Кровь, пот, слезы и счастье Евромайдана

Кровь, пот, слезы и счастье Евромайдана

Документалисты из Украины показали в Нью-Йорке кинолетопись революции
Распечатать
Комментарии (13)
Поделиться
Участники фестиваля Kinofest NYC

Размер шрифта

Олег Сулькин

12.05.2014 20:43
Виды бурной весны в Киеве конца 20-х годов, снятые легендарным оператором Михаилом Кауфманом, удивительным образом перекликались с недавними драматическими событиями на Майдане, запечатленными группой операторов проекта Babylon’13.

Эту необычную визуальную перекличку устроил ежегодный украинский фестиваль Kinofest NYC, в пятый раз проведенный в Нью-Йорке группой энтузиастов во главе с Эндрю Котляром. Просмотры и встречи под «шапкой» «Энтузиазм. Социальные движения в кино: Украина 20-х годов и Евромайдан» (Enthusiasm. Social Movement in Film: 1920’s Ukraine and the Euromaidan) проходили три дня, 9-11 мая, в респектабельном особняке Украинского института Америки на углу 79-й стрит и Пятой авеню.

Весне – дорогу

«Честно говоря, мы хотели взять тайм-аут на этот год, – сказал корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» программный директор фестиваля Дамиан Колодий, автор документального фильма «Оранжевые хроники». – Но когда Эндрю (Котляр) предложил посвятить смотр событиям на Евромайдане, мы все воодушевились. Ну, конечно, какие могут быть сомнения! Сам я всю зиму снимал в Киеве, и 20 минут будущего своего фильма показываю на этом фестивале. Это хроника 19 февраля, кануна того дня, когда снайперы начали стрелять по митингующим. Фильм будет называться «Свобода или смерть: Революция достоинства».

Программа фестивальных трех дней соединила три классических довоенных фильма советского кино и хронику текущих бурных событий в Украине.

«Энтузиазм. Симфония Донбасса» – первая звуковая лента, снятая в Украине в 1930 году выдающимся документалистом Дзигой Вертовым. Она замысливалась как пафосный панегирик политике индустриализации. А сегодня воспринимается, отмечает программка смотра, «как отрезвляющее свидетельство травматического переходного периода в советской истории Украины».

Несколько иначе прочитывается послание из прошлого в фильме «Весной», снятом в 1929 году Михаилом Кауфманом – братом и сподвижником Дзиги Вертова (третий брат – Борис Кауфман – эмигрировал и стал оператором ряда выдающихся фильмов во Франции и США. – О.С.). Три года назад звуковую дорожку к немой ленте написал украинский композитор Александр Кохановский.

«Весной» – очень новаторский для своего времени фильм, – сказал, представляя ленту, профессор Канзасского университета Виталий Чернецкий, уроженец Одессы и эксперт по истории кино и культуры Украины. – Он лиричней и мягче, чем знаменитый «Человек с киноаппаратом» Вертова, который чуть раньше как оператор снял все тот же Михаил Кауфман. Весеннее пробуждение природы соединено здесь с восславлением поэтики труда и тонким юмором».

Завершал классическую часть программы шедевр Александра Довженко «Земля» (1930) в сопровождении саундтрэка американского музыканта-рэппера Пола Миллера, известного также как DJ Spooky That Subliminal Kid. Явно увлеченный украинской тематикой, ранее он сочинил хип-хоповые звуковые дорожки для двух фильмов Вертова.

Свобода на баррикадах

«Фестиваль мы придумали в 2009 году, во время долгих посиделок в баре в Ист-Вилледже, – сказал Эндрю Котляр, предваряя начало первого просмотра. – И сегодня можно сказать, что Kinofest дает очень редкую возможность американцам увидеть украинское кино. Кроме того, тем самым появился и расширился всемирный «нетворк» для украинских кинематографистов».

«Уже три года, – продолжает Котляр, – нас спонсирует донецкий центр «Изоляция. Платформа культурных инициатив», за что мы очень благодарны возглавляющей его Любе Михайловой. Благодаря этой помощи мы смогли пригласить к нам группу украинских документалистов, снимавшим на Евромайдане».

На экране – короткие (от одной до трех минут) микросюжеты о событиях в Киеве. Хроника антикриминальной революции запечатлена с самых разных ракурсов. Камерой «пойманы» критические моменты столкновений манифестантов с охранителями режима Януковича, в частности, яростные столкновения на улице Грушевского. Но не только. Показаны и быт митингующих, их общение, их размышления. Вот манифестанты поют национальный гимн Украины, празднуют Рождество, едят нехитрую снедь, которую раздают женщины-добровольцы, располагаются на короткий сон на импровизированных «лежбищах», выстланных одеялами.

Во время показа одной из новелл в зале раздался смех, казалось, несколько неуместный на таком серьезном просмотре. Полноватый активист средних лет вышел на «передовую» и долго, явно неумело, пытался разжечь бутыль с зажигательной смесью. Наконец, огонь занялся, и бутылка полетела в стан неприятеля. Но, вот незадача, в самом начале полета она врезалась в столб и разлетелась на осколки...

«Мы взяли на вооружение известный принцип чистого документализма, известный как синема-верите, – сказал корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» Володимир Тихий, основатель проекта Babylon’13. – Только правда, и ничего кроме правды. Украинцы – закрытые люди, их трудно вызвать на откровенность, особенно перед камерой, Но революция открыла людей, сделала их практически всех киногеничными».

Володимир Тихий родился в Киеве и начал свою карьеру с рекламной продукции. Снял несколько документальных и игровых фильмов, которые демонстрировались на международных кинофестивалях. Проект Babylon’13 был организован в декабре 2013 года. Сначала в нем участвовали десяток кинематографистов. Но со временем число это росло, и максимальное число участников составило полсотни человек – операторы, монтажеры, звукоинженеры, переводчики.

«Майдан – первая революция, за которой можно было следить в режиме онлайн, – рассказывает Володимир Тихий. – Нам трудно было планировать съемки. События развивались стремительно. Главное – не пропустить что-то важное. 2-3-минутный репортажный формат идеально подходит для онлайнового просмотра. Отдельные наши ролики собрали на YouTube более ста тысяч просмотров. У нас подобралась сильная команда, причем не только из числа украинцев. Приехал из Москвы Кристиан Жереги. Парень учился во ВГИКе, а в Киев его вызвал поработать с ним его отец, известный молдавский режиссер Валериу Жереги. Но Кристиана увлек наш проект, и он посвятил ему себя без остатка. Отец очень волновался и волнуется за сына. За эти месяцы Кристиан очень вырос, набрался опыта и мастерства, его последние крымские репортажи очень интересны».

Опасный Крым

В Крыму, помимо Жереги, работали и другие участники проекта Babylon’13. Один из них – Юрий Грузинов – приехал в составе делегации в Нью-Йорк. Молодой, крепкий парень, родом из Подмосковья. Родители живут в Тверской области, тоже сильно тревожатся за сына. В Киев попал семь лет назад «случайно». «Ветром занесло, – смеется Юрий, – погнался за девушкой. Очень понравилось в городе цветов, мне здесь комфортно и по климату, и с людьми».

Юрий Грузинов работал на ТВ и прошел путь от внештатного корреспондента до автора программ. Стал кинооператором-стрингером. И в этом качестве очень пригодился проекту – и на Майдане, и в Крыму.

«Это мой собственный протест против лживых властей, – сказал Юрий Грузинов корреспонденту Русской службы «Голоса Америки». – Я мог передавать по цепочке кирпичи, мог кидать «коктейли Молотова», но думаю, больше пригодился на поле информационного обеспечения протеста».

У него три огнестрельных ранения, полученные на Майдане. Грузинов говорит об этом скупо, неохотно: «В меня стреляли со стороны Беркута; возможно – провокаторы».

16 марта его и другого оператора Ярослава Пилунского похитили в Крыму – в те дни, когда Россия аннексировала эту территорию Украины. Объясняет: их задержали только за то, что они собирались снимать ход референдума на одном из участков для голосования в Симферополе. Их схватили среди бела дня молодые ребята спортивного вида, с автоматами в руках. Завязали глаза, надели наручники. Шесть дней продержали в заточении, каждую ночь избивали, сломали несколько ребер.

«До нас в этих же помещениях держали других узников, – вспоминает Грузинов. – Это было заметно по следам крови на стенах и простреленным матрацам».

Участники Babylon’13 продолжают составлять летопись исторических событий в Украине. Так, среди показанных на фестивале работ – 5-минутный видеосюжет Кристиана Жереги из Донецка.

«Снимать в Восточной Украине – крайне опасно, – сказала главный спонсор фестиваля, глава центра «Изоляция» Люба Михайлова. – Более двадцати человек были похищены сепаратистами; среди них несколько журналистов – наших коллег. Пророссийские экстремисты не хотят, чтобы мир узнал правду о том, что творится в контролируемых ими зонах».
Олег Сулькин
Журналист, кинокритик, корреспондент Русской службы «Голоса Америки» в Нью-Йорке.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами