Урегулирование пограничных конфликтов


Гуманитарная деятельность и урегулирование пограничных конфликтов :На примере границ суверенного Таджикистанатема диссертации и автореферата по ВАК 23.00.02, кандидат политических наук Ткаченко, Константин Николаевич

Автореферат
Диссертация
Артикул: 207847
Год: 
2004
Автор научной работы: 
Ткаченко, Константин Николаевич
Ученая cтепень: 
кандидат политических наук
Место защиты диссертации: 
Душанбе
Код cпециальности ВАК: 
23.00.02
Специальность: 
Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии
Количество cтраниц: 
160

Оглавление диссертации кандидат политических наук Ткаченко, Константин Николаевич

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ГУМАНИТАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Соотношение категорий «внутренний вооруженный конфликт» и «пограничный конфликт».
§ 2 . Внутренние и внешние жертвы конфликтов - объект защиты и реабилитации гуманитарной деятельности.
§З.Расширение границ деятельности международной гуманитарной деятельности - усилия по ликвидации границ внутреннего вооруженного конфликта.
ГЛАВА II. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА МЕЖДУНАРОДНОЙ ГУМАНИТАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ.
§1. Конфликт на таджикско-афганской границе и роль институтов гуманитарной деятельности в его урегулировании.
§2. Современные проблемы гуманитарной деятельности по урегулированию конфликта на границах суверенного Таджикистана.
§3. Краткая характеристика наркокриминального конфликта на таджикско-афганской границе и роль институтов гуманитарной деятельности в его урегулировании.

Введение диссертации (часть автореферата) кандидат политических наук Ткаченко, Константин Николаевич, 2004 год, Душанбе

Актуальность исследования. С момента провозглашения и функционирования идей международной гуманитарной деятельности, призванной облегчить страдания человека при вооруженных конфликтах и до конца прошлого века, впервые, с окончанием эпохи «холодной войны», появилась надежда на то, что число различных конфликтов резко уменьшится. Хотя, в отношениях между ядерными державами, вскоре, действительно последовало ослабление напряженности и значительное снижение темпов гонки вооружения, тем не менее, в разных частях света вспыхнули жестокие конфликты, унесшие миллионы жизней, преимущественно, гражданского населения.
Если с одной стороны, это связано с нарушением прежней геополитической системы, которое привело к появлению острого противоречия между большим геополитическим масштабом существовавшей мировой системы социализма и ограниченными возможностями его распадавшихся политических субъектов в сохранении и управлении этими пространствами, то с другой -формированием новых и активизацией старых радикально-экстремистских политических, религиозных, национальных и иных сил и течений, стремящихся к установлению собственных сфер влияния.
В тоже время изменения, произошедшие в структуре политических отношений, явным образом расширили возможности международной гуманитарной деятельности и создали реальную почву для ее вывода из состояния полного паралича периода «холодной войны», до существенной ее активизации. В результате, за последние годы мир стал свидетелем впечатляющего увеличения числа и масштабов операций международной гуманитарной деятельности по поддержанию мира, защите мирного населения от последствий военных действий, урегулированию социально-политических конфликтов разной интенсивности и т. п.
Эти обстоятельства дополняются той особенностью, что различные структуры международной гуманитарной деятельности распространили сферу собственной деятельности, наряду с другими регионами мира и на территории постсоветского пространства, что является принципиально новым делом, как для самих субъектов гуманитарной деятельности, так и для объектов их воздействия.
При этом, характер деятельности международных гуманитарных организаций на постсоветском пространстве ограничивался проведением: превентивной дипломатии (действия, направленные на предупреждение возникновения политических споров, недопущения перерастания противостояний в конфликты и локализация возникших конфликтов); миротворчества (действия, направленные на склонение враждующих сторон к соглашению, главным образом, с помощью мирных средств, предусмотренных главой VI Устава ООН); мирострои-тельства постконфликтного периода (выявление и поддержка структур, склонных содействовать укреплению и упрочнению мира в целях предотвращения рецидива конфликта). В свою очередь действия, по поддержанию мира, предполагающие обеспечение присутствия структур международной гуманитарной деятельности в конкретном районе, которые были бы связаны с развертыванием военного или полицейского персонала, не предпринимались.
О справедливости принимаемых решений со стороны международных гуманитарных организаций и результативности их не легких усилий, несмотря на существующие проблемы конфликтного и постконфликтного периодов постсоветского пространства, говорят сегодняшние социально-политические реалии. Пример суверенного Таджикистана, который при активном участии международной гуманитарной миссии, за относительно короткий исторический период прошел путь от прямого гражданского противостояния, до создания основ политически стабильного и экономически прогрессирующего гражданского общества с новой правовой.государственностью, подтверждает сказанное.
В современном мире отсутствует регион или страна, военно-политические и социально-экономические проблемы которых рассматривались бы обособленно или в изоляции от мирового и регионального сообщества. В этом контексте достаточно очевидным является рассмотрение проблем мира и развития Центрально-Азиатского региона в диалектическом единстве граничащих и взаимодействующих государств и сообществ. Являясь многогранными, проблемы мира и развития, как категории гуманитарной деятельности, предполагают решение ряда задач, среди которых, по мнению исследователя, одно из центральных мест занимают вопросы пограничной политики и пограничных конфликтов.
Действительно, государственные границы стран и сообществ Центрально-Азиатского и других регионов мира играют в их жизни решающую роль, поскольку речь идет не столько о государственных границах, в их традиционном понимании, сколько о границах национально-территориального образования в более широком контексте, т.е. о воображаемых «линиях», разделяющих этносы и конфессии, чьи политические и социально-экономические интересы испытывают различные столкновения и коллизии в пространствах раздела их общественных строев и интересов.
Центрально-Азиатскому региону присуще полиэтничность, поликонфес-сиальность и мультикультуризм, основой которых является географическое положение региона. Он представляет собой своеобразную транзитную зону, через которую в прошлые века осуществлялось движение народов и культур. Типичным символом многообразия обществ Центральной Азии и вместе с тем их «транзитного положения» является идея «шелкового пути», реально существовавшего в средние века, а ныне вставшего на путь возрождения.
Мультикультурное пространство Центральной Азии представляет собой расчерченное множество взаимопересекающих границ, что делает само понятие «граница» многомерным. Границы между государствами зачастую не совпадают с границами проживания национально-этнических образований, а субъективное, в прошлом, разграничение государственных границ не раз превращало сопредельные территории в очаги потенциальных и действующих конфликтов и социальной напряженности.
Современный мир и новый миропорядок пронизан диалектическими процессами изменения границ взаимопроникновением стран, регионов и цивилизаций - их границы взаимообщения, взаимообмена, взаимовлияния, взаимобезопасности и т.п., все более приобретают прозрачный вид. Если с одной стороны, это связано с набирающим темпы процессом глобализации, ростом приоритета общечеловеческих ценностей, более тесного международного сотрудничества и появления новейших коммуникационных технологий (космос, Интернет и т.д.), то с другой стороны, создает благоприятные условия для роста трансграничной незаконной деятельности, контрабанды товаров, оружия, миграции людей, активизации деятельности международного терроризма, религиозного экстремизма и его кормилища - наркотизма и наркобизнеса, а также совершения, ранее не виданных, террористических актов.
Исходя из этих обстоятельств, мир в одночасье стал меньше. Такие страны, как США или Австралия, которые в силу своей географической изоляции, если еще вчера могли, как бы со стороны, наблюдать за локальными или региональными потрясениями, то сегодня они вполне сами могут быть объектами агрессии со стороны противоборствующих сил.
Об этом говорят такие известные факты, как события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, февральские и мартовские 2004 года террористические акты в Москве и Мадриде, события в Беслане и другие им подобные. Сегодня, с точки зрения западного мира, кризисы в Афганистане, Ираке или Гаити выглядят, куда ближе к собственному дому, чем всего несколько лет назад. Сюда же следует добавить, не завуалированные заявления представителей радикальноэкстремистских религиозных сил относительно захвата объектов, имеющих ядерный или иной потенциал, несущих угрозу массового уничтожения людей.
Реалии сегодняшнего дня обязывают коренного пересмотра всей системы мировой безопасности и совершенствования тактики и стратегии оперативного и превентивного реагирования на реальные и потенциальные угрозы мирового и регионального характеров.
По словам Президента Республики Таджикистан: «С разрушением великой империи Советского Союза в конце XX и начале XXI веков, происходит новое геополитическое разделение мира. Происходит образование и развитие новых территориальных, национально-религиозных, экономических и политических границ. Все более усиливается открытая явная борьба за установление сфер влияния на мировые рынки, природно-энергетические ресурсы, в связи с чем, то на Востоке, то на Западе не утихает волна военно-политических, национально-религиозных войн и конфликтов»1.
Весомую роль в обеспечении безопасности и стабильности в мире играет международная гуманитарная деятельность, которую диссертант понимает как совокупность отдельных или систематически предпринимаемых усилий элементов и структур гуманитарной деятельности, направленных на защиту и реабилитацию жертв социальных конфликтов, а также на предупреждение и локализацию, посредством личного или косвенного участия, возможных возникновений и развития социальных конфликтов несущих угрозу региональной и мировой безопасности. Если в начале, операции по поддержанию мира организовывались только со странами, находящимися в состоянии социального конфликта, то в последствии эти операции стали осуществляться в странах, находившихся в состоянии гражданской войны (Ливан), в состоянии распада существующего государства (Югославия), в состоянии хаоса (Сомали), открытой агрессии (Кувейт).
1 Э.Рахмонов. Точикон дар оинаи таърих. Аз Ориен то сомониен.- Д.- 2000г.- С.8
В последнем десятилетии известны усилия международной гуманитарной деятельности по ликвидации конфликтов на государственных и административных границах постсоветского пространства, связанных с угрозой исчезновения стран с политической карты мира (Центрально-Азиатский регион), перерастанием регионального конфликта в международный (Кавказский регион) и т. п.
Современный опыт развития человечества показывает, что вопросы конфликта на национально-этнических границах являются постоянным спутником процесса формирования и развития государственности. Приобретение социальными проблемами на пограничном пространстве политической окраски, ставшие характерным атрибутом современного мирового развития, на наш взгляд, оказывают самое непосредственное влияние на систему региональной и мировой безопасности.
На сегодняшний день, для молодого суверенного Таджикистана, равно как и для других Центрально-Азиатских стран, актуальным становится решение вопросов национальной безопасности, предусматривающих сохранение территориальной целостности, выбор направлений защиты от экспансии из вне, определения приоритетных направлений политической стабильности и создания основ демократического строя, которые, в условиях новых геополитических реалий, предполагают принятие динамичных, оперативных, порой не традиционных подходов.
В XXI веке актуальными становятся проблемы борьбы с международным терроризмом и наркобизнесом. В июне 1998 г., выступая на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Президент Республики Таджикистан Эмо-мали Рахмонов не случайно призвал мировое сообщество объединить усилия в борьбе против наркомафии и международного терроризма1, корни которых для Таджикистана исходят из соседнего Афганистана, в основном, через государственную границу, протяженность которой составляет около 1500 километров.
1 См. интервью Э.Ш.Рахмонова корреспонденту "Независимой газеты" \\ Граница России №№9,10-2001.
Предстоящая система коренной реорганизации системы охраны государственной границы на юго-западных направлениях страны, требует ломки стереотипов, сложившихся десятилетиями в умах и сердцах миллионов людей, так или иначе, связанных с жизнедеятельностью на приграничных территориях, обеспечения безопасности, прав и свобод населения приграничья, выработки конструктивной пограничной политики, подготовки квалифицированных кадров, обеспечивающих реализацию пограничной безопасности.
Диссертант убежден, что актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что, во-первых, вопросы гуманитарной деятельности при разрешении пограничных конфликтов, их роль и место в общей системе обеспечения локальной и региональной безопасности государства требуют глубокого научного осмысления. Это чаще всего связано с наличием фактора субъективизма в позиции противоборствующих сторон, что приводит к неконструктивным подходам при рассмотрении вопросов урегулирования конфликтов на границе. Следовательно, это требует участия третьей беспристрастной стороны, которая могла бы, выражая интересы региональной безопасности, с точки зрения международного права, а также мировой и региональной целесообразности, сблизить взгляды сторон по существующим проблемам.
Во-вторых, рассмотрение участия институтов гуманитарной деятельности при оптимизации конфликта на границе в рамках проблем пограничной политики граничащих государств, как самостоятельного объекта научного анализа, позволяет, в новых геополитических условиях, глубже понять те структурные изменения и тенденции, которые происходят в деятельности международных организаций, определить новые направления их действий, сформулировать их идеологические основы.
В-третьих, существующие научно-исследовательские и аналитические публикации в специальных и периодических изданиях, касающиеся вопросов участия международных гуманитарных организаций в урегулировании социальных конфликтов, не могут претендовать на роль системной научной теории, которая могла бы обобщить и дать оценку различным сферам гуманитарной деятельности с единой точки зрения, установить закономерности их диалектической взаимозависимости и органической взаимосвязи.
В четвертых, становление суверенной Республики Таджикистан, как субъекта международного права, его выбор курса на построение светского демократического общества, во многом, связано с реализацией идей международной гуманитарной деятельности, изучение и обобщение теории и практики которой, имеет неоценимое значение для решения проблем мира и развития, как самого Таджикистана, так и для его соседей по Центрально-Азиатскому региону.
Анализ имеющейся литературы, относительно степени разработанности проблемы по исследуемой теме показывает, что в учебных, научных, специальных аналитических и периодических изданиях, а также в руководящих документах международных гуманитарных организаций, авторы и исследователи Александрова Э.С., Арцибасов И.Н., Бутрос-Гали Б., Ефимов Г.К., Моровецкий В.М., Полторак А.И., Оппенгейм Д., Федоров В.В., Фуркало В.В., Хайд Ч., Че-харин Ю.Е. и др1., излагают большой научно-аналитический материал относительно вопросов международной гуманитарной деятельности и их роли и места в локализации и урегулировании социальных конфликтов, обеспечения региональной и мировой безопасности, оставляя вне поля зрения исследуемые нами вопросы темы исследования.
Впервые вопросы гуманитарной деятельности, в контексте проблем права войны и мира, рассматривались в период эпохи Возрождения и Просвещения.
1 См. Александрова Э.С. ООН:Объединенные действия по поддержанию мира. -М.-1978., Арцибасов И.Н. Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия., Бутрос-Гали.Б. Повестка дня для мира,-Нью-Йорк.-1992., Повестка дня для развития. -Нью-Йорк.-1995., Ефимов Г.К. Устав ООН - инструмент мира -M.-I986., Моровецкий В.М. Функции международной организации.-М.-1976.Полторак А.И. Савинский Л.Н. Вооруженные конфликты и международное право.-М.-1976., Оппенгейм Л. Международное право.-М.-1949 . Чехарин Ю.Е. Международно-правовая оценка внутренних вооруженных конфликтов.-М.-1989. и др
Первая фундаментальная работа по проблемам права мира и войны, появилась в семнадцатом веке1.
Таджикские политологи-обществоведы К.Р.Расулов, М.К.Гаффарова, С.Ш.Шарипов, А.Н.Махмадов, М.Г.Гулахмедов, М.У.Хидирова, С.С.Фаттоев, Р.М.Хакимов и др., также исследовали вопросы значимости усилий международных гуманитарных организаций в урегулировании социально-политических конфликтов . В работе исследователя Зоидова С.Н., вопросы вклада элементов и структур гуманитарной деятельности в оптимизацию пограничных конфликтов рассмотрены в контексте конструктивных психологических типов, и не специально, а лишь в связи с анализом категории «конфликта на границе» на примере таджикско-афганской границы3.
В странах СНГ, в частности в Таджикистане, проблемы международной гуманитарной деятельности рассматривались в связи с изучением и анализом вопросов урегулирования социальных конфликтов, обеспечения регионального мира и развития4.
Однако, отдельно вопрос о роли и месте гуманитарной деятельности, как категории посредника в разрешении, именно, пограничных конфликтов, на примере нынешних границ суверенного Таджикистана, исследуется впервые в настоящей работе.
1 См. Г.Гроиий О праве войны и мира. Три книги. ГИЮЛ.-М.-1956. См.: Расулов К.Р.Гулахмедов М.Г. Равандхои милли ва сиесии истиклолияти Точикистон.-Д.-Матбуот.-2001.;
Материалы научно-практической конференции АН РТ.-Д.-1997.; Фаттоев С.С. Соиильно-политические конфликты в современном обществе.//Диссертация на соискание ученой степени кандидата полит.наук.-Д.,2001.; Тагаев Д.С. Аитов Н.А. Переход к рынку.-Д.-1994.; Поляков С.П. Традиционализм в современном среднеазиатском обществе.-М.-1989; Бушков В.А. Таджикистан на острие демографического взрыва.//Россия и мусульманский мир. Бюллетень.-М.-1995.-Ш. Белов Е.В. Исторический опыт переговорного процесса по урегулированию межтаджикского конфликта\\ Автореферат дис. На соискание канд.полит. наук-Д.-1999.; Махмадов А.Н. Социология конфликта.-Куляб.-1995.; Хакимов P.M. Этнология как категория конфликтологии.-Д.-ТГПУ.-1998. и др 1 См. Зоидов С.Н. Влияние пограничных конфликтов на государство и систему его безопасности\\ Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук.-Д.-2003.
4 См. Глебов И.Н. Военное право Содружества: состояние и перспективы международно-правового регулирования военно-политических отношений стран СНГЛ\Государство и право. (№6) - 1993., Попов Ю.Ф. Опыт международно-правового урегулирования региональных конфликтов\\советский журнал международного права.(№2)-1991. Пустагоров В.В. Международно-правовой статус СНГ\\Государство и право.(№2).-1993., Чеботарева В.П. Таджикистан: трагедия XX века\\обозреватель. (№26).- 1993. , Алимов Р.Лебедев М., Касымов развитию.-Д.-1996. и др.
В условиях новых геополитических реалий, выше приведенная литература не может дать системную научную картину проблем роли и места гуманитарной деятельности в урегулировании конфликта на границе. В ходе исследования доказано, что для дальнейшего развития современной научной теории по рассматриваемой проблеме, необходимо создать идеологические основы международной гуманитарной деятельности, которая могла бы обосновать ее нынешние усилия, начертить контуры и обозначить перспективы ее дальнейшего функционирования, как международного, так и регионального инструмента профилактики социальных конфликтов.
Автор исследования убежден, что выводы, заключения, рекомендации и положения, выносимые на защиту, внесут рациональное зерно для выработки современного научного взгляда на существующие проблемы.
Целью диссертационной работы является проведение научного анализа роли и места элементов и структур гуманитарной деятельности в урегулировании пограничных конфликтов (как в прямом, так и в переносном смысле), как третьей стороны конфликта. Выявленные диалектическая взаимосвязь и органическая взаимообусловленность деятельности всех субъектов конфликта, позволяют определить комплекс адекватных мер, предпринимаемых субъектами гуманитарной деятельности для нейтрализации и оптимизации конфликтов на границе двух социальных сред.
Преследование этих целей сводится к решению следующих основных задач исследования:
- определить соотношения категорий «гуманитарная деятельность», «внутренний вооруженный конфликт» и «пограничный конфликт» на основе использования методов политологии и конфликтологии;
- проанализировать особенности внутренних и внешних жертв социальных конфликтов, как объектов защиты и реабилитации субъектов гуманитарной деятельности;
- исследовать возможность и необходимость расширения сферы международной гуманитарной деятельности в современном мире и дать политологическую оценку;
- обобщить опыт урегулирования конфликта на таджикско-афганской границе при непосредственном участии элементов и структур гуманитарной деятельности;
- выявить современные социально-политические и национально-этнические состояния на государственных границах суверенного Таджикистана с другими среднеазиатскими государствами и дать оценку роли международной гуманитарной деятельности по их стабилизации;
- охарактеризовать участие международной гуманитарной миссии в урегулировании такого вида конфликта на границе, как наркокриминальный, который даже в мирное время способен создавать реальные угрозы безопасности общества.
Объектом исследования являются социально-политические, внутренние и пограничные вооруженные конфликты, через категорию «гуманитарная деятельность», как разновидность и самостоятельный субъект социально-политического конфликта в обществе.
Предметом исследования выступает динамика участия элементов и структур гуманитарной деятельности при коллизиях противоположных взглядов, стремлений и интересов между субъектами конфликта на пограничном пространстве.
Научная новизна и практическая значимость исследования. Диссертационная работа является одной из первых исследовательских попыток научного обоснования и систематизации проблем участия многочисленных институтов гуманитарной деятельности при разрешении конфликта на границе. Исследование данных вопросов на границах постсоветского пространства, в частности, на основе научного анализа уникального опыта урегулирования конфликта на таджикско-афганской границе представляется целесообразным, так как этот опыт вполне претендует на роль наиболее универсальной модели исследования подобных проблем.
Более конкретно элементы новизны заключаются в том, что в диссертационном исследовании:
- показана диалектическая взаимозависимость и органическая взаимосвязь между категориями «внутренний вооруженный конфликт» и «пограничный конфликт», сформулирована научная установка о том, что пограничные конфликты являются более универсальными понятиями, чем внутренние конфликты и чаще выступают, как источники их возникновения и развития;
- установлено, что в современном мире объектами воздействия структур гуманитарной деятельности выступают не только традиционные жертвы конфликтов - беженцы, мирное население, легитимные и оппозиционные политические силы и т.д., но и их интересы, взгляды и позиции, которые испытывают столкновения различной интенсивности при социальных конфликтах;
- определено, что нынешнее расширение сферы деятельности международных гуманитарных организаций в Центрально-Азиатском регионе, является не чем иным, как усилиями, направленными на стирание граней или границ существующих противоречий, разногласий и социальной напряженности;
- рассматривая особенности, внутренние и внешние факторы возникновения и развития конфликта на таджикско-афганской границе, установлено, что усилия институтов гуманитарной деятельности, в лице политических субъектов противоборствующих сторон и различных организаций региональной и международной безопасности, стали доминирующим фактором стабилизации общественно-политической ситуации в таджикском обществе;
- анализируя современные социально-политические проблемы на границах суверенного Таджикистана, установлено, что практические пути оптимизации вооруженного конфликта на таджикско-афганской границе вполне приемлемы для разрешения существующих проблем на границах Центрально-Азиатских и других республик;
- выявлено, что процесс разрешения наркокриминального конфликта на таджикско-афганской границе в частности, и в обществе в целом, связан, именно, с деятельностью международных гуманитарных организаций, совершенствование деятельности которых в этом направлении отвечает потребностям искоренения существующего социального зла.
Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования имеют реальное практическое значение для их применения в разработке основных направлений конструктивной пограничной политики суверенного Таджикистана. Результаты исследования могут применяться в учебном процессе студентов и курсантов при чтении лекций и спецкурсов по политологии, социологии и конфликтологии.
Методологическая основа исследования.
Методологическую основу диссертационного исследования составляют диалектические принципы и законы о взаимосвязях социально-политических процессов, методические же подходы - это системный, логический, структурно-функциональный и сравнительный в изучении проблем конфликта на границе как одного из важных факторов, влияющих на безопасность государства на его пограничном пространстве. В работе использованы методы институционального, политического, исторического и социального анализа, а также анализ научной информации и фактов.
В ходе диссертационного исследования широко использовались социально-политические, национально-этнические и психологические концепции и исследовательские работы российских и зарубежных политологов, социологов, психологов и философов, а также руководящие документы таких международных организаций, как ООН, МККК, УВКБ ООН, ОБСЕ, ВОМСА и др.
В качестве источников исследования выступает обширный эмпирический материал конфликтологического содержания из истории Таджикистана, других стран СНГ периода 1990-2003 годов, в том числе материалы, полученные при непосредственном участии автора методами наблюдения, опроса, интервью, а также личных встреч, индивидуальных и коллективных бесед с жителями пянджского правобережья Таджикистана, многими лидерами, в прошлом, противоборствующих сторон, политических и общественных организаций республики.
Основные положения, выносимые на защиту.
Первое положение. Превентивные меры, предпринимаемые УВКБ ООН, ОБСЕ в странах Центрально-Азиатского региона по искоренению причин, способствующих возникновению и обострению социальной напряженности, следует оценить, как расширение полосы «признаваемых значений частоты и интенсивности» социальных конфликтов. Наличие этого факта говорит о том, что практика международной гуманитарной деятельности идет впереди ее теории. А должно быть наоборот - теория международной гуманитарной деятельности должна показать ей новые направления действий. Это положение позволяет внести ясность и в то обстоятельство, что на сегодняшний день в международно-правовых вопросах гуманитарной деятельности в плане признания или не признания факта наличия вооруженного конфликта существуют явные пробелы, которые рано или поздно должны быть восполнены.
Анализ категории "беженцы", как субъекта социального конфликта, позволяет сделать вывод о том, что ими могут быть, как те социальные группы, которые стали жертвами конфликтов помимо своей воли, так и те, которые являлись непосредственными участниками или, даже, организаторами, этих конфликтов.
В ходе исследования возник резонный вопрос - какие из этих субъектов конфликта, согласно принципам справедливости, больше всего нуждаются в защите - те, которые были зачинщиками беспорядков, и потом, потерпев поражение в конфликте, убежали заграницу, или те, которые не по своей вине оказались в круговороте этих беспорядков и также, были вынуждены оставить свои дома и оказаться на чужбине? Если следовать критериям, которые определяют статус беженца, то вопрос о гуманитарном характере международной благотворительной деятельности приобретает спорный характер, поскольку обе социальные группы, в данном случае, имеют равные права и возможности.
Жертвами конфликтов, в первую очередь, являются те социальные слои общества, которые, не зависимо от того, оказались ли они на территории другого государства или остались в стране своего местожительства, временно или постоянно, находясь под прессингом конфликтных явлений, не могут в полном объеме реализовать свои законные права, провозглашенные "Всеобщей декларацией прав человека".
Второе положение. В связи с вышеизложенным следует, что объектами воздействия структур гуманитарной деятельности должны выступать, не только традиционные жертвы конфликтов - беженцы, мирное население, легитимные и оппозиционные политические силы и т.д., но и их интересы, взгляды и позиции, которые испытывают столкновения различной интенсивности при социальных конфликтах.
С момента формирования международного мышления относительно гуманитарной деятельности и по настоящее время, ее руководящие положения и категории претерпели значительные изменения.
Первоначально, считалось, что перед международной гуманитарной деятельностью не стоит вопрос о причинах возникновения внутреннего вооруженного конфликта, для нее существуют лишь жертвы этих конфликтов - беженцы и другие пострадавшие социальные группы, которым следует оказывать помощь.
Постепенно, международное мышление гуманитарной деятельности, проходя через "огонь и воду" ее критиков, начало приобретать более системный вид, уделяя не второстепенное внимание корням и устоям напряженности и конфликтов в обществе, в государствах с неустойчивым управлением.
Третье положение. Следуя динамике изменения и дополнения ориентиров деятельности международной гуманитарной мысли, следует заключить, что процесс расширения границ деятельности международной гуманитарной мысли, направлен на стирание граней и границ существующих противоречий, разногласий и социальной напряженности в государствах, являющихся потенциальными носителями внутренних вооруженных конфликтов.
Усилия различных институтов гуманитарной деятельности стали доминирующим фактором в разрешении социально-политического конфликта в таджикском обществе и, на сегодняшний день, создали реальную почву для построения светского, демократического, политически стабильного и экономически прогрессирующего гражданского общества с новой правовой государственностью. Участие элементов и структур гуманитарной деятельности в разрешении социального конфликта в таджикском обществе, явилось необходимым, поскольку наличие резко очерченных границ различия, как в прямом, так и в переносном смысле, не позволяло противоборствующим сторонам, самим придти к конструктивному диалогу.
Четвертое положение. Наличие резко очерченных границ интересов, взглядов и позиций, способствующих возникновению конфликтных ситуаций, предполагает участие третьей стороны, которая, являясь беспристрастной и выражая общественно значимые ценности, смогла бы сблизить позиции противоборствующих сторон для принятия наиболее конструктивного подхода по его урегулированию.
Многие пограничные проблемы среднеазиатских государств, например проблему «ферганского узла», абстрактно, можно представить в виде некоторой системы взаимодействующих социальных групп, которая по мере накопления в ней процессов, имеющих антагонистический характер, может привести к ее взрывоопасному распаду, с непредсказуемыми последствиями социально-политического, национально-этнического и гуманитарно-экологического характера.
Пятое положение. Модели конфликтных социальных систем на таджикско-афганской границе и границах среднеазиатских республик, во многом идентичны. Их главное отличие состоит во временном компоненте их существования: одна из них уже состоялась, а вторая может состояться в будущем. Следовательно, наиболее конструктивное решение пограничных проблем соседствующих среднеазиатских стран, предполагает последовательное осуществление на практике буквы и духа урегулирования конфликта на таджикско-афганской границе.
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования излагались автором в «Известиях» АН РТ (№3 2004 г.), в «Вестник»-ах Таджикского государственного педагогического университета им К.Джураева (№№ 2,5-2004 г.), а также издана брошюра «Гуманитарная деятельность и урегулирование пограничных конфликтов" (Душанбе, 2004 г.), объемом 116 стр.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографии.

Заключение диссертации кандидат политических наук Ткаченко, Константин Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При изучении документов, регламентирующих современную гуманитарную деятельность следует, что по сложившейся традиции, объектами воздействия международной гуманитарной деятельности являются беженцы и связанные с ними проблемы их социальной реабилитации. В тоже время, в настоящий момент можно наблюдать тенденцию расширения деятельности этих организаций на сферу более универсальных категорий, направленных на искоренение причин и обстоятельств, способствующих наличию причин возникновения и развития социально-этнической напряженности в различных регионах мира.
По мнению автора исследования, имеющиеся тенденции нуждаются в выделении, научном обобщении и систематизации, исходя их определения категории «гуманитарная деятельность», которую автор понимает как совокупность отдельных или систематически предпринимаемых усилий элементов и структур гуман!и- /. i тарной деятельности, направленных на защиту и реабилитацию жертв социаль- ! ных конфликтов, а также на предупреждение и локализацию возможных возникновений и развития социальных конфликтов, несущих угрозу региональной и мировой безопасности. Логическим завершением данной работы явилась бы выработка модернизированной тактики и стратегии гуманитарной деятельности применительно к новым ее задачам в наступившем столетии. Изложенные положения, выводы и предложения предыдущих глав настоящей работы, позволяют через их синтез, получить более универсальную модель целей и задач теории и практики международной гуманитарной деятельности. Эта модель, основанная 1 и опирающаяся на диалектические принципы и законы о взаимосвязях социально- j политических процессов, наделенная высокой философской мыслью, опирающаяся на использование эмпирического материала, отражающего различные аспекты обстановки, при дальнейшем ее совершенствовании могла бы вполне претендовать на роль своеобразного каркаса по формированию новой идеологии международной гуманитарной деятельности, которая на сегодняшний день не в полном объеме соответствует решаемым задачам.
Автор исследования уверен в том, что каждый субъект политики нуждается в идеологии, т.е. в средстве духовного сплочения и руководства, регламентирующего поведение людей в сфере общественно-политических отношений, формирующего стремление к политическому действию, мобилизирующего их жизненную активность. Идеология, реализуемая через убеждения людей, является стержнем политического сознания, наличие которого свидетельствует о способности ее носителя являться действующим элементом в политическом пространственно-временном поле. Все остальные элементы политического сознания развиваются под доминирующим влиянием идеологии, обеспечивая единство раци!о£ нального и эмоционального в политическом поведении людей.
Сегодня человечество переживает небывалые по своему характеру, динамике и последствиям преобразования, которые проявляются, прежде всего, в радикальной ломке системы геополитических координат. Эта ломка начинается и сильнее всего проявляется на границах государств. В этих условиях, по мнению автора, обостряются ранее существовавшие геополитические противоречия между официально установленной границей и фактической сферой влияния конкретного государства или группы стран.
Изменение системы геополитических координат отчетливо проявляется в резком изменении курса от принципа нерушимости границ, провозглашенном ООН и который утверждался несколько десятилетий. Пересмотр европейских границ, и не только европейских, начался и вряд ли он будет локальным и спокойным. После объединения Германии "процесс пошел" настолько энергично, чТо аналитическая проработка и прогнозирование ситуации, а тем более международно-правовое закрепление происходящих изменений, значительно отстают от развития ситуации.
В условиях этих изменений реанимируются старые и возникают новые противоречия в пограничном пространстве между государствами. При этом наблюдается закономерность, когда внутреннее ослабление государства моментально используется внешними силами в своих интересах.
В этой ситуации границы стали не только своего рода точкой отсчета радикальных преобразований, но и предметом воздействия различного рода сил, претендующих на суверенитет. Насколько этот процесс тревожный и болезненный, свидетельствует распад СССР и Югославии. Он обернулся трагедией для целых'г 1 i народов. До сих пор кровавый молох распрей не удается остановить и он продолжает угрожать судьбам миллионов людей, унося человеческие жизни.
В связи с этим, в последние годы для всех стран и регионов мирового сообщества, проблемы обеспечения и поддержания социально-политической стабильности и национальной безопасности приобретают жизненно важное значение. В исследовании доказано, что конфликтные и кризисные ситуации на региональном и, прежде всего, на внутригосударственном уровне являются потенциальными и действующими угрозами и факторами, влияющими на мирное сосуществование::.; локального, регионального и глобального характера. Сегодня трудно найти какоЙ7 г; , либо регион без потенциально возможного, тлеющего или активно действующего внутреннего вооруженного конфликта. Применительно к территориям постсоветского пространства, характерным является то обстоятельство, что пламя внутренних вооруженных конфликтов в последнее время перекинулось на национально-этнические территории многонациональных государственных образований, в том числе бывших республик Югославии и Советского Союза.
Следует отметить, что взаимосвязанность и целостность мира на региональном уровне в настоящее время проявляется и в негативном плане, а именно, в в и- ; де интернационализации и интеграции внутренних вооруженных конфликтов,
Л'1]!'1' корни которых следует искать, прежде всего, в стремлении радикальноэкстремистских и религиозных сил и течении, взять политическии реванш и установить собственные сферы влияния на региональном, а при соответствующих условиях и на мировом уровне.
Достижения научно-технического процесса за последние десятилетия, способствовали расширению возможностей радикально-экстремистских сил в совершении различных террористических актов, производстве систем оружия и совершенствовании способов его применения для запугивания людей и нанесения значительных потерь, в том числе и гражданскому населению. В этом контексте, по мнению исследователя, фактически происходит интенсивное стирание граней и границ между внутренними и межгосударственными вооруженными конфликтами.
Как было доказано в главах исследования, взаимное недоверие, дефицит политической мудрости, амбициозные стремления противоборствующих сторон, I не способствующие, а в большинстве своем мешающие прибегнуть к конструк
- i - ,
I :* тивным подходам в период урегулирования социальных конфликтов, приводят к грубым и массовым нарушениям прав человека миллионов ни в чем не повинных людей. Повышенная конфликтность социальных систем порождает движение потоков вооружений в регионы, стимулирует появление новых элементов иностранного военного присутствия (Ирак, Афганистан), что, как было показано во второй главе исследования, несет в себе негативные моменты и.явления, а также требует не только значительных человеческих и финансовых затрат, но и создает предпосылки для наращивания военно-политической напряженности.
Более того, заявления лидеров чеченских сепаратистов и их поддержка стороны радикально-исламских террористических движений и групп, позволяют11 автору заключить, что в конфликтных зонах сохраняется угроза захвата, распространения и использования оружия массового поражения.
В современных вооруженных конфликтах международного характера, как свидетельствует практика и изучение опыта конфликта на таджикско-афганско|й границе, набирает темпы тенденция использования наемников, уголовных элё- ] ментов и иных деструктивных групп, привлечения их к участию в боевых действиях и актах террористического характера. Интенсивный характер региональных вооруженных конфликтов порождает проблемы, связанные с защитой и сохранением окружающей среды, а также является благоприятными условиями для вовлечения в террористическую деятельность бездействующей и нищенствующей части людей, особенно молодежи. Это обстоятельство было доказано при рассмотрении третьего параграфа второй главы исследования, в которой говорилось о том, что социальные потрясения создают эрозию интеллектуального потенциала и духовного богатства общества, которые повышают опасность и влекут ia ,, j ■ I i собой духовно-нравственное разложение и моральную деградацию людей. Практическое отсутствие социальной защищенности граждан способствует ухудшению духовного здоровья народа, проявляется особенно остро и характеризуется дегуманизацией, утратой культуры, нравственности, беспрецедентным снижением психологического здоровья нации, ростом проституции, наркомании, пьянства, преднамеренных убийств и т.д.
Особенность современных внутренних вооруженных конфликтов заключается в том, что лежащие в их основе социальные противоречия обладают ярко вы- ; раженными политическими, экстерриториальными и религиозными чертами, чтор в свою очередь, обусловливает их чрезвычайно жесткий и кровопролитный характер, проявляющийся, прежде всего, в виде агрессивного национализма, религиозной фанатичности и нетерпимости.
В разрешении внутренних вооруженных конфликтов существует два широко распространенных подхода: первый заключается в том, что все конфликты можно разрешить политическими средствами, второй - в случае неэффективности i I дипломатических мер, мир может быть восстановлен путем военного вмешательства. Оба подхода одинаково имеют право на жизнь, поскольку, оба они более и менее успешно использовались субъектами гуманитарной деятельности и права для разрешения социальных конфликтов. В качестве примера можно привести опыт посредничества и военного вмешательства в Абхазии, Афганистане и Нагорном Карабахе, где традиционные дипломатические средства и классические операции по поддержанию мира проявили свою неэффективность. В то же время, в других случаях (как это было в Намибии, Камбодже, Таджикистане, Боснии; и Герцеговине), они привели к положительным результатам. Из практики ООН, все эти виды деятельности по разрешению конфликтных ситуаций (превентйвная дипломатия, операции по установлению и поддержанию мира) неизбежно переплетаются друг с другом, некоторые из них осуществляются параллельно с мероприятиями других организаций по обеспечению безопасности (НАТО и ОБСЕ).
В ходе именно вооруженного конфликта внутригосударственного характера, по мнению автора, имеется мало шансов на достижение компромисса и, следовательно, на успех посреднической деятельности. В подобных случаях операции по установлению и поддержанию мира оказываются мало эффективными, по1 скольку действия участников конфликта не соответствуют каким-либо традиционным «правилам игры», в первую очередь потому, что миротворческие сиды должны оставаться беспристрастными и нейтральными, что в реальности трудно достигается. Это, однако, не означает, что мировое сообщество бессильно при разрешении этих проблем, просто военное вмешательство предполагает согласие институтов гуманитарной деятельности на работу собственного персонала в условиях риска жизни и здоровью собственного персонала.
Исходя из анализа пограничных конфликтов вообще, и опыта таджикско-афганской границы в частности, автор исследования выносит на рассмотрение следующие рекомендации и предложения: |
1 .Субъекты политики государства должны проводить работу по реализации комплекса перманентных социально-политических, национально-этнических и экономических мероприятий, направленных на профилактику конфликтных ситуаций на пограничном пространстве, которые призваны защитить национальные интересы государства на его рубежах. Эти мероприятия должны сопровождаться привлечением элементов и структур гуманитарной деятельности к этой работе. В этих целях, необходимо создать в системе выборных и государственных органов различных уровней постоянно действующие структуры, проводящих работу по существующим проблемам.
2. Для обеспечения безопасности и нормальной жизнедеятельности населения приграничья суверенных Центрально-Азиатских государств, необходимо принятие соответствующих нормативно-правовых и иных актов, в соответствии с которыми территории приграничья были бы обеспечены надежной транспортно-коммуникационной системой, а население приграничья имело бы систему территориально-социальных льгот, включающих вопросы безопасности и защищеннй- ; сти, многочисленные льготы за проживание именно на границе: льготы по земли, строительству, природопользованию, налогообложению, за содействие погранич- ' i ному строительству т.д.
3. Учитывая наличие реально существующих военно-политических, наркокриминальных, социально-бытовых и иных угроз, исходящих из соседнего Афганистана, при решении вопросов пограничной политики и в условиях коренной реорганизации системы охраны государственной границы суверенного Таджикистана, следует опираться на мировой и региональный опыт охраны границы, реализации вопросов государственной безопасности в пограничном пространстве, путем привлечения потенциальных ресурсов различных институтов гуман^-тарной деятельности, в том числе, конструктивных политических позиций полй- I тических субъектов Центрально-Азиатских стран.
4. В программу подготовки студентов гуманитарных факультетов социально-политического профиля, курсов повышения квалификации руководящих работников, а также курсантов военных институтов республики, в период изучения курса политологии, необходимо ввести изучение вопросов освещающих важность участия элементов и структур гуманитарной деятельности в разрешении л] социально-политических конфликтов.
5. Учитывая взаимосвязанность Центрально-Азиатских региональных интересов, необходимо учреждение операционной сети, которая могла бы стать платформой сбора, накопления, анализа и обмена всей информацией массива данных, в т.ч. и по вопросам социально-политических конфликтов, для своевременного, конструктивного, исключающего кривотолки, принятия соответствующего решения.
6. Политическим субъектам Центрально-Азиатских стран совместно и при участии и поддержке международных гуманитарных миссий, разработать проект ■ по обезвреживанию минных полей на их границах. !
Изучение опыта международно-правового регулирования отношений, возникающих в ходе современных внутренних вооруженных конфликтов и роли в них ООН и других международных организаций, позволяет автором исследования сделать следующие выводы.
Прежде всего, необходимо указать на все увеличивающийся разрыв между реальным поведением сторон в конфликте и нормами, изложенными в предписаниях международной гуманитарной деятельности, применяемых в период вооруженных конфликтов. Хотя сегодня вряд ли можно найти такое правительство, > социальное движение или группу, которые были бы готовы заявить о пренебре-' жении к общепризнанным нормам и принципам международной гуманитарной деятельности, на практике же мы становимся свидетелями постоянного нарушения или игнорирования их: в одних случаях скрытого, в других - явного и ничем не прикрытого.
Одна из причин такого положения дел заключается в том, что данные нормы не подкрепляются системами имплементации, которые уже существуют и признаны в международном праве. Следовательно, пути повышения эффективности действенности норм институтов гуманитарной деятельности, применяемых в период вооруженных конфликтов, в том числе не международного характера, лежат в усилении имплементационных механизмов, закрепленных, в частности, в Женевских конвенциях 1949 года о защите жертв войны и двух Дополнительных протоколах к ним.
В настоящее время все чаще изменяется позиция ООН и региональных ojpI ганизаций по отношению к внутренним конфликтам, которые не рассматриваются как внутреннее дело государства: а) конфликт, угрожающий международному миру и безопасности; б) конфликт между народом несамоуправляющейся территории и управляющей державой; в) конфликт, сопровождающийся массовыми и грубыми нарушениями прав человека.
С учетом опять же практики ООН можно сказать, что в тех случаях, когда внутренний конфликт более не является по существу внутренним, Советом Безопасности ООН могут быть предприняты рекомендации участвующим сторонам или другим государствам; б) он может предложить сторонам средства мирного t урегулирования; в) он может (разместить, с согласия правительства, наблюдателей или силы по поддержанию мира для контроля за прекращением огня или буферных зонах; г) он может оказать, с согласия правительства, помощь беженцам; д) он может принять санкции невоенного характера или решение об использовании вооруженной силы для восстановления мира и безопасности на основании гл. VII.
В настоящей работе показана необходимость признания и расширения компетенции региональных гуманитарных организаций в содействии соблюдению норм международной гуманитарной деятельности и мирному урегулированию вооруженных конфликтов в соответствии с основными принципами современного международного права, Уставом ООН, Заключительным актом ОБСЕ и Уставом СНГ.
Относительно конфликта в Таджикистане, автор исследования постарался показать как благодаря усилиям международных гуманитарных организаций, и стран-наблюдателей удалось пройти значительное расстояние на пути к достижению полного урегулирования конфликта и национального примирения. '>
С прекращением конфронтации между Востоком и Западом произошли коренные изменения в системе международных отношений. Впервые за многие десятилетия государства начали больше сотрудничать, чем соперничать друг с другом в сфере обеспечения безопасности. В результате, чего в настоящее время возникло ряд фундаментальных вопросов в связи с новой ролью ООН и других международных организаций. Основная дилемма состоит в том, должно ли международное сообщество предпринимать какие-либо действия только по инициативе или под руководством одного из ведущих государств или же ООН, как международная организация, должна осуществлять самостоятельную деятельность. ИнЫ*! ми словами, кто будет поддерживать порядок в мире?
Это затрагивает вопрос не только о новой структуре международных отношений, сколько то, что является более важным - об изменении их основного содержания. Требуется переосмысления взаимосвязи между такими принципами современного международного права, как суверенитет, равноправие государств и невмешательство с одной стороны, и правом мирового сообщества на вмешательство во внутренние дела отдельных государств в случае геноцида и массовых нарушений прав человека, с другой. Речь идет о случаях, когда государство оказывается неспособным не только обеспечивать реализацию прав и общую безопасность гражданского населения, но и защитить его от потерь в ходе вооруженных конфликтов, что ранее считалось входящим исключительно в сферу "внутренней компетенции" того или иного государства.
Особенностью внутреннего вооруженного конфликта являются массовые разрушения, жертвами которых становятся в первую очередь, гражданское население и мирные объекты. Это не может не беспокоить международное сЬобщес|т-во, перед которым в этой связи возникает настоятельная необходимость ввести! В! j определенные правовые рамки данный вид вооруженного конфликта с тем, чтобы оградить его участников - мирных жителей, в том числе, детей, женщин, стариков, от жестокостей и страданий. Об актуальности исследования проблем внутреннего вооруженного конфликта свидетельствует возрастание и увеличение числа их жертв. Они являлись и являются предметом постоянного внимания ООН, им посвящена ст. 3 Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года, им же был посвящен специальный Дополнительный протокол (II), принятый на дипломатической конференции в Женеве в 1977 году и начиная с Тегеранской конфе- ; ренции ООН по правам человека 1968 года, на сессиях Генеральной Ассамблеи-. j ООН регулярно принимаются многочисленные резолюции, подтверждающие ^ и подчеркивающие необходимость защиты и соблюдения прав человека во время вооруженных конфликтов, в том числе и немеждународного характера.
Все эти международно-правовые документы, так или иначе касающиеся внутренних вооруженных конфликтов, являются, несомненно, широкой юридической базой для регулирования данного вида вооруженного конфликта. Однако, эти документы в настоящее время нуждаются в дальнейшем подтверждении и дополнении в свете новых геополитических реалий и возможных интерпретаций с ветов на вопросы, возникающих в связи с внутренним вооруженным конфликтом., т
По мнения автора, также требует обстоятельного анализа опыт предотвращения и прекращения внутренних вооруженных конфликтов во многих регионах мира, в т.ч. и на постсоветском пространстве. Предпринимавшиеся в последние годы, в связи с этим, попытки, в частности, в пределах СНГ, оказывались далеко не всегда успешными. Извлечение уроков и выводов из имевших место социально-политических конфликтов важно постольку, поскольку Россия совместно to i странами СНГ, международными гуманитарными организациями, стремится играть активную посредническую и миротворческую роль в конфликтных и постконфликтных зонах и регионах СНГ, в частности и в Таджикистане.

Список литературы диссертации кандидат политических наук Ткаченко, Константин Николаевич, 2004 год

1. Аристотель. Сочинения. Т.4.-М.-Мысль.-1983.-С. 830.
2. Абдыгалиев Б.Б. Политизация этничности в казахстано-российских отношениях в период 1993-1998 r.r.W Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук.-Алматы.-2000.-С. 27.
3. Абулхаев А. и др. История таджикского народа.Т.1.-Д.-«Суруш>>.- ; глитика, дипломатия. М.-«Международные отношения».-1989.-С.244.
4. Баранова А.Н. Пянджский рубеж (Документально-литературный сборник).- С-П6.-000 «Феникс»-2004.-С.350
5. Белов Е.В. Исторический опыт переговорного процесса по урегулированию межтаджикского конфликта (1993-1997).-Д.-1999.-С.340.
6. Беляев В.Н. и др. На страже границ России.-М.-'Траница".-1997.
7. Боярский В.И. На стороже Руси стояти.-М.-«Граница».-1992.-С.167
8. Бекон.Ф. Сочинения.-М.-«Мысль».-1978.-С.-575.
9. Барынькин.В.Опора безопасности//Армейский сборник.-1995.-N8.
10. Blumler J.,Katz E.The Uses of Mass Communicathion. Beverly Hills.
11. Ball-Roceach S.J.,Defleur M.L.A Dependency Model of Mass Com-municathion//Communicathion research.-1976.-Vol.3.
12. Бекмурзаев Б .А. Миротворческая дея тельность Р оссии в у регулировании вооруженных конфликтов в СНГ//Московский журнал международного права.-М.-1994-Ы4.
13. Буасье П. Первые годы Красного креста.-М.-1994.-С.22.
14. Белых А.В. Курган-Тюбе Город мертвых//Известия.-1992.-От 8 сентября.
15. Бори.Ф. Возникновение и развитие международного гуманитарного права.-М.-1994.-С.48.2001.-С.752.
16. Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, пЬ1. С.448.1974.
17. Багдасаров С. О некоторых мифах и реальностях Таджикиста-на//Центральная Азия.-1997.№.
18. Бушков В. Формирование современной этнической ситуации в Северном Таджикистане\\Советская этнография.-1990.-№2.
19. Бушков В.А. Таджикистан на острие демографического взр'ы-ва.//Россия и мусульманский мир. Бюллетень.-М.-1995.-К7. 1 ■!' •
20. Военные вопросы в курсе истории СССР.-М.-Военниздат.-1986.-С.206.
21. Гегель Г.В. Наука логики.Т.2.-М.-«Мысль».-1971.-С.248.
22. Грановская Р.М.Элементы практической психологии.-СПб.-«Свет».-1997.-С.608.
23. Гассер Х.П. Запрет на акты террора в международном гуманитарном праве.-М.-1994.-С. 16. j
24. Генекин А. Если пожары зажигают.// Комсомольская правда.от 28 марта. ! f |
25. Г. Гроций. О праве войны и мира. Три книги. ГИЮЛ.-М.-1956.
26. Действия МККК в случае нарушений международного гуманитарного права.-М.-1994.-С. 12.
27. Деятельность по распространению знаний о международном гуманитарном праве в Содружестве независимых государств и странах Балтии.-М.-1997.-С.-8.
28. Дмитриев А.В. Конфликтология.-М.-«Гардарики».-2000.-С.320. j
29. Дюнан.А. Воспоминание о битве при Сольферино.-М.-1995.-С.96.
30. Жюно.М. Воин без оружия.-М.-1996.-С.326. !
31. Жан П. Развитие и принципы международного гуманитарного пра-ва.-Женева.-2000.-С. 126.
32. Звягельская И.В. Состоится ли таджикское урегулирование.// Центральная Азия.-1997.-Ы4.
33. Звягальская И.В. Таджикистан: Вызовы постконфликтного перио-да//Центральная Азия.-1997.-3(9).и!"a, i и I ■ .1. I ftщ
34. Защита окружающей среды в международном гуманитарном праве. М.-1995.-С.-126.
35. Защита беженцев.-Киев.-УВКБ.-1998.-С.-145.
36. Зоидов С.Н. Авторитет власти.//Граница Pocchh.-2001.-N.40.
37. Зоидов С.Н. Вопросы конфликта на границе.-Д.-Эрграф.-2002.-С.108.
38. Зоидов С.Н. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук.-Д.-2003.-С.-164.
39. Защита жертв войны.Доклад.-Женева.-1993:-С.-63.
40. Искандаров Б.И.Восточная Бухара и Памир во второй половине XIX в.-Д.-«Ирфон».-1962.-С.356.
41. Ильин В.В. Политология.- М.-«Университет».-2000.-С.544.
42. Ирхин Ю.В. и др. Политология.-М.-«Юристъ».-2000.-С.511.
43. Ислам в России и Средней Азии//Сб.статей п/р И.Ершова и Д.Ми-кульского-М., 1993.
44. Исмоилов Ш. Установление и укрепление советской власти в Ка-ратегине и Дарвазе.-Д.-«Ирфон».-1997.-С.127.
45. Кальсховен Ф.Беспристрастность и нейтральность в гуманитарном праве и практика.-М.-1993.-С.-45.
46. Ключевский В.О. Сочинения. Т.2-М.-«Мысль.»-1989.-С.430. j
47. Криль Ф. Международное гуманитарное право о защите женшин.-'1. I :М1. М.-1994.-С.-32. |
48. Кенчаев С. Табадулоти Точикистон. -Д.-«Фарзод».-1995.-С.512.
49. Козерник Р. Международное гуманитарное право.-М.-1988.-С.-65.
50. Карамшоев Д.К., Харковчук И.А. Пограничники и жители Памира. -Д.-«Пайванд».-1995.-С 148.
51. Кошонова М. Роль международных организаций в устранении конфликта в Республике Таджикистан\\Сб.Миротворческие процессы в Таджи-кистане.-Д.-1998.-С.388. ;
52. Концепция коллективной безопасности государств-уЧастникЫ^' СНГ7/Дипломатический вестник.-М.,1996.№.
53. Конвенция и Протокол, касающиеся статуса беженцев.-Женева.-1996.-С.-54.
54. Kaplan R.The Coming Anarchy//Atlantik Monthly. 1994.February
55. Кальсховен.Ф. Ограничение методов и средств ведения войны.-М.-1994.-С.232.
56. Лафизов Ф. Роль международных организаций в урегулированиивнутренних вооруженных конфликтов.-Д.-1998.-С.-112. '
57. Логин В.Т. Диалектика военно-исторического исследования.-Ш1. Наука».-1979.-С.221.
58. Логофет Д.И. Страна бесправия. Бухарское ханство и его современное состояние.-СПб.-Издатель В.Березовский.-1909.-С.240.
59. Луговая А. Политический кризис в Таджикистане был неизбе-жен//Известия.-1192.-От 5 сентября.
60. Ленский И. Эхо таджикского полупереворота//Правда.-1992.-От 8 июля.
61. Маркин А.С. и др. Горячий Пяндж.(Сборник документально-'-; литературных материалов).-СпБ.-«Бостон-спектр».-2001.-С.304. ^"'г'
62. Махмадов А.Н., Хидирова М.У. Политическое поведение: некоторые аспекты структурного анализа.-Д.-2003.-С.135.
63. Мухаббатов К.М., «Хизб-ут-Тахрир» и ее реакционная сущность.\\ ТГНУ-2004.-С.-54.
64. Морис Ф., Куртен Ж. Действия МККК в интересах беженцев и гражданских перемещенных лиц.-М.-1994.-С.-16.
65. Масов P.M. История топорного разделения.-Д.-«Ирфон».-1991.• •J' Л1. С.190.м
66. Мулинен Ф, Право войны. Руководство для вооруженных сил.-MP * 1994.-С.-254.
67. Майерс Д. Социальная психология.-СПб.-«Питер».-1999.-С.684.1.'■
68. Меры, принимаемыми государствами по выполнению международного гуманитарного права.-М.-1994.-С.196.
69. Р.Мертон.Социальная структура и аномия//Социология преступ-ности.-М.-«Прогресс».-1966.-С.368.
70. Махмадов А.Н. Низои сиеси ва чомеаи муосир.-Д.-«Авесто».-2003.-С.124.
71. Международное движение МККК. Сборник Уставов и других доку^-f г ментов.-М.-1995.-С.238.
72. Музыка А.Л. Квалификация органами внутренних дел преступлений, совершаемых на почве наркомании.-Киев.-1998.-С.88.
73. Малышев Ю.П. Пяндж река фронтовая. -М.-«Граница».-1998.-С.288.
74. Микульский Д.А.Клопы и политика в Таджикистане.//Россия и мусульманский мир. Бюллетень.-М.-1995.-Ж2.
75. Нестеров Ф.Ф. Связь времен.-М.-Молодая гвардия.- 1980.-С239. 1 <
76. Нартов Н.А.Геополитика.-М.-«ЮНИТИ».-2000.-С349. >4
77. Нахлик С. Краткий очерк международного гуманитарного права. -М.-1993.-С.60.
78. Николаев А.И. и др. На страже границ Отечества.-М.-«Граница».-1998.-С.607.
79. Назаршоев Н.М. Военная история Таджикистана.-Д.-«Матбуот».-2002.-С.573.
80. Набиев В.М. Во имя мира и национального согласия.//Партии иIдвижения Таджикистана.-1998.-N6.
81. Ниези А.Ш. Таджикистан: конфликт регионов.//Восток.-1997.-Ы2.
82. Начиков В.П. Политика России в Центральной Азии на примере Таджикистана/УЦентральная Азия.-1997.-6( 12).
83. Основополагающие принципы Движения Красного Креста и Красного Полумесяца.-М.-1993.-С.-31.ft1. ИГ}!':,Г■'
84. Обер М. Вопрос о приказах старших войсковых начальников и от^ ветственности командиров.-М.-1994.-С.-21.
85. Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане.-Д.-1997.-С.-55.
86. Политология. Отв.ред.Матузов В.Д.-М.-«Юристъ».-2001.-С.774.
87. Помощь бежанцам.-УВКБ.-1999.-С.-22.
88. Политология. П\р Марченко М.Н.-М.-«Зерцало».-1999.-С.608.
89. Пикте Ж. Международный Комитет Красного Креста: уникальное учреждение.-М.-1997.-С.112.
90. Политическая энциклопедия.Т. 1 .-М.-«Мысль».-С.752.
91. Пикте Ж.Развитие и принципы международного гуманитарного права.-М.-1993.-128.
92. Проскурин С.А. Национальная безопасность страны: сущность, структура, пути укрепления.-М.-«Знание».-1991 .-С.45.
93. Пограничные войска СССР 1929-1938. Сборник документов и ма-териалов.-М.-«Наука».-1972.-С.775.
94. Перрюшу Р. Международная общественность национальных обществам.-1995 .-С. 120.
95. Пушман Э.А., Порк А.А. Государственная территория и Государс- .*.£•./ твенная граница СССР\\Международно-правовые вопросы.-М., 1982.
96. Б.Павлюк и В.Ярлыченко. Пограничная и военная безопасность Рос-сии//Вестник границы.-1998.-N2.
97. Плотников Н.Д. Европейский военный десант на таджикско-афганс-кой границе//Независимая газета 27 апреля 2001г.
98. Попов В.А. Виртуальная война цивилизаций// Пограничник.-2000.-N10.it,»».'
99. Постсоветское пространство: этнополитические проблемы\\ Ccjциальное исследование.-1997.-№1. I Ц
100. Рахмонов Э.Ш. Точикистон: дах соли истиклолият, вахдати милли ва бунедкори.Т. 1 -Д.-"Ирфон".-2001 .-С.512.
101. Рахмонов Э.Ш.Таджикистан на пороге будущего.-М.«Шарки озод».-1997.-С.24.
102. Интервью Э.Рахмонова корреспонденту "Независимой газеты"\\ Граница России N9-10 март 2001.
103. Рахмонов Э.Ш. Долгий путь к миру.\\Душанбе-1998.-С.82
104. Рахмонов Э.Ш. Политика мира и созидания. Выступления и речи1. Д.-2001г.-С.43.
105. Выступление Э.Ш.Рахмонова на 58 сессии Генеральной Ассамблеи ООН 30 сентября 2003г.\\Садои Мардум от 1 октября 2003г.
106. Рахмонов Э.Ш., Выступление на конференции в Палермо, Италия 12.12.2000г.
107. Послание Президента Республики Таджикистан Э.Ш.Рахмонова Маджилиси Оли Республики Таджикистан от 30 апреля 2004 года.
108. Регионы Таджикистана. Статистический сборник.-Д.-«Шарки озод».-2001.-С.207.
109. Руденко А., Сорокин А. Таджикистан в огне.-Д.-«Ирфон>>.-1993 С.288.
110. Руденко А. Горячая осень.//Правда.-1992.-От 4 сентября.
111. Решение о сроке пребывания, составе и задачах KMC в РТ.//Дипломатический BecTHHK.-M.,1996.-N2.
112. Решение Совета Коллективной безопасности о Декларации государств-участников Договора о коллективной безопасности//Содружество.-1995.N1.
113. Социальная психология. П/р Сухова А.Н. и Деркача ! А.А.-М.-,'I1. Академия».-2001 .-С.600.
114. Симпозиум по вопросам гуманитарной деятельности и осуществления операций по поддержанию мира.-М.-1985.-С.110.
115. Стефаненко Т.Г.Этнопсихология.-М.-«ИП РАН».-2000.-С.320.
116. Станислав Е. Краткий очерк международного гуманитарного пра-ва.-Женева.-1984.-С.-60.
117. Сборник международно-договорных документов о сотрудничестве по пограничным вопросам.-М.,1995.Вып.1.
118. Свинарский К. Основные понятия и институты международного , гуманитарного права как системы защиты прав человека.-М.-1997.-С.72. j Ц * |I
119. Словарь иностранных слов.-М.-«Русский язык».-1989.-С.624.
120. Смирнов С.М.Очаги потенциальных конфликтов в Азиатско-Тихоокеанском регионе//По зарубежным странам и армиям.-1996.-ЫЗ(103).
121. Саидов М. Что будет с Родиной и с нами.//Вечерний Душанбё.-1993.-От 8 октября.
122. Саидолимов С.Т. Формирование системы региональной безопасности в Центрально-Азиатском регионе.-Ташкент.-2002.-С23.
123. Слидзюк Н. Ставка на насилие.//Пограничник содружества.-200|Ы^ р1. N3. Й?^
124. Турсунзода.А. Культурная антропология одного конфлйк-та.//Центральная Азия.-1997.-2(8).
125. Ткаченко К.Н. Реабилитация общественного сознания в конфликтных зонах \\Вестник ТГПУ им.К.Джураева №2.-2004 г.
126. Ткаченко К.Н., Зоидов С.Н. Конфликт на таджикско-афганской границе: его этапы и характеристики. \\ Известия АН РТ №3-2004.-С.-132-144.
127. Устав управления верховного комиссара организации объединенных наций по делам беженцев.-Женева.-1996.-С.-14.f, rh
128. Фатоев С. С. Социльно-политические конфликты в современнрщ" обществе.//Дисертация на соискиние ученой степени кандидата политических наук.-Д.-2001 .-С. 153.ищ
129. Хидирова М.Х. Конфликт, как социально-политический феномен.// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук.-Д.-1999.-С.20.
130. Ханс-Питер Г. Международное гуманитарное право. Введение.-М.-1995.-С.-126.
131. Харламов С. А.Озеров. Геополитические факторы//Армейск сборник.-1998.-N2.
132. Харрофф-Тавель Деятельность МККК в обстановке насилия внутри страны.-М.-1993.-С.38.
133. Харламов. С. Геополитические опасности// Армейский сборник.-1997.-N10.
134. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций//Полис.-1994.-1чГ1.
135. Хакимов Ш. Социальные источники политических отношений в Таджикистане\\Бюлетен НАПТ.-2000.-№6( 18).
136. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием.-М.»Мысль».-1980.-С.326
137. Шахов А.М.Почему таджики убивают таджиков?//Россия и мусульманский мир. Бюллетень.-М.-1994.-Ы10.
138. Шиндлер Д. МККК и права человека.-М.-1994.-С.16.
139. Шихкеримов Э.Ш. Социальный конфликт в современном политическом развитии Азербайджана\\Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук.-Баку.-2002.-С.23.
140. Щербаков.А.Пограничная безопасность России и система ее обеспечения//"Безопасность".-1996.-N 1-2(3 6).
141. В.Щипков. Войны начинаются с границы//Вестник границы.- 1998(.-'>jf 5. "
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. 
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/gumanitarnaya-deyatelnost-i-uregulirovanie-pogranichnykh-konfliktov-na-primere-granits-suver#ixzz27PtQLke0

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами