Пограничная безопасность России в условиях глобализации
Пограничная безопасность России в условиях глобализации
А.В. Губченко,
кандидат политических наук, доцент
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее – Стратегия), подготовленная Советом Безопасности России и утвержденная 12 мая 2009 г. Президентом Российской Федерации, является базовым нормативным документом для деятельности всех органов государственной власти в сфере их ответственности за обеспечение национальной безопасности. В ней на основе глубокого анализа и прогноза военно-политической обстановки в условиях разнонаправленного воздействия глобальных факторов изложены основные национальные приоритеты России в различных сферах национальной безопасности, конкретизированы угрозы и определены силы и средства для их нейтрализации на стратегическом уровне управления страной.
Особое внимание в Стратегии уделено пограничной безопасности. Проблема обеспечения национальной безопасности России в пограничной сфере (пограничной безопасности России) относится к числу приоритетных направлений деятельности руководства страны, органов государственной власти России, находится в поле зрения отечественных ученых, научно-исследовательских центров Федеральной службы безопасности России (далее – ФСБ России). Так, В.В. Путин, выступая в феврале 2006 г. на заседании Коллегии ФСБ России, подчеркнул, что обеспечение внутренней и внешней безопасности России невозможно без надежной охраны государственных границ. Ранее, выступая на Всероссийском совещании руководящего состава ФСБ России по вопросам пограничной деятельности, он сказал: «Любой просчет на границе отражается на всей системе национальной безопасности, поэтому решения, принимаемые в пограничной сфере, должны быть взвешенными и просчитанными»10.
Под пограничной безопасностью России понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве11, которое зависит, с одной стороны, от характера и масштаба угроз, присутствующих в нем, с другой стороны, от возможностей государства противодействовать им и создавать органы надежной защиты государственной границы и приграничной территории.
К числу основных угроз интересам и безопасности Российской Федерации в пограничной сфере Стратегия относит:
наличие и возможную эскалацию вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы;
незавершенность международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации с отдельными сопредельными государствами;
деятельность международных террористических и экстремистских организаций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий;
активизацию трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через государственную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей; организации каналов незаконной миграции.
В условиях глобализации всех сфер международных отношений вполне правомерно на основе Стратегии классифицировать угрозы на государственной границе по уровню воздействия на национальную безопасность государства на глобальные, региональные и локальные.
Глобальные угрозы пограничной безопасности оказывают воздействие на все пограничное пространство, нанося непоправимый ущерб национальной безопасности, подрывая суверенитет и авторитет государства на международной арене. Как правило, они обусловлены деятельностью трансграничных (глобальных) преступных сообществ, а также являются производными от негативного воздействия процессов глобализации на государство и его внешнюю политику.
Региональные угрозы пограничной безопасности оказывают воздействие на участки границ с учетом их региональной специфики, конфигурации, природно-географического ландшафта. Региональные преступные группы, часто находя поддержку со стороны криминализированных политических и экономических групп влияния отдельных государств, осуществляют постоянный поиск незаконных проходов через государственную границу и используют их для контрабандных действий.
Локальные угрозы пограничной безопасности – это частные преступные нарушения установленных пограничных режимов отдельными лицами или группами лиц, не связанными с организованной преступностью. Как правило, локальные угрозы имеют преимущественно экономический контекст – перемещение на заработки, мелкая контрабанда, кража имущества и др.
Глобальные и региональные угрозы пограничной безопасности России носят системный, долговременный и трансграничный характер, основные из них отражены в Стратегии. Как свидетельствуют результаты анализа военно-политической ситуации на государственной границе России, к их числу также следует отнести:
военную угрозу - агрессию и нанесение превентивных военных ударов по стратегическим объектам России на приграничной территории;
существующие и потенциально возможные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов в зонах проявления геополитических интересов России;
расширение военных приготовлений и активизацию разведывательно-подрывной деятельности ведущих государств Запада, сопредельных стран в целях изучения и нанесения ущерба военно-промышленному потенциалу России;
международно-террористические и иные противоправные (криминальные) действия в российском приграничье, возможные вооруженные нападения на объекты российских войск и объекты, расположенные на территории иностранных государств, охраняемые пограничными контингентами России;
наращивание политического, экономического, информационного и иного давления США, ведущих государств Западной Европы, Японии, а также Турции, Ирана, Саудовской Аравии и Китая в интересах расширения своего влияния на приграничные районы России и государств - участников Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ);
расхищение и контрабанду в пограничном пространстве России морских биологических ресурсов;
увеличение масштабов неконтролируемого миграционного проникновения на территорию России граждан иностранных государств;
возрастание опасности природных и техногенных катастроф трансграничного характера на территории сопредельных государств, включая и страны Содружества Независимых Государств.
Следует признать, что военная угроза, как угроза военной агрессии против России, имеющей достаточное количество стратегических сил сдерживания вероятного противника, сохраняется в качестве потенциальной глобальной опасности. В пограничном пространстве о наличии военной угрозы свидетельствуют факты задержания лиц, целенаправленно занимающихся сбором разведывательной информации и вербовкой агентуры спецслужбами иностранных государств.
Иными словами, актуальность угрозы крупномасштабной войны, с вовлечением массовых армий, привлечением многотысячных единиц боевой техники, использованием ядерного арсенала и оружия массового уничтожения с государством, имеющим возможность нанесения ответного стратегического ядерного удара, временно отодвинута, но абсолютно не исключена.
Практика пограничной службы последних лет показывает, что на передний план пограничной безопасности России сегодня выходят угрозы, обусловленные действиями международного терроризма, трансграничной организованной преступности и нелегальной миграции.
11 сентября 2001 г. международный терроризм продемонстрировал новый тип угрозы – крупномасштабной террористической акции, готовящейся изнутри государства. Этот метод действия международного терроризма в Нью-Йорке привел к гибели почти 3 тысяч мирных жителей, отчетливо продемонстрировав всему мировому сообществу глобальную уязвимость сверхдержавы. Международный терроризм, как раковая опухоль, стал расползаться по другим странам и приоткрыл логику нового трансграничного насилия, потребовавшую выработки новой концепции глобальной безопасности, безопасности национальной и пограничной.
Деятельность международного терроризма против России наиболее активно ведется в пограничном пространстве Южного федерального округа.
Несмотря на всевозможные инспекторские поездки представителей Европарламента, Россия на Северном Кавказе практически в одиночку противостоит глобальной угрозе всему мировому сообществу - воинствующему исламскому фундаментализму, борющемуся за расширение жизненного пространства. Она в одиночку создает пограничное антитеррористическое кольцо безопасности вокруг своего государства.
Проблема выстраивания системы пограничной безопасности России в антитеррористическом измерении в условиях глобализации не находит взаимопонимания со стороны ряда партнеров по антитеррористическому альянсу из-за их политики «двойных стандартов» при оценке действий международного терроризма на Северном Кавказе и позиции России по данной проблеме.
Как и в годы борьбы с гегемонистскими устремлениями Монгольской и Османской империй, наполеоновской Франции, милитаристской Японии и гитлеровской Германии, Россия на рубеже XX – XXI веков стала одним из первых государств мира, против которой на Северном Кавказе был испытан весь военный арсенал международного терроризма, его стратегия и тактика, формы и методы военно-террористической агрессии.
Все это происходило на фоне проблем и трудностей реформирования российских Вооруженных Сил и пограничного ведомства, создания пограничных органов, способных надежно охранять границу России и профессионально отвечать новым вызовам и угрозам, включая борьбу с широкомасштабной трансграничной организованной преступностью, а также пресечение силовых проявлений международного криминала, стремящегося переправить контрабандным путем через российскую границу наркотики, оружие, боевиков, незаконных мигрантов, членов террористических организаций.
Длительность вооруженного конфликта на Северном Кавказе обусловлена прежде всего уязвимым геополитическим положением данного региона как ближневосточной периферии.
Сегодня, как считает К.С. Гаджиев, Кавказ, долгое время считавшийся далекой периферией геополитических интересов ведущих государств мира, чуть ли не в одночасье оказался в центре соперничества различных стран и политических сил, поскольку стал рассматриваться в качестве источника топливно-энергетических природных ресурсов, прежде всего углеводородного сырья. К тому же Кавказ имеет большие перспективы стать важным узлом комплексных трансконтинентальных транспортных систем по линии Север – Юг и Запад – Восток12.
Политический, экономический и моральный ущерб от деятельности международного терроризма в Южном федеральном округе и на южных рубежах России значителен. Опасный потенциал подпольно действующих бандформирований в приграничных районах Северного Кавказа – это суровая реальность. При этом постоянно совершенствуется тактика их диверсионно-террористической деятельности, схемы финансирования, методы запугивания местного населения, формирования пособнической базы среди жителей приграничья с целью переброски средств осуществления диверсий и снабжения боевиков.
Свидетельством того, что на Кавказе террористы пытаются создать международный террористический центр, являются результаты антитеррористической деятельности правоохранительных органов, которые в течение пяти лет обезвредили на территории Чечни около 600 наемников из 42 стран13.
Международные террористические организации, как показывают итоги деятельности Пограничной службы ФСБ России, не прекращают попыток создать на Кавказе плацдарм для распространения терроризма на другие российские регионы.
С принятием Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации на 2003 - 2010 гг.» было много сделано по обустройству пограничных подразделений и повышению плотности охраны границы на южных рубежах России. Возросшие возможности пограничников на северо-кавказском направлении позволили перекрыть каналы поставки на российскую территорию международных террористов, оружия и наркотиков, создать серьезные преграды боевикам и иностранным наемникам на маршрутах выдвижения в Россию и к базовым лагерям в северной части Грузии.
Принятые меры оказывают существенное противодействие подрывной деятельности международного терроризма в республиках Северного Кавказа, планы которого амбициозны – от отдельных терактов до захвата городов.
Экономический ущерб России наносят противоправные действия отечественных и иностранных криминальных групп, которые специализируются на браконьерстве и расхищении морских биологических ресурсов.
В целях усиления контроля надводной обстановки, эффективного противодействия угрозам России, исходящим с морских направлений, в ФСБ России разработана и реализуется «Концепция формирования системы береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации на период до 2010 года».
Система органов береговой охраны предназначена для надежной охраны морских направлений государственной границы России и ее морского пограничного пространства от действий трансграничных преступных группировок. Предполагается получение информации о надводной обстановке от других министерств и ведомств, а также космической группировки.
В 2006 г. силами береговой охраны пограничных органов Федеральной службы безопасности России осмотрено около 30 тыс. судов, из них более 1200 – иностранных. За различные нарушения задержано 1100 судов и малых плавсредств (около 100 – иностранных), около 5 тыс. тонн незаконно выловленных морских биоресурсов. Общая сумма наложенных штрафов и предъявленных исков о возмещении ущерба составила 455 млн. рублей и около 350 тыс. долларов США. За различные нарушения оштрафовано более полутора тысяч юридических и должностных лиц (из них 73 – иностранных). По решению суда в пользу государства конфисковано 20 российских и 3 иностранных судна14.
С созданием системы береговой охраны ФСБ России на морских рубежах России стали проводиться специальные пограничные и межведомственные специальные операции по защите морских биоресурсов.
Так, в ходе операции «Рубеж» (2006 г.)15, проводимой на приморских направлениях Дальневосточного федерального округа, силами ФСБ России с участием МВД России, ФТС России и других федеральных структур проведено 1283 контрольно-проверочных мероприятия, из них на море – 770, в портах – 513. В ходе этих мероприятий задержано 56 судов, изъято 141,6 тонны рыбопродукции на сумму более 25 млн. рублей. Выпущено в естественную среду обитания более 72 тонн живого краба, 10 тонн морского ежа, 736 особей живого трепанга. Предотвращенный ущерб составил 64 млн. рублей.
В ходе специальной пограничной операции «Тайфун – 2006», проведенной силами береговой охраны ФСБ России, было осмотрено 2300 судов (в 2005 г. – 1017), задержано 54 судна (9), конфисковано – 5 судов16. Аналогичная операция «Тайфун – 2007», при выполнении которой осмотрено более 3900 судов, позволила выявить 260 нарушений природоохранного законодательства, задержать 28 судов-нарушителей, привлечь к административной ответственности 65 должностных и 7 юридических лиц. Против 11 капитанов судов возбуждены уголовные дела. Предотвращенный ущерб только по крабу составил 7 млн. рублей17.
Глобальную угрозу пограничной безопасности России представляет деятельность трансграничных организованных преступных групп, которые специализируются на торговле людьми - нелегальной переправе людей в Россию и из нее, а также через ее территорию в страны Западной Европы, Японию, Южную Корею. В числе незаконных мигрантов - граждане государств - участников СНГ, Балтии, Китая, а также преимущественно из азиатских государств – Афганистана, Ирана, Индии, Пакистана и др., ищущие работу в России. Основные каналы незаконной миграции – безвизовое перемещение граждан, туризм, обмен студентами, трудовая миграция, транзит.
До 70% нарушителей задерживают в пунктах пропуска, нагрузка на которые многократно возросла. В 2005 г. пассажиропоток превысил 100-миллионную отметку, при этом число выявленных лиц с недействительными документами, по сравнению с 2004 г., возросло в семь раз. В пунктах пропуска на законных основаниях не пропущено через границу свыше 65 тысяч человек, из них выявлены почти 10 тысяч лиц, которым закрыт въезд в Российскую Федерацию18.
Проблема неконтролируемой миграции для нашей страны относится к числу глобальных угроз пограничной безопасности. Иммиграционный поток в Россию постоянно растет, составляя десятки миллионов въезжающих по различным причинам, включая и криминальные. Федеральная миграционная служба явно затрудняется управлять таким потоком людей, несмотря на постоянно вносимые поправки в федеральное законодательство. Транспарентный и безвизовый режим с рядом государств - участников СНГ позволяет миллионам иммигрантов на законных основаниях пересекать государственную границу России, а затем «распыляться» по ее территории, избегая регистрации и пополняя ряды незаконных мигрантов.
Региональные угрозы пограничной безопасности России действуют по всему периметру российской границы, но на каждом участке и направлении есть своя специфика, связанная с географическими особенностями и политикой сопредельного государства.
Так, для интересов России на северо-западном и западном направлениях характерны региональные пограничные угрозы, создаваемые трансграничными преступными группировками, занимающимися контрабандой товаров и грузов. Со стороны Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши и Украины и в обратном направлении предпринимаются попытки переправы людей на продажу в качестве рабов фактически легально, путем использования подлинных документов и шенгенских виз.
На центрально-азиатском направлении – это 7,5 тыс. км российско-казахстанской границы, самой протяженной в мире между двумя сопредельными государствами - приходится предотвращать такие угрозы, как контрабанда наркотиков, незаконная миграция, нелегальное перемещение потребительских товаров и оружия. Только в 2005 г. совместными усилиями российских и казахстанских пограничников было изъято 1850 кг афганского наркотика (около половины из него – героин)19. Для сравнения: в 1996 г. по всей границе России было задержано лишь 2 кг наркотических веществ.
На дальневосточном направлении трансграничными преступными группами постоянно ведется поиск устойчивых каналов контрабанды морских биоресурсов и незаконных мигрантов. Сверхлимитный вылов, браконьерский промысел и незаконный вывоз морских биоресурсов наносят ощутимый ущерб экономике России.
Незавершенность международно-правового разграничения России с рядом порубежных соседей и государствами дальнего зарубежья, а также результаты прошлых агрессивных войн против России являются факторами, провоцирующими нестабильность пограничных отношений, действия национал-экстремистских сил, к которым иногда примыкают политики, по возврату якобы «оккупированных» Советским Союзом приграничных территорий.
Территориальные претензии к России – это не просто пропагандистская кампания, русофобская истерия; это - часть глобальной стратегии в отношении России как мирового конкурента. Поэтому территориальные претензии представляют серьезную угрозу суверенитету и территориальной целостности нашей страны.
За выгодные сухопутные и морские рубежи государства, как свидетельствует многовековая история, велись непрерывные войны. Статус-кво государственных границ непрерывно меняется даже в современных условиях в результате международных договоренностей, при распаде государства, его поглощении, в ходе национально-освободительной борьбы.
В настоящее время и среди политиков, и на неофициальном уровне существует масса территориальных претензий к России. И все они сводятся к тому, чтобы Россия уступила часть своей территории, де-факто сложившейся после распада СССР, независимо от того, расположена она на рубежах или в центре страны.
Так, Япония предъявляет претензии на ряд островов Курильской гряды – Кунашир, Шикотан, Итуруп и группу островов Хабомаи, Норвегия – на часть российского шельфа, Польша, Германия и Литва – на целый российский субъект – Калининградскую область. Латыши хотели бы вернуть исконно славянский Пыталовский район Псковской области, эстонцы – форпосты России - Изборск и Печоры, финны – Выборг и Карелию. Украинские националисты из УНА-УНСО20 хотели бы видеть границы «незалежноi» Украины где-то в Сибири или, в крайнем случае, присоединить к ней Белгородскую и Курскую области. Даже турецкие националисты и «Серые волки»21 мечтают о Великом Туране, рассекающем европейскую и азиатскую части России надвое и включающем земли нынешней Калмыкии, Астраханской, Волгоградской и Саратовской областей, Башкортостана, Татарстана и других территорий, где проживает население тюркского этноса22.
Ряд территориальных вопросов успешно разрешен, в частности, по территориальному размежеванию с Китаем. Другие - предполагается решить дипломатическим путем по мере готовности к диалогу на Украине, в Эстонии, Грузии, Азербайджане, а также в США, Японии и Норвегии.
В позитивном ключе ведутся переговоры с Казахстаном по межгосударственному территориальному разграничению самой протяженной границы в мире.
Выступая в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, руководитель Пограничной службы ФСБ России В.Е. Проничев подчеркнул, что до сих пор не завершено территориальное разграничение с рядом государств. Речь идет о разграничении морских пространств: с Норвегией – в Баренцевом море, с Украиной – на Черном и Азовском морях, с Грузией – на Черном море, а также с государствами Каспийского региона – Азербайджаном, Казахстаном, Туркменией и Ираном, с США – в Беринговом море по линии «Шеварднадзе-Бейкер».
«Ахиллесовой пятой» является российско-белорусский участок границы, который фактически не охраняется и создает брешь для проникновения в Россию граждан третьих стран, с которыми Белоруссия имеет безвизовый режим, а Россия такового не имеет23.
После распада СССР возникли разногласия между прибрежными государствами Северного Ледовитого океана о международном признании морских пограничных пространств России24 по ранее согласованному секторному принципу от границ государств до Северного полюса.
США, заинтересованные в разведке и добыче углеводородного сырья в Северном Ледовитом океане, стремятся изменить принцип раздела морей и территорий, прилегающих к Северному полюсу, отказываясь при этом подписывать Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 г. (подписана 140 государствами) Она определяет внешнюю границу государства по 12-мильной зоне, а экономическую – по 200-мильной, расширение которой допускается в случае, если границы континентального шельфа (подводная окраина материка) простираются за пределы 200-мильной экономической зоны. Россия готовит заявку в специальную комиссию ООН о геолого-физическом обосновании своих морских пространств в Северном Ледовитом океане. Норвегия (самостоятельно установившая 200-мильную зону вокруг о. Шпицберген), Дания, Канада и США с интересом изучают ее опыт.
В вопросах установления статуса государственной границы и пограничного пространства Россия опирается на нормы международного права и отечественное законодательство.
Нынешняя Россия не отвечает за дела царской династии и советского режима, а прагматично, дипломатическим путем устраняет «исторические завалы» в мышлении и юрисдикции25. При этом в демократической России народ обладает полнотой власти и спорные вопросы, как и в других цивилизованных государствах, должны решаться на референдуме. Примеров же волюнтаристских решений, принимаемых советским руководством, предостаточно. По их воле после распада СССР российский Крым оказался на территории нынешней Украины, русское Приднестровье - в составе Молдавии, Абхазия и Южная Осетия – в Грузии, Нагорный Карабах – в Азербайджане. Многие народы после распада СССР оказались на положении разделенных, их права не признаются и всячески ущемляются, им запрещается учиться на родном языке, поступать на государственную службу. Поскольку эти процессы в основном протекают в приграничных регионах, то они выступают постоянным источником напряженности.
В конфликтных ситуациях российская граница сталкивается с потоком беженцев, вынужденных переселенцев, их проблемами и жизненными бедами.
Агрессия Грузии против Южной Осетии – серьезное преступление и отступление от норм международного права. Россия ради предотвращения геноцида югоосетинского народа и спасения российских миротворцев была вынуждена прибегнуть к операции по принуждению агрессора к миру; для недопущения рецидивов преступного авантюризма режима М.Саакашвили пришлось официально признать Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств, подписать с ними договоры об охране границ с Грузией.
С признанием Абхазии и Южной Осетии количество сопредельных с Россией государств увеличилось, а, следовательно, уточнены задачи охраны и защиты национальных интересов России на ее южных рубежах.
В современных условиях специфика угроз пограничной безопасности России связана с активностью организованных криминальных групп в сфере незаконного перемещения через границу людей, товаров, грузов, материальных ценностей и природных ресурсов.
Ввиду транспарентности режима государственной границы России на ее необустроенных участках можно прогнозировать дальнейшее усиление криминогенной ситуации.
На северном арктическом направлении криминогенность пограничной обстановки будет зависеть от масштабов незаконной деятельности отечественных и зарубежных промысловых и добывающих организаций во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе в целях контрабанды биоресурсов.
Следует ожидать активности НАТО на территории Норвегии и в акватории Баренцева моря для оказания давления на Россию по пересмотру правовой основы разграничения прибрежных морских пространств, в частности, границ исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Не исключены и острые пограничные конфликты с норвежской береговой охраной, защищающей интересы страны в районах традиционного промысла возле острова Шпицберген.
На северо-западном и западном направлениях сложность пограничной обстановки будут создавать трансграничные преступные группы, специализирующиеся на переправе через границу незаконных мигрантов, наркотиков, контрабандных товаров.
На границе с Польшей напряженность могут создавать лица и неправительственные организации, занимающиеся подрывной идеологической и информационной деятельностью по изоляции Калининградской области России.
На границе с Украиной следует ожидать дальнейшую активизацию контрабандной деятельности и рост попыток переправы через границу незаконных мигрантов из числа граждан третьих стран, потребительских товаров, увеличение случаев вывоза из Украины угля, автозапчастей, сельскохозяйственной продукции, вывоза из России горюче-смазочных материалов, сахара, зерна, муки, сигарет.
Отсутствие международно-правовой основы межгосударственного размежевания на некоторых участках государственной границы с Эстонией и Украиной создает дополнительные сложности органам Пограничной службы ФСБ России при выполнении своих функций.
На южном направлении обстановка на государственной границе будет оставаться конфликтной, особенно на российско-грузинском участке. В весенне-летний период деятельность нарушителей границы здесь активизируется, повышается вероятность переправы через границу вооружений, боевиков, средств диверсии и террора.
На границе с Казахстаном сохранится высокий уровень нарушений границы из-за недостаточной обустроенности, неразвитости пограничной инфраструктуры, вовлеченности жителей приграничья в криминальный бизнес.
На границе с Монголией в осенне-зимний период следует ожидать незаконное перемещение через границу скота и контрабанды бытовых и коммерческих товаров.
На границе с Китаем и КНДР продолжится незаконное перемещение граждан с их территорий в приграничные районы России в целях трудовой миграции и преступной деятельности по расхищению ценных видов флоры и фауны.
На дальневосточном и тихоокеанском направлениях следует ожидать браконьерскую деятельность по расхищению морских биоресурсов, активизацию разведывательной деятельности по оценке военно-стратегического потенциала России, территориальной и экономической экспансии. На Дальнем Востоке есть и такая проблема, как нелегальные поставки леса за рубеж. По экспертным оценкам, из-за незаконного вывоза леса государству ежегодно наносится ущерб на сумму более 25 млрд. рублей26.
В целом глобальные и региональные угрозы оказывают постоянное воздействие на пограничную деятельность и вынуждают российские власти искать новые формы защиты рубежей, совершенствовать приграничное сотрудничество.
Как подчеркивается в Стратегии национальной безопасности России, на обеспечение надежной защиты и охраны государственной границы Российской Федерации негативное влияние оказывает недостаточный уровень развития пограничной инфраструктуры и технической оснащенности пограничных органов. Обеспечение безопасности российской государственной границы до 2020 г. будет достигаться за счет создания высокотехнологичных и многофункциональных пограничных комплексов, особенно на границах с Республикой Казахстан, Украиной, Грузией и Азербайджанской Республикой, а также путем повышения эффективности охраны государственной границы, в частности в Арктической зоне Российской Федерации, на Дальнем Востоке и в акватории Каспийского моря.
Важно подчеркнуть, что с учетом глобального характера пограничных угроз, Россия стремится к совместному с сопредельными и другими заинтересованными государствами противодействию глобальным и региональным угрозам на пограничном пространстве. По мнению руководителя Пограничной службы ФСБ России В.Е. Проничева, справиться с современными угрозами пограничной безопасности Российской Федерации возможно лишь через интеграцию усилий сопредельных государств27.
Международное сотрудничество по пограничным вопросам Россия осуществляет с 35-ю государствами. Особенно интенсивно оно развивается с Казахстаном, Таджикистаном, Болгарией, Венгрией, Германией и Японией. Укрепляются пограничные контакты с Европейским союзом. Большой опыт взаимодействия накоплен с пограничной охраной Финляндии. Пограничные формирования России охраняют южную границу Армении, оперативные группы функционируют в Киргизии и Белоруссии. В рамках СНГ создан и эффективно действует Совет командующих пограничными войсками. Расширяется сотрудничество береговой охраны ФСБ России с аналогичными структурами пограничных ведомств стран, расположенных в акваториях Балтийского, Черного и Каспийского морей, Тихого и Северного Ледовитого океанов.
Важным шагом в расширении пограничного сотрудничества в зоне Европейского союза могло бы стать присоединение России к Шенгенскому соглашению28. Россия понимает преимущества, которые этот международный акт дает ее гражданам, а также ответственность за надежную охрану государственной границы, соответствующую требованиям Шенгена. В настоящее время между Россией и Европейским союзом подписаны соглашения об упрощении визовых процедур для определенной категории граждан между Россией и Европейским союзом и о реадмиссии.
Дипломатические шаги в сфере межгосударственного пограничного сотрудничества направлены на реализацию долгосрочной стратегии пограничной безопасности России, суть которой заключается в адекватном реагировании на угрозы пограничной безопасности, типичные для современных государств и обусловленные глобальными вызовами, рисками и угрозами в пограничном пространстве.
В условиях глобализации особенно актуальным становится создание совместных с заинтересованными сопредельными государствами региональных зон пограничной безопасности по противодействию трансграничным угрозам.
Стратегия пограничной безопасности России должна стать составной частью демонтажа устаревших взглядов на охрану государственной границы, которые десятилетиями формировались в СССР и отражались в прежней стратегии «железного занавеса».
После упразднения Федеральной пограничной службы России на основании решения Совета Безопасности Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в пограничной сфере» Государственной пограничной комиссией была разработана и утверждена Концепция формирования системы обеспечения интересов государства в пограничной сфере.
Концепция рассчитана до 2010 г. и является основой для разработки планов и программ обустройства государственной границы, совершенствования законодательства в пограничной сфере. Создается новый облик Пограничной службы ФСБ России. Одна из важнейших задач, которые она решает, – это борьба с трансграничной организованной преступностью, глобальными и региональными угрозами в пограничной сфере государства. Именно в этом направлении идут структурные преобразования, поиск эффективных форм и способов защиты национальных интересов России в ее пограничном пространстве.
Продолжаются мероприятия по трансформации организационной структуры пограничных органов применительно к меняющемуся характеру угроз на государственной границе. В зависимости от напряженности на отдельных ее участках расширяются оперативно-служебная и техническая составляющие охраны государственной границы. Это позволит сделать пограничную службу более рациональной и менее затратной.
Активно осуществляются меры по техническому переоснащению структурных подразделений охраны границы, где предполагается сосредоточить до 80% имеющихся сил и средств. В рамках «Программы вооружения Пограничной службы ФСБ России на 2006-2015 годы» и «Основных направлений технического развития Пограничной службы на период до 2015 года» ведется более тридцати научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке технических средств охраны границы нового облика29.
Сегодня на вооружение пограничников поступают новая военная и специальная техника, многофункциональные суда, новейшие образцы технических средств ведения пограничного контроля в пунктах пропуска, средства связи и автоматизированные системы паспортного контроля. Как отметил руководитель Пограничной службы ФСБ России В.Е.Проничев, на 27 пограничных заставах завершены испытания и приняты на вооружение комплексы технических средств охраны границы нового поколения. На многих заставах установлены узлы стационарной специальной связи, смонтированы станции спутниковой связи. За два года в пограничные части поступило более 800 современных машин. Рассматривается вопрос о контроле протяженных участков границы с помощью беспилотных летательных аппаратов30.
Защита национальных интересов России в пограничном пространстве предъявляет высокие требования к кадровому обеспечению Пограничной службы ФСБ России. Речь идет об ее укомплектовании профессионально подготовленным офицерским составом, прапорщиками и мичманами. Планируется постепенный переход Пограничной службы на контрактный способ комплектования. Успешность работы с кадрами во многом определяется системой обучения и подготовки, работы с кадровым резервом, заботой о финансовом и материальном положении пограничников и их семей.
Переход Пограничной службы ФСБ России на новые принципы охраны государственной границы позволит увеличить коэффициент надежности системы защиты национальных интересов России в ее пограничной сфере, обеспечить надежную работу системы пограничной безопасности государства в условиях реализации Стратегии национальной безопасности России по обеспечению глобальной безопасности.
При разработке долгосрочной стратегии пограничной безопасности России необходимо прагматичное и рациональное использование военных и невоенных (экономических, дипломатических, гуманитарных и иных) средств защиты ее интересов от всего комплекса пограничных угроз, обусловленных влиянием глобализации. _____________________ 10 Просчеты на границе отражаются на всей системе национальной безопасности // Страна.ru. 2004. 29 декабря.
11 Основы пограничной политики Российской Федерации, утвержденные Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г.
12 Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М., 2001.
13 ИД «Коммерсантъ» //Rambler-Медиа. 26 января 2006 г.
14 Проничев В.Е. Граница меняет облик //Военно-промышленный курьер. 2007. №19. 23-29 мая.
15 Военно-промышленный курьер. 2006. №30. 9-15 августа.
16 Военно-промышленный курьер. 2007. №19. 23-29 мая.
17 Итоги деятельности СВПУ береговой охраны ФСБ России в период проведения специальной пограничной операции «Тайфун-2007». М.: ЦОС ФСБ России. 2007. 3 мая //http://fps.ru/OpenDocument.
18 Проничев В.Е. Граница государства российского. Международный журнал «VIP-PREMIER». 2006. Май-июнь.
19 Проничев В.Е. Граница государства российского. Международный журнал «VIP-PREMIER». 2006. Май-июнь.
20 Украинская национальная ассамблея – Украинская национальная самооборона (УНА-УНСО). УНА - праворадикальная националистическая партия. Официально УНА основана 20 июля 1996 г. В своей деятельности УНА руководствуется Уставом и Программой Ассамблеи, основной целью которой провозглашается "вiдродження i розбудова украiнськоi нацii, об"eднання нацiональних чинникiв в Украiнi та за ii межами". УНА имеет экстремистское крыло - Украинскую национальную самооборону.
21 Ультраправая турецкая Партия националистического движения «Серые волки».
22 А вот кому еще кусок Родины- матери?! // Комсомольская правда. 1997. 29 июля.
23 Сенаторское дежа вю (по материалам выступления на заседании Совета Федерации руководителя Пограничной службы ФСБ России В.Е.Проничева) // Страна.ru. 2007. 24 января.
24 По данным Всероссийского научно-исследовательского института геологии и минеральных ресурсов Мирового океана (ВНИИ океанологии, Санкт-Петербург), в Северном Ледовитом океане за пределами 200-мильной экономической зоны Россия «с большой долей вероятности сможет прирастить континентальный шельф на 1,2 млн. квадратных километров с потенциальными запасами углеводородного сырья в объеме не менее 9–10 млрд. тонн условного топлива» // Независимая газета. 2007. 17 мая.
25 Более половины сухопутного участка новой государственной границы Российской Федерации после 1992 г. требовало обустройства. При этом с государствами - участниками СНГ и с прибалтийскими государствами отсутствовали международно-договорные отношения по вопросам пограничного сотрудничества, территориального разграничения и международно-правового оформления участков границы и пограничного пространства, существовали разногласия по поводу отдельных участков административных границ этих республик бывшего СССР. Не были согласованы проблемные пограничные вопросы и с другими государствами, не граничащими с Россией, но граждане и товары которых незаконно пересекали ее границу через открытые участки границ государств-участников СНГ. Возникли и обострились проблемы территориальных претензий к России со стороны и других бывших соседей СССР. Резко активизировалась разведывательная деятельность иностранных спецслужб в российском пограничном пространстве.
26 Российская газета. 2007. 8 июня.
27 Проничев В.Е. Граница государства российского. Международный журнал «VIP-PREMIER». 2006. Май-июнь.
28 Шенгенское соглашение «Об отмене паспортного и таможенного контроля между рядом государств Европейского союза» подписано в июле 1985 г. семью государствами и вступило в силу в марте 1995 г. Сейчас в зону Шенгена входят 25 государств ЕС. Вне зоны по-прежнему остаются Великобритания и Ирландия.
29 Военно-промышленный курьер. 2007. №19. 23-29 мая.
30 Метр границы подорожал // Российская газета. 2007. 8 июня.
Проблемы обеспечения безопасности России в пограничном пространстве Серия: Проблемы национальной безопасности- №12(379), 2009
Комментарии
Отправить комментарий