Железнодорожные пограничные переходы
| |||||||||||||
| |||||||||||||
|
В соответствии со Стратегической программой развития компанией разработан и на приграничных железных дорогах реализуется комплекс мер по усилению инфраструктуры пограничных переходов. Он предусматривает развитие пограничных станций в целях улучшения их эксплуатационной работы: укладку новых и удлинение существующих приемо-отправочных и сортировочных путей, совершенствование конструктивных схем пограничных станций, оснащение их современными техническими средствами, сооружение новых контрольно-пропускных пунктов, усиление подходов к пограничным переходам. Созданию необходимых условий для ускорения технической и коммерческой обработки поездов и вагонов, пограничных и таможенных операций и привлечения грузов российского экспорта и импорта на железнодорожный транспорт призваны способствовать качественные изменения в организации работы пограничных станций. Это внедрение логистических технологий на базе единых информационно-логистических центров и обеспечение слаженной работы железнодорожников, пограничных и таможенных служб за счет совершенствования системы планирования и организации перевозок экспортно-импортных грузов, оптимизации процедур документооборота на основе электронизации связанных с этим процессов. Все это должно обеспечить увеличение к 2010 г. прогнозируемых суммарных объемов перевозок через пограничные станции до 273 – 284 млн. т.
В работе пограничных станций особенно важное значение имеет сбалансированность всех составляющих, в первую очередь пограничной, таможенной и железнодорожной служб, а также строгое соблюдение договоренностей с соседними странами о приеме поездов. Только комплексное решение связанных с этим вопросов позволяет реально увеличить пропуск вагонов и грузов через пограничный переход. К примеру, весомый эффект для увеличения пропуска поездов через пограничные переходы дают использование на пограничных станциях промышленного телевидения, автоматизированных систем ЭТРАН, согласованного подвода поездов и грузов «Грузовой экспресс», коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ), современных средств связи, реализация технических мер по обеспечению пограничного режима и предварительное декларирование грузов, применение которых заметно ускоряет таможенные и пограничные формальности. Значительная экономия времени на оформлении передачи внешнеторговых грузов через границу будет достигнута в результате реализации принятого государствами – членами Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) решения о переходе в сентябре 2006 г. на единую электронную транспортную накладную ЦИМ/СМГС, унифицированную с требованиями восточного и западного транспортного права. Накладная, являющаяся электронной копией транзитной декларации, по защищенной сети будет сопровождать груз по всему маршруту. Ее применение существенно упростит процедуру таможенного оформления грузов на всех этапах перевозочного процесса. Новая технология уже опробована при перевозках между Россией и Китаем.
В соответствии с разработанными целевыми программами на приграничных железных дорогах последовательно проводится работа по реконструкции пограничных станций. Так, для освоения растущих объемов перевозок грузов на Китай на Забайкальской железной дороге развивается путевое хозяйство станции Забайкальск, занимающей ведущее место в обеспечении внешнеторговых перевозок в КНР, и усиливается участок Карымская - Забайкальск. На Гродековском направлении Дальневосточной железной дороги проводятся меры по увеличению пропускной и перерабатывающей способности станций, входящих в комплекс пограничного перехода Гродеково. На пограничных с КНР переходах обеих дорог внедрена АСУ пограничной станции. Автоматизирован обмен информацией с китайской стороной. Масштабные работы проводятся на Октябрьской железной дороге, которая выходит на железнодорожные магистрали Европейского Союза через четыре пограничных перехода. В частности, для придания грузовому пограничному переходу на станции Вяртсиля новых функций, в том числе и по организация регулярного пассажирского сообщения на маршруте Петрозаводск - Вяртсиля - Нийрала - Йоэнсуу, на дороге разработан проект реконструкции перехода с целью доведения его технической оснащенности до уровня современных требований. В ходе ее будет введена автоматизированная система осмотра поездов и вагонов, построены административно-бытовые корпуса, в которых разместятся работники железной дороги и сотрудники таможни, представители Федеральной пограничной службы, органов санитарного контроля и других государственных служб. Их взаимодействие станет более слаженным после создания единой локальной информационной сети и полной компьютеризации процесса. Все это ускорит таможенный досмотр поездов и увеличит пропускную способность пограничной станции Вяртсиля. На состоявшемся недавно совещании руководителей отделов связи Октябрьской и финских железных дорог было принято решение о совершенствовании систем связи на пограничных переходах, что обеспечит, в частности, внедрение новой версии автоматизированной системы управления пограничными станциями. Это ускорит процесс оформления перевозочных документов и увеличит пропускную способность пограничных переходов. На границах с Латвией и Эстонией дорога проводит реконструкцию пограничных станций Ивангород, Печоры-Псковские, Пыталово и Себеж с внедрением комплекса железнодорожных устройств, обеспечивающих оптимизацию эксплуатационной работы станций и пропуска поездов через государственную границу. Это обеспечит передачу грузов на уровне 57 - 59 млн. т в год. Грузооборот Октябрьской дороги со странами Балтии после завершения реконструкции пограничных станций, как ожидается, возрастет на 12-15%. Большое внимание уделяется интенсификации пропуска поездов через пограничные переходы за счет сокращения времени их обработки на пограничных станциях. В прошлом году были выделены средства на установку системы промышленного телевидения на пограничной с Финляндией станции Бусловская. Другой важной проблемой, получившей решение, стало внедрение на пограничных переходах между Россией и Финляндией новой версии автоматизированной системы управления, предусматривающей передачу предварительной информации о следующем на пограничную станцию поезде. Это позволяет сократить технологическое время обработки поездов. На Юго-Восточной железной дороге, граничащей с Южной дорогой Украины, выполнен большой комплекс работ по развитию станции Валуйки. Налажена передача информации между вычислительными центрами обеих дорог о передаваемых поездах и грузах. Крупные проблемы предстоит решить по налаживанию ритмичного пропуска поездов и грузов через пограничные переходы с Казахстаном и Средней Азией. Так, расположенная у границы станция Илецк I не имеет технического оснащения, необходимого для выполнения пограничных и передаточных операций. Станция и участок железной дороги Кос-Арал - Уютный расположены на территории России, но находятся в ведении Казахстанской железной дороги, и с момента возникновения таможенной границы ни российской, ни казахстанской сторонами не выделялись средства на обустройство станции как пограничной. В связи с этим руководители станции и Оренбургской таможни приняли решение о совмещении выполнения ряда операций по обработке поездов и изменении технологии прохождения документов. В результате время полной обработки поездов всеми службами сократилось практически на 3 ч. Определен также порядок предварительного информирования станцией таможенного поста путем предоставления всей информации о товарах в электронном виде за 3 ч до прибытия поезда. Вступление России во Всемирную торговую организацию, создание условий для привлечения дополнительных объемов грузов на проходящие через ее территорию международные транспортные коридоры приведут к еще большему росту размеров передачи вагонов и грузов через железнодорожные пограничные переходы. Это требует дальнейшего усиления работы по развитию пограничных станций и подходов к ним, совершенствованию взаимодействия всех служб, обеспечивающих пропуск поездов через границы страны на основе широкого внедрения новой техники и информационных технологий. |
Комментарии
Отправить комментарий