Саламат Аламанов, рук. отдела правового регулирования пограничных вопросов при правительстве КР: Граница между Киргизией и Узбекистаном напоминает сито

28.11.06 15:12

Саламат Аламанов, рук. отдела правового регулирования пограничных вопросов при правительстве КР: Граница между Киргизией и Узбекистаном напоминает сито

Более компетентного эксперта по пограничным вопросам на территории Центральной Азии, чем Саламат Аламанов, пожалуй, не найти. Занимаясь вопросами определения границ Киргизии со странами центрально-азиатского региона еще с момента распада Союза, он изъездил эти рубежи вдоль и поперек. Провел в составе официальной делегации около 150 встреч с представителями соседних с Киргизией стран – Китаем, Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном.

С.Аламанов возглавляет отдел правового регулирования межгосударственных пограничных вопросов при правительстве Киргизии с самого начала образования этой структуры. По совместительству является руководителем с киргизской стороны Киргизско-узбекской межправительственной комиссии по делимитации и демаркации государственной границы. Сегодня Саламат Аламанов отвечает на вопросы ИА «Фергана.Ру».

ИА «Фергана.Ру»: - Саламат Кулембекович, на какой стадии находится сегодня процесс определения границ Киргизии с соседними странами?

С.Аламанов: - В 1992 году мы начали переговоры с Китаем, и к 1999 году полностью урегулировали пограничные вопросы с этой страной. В 2004 году провели демаркацию наших границ и уже в нынешнем - передадим соответствующие документы нашим пограничным и другим службам, чтобы они начали управлять этими границами. Вторым по уровню решенности пограничных вопросов стоит Казахстан: делимитация наших границ завершена в 2001 году. После ратификации договора о киргизско-казахской границе мы приступим к демаркации наших границ.

Переговоры с Узбекистаном мы ведем с 2000 года. На данный момент у нас есть достаточно большие подвижки по отдельным участкам, но немало и очень серьезных проблем, которые предстоит решить, чтобы завершить оформление границ с соседями. Общая протяженность границ между нашими странами составляет 1375 километров, из них 993 километра мы уже согласовали на уровне делегации. Остальные участки находятся на стадии обсуждения.

Надо сказать, что почти 400 оставшихся километров состоят из 58 отдельных участков, из-за чего границу так и хочется сравнить с ситом. По этим участкам есть достаточно серьезные несогласованности, которые предстоит преодолеть в ходе переговоров. Но процесс идет.

С Таджикистаном, начиная с 2002 года, мы провели одиннадцать встреч на уровне делегаций. И только в сентябре нынешнего года мы приступили к практическому описанию линии границ. Четыре года обсуждались правовые основы, на которых мы должны будем оформить наши границы.

ИА «Фергана.Ру»: - На мой взгляд, сложилась парадоксальная ситуация, когда затягиваются переговоры с нашими ближайшими соседями, с которыми, к сожалению, на границах имеем больше проблем…

С.Аламанов: - Вопрос резонный, но надо сказать, что это понимание проблемы на бытовом уровне. О том же говорят и некоторые политики, представители общественности, простые люди, которые на себе испытывают трудности приграничных проблем. Ведь при СССР были границы, которые наносились на карты...

С Узбекистаном вначале мы тоже хотели оформить наши рубежи на основе существующих границ. Но когда приступили к практической работе, выяснилось, что на каждом шагу по всему периметру границ есть разночтения. Оставшиеся 58 участков как раз являются такими - сложными. У этих земель есть свои «авторы» - люди, которые, занимаясь в советское время партийно-хозяйственной деятельностью, принимали решения по передаче участков другой стороне.

ИА «Фергана.Ру»: - А ставился ли вопрос об ответственности этих людей на определенном уровне?

С.Аламанов: - Нет. К этому вопросу надо подходить, так сказать, исторически. Ведь в то время мы находились в составе одного государства. Например, когда-то один из наших колхозов отдал полгектара земли другому колхозу Узбекистана под склад машинно-тракторных станций (МТС). Взамен соседи газифицировали нам целое село. Теперь, когда наши республики стали суверенными государствами, вопрос границы превратился в межгосударственную проблему, но в то время это было мудрое решение…

ИА «Фергана.Ру»: - Вопросом вопросов в этой сфере является проблема анклавов, где и происходит большинство приграничных конфликтов. Каковы перспективы решения этой проблемы?

С.Аламанов: - На территории Киргизии есть четыре анклава Узбекистана. Один наш анклав находится на территории Республики Узбекистан. Имеет один анклав на территории Узбекистана и Таджикистан. Кроме того, у нас есть более 30 полуанклавов. Все эти образования создают большие трудности для населения обоих сторон.

Бытует мнение, что анклавы – явление уникальное и есть только у нас. Об этом в своих работах пишут даже серьезные, казалось бы, аналитики. А я вам скажу - в мире существуют более 250 анклавов, но только у нас, в Центральной Азии, они представляют собой проблему. Во всем мире эти вопросы регулируются соглашениями об использовании анклавов и люди практически не чувствуют, что живут в анклаве.

Нам нужен цивилизованный подход к проблеме, нужно формировать соглашения на основе международных норм. Ведь при СССР мы тоже не чувствовали, что у нас есть анклавы. По таким образованиям мы имеем исторический опыт, к которому можно вернуться. Или же надо закрепить режим свободного перемещения людей через данные территории, создав для этого правовую базу.

ИА «Фергана.Ру»: - Вносила ли какие-то конкретные предложения по решению этого вопроса киргизская сторона?

С.Аламанов:
- Мы предлагали создать транспортные коммуникации общего пользования. Ведь, чтобы общаться с внешним миром, наши граждане, живущие в ущельях, из-за отсутствия своих дорог сразу попадают на территорию Узбекистана и возвращаются домой таким же образом. В 2002 году мы предложили соседям проект Соглашения о транспортном сообщении населения обеих сторон между замкнутыми анклавами и основными территориями своих стран. Соседи долго не отвечали, но перед недавним визитом нашего президента Курманбека Бакиева в Ташкент они подняли этот документ. И, мы надеемся, скоро этот вопрос решится.

ИА «Фергана.Ру»: - А каковы перспективы решения вопроса о предоставлении «коридора» для жителей киргизского анклава Барак, который находится на территории Узбекистана?

С.Аламанов:
- Этот вопрос ставится нами на всех уровнях. Мы предложили соседям три варианта решения вопроса, и они готовы принять все три варианта. Но взамен просят дать им коридор в анклав Сох, который находится на нашей территории. А мы не можем выполнить это их требование, так как жители Баткенской области, на территории которой находится узбекский анклав, выступают против предоставления такого коридора. Но ведь мы должны идти на взаимные уступки.

ИА «Фергана.Ру»: - А что нам мешает дать соседям такой коридор?

С.Аламанов: - Вы знаете, наши границы на этой территории настолько сложны, что если мы дадим такой коридор, то многие наши территории окажутся в положении новых анклавов. Сегодня мы не имеем легитимного правового документа по границам, принятого после 1927 года. Есть документ, созданный в марте 1925 года, но тогда Сох не был еще анклавом. Однако в дальнейшем объективный хозяйственный процесс привел к его возникновению. А соседи хотят восстановить тот вариант.

ИА «Фергана.Ру»: - Многие эксперты, да и рядовые жители приграничных территорий, считают, что причина закрытости границ со стороны Узбекистана кроется в нестабильности обстановки в нашей стране. Насколько этот фактор влияет на решение пограничных вопросов?

С.Аламанов: - С одной стороны, самая большая причина нерешенности пограничных вопросов – это наши внутренние проблемы, политическая обстановка в стране. С другой стороны, где бы мы не решали пограничные проблемы, там обязательно возникает конфликт. Например, когда мы закончили делимитацию границы с Казахстаном, один из наших «политиков» обвинил нас в том, что мы отдали соседям землю, которая связана с именем нашего великого предка Манаса.

ИА «Фергана.Ру»: - Граждан обеих стран, проживающих в приграничной зоне, волнует возможность их принудительного переселения. Насколько обоснованны эти опасения?

С.Аламанов: - Наши узбекские коллеги заявляют о желании сделать «зачистку», которая была проведена на границе с Казахстаном. Они намерены сделать нормальную пограничную полосу, со всеми атрибутами, а для этого - выселить население и снести все сооружения и посевные площади шириной в 100 метров по всему периметру наших границ. Но в Ферганской долине с ее большой плотностью населения дорог каждый клочок земли. Поэтому мы хотим уговорить их отказаться от этой идеи. Надо исходить из истории наших отношений, совместного проживания местного населения. На наш взгляд, тут необходимо принимать не волевое, а политическое решение.

ИА «Фергана.Ру»: - Когда, по-вашему, замученные приграничными проблемами жители региона смогут, наконец, вздохнуть с облегчением?

С.Аламанов: - Это известно одному Богу. Не надо забывать, что процесс двусторонний, поэтому переговоры идут медленно. Вот, например, Турция и Болгария с 1949 года не могут договориться относительно четырехсот метров пляжной территории. А у нас 58 несогласованных участков. Если политический климат в наших странах улучшится, то эту работу можно будет проводить более успешно.

Абдумомун Мамараимов

27.11.2006


Фергана.Ру

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами