУРАЖКИ ОСТАЮТСЯ
Самой острой Николай Рыбалкин назвал жилищную проблему. Если в Минобороны в последнее время многое сделано на этом направлении, то в Пограничной службе только ожидаются прорывные решения. Благо, что новые комплексы на границе сдаются с жильем. Офицеру или прапорщику, приехавшему сюда служить, сразу вручают ключи от служебной квартиры. Но долг по постоянному жилью пока только накапливается. Как и в армии, проблему пытаются решать с помощью ГЖС, развития ипотечной программы, но в жилищных очередях по-прежнему стоят тысячи пограничников.
Порадоваться пока можно разве что по поводу введения новой формы одежды. Уход от войскового компонента, отметил генерал Рыбалкин, сделал нелогичным и дальнейшее ношение классической военной формы. Поэтому у пограничников будет форма темно-синего цвета без накладных карманов (как у военнослужащих ФСБ). Но традиционные зеленые фуражки им решено оставить.
Кроме того, ведутся разработки повседневного обмундирования для пунктов пропуска, береговой и пограничной охраны. Часть этого обмундирования находится в опытной эксплуатации на различных участках границы – от Северного Кавказа до Земли Франца Иосифа. Это тот же камуфляж, но с улучшенным качеством ткани и пошитый с учетом климатических условий. Чтобы нести в нем службу было удобно и легко. Своя форма будет у разведывательных подразделений, а также у тех, кто несет службу на пунктах пропуска, на морских и сухопутных участках границы. Прежде чем окончательно остановиться на том или ином варианте формы одежды, ее подвергнут тщательной проверке, выслушают вердикт проверяющих и непременно учтут их пожелания. Кстати, портянок у пограничников, как и в армии, тоже не останется. Но только после того, как будет изношен последний комплект формы старого образца. Никакой спешки, по словам Николая Рыбалкина, здесь не будет.

ПРОЗРАЧНЫХ РУБЕЖЕЙ БОЛЬШЕ НЕТ
После развала СССР России достались не только долги бывшего Союза, но и почти 14 тысяч километров границы с бывшими «братскими республиками». Большей частью неохраняемой и необустроенной. Прикрывалась эта граница, отметил генерал Рыбалкин, в основном за счет людских ресурсов. То есть солдат и офицеров, которые вбивали на необорудованных рубежах Отечества первый колышек, зачастую ютясь в бараках, бывших детских садах или кинобудках.
В 2003 году на заседании Совета Безопасности России было принято решение, что с этими времянками пора кончать. И, прежде всего на Северном Кавказе, где до конца нынешнего года должна завершиться реализация комплексного плана по обустройству границы. На сегодняшний день там построено и сдано 84 из 102 запланированных объектов (18 – в стадии завершения), а 12 реконструировано. Это уже не бревенчатые землянки и сборно-щитовые домики, а фундаментальные комплексы с современными средствами связи, полной служебной и социальной инфраструктурой. Денег для 72 погранзастав, расположенных на Северном Кавказе, государство не пожалело.
Благодаря современным техническим средствам вероятность обнаружения нарушителя на участке одной из таких застав возросла с 15 до 97 процентов. Это очень высокий показатель. Образно говоря, заявил генерал Рыбалкин, задача стоит сегодня так, чтобы незамеченной через границу не проскочила даже мышь. Это тем более важно, что за последние три года на Северном Кавказе задержано около 2.200 нарушителей границы. Даже в 2007-м здесь имели место попытки вооруженного прорыва, и ни одна из них не удалась.
Не меньше беспокоит пограничников и казахстанский участок, самый протяженный на сухопутье – 7,5 тысячи километров. Здесь представлен весь спектр угроз, характерных для центрально-азиатского региона. Прежде всего, это наркотики, контрабанда и нелегальная миграция. Именно поэтому параллельно с завершением работ на Северном Кавказе началось оборудование границы на казахстанском направлении. В соответствии с федеральной целевой программой, рассчитанной на 2003-2010 годы, для пограничников здесь планируется построить 216 объектов. 6 из них уже готовы (даже с опережением графика), 33 строятся. И это уже приносит результаты.
По словам генерала Рыбалкина, на казахстанском направлении в нынешнем году удалось фактически перекрыть нелегальную миграцию граждан третьих стран. Так что журналистский штамп 1990-х годов, когда все писали о том, что новые российские границы прозрачны, уже утратил актуальность.
Тем не менее, отметил генерал Рыбалкин, на Лубянке исходят из того, что угрозы нашим границам сохраняются. В том числе со стороны Панкисского ущелья Грузии. Именно поэтому система охраны границы на Северном Кавказе выстраивается даже с определенным запасом. Делается это для гарантированного пресечения любых попыток нарушения границы. Кстати, это не отменяет развития международного сотрудничества, в том числе с пограничными структурами Грузии. Непосредственно на границе взаимодействие с ними осуществляется практически ежедневно.
И еще о международном сотрудничестве. В сентябре этого года в Санкт-Петербурге прошел большой форум руководителей береговых охран северной части Тихого океана. Там были представители России, Канады, США, Китая, Японии, Кореи. Благодаря этому, заявил генерал Рыбалкин, уже удалось выйти на совместные операции против трансграничной преступности. Сейчас такая же работа ведется по балтийскому и черноморскому направлениям.

НЕ КОНТРАКТНИКИ, А ПРОФЕССИОНАЛЫ
С учетом переориентации «зеленых фуражек» на борьбу с трансграничной преступностью резко возросла значимость оперативно-розыскной деятельности. Было принято решение строить пограничные органы ФСБ России как оперативные подразделения по борьбе с трансграничной преступностью. И как показала практика, наращивание оперативно-розыскной составляющей оказалось верным решением.
Справка. За 10 месяцев 2007 года задержано около 6 тысяч нарушителей госграницы. Среди нелегальных мигрантов, задержанных в этом году на границе, преобладают граждане Китая, Вьетнама, Пакистана, Афганистана, Индии, Сомали, Шри-Ланки, Ирака.
Но полностью отказываться от войсковых методов охраны границы на Лубянке все же не собираются. Более того, сейчас в Пограничной службе создаются подразделения специального назначения. Причем имеющие свою специализацию. Скажем, на Северном Кавказе – для работы в горных условиях. Здесь пограничный спецназ имеет альпинистскую подготовку, соответствующее оборудование. На морских участках границы спецназовцы эффективно борются с браконьерами. Если раньше, отметил генерал Рыбалкин, пограничники практиковали в основном статичные действия, вроде выставления пограничных нарядов и постов, то теперь они, как правило, действуют мобильно. А мобильность и подвижность позволяет настигать нарушителей неожиданно.
Есть и немало других пограничных ноу-хау, появившихся в последние годы. О них, в силу понятных причин, генерал Рыбалкин распространяться не стал. Но на всякий случай предупредил: «Тем, кто желает испытать нашу границу на крепость, я бы предложил хорошо подумать – а стоит ли?»
Переход от войсковой составляющей к правоохранительной деятельности и решению задач специальной службы потребовал от пограничников и серьезной модернизации кадровой составляющей. Борьба с трансграничной преступностью предопределяет совершенно другие требования к кадрам. Пограничные войска, основу которых составляли солдаты-срочники, решить эту задачу не могли в принципе. Войсковой компонент для борьбы с той же контрабандой теперь не пригоден в принципе. Здесь нужна более тонкая и профессиональная работа.
Поэтому, заявил Николай Рыбалкин, было принято решение о переходе к комплектованию пограничных органов на профессиональной основе. Пограничная служба в системе органов ФСБ должна стать исключительно уделом профессионалов. Для этого и систему подготовки кадров, включая пограничные вузы, интегрировали в систему ФСБ. Пограничные учебные центры также были реорганизованы.
Последние призывники примерили зеленые фуражки осенью 2006 года. Соответственно осенью 2008-го их уволят в запас. Сегодня они дослуживают свой срок на Дальнем Востоке и Северном Кавказе. Да и на северокавказском направлении доля солдат-срочников составляет чуть больше 10 процентов. В текущем же году ни одного срочника в пограничные органы не призвали.
Но пограничники не идут по пути прямого замещения военнослужащих срочной службы контрактниками. Они считают, что процесс этот должен идти в комплексе с реорганизацией, внедрением новых форм и способов охраны границы, наращиванием технического и оперативного потенциала. Между прочим, благодаря этим мерам пограничная группировка в Чечне сокращена вдвое. А эффективность ее работы, по словам генерала Рыбалкина, существенно возросла. И там уже давно нет солдат-срочников.
Кстати, тех, кто их заменил, в Пограничной службе не любят называть контрактниками. Справедливо замечая, что офицеры и генералы тоже служат по контракту. Здесь предпочитают говорить о профессиональной пограничной службе, принимают на которую, прежде всего тех, кто получил определенную подготовку.
Бороться с трансграничной преступностью в Пограничной службе предпочитают с меньшими людскими затратами. Упор делается на профессионализм, технику, инженерное оборудование. И – на приличную зарплату. Генерал Рыбалкин признал, что еще в 2003 году, когда процесс кардинального реформирования Пограничной службы только начался, ситуация с кадрами была плачевной. Количество лиц, которые приходили на службу по контракту, было меньше количества досрочно разрывающих контракт. Наблюдалась явная отрицательная динамика. Более того, нарастал отток молодых офицерских кадров. После окончания пограничных вузов лейтенанты предпочитали уходить на гражданку.
Поэтому в 2004 году в Пограничной службе существенно повысили денежное довольствие офицеров. Ввели надбавки за службу на границе. Для того чтобы укрепить ее самыми лучшими кадрами, чтобы стимулировать людей служить не в штабах. В результате отток офицерской молодежи практически прекратился. А приток тех, кто хочет служить в погранорганах по контракту, стал непрерывно нарастать. Особенно в провинции, где нередко выстраиваются очереди из потенциальных профессионалов.
По словам Николая Рыбалкина, кадровая проблема в процессе реформирования Пограничной службы вообще оказалась самой сложной. Во-первых, потому, что офицеры погранвойск традиционно имели военное образование, готовились для решения определенных задач. Поэтому предстояло организовать большую работу по переподготовке кадров. Во-вторых, закрепление кадров зависит от решения социальных вопросов. Если на северокавказском и казахстанском направлениях та же жилищная проблема стала решаться за счет строительства новой инфраструктуры, то на других участках границы служебная квартира – по-прежнему дефицит. А в казарму профессионального стража границы не поселишь.

ОДНИМ – СЛУЖИТЬ, ДРУГИМ – СТРОИТЬ
Важным событием этого года стало создание Федерального агентства по обустройству границы. Как отметил Николай Рыбалкин, вопрос создания специальной структуры, которая занялась бы обустройством госграницы, рассматривался на Государственной пограничной комиссии еще в 2005 году. Тогда же было решено создать такую структуру.
По словам генерала Рыбалкина, долго решался вопрос, какой она будет по форме и статусу, кому будет подчиняться, какие задачи решать. Но решение это все-таки последовало. И основной его смысл на Лубянке видят в том, чтобы освободить пограничников, таможенников и другие контрольные органы от несвойственных им задач. На заставе или пункте пропуска надо служить, а не заниматься строительством. Когда у начальника погранотряда 80 процентов рабочего времени уходит на решение строительных задач, это неправильно. Борьба с трансграничной преступностью требует постоянного внимания.
Не меньшего внимания требует и обустройство границы. Что такое – построить фактически за три года на Северном Кавказе 102 объекта пограничной инфраструктуры? Это колоссальная по сложности задача! Ведь по технологии, отметил генерал Рыбалкин, только для развертывания строительства требуется минимум четыре года. Нужно сформулировать техническое задание, объявить конкурсное проектирование, провести всевозможные экспертизы и т.д. Пограничникам удалось, казалось бы, невозможное – эту задачу они выполнили с честью. Но, согласитесь, это не их функция. Поэтому создание Федерального агентства по обустройству границы в Пограничной службе считают решением правильным и своевременным.
Утвержденное постановлением правительства положение о федеральном агентстве наделяет его очень широкими полномочиями по обустройству госграницы, строительству пунктов пропуска, погранзастав и т.д.
По словам Николая Рыбалкина, на украинском и казахстанском направлениях сегодня установлены места упрощенного пересечения границы. Это сделано для развития приграничного сотрудничества. Чтобы люди, имеющие по ту сторону границы друзей или родственников, могли общаться и не ехали за тысячу километров в поисках пункта пропуска. Но средств на оборудование мест упрощенного пересечения границы пока не выделено. Между тем только на границе с Казахстаном таких мест – 104. Их обустройство требует серьезных вложений. И осваивать их тоже предстоит Федеральному агентству по обустройству границы.
По словам генерала Рыбалкина, Пограничная служба взаимодействует с агентством достаточно плотно. Постановлением правительства ей предписано передать агентству часть своей численности и финансирования. Разумеется, в рамках тех задач, которые пограничники выполняли по обустройству госграницы. На Лубянке этим занималось одно из управлений Пограничной службы. По мере того, как агентство будет готово взять на себя реализацию федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации», дирекция этой программы, имеющая статус государственного учреждения, плавно перейдет туда. При этом не потребуется каких-то серьезных организационно-кадровых решений, расторжения договоров, проведения новых тендеров и т.д. Это неминуемо сказалось бы на строках реализации программы. Как отметил генерал Рыбалкин, будет подготовлен соответствующий нормативно-правовой акт, которым это госучреждение будет переподчинено Федеральному агентству по обустройству границы. А работа ни на день не приостановится.
В агентстве сейчас формируется центральный аппарат. Назначен руководитель – Андрей Владимирович Засыпкин, выходец из ФСБ. У него будет пятеро заместителей. Кроме семи управлений в составе агентства будут и свои территориальные органы. Совместно с пограничниками определяется перечень первоочередных вопросов, над реализацией которых агентству предстоит работать. Генерал Рыбалкин выразил надежду, что и в дальнейшем это взаимодействие будет очень плотным. Поскольку Пограничная служба выступает заказчиком на весь пограничный сегмент будущей работы Федерального агентства по обустройству границы. Причем федеральной целевой программой, рассчитанной до 2010 года, дело не ограничится. Скоро Государственная пограничная комиссия будет рассматривать обустройство границы в 2011-2013 годах. Минэкономразвития и Минфин к этой работе уже приступили.

О НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ, БИОТЕРРОРИЗМЕ И НАРКОТИКАХ
Говоря о проблемах с нелегальной миграцией, генерал Рыбалкин отметил, что беспокойство здесь по-прежнему вызывает белорусское направление. Нет, жители братской Беларуси по-прежнему могут приезжать к нам беспрепятственно. Но по их пути нередко следуют и граждане других стран, с которыми у Минска нет визового режима. Этим, к примеру, пользуются некоторые предприимчивые граждане Грузии. Да и те, кто въезжает в Белоруссию в визовом порядке, затем могут незаконно проследовать в Россию. Или наоборот.
С белорусскими коллегами эти проблемы неоднократно обсуждались. И совместная работа на этом направлении стала более успешной. Количество задержаний существенно увеличилось в связи с усилением контроля. Скажем, в этом году на российско-белорусской границе задержано около 900 граждан третьих стран. Около 250 из них пытались въехать из Белоруссии в Россию, и свыше 600 – из России в Белоруссию. Ни у кого не должно создаваться впечатления, заявил генерал Рыбалкин, что российско-белорусская граница – это канал, с помощью которого можно творить черные дела.
Серьезной и трудно решаемой проблемой Николай Рыбалкин назвал биотерроризм, то есть борьбу с браконьерством. Пограничники находятся на самом конце цепочки, связанной с распределением квот на добычу биоресурсов, выдачей лицензий, добычей и т.д. Их функции связаны исключительно с контролем. Осуществлять его почти на 9 миллионах квадратных километров – именно столько составляет общая площадь морских пространств с учетом экономической зоны, континентального шельфа и т.д. – очень непросто. Наиболее сложная обстановка сохраняется в Каспийском море, где добычей браконьеров становится рыба осетровых пород, а также на Дальнем Востоке, где помимо установленных квот тоннами добывается лосось, минтай, краб, морской еж и другие виды биоресурсов.
В этой связи Рыбалкин вспомнил, что на заседании Государственной пограничной комиссии один из выступающих привел такое образное сравнение. Он сказал, что призывы усилить борьбу с браконьерством напоминают ситуацию с плохо работающим заводом. Вместо того чтобы выводить этот завод из кризиса, налаживать там менеджмент и т.д., все призывают... усиливать его охрану.
Как говорится, не в бровь, а в глаз! Прежде всего, в стране надо урегулировать вопросы, связанные с использованием биоресурсов. И сейчас эта работа наконец-то началась. Взят курс на то, чтобы перерабатывать дары моря на российском берегу. Собственно, с этим связано и образование в структуре Пограничной службы департамента береговой охраны, где и будут концентрироваться усилия в борьбе с трансграничной преступностью на морском направлении, в том числе и с браконьерами. Здесь будет задействован весь потенциал ФСБ России, Госкомрыболовства, других ведомств.
Справка. За 10 месяцев 2007 года пограничниками осмотрено свыше 27 тысяч промысловых судов. За нарушение законодательства задержано свыше 400 из них. По решению суда конфисковано 12 российских и 6 иностранных судов.
Наращивается взаимодействие и с сопредельными государствами. В рамках упомянутого форума руководителей береговых охран северной части Тихого океана одна из межгосударственных рабочих групп связана как раз с охраной морских биоресурсов. На Дальнем Востоке результаты такого взаимодействия постепенно проявляются. Если раньше нашим браконьерам удавалось скрываться в территориальных водах сопредельного государства, то теперь им удается это все реже. Прежде всего, за счет создания межгосударственного координационного центра по линии береговых охран. Сегодня не редкость, когда по сигналу российских пограничников их коллеги задерживают наших браконьеров или же выдворяют их из своих территориальных вод.
Но, прежде всего, наши пограничники рассчитывают на себя. И многое им в этом плане удается. Косвенным подтверждением этому является тот факт, что в последнее время снизилась загрузка рыбоперерабатывающих предприятий в Японии. В связи с этим производители, ориентированные на российский рынок, уже бьют тревогу. Скупать у российских браконьеров биоресурсы по демпинговым ценам им было выгодно. Но лавочка, похоже, закрывается. Браконьер – в каких бы территориальных водах он ни находился – должен быть вне закона.
Большую обеспокоенность, отметил Николай Рыбалкин, по-прежнему вызывает афганский наркотрафик. На российско-казахстанской границе порой изымают по 60 кг героина. А в прошлом году на оренбургском направлении в одном автомобиле задержали рекордную партию – 300 кг.
Справка. За 10 месяцев 2007 года задержано около 800 кг наркотиков. Среди них преобладает героин. Но морским путем из Южной Америки к нам все чаще попадает кокаин, крупные партии которого недавно задержаны в Санкт-Петербурге и Новороссийске.
Понятно, что наркотики транзитом следуют через Таджикистан. Находящаяся в этой республике российская оперативная погрангруппа тесно взаимодействует с Комитетом по охране государственной границы РТ, который из года в год наращивает количество задержанных наркотиков. В этом году комитет стал и организатором межгосударственной пограничной спецоперации по борьбе с наркотрафиком, которая была проведена под эгидой Совета командующих погранвойсками СНГ. Кроме того, в республике реализуется ряд международных проектов по борьбе с наркотрафиком. Но пока кардинально ситуацию это не изменило. Более того, как сообщил генерал Рыбалкин, наркопосевы в Афганистане в этом году снова увеличились, а лаборатории по переработке этого зелья действуют в этой стране почти легально. Их местонахождение властям известно, но никаких мер, увы, не принимается.
Владимир МОХОВ

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами