Армия и обществ

о
Вторник
Новые подходы к охране границы
Дмитрий МИХАЙЛОВ.


Государственная граница, являясь первым защитным рубежом страны, первой же ощущает на себе происходящие в мире глобальные военно-политические, экономические, демографические и другие изменения. О том, что и как влияет на обстановку на Государственной границе России и как реагируют на это пограничники, рассказывает заместитель руководителя службы - руководитель департамента пограничной охраны Пограничной службы ФСБ России генерал-лейтенант Евгений ИНЧИН.

     - Евгений Сергеевич, с какими угрозами приходится сталкиваться пограничникам в своей оперативно-служебной деятельности, учитывая особенности географического расположения границы?
     - Нужно сказать, что происходящие процессы и явления в мире влияют не только на обстановку на государственной границе, но и на пограничное пространство в целом.
     Так, на Северо-Западе и Западе наибольшую опасность представляют контрабандная деятельность организованной преступности и нелегальная миграция. На этом направлении ежегодно задерживается 30 - 40 процентов от общего количества контрабанды, изымаемой пограничниками на российской границе. В основном это товары народного потребления, сырьевые ресурсы, алкогольные напитки, сельхозпродукция и продукты питания. Здесь же в полной мере проявляется и незаконная миграция граждан третьих стран на территорию Западной Европы. За последние три года количество лиц, не пропущенных через государственную границу по различным причинам, возросло в 1,3 раза, а количество выявленных лиц, которым закрыт въезд в Россию, возросло более чем в 30 раз. Большинство из них являются потенциальными незаконными мигрантами.
     На южных рубежах главной угрозой безопасности государства является противоправная деятельность через границу и на приграничной территории бандформирований, международных террористических организаций и экстремистских сил.
    


    
Визитная карточка


     Евгений Сергеевич Инчин родился 3 июня 1958 г. в городе Панфилов Талды-Курганской области. Окончил Высшее пограничное командное училище КГБ СССР им. Ф.Э. Дзержинского (1980 г.), Высшую школу КГБ СССР (1990 г.). Проходил службу в Северо-Западном пограничном округе, затем с 2003 по 2008 г. - на различных должностях в органах ФСБ России. С 2008 г. - заместитель руководителя пограничной службы - руководитель департамента пограничной охраны Пограничной службы ФСБ России. 



    


     Существенное влияние на развитие обстановки оказали произошедшие в 2008 году геополитические изменения в Северо-Кавказском регионе в связи с эскалацией грузино-югоосетинского конфликта и проведением Российской Федерацией операции по принуждению к миру на территории Южной Осетии. В этой связи возросло количество попыток незаконного перемещения через государственную границу оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
     Учитывая сложившуюся обстановку, в мае текущего года Пограничной службой ФСБ России выработан комплекс мер, связанных с реализацией договоров с Абхазией и Южной Осетией по совместной охране государственной границы данных республик. С этой целью на их территории развернуты подразделения пограничных органов федеральной службы безопасности, организованы и проводятся мероприятия по обеспечению пограничной безопасности на абхазско-грузинской и югоосетинско-грузинской границах.
     Юго-Восточный участок государственной границы испытывает мощный натиск трансграничной преступности, пытающейся организовать через границу каналы контрабанды товаров и грузов. На российско-казахстанском участке границы изымается более 50 процентов от всего объема контрабанды, задержанной пограничными органами. Кроме того, членами преступных групп, занятых в сфере наркотрафика, активно используются каналы трудовой миграции для доставки партий наркотиков на российскую территорию, что в большинстве случаев является одним из условий принятия наркокурьеров в местную этническую диаспору, их трудоустройства и жизнеобеспечения.
     Следует отметить, что действия контрабандистов зачастую носят дерзкий характер, имеют место факты неподчинения законным требованиям пограничных нарядов. Так, на российско-казахстанской и российско-украинской границах в текущем году пограничники были вынуждены в 18 случаях применять оружие при задержании правонарушителей-контрабандистов.
     Для дальневосточного направления характерны незаконная миграция, контрабанда товаров и грузов, расхищение и вывоз за рубеж сырьевых ресурсов. Основные каналы контрабанды товаров и грузов формируются в пунктах пропуска через государственную границу. На данном направлении изымается до 12 процентов от всего объема задержанных пограничными органами контрабандных товаров и грузов.
     - Получается, что государственная граница стала основным рубежом противодействия всему спектру угроз безопасности России?
     - Да. И учитывая это, государственная граница сегодня не только приобретает новый облик, но и требует от нас выработки новых подходов к организации и осуществлению пограничной деятельности.
     В целях совершенствования форм и способов оперативно-служебной деятельности осуществляется последовательный переход к преимущественно оперативному способу охраны государственной границы, в основе которого лежит эффективное использование результатов оперативной деятельности в противодействии угрозам пограничной безопасности Российской Федерации. Данный способ применяется в охране участков Государственной границы России с Норвегией, Финляндией, странами Балтии, Украиной, Казахстаном.
     Апробирована и внедряется практика проведения пограничных операций и оперативно-профилактических мероприятий по выявлению и пресечению деятельности преступных группировок.
     Оптимизируется система пограничного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу. Разработана и последовательно внедряется в практику деятельности государственных контрольных органов технология осуществления контрольных мероприятий по принципу «одной остановки» и «одного окна».
     Ведется работа по оснащению пограничных органов современным вооружением, военной и специальной техникой. За основу взято принятие в эксплуатацию новых высокотехнологичных технических средств охраны границы, позволяющих при приемлемых затратах на их создание и эксплуатацию существенно повысить результативность выполнения оперативно-служебных задач.
     Все это привело к повышению эффективности оперативно-служебной деятельности пограничных органов по защите и охране Государственной границы Российской Федерации.
     - Могли бы вы проиллюстрировать эффективность деятельности пограничников конкретными цифрами? 
     - Так, в 2008 году на государственной границе пресечено свыше 7 тыс. преступлений против порядка управления и в сфере экономической деятельности, возбуждено свыше 4 тыс. уголовных дел, осуждено более 800 человек. В пунктах пропуска выявлено около 15 тыс. человек, которым закрыт въезд в Российскую Федерацию. На государственной границе и приграничной территории из незаконного оборота изъято 1,2 тонны наркотических средств, порядка 300 единиц огнестрельного оружия, 26 тыс. штук различных видов боеприпасов, свыше 160 кг взрывчатых веществ. Предотвращен ущерб экономическим интересам государства на сумму почти 1 млрд. рублей.
     За четыре месяца 2009 года пограничными органами задержано более 1,8 тыс. нарушителей государственной границы. Из незаконного оборота изъято порядка 1 тонны наркотических средств, 68 единиц огнестрельного оружия, свыше 4,6 тыс. штук боеприпасов и около 1,4 кг взрывчатых веществ. Сумма задержанной контрабанды товаров и грузов составила свыше 130 млн. рублей.
     - Наверное, в одиночку непросто бороться с угрозами в пограничном пространстве? 
     - Хочу отметить, что предпринимаемые Пограничной службой ФСБ России меры по обеспечению прочной и долговременной безопасности государства в пограничной сфере осуществляются не только в одностороннем формате, но и в тесном взаимодействии с нашими зарубежными коллегами.
     Пограничное сотрудничество плодотворно развивается как на центральном, так и на региональном уровнях, что способствует успешному решению возникающих на границе вопросов. С нашими партнерами из пограничных ведомств сопредельных с Россией государств установлены прочные деловые контакты, позволяющие планировать и осуществлять совместные мероприятия, а также оперативно решать вопросы по охране государственной границы. Налажено взаимодействие пограничных структур по выявлению и пресечению трансграничной преступности, каналов незаконной миграции и по борьбе с контрабандной деятельностью в пунктах пропуска, а также в сфере обмена опытом по охране границы и подготовке кадров.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами