Проблемы делимитации и демаркации государственных границ в Центральной Азии как фактор дезинтеграции
04.06.2007
 Автор: Бакыт Джусупов, эксперт ИСАП
Проблемы делимитации и демаркации государственных границ в Центральной Азии как фактор дезинтеграции
Распад СССР обусловил появление новых независимых государств в Центральной Азии и одним из ключевых факторов региональной безопасности стали действующие государственные границы между ними. Несовершенность нынешнего территориального устройства стран Центрально-азиатского региона (ЦАР), нерешенность вопросов делимитации и демаркации государственных границ лежит в основе многих проблем политической стабильности в регионе. Не случайно, национально-территориальный раздел ЦАР, осуществленный в первой половине ХХ века воспринимается современными руководителями республик как один из наиболее болезненных моментов исторического прошлого в судьбе их государств. Не секрет, что проведенные границы между бывшими братскими республиками предназначались в первую очередь для удобства административного управления, а не утверждения суверенитета союзных республик с учетом историко-географического проживания различных этносов.
Вместе с тем, существовавшие политические границы советских республик были взяты за основу после провозглашения независимости всеми республиками постсоветского пространства, в том числе и ЦАР. В то время это был единственный выход в сложившейся ситуации, т.к. новый передел границ дал бы толчок новым конфликтам регионального масштаба.
В настоящее время линии прохождения границ являются клубком многочисленных межгосударственных противоречий. Одним из принципов суверенного государства является четко очерченная линия государственной границы, обеспечивающего достаточный уровень безопасности территории страны. Начавшиеся процессы делимитации и демаркации государственной границы в ряде случаев вступало в противоречие с интересами сопредельной стороны, что собственно и вызывает пограничные конфликты. Каждое государство в процессе решения подобных проблем периодически сталкивается с непониманием со стороны соседних республик. Камнем преткновения в возникающих спорах зачастую становятся земельные вопросы, водные ресурсы, интересы приграничных этносов и т.д.
Сегодня только Туркменистан полностью завершил процесс определения государственных сухопутных границ с соседями по СНГ, который подписал Договоры о делимитации государственных границ с Узбекистаном (сентябрь 2000 г.) и Казахстаном (июль 2001 г.).
Приблизился к окончательной делимитации своих рубежей и Казахстан. Первый Договор о делимитации и демаркации границы Казахстан подписал с Туркменистаном в июле 2001 года. Но Договор решил проблему сухопутной границы. Вопрос о разделе Каспия остается открытым, и здесь между Астаной и Ашхабадом сохраняются заметные противоречия. Однако это тема не двустороннего, а многостороннего обсуждения, и разногласия двух государств не столь глубоки в сравнении с позициями некоторых других участников «Каспийского клуба».
С другими государствами Центральной Азии, а именно с Узбекистаном и Кыргызстаном основные вопросы по делимитации государственной границы практически решены и остались отдельные малозначительные проблемные участки, по которым государства должны в скором времени прийти к общему решению. На сегодняшний день стороны согласовали и утвердили пакет документов, касающихся объемов работ, материально-технического обеспечения переговоров, и приступили к согласованию проекта описания происхождения линии госграницы, что фактически означает начало процесса делимитации
Таким образом, в процессе определения государственных границ Центральной Азии впереди остальных находятся Туркменистан и Казахстан. Территориальные разногласия между остальными государствами региона значительно более серьезны и болезненны. Особенно между Узбекистаном и Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Границы между ними располагаются в Ферганской долине, которую можно назвать очагом напряженности всей Центральной Азии.
По данным отдела правового регулирования межгосударственных пограничных вопросов при Правительстве КР по всему периметру узбекско-кыргызской границы существуют 58 спорных участков. К настоящему моменту произведена делимитация 993 км совместной кыргызско-узбекской границы, протяженность которой составляет 1375 км. Межправительственная комиссия, созданная для решения данного вопроса, постоянно сталкивается со множеством трудностей в своей работе, исходящих во многом из взаимных противоречий. Кроме того, на территории Кыргызстана имеются два узбекских анклава – Сох и Шахимардан численностью до 50 тыс. человек. В свою очередь, и в Узбекистане имеется кыргызский анклав – село Барак с населением примерно 600 человек. Известно, что в анклаве Сох находятся подразделения Вооруженных Сил Узбекистана, хотя в мировой практике содержание в анклавах какой-либо военной силы является недопустимым.
Что касается Кыргызстана и Таджикистана, то в настоящее время на их границе насчитывается несколько десятков спорных участков, которые расположены в Лейлекском районе Ошской области, Баткенской области (Кыргызстан) и Исфаринском районе Худжандской области и Джергетальском районе (Таджикистан). Процесс делимитации границ между этими двумя государствами находится на самой ранней стадии своего развития. С сентября 2006 года началась работа по практическому описанию линии государственных границ. Необходимо отметить, что на территории Кыргызстана находится сравнительно небольшой участок земли относящийся Таджикистану – анклав Ворух с населением, более 20 тыс. человек.
Еще более сложными и затяжными являются узбекско-таджикские территориальные противоречия. Расселение этнических групп таджиков и узбеков практически на 50% не соответствует границам и географическому положению национальных государств – Республики Узбекистан и Республики Таджикистан. Это, соответственно, создает почву для многочисленных противоречий, как межэтнических, так и межгосударственных.
На сегодняшний день очевидно, что Ферганская долина является одним из наиболее проблематичных регионов, где сплетаются интересы трех государств. Мероприятия трех республик по возведению шлагбаумов и установки постов создало массу трудностей для местного населения. В результате чего, были осложнены не только привычные коммуникационные связи в рамках этой традиционно единой хозяйственно-культурной области, но и возникли затруднения в сообщении в пределах одного государства. Возникла проблема транспортной изолированности за счет необдуманно проведенной линии государственной границы. В частности, проблемы по пересечению государственной границы возникают при поездке из Ошской области в Баткенскую область Кыргызстана или из таджикского г. Худжант в г. Душанбе. В обоих случаях местным гражданам приходится пересекать государственные границы Узбекистана. Стремления республиканских властей политически «разъединить» Ферганскую долину неизбежно дестабилизировало обстановку. Возникающие этнические, религиозные и другие приграничные проблемы не могут не отразиться на взаимоотношениях соседствующих государств. В частности, узбекские власти, в связи с периодическими вторжениями на территорию республики экстремистских бандформирований, обвиняли официальное руководство соседних государств в неспособности контролировать ситуацию в пограничных районах своей страны. Поэтому в целях государственной безопасности некоторые отрезки пограничной полосы минировались, что создавало дополнительные неудобства для местного населения.
Таким образом, территориальная и пограничная проблемы являются в настоящее время наиболее актуальными во взаимоотношениях государств Центральной Азии. Противоречия и разногласия, возникающие в этом вопросе, не способствуют выработке общих подходов государств региона на вызовы современности. В целом, в настоящее время можно наблюдать течение тех процессов, которые скорее способствуют дезинтеграции в регионе и порождает ряд проблем межгосударственного характера. На данном этапе развития независимых республик Центральной Азии, этот регион нельзя воспринимать как нечто целое и нераздельное. К сожалению, реалии сегодняшней интеграции таковы, что с каждым годом наблюдается увеличение разрыва между государствами ЦАР и этот параллельный процесс идет независимо от  многочисленных заявлений лидеров этих государств о региональной солидарности.

 Источник: ИСАП

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами