Три Эльдара Намазова

Три Эльдара Намазова

Автор: Эйнулла Фатуллаев
Накануне парламентских выборов 2005 года азербайджанские власти впервые применили ноу-хау российской избирательной технологии - политическое клонирование. Совершенно неожиданно в избирательном бюллетене на избирательном участке, по которому баллотировался известный политолог Эльдар Намазов, вдруг появились еще два Эльдара Намазова. Власти в первый и последний раз применили тактику клонирования лишь против Э.Намазова. Что хотели этим сказать былые соратники экс-помощника Г.Алиева из его администрации - для меня остается большой загадкой. Но порой, мне кажется, что клонирование Эльдара Намазова носило сакральное значение. Этим политическим ритуалом власти обозначили еще двух известных им Намазовых.
Теперь Эльдар Намазов претендует на кресло своего бывшего шефа. Хотя он никогда не являлся помощником нынешнего президента, однако все прекрасно понимают, что начиная с 1998 года, Ильхам Алиев постепенно сосредотачивал в своих руках нити управления Семьей и государством.
Я очень близко общался с Э.Намазовым, наблюдал за ним в разные периоды его жизни, мы даже сотрудничали с ним в рамках газеты "Реальный Азербайджан", где политолог рассказывал о светлых годах своей жизни во власти - в рубрике мемуаров помощника Гейдара Алиева. Но наше первое знакомство с Э.Намазовым, который сегодня в большей мере заявляет о себе как демократ и либерал, состоялась чуть позже его громкой отставки в 1999 году. Тогда я, будучи обозревателем журнала "Монитор", выпросил у экс-заместителя Лалы Шовкет всеизвестного Рошада Рзагулиева, который в тот период негласно исполнял функции помощника Намазова (одни помощники, ей богу!), интервью с Э.Намазовым.
В те годы он был не так открыт, как сегодня, и добиться встречи с человеком, который имел непосредственный доступ к святыне власти, было делом нелегким. Но я добился рандеву. И буквально через 5 минут после начала нашего интервью в ответ на мой хлесткий и острый вопрос о перспективах прихода к власти Ильхама Алиева - на дворе шел 2002 год, Э.Намазов выхватил из моих рук диктофон и отключил его: "Разговор закончен", - произнес демократ. Я рассказал об этой истории покойному Эльмару. Но в отличие от меня, Эльмар был непоколебим. В 1998 году именно помощник Гейдара Алиева - Эльдар Намазов - был организатором грязной пропагандистской кампании против Эльмара Гусейнова, автора статьи "Азербайджанцы - нация ХХI века", которая вызвала почти такую же реакцию властей, как недавний скандал, разразившийся вокруг книги нынешнего соратника Эльдара Намазова - Акрама Айлисли. Но Намазов, позже переродившийся в "мирного голубя", в те годы был "ястребом алиевской команды". И долг ястреба требовал от него охоты на ведьм, в ряд которых он определил Эльмара Гусейнова.
Почему я вспомнил об интервью Намазова в 2002 году? Потому что буквально две недели назад демократ и интеллигент Намазов отказался дать интервью нашему сайту. С чего бы? Я так и не понял. Но, видимо, речь идет о становлении четвертого Эльдара Намазова - жизнь покажет. Однако перед тем как взглянуть на облик четвертого Намазова, давайте вместе вернемся к истории трех предыдущих политологов.
Намазов - первый
Он начал свою политическую карьеру, как демократ. Первая любовь, как говорят, на всю жизнь. Хотя своей первой политической любви Намазов изменил в 1993 году, когда отказавшись от сотрудничества с фронтистами, быстро ринулся в лагерь восходящего на пьедестал новой мессии. Любовь к организации общественных домов для дискуссий началась у Намазова именно с тех пор, когда именно он стоял у истоков Клуба молодых ученых. Это пристрастие к созданию общественных салонов будет преследовать политолога до самой постлиберальной эры - он зачинатель клубов, форумов и прочих политических тусовок, в которые пытался втянуть разношерстный политактив всех партий и сословий, ибо у него собственная команда и социальная база так и не появилась. Он неплохо смотрелся в качестве технократа и аппаратчика, члена чьей-то команды - молодой, образованный, информированный, с аналитическим складом ума... Но первым его так никто и не воспринял. Но к этому мы еще вернемся.
Итак, после кратковременного сотрудничества с народным движением и фронтистами, Намазов быстро выявил новый вектор в политической жизни и ловко перекочевал в лагерь Гейдара Алиева. Хотя до сих пор многие из былого окружения Намазова абсолютно уверены в том, что кто-то из сильных мира сего вовремя подсказал начинающему аналитику съездить в Нахчыван и пообщаться с демиургом азербайджанской политики. Я даже подозреваю, что это за сила. Наряду с Клубом молодых ученых - прообразом нынешнего Форума интеллигенции в конце 80-х годов прошлого столетия, Намазов создал и первый аналитический центр в Азербайджане. Этот центр получал довольно солидные субсидии из ближнего зарубежья, а именно, как догадался внимательный читатель - из Москвы. Аналитические выкладки близкого к фронтистской элите молодого политолога находили понимание и уважение в среде тех из москвичей, кто определял векторы развития азербайджанской политической жизни. Э.Намазов знал о поездке Гейдара Алиева в Москву и его консультациях с генералитетом спецслужб. Говорят, что этот самый генералитет с большим пиететом относился к его аналитическим справкам о ситуации в стране. Во всяком случае, не случайно, что сразу же после прихода к власти Г.Алиева Эльдар Намазов сразу же въехал в аппарат Президента. Там сыграла определенную роль и протекция тогдашнего госсекретаря Лалы Шовкет, которая тоже приехала в Баку из Москвы. На этом демократический отрезок жизни Намазова временно прервался. Вот тут и произошло становление второго Намазова.
Намазов - второй
Я все больше склоняюсь к выводу, что Гейдар Алиев связывал большие планы с перспективой Эльдара Намазова во власти. Патриарх знал, придет время, и главный аппаратчик клана - Акела – состарится, и обязательно промахнется. И в лице Э.Намазова он ему готовил достойную замену. В самом начале Э.Намазов полностью оправдал ожидания Патриарха - он был исполнительным, жестким, душой и сердцем поддерживал все репрессивные кампании против оппозиции, служил Системе и командно-казарменному режиму, как мог. Доверие к Э.Намазову было таким, что под него был создан специальный Секретариат - своего рода альтернатива мехтиевскому аппарату, и вся переписка президента, в частности с силовиками, проходила именно через его службу. Я смело могу утверждать, что до президентских выборов 1998 года Э.Намазов был одним из чиновников, который принимал участие в принятии важных политических решений во внутренней политике. А кульминация репрессий против инакомыслия пришлась именно на период фавора Намазова. Свыше 3 тысяч политзаключенных оказались в тюрьме, новая политическая каста, ярким представителем которой был и Намазов, спешно закручивала гайки, изо всех сил стараясь зачистить все ростки эпохи перестройки, дитем которой некогда был и сам Намазов.
Полистайте пожелтевшие от времени страницы газеты "Панорама", агентства Шарг и других медиа-проектов господина Намазова, где велась оголтелая кампания против оппозиции и либерастии. А реакционный телеканал "Space", созданный по инициативе Э.Намазова на деньги Кямаледдина Гейдарова? Справедливости ради признаем, что при всем нашем негативном отношении к телеканалу АНС и его руководству, повязанному с властями в период правления Алиева - старшего, этот телеканал проводил (особенно, если сравнить с сегодняшним днем) демократическую политику, предоставив трибуну всем без исключения политическим силам страны. А канал Намазова был призван отвлечь часть зрительской аудитории АНС, и конечно же, выглядел серым и глупым официозом на фоне яркого телеканала тех времен. Что же мешало демократу Намазову создать хотя бы такой же телеканал как АНС? Ведь они тоже работали на власть, не так ли?
Намазов - третий
За что борется сегодня Намазов? За демократию и свободу слова? Так он был их главным душеприказчиком. Он сделал все от него зависящее для деградации оппозиции, девальвации ценностей демократии и ее похорон в обществе, что же его вновь вернуло к ценностям Намазова - первого?
Свой уход из власти и из администрации Алиева Намазов, конечно же, обставил очень красиво, выставив себя жертвой карабахской идеи. Хотя всем посвященным, как во власти, так и в оппозиции, хорошо известны истинные причины сначала опалы, а затем отставки главы Секретариата Гейдара Алиева. Переписка Гейдара Алиева с Биллом Клинтоном вдруг совершенно случайно всплыла в папке с другими документами, упрятанной в сейфе тогдашнего лидера оппозиции Этибара Мамедова, кстати, тоже заигравшегося и нарушившего правила игры на выборах 1998 года, и пострадавшего за это впоследствии. Переписку, как выяснилось позже, слил сам Эльдар Намазов. Этим и воспользовался старый Акела, который с превеликим удовольствием организовал "сушилку" для помощника. Э.Намазов попал в опалу. У него не оставалось никаких перспектив в этой власти. Не помогло даже заявление о вступлении в ряды правящей партии «Ени Азербайджан», которое он поспешил написать после президентских выборов 1998 года. Ему оставалось лишь хлопнуть дверью, и как можно громче. Благо наивный Тофик Зульфугаров к этому времени подоспел с душевными разговорами о предстоящем Стамбульском саммите.
Стамбульский саммит, напряженные переговоры вокруг будущего Карабаха, дипломатические игры Мастера власти открыли путь для отходной Намазову. Теперь ему оставалось рассчитывать лишь на авось - смену политического режима в Азербайджане. Он начал бороться против тех, кому так сильно помогал и кто ему так сильно доверял в деле построения монументальной азербайджанской диктатуры.
Намазову сильно повезло. Случись такое в период правления четвертого президента, он, вне всяких сомнений, оказался бы по соседству со своим нынешним трайбовым союзником Али Инсановым.
Хотя повезло ли? Грешной мыслью мне кажется, что возможно ему подсказали уйти в отставку именно те, кто и указал ему место в свое время в команде Г.Алиева? Кремлевский генералитет всеми силами пытался торпедировать мирный план Г.Алиева: в Ереване расстреляли парламент, а в Баку состоялась громкая отставка чиновников.
Так или иначе, но Намазов, вновь нацепив на себя рыцарские доспехи демократа, ринулся в бой за победу демократии и прав человека. Представляете, он стал писать для еженедельника "Монитор", который рубил годами ранее, стал блогером, казался диссидентом, выходил на митинги... Перерождение Намазова состоялось. Благо наша оппозиция, впрочем, как и власти, очень благосклонна к перебежчикам, почти как во времена гражданской войны – главное, утереть нос противнику, а принципы как-то постоят за себя сами. Параллельно с этим, Э.Намазов стал почему-то укреплять свой имидж трайбового вожака. Родом из Акстафинского района, он для чего-то сделался "еразом", видимо, подражая успеху своего президента, который вовремя, даже еще до становления олигархического капитализма пашаевской формации, успешно воспользовался своей же моделью столь актуальной трайбовой сегрегации среди азербайджанцев. Но эта модель уже не работала в 2005 году. Страна изменилась. То ли Намазов этого не понял, то ли для завлечения на первый Форум Интеллигенции (доибрагимбековской поры) группировки Али Инсанова, рассчитывая на раскол власти по типу "оранжевых революций", сделал ставку на возрождение трайбовых предрассудков, что, в общем-то, претит образу демократа, коим снова стал Намазов. В промежутке между делом он создал предвыборный блок YES, плоды которого достались лишь Вахиду Ахмедову и Али Масимли - их в отличие от Намазова в парламент впустили.
Затем Намазову снова пришлось возродить Форум, благо под руку попался недовольный и обиженный Ибрагимбеков, забытый Рафик Алиев и прочие отставники. В перерывах, между делом, он порой, наряду с "еразовским" делом, позиционировал себя как человек Пашаевых, педалируя на родственных узах... и доходил до бредовых идей - вроде выдвижения первой леди на пост президента. И при всем этом я более чем уверен, что попади Намазов еще раз во врата власти, он снова сделается ястребом. И опять проиграет. А знаете почему? Несмотря на то, что он долгое время возглавлял Федерацию шахмат страны (в то время, когда чиновникам модно было занимать посты руководителей спортивных федераций), он так и не научился играть в шахматы. Так считает большинство шахматистов, которые ставят ему в вину и полный развал Федерации и самой шахматной школы в конце 90-х прошлого века.
Э.Намазов долго время наблюдал за великой партией великого гроссмейстера. И на миг ему померещилось, что и он сможет так играть. Вы знаете, всем поклонникам Каспарова, особенно накануне перестройки, открывшей путь Намазову к Великой Шахматной Доске, хотелось продемонстрировать на этой самой доске нечто этакое виртуозное, свойственное великому гроссмейстеру. Эту жажду испытывает каждый в своей жизни. В этом и трагедия всех трех Эльдаров Намазовых.
5764 просмотров

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами