Понятие и виды территорий

       Введение

В различных правовых системах и международном праве в целом уже вполне четко сложились общепризнанные понятия, относящиеся к территории. Значение общепланетарной территории как общего достояния всего человечества постоянно возрастает. С физической точки зрения ее отдельные составные части- водное и воздушное пространства- не признают юридических границ, устанавливаемых государствами, а сохранение этого общего достояния для грядущих поколений и экологического равновесия на планете, равно как и самой природы с ее фауной и флорой, является ныне важнейшей глобальной проблемой.
После распада СССР вопрос территории, государственной границы был очень актуален. Как современницу этих событий меня интересует эта тема, поэтому для своего реферата я выбрала тему «Территория в международном праве».

Понятие и виды территорий

Планету Земля - ее сушу, воздушное пространство, Мировой океан, а также космическое пространство, Луну и другие небесные тела- с точки зрения правового режима можно разделить на три вида:
1) территория государств;
2) международная территория (пространства с международным режимом);
3) территория со смешанным режимом.
Территория государств, представляет собой пространство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть (суверенитет).
Международная территория- это пространство с международным режимом, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства и которое открыто для использования всеми государствами в соответствии с международно-правовыми нормами. Такой режим имеют открытое море, воздушное пространство над ним, а также над исключительной экономической зоной, дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, Антарктика и воздушное пространство над ней.[1.,466].
Территории со смешанным режимом - это территории, на которых действуют одновременно и нормы международного права и нормы национального законодательства прибрежных государств.
Территории со смешанным режимом условно можно разделить на две группы. Первая группа: прилежащие и исключительные экономические зоны и континентальный шельф прибрежных государств, которые не входят в состав государственной территории прибрежных государств. Вторая группа: международные реки, международные проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств, и международные каналы, входящие в состав территорий прибрежных государств.
Авторы учебника МГИМО МИД РФ признают также существование и территорий с особым международным режимом - это демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира (в случае их установления). В состав этих территорий могут входить территории первой категории или территории первых трех категорий одновременно: арх. Шпицберген, Аландские острова, Додеканезские острова, остров Пантеллерия, Панамский и Суэцкий каналы, Луна и другие небесные тела, а также иные территории. [3.,382].
Рассмотрим более подробно государственную территорию. Государственная территория – это:
- национальное достояние и среда обитания народа в рамках государственных границ каждого конкретного государства, который является полноправным и единственным ее собственником, что предусматривает право народа на владение, пользование и распоряжение, как самой территорией, так и всеми ее естественными ресурсами и богатствами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного сотрудничества государств на принципе взаимной выгоды и международного права;
- материальная база и экологическая среда существования народа и его государства (ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования);
- часть земного шара, в пределах которой государство от имени своего народа осуществляет территориальное верховенство, составляющее неотъемлемую часть государственного суверенитета.
В состав государственной территории входят: сухопутная территория в пределах государственных границ, острова и анклавы независимо от их местонахождения; водная территория, включающая в себя водные пространства, находящиеся на сухопутной территории и островах (озера, реки, каналы, водохранилища), и водные пространства внутренних морских вод и территориального моря (прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль); воздушная территория, включающая все воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства; недра, расположенные под сухопутной и водной территорией государства[3.,382].
Иногда применяется термин «условная территория», к которой относят расположенные вне пределов государственной территории объекты: воздушные, морские, речные суда, космические корабли, станции и другие космические объекты, искусственные острова и сооружения в море, на его дне, в Антарктике, помещения дипломатических и консульских представительств.
Государство по своему усмотрению определяет правовой статус своей территории. Оно может на основе специальных международных договоров предоставить определенные права по использованию отдельных частей своей территории иностранным государствам, их юридическим или физическим лицам. Это договоры относительно международных воздушных сообщений через воздушное пространство государства, аренды (например, Договор между СССР и Финляндией о передаче в аренду Финляндской Республике советской части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий от 27 сентября 1962 года), транзита через государственную территорию, регулирования передвижения иностранных граждан по территории государства и посещения определенных районов и др.[1.,468].
В пределах своей территории государство осуществляет верховенство. В современном международном праве территориальное верховенство в основном сводится к следующему:
- власть государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся на его территории;
- государство не может быть насильно лишено принадлежащей ему территории, его границы нерушимы и неприкосновенны;
- в пределах государственной территории исключается публичная власть любого другого государства;
- высшая власть государства осуществляется системой государственных органов в законодательной, исполнительной, судебной, административной сферах;
- юрисдикция государства в отдельных случаях может распространяться за пределы его территории (например, юрисдикция над морскими и воздушными судами и их экипажами);
- земля и природные ресурсы государства не могут использоваться другими государствами без ясно выраженного согласия территориального суверена.[2.,92].
Осуществление территориального верховенства государством не означает, что не может быть каких-либо ограничений или запретов. Так, действия государства, позволяющего другому государству со своей территории совершать акты агрессии против третьего государства, квалифицируются как акт агрессии, совершенный государством, предоставившим свою территорию (п. «f» ст.3 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» 1974 г.).[1.,468]
Изменение государственной территории также может быть произведено на основе определенно выраженного согласия государств и в соответствии с нормами и принципами международного права. Правовым основанием такого изменения становится межгосударственный договор о передаче определенной части территории или об обмене ее участками.[1.,469].


Государственные границы


Государственная граница – это линия, обозначающая на картах и на местности пределы государственной территории на суше, на воде, в воздухе и в недрах, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета конкретного государства.
В зависимости от места прохождения различают сухопутные, водные и воздушные границы.
Сухопутная граница отделяет сухопутную территорию одного государства от аналогичной территории другого государства и устанавливается, как правило, в договорном порядке между сопредельными государствами с учетом рельефа местности (орографические границы). При невозможности учета рельефа (горные хребты, водоразделы, реки и т.п.) могут устанавливаться геометрические (прямые линии, соединяющие естественные или искусственные ориентиры или характерные точки вне населенных пунктов) или астрономические (по параллелям и меридианам) границы.
Водная граница может проходить:
на озере – по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к противоположным берегам озера, независимо от изменяющегося уровня воды и изменения очертания его берегов;
на судоходной реке – по главному фарватеру (тальвегу – линии наибольших глубин). В случае естественного изменения фарватера под действием денудации (текущего водного потока) граница также может соответственно изменяться (так называемые подвижные границы);
на несудоходной реке – как правило, по середине реки или ее главного рукава;
на водохранилищах – гидроузлов и других искусственных сооружений по линии государственной границы до их заполнения водой, если иное не установлено международным договором между заинтересованными сопредельными государствами;
на море – по внешней границе территориального моря в соответствии с национальным законодательством или соглашениями с сопредельными государствами.
Воздушная граница (боковая) представляет собой вертикальную плоскость, восстановленную по линии прохождения сухопутной и водной государственной границы. Верхний высотный предел воздушного пространства, отделяющий его от космического пространства, международным правом не установлен. По утверждающемуся в международной практике мнению высотный предел воздушного пространства составляет примерно 110 км от поверхности Земли – наименьшая устойчивая высота орбиты искусственных спутников Земли.
Государственная граница между сопредельными государствами определяется и устанавливается путем делимитации и демаркации, которые осуществляются смешанными комиссиями, образованными заинтересованными государствами на паритетных началах.
Делимитация- это определение в договорном порядке общего направления прохождения линии государственной границы с обозначением ее на картах, схемах и планах. При делимитации составляется подробное описание прохождения линии границы, исключающее двоякое толкование, с нанесением ее на карты и схемы по специально выбранным и согласованным естественным или искусственным точкам или ориентирам (рекам, ручьям, горным вершинам, хребтам и т.д.).
Демаркацияэто проведение линии государственной границы на местности с обозначением ее специальными пограничными знаками (пирамидами, столбами, буями, створными знаками, маяками и т.п.). При демаркации составляется протокол – подробное описание прохождения линии границы на местности со схемами, фотографиями и описанием каждого пограничного знака и его отличительных характеристик (размеры, цвет, характеристики огней и т.д.).
При обозначении линии границы на местности возможны небольшие отклонения от делимитационного описания (особенно вблизи населенных пунктов), возникающие разногласия разрешаются смешанными комиссиями, а в особых случаях – на дипломатических переговорах. Все документы по делимитации и демаркации являются составными частями договоров о территориальном разграничении, уступке, обмене, продаже территорий и подлежат утверждению высшими органами государственной власти сопредельных договаривающихся государств.
Редемаркация – это проверка ранее демаркированной границы с восстановлением, ремонтом (заменой) ранее выставленных пограничных знаков. [3.,388].
Взаимное уважение границ – необходимое условие мира. Международное право обязывает воздерживаться от любых посягательств на границы других государств, от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории любого государства.[4.,7].
В современном международном праве в отношении государственных границ утвердились два принципа – неприкосновенности и нерушимости границ. Последний относится к случаю установления границ в Европе после второй мировой войны. В соответствии с хельсинским Заключительным актом 1975 года «государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».[2.,99].
Принцип нерушимости границ получил также договорное подтверждение в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.: государственные границы « могут изменяться в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности». Любое посягательство на неприкосновенность и нерушимость государственных границ может пресекаться всеми имеющимися законными средствами, в том числе при необходимости и силой оружия.[3.,388].
В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны и содержания внутренним законодательством и международными договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает:
Порядок охраны и пересечения государственной границы на суше, на море и в воздухе, размещение и регламентацию деятельности контрольно-пропускных пунктов (КПП) и таможенных учреждений, воздушные коридоры над границей и порядок пролета в них летательных аппаратов;
Ведение сельскохозяйственной, производственной, транспортной, промысловой и иной деятельности в районе государственной границы, в том числе в пределах территориального моря; специальные правила проживания, перемещения и деятельности населения в пограничной зоне и въезда в нее; порядок расследования и урегулирования пограничных инцидентов и др.[3.,389].
Пограничная полоса – это расположенная непосредственно на границе полоса местности небольшой ширины, на которой могут быть установлены контрольно-следовая полоса (КСП) и оборудованы инженерные сооружения, препятствующие несанкционированному переходу (пересечению) государственной границы.
Пограничная зона – это местность шириной до 5 км вдоль государственной границы на суше, морское побережье, выходящее к открытому морю, берега пограничных рек и озер, водоемов и водохранилищ и расположенные на них острова. Исходя из характера отношений между сопредельными государствами, пограничная зона может не устанавливаться (например, между Швейцарией и Италией), между странами – членами СНГ государственные границы «прозрачные», номинальные.[3.,389].

 Международные реки и каналы


Международными реками следует считать те, что протекают по территории двух или более государств и неизбежно являются предметом международно-правовых отношений прибрежных государств.
Международное судоходство не является в настоящее время единственным критерием международной реки, поскольку развилось использование вод этих рек в промышленных и сельскохозяйственных целях. Пересечение или разделение международной рекой территории нескольких государств создает взаимосвязь интересов прибрежных государств, что и обусловливает их взаимные права и обязанности относительно данной реки. Основным здесь является правило о том, что любое прибрежное государство должно использовать воды международной реки таким образом, чтобы при этом не наносить существенного ущерба правам какого-либо другого прибрежного государства на использование вод этой же реки.
Международные реки могут подразделяться на открытые для международного судоходства, которые, как правило, пересекают территории нескольких государств, и пограничные реки, которые, как правило, разделяют территории нескольких государств. Однако эта классификация условна, так как одна и та же река может на одном участке пересекать территории нескольких государств, а на другом – разделять. [5.,86].
Судоходство по международным рекам. Ре6жим судоходства по международной реке должен устанавливаться самими прибрежными государствами. Только прибрежное государство имеет право на проход своих судов через речные воды, входящие в состав территории другого государства, и то на основании соглашения, заключенного между прибрежными странами, и в соответствии с его условиями. В то же время в интересах своей торговли прибрежные государства часто предоставляют свободу судоходства для торговых судов всех стран. Однако это их право, но не обязанность. Поэтому суда неприбрежных стран не имеют права прохода по международным рекам, если иное не установлено в международном договоре.
Международными реками являются Дунай, Рейн, Нигер, Конго, Амазонка и др.[5.,87].
Несудоходное использование международных рек. К несудоходному использованию международных рек относятся строительство плотин для гидроэлектростанций и ирригации, сброс промышленных вод, рыболовство, лесосплав и т.п. В последнее время подобные виды использования международных рек в целом имеют большее распространение, чем традиционное судоходство. Все вопросы несудоходного использования решаются или должны решаться на основе соглашения между прибрежными государствами. Единственным общим документом в этом отношении являются Хельсинские правила 1966 года, которые содержат детально разработанные статьи по таким видам использования, как распределение вод, предотвращение загрязнения, лесосплав и др.
Общие правила относительно урегулирования вопросов, возникающих при строительстве гидроэлектростанций на международных реках, содержатся в Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, 1923 года. В частности, все работы по использованию гидроэнергии, которые могут привести к физическому изменению местности на территории другого государства или могут причинить ему существенный ущерб, должны проводиться на основании соглашения заинтересованных государств. По этому пути и идет международная практика.[2.,105-106].
Международные каналы – гидротехнические сооружения, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства (Суэцкий, Панамский, Кильский).
Они прокладываются по территории, на которую распространяется власть определенного государства. Принимая решение о прокладке канала, который будет использоваться для международного морского судоходства, государство соглашается на изменение не только состояния части своей территории (сухопутная территория становится водной), но и ее статуса, предоставляя право на использование ими морского судоходства. Являясь собственником канала, государство обязано обеспечить судоходство по каналу, а другие государства обязаны уважать права и законы государства, по территории которого проложен канал, включая правила, касающиеся взимаемых без какой-либо дискриминации сборов. Такой режим фиксируется в соответствующих международных договорах.
К их числу относится Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г., которая провозгласила свободное пользование морским Суэцким каналом «на все времена и для всех государств» (преамбула).

            Заключение


       Для Латвии также продолжает оставаться актуальным вопрос территории в связи с Абренской волостью. Также после восстановления независимости Латвийской Республики много внимания уделяется государственной границе, ее техническому оснащению, построению контрольно-пропускных пунктов и т.п.
       Вопрос территории можно рассматривать и более детально на примере отдельно взятых государств. Возможно это будет темой дальнейших работ.




Работы, похожие на Реферат: Территория в международном праве
шпоры
1.Понятие и система современного МП. МП- это система юр.норм, регулирующих межгос.отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества. Межгос ...
Состав: сухопутная тер-рия в пределах гос.границ, острова и анклавы независимо от их местонахожцения; водная тер-рия, включающая в себя водные пространства, находящиеся на ...
содействует повышению уровня безопасности морского судоходства; предотвращение загрязнения моря с судов), Межд.организация гражданской авиации (1947Устанавливает межд.нормы для ... Раздел: Рефераты по международному публичному праву
Тип: шпаргалка Просмотров: 32 Комментариев: 0 Похожие работы
Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать
Территория государства
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.. .
3 1. ТЕРРИТОРИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ.. 5 1.1.
К внутренним (национальным) водам относятся находящиеся в пределах сухопутной территории данного государства моря, озера, каналы и реки, а также моря, ограниченные со всех сторон ...
Поверхность, образованная движением вертикали вдоль линии сухопутной и водной границ в воздушном пространстве, составляет воздушную государственную границу. Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат Просмотров: 42 Комментариев: 0 Похожие работы
Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать
Основы международного права
ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 1. Конституция РФ о международном праве Взаимодействие государств в рамках мирового сообщества никогда не было и не ...
водная территория, включающая в себя водные пространства, находящиеся на сухопутной территории и островах (озера, реки, каналы, водохранилища), и водные пространства внутренних ...
Для установлении линии границы на местности сопредельные государства образуют смешанную (совместную) комиссию, которая, руководствуясь договором о делимитации, обозначает положение ... Раздел: Рефераты по праву
Тип: диплом Просмотров: 89 Комментариев: 0 Похожие работы
Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать
Билеты и ответы по туризму и экскурсиям
БИЛЕТ № 1 1. Школы научного управления: общая характеристика, значение для сферы сервиса и туризма. 2. Порядок образования туристской фирмы. 3 ...
Туризм Сопредельное положение Китая с большим числом азиатских стран, его огромная территория, лежащая в разных природно-климатических поясах, разнообразный рельеф, отличные ...
В районах рек и каналов Норфолк Бродз туристы могут взять на прокат лодку или яхту и совершить увлекательное путешествие по водным просторам, останавливаясь в уютных прибрежных ... Раздел: Рефераты по туризму
Тип: реферат Просмотров: 411 Комментариев: 15 Похожие работы
Оценило: 17 человек Средний балл: 4.4 Оценка: 4     Скачать
История международного морского права
ВВЕДЕНИЕ. Сегодня вопросы международного морского права в Российской Федерации приобретают новое значение. В связи с распадом СССР, её преемник Россия ...
Были приняты и ратифицированы многими государствами конвенции, которые сейчас регулируют все законодательства, связанные с морем и рекой, шириной территориального моря и прибрежной ...
Так, заинтересованность прибрежных стран в сохранении за собой исключительного права на рыболовство в прилежащих к ним частях моря, а также в обеспечении своей безопасности со ... Раздел: Рефераты по международному частному праву
Тип: реферат Просмотров: 30 Комментариев: 0 Похожие работы
Оценило: 2 человек Средний балл: 3 Оценка: неизвестно     Скачать
Термины и названия
... самый маленький материк. Площадь - 7,6 млн км2. Целиком расположен в юж. полушарии, изолирован. Омывается Тихим (Тас-маново и Коралловое моря) и ...
Судоходство, соединена каналами с бассейнами р. Рейна, Одры, эстуарий - с Балтийским морем.
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ, общее название видов транспорта, которые используют водные пути сообщения (моря, океаны, реки, озера, водохранилища, каналы). Раздел: Рефераты по географии
Тип: шпаргалка Просмотров: 19 Комментариев: 0 Похожие работы
Оценило: 1 человек Средний балл: 2 Оценка: неизвестно     Скачать
Краткий географический словарь
... маленький материк. Площадь - 7,6 млн км2. Целиком расположен в юж. полушарии, изолирован. Омывается Тихим (Тас-маново и Коралловое моря) и Индийским ...
Судоходство, соединена каналами с бассейнами р. Рейна, Одры, эстуарий - с Балтийским морем.
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ, общее название видов транспорта, которые используют водные пути сообщения (моря, океаны, реки, озера, водохранилища, каналы). Раздел: Рефераты по географии
Тип: шпаргалка Просмотров: 45 Комментариев: 0 Похожие работы
Оценило: 3 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно     Скачать
Международное морское право
Международное морское право 1. Понятие международного морского права Жизнь человека, развитие общества с древнейших времен были связаны с морем ...
Основой правового режима территориального моря является суверенитет прибрежного государства, который распространяется и на воздушное пространство над территориальным морем, на дно ...
Развитие морского судоходства уже в XVII веке привело к тому, что 3-мильная ширина территориального моря не могла в полной мере защитить права прибрежного государства прежде всего ... Раздел: Рефераты по юриспруденции
Тип: реферат Просмотров: 217 Комментариев: 0 Похожие работы
Оценило: 4 человек Средний балл: 2.8 Оценка: неизвестно     Скачать
География морского транспорта России
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра экономической и социальной географии Курсовая ...
Ограничивают пропускную способность порты, каналы и другие искусственные сооружения; незначителен удельный расход топлива и затрат энергии на единицу перевозок, так как на водном ...
Морской транспорт - один из старейших видов транспорта, использующий для массовой перевозки грузов и пассажиров преимущества дешёвого естественного водного пути (океаны, моря и ... Раздел: Рефераты по экономической географии
Тип: реферат Просмотров: 264 Комментариев: 1 Похожие работы
Оценило: 3 человек Средний балл: 3.3 Оценка: неизвестно     Скачать
Правовой статус внутренних морских вод
ПЛАН Введение. 2 1. Внутренние воды - вид морских пространств. 4 1.1 Классификация морских пространств. 4 1.2 Понятие внутренних морских вод. 6 2 ...
Правовой режим внутренних морских вод в некоторых важных аспектах отличается от правового режима территориального моря, а правовой режим архипелажных вод не совпадает с правовым ...
В частности, судоходство и рыболовство во внутренних морских водах, а также научная и изыскательская деятельность регулируются исключительно законами и правилами прибрежного ... Раздел: Рефераты по международному публичному праву
Тип: реферат Просмотров: 40 Комментариев: 0 Похожие работы
Оценило: 1 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно     Скачать

Все работы, похожие на Реферат: Территория в международном праве (3958)

Назад

       Литература
  1. Ответственные редакторы Игнатенко Г.,Тиунов О., Международное право. Учебник для вузов.-Москва,Норма-Инфра М,1999.-569 стр.
  2. Ответственные редакторы Колосов Ю.,Кузнецов В., Международное право.Учебник.-Москва,Международные отношения,1998.-618 стр.
  3. Под редакцией Бекяшева К., Международное публичное право.Учебник.-Москва,Проспект,1998.-608 стр.
  4. Лукашук И.,Международное право.Учебник Особенная часть.-Москва,Издательство БЕК,1997.-390 стр.
  5. Ответственные редакторы Кузнецов В.,Колосов Ю.,Международное право Учебник.-Москва,Международные отношения,1994.-606 стр.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами