ПОГРАНИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТАДЖИКИСТАНА

   РОССИЙСКО-ТАДЖИКСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ
                                                      ЦЕНТР ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПОГРАНИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТАДЖИКИСТАНА: РЕАЛИИ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАНИЦ
Г.М. Майтдинова
Профессор кафедры международных отношений,
 директор ЦГИ РТСУ, д.и.н.

В Таджикистане все более угрожающие масштабы принимает проблема незаконного оборота наркотиков. Этому способствовали общие для большинства новых государств причины: ухудшение социально-экономического положения большей части населения, падение нравственных идеалов, рост безработицы, развал сельского хозяйства, заставляющий крестьян искать «нетрадиционные» источники доходов и т.д. Сам наркобизнес активно используется в политических целях, в том числе для получения средств, необходимых для финансирования тех или иных видов деятельности, например, для закупок оружия, включая и дестабилизацию внутриполитической обстановки. В этих условиях серьезной проблемой обеспечения безопасности Таджикистана является укрепление границ по периметру страны, а также решение пограничных проблем с Кыргызстаном и Узбекистаном. Таджикистан на востоке граничит с Китаем, на севере и западе - с Кыргызстаном и Узбекистаном, а на юге- с Афганистаном. Всего имеет 3 651км сухопутных границ (с Афганистаном 1206 км, с Китаем 414 км, с Киргизстаном 870 км, с Узбекистаном 1161 км). На юго-востоке Таджикистан от Индии и Пакистана отделяет полоса афганской территории шириной от 15 до 65 км. Границы Таджикистана по периметру в основном были очерчены еще в период царской России и Советского Союза. Таджикско-китайская и таджикско-афганская границы во многом совпадают с естественными горными хребтами и рекой. В начале 90-х годов XX в., в период становления государственности, Таджикистану пришлось решать застарелые пограничные проблемы с Китаем. В это время действия Таджикистана и Китая были направлены на преодоление многолетней конфронтации в отношениях между советскими республиками и КНР, на создание климата доверия и укрепление безопасности на всей протяжённости общего участка бывшей советско-китайской границы, на развитие дальнейшего конструктивного сотрудничества. В этом плане важны те шаги, которые предпринимались и китайской, и таджикской стороной по разрешению спорных пограничных проблем. Очень важными были подписанные в апреле 1996 года и в апреле 1997 года главами государств Таджикистана и Китая совместно с главами государств России, Казахстана и Киргизии соглашения об укреплении мер доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы, Они предусматривали отвод войск и учений, направленных против другой стороны, а также отказ от наращивания войск в районе границ, за исключением пограничных, на 100 км от границы, отказ от проведения военных учений вблизи границы. Этими документами был создан прецедент мирного разрешения территориальных споров.Между тем, у Таджикистана имеются нерешенные пограничные проблемы с постсоветскими государствами. Национально-территориальное размежевание, проведенное в 20-30-х годах, последующие административные решения относительно развития приграничных территорий оставили в наследство многочисленные узлы противоречий, угрожающие сегодня перерасти в ожесточенные конфликты. Конфликтный потенциал был заложен в тот период, когда вносились изменения в административные границы между союзными республиками. Например: 1.Согласно Указу Президиума ВС СССР от 8 сентября 1953 года частичному изменению подверглась линия границы между Узбекской ССР и Таджикской ССР на участках Дальверзинской степи и Аштского района; 2.Следующий Указ от 1 июня 1959 г. был связан с передачей части земель Голодной степи из состава Узбекской ССР в состав Таджикской ССР.Пример Ферганской долины, разделенной между Таджикистаном, Узбекистаном и Кыргызстаном, наглядно иллюстрирует то, как из-за изгибов ландшафта или структуры путей сообщения определенные территории оказались в анклавном или полуанклавном положении. В соответствии с данным делением этнические группы оказались разделенными территориальными границами. Этнотерриториальные конфликты, обусловленные, прежде всего традиционным дефицитом земли и воды в Ферганской долине, периодически обостряют межэтнические отношения. Конфликтный потенциал будет возрастать по мере расширения площадей ирригации и увеличения населения. В Ферганской долине средняя плотность населения составляет 100 человек на кв. км, а в узбекистанской части - 300. Ферганскую долину населяют около 10 миллионов человек, по прогнозам, к 2010 г. численность населения долины достигнет 14-15 миллионов. Ситуация в долине требует проведения скоординированной демографической политики трех государств.Угрозы и вызовы в Ферганской долине, где затрагиваются интересы Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана в области распределения водно-энергетических ресурсов, вопросы пограничного урегулирования и влияния исламского фактора находятся в тесной взаимосвязи. Вышеперечисленные проблемы в связке с преимущественной бедностью населения создают здесь крупный конфликтный узел. Не случайно, что именно здесь началась в 2005 году «тюльпановая революция» в Кыргызстане, что привело к изменению политической ситуации в этой стране. Анализируя ситуацию в Ферганской долине, можно сделать вывод, что если здесь возникнет угроза суверенитету одного из государств, то ее следует рассматривать как опасность для мира во всем Центральноазиатском регионе. Пока же «треугольник» Таджикистан-Узбекистан-Кыргызстан сохраняет внутреннюю конфликтность, причины которой, как было сказано выше, связаны с проблемами неурегулированности отдельных границ, использования водных и энергетических ресурсов, а также территориальными претензиями и этническими противоречиями. Очевидно, что целый ряд крупномасштабных и локальных перманентных конфликтных ситуаций являются здесь стратегическими, они могут обрести определяющий характер как самостоятельные факторы развития региона в обозримом будущем.Не случайно, что большинство межэтнических противоречий 90-х годов имело место в местах разломов - несовпадений этнических и территориально-государственных границ, а именно: в пограничных районах Узбекистана и Таджикистана (г.Ходжент и прилегающие к нему территории Сурхандарьинской области), Кыргызстана и Таджикистана (Баткенский и Ляйлякский районы Ошской области Кыргызстана) .Несмотря на то, что межреспубликанские границы в СССР были в свое время (в несколько этапов) делимитированы, в большинстве случаев новые государства де-факто рассматривают соответствующие документы как не имевшие «межгосударственного характера», лишь в качестве действующих временно, то есть до их подтверждения (или пересмотра) уже на соответствующем государственном двустороннем уровне. Значительные территории подчас считаются несправедливо и неправомерно переданными под юрисдикцию соседа . В настоящее время имеются еще юридически не уточненные, спорные участки границ между Таджикистаном и Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном, что периодически вызывает напряжение в двусторонних отношениях между государствами.В настоящее время кыргызско-таджикские территориально - пограничные разногласия во многом обусловлены ещё советским административно - территориальным размежеванием. Основной конфликтной зоной остаётся Баткенский район (с 1999 г. область), где три таджикских села - Ворух, Чоркух и Сурх небольшими анклавами вклиниваются на территорию Кыргызстана. До 1999 г. Баткен не имел своего "паспорта" (т.е. чертежа, описаний населенных пунктов, перечня сведений о национальном и социальном составе жителей), что не позволяло точно определить территорию и население района и, соответственно, проводить делимитационные работы. Кроме того, дорога, проходящая через таджикский анклав Ворух - единственная транспортная магистраль, соединяющая соседний с Баткеном Ляйлякский район с остальной частью страны. При этом жители Воруха часто блокируют дороги, что способствует регулярным межэтническим стычкам. Только после Баткенских событий 1999-2000 годов Бишкек в какой-то мере взял ситуацию под свой контроль . Например, с 2002 года таджикско-кыргызская межправительственная комиссия зафиксировала порядка 71 участка общей площадью 21 кв. километр, на которые претендуют обе страны. При этом кыргызские и таджикские власти до настоящего времени не слишком продвинулись в решении вопроса об их статусе. Наличие двух таджикских анклавов на территории Кыргызстана - Воруха и Западной Калачи - является сложнейшей дилеммой, стоящей перед участниками переговорного процесса.На территории Баткенской области Кыргызстана расположен анклав Ворух, который является частью Таджикистана и находится всего в 20 километрах от основной территории соседнего государства. Ворух - это территория компактного проживания этнических таджиков в Баткенском районе, относящаяся к Исфаринскому району Согдийской области Таджикистана. Здесь проживает примерно 40 тысяч человек, которые поддерживают постоянную связь с основной территорией Таджикистана. Дорога через Ворух - единственная транспортная магистраль, соединяющая соседний с Баткеном Лайлякский район с остальным Кыргызстаном. Вокруг анклава и прилегающих к нему пограничных территорий имеется несколько спорных участков, издавна являющихся предметом жарких споров и конфликтов местных жителей. Главная причина этого - борьба двух этносов за ресурсы, то есть за орошаемые земли и поливную воду. В приграничной зоне иногда происходят и эксцессы. 9 января 2007 года на кыргызско-таджикской границе произошел инцидент даже с участием губернатора Баткенской области, которого остановили таджикские пограничники из-за нарушения пограничного режима. Губернатор вызвал на подмогу кыргызские правоохранительные органы. Жители близлежащих кыргызских сел из-за солидарности с губернатором заблокировали дорогу Баткен - Исфара. После переговоров конфликт был урегулирован. Этот эпизод вызвал общественный резонанс, так как в него были втянуты чиновники высшего звена. После инцидента с губернатором обстановка на границе стала улучшатся .Самой серьезной этнополитической проблемой в середине 2008 года стал вопрос контроля над водными ресурсами вдоль неурегулированной пограничной линии, разделяющей Согдийскую область Таджикистана и Баткенскую область Кыргызстана. В конце марта порядка 150 жителей Таджикистана, включая ряд местных чиновников, предприняли попытку разрушить плотину на трансграничном канале, возведенную кыргызскими властями. Данный канал обеспечивал питьевой и поливной водой население села «Хочаи ало» и 120 га плодородных земель дехканского хозяйства Чорку Исфаринского района Таджикистана. Канал находится на балансе водного хозяйства Исфаринского района, и кыргызские власти должны были согласовать вопрос строительства гидросооружения. Таджикская сторона заявила, что плотина находится в районе, где вопрос о границе не согласован между сторонами, и она препятствует прохождению воды в ирригационные каналы Согдийской области. Кыргызские власти настаивали, что сооружение находится на территории Кыргызстана, вдали от границы, и направили пограничников пресечь попытку его уничтожения. Конфликтный потенциал сохранялся два месяца. Кыргызские дипломаты обвиняли таджикскую сторону в нарушении границы. Таджикские власти отвечали обвинениями, что строительство Кыргызстаном плотины идет вразрез с взаимным соглашением, запрещающим возделывание земель и строительство на спорной территории. Как выяснилось, кыргызская сторона реализует проект «Реабилитация Актатырского водозаборного сооружения и магистрального канала», финансируемый Всемирным банком. По проекту на трансграничном канале «Матчои» должен расположиться водозабор, с помощью которого власти Кыргызстана могут контролировать объем воды, поступающий в села Исфаринского района. Таджикская сторона считает, что Всемирный банк не имеет права финансировать проекты, имеющие трансграничный характер, не поставив в известность все страны, имеющие отношение к проектной зоне. В этот период в отношениях между Таджикистаном и Кыргызстаном сложилась ощутимая напряженность. Усугубляет напряженность, возникшую в связи с нехваткой воды, разлад системы урегулирования подобных конфликтов. Неурегулированная пограничная ситуация заставила власти в Бишкеке и Душанбе принять срочные превентивные меры на высшем уровне для предотвращения потенциального межгосударственного конфликта, в который могла перерасти «кетменная война». В ходе своей встречи 16 мая президенты Кыргызстана и Таджикистана учредили межгосударственный совет по совершенствованию координации и ускорению процесса демаркации границ. Именно незавершенность делимитации границ, их прозрачность стали причиной водных и территориальных споров, незаконного использования земель и пастбищ, незаконной миграции, таможенно - пограничных конфликтов. Очевидно, что только путем форсирования процесса демаркации границ возможно снять межнациональную напряженность, оздоровить межгосударственную торговлю, положить конец незаконной миграции . Основными причинами межэтнической напряженности являются традиционный дефицит плодородных земель, нехватка поливной земли, быстрорастущая численность населения в Ферганской долине – в крупном конфликтном узле Центральной Азии. Исфаринско-баткенский конфликт, перешедший в настоящее время в латентную форму, в случае затягивания его решения в любой момент может быть реанимирован с непредсказуемыми последствиями . Этот конфликт - один из примеров, когда «нетрадиционные» угрозы могут трансформироваться в военные и создать серьезный дестабилизирующий фактор в Центральной Азии.Напряженными остаются таджикско-узбекистанские этнотерриториальные проблемы, которые имеют глубокие корни. Зоны латентных и скрытых этнотерриториальных конфликтов практически совпадают с районами компактного проживания соответствующих трансграничных этносов. Узбекистан выстраивает политику по отношению к Таджикистану, опираясь на своё традиционное влияние в Гиссарской и особенно Согдийской зоне. Первые попытки делимитации Узбекистан предпринял в одностороннем порядке в ноябре 1998 г., когда в районе Заамина установил на границе заграждения из колючей проволоки и контрольно-следовую полосу, а затем стал минировать еще не до конца определенную границу, что привело к многочисленным жертвам и обострению отношений. Правительство Узбекистана заявляло, что мины необходимы для национальной безопасности, что эти боевые средства являются барьером для транзита наркотиков, контрабанды оружия и вторжения боевиков из Исламского движения Узбекистана. Правительство Узбекистана не ответило на неоднократные просьбы таджикской стороны предоставить карты минных полей, чтобы сберечь жизни людей от минной опасности. Пока убедительных доказательств об эффективности использования мин по предотвращению контрабанды нет. Очевидно, что нельзя с помощью минирования границ преградить путь терроризму, религиозным экстремистам и иным вооруженным бандформированиям, имеющим опыт ведения боевых действий. Думаю, нужны адекватные меры, то есть профессиональным террористам, вооруженным бандитам должны противостоять профессиональные специальные подразделения по борьбе с терроризмом при взаимодействии не только силовых структур пограничных стран, но и сил ОДКБ, ШОС, Евросоюза и т.д. По официальным данным, в Таджикистане, особенно на приграничных территориях, осталось 25 млн. кв.м., на которых имеются минные поля. Мины имеются и на приграничных территориях Узбекистана. По экспертным данным, с 2000 года только на участке таджикско-узбекской границы произошло около 85 взрывов, в результате которых пострадали 155 граждан Таджикистана, из них 71 человек погиб и 84 были ранены. В числе пострадавших - 36 детей. Гибель мирного населения усугубляет межэтническое напряжение в и без того нестабильных приграничных районах.С 2000 г. работает таджикско-узбекистанская комиссия по делимитации границ, но пока проблемы не решены до конца . В настоящее время остались неделимитированными около 3% спорных территорий. Практически из 1161 км (пока протяженность границы условно до полного ее определения) таджикско-узбекистанской границы уже демаркировано 97%. Между тем нерешенные проблемы межгосударственных границ мешают реализации национальных интересов обоих государств. Здесь, видимо, необходимо принятие взаимоприемлемых решений для смягчения двустороннего напряжения. А пока для ограничения жертв необъявленной «минной войны» следует вести разъяснительную работу среди местного населения для пресечения нелегальной миграции.Подробно рассмотренные нами таджикско-кыргызстанские и таджикско-узбекистанские пограничные проблемы в чем-то сходны и своими корнями уходят к 20-м и последующим годам ХХ века. Эти этнополитические проблемы, оставленные новым государствам Центральной Азии советским периодом, надо воспринимать как «болезнь» на момент становления государственности. Хотя проблемы делимитации границ решаются сложно, они все же решаются в ходе многочисленных переговоров. Участие в региональных организациях способствует сближению позиций соседних стран, имеющих пограничные проблемы, снимает в какой-то мере недоверие и напряженность между ее членами. Неоднократно экспертами предлагалось участие ШОС в урегулировании проблем таджикско-узбекистанских и таджикско-кыргызстанских границ, учитывая имеющийся опыт у этой организации по решению пограничных проблем новых государств с Китаем, но заинтересованные государства предпочитают решать их в двустороннем формате.Таджикско-афганская граница - южные рубежи СНГ, и до недавнего времени, учитывая дестабилизирующий афганский фактор, охрану границы несли совместно таджикские и российские пограничники. После того, как на межгосударственном уровне было принято решение о выводе к концу 2005 года российских пограничников из Таджикистана, таджикско-китайская и таджикско-афганская границы стали охраняться только силами таджикских пограничников. Но таджикско-афганская граница требует серьезного укрепления. Учитывая, что Таджикистан испытывает серьезные экономические трудности после гражданской войны и постконфликтного восстановления экономики, полноценное обустройство таджикских границ невозможно без международной помощи. Угрозы, исходящие из южных рубежей, являются общими для всех евразийских государств. Таджикистан сотрудничает с заинтересованными государствами и международными организациями, учитывая, что крайне сложно в одиночку нанести серьезный урон организованным транснациональным группам. В настоящее время подписано более 30 многосторонних и двусторонних соглашений. При этом особое внимание уделяется укреплению сотрудничества с правоохранительными органами и спецслужбами России. В частности, Агентством по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан подписан ряд двусторонних межведомственных соглашений, протоколов и планов о сотрудничестве и взаимодействии с правоохранительными органами и силовыми структурами России в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прокурсоров. Только за период 2000-2005 годы Агентство совместно с взаимодействующими органами России провели 52 результативные операции, из них 11 - методом контролируемой поставки, из незаконного оборота изъята 1 тонна 167 кг наркотиков, в том числе более 800 кг героина.В соответствии с Соглашением между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией о правовом статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Таджикистана, подписанным 15 мая 1993 года, российские пограничники защищали таджикско-афганскую границу и стояли заслоном на пути афганского наркотрафика. На протяжении 14 лет подразделениями Пограничного Управления ФСБ России в Таджикистане было изъято 30 тонн 102 кг наркотических средств, из которых 11 тонн 463 кг составлял героин. С 2000 года по 2005 год российскими пограничниками совместно с правоохранительными и силовыми структурами Таджикистана было проведено 85 совместных мероприятий, в результате которых из незаконного оборота изъято около 3 тонн наркотиков.В процессе передачи таджикско-китайской и таджикско-афганской границы общей протяженностью 1863 км таджикские пограничники приняли от российских коллег 13 военных городков, 64 пограничных застав и комендатур. Таджикские военнослужащие получили также штатное стрелковое и групповое вооружение застав, все имеющиеся технические средства охраны госграницы, оптические приборы, радиостанции, а также автомобильный транспорт на общую сумму более 800 млн. рублей. Каждая застава передавалась с 2-3-месячным запасом топлива, горюче-смазочных материалов, вещевого имущества, продовольствия, что стало хорошим подспорьем для таджикских пограничников. В декабре 2005 года таджикским пограничникам безвозмездно были переданы 2 вертолета Ми-8МТ, а в ноябре 2006 г. вооруженным силам Таджикистана были переданы еще 4 вертолета .Несмотря на вывод российских пограничников, таджикско-российское пограничное сотрудничество продолжается в новом формате. В отрядах пограничных войск Таджикистана функционируют российские советнические аппараты, сотрудники которых оказывают консультатитвную, теоретическую и практическую помощь своим таджикским коллегам в вопросах организации оперативно-служебной деятельности частей и подразделений. Таджикские и российские пограничники совместно разрабатывают и осуществляют в необходимых случаях мероприятия по борьбе с противоправными действиями на Государственной границе РТ (незаконной миграцией через государственную границу, контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных материалов, незаконным перемещением через Государственную границу Республики Таджикистан наркотических средств и психотропных веществ).Мощный импульс таджикско-российскому антинаркотическому сотрудничеству придали решения глав государств ОДКБ об усилении борьбы с наркоугрозой. Создание в соответствии с этим решением Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) государств - членов ОДКБ с целью координации антинаркотической борьбы на постсоветском пространстве явилось эффективным ответом транснациональной наркопреступности. Под эгидой КСОПН и во взаимодействии с Секретариатом ОДКБ с 2003 года было проведено несколько успешных оперативно-профилактических операций «Канал» по выявлению и блокированию маршрутов нелегальной транспортировки афганских наркотиков по так называемым «Северным маршрутам» .Европейский союз совместно с ПРООН, Англией, США и некоторыми международными организациями предложил свою помощь по укреплению таджикских границ с соседними государствами. Начиная с 2003 года ЕС осуществляет ряд проектов в рамках двух программ: «Программа содействия управлению границами в Центральной Азии» (БОМКА) и «Программа по предотвращению наркотиков в Центральной Азии» (КАДАП). С учетом общего бюджета в 35 млн. евро, БОМКА-КАДАП являются самыми большими программами технической помощи Европейского Союза в Центральной Азии. Задачей БОМКА является содействие в укреплении потенциала среднеазиатских государств в управлении своих границ в соответствии с передовым европейским опытом. Целью же этих двух программ являются: обеспечение безопасности стран Центральной Азии, упрощение перемещения людей и товаров через границы данных государств. В частности, основная цель программы КАДАП состоит в снижении потока незаконного оборота наркотиков в странах региона. Деятельность программ БОМКА-КАДАП направлена на улучшение потенциала правоохранительных органов за счет обеспечения их инфраструктурой, оборудованием и обучением. В рамках программы также внедряется концепция комплексного управления границами, которая успешно реализована и хорошо зарекомендовала себя в странах Европейского союза. Техническое содействие, оказываемое в рамках программ БОМКА/ КАДАП, включает предоставление новых зданий, оборудования и мебели на трех международных контрольно-пропускных пунктах (КПП) на таджикско-афганской границе в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) от Шурабада до Китайской границы: в Калайхумбе, Хороге, Ишкашиме, т.е. оснащение необходимым оборудованием и соответствующим обучением пограничного и таможенного персонала.В 2008 году планируется строительство еще одного современного КПП на северной границе Таджикистана. Приграничные международные рынки, прилегающие к международным пунктам перехода были также отремонтированы в рамках программ БОМКА/КАДАП, включая обеспечение дополнительными крытыми рыночными рядами, водой, базовыми санитарными удобствами. Программой полностью отремонтировано и дополнительно застроено высшее пограничное училище Государственного управления пограничных войск (ГУПВ РТ) на 300 курсантов. Кинологи, представляющие различные правоохранительные структуры РТ, и их служебные собаки по обнаружению наркотических и взрывчатых веществ прошли обучение в Казахстане и Узбекистане, и в данное время работают на пунктах пропуска и аэропортах по всей стране. В рамках данного компонента в Хороге на базе пограничного отряда был построен питомник для служебных собак, который был полностью оснащен ветеринарным и прочим оборудованием. С целью повышения мобильности и эффективности, пограничные войска, ответственные за предотвращение незаконного пересечения границ между КПП, были обеспечены транспортными средствами, высокочастотными средствами коммуникации, генераторами и прочим оборудованием, необходимым для улучшения условий несения службы. В рамках проекта, профинансированного правительством Великобритании, была построена одна современная пограничная застава, а три другие заставы были полностью отремонтированы. В 2008 году в рамках финансирования ЕС планируется проведение ремонтно-восстановительных работ еще на трех пограничных заставах вдоль таджикско-афганской границы. В целях обучения на базе пограничных отрядов в Горно-Бадахшанской Автономной области (ГБАО) и в зданиях других министерств и ведомств были созданы компьютерные классы с программным обеспечением для самостоятельной подготовки по различным направлениям: предотвращение наркотрафика, отмывание денег и прочие преступления. В рамках программы КАДАП в аэропорту г.Худжанда было создано первое межведомственное подразделение по наркопрофильтрованию (ПНП). Подразделение было оснащено современным оборудованием, а персонал прошел соответствующее обучение, В 2008 году планируется создание еще четырех подобных ПНП на железнодорожных станциях и в одном из аэропортов Таджикистана. В рамках программы при Министерстве здравоохранения был создан и технически оснащен Ресурсный центр для сбора и обмена неконфиденциальной информацией по спросу и предложению на наркотики. За последние 4 года программой БОМКА/КАДАП в РТ инвестированы в инфраструктуру, оборудование и обучение бенефициаров более 10 млн. долларов .

По предложению Еврокомиссии в рамках программы TACIS в Душанбе будет построена Центральноазиатская Академия пограничных войск для обучения офицеров старшего состава и уже получен первый транш в размере 1 млн. долларов. Но вышеуказанной помощи и реализованных проектов все еще недостаточно для полноценного обустройства границ Таджикистана. Необходима дополнительная помощь. Финансовая помощь нужна, как выше указывалось, для технического оснащения современным оборудованием пограничных застав, создания новых контрольно-пропускных пунктов, формирование инфраструктуры застав и их технического оснащения на границах с новыми государствами.

Нерешенность вопросов пограничного урегулирования не только ставит на повестку дня вопросы о делимитации и демаркации, определении и введении режима границ. Сложная военно-политическая обстановка в Афганистане - одно из основных препятствий на пути региональной интеграции и реализации наиболее приоритетного совместного интереса государств Центральной Азии, связанного с обеспечением альтернативными и взаимодополняющими транспортными коммуникациями. Кроме того, слабоукрепленные границы Афганистаны представляют серьезную угрозу безопасности Таджикистана, а также всего евразийского пространства. В связи с этим международные организации сейчас оказывают Афганистану содействие в укреплении границ. На его территории реализуется Программа содействия управлению границами в провинциях Бадахшан, Афганистан, (БОМБАФ). Программа, рассчитанная на 17 месяцев, начала работать в афганском Бадахшане в 2007 году и акцентировала внимание на создание военных и полицейских структур для обеспечения безопасности на границе. Проект финансируется Европейским Союзом и реализуется ПРООН в Таджикистане. Специфическая цель проекта - повышение потенциала афганской пограничной полиции согласно европейским стандартам. По этой программе оказывается помощь афганским пограничникам в строительстве инфраструктур, КПП и приграничных постов. Бюджет данного проекта составляет 7 млн. долларов и реализуется только на территории Афганистана. Программой завершено строительство КПП в Шугнане, Нусайе, Ишкашиме. В настоящее время в Ишкашиме продолжается строительство инфраструктур для штаба пограничных войск Афганистана. Для строительства данного объекта выделено 1 млн. долларов. Также намечено строительство двух пограничных постов в Шугнане и Нусайе. Программа БОМБАФ реализуется на двух пограничных пунктах - в районе нового моста, построенного Фондом Ага Хана. Планируется также строительство нового моста в Ванджском районе. Для афганских пограничников программой предоставляются вездеходы, компьютерное оборудование, приборы ночного видения и средства связи, проводится обучение афганских пограничных полицейских. Как считает менеджер проекта Уильям Лоуренс, важнейшим компонентом управления границами является консультация между правоохранительными структурами Таджикистана и Афганистана. Хотя контакты между пограничными структурами двух стран налажены, но уровень их взаимодействия необходимо повысить . Необходимо более эффективное взаимодействие пограничников Таджикистана и Афганистана, и в настоящий момент особенно важно взаимодействие в этом контексте ОДКБ и НАТО. Все еще актуальной остается минная проблема на таджикско-узбекистанской границе. Хотя остались не отрегулированными три спорных участка (в Аштcком и Канибадамском районах, проблема Фархадской ГЭС) на этой границе, но минная проблема все еще далека от решения, что представляет серьезную угрозу безопасности. От укрепления границ, от решения пограничных проблем, от решения минных проблем во многом зависит стабильность не только Центральноазиатского региона, но всего евразийского пространства. Кушкумбаев С.К. Центральная Азия на путях интеграции: геополитика, этничность, безопасность. Алматы, 2002. С.75-76. Майтдинова Г.М. Фактор новых границ как проблема безопасности Центральной Азии //Мат-лы междунар.научн.конф. «Проблема безопасности в геополитическом комплексе Центральной Азии». Душанбе, 2004. С.187-189. Голунов С.Постсоветские границы Центральной Азии в контексте безопасности и сотрудничества //Центральная Азия и Кавказ. 2001. № 2(17). С.169-170. Анаркулов Н. Правда о "ползучих экспансиях". Обстановка на таджико-кыргызской границе// Ka6ap. http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=12149883 00 Хамидов А.Ферганская долина - последствия суровой зимы способствуют нарастанию межнациональной напряженности // Eurasianet.org http||www.centrasia|ru|newsA Султанов Б.К.Территориально-пограничные проблемы в Центральной Азии ||htt:kisi.kz|oid|Parts|ExtPol|an3 sultanov.html Майтдинова Г.М. Фактор новых границ как проблема безопасности Центральной Азии. С. 195. Летов В.Ю. Новые формы и перспективы российско-таджикистанского сотрудничества в пограничной сфере // Мат-лы междунар. науч.конф. «Национальные интересы и политика безопасности государств Центральной Азии в условиях глобализации (евразийские модели как альтернатива мондиализму)». Душанбе, 2006. С.186. Одинаева Б.Ф. Особенности наркоситуации в Центральной Азии и сотрудничество Таджикистана в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. //Мат-лы междунар. научн. конф. «Россия и Центральная Азия в условиях геополитической трансформации: внешнеполитическое измерение». С.31-33. Каххаров С. Чем занимается БОМКА/КАДАП в Таджикистане? //Азия-Плюс.

Лоуренс У. Программа БОМБАФ рассчитана на 17 месяцев // Азия-Плюс.
2008. 25 июня.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами