ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПОГРАНИЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
осознание пограничной безопасности как части безопасности экономической достаточно сложно и в настоящее время только начинается.
Сформулируем основные черты регионального аспекта экономической подзадачи пограничной политики.
Во-первых, это учет экономических интересов местных субъектов пограничной деятельности, анализ местных пограничных угроз на каждом конкретном уровне организации деятельности по обеспечению пограничной безопасности, на каждом участке границы.
Во-вторых, для понимания экономического аспекта пограничной политики по-новому должны быть переосмыслены результаты исследования военных экономистов, специалистов в области теории военной экономики. Так, содержание понятия "экономическая безопасность", хотя и не является новым, до настоящего времени недостаточно связывается с экономическим содержанием деятельности пограничников306.
Считается, что теоретические основы экономической безопасности государства исследованы достаточно всесторонне и полно. Например, сущность категории "экономическая безопасность", на наш взгляд, удачно сформулирована в учебнике "Военная экономика (актуальные проблемы)", изданном Военным университетом. В нем отмечено, что под экономической безопасностью государства понимается способность народного хозяйства обеспечивать экономическую, социально-политическую и оборонную стабильность общества в условиях воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов307. Это определение можно было бы использовать для налаживания местной системы противодействия пограничным угрозам экономической безопасности под эгидой ФПС России. Однако его существенным недостатком является то, что в качестве обобщенного субъекта обеспечения экономической безопасности в нем рассматривается только народное хозяйство, тогда как очевидно, что обеспечение экономической безопасности невозможно без активного участия в этом процессе силового комплекса страны, в частности Пограничной службы. Силовые ведомства являются непосредственными производителями военной, и пограничной безопасности. Деятельность по обеспечению пограничной безопасности объективно обусловлена потребностью граждан, субъектов экономики, общественных организаций и государства в достаточном уровне экономической безопасности в пограничной сфере вообще и в каждом данном регионе в частности.
Именно потребность в экономической безопасности, и опосредовано в пограничной безопасности, в настоящее время недостаточно учитывается при обосновании целей, задач и объемов бюджетных ассигнований на содержание Пограничной службы, да и других силовых ведомств.
В качестве наиболее общего методического принципа определения величины ассигнований на охрану и защиту государственной границы, обеспечение пограничной безопасности может быть рассмотрен принцип адекватности ассигнований: выделяемые объемы ассигнований должны быть адекватны потребностям граждан, субъектов экономики, общественных организаций и государства в обеспечении необходимого уровня пограничной безопасности.
Если при обосновании ассигнований на содержание Пограничной службы этот принцип не учитывается, значит, в принимаемом решении не учитывается потребность граждан, полностью элиминируется экономическая роль пограничного ведомства, игнорируются реальныеэкономические результаты его деятельности, а само пограничное ведомство, по сложившейся традиции, рассматривается как затратная силовая структура. Решение, определяющее уровень финансирования Пограничной службы без учета ее экономической роли, не отражает новой ситуации, сложившейся на государственной границе, в пограничной сфере, в экономике страны, т.е. оно неадекватно реалиям обеспечения экономической безопасности, и в первую очередь во вновь формирующихся пограничных регионах.
За последние годы существенно изменился характер угроз безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве, выросла степень их напряженности. Появился ряд новых угроз, которых не было ранее.
К основным обстоятельствам, порождающим пограничные угрозы экономической безопасности, можно отнести следующие:
1) обострение финансового положения силовых и правоохранительных органов исполнительной власти, в том числе и Пограничной службы Российской Федерации;
2) необустроенность и отсутствие необходимой пограничной инфраструктуры на новых участках государственной границы;
3) усиление экономической и демографической экспансии со стороны ряда государств на соответствующих приграничных территориях Российской Федерации;
4) расширение географии и масштабов контрабандной деятельности международных преступных группировок и незаконной (теневой) деятельности российских предпринимателей через государственную границу, в том числе и в части вывоза из страны стратегического сырья и материалов;
5) сохранение правовой неопределенности, провоцирующей продолжение расхищения водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации. Ныне существующая нормативная правовая база, которая призвана обеспечивать законность отдельных видов охраны морских биологических ресурсов, требует серьезной доработки. Необходимо создание эффективного государственного механизма приоритетной защиты национальных интересов России в ее морском приграничном пространстве;
6) наращивание странами Балтии усилий по модернизации своих транспортных инфраструктур с целью переориентации существующих грузопотоков из России в западноевропейские государства и обратно. Например, при сохранении указанной тенденции Калининградская железная дорога и морские порты области в ближайшее время могут практически полностью лишиться транзитных грузов, что негативно скажется на экономическом положении Западного региона и страны в целом.
Спектр современных угроз экономической безопасности России на границе и в пограничном пространстве может быть достаточно широким. Полный и подробный его анализ не входит в задачу авторов. Однако представляется необходимым более подробно рассмотреть те угрозы, которые наиболее опасны для экономики страны, ее приграничных регионов и которые следует учитывать при постановке задач перед всеми субъектами охраны государственной границы, а также для определения главных направлений финансово-экономической деятельности по обеспечению реализации пограничной политики.
Рассмотрим эти основные угрозы.
Анализ свидетельствует, что в приграничных регионах Российской Федерации год от года растет число организованных преступных групп. Пожалуй, это одно из важнейших отличий нынешней ситуации в приграничье от той, которая была в период существования Советского Союза. Времена, когда шла "охота" за одиночными нарушителями границы, которые тайком, под покровом ночи пытались проникнуть к нам с разведывательными целями, канули в лету. Ныне объектами противоправных устремлений хорошо организованной преступности, носящей трансграничный характер, являются государственная граница, приграничные районы, внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф Российской Федерации; их природные ресурсы.
В последнее время деятельность трансграничных криминальных структур, занимающихся незаконной миграцией, контрабандой наркотиков, оружия и боеприпасов, природных ресурсов, материальных, интеллектуальных и культурных ценностей, значительно активизировалась
Весьма опасной представляется тенденция роста количества незаконных мигрантов, проникающих на территорию Российской Федерации с целью оседания здесь или дальнейшего следования в другие страны.
Анализ свидетельствует, что в настоящее время поток иностранцев, следующих в Россию, превышает аналогичные показатели 1991-1992 гг. в 4-5 раз. По некоторым источникам, в настоящее время в России нелегально находится до 5 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства308.
Острота проблемы заключается в том, что в настоящее время сформировались и действуют организованные преступные группировки иммигрантов, тесно связанные с российскими и международными криминальными структурами. Есть все основания полагать, что противоправная деятельность этих группировок, если не принять экстренных мер, может усилиться. Этому способствуют такие факторы, как стремление Запада использовать Россию, во-первых, как основной "санитарный барьер" на пути незаконной миграции в страны Западной Европы, во-вторых, как своего рода отстойник иммигрантов из "третьего мира".
Особое беспокойство вызывает незаконная миграция из Китая. На Востоке страны по существу создается китайская "пятая колонна". Так, по данным на конец 1990-х гг. в Сибири и на Дальнем Востоке расселилось до 2 млн. граждан из Китая309.
Войска и органы Пограничной службы принимают меры по пресечению незаконного въезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации. Так в 2001 г. через государственную границу проследовало более 80 млн. человек. Выявлено более 4,6 тыс. человек с чужими и поддельными документами. Не пропущено через границу более 91 тыс. российских и иностранных граждан (в 1999 г. - 44 тыс.)310.
Особый интерес для характеристики роли Пограничной службы в обеспечении экономической безопасности представляет анализ ее деятельности по пресечению различных видов контрабанды: наркотиков; различных товаров и материалов, энергоносителей; морских биологических ресурсов.
Пограничные угрозы в сфере контрабанды наркотиков особенно опасны.
В настоящее время на территории России фактически завершен процесс формирования многопрофильной наркомафиозной структуры, включающей в себя производство сырья, его переработку, транспортировку и распространение наркотиков в общенациональных масштабах. Основными источниками поставок наркотиков в Россию являются Афганистан и Пакистан, а также центральноазиатские государства СНГ.
В последние годы Россия стала не только страной транзитных маршрутов переброски наркотиков из Афганистана и Пакистана в Западную Европу, но и сама постепенно превращается в огромный рынок их потребления. Помимо опия и героина из Афганистана, в Россию поступает кокаин и героин из Мексики, Колумбии, Нигерии и других стран.
Транснациональные наркогруппировки, занимающиеся незаконным производством и распространением наркотиков, хорошо организованы и технически оснащены, имеют устойчивые международные и межрегиональные связи, оперируют значительными финансовыми средствами, позволяющими вербовать пособников и соучастников в среде сотрудников государственных правоохранительных органов.
Пограничные войска и органы активно участвуют в задержании и изъятии наркотических средств. Так, только с 1993 по 1998 г. включительно было изъято более 13,5 тыс. т. наркотических средств. Эта тенденция сохраняется. Директор ФПС России, подводя итоги 2001 г., отметил, что если в 1996 г. российскими пограничниками только на таджикско-афганском участке границы было изъято всего лишь 2 кг героина, то в 2000 г. из 3130 кг задержанных наркотиков героин составлял 801 кг. В 2001 г. удалось перехватить около 5,5 т наркотических грузов, причем половину из них составлял героин. Это примерно 25 млн. индивидуальных наркотических доз311.
Пресечение таких поставок при значительных объемах товарооборота и пассажиропотока, слабости всех видов контроля, особенно на новых участках границы, во многом зависит от взаимосогласованных усилий правоохранительных органов и специальных служб России как на межведомственном, так и на межгосударственном уровне.
Беспокойство вызывает обустройство пунктов пропуска на государственной границе, недостаточное оснащение их техническими средствами контроля. Количество пунктов пропуска в последние годы постоянно растет, однако далеко не все они оборудованы современными техническими средствами пограничного и таможенного контроля, что отнюдь не способствует решению проблемы обеспечения надлежащего контроля за перемещением товаров и грузов через государственную границу.
Большое распространение в настоящее время получило сращивание должностных лиц государственных структур с преступными организациями. Наиболее рельефно это проявляется в сфере контрабанды наркотиков, оружия, боеприпасов, товаров широкого потребления, спирта, спиртосодержащей продукции. При этом преступными группировками используются как ложно-легальные, так и нелегальные способы перемещения товаров и грузов через границу: "двойные пакеты" сопроводительных документов, прямое сокрытие контрабанды в следующих через пункт пропуска транспортных средствах, пересечение границы вне пунктов пропуска, в особенности на российско-казахстанском и российско-украинском участках границы.
Большой материальный ущерб государству наносит нелегальный вывоз за рубеж нефтепродуктов, стратегического сырья и цветных металлов. Например, одним из способов вывоза горюче-смазочных материалов является заключение фиктивных договоров об их поставке коммерческим структурам Калининградской области. Большая часть этих нефтепродуктов затем переадресовывается в страны Балтии и другие европейские государства.
Организованные преступные группировки, действующие на территории России, уже несколько лет назад проникли в страны Западной и Восточной Европы, а затем и в страны Азиатского и Американского континентов. В свою очередь, организованная преступность зарубежных стран активно стремится в Россию. В настоящее время налицо определенное слияние этих двух ветвей, что создает чрезвычайно опасную ситуацию, с которой столкнулись правоохранительные органы многих стран мира, в том числе и российские пограничники.
Рассмотрим пограничные угрозы в сфере морских биологических ресурсов. В ст. 9 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что "земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях". Следовательно, использование и охрана природных ресурсов (в том числе биологических и минеральных ресурсов морского пограничного пространства312) не просто входит в сферу национальных интересов России и оказывает влияние на состояние экономической безопасности государства, а составляет материальную основу экономических интересов проживающего в регионе населения.
В настоящее время прибрежная часть Мирового океана стала одним из приоритетных объектов геополитики ряда государств. В то же время в морском пограничном пространстве России сложилась тревожная ситуация, которая по своему содержанию представляет реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Важнейшее место в ней занимает проблема расхищения морских ресурсов, особенно обострившаяся за последние годы. Так, по некоторым оценкам, за период с 1989 по 1998 г. из 4,5 млн. т. морских биоресурсов, добываемых ежегодно, легальный экспорт составил около 1 млн. т., нелегальный - около 2 млн. т., и только 1 млн. т. поступили на внутренний рынок. За счет нелегального экспорта морских биоресурсов за последние 7 лет государству нанесен ущерб на сумму более 35 млрд. руб.313.
По оценкам Главного контрольного управления Президента России, наша страна ежегодно несет от незаконного вылова и экспорта морепродуктов потери, составляющие до 2,5 млрд. долларов США, что сопоставимо с цифрами, характеризующими отток капитала за рубеж.
Возможностями Пограничной службы контролируется промысловая деятельность значительного количества морских компаний различных форм собственности, чьи суда в той или иной мере причастны к противоправной деятельности в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации.
В последнее время отмечается возникновение новых элементов в тактике правонарушителей. В частности, ими используется уход от уплаты наложенного штрафа путем объявления фирмы-судовладельца банкротом, а также оспаривание в судебном порядке наложенных взысканий, для чего широко используются связи среди представителей юридических органов.
Особую угрозу экономической безопасности страны представляет расхищение морских биологических ресурсов на востоке страны, в частности в акватории российской части Тихого океана и его морей. На Дальнем Востоке промысловые суда нарушают российское и международное морское законодательство путем ведения промысла без разрешения на добычу и транспортировку морепродуктов, при отсутствии промысловой и судовой документации, а также бортовых номеров. При этом суда не отвечают на вызовы по радиосвязи и не выполняют требований пограничников об остановке.
Похоже, что и на региональном, и на государственном уровне законодатели который год задаются риторическими вопросами: почему российский рыбак не работает на свой берег? Почему стоят перерабатывающие мощности наших рыбных комбинатов? Почему биологическое сырье уходит за границу? Почему не осваиваются океанические ресурсы у берегов других стран и в конвенционных зонах?
Ответы на эти вопросы находятся в компетенции законодателей.
Развитие пограничного ведомства страны в последние годы шло по направлениям адаптации к новым задачам и условиям; консолидации с другими органами исполнительной власти и субъектами экономики в аспекте совершенствования координации вопросов пограничной политики и новых источников ее финансирования; расширения ареала пограничной деятельности в операциях по противодействию трансграничной преступности; совершенствования координации пограничной деятельности, создания благоприятной социально-экономической среды в приграничных регионах, совершенствования пограничного законодательства в пограничной сфере.
Дальнейшее уточнение роли и места Пограничной службы Российской Федерации в вопросах обеспечения экономической безопасности страны может быть представлено следующими предложениями.
Необходимо ускорить разработку федеральными органами исполнительной власти согласованных законодательных мер: по усилению защиты интересов Российской Федерации на государственной границе и на приграничной территории, по борьбе с трансграничной преступностью; по совершенствованию систем всех видов контроля на государственной границе с целью более эффективного пресечения незаконного перемещения через нее людей, грузов, оружия и боеприпасов, наркотиков и др.; по восстановлению системы централизованного учета въезда-выезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Россию; по применению норм административного и уголовного права к гражданам России и другим лицам, задерживаемым за нарушение режима госграницы и противоправные действия на границе в условиях отсутствия международного соглашения о границе и ее режиме; по выработке механизма депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории России, но не подпадающих под статус беженцев (события на Северном Кавказе еще раз подтвердили актуальность этой проблемы); по поддержанию и укреплению пограничного режима, с учетом местных особенностей приграничных территорий; по установлению действенного контроля над введением квот, выдачей и использованием по предназначению лицензий на экспорт грузов, имеющих стратегическое значение; по возобновлению финансирования Федеральной целевой программы по охране территории России от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений.
Реализация перечисленных предложений, по нашему мнению, поможет Пограничной службе улучшить охрану государственной границы и обеспечение экономической безопасности в пограничной сфере, особенно на новых участках границы.
Примечания
302Основы пограничной политики Российской Федерации. М., 1996, с.5.
303По инициативе ФПС России с 28 государствами подписано: 27 межгосударственных, 49 межправительственных, 134 межведомственных, 8 многосторонних международно-договорных документов.
304Федеральный закон "О Пограничной службе Российской Федерации". - Граница России. 2000, № 20.
305Вардомский Л.Б. Внешнеэкономическая либерализация и региональные проблемы России. Научный доклад. М., 1996.
306См., например: Основные положения в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации. М., 1994; Военная экономика (актуальные проблемы): Учебник. / Под ред. Соколова П.В и Наумова В.М. М., 1997; Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность). /Под ред. Олейникова Е.А. М., 1997; Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: цифры и факты. М., 1999; Сенчагов В.Д. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. - Вопросы экономики. 1996, № 1.
307Военная экономика … . С. 102.
308Н. Зятьков. Каких гостей ждет Россия? - Аргументы и факты. 2002, .№15, с. 3.
309Зайончковская Ж.А. Китайцы в России: угроза или спасение? - Новая газета, 2002, №26, с.5.
310Мохов В. Год пограничной тревоги. "Зеленые фуражки" по-прежнему ведут борьбу с потоком наркотиков и нелегальной миграцией - Красная звезда, 26.01.2002.
311Плотников Н. Война с террористическим интернационалом. - Независимая газета, 2002, № 1.
312Под морским пограничным пространством понимается пространство, охватывающее морские внутренние воды, территориальное море, прилежащую исключительную экономическую зону и континентальный шельф Российской Федерации.
313Алексин В. России следует выработать морскую доктрину. - Независимое военное обозрение, 1999, .№ 28, с. 3.
303По инициативе ФПС России с 28 государствами подписано: 27 межгосударственных, 49 межправительственных, 134 межведомственных, 8 многосторонних международно-договорных документов.
304Федеральный закон "О Пограничной службе Российской Федерации". - Граница России. 2000, № 20.
305Вардомский Л.Б. Внешнеэкономическая либерализация и региональные проблемы России. Научный доклад. М., 1996.
306См., например: Основные положения в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации. М., 1994; Военная экономика (актуальные проблемы): Учебник. / Под ред. Соколова П.В и Наумова В.М. М., 1997; Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность). /Под ред. Олейникова Е.А. М., 1997; Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: цифры и факты. М., 1999; Сенчагов В.Д. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. - Вопросы экономики. 1996, № 1.
307Военная экономика … . С. 102.
308Н. Зятьков. Каких гостей ждет Россия? - Аргументы и факты. 2002, .№15, с. 3.
309Зайончковская Ж.А. Китайцы в России: угроза или спасение? - Новая газета, 2002, №26, с.5.
310Мохов В. Год пограничной тревоги. "Зеленые фуражки" по-прежнему ведут борьбу с потоком наркотиков и нелегальной миграцией - Красная звезда, 26.01.2002.
311Плотников Н. Война с террористическим интернационалом. - Независимая газета, 2002, № 1.
312Под морским пограничным пространством понимается пространство, охватывающее морские внутренние воды, территориальное море, прилежащую исключительную экономическую зону и континентальный шельф Российской Федерации.
313Алексин В. России следует выработать морскую доктрину. - Независимое военное обозрение, 1999, .№ 28, с. 3.
Комментарии
Отправить комментарий