Правовые основы охраны государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве :

Правовые основы охраны государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве :

АР
Ф356 Федяков, В. Ю. (Владимир Юрьевич).
Правовые основы охраны государственной границы 
Российской Федерации в воздушном пространстве :Автореферат 
диссертации на соискание ученой степени кандидата 
юридических наук. Специальность 20.02.03 - Военное право, 
военные проблемы международного права /В. Ю. Федяков ; Науч
. рук. А. А. Толкаченко. -М.,2006. -24 с.-Библиогр. : с. 23
.2. ссылок
70,00 руб.
Материал(ы):
  • Правовые основы охраны государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве
    Федяков, В. Ю.
    Федяков, В. Ю.
    Правовые основы охраны государственной границы
    Российской Федерации в воздушном пространстве :Автореферат
    диссертации на соискание ученой степени кандидата
    юридических наук.

    1
    I. Общая характеристика работы
    Сохранение суверенитета и территориальной целостности -одна из важнейших задач любого государства. Особое место в этой связи отводится институту государственной границы. Его значение для развития общества велико и во многом определяется объективными процессами, происходящими в политическом и правовом поле различных государств.
    В результате качественного прорыва в использовании современных военных технологий возросла роль воздушного пространства как наиболее благоприятной и доступной физической среды, используемой для всякого рода провокаций или прямой агрессии в отношении какого-либо государства. Характер использования воздушного пространства постоянно модернизируется и видоизменяется. Кроме деятельности авиации, получили свое развитие и другие виды военного и мирного использования воздушного пространства, в числе которых полеты ракет, техногенное воздействие на атмосферу планеты (преднамеренное и непреднамеренное), испытания оружия, научные исследования, полеты космических аппаратов, использование солнечной энергии и многое другое. Правовое регулирование этих видов деятельности по существу происходит в рамках таких правовых подотраслей международного публичного права, как природоохранительное (право окружающей среды), космическое, морское и пр. Характер и сама возможность выполнения любой военной деятельности в воздушном пространстве также подчиняются правовому статусу и режиму последнего, которые определяются нормами как международного, так и национального воздушного права, а также их военными аспектами.
    Эта взаимосвязь оказывается конфликтной в тех случаях, когда последствия деятельности одних государств в воздушном пространстве приходят в столкновение с интересами других государств и нарушается правовой режим воздушного пространства. В настоящее время противоречия непосредственно связаны с вопросами войны и мира, предотвращением террористической деятельности, экологических катастроф, с иными глобальными проблемами современности.
    Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими факторами:
    - во-первых, необходимостью более четкой правовой регламентации внешнеполитических и внутриполитических интересов Рос-
    2
    сийской Федерации при использовании воздушного пространства и контроля над его использованием другими государствами;
    - во-вторых, возрастанием роли воздушного пространства как среды, посредством которой вероятнее всего возможна агрессия в отношении Российской Федерации со стороны международных террористических организаций, а также иных не дружественно настроенных международных военных блоков и организаций;
    - в-третьих, необходимостью внимательного осмысления промежуточных результатов проводимых в России административной реформы и реформы Вооруженных Сил Российской Федерации, которые затрагивают интересы в том числе и федеральных органов исполнительной власти, принимающих участие в охране государственной границы Российской Федерации (далее - государственная граница) в воздушном пространстве;
    - в-четвертых, пробельностью в правовом регулировании и недостаточной разработанностью в российской военно-правовой науке проблемы охраны государственной границы в воздушном пространстве, в том числе с учетом международно-правовых требований к использованию воздушного пространства.
    В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы определения правового статуса суверенного воздушного пространства Российской Федерации, принципов и способов его охраны, порядка разрешения инцидентов, возникающих в случае нарушения государственной границы воздушными судами иностранных государств.
    Степень научной разработанности темы. Многие аспекты обеспечения безопасности границ затрагивались в рамках предмета военной истории и военного искусства, военной науки и практики[1]. Также имеются достаточно основательные научные наработки, в той или иной мере связанные с обеспечением государственной безопасности в пограничной сфере, с охраной государственной границы. Вместе с тем вопросы охраны государственной границы в воздушном пространстве остались недостаточно изученными. Все многообразие исследований, монографий, научных статей и публикаций, так или иначе затрагивающих воздушную тематику, можно объединить в несколько групп.
    3
    Первую группу составляют работы, посвященные исследованию общих вопросов международного воздушного (аэронавигационного) права, раскрывающие суть основных правил, закономерностей и понятий, которые используются в международной воздушной практике. В числе таких работ необходимо особо выделить труды A.M. Баранова, В.Д. Бордунова, Я.Г. Броунли, Э.Г. Василевской, А.Н. Верещагина, В.Э. Грабаря, В.Н. Дежкина, Б.М. Клименко, А.И. Котова, В.И. Кузнецова, Ю.Н. Малеева, Е.Я. Черномордика, A.M. Яковлева, N. Matte, R. Quadri[2] и других.
    Ко второй группе следует отнести работы, посвященные исследованию содержания проблем национальной безопасности. Это известные  работы  Д.А. Афиногенова,  О.А. Белькова, Ю.Г. Качановского, Н.А. Косолапого, А.С. Куртова, В.П. Лузянина, Г.Н. Оливье, Г.В. Осипова, И.В. Радикова, В.А. Рубанова, Ю.А. Рыжкова, А.С. Синайского, И.К. Харичкина, В.В. Чебана и других авторов, содержащие научно обоснованные выводы о целесообразности поиска и утверждения наиболее жизнеспособных форм организации жизнедеятельности нации, новых подходов в обеспечении военной, социальной, экономической, духовной, экологической и других видов безопасности[3].
    4
    В третью группу научных трудов включены работы, в которых планомерно исследуются проблемы распространения суверенитета и юрисдикции государства на определенные участки воздушного пространства (приграничное и свободное воздушное пространство), а также рассматриваются права и свободы государств в указанных участках, способы защиты суверенных прав и просто прав в пределах таких пространств. Этим вопросам, в частности, посвящены работы С.Н. Бабурина, Ю.Г. Барсегова, Л.И. Воловой, Т.Д. Гоббса, В.И. Евинтова, Ю.М. Колосова, М.А. Лебедева, В.А. Незабитовского, Н.Е. Тюриной, Н.А. Ушакова, Г.Г. Шинкарецкой, О.О. Ogunbanwo[4].
    Особого внимания заслуживают исследования и публикации ученых-юристов, образующие четвертую группу работ, в которых раскрываются суть, специфика, содержание, функционирование различных органов и воинских формирований, их специфические задачи по поддержанию безопасного существования и развития страны в различ-
    5
    ных сферах, определяющие место и роль органов государственной власти в системе охраны государственной границы в воздушном пространстве. Эта проблематика содержится в работах таких исследователей, как А.Ф. Андреев, Б.Н. Балашов, М.А. Гареев, В.В. Дюкарев, С.Г. Евтушенко, Г.А. Зайцев, В.И. Захаренко, В.А. Золотарев, П.С. Иванчишин, В.Т. Кабышев, П.И. Казаченко, А.В. Мицкевич, Б.В. Молостов, А.И. Николаев, А.Н. Писарев, В.А. Подберезный, А.Н. Почтарев, Ф.И. Сапрыкин, В.Н. Тепечин, М.Л. Тюркин, К.В. Фатеев, А.В. Шепельский, А.С. Щербаков[5].
    6
    Однако, несмотря на это, до сих пор не имеется специальной исследовательской работы, посвященной правовому регулированию вопросов охраны государственной границы в воздушном пространстве.
    Объектом диссертационного исследования является система общественных отношений, складывающихся в процессе использования суверенного воздушного пространства Российской Федерации и охраны государственной границы в воздушном пространстве. Это отношения, которые обеспечивают суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации и объективно подлежат необходимому военно-правовому регулированию.
    Предмет исследования - совокупность норм права, которые определяют правовой статус суверенного воздушного пространства Российской Федерации, порядок охраны государственной границы в воздушном пространстве, а также полномочия федеральных органов исполнительной власти в этой сфере.
    Целью диссертационного исследования являются выявление, систематизация и анализ норм права, определяющих правовой статус суверенного воздушного пространства, полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны государственной границы в воздушном пространстве, а также определение возможных направлений их совершенствования с учетом реально складывающейся обстановки, т.е. решение правовых, научно-практических задач, имеющих существенное военно-правовое значение.
    Достижение поставленной цели предопределило постановку следующих задач:
    - обобщить и проанализировать доктринальные позиции отечественных и зарубежных авторов по проблеме правового статуса воздушного пространства;
    - обосновать понятие суверенного воздушного пространства как важнейшей составной части суверенитета и территориальной целостности государства;
    - выявить и разработать основные принципы охраны государственной границы в воздушном пространстве и их военно-правовое закрепление;
    - проанализировать правила охраны государственной границы в воздушном пространстве и на их основе предложить авторское определение понятия «воздушный терроризм» с присущими ему правовыми составляющими;
    7
    - теоретически обосновать конкретные предложения и рекомендации, направленные на совершенствование действующей системы нормативных правовых актов комплексного, в том числе военно-правового характера, регулирующего вопросы охраны государственной границы в воздушном пространстве, посредством анализа и обобщения соответствующих полномочий федеральных органов исполнительной власти.
    Методологическая основа диссертации представлена широким использованием современной методологии анализа и теоретического описания общественных явлений, включая общенаучные, общелогические и частно-научные методы исследования, среди которых преимущественно были применены исторический, системно-логический, сравнительно-правовой, догматично-юридический, структурно-аналитический методы.
    Информационной основой исследования являются нормативные правовые акты, прямо или косвенно определяющие статус суверенного воздушного пространства, а также регулирующие отношения в сфере охраны государственной границы в воздушном пространстве: Конституция Российской Федерации[6]; федеральные конституционные законы; федеральные законы; указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; акты федеральных органов исполнительной власти, международные документы.
    Принципиальное значение для рассматриваемой темы имеют директивные документы Президента Российской Федерации - Верховного Главнокомандующего, а также директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Важные методологические положения высказаны в выступлениях руководителей палат Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
    Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что она является первым комплексным исследованием правового статуса суверенного воздушного пространства Российской Федерации и порядка охраны государственной границы в воздушном пространстве; автором обоснованно оспаривается необходимость однозначного международно-правового оформления понятия «воздушное пространство»; обоснованы, сформулированы и предложены принципы охраны государственной границы в воздушном пространстве.
    8
    На защиту выносятся следующие положения и выводы:
    1. Разработанное и обоснованное автором положение, в соответствии с которым утверждается невозможность (и ненадобность) однозначного международно-правового оформления понятия «воздушного пространства» в обозримой перспективе.
    2. Авторский вывод о том, что в основу нормативного определения понятия «воздушное пространство», прежде всего, должны быть заложены только конкретные высотные критерии, удовлетворяющие, учитывающие или «поглощающие» навигационные, военные, политические, экономические и другие условия. Это обусловлено тем, что последние нестабильны - большинство из них носит временный характер, многие латентны или же пока не существуют, поэтому ставить только в зависимость от них содержание понятия «воздушное пространство» представляется неверным.
    3. Обоснованные, сформулированные и предложенные автором принципы охраны государственной границы в воздушном пространстве: неприкосновенность воздушного пространства и государственной границы; взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности государств, граничащих с Российской Федерацией; мирное разрешение конфликтных ситуаций, возникающих при нарушении правил использования воздушного пространства Российской Федерации и др.; всестороннее сотрудничество органов государственной власти, уполномоченных в области регулирования использования воздушного пространства Российской Федерации; комплексное применение сил и средств в интересах охраны государственной границы в воздушном пространстве; ответственность органов государственной власти за обеспечение надежной охраны государственной границы в воздушном пространстве и надлежащее использование воздушного пространства Российской Федерации; взаимодействие различных сил и средств в интересах охраны государственной границы в воздушном пространстве; сосредоточение основных усилий Военно-воздушных сил Российской Федерации (далее - ВВС России) на важнейших стратегических воздушно-космических (воздушных) направлениях и оборона наиболее важных объектов; эшелонированное построение сил и средств, участвующих в охране государственной границы в воздушном пространстве (на всю глубину проникновения средств воздушно-космического нападения).
    4. Авторское определение понятия «воздушный терроризм» как преступного деяния, выразившегося в совершении угона, захвата,
    9
    подрыва воздушного судна, его использовании в качестве средства поражения, нарушении деятельности органов управления воздушным движением и функционирования системы управления воздушным движением, в совершении иных деяний, связанных с нарушением правил использования воздушного пространства, создающих опасность гибели людей, причинения ущерба либо наступления иных общественно-опасных последствий, если эти деяния совершены в целях нарушения общественной безопасности, устранения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами государственной власти, удовлетворения неправомерных имущественных и (или) иных интересов, а также угрозы совершения указанных деяний в тех же целях, в том числе и заведомо ложное сообщение об акте терроризма, связанного с деятельностью авиации.
    5. Авторские предложения по совершенствованию действующего законодательства, регламентирующего вопросы охраны государственной границы в воздушном пространстве.
    Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что его содержание и результаты, сформулированные на их основе выводы и предложения создают определенную базу для дальнейшей правовой разработки проблем охраны государственной границы в воздушном пространстве. Положения, выводы и рекомендации, выносимые на защиту, могут представлять интерес для руководителей различных уровней, причастных к охране государственной границы в воздушном пространстве, и быть использованы при разработке проектов нормативных правовых актов, применении военными структурами действующих актов, преподавании ряда военных дисциплин в соответствующих учебных заведениях.
    Апробация результатов диссертационного исследования. Основные теоретические выводы, рекомендации и положения диссертационного исследования докладывались на Международных и Всероссийских конференциях. Диссертант участвовал в работе круглого стола «Концептуальные основы обеспечения безопасности Российской Федерации в пограничной сфере», проводимого на базе Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в декабре 2005 г., а также выступал по проблематике диссертации на научно-теоретических конференциях в Московском и Голицынском пограничных институтах ФСБ России в 2003-2005 годах, по результатам которых изданы соответствующие материалы.
    10
    Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры международного и административного права Московского пограничного института ФСБ России и отражены в публикациях автора общим объемом 1,5 п.л.
    Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих пять параграфов), заключения и библиографии.
    II. Основное содержание работы
    Во введении обосновывается актуальность темы исследования, степень ее разработанности, определяются предмет, цель и задачи, теоретическая и методологическая основы, формулируются положения, выносимые на защиту, показывается теоретическая и практическая значимость, излагается структура диссертационной работы.
    В первой главе «Воздушное пространство Российской Федерации (понятие и правовая характеристика)» автором последовательно исследуется философско-правовая природа понятия «воздушное пространство», раскрывается и анализируется правовой статус воздушного пространства Российской Федерации.
    Первый параграф «Философско-правовая природа понятия «воздушное пространство». В современной юридической науке существует множество подходов к пониманию понятия «воздушное пространство». В их числе позиция профессора А.Н. Верещагина, который утверждал, что воздушным пространством является любое пространство, заполненное воздухом[7]; мнение канадского юриста Н.М. Мате: пространство по своей природе не является ни воздушным, ни каким-либо другим, из чего следует, что при нормативном определении понятия «воздушное пространство» необходимо исходить не только из правовых и естественно-научных теорий, но и учитывать философские концепции[8].
    Современное развитие научно-технической мысли и технические достижения человечества позволяют утверждать, что проблема определения понятия «воздушное пространство» в нормативном отношении распадается на две части. Во-первых, это определение границы между воздушным и космическим пространством, что должно слу-
    11
    жить целям четкого разграничения сферы действия норм воздушного и космического права. Во-вторых, это определение верхнего предела государственного суверенитета, который может быть признан несколько ниже, но ни в коем случае не выше нормативной границы между воздушным и космическим пространством. Причем решение этой проблемы должно осуществляться строго в предложенной хронологии.
    Отсутствие нормативно закрепленного определения понятия «воздушное пространство» и безрезультатность всяких действий в этом направлении обусловлены множеством причин. К их числу принято относить, во-первых, нежелание многих ученых и юристов проводить четкое различие между пространством как таковым (идеальной бесконечной протяженностью), «действительным» воздушным пространством (атмосферой Земли) и нормативным воздушным пространством, границы, правовое положение (статус) и правовой режим которого обусловлены действием соответствующих норм международного и внутреннего права.
    Во-вторых, неверны сами методы, при помощи которых пытаются выстроить правовые конструкции. Абсурдно искать нормативное содержание понятия «воздушное пространство» исключительно в данных естественных наук. Навигационные, метеорологические и прочие подобные параметры не могут быть положены в основу того, что в праве будут именовать воздушным пространством.
    В-третьих, политические амбиции ряда государств направлены на умышленное создание условий, при которых в праве будет отсутствовать определение термина «воздушное пространство» ввиду очевидной опасности, что в законодательстве других государств это определение будет отличаться по самому существенному элементу - высотной границе воздушного пространства и, соответственно, высотному пределу государственного суверенитета с потенциально возможным решением этого вопроса на самых неожиданных (больших) высотах.
    В-четвертых, нормативное определение понятия «воздушное пространство» зависит от множества различных факторов. Эти факторы весьма подвижны, подвержены ротации, поэтому попытка четко определить обозначенный термин заведомо обречена, т.к. через какое-то время изменившиеся факторы сделают предложенное определение не актуальным.
    В этой связи, по мнению автора, отсутствие нормативного определения понятия «воздушное пространство» не проясняет обстановку, но и не ухудшает ее.
    12
    Второй параграф «Правовой статус воздушного пространства Российской Федерации». Глубокая научно-правовая проработка существа понятия «суверенное воздушное пространство», а также вопросов использования суверенного воздушного пространства, составляющая основу современного международного воздушного права, в то же время не снимает проблему множественности подходов к пониманию суверенитета и исключительности прав на использование воздушного пространства. Применительно к данной проблеме в науке можно встретить различные точки зрения и теории. Все их можно свести к следующему: полная отмена суверенитета государства на его воздушное пространство (в частности, Нис (Nys) утверждал, что воздушные границы не могут быть осязаемы, поэтому на воздушное пространство должен распространяться режим свободы полетов по аналогии со свободой судоходства в морском праве[9]); частичная отмена суверенитета в отношении некоторых видов деятельности в воздушном пространстве (Фошиль (Fauchille) допускал некоторое ограничение свободы воздушного пространства, главным образом, мотивируя это созданием запретных зон, простирающихся до определенной высоты, например, до высоты Эйфелевой башни - 300 м[10]); распространение полного суверенитета государства на свое воздушное пространство (Хазелтайн (Hazeltine) и Вестлэйк (Westlake), напротив, отрицали аналогию с морским правом, полагая, что воздушное пространство имеет более жизненно важный характер для государства, чем прилегающий к его берегам участок морского пространства[11]). Российская Федерация в этом вопросе занимает гибкую позицию, используя дифференцированный подход к ограничению своего суверенитета в отношении тех или иных государств.
    Основу законодательства, формирующего правовой статус воздушного пространства Российской Федерации, порядок его использования, а также правила охраны государственной фаницы в воздушном пространстве составляют три документа. Конституция Российской
    13
    Федерации определяет, что воздушное пространство Российской Федерации является составной частью ее территории[12]. Воздушный кодекс Российской Федерации[13] (далее - ВК РФ) непосредственно устанавливает статус воздушного пространства Российской Федерации, условия и порядок его использования и пр.[14] Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»[15], который так же, как и Конституция Российской Федерации, признает воздушное пространство Российской Федерации ее территорией со всеми вытекающими последствиями, устанавливает порядок пересечения государственной границы воздушными судами, а также определяет органы государственной власти, обеспечивающие защиту и охрану воздушного пространства Российской Федерации, и наделяет их соответствующими полномочиями.
    Во второй главе «Правовое регулирование охраны государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве» определяются и обосновываются принципы охраны государственной границы в воздушном пространстве, анализируются особенности правового регулирования охраны государственной границы в воздушном пространстве, полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны государственной границы в воздушном пространстве, а также исследуются перспективы развития федерального законодательства в указанной сфере.
    Первый параграф «Принципы охраны государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве». Принципы международного воздушного права, выработанные международной практикой использования воздушного пространства, являются фундаментом, «активными центрами» современного правопорядка. Они определяют политико-правовой облик всего воздушного пространства. От уровня их признания и соблюдения зависит действенность международного правопорядка.
    14
    Особую актуальность и значимость в современной российской правовой действительности приобретает разработка четкого механизма охраны воздушного пространства Российской Федерации, основу которого должны составлять специальные правовые принципы. Многолетняя практика использования советского, а теперь российского воздушного пространства позволила сформулировать следующие принципы охраны воздушного пространства Российской Федерации:
    1) неприкосновенность воздушного пространства и государственной границы;
    2) взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности государств, граничащих с Российской Федерацией;
    3) мирное разрешение конфликтных ситуаций, возникающих при нарушении правил использования воздушного пространства Российской Федерации;
    4) всестороннее сотрудничество органов государственной власти, уполномоченных в области регулирования использования воздушного пространства Российской Федерации;
    5) комплексное применение сил, войск и средств в интересах охраны государственной границы в воздушном пространстве;
    6) ответственность органов государственной власти за обеспечение надежной охраны и надлежащего использования воздушного пространства Российской Федерации;
    7) взаимодействие различных сил и средств в интересах охраны государственной границы в воздушном пространстве;
    8) сосредоточение основных усилий войск ПВО и всех ВВС России на важнейших стратегических воздушно-космических (воздушных) направлениях и обороне наиболее важных объектов;
    9) эшелонированное построение сил и средств, участвующих в охране государственной границы в воздушном пространстве, на всю глубину проникновения средств воздушно-космического нападения.
    Названные принципы очень важны, поскольку определяют основное направление развития законодательства в области охраны и использования воздушного пространства Российской Федерации. Они основаны на международно-правовом опыте использования воздушного пространства, их использование обеспечит открытый доступ международной практики и ее имплементацию в национальное законодательство без вреда интересам безопасности Российской Федерации.
    15
    Второй параграф «Порядок охраны государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве». Правовое регулирование охраны государственной границы в воздушном пространстве на современном этапе развития имеет большое значение. Любые попытки защитить свой суверенитет, территориальную целостность могут быть истолкованы общественностью и мировым сообществом как преступные действия, если они не закреплены в соответствующих нормативных правовых актах.
    Важной и до конца не разрешенной (в правовом смысле) проблемой является предотвращение нарушений государственной границы в воздушном пространстве, методика поиска и поимки нарушителей весьма специфична. Обычное задержание, которое чаще всего имеет место при охране сухопутных участков границы, без применения оружия, боевой техники и специальных средств, основанное на мастерстве личного состава, при действиях в воздушном пространстве невозможно. В данном случае нарушителем является техническое средство, одномоментно пресечь преступные действия которого без «лишнего шума» и каких-либо неблагоприятных последствий не представляется возможным. Именно поэтому применение оружия или демонстрация намерений о его применении сопутствует почти каждому задержанию умышленного нарушителя государственной границы в воздушном пространстве.
    Проецирование существующих норм на современные отношения дает основание утверждать, что эти нормы не способствуют эффективной охране воздушного пространства и обеспечению безопасности государства в целом. Чего стоит только проблема воздушного терроризма, которая в последние годы стала одной из самых актуальных. Действующее российское законодательство на сегодняшний день беззащитно перед ней[16].
    Вместе с тем необходимо отметить, что проблема применения оружия и боевой техники при охране государственной границы носит
    16
    далеко не только национально-правовой характер. Как правило, воздушные суда-нарушители представляют то или иное иностранное государство, и в этой связи применение оружия и боевой техники невозможно без учета норм международного права.
    Смысл и содержание Чикагской конвенции не позволяют вводить в нее абсолютный принцип неприменения в ситуациях, когда грубо и преднамеренно попирается суверенитет государства. Международное право признает допустимость обеспечения прав и интересов государств с помощью мер принуждения, которые будут правомерными, только если они укладываются в рамки понятия применения силы по международному праву в отличие от насильственного произвола как неправомерного применения силы.
    Третий параграф «Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве». К основным федеральным органам исполнительной власти, напрямую связанным с решением вопросов охраны государственной границы в воздушном пространстве, руководители которых являются членами Совета Безопасности, можно отнести: Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России); Федеральную службу безопасности Российской Федерации (ФСБ России), также Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России), Минфин России, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) - они в процессе своей деятельности отвечают за обеспечение тех или иных аспектов охраны государственной границы в воздушном пространстве.
    Следует отметить, что проблема охраны государственной границы в воздушном пространстве с научной точки зрения весьма многогранна, поскольку затрагивает не только вопросы обеспечения обороноспособности страны, но и ее безопасности. Здесь сталкиваются (сливаются воедино) интересы сразу нескольких разноплановых федеральных органов исполнительной власти - Минобороны России, Мин-
    17
    транса России, ФСБ России и МИДа России. Бесспорно, что главенствующая роль в деятельности по охране государственной границы в. воздушном пространстве отводится Минобороны России. Однако в силу этого такая деятельность не сводится только к решению задач по обеспечению обороноспособности страны ее вооруженными силами. Параллельно эта проблема решается органами федеральной службы безопасности в лице пограничных органов, а также некоторыми «гражданскими» федеральными органами исполнительной власти.
    Признавая исключительный характер деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в области охраны государственной границы в воздушном пространстве, необходимо отметить, что ее эффективность во многом зависит от интенсивности взаимодействия последних с пограничными органами федеральной службы безопасности.
    По мнению автора, основное внимание в этой сфере должно быть уделено следующим мероприятиям: определению порядка совместных действий при нарушении воздушного пространства страны; обмену информацией о всех наблюдаемых маловысотных целях; предоставлению информации о маршрутах полетов иностранных и российских летательных аппаратов в зоне ответственности; определению порядка совместных действий при обнаружении неопознанных целей или их приземлении в пограничной зоне, вблизи ее; проведению учений по противовоздушной обороне вблизи государственной границы и участию в них пограничных органов; организации связи пограничных органов с подразделениями, частями и соединениями ВВС России; определению порядка использования аэродромов и посадочных площадок, принадлежащих ВВС России, самолетами и вертолетами ФСБ России; обмену информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии наземной и гидрометеорологической обстановки.
    Анализ норм действующего законодательства позволил автору сформулировать основные полномочия органов федеральной службы безопасности в сфере охраны государственной границы в воздушном пространстве: обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, принимающих участие в защите и охране государственной границы в воздушном пространстве; обеспечивать в
    18
    пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, воздушного транспорта и связи, а также безопасность в сфере космических исследований; обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; осуществлять в пределах своих полномочий меры по обеспечению защиты и охраны государственной границы, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории; согласовывать представления об открытии международных трасс и местных воздушных линий, специально выделенного коридора пролета государственной границы; согласовывать совместно с МИДом России инструкции о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти по выдаче разрешений на разовые полеты воздушных судов иностранных государств в Российской Федерации и пр.
    Деятельность остальных обозначенных федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны государственной границы в воздушном пространстве носит производный и эпизодический характер.
    Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие теоретические выводы:
    1. Многогранность понятия «воздушное пространство», объективная зависимость его содержания не позволяют сформулировать общую дефиницию. В настоящее время не допустима абсолютизация тех условий, которые так или иначе могут повлиять на нормативную составляющую понятия «воздушное пространство». Эти условия нестабильны: большинство из них носит временный характер, многие латентны или же пока не существуют, поэтому ставить только в зависимость от них содержание понятия «воздушное пространство» представляется неверным.
    2. Весьма острой и не до конца решенной остается проблема соотношения понятий «воздушное пространство» и «суверенное воздушное пространство». В правовой действительности невозможно существование только определения воздушного пространства как общей категории и отсутствие понятия суверенного воздушного пространства. Следуя юридической логике, появление первого автоматически
    19
    предполагает существование и второго, даже если нормативно оно нигде не будет закреплено. Образное представление о понятии «воздушное пространство» существует в практике и является следствием договоренностей между отдельным государствами.
    3. Принципы охраны государственной границы в воздушном пространстве имеют своеобразную природу. Во-первых, они выступают в качестве правовой категории, которая хотя и не закреплена в действующем законодательстве, но подразумевается последним (они есть не что иное, как «дух закона»). Во-вторых, они олицетворяют собой определенные доктринальные установки (незыблемость и неприкосновенность воздушных границ, суверенное воздушное пространство), утвердившиеся в процессе развития идей о воздушном пространстве. В этом они определяют содержание и идейный смысл ВК РФ, Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», а также других правовых актов в области использования воздушного пространства Российской Федерации. В-третьих, в реальной действительности они воплощаются в целях и задачах, деятельности соответствующих органов государственной власти, уполномоченных в области использования и охраны воздушного пространства Российской Федерации.
    4. Исходя из чрезвычайной общественной опасности преступлений в воздухе и из воздуха, в целях усиления ответственности за противоправные действия, угрожающие безопасности в области авиации, в т.ч. в области охраны государственной границы, в нормативные правовые документы (государственные, ведомственные) ввести понятие «воздушный терроризм» с перечнем преступлений террористического характера в области использования воздушного пространства, применения авиации, управления воздушным движением и охраны.
    С учетом проведенного в работе анализа автор считает уместным сформулировать ряд практических предложений, направленных на совершенствование порядка охраны государственной границы в воздушном пространстве:
    1. В целях единства и согласованности действий органов государственной власти Российской Федерации при охране государственной границы в воздушном пространстве необходимо принять единый
    20
    документ - совместный приказ руководителей силовых ведомств, интегрирующий в себе основы применения их сил и средств в области охраны государственной границы в воздушном пространстве и связанной с ней деятельности по недопущению нарушений правил использования воздушного пространства в различных условиях: при нарушении (угрозы нарушения) государственной границы; поиске, спасании, задержании воздушных судов, экипажей, пассажиров в воздухе и на земле, в т.ч. в чрезвычайных (аварийных) ситуациях природного и техногенного характера; при использовании самолетов (вертолетов) других ведомств, кроме Минобороны России.
    Эти основы должны быть детализированы применительно к местным условиям и отражены в приказах, инструкциях, положениях, определяющих деятельность органов управления и подразделений участников совместных действий, в т.ч. в рамках контртеррористической операции. В документах должны быть также определены основы взаимодействия (правоотношений), обеспечения и управления.
    2. Необходимо определить содержание особого режима использования воздушного пространства приграничной полосы (25 км вдоль государственной границы Российской Федерации, кроме побережья арктических морей)[17]. Для мирного времени Генеральному штабу целесообразно издать директиву с изложением общих положений по установлению специального порядка ИВП, а также структуру раздела в Инструкцию по ИВП зоны (района) ЕС ОрВД.
    Детализацию же порядка использования воздушного пространства приграничной полосы целесообразно устанавливать применительно к местным условиям в Инструкциях по ИВП зон (районов) ЕС ОрВД, Инструкциях по производству полетов и использованию других элементов структуры воздушного пространства.
    В угрожаемый период (с введением повышенных степеней готовности группировок Вооруженных Сил Российской Федерации на направлениях) Генеральный штаб определяет содержание особого ре-
    21
    жима ИВП более конкретно для каждой зоны ответственности за противовоздушную оборону - зоны ответственности объединения ВВС России. В Плане ПВО объединения ВВС России целесообразно иметь отдельный раздел.
    3. В отличие от мирного времени, когда в соответствии со ст. 24, 25 ВК РФ ответственность за государственное регулирование ИВП распределяется между Минобороны России и Федеральным агентством воздушного транспорта, в угрожаемый период и в военное время целесообразно определить единую ответственность органа управления ВВС России за организацию ИВП в зонах ответственности за противовоздушную оборону на всей территории России. Целесообразно на этот период подчинить гражданский сектор начальнику военного сектора, а сам зональный центр ЕС ОрВД иметь как элемент КП объединения ВВС России.
    4. В соответствии с законами «Об обороне»[18] и «О Государственной границе Российской Федерации» на ВВС России как на правопреемника войск ПВО возлагается задача охраны и обороны государственной границы в воздушном пространстве. Однако для выполнения этой государственной задачи у Главнокомандующего ВВС России нет необходимых ресурсов в виде войск (сил), поскольку они находятся в оперативном подчинении военных округов. В данном случае нарушен важнейший принцип эффективного управления -принцип соразмерности прав и ответственности.
    Поэтому в Законе Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» или Федеральном законе «Об обороне» необходимо либо возложить ответственность за решение этой задачи на командующих военными округами, либо подчинить соответствующие войска (силы) Главного командования ВВС России. Но наиболее рациональным способом является более тесная интеграция усилий всех войск (сил), привлекаемых к решению задач в воздушном пространстве, и возложение ответственности на ВВС России.
    5. Законодательство Российской Федерации в области контроля и соблюдения правил использования воздушного пространства сла-
    22
    бо регламентирует борьбу с воздушным терроризмом и другими противоправными действиями в воздушно-космическом пространстве. В частности, оно оказалось не готово к такой форме терроризма, как использование воздушного судна в качестве средства для совершения террористического акта на суше (море). Воздушное законодательство Российской Федерации содержит только понятие захвата и угона воздушного судна. Однако возможность использования воздушного судна для совершения террористического акта на суше (море) не рассматривается, и исходя из этого не определяется содержание действий органов, отвечающих за порядок использования воздушного пространства[19]. Не предусмотрены такие действия и в документах, регламентирующих несение боевого дежурства по ПВО.
    Право принятия решения на открытие огня дежурными силами по боевым и беспилотным воздушным судам, нарушившим государственную границу в воздушном пространстве, предоставлено командирам соответствующих подразделений ВВС России, а также лицам, их замещающим. Но вопросы ведения борьбы с летательными аппаратами, совершающими полет к особо важным объектам с заведомой целью совершения террористического акта, должны найти регламентирование в нормативных правовых документах. В частности, должны быть именно законодательно (а не ведомственными актами) определены условия применения оружия (полет к особо важным объектам и т.д.) по воздушному судну с пассажирами на борту, захваченному террористами, с определением должностных лиц, имеющих право принятия такого решения.
    6. Обостряется проблема в обеспечении безопасности полетов, а также и охраны государственной границы в воздушном пространстве, связанная с нарушениями правил использования воздушного пространства легкомоторной авиацией, причем среди них достаточно высок процент нарушений умышленных. В основном, это полеты без заявок, вне установленного маршрута и времени, в т.ч. и в 150-километровой полосе вдоль государственной границы Российской Фе-
    23
    дерации. Также увеличивается количество нарушений установленных правил лицами, которые не имеют права на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
    Причины обострения проблемы кроются, прежде всего, в недостаточных возможностях дежурного радиолокационного поля по контролю полетов на малых высотах, а также очень мягкой ответственности за допущенные правонарушения. Очевидна необходимость законодательного ужесточения штрафных санкций к нарушителям вплоть до привлечения к уголовной ответственности, а также установления возмещения нарушителями затрат из бюджета Минобороны России на дополнительное включение радиолокационных средств, приведение в готовность дежурных по противовоздушной обороне сил и средств подразделений, частей, соединений и объединений до Центрального командного пункта ВВС России включительно, подъем в воздух дежурных истребителей.
    Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:
    1. Перспективы развития федерального законодательства в сфере охраны государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве // Право в Вооруженных Силах. - 2000. -№ 6. - 0,5 п.л.
    2. Правовая характеристика суверенного воздушного пространства Российской Федерации // Сб. науч. ст. № 12. - М.: МПИ ФСБ России, 2004. - 1 п.л.


    [1] В царской России данная проблема исследовалась в рамках монографических исследований Беляева ИД. (О сторожевой, станичной и полевой службе на польской украйне Московского государства до царя Алексея Михайловича. - М., 1846) и Флетчера Дж. (О государстве русском. - СПб., 1905).
    [2] См.: Баранов A.M., Солонин С.В. Авиационная метеорология. - Л., 1975; Бордунов В.Д. Правовой механизм деятельности международных авиационных организаций. - М.: Наука, 1989; Броунли Я.Г Международное право - М.: Прогресс, 1997; Василевская Э.Г. Космос и право. - М., 1980; Верещагин А.Н. Международное воздушное право - М., 1966; Грабарь В.Э. Вопросы воздушного права. - М.-Л., 1927; Дежкин В.Н. Правовое регулирование международной аэронавигации. - М.: Воздушный транспорт, 1989; Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право. - М., 1994; Котов А.И. Международное воздушное право. - М., 1964; Клименко Б.М. Государственная территория. Вопросы теории и практики международного права. - М.: Междунар. отношения, 1974; Малеев Ю.Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики. - М.: Междунар. отношения, 1986; Черномордик Е.Я. Воздушное пространство в международном праве // Известия АН СССР. - 1948. - № 4; Яковлев A.M. Авиационная метеорология. - М., 1971; Matte N. Traite de droit aerien-aeronautique. - Montreal-Paris, 1980; Quadri R. Droit international cosmique. Recueil des cours de l'Academie Francaise de Droit International, 1959 и др.
    [3] См.: Афиногенов Д.А. Военные вопросы безопасности России // Военная мысль. - 1993. - № 2; Бельков О.А. Проблемы и пути военного обеспечения национальных интересов России // Полис. - 1994. - № 4; Качановский Ю. Наша безопасность // Советская Россия. - 1996. - 14 марта; Косолапое Н.А. Национальная безопасность в меняющемся мире // Мировая экономика и международные отношения. - 1992. - № 10; Куртов А. Национальная безопасность России зависит от темпов интеграции стран СНГ // Независимая газета - 1997. - 15 янв.; Лузянин В.П. Методология исследования проблем безопасности и стабильности // Военная мысль. - 1993. - № 3; Оливье Г. Новая политика национальной безопасности и национальный интерес России // Международная жизнь. - 1994. - № 10; Осипов Г.В. Место и роль глобальных проблем безопасности в концепции безопасности Российской Федерации // Безопасность: Инф. сб. - М., 1993; Радиков И.В. Военно-политические проблемы безопасности Российского государства в переходный период: Дис. ... канд. политич. наук. - М.: ВУ, 1992; Рубанов В.А. Безопасность и будущее России // Свободная мысль. - 1995. - № 10; Рыжков Ю.А. Безопасность, которая нам не нужна // Новое время. - 1990. - № 10; Синайский А.С. Геополитика и национальная безопасность России // Военная мысль. - 1992. - № 10; Что обеспечит нашу национальную безопасность? // Армия - 1992. -№ 11; Харичкин И.К. Политическая элита и ее роль в обеспечении национальной безопасности России. - М.: МВИ ФПС России, 1999; Чебан В.В. Культура национальной безопасности России: история и современность. Автореф. дис. ... д-ра... филос. наук. - Балашов: ВВАУЛ им. А.А. Новикова, 1997.
    [4] См.: Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. - М., 1997; БарсеговЮ.Г. Территория в международном праве. - М., 1958; Волова Л.И. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности в современном международном праве. - М., 1999; Гоббс Т.Д. Соч.: В 2 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1989; Евинтов В.И. Международное сообщество и правопорядок. - Киев: Наукова думка, 1990; Колосов Ю.М. Космос и атмосфера: суверенитет и границы // Авиация и космонавтика. - 1967. - № 10; Лебедев М.А. Некоторые вопросы пользования иностранной территории в современном международном праве // Советский ежегодник международного права. -М., 1982; Незабитковский В.А. Учение публицистов о межгосударственном владении. -Киев, 1860; Тюрина Н.Е. Международный правопорядок (современные проекты совершенствования и преобразования). - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991; Ушаков Н.А. Суверенитет в современном международном праве. - М., 1963; Шинкарецкая Г.Г. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности в современном международном праве. - М., 1999; Ogunbanwo O.O. The exercise of state authority in the airspace over the high seas. These (поп publie) LLM, McGill Univ., 1996.
    [5] См.: Андреев А.Ф. Правовые основания применения Вооруженных Сил Российской Федерации по защите целостности и неприкосновенности территории России: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВУ, 2001; Балашов Д.Н. Методика расследования преступных нарушений правил полетов или подготовки к ним в Вооруженных Силах РФ: Дис. ... канд. юрид наук. - М.: ВУ, 2000; Гареев М.А. Характер будущих войн // Право и безопасность - 2003. - № 5-6 (6-7); Дюкарев В.В Организационно-правовые основы взаимодействия военных и гражданских органов единой системы организации воздушного движения Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВУ, 2004; Евтушенко С.Г. Правовое обеспечение военной безопасности России: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВУ, 2000; Зайцев Г.А. Российская авиация. Гарантии безопасности и удобства // Библиотечка «Российской газеты». - 1997. - Вып. 15; Захаренко В.И. Правовое регулирование деятельности Пограничных войск Федеральной пограничной службы России по охране Государственной границы Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВУ, 1998; Золотарев В.А. Военная безопасность России: политико-правовые проблемы: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М.: ВУ, 1999; Иванчишин П.С. Полномочия субъектов по обеспечению безопасности государственной границы. Общество, государство, власть. - М.: Граница, 1994; Кабышев В.Т. Конституционные принципы народовластия развитого социализма. Народовластие развитого социализма: конституционные вопросы. - Саратов, 1979; Казаченко П.И. Проблемы правового регулирования международной аэронавигации военных и гражданских воздушных судов (на примере режима воздушного пространства СНГ): Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВУ, 1997; Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства. - М., 1967; Молостов Б.В. Методология прогнозирования военно-политической обстановки: Дис. ... канд. филос. наук. - М.: ВПА, 1986; Николаев А.И. Место «первой пробы» надежности любого государства // Независимое военное обозрение. - 1996. - №17(21); Писарев А.Н. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВА ЭФиП, 1995; Подберезный В.А., Малеев Ю.Н. Полет без посадки. - М., 1996; Почта-рев А.Н. Рейс «KAL» № 902...// Независимое военное обозрение. - 2004. - № 21; Сапрыкин Ф.И. Международно-правовые проблемы использования воздушного пространства государств-участников СНГ: Дис ... канд. юрид. наук. - М., 1996; Тепечин В.Н. Граница как важнейший фактор национальной безопасности // Вестник границы. - 1995. -№ 9; Тюркин М.Л. Полномочия правительства в области обороны: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000; Фатеев К.В. Правовое регулирование обеспечения военной безопасности Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М.: ВУ, 2005; Шепельский А.В. Международно-правовое регулирование мер доверия в военной области: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВУ, 1996; Щербаков А.С. Безопасность и стабильность на границе // Вестник границы России. - 1995. - № 7,
    [6] См.: Российская газета. - 1993. - 25 дек.
    [7] См.: Верещагин А.Н. Указ. соч. - С. 9.
    [8] См.: Matte KM. Traite de droit aerien-aeronautique. - Montreal-Paris, 1980. - P. 59-51.
    [9] См.: Ki-Gab Park. La Protection de la souverainete aerienne. A.Pedone, Pans. 1991.-P. 30.
    [10] По его мнению, воздушное пространство не должно подпадать под суверенитет государства, поскольку является категорией res omnium communis. См.: Fauchille P. Le domaine aerien et le regime juridique des aerostats // Revue General du Droit International public.- 1901.-Vol. 8. -P. 31.
    [11] Cm: Ki-Gab Park. Op. cit. - P. 32.
    [12] См.: Ст. 67 Конституции Российской Федерации.
    [13] См.: Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 12. - Ст. 1383.
    [14] Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997.-№ 12-Ст. 1383.
    [15] См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. -№ 17. -Ст. 594,
    [16] Так, постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 г. № 977 «О порядке применения оружия и боевой техники при охране Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве» было принято позже закона, однако, не решает эту проблему, хотя и конкретизирует отдельные положения (Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 43, - Ст. 4982).
    [17] В соответствии со ст. 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации: «Особый режим ИВП - специальный порядок использования отдельных частей воздушного пространства Российской Федерации, устанавливаемый в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации». - Примеч. авт.
    [18] См.: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июня 1996 г., № 23, ст. 2750
    [19] См.: Воздушный кодекс Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

Сопутствующие материалы:
  | Защита диссертаций 
 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами