На государственной границе с тремя странамиНа вопросы "НВО" отвечает начальник Пограничного управления ФСБ России по Республике Алтай Сергей Комаревцев
Полковнику Сергею Комаревцеву – 48 лет. И почти 30 из них он отдал службе в погранвойсках. Охранял государственные рубежи страны и под Выборгом, и в Магаданской области, участвовал в боевых действиях в Афганистане. На нынешнюю должность назначен в марте 2006 года. – Сергей Викторович, не раз приходилось слышать, что участок Пограничного управления ФСБ России по Республике Алтай считается одним из самых сложных. Что же все-таки кроется за такой оценкой? С какими изо дня в день трудностями приходится сталкиваться здесь пограничникам? – Думаю, не буду оригинален, если скажу, что многие наши проблемы и сложности продиктованы тяжелыми географическими и климатическими условиями. Территория республики изрезана высокими хребтами, разделенными узкими и глубокими речными долинами. По количеству ледников Горный Алтай занимает третье место среди горных районов мира. Перепады высот достигают порой нескольких сотен и даже тысяч метров. Поэтому часто наши пограничники вынуждены нести службу в условиях низкого содержания кислорода в атмосфере, что, безусловно, сказывается на их самочувствии и состоянии здоровья. На некоторых участках, особенно на китайском и монгольском направлениях, отсутствует растительность. Также в разделе: США продолжают созидать киберстену Белый дом открыл своим избирателям замыслы о защите информационного пространства Америки Условия службы настолько суровы, что некоторые районы республики приравнены к районам Крайнего Севера. На нашем участке, кстати, находится и самая высокая гора Сибири – Белуха, ее высота 4506 метров. Гидрографическая сеть республики насчитывает более 20 тысяч водотоков и около 7 тысяч озер общей площадью более 700 квадратных километров. Наиболее крупные реки – Катунь и Бия. Именно из этих горных рек при слиянии и образуется Обь – одна из суровых сибирских красавиц. Пограничное управление расположено на территории трех приграничных районов республики – Усть-Коксинского, Кош-Агачинского и Усть-Канского. Отсутствие развитой дорожной сети, а нередко и дорог как таковых вообще вынуждает нас передвигаться в пешем порядке, на лошадях и лишь в некоторых местах на машинах. В летний период из-за таяния ледников сталкиваемся с большим количеством воды. А если еще и дождь в горах пройдет, то переправиться через реки становится весьма затруднительно. Причем уровень воды может подняться на несколько метров всего за 1–2 часа. Кроме этого немало хлопот летом нам доставляют туристы, любители горного экстрима, которые приезжают сюда со всего мира. В этот период обстановка на границе особенно напряженная. – Охраняемый вашим погрануправлением участок границы особенный – при протяженности чуть более 850 километров здесь совершенно три разных направления – монгольское, китайское и казахстанское. Как на сегодняшний день складывается обстановка на этих рубежах? Какие нарушения преобладают? – Для монгольского характерна контрабандная деятельность. Часто фиксируются факты попыток провоза товаров народного потребления. Хотя бывают и необычные задержания. Например, в прошлом году перекрыли канал, по которому должен был пойти в Монголию стратегический продукт промышленного производства – авиакеросин. Было возбуждено 18 уголовных дел, некоторые лица уже осуждены и находятся в местах лишения свободы. Еще один интересный факт связан с организацией переправки в Объединенные Арабские Эмираты соколов-балабанов. Причем Россию пытались использовать как транзитное государство. По имеющейся информации «крылатый коридор» хотят восстановить, видно, большие деньги кому-то не дают покоя. Из Монголии также везут шкуры снежных барсов и тарбаганов. В основном пытаются это сделать в пункте пропуска или рядом с ним. Ну а самые смелые предпочитают идти по ущельям. Правда, такой путь выбирают единицы. Переброски осуществляются, как правило, с использованием тайника. Причем в этом криминальном бизнесе часто участвуют и наши, и монгольские граждане. Но больше всего нарушений со стороны Монголии связано с перепасом скота. На российскую территорию его перегоняют из-за обилия травы. С нашей стороны на сопредельную сторону пытаются провезти продукты питания. Имеются и экзотические задержания. Так, в конце июля в результате погони удалось захватить более тонны красного корня. Злоумышленники пытались объехать пост пограничного контроля. Растение это занесено в Красную книгу. Тем не менее многие фармацевтические компании готовы его покупать за большие деньги. А раз имеется спрос, то будет и предложение. Китайский участок почти полностью проходит по высокогорному и практически непроходимому плато Укок. Перевалы не открываются там даже летом, поэтому нарушения бывают крайне редко. Казахстанское направление – особенное. Здесь находится гора Белуха, которую альпинисты пытаются штурмовать круглый год. Бывает, что некоторые забывают оформить разрешение на право пребывания в пограничной зоне. Или, к примеру, почему-то хотят уйти в Казахстан через горы на участке нашего пограничного управления. Недавно задержали такую группу из 31 человека. Любители природы просто не понимают, что граница пересекается только в установленных местах и установленным способом. На нашем участке с Казахстаном имеется только место пересечения границы, пункты же пропусков располагаются в Алтайском крае, Новосибирской, Омской и других областях. Самая горячая пора – туристический сезон – лето. Зная, что в этом районе проходит государственный рубеж, люди тем не менее заведомо прокладывают через него маршруты и становятся нарушителями режима границы. Причем делают это даже после нашего инструктажа. Приходится связываться с руководителями турфирм и приниматься за разъяснительную работу. По каждому факту нарушения проводим разбирательство. К сожалению, уровень законопослушания у наших туристов крайне низок. Что касается иностранцев, то они очень часто въезжают в пограничную зону тоже с нарушением – по факту прибытия. Хотя обязаны информировать пограничные органы за 30 суток. В основном проблемы возникают с иногородними турфирмами, которые надеются на авось – а вдруг пропустят. Бывает, что не можем осуществить пропуск туристов из-за несоответствия представленных паспортных данных. Вот и получается, вроде бы турбизнес есть, но какой-то дикий. Законы никого не интересуют, лишь бы содрать деньги наперед, а потом будь что будет. Однако в целом обстановку на участке нашего пограничного управления оцениваю как стабильную. – Как строится сотрудничество с коллегами сопредельных государств? – На монгольском направлении достаточно тесно работаем с Байя-Ульгийским пограничным отрядом. Как правило, это совместные облеты линии границы, встречи по линии погранпредставительской деятельности, расследование пограничных инцидентов. С китайскими коллегами по причине труднопроходимости участка для разного рода нарушителей контактируем куда реже. Самые теплые взаимоотношения у нас с казахстанскими пограничниками. Несколько раз в году проводим погранпредставительские встречи, специальные пограничные операции, осуществляем совместные разведывательные полеты, согласовываем порядок работы места пересечения границы в Карагае. Большинство возникающих вопросов оперативно решаем по телефону. Так что общаться приходится практически каждый день. – Недавно завершилась специальная пограничная операция «Пограничное содружество-2008». Каковы ее результаты? – Операция проводилась в июле на российско-казахстанском участке границы совместно с коллегами Усть-Каменогорского пограничного отряда КНБ Республики Казахстан. Цель мероприятия – предотвращение контрабанды, наркотрафика, незаконной миграции и нарушений режима государственной границы. Наши пограничники тесно взаимодействовали с сотрудниками территориальных органов ФСБ, МВД, Федеральной миграционной службы (ФМС), а также с членами добровольных народных дружин (ДНД). В каждом приграничном районе были созданы межведомственные рабочие группы по пограничным вопросам, в состав которых вошли сотрудники силовых структур. Каждая из них провела с главами сельских поселений и жителями приграничных районов разъяснительную работу по соблюдению правил нахождения в пограничной зоне, соблюдению режима государственной границы. Кроме этого «зеленые фуражки» проинформировали граждан об уголовной и административной ответственности за пособничество противоправной деятельности на границе. В результате совместных действий проинструктировано более 130 туристических групп, задержаны около 40 нарушителей режима границы, выявлено более 120 человек, которые пренебрегли требованиями правил пограничного режима. Наложено административных штрафов на сумму свыше 80 тысяч рублей. Изъята одна единица огнестрельного оружия кустарного производства. Так что оружейных дел мастер есть и в нашей глубинке. – Из трех с половиной десятков пограничных управлений ваше единственное, которое находится в небольшом поселке, вдали от республиканского и районного центров. Не мешает ли это решению текущих проблем? – До республиканского центра 350 километров. По нашим горным дорогам это 5–6 часов езды. Если буду каждый раз отправляться туда для обсуждения каких-то рабочих моментов, то большую часть времени проведу в машине. Поэтому выезжаю только в случаях крайней необходимости. Текущие же проблемы с органами местной власти приходится решать по телефону. Впрочем, вскоре, думаю, и фактор оторванности отпадет, так как управление переедет в столицу республики Горно-Алтайск. Там уже выделен участок под строительство, сейчас решается вопрос регистрации права на землю. – Чтобы завершить разговор о больших расстояниях и труднопроходимости участков границы... Готовясь к командировке, я побеседовал со своими коллегами, которые побывали в этих краях, посмотрел ряд публикаций и обратил внимание, что в погрануправлении наработан серьезный опыт использования в охране границы лошадей… – Здесь не все так однозначно, как хотелось бы. Средства на закупку овса и сена у нас имеются. Так что с продовольствием все в порядке, а вот лошадей в отделениях все-таки не хватает. Это серьезная проблема, ведь на машине по лесам и ущельям не проедешь. А конные пограничные наряды маневренны. К тому же по возвращении из разведывательных поисков лошадям, как и людям, необходим отдых. А ведь следующую группу тоже надо на границу отправлять. Поэтому мы приняли решение по мере возможности брать для прохождения службы на контрактной основе людей со своими лошадьми. – 1 августа произошло солнечное затмение, за которым лучше всего было наблюдать на территории нашей страны. Полоса полного затмения прошла через Западную Сибирь, затронув Новосибирск, Барнаул, Горно-Алтайск, Надым и Ноябрьск. В результате в район горы Белуха приехали несколько тысяч туристов. Оказались ли пограничники готовы к столь массовому наплыву? – Мы прогнозировали такую ситуацию. Следующее солнечное затмение в России можно будет наблюдать только в 2061 году, поэтому в наш регион, чтобы стать свидетелями редкого явления, люди ехали со всей страны и со всего мира. Но мы были готовы. Тем более заявки на выдачу пропусков в пограничную зону начали поступать в управление за несколько месяцев до затмения. Были, конечно, и те, кто пытался проникнуть к Белухе напролом. Таких туристов из-за отсутствия разрешений мы задерживали. – Вернемся непосредственно к предмету нашего разговора. Населенные пункты на охраняемом участке зачастую располагаются в десятках километров от линии границы. Значит, рассчитывать на помощь местных жителей не приходится? – Если говорить о классической схеме «граница–поселок–житель», то, конечно, нет. Ведь наша работа по сбору оперативной информации строится в основном на общении с лесниками, охотниками, пастухами, с инспекторами заказников и заповедников. Но ведь они тоже являются местными жителями, только работают вблизи границы, за день проходят по 10–20 км. Для пограничников это только плюс. В июле, например, сотрудники Катунского заповедника задержали около десятка нарушителей пограничного режима. Кроме этого помощь нам оказывают члены добровольной народной дружины. Кандидатов в эту общественную организацию отбираем вместе с администрацией поселков. Наиболее активных, конечно же, поощряем. Недавно, к примеру, по информации одного из членов ДНД в 25 км от линии границы пограничный наряд задержал гражданина Узбекистана. – Учитывая, что в приграничных районах большая безработица, наверное, местные «штурмуют» управление с просьбой принять на службу? – Желающих действительно много. Ведь для данного региона пограничные органы это действительно едва ли не единственная возможность хорошо трудоустроиться. Судите сами, средняя заработная плата по республике 8–10 тысяч рублей. В горных поселках работы вообще нет, люди занимаются скотоводством и пчеловодством. На этом много не заработаешь, а денежное довольствие у пограничников приличное. Вот и получается, что проходящие в наших структурах службу контрактники – самые обеспеченные люди. Но набираем мы не по количеству, а по качеству. Хотя за 2–3 месяца в состоянии довести укомплектованность штата управления до 100%. Придерживаемся позиции, что всякий к нам пришедший – это прежде всего человек, который осознанно выбрал для себя военную службу. Поэтому и требования к нему как к личности и профессионалу должны предъявляться соответствующие. Так что принимаем только при наличии высшего или технического образования. Исключения делаем лишь для поваров и водителей. Предпочтение при приеме отдаем участникам боевых действий и тем, кто проходил срочную службу на границе. Таких, кстати, у нас в управлении около 30%.
– Согласно федеральной целевой программе по обустройству российско-казахстанской границы до 2010 года от Астрахани до Алтая будет построено и реконструировано 57 объектов пограничной службы. Началась ли реализация этой программы на вашем участке? – На участке нашего управления предусмотрено строительство шести объектов: комплекса зданий для Пограничного управления в Горно-Алтайске, двух районных отделов и трех линейных отделений. В настоящее время пограничные отделы возводятся в поселках Кош-Агач и Усть-Кокс. Сдача объектов в эксплуатацию планируется уже к концу этого года. Хочу отметить, что кроме административных и технических зданий строятся и жилые дома. Для нас это очень важно, потому что ситуация с обеспечением военнослужащих жильем в управлении очень и очень сложная. – В целях усиления пограничным органам управления придана авиация ФСБ. Какие на нее возложены задачи? – Для выполнения задач по охране государственной границы в управлении постоянно находятся экипажи вертолетов Ми-8. Благодаря «бортам» осуществляем разведку, доставляем в пограничные подразделения грузы, личный состав, больных, а также наряды и разведовательно-поисковые группы (РПГ). В летнее время летчикам подниматься в воздух приходится по несколько раз в день. В наших условиях без авиации выполнять оперативно задачи просто невозможно. – Обратил внимание, что в охране границы ставку делаете на РПГ. Причем старшими групп ходят офицеры младшего и старшего звена. Следуете принципу – каждый офицер обязан знать границу изнутри? – Такие группы мы выставляем в летний период на участке каждого отделения. Именно с июня по август наблюдается приток туристов. Значит, мы обязаны контролировать пограничную зону днем и ночью. Поэтому снабжаем группу из 5–8 человек продовольствием, средствами связи, придаем служебную собаку и отправляем в отдаленные районы, где они несут службу в течение 7–8 суток. Просчитать маршруты РПГ не в состоянии никакие нарушители. За световой день группа проходит 10–20 км. В некоторых районах передвигаться приходится на лошадях. Что касается старших групп, то они определены специальным приказом. В этом списке значатся не только офицеры, но и прапорщики. Ведь среди них тоже немало подготовленных, знающих свое дело специалистов-профессионалов. – Пограничные подразделения вашего управления разбросаны по всей линии границы. Дороги на Алтае не везде в асфальте, а ездить приходится часто. Техника, наверное, не выдерживает таких нагрузок. Да и водители, пожалуй, должны быть асами… – Действительно, дороги у нас сложные, с твердым покрытием только одна – федеральная трасса М-52 Новосибирск–Ташанта. Отсюда и износ техники колоссальный, особенно быстро выходит из строя резина. На горных дорогах предпочтение отдаем «старичкам» – ГАЗ-66 и еще советским уазикам. Эти автомашины в отличие от «Патриотов» того же УАЗа взбираются в горы без проблем. Что касается штатных водителей, то они у нас в абсолютном большинстве люди опытные, за «баранкой» не один десяток лет. Головную боль нам в основном приносит личный состав, имеющий личные автомобили. Таких в управлении более 80%. Работать с этой категорией приходится серьезно: дороги, как вы сами видели, сложные. Злостных нарушителей Правил дорожного движения увольняем. – В этом году в управление прибыли шесть лейтенантов – выпускников пограничных вузов. Причем большинство из них нынешнее место службы выбрали по желанию. Как встретили новые кадры? С чего начали ознакомление с участком границы? – Я рад, что, наконец, настали времена, когда офицеры по выпуску перестали писать рапорта на увольнение. В августе к нам приехали выпускники Московского, Голицынского, Курганского и Хабаровского пограничных институтов ФСБ России. Разместили молодых офицеров в общежитии, представили личному составу управления. Порадовало меня и то, что молодежь изъявила желание начать службу на передовой – в отделениях. Прежде чем направить на границу, на протяжении двух недель знакомили лейтенантов с участком границы. За это время они побывали на монгольском, китайском, казахстанском направлениях, изучили их особенности. Кроме этого провели с ними индивидуальные занятия и беседы. Не забыли и про культурную программу – посетили музей алтайской и казахской культуры. А 25 августа после торжественного митинга лейтенантов отправили в подразделения. – А насколько комфортно чувствуют себя на границе члены семей военнослужащих? – Большинство наших офицеров люди семейные. Поэтому многие живут по месту службы с женами и детьми. Вы, наверное, видели, сколько ребятишек бегает. Да, условия здесь далеко не городские. Но в каждом поселке имеется школа, больница, а в некоторых и роддом. Мои члены семьи, например, – сын и супруга – тоже здесь. Проблемы возникают в том случае, если отсутствует жилье по месту службы главы семьи или же оно достаточно удалено от необходимых объектов. Тогда члены семьи вынуждены проживать у родственников. Столь радикальное решение проблемы характерно и для тех случаев, когда дети заканчивают 11-й класс. Получать среднее и высшее образование здесь негде, поэтому родители отправляют за образованием на «большую землю». – Сергей Викторович, у некоторых пограничников вашего управления есть удостоверения альпинистов. Значит, искусству скалолазания обучаете своими силами? – Удостоверения альпинистов у нас имеют не некоторые, а многие военнослужащие. И это притом что в Республике Алтай нет ни одного лагеря для специальной подготовки сотрудников силовых структур. Так получилось, что один из нарушителей пограничного режима оказался бывшим военнослужащим, инструктором горной подготовки. В советские времена он обучал альпинизму десантников. Узнав, что с горной подготовкой у нас проблемы, предложил помочь. – На территории вашего управления функционируют и международный пункт пропуска, и место пересечения границы. Каковы их пропускная способность, оснащение? Какие факторы влияют на обстановку? – Самый крупный пункт пропуска «Ташанта» находится на монгольском направлении. В летний период за день его контролеры в среднем оформляют 250 человек и 80 единиц автотранспорта. Зимой эти показатели значительно меньше. И это притом что пункт пропуска работает 6 дней в неделю с 9 до 18 часов. Причем границу пересекают не только граждане России и Монголии, но и туристы из Германии, Франции, Италии и других государств. Только за первый квартал этого года выявлено более 40 нарушителей пограничного режима, предотвращена попытка ввоза боеприпасов. Основные нарушения – это подделка документов: переклеенные фотографии, фальшивые штампы и подписи. В прошлом году пограничникам пункта пропуска «Ташанта» удалось перекрыть нелегальный канал по переправке людей. На казахстанском направлении находится место пересечения госграницы или так называемый упрощенный пункт пропуска для жителей приграничных районов. Пограничники осуществляют контроль на сезонной дороге Карагай–Риддер в светлое время суток. В зимний период, когда перевал закрыт, место пересечения границы не функционирует. На этом участке планируется создание международной трассы. А раз так, значит со временем будет открыт и международный пункт пропуска. Возможно, в рамках развития газопровода «Алтай», трубы которого пойдут в Страну восходящего солнца, откроют пункт пропуска и на китайском направлении. Но это вопрос будущего, а пока на этом участке границы непроходимые горы. |
Глава четвертая Служба пограничных нарядов
Глава четвертая Служба пограничных нарядов 107. Несение службы по охране государственной границы Республики Казахстан в пограничных нарядах является выполнением боевой задачи и требует от каждого пограничника строгого и точного выполнения приказа на охрану границы, соблюдения всех положений настоящего Наставления, высокой бдительности, выдержки, непреклонной решимости и инициативы. Каждый пограничник из состава наряда несет личную ответственность за охрану назначенного участка. 1. Подготовка наряда к несению пограничной службы 108. Подготовка пограничников к несению службы проводится заблаговременно и непосредственно перед выходом (заступлением) пограничного наряда на охрану государственной границы. Заблаговременная подготовка осуществляется в ходе плановых занятий по боевой и военно-патриотической подготовке, воспитательной работы, инструктажей и дополнительных занятий, при самостоятельном изучении погран...
Комментарии
Отправить комментарий