Матч миротворцев "США-Турция-Армения против России-Азербайджана" будет судить Иран

Опубликовано 13:46 05.04.2009
Документ: http://www.regnum.ru/news/1146537.html

Виктор Якубян: Матч миротворцев "США-Турция-Армения против России-Азербайджана" будет судить Иран

Процесс урегулирования армяно-турецких отношений, переговоры по разрешению нагорно-карабахского конфликта и армяно-иранские переговоры по строительству железной дороги - не просто одновременные или хронологически совпадающие, а в целом взаимосвязанные, дополняющие друг друга и конкурирующие проекты.
Несмотря на кажущуюся изоляцию, Армения сегодня находится в эпицентре важных политических событий, имеющих не только региональный, но и международный масштаб. Можно сказать, что эти процессы получили сильнейший импульс в результате военных действий на Южном Кавказе в августе 2008 года. Хотя Запад и не считает, что в грузинских проблемах поставлена точка, вероятность военного взрыва в Абхазии и Южной Осетии сведена к минимуму серьезными военно-политическими гарантиями Москвы. Другое дело Нагорный Карабах... Статус-кво в этом регионе поддерживается благодаря не только военному паритету между Арменией и Азербайджаном, но и весьма сложной системе баланса с участием России, США, ЕС, Турции и Ирана. Нарушение этой системы на любом участке обязательно приведет к срыву статус-кво на линии фронта.
В одной из балансирующих систем участвуют Армения с одной стороны, Азербайджан и Турция - с другой. Суть ее заключается в том, что экономическое, дипломатическое и военное давление Азербайджана на Ереван может возыметь эффект исключительно в случае блокирования Армении со стороны Турции. Разблокирование армяно-турецкой границы лишит усилия азербайджанской стороны всякого смысла, а значит, ей придется придумывать иную стратегию. С другой стороны, в условиях фактической войны с Азербайджаном, для Армении было бы непредусмотрительно обнажать свой тыл на турецком направлении. Более того, в случае возобновления военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта Армения сама будет вынуждена закрыть границу с Турцией, или, во всяком случае, очень серьезно ее укрепить. Что касается Турции, то эта страна не может и вряд ли захочет полностью дистанцироваться от проблем во взаимоотношениях Армении и Азербайджана и развивать с Арменией нормальные связи вопреки интересам Баку. Таким образом, конфликт вокруг Нагорного Карабаха предполагает закрытую армяно-турецкую границу, а разблокирование армяно-турецкой границы предполагает отсутствие карабахской проблемы.
Исходя именно из этой логики, сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайза заявил 4 апреля в Баку, что "определенные вещи должны произойти одновременно - это как прогресс по Карабаху, так и, возможно, улучшение отношений Турции и Армении". Американский дипломат не зря использовал слово "должны", поскольку он прекрасно понимает, что если эти два события разойдутся во времени, то вместо мира и благополучия регион получит масштабную дестабилизацию и войну.
Для реализации схемы одновременного решения двух проблем - армяно-турецкой и нагорно-карабахской - необходимо согласие и политическая воля, как минимум, трех сторон - Армении, Азербайджана и Турции. На деле же мы наблюдаем несколько иную картину. На фоне беспрецедентной активности контактов между армянскими и турецкими политиками, массированной международной медиа-поддержки, прямо анонсирующей установление дипломатических отношений между Ереваном и Анкарой, а также разблокирование границ, Азербайджан демонстрирует жесткую контрлинию, нацеленную на срыв армяно-турецкого диалога. Ильхам Алиев фактически бойкотировал важный форум в Стамбуле, на котором предполагается участие президента США Барака Обамы, а через медиа-каналы турецкой стороне был адресован ультиматум о намерении прекратить прокачку газа в случае разблокирования государственных границ Армении. С другой стороны, Баку всячески радикализирует климат переговоров по разрешению карабахского конфликта, исключая возможность отделения НКР, но не исключая возможности военного решения проблемы.
Чувствуя нарастающую угрозу, обострили риторику и власти Нагорного Карабаха. С целой серией недвусмысленных заявлений выступили глава карабахского МИД Георгий Петросян и премьер-министр НКР Ара Арутюнян. Последний, в частности, анонсировал строительство малых ГЭС в Лачинском районе и автомобильной дороги Мартуни - Агдам. То есть, Степанакерт начал демонстрировать автономную линию, которая вовсе не свидетельствует о готовности вернуть Азербайджану занятые территории, выполняющие функцию пояса безопасности.
Итак, налицо угроза сбоя в процессе синхронизированного (а это непременное условие) разрешения армяно-турецкой и армяно-азербайджанской проблем. Причем нет абсолютно никаких гарантий, что "сбой" этот не согласован между Баку и Анкарой.
В свою очередь, армянская дипломатия ведет достаточно рискованную игру, рассчитывая на прорыв в турецком направлении при публичном неприятии этого со стороны официального Баку. Открывая границу с Турцией, Ереван должен быть уверен, что не получит в ответ военного вторжения Азербайджана в Нагорный Карабах. Однако, как представляется, такой уверенности у армянских властей нет. С другой стороны, нельзя не заметить, что параллельно с продвижением линии на нормализацию отношений с Турцией, армянская сторона демонстрирует и Анкаре и Баку альтернативное иранское направление. На днях в Ереване был подписан первый документ, регламентирующий строительство железной дороги Иран-Армения. Анонсирован официальный визит в Тегеран президента Сержа Саргсяна. Таким образом, армянская дипломатия работает в двух превентивных направлениях - показывает Турции альтернативный коммуникационный выход, в частности, через Иран в Персидский залив, а Азербайджану противопоставляет линию сдерживания в виде заявлений карабахских политиков. По всей видимости, расчет Еревана состоит в том, чтобы отделить друг от друга коммуникационную и политическую части в описанной системе баланса. То есть, отказываясь открыть границу с Арменией, Турция автоматически впускает в регион Иран, а срывая переговоры с Ереваном, Азербайджан получает радикальную позицию Нагорного Карабаха. Не случайно недавно и Иран впервые заявил о своей заинтересованности принять участие в карабахском урегулировании. Действия армянских властей можно было бы считать достаточно эффективными, если бы не было второй системы баланса, участниками которой являются Россия и США.
Очевидно, сегодня первую скрипку в процессе налаживания армяно-турецкого диалога играют США. Не случайно американские газеты акцентируют внимание на том, что сроки подписания меморандума между Ереваном и Анкарой "режиссируются" в соответствии с визитом президента США Барака Обамы в Турцию. Активизировавшиеся в период августовской войны контакты между Москвой и Анкарой привели к инициированию идеи Пакта стабильности на Кавказе, однако внятного продолжения эта инициатива так и не получила. С другой стороны, Москва подвела президентов Армении и Азербайджана к подписанию Майндорфской декларации по урегулированию нагорно-карабахской проблемы, однако пункты этого документа сначала получили различную интерпретацию сторон, а после и вовсе были дезавуированы азербайджанским лидером.
После того как стало очевидно, что - пока Москва раз за разом тщетно уговаривает Баку отказаться от планов применения силы - главная интрига разворачивается вокруг армяно-турецкой границы, где брокером является Вашингтон, Россия перешла от уговоров к сделкам и серьезно интенсифицировала контакты с Баку. После целого ряда визитов в Азербайджан высокопоставленных российских чиновников, "Газпром" и ГНКАР подписали меморандум о поставках газа, который весьма гармонично состыковался с газовым ультиматумом, выдвинутым Азербайджаном в адрес Турции. Затем с пыльной полки в актуальную повестку дня был возвращен коммуникационный проект железной дороги Казвин-Решт-Астара, выбивающий иранский "табурет" из под ног Еревана.
Сложно понять, какими мотивами руководствовалась российская дипломатия, однако эффект от этих, казалось бы, неполитических маневров может быть сугубо политическим - срыв разблокирования границы Армении с Турцией и снижение мотивации Тегерана на постройку железной дороги в Армению. Впрочем, второй эффект вряд ли будет достигнут, поскольку и для Ирана прокладка железной дороги в Армению практически лишена экономического смысла. С другой стороны, делать однозначный вывод о том, что Россия стремится сорвать армяно-турецкий диалог, было бы опрометчиво, ведь именно дочерняя компания РЖД в лице Южно-Кавказской железной дороги (ЮКЖД) ведет ремонт путей и станций на армяно-турецком участке железной дороги. Однако в случае с Россией не исключена и элементарная нестыковка позиций и действий различных ведомств, не говоря уже о том, что недавний опыт российских "сделок" (например, с украинским премьером Тимошенко) показывает, что такая "дипломатия сделок" оказывается неэффективной и нисколько не связывает свободы рук ни Киева, ни Баку.
Так или иначе, разблокирование армяно-турецкой границы создаст в регионе новую ситуацию, которая потребует и внесения коррективов в цели и задачи российской политики в регионе, в частности, уточнения функций дислоцированной в Армении российской военной базы.
Ситуативный союз, который возник между Россией и Азербайджаном на почве армяно-турецкого сближения, имеет краткосрочный и ограниченный характер. Серьезное взаимодействие между Баку и Москвой обязательно приведет к масштабной активизации возможностей Турции и США внутри Азербайджана, что может привести к внутриполитической дестабилизации и смещению Ильхама Алиева.
Урегулирование нагорно-карабахского конфликта в пакете с разблокированием армяно-турецкой границы - американский проект. Проникновение Турции на Южный Кавказ через Армению несет для России риск потери доминирующего влияния на Армению, а также повышает риски военно-политического характера. Кроме того, нормализация армяно-турецких отношений снимает необходимость серьезного военного базирования России в Армении, а также открывает для Еревана путь на вступление в НАТО. Аналитики неоднократно отмечали, что для США было бы наиболее комфортным начать процесс интеграции стран Южного Кавказа в НАТО с Армении - военно-политического партнера России. Таким образом, были бы достигнуты сразу две цели - продвижение НАТО на Кавказ и фактический вывод этого региона из зоны ответственности ОДКБ и России. Однако это лишь планы. Реальность же состоит в том, что аналогичные планы США относительно Грузии привели эту страну к расчленению и трагедии.
Армения в нынешнем своем положении и в существующей военно-политической конфигурации - слабое звено, подверженное многим рискам. Несмотря на свою незначительную территорию и слабый экономический потенциал, она сегодня вынужденно удерживает достаточно большую территорию вокруг Нагорного Карабаха с тем, чтобы исключить внезапное нападение Азербайджана, а также для обеспечения благоприятных позиций в переговорном процессе с Баку. Отказ от пояса безопасности вокруг НКР может быть приемлем для армянской стороны только в случае получения международных гарантий безопасности, а также обеспечения права народа Нагорного Карабаха на самоопределение. Вместе с тем, история армянского народа свидетельствует о том, что абсолютных гарантий безопасности Армения не получит никогда. Именно поэтому Ереван должен ввести в переговорный пакет через заинтересованных посредников ряд новых условий безопасности.
Во-первых, до окончательного и полного определения статуса Нагорного Карабаха из переговорного процесса должен быть выведен вопрос о принадлежности Кельбаджарского района (статус Лачинского коридора как части Нагорного Карабаха не может обсуждаться). Армянская сторона должна потребовать создания особых условий контроля, исключающих возможность заселения этого района азербайджанцами и дислокации здесь вооруженных сил Азербайджана.
Во-вторых, в целях обеспечения режима ненападения, Армения должна добиться через международных посредников и, возможно, через Турцию - исключения из контекста урегулирования и круга лиц, принимающих стратегические решения, азербайджанской "партии войны", должностных лиц, проповедующих радикальные идеи, "ястребов", рассматривающих вариант возврата Нагорного Карабаха в состав Азербайджана военным путем.
В преддверии важнейших событий, результатом которых может стать установление дипломатических отношений между Арменией и Турцией, а также разблокирование армяно-турецкой государственной границы, ереванские политики обречены продемонстрировать весь арсенал средств внешне- и внутриполитической мобилизации. Но сейчас страна готовится к первым в ее истории выборам мэра столицы и выдвижение оппозицией на этот пост экс-президента Армении Левона Тер-Петросяна вновь поляризовало общество. Нет сомнения, что новые "игры" в демократию могут дорого обойтись Армении. Это прекрасно понимают европейские чиновники, в эти дни занимающие кресла консультантов в армянских министерствах в рамках программы ЕС "Восточное партнерство". Их внимание вновь сконцентрировано на армянской бюрократии, колебания которой всегда выступают непременным условием внешнего, как минимум, "политического давления". В этих условиях мораторий на любые выборы в Армении до подписания армяно-турецкого акта примирения и окончательного уточнения схемы разрешения нагорно-карабахского конфликта - был бы минимальной ценой, которую армянский народ заплатит за свою безопасность.

Новости по теме «Нагорно-карабахский конфликт»:

Все новости в сюжете «Нагорно-карабахский конфликт»http://www.regnum.ru/dossier/48.html (2571 новость)
© 1999-2010 REGNUM
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №77-6430 от 6 августа 2002
При цитировании информации ссылка на ИА REGNUM обязательна
При цитировании и использовании в интернете гиперссылка на сайт обязательна.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами