проблемы транзита нефти и газа через границ России и третьих стран


Магистерская работа

Каталог работ » Мировая экономика

Тема: Экономические проблемы транзита нефти и газа через территорию России и третьих стран на европейском рынке :


Всего: 107 cтр.

Содержание:

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ З 
Глава I. Экономический анализ состояния и перспектив развития торговли и транзита нефти и газа на европейском рынке 6 
1.1. Проблемы транзита во внешнеэкономической деятельности российских нефтегазовых предприятий 7 
1.2. Состояние и перспективы производства и потребления нефти и газа в Европе 11 
1.3. Новые перспективы российских экспортеров углеводородов в свете структурных преобразований энергетического рынка ЕС 19 
1.4. Экономическая сущность транзита как формы предоставления услуг по транспортировке при трансграничной торговле углеводородами 29 
Глава И. Анализ экономико-правовых основ международного регулирования транзита нефти и газа 52 
2.1. Анализ существующих инструментов международного регулирования транзита углеводородов 53 
2.2. Экономическая оценка баланса интересов России по ДЭХ как инструмента международного регулирования транзита нефти и газа на европейском рынке 62 
2.3. Протокол к Энергетической Хартии по Транзиту как основа регулирования отношений по транзитной транспортировке нефти и газа 69 
2.4. Обзор действующей нормативно-правовой базы по установлению тарифов на транзит углеводородов 72 
Глава III. Разработка комплексного подхода к транзиту нефти и газа через территорию России и третьих стран 76 
3.1. Выработка подходов к организации транзита и нефти и газа и решению связанных с ним проблем 77 
3.2. Разработка методики формирования тарифов на транзит нефти и газа79 
3.3. Факторный анализ сценариев развития европейского рынка услуг по транзиту газа с позиций национальных интересов России 87 
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 97 
ЛИТЕРАТУРА 99 
ПРИЛОЖЕНИЯ 105 
А. Технико-экономические расчеты тарифа на транзит 106 
Б. Технико-экономические расчеты сценариев развития европейского рынка услуг по транзиту газа 107 
I I I 



I" 
I 1 

I I 



I I 

I I 


I

Выдержки из работы:

ВВЕДЕНИЕ 
Актуальность исследования. Рост экспорта энергоносителей в европейский регион, обеспечивающего до 40% отечественного внешнеторгового баланса, а также диверсификация направлений и увеличение числа способов транспортировки нефти и газа, придают глобальный характер энергетической взаимозависимости России и Европы и ведут к усилению конкуренции между различными странами за право прохождения транзитных маршрутов по их территории. 

Поэтому, вопросы обеспечения надежного и экономически эффективного транзита нефти и газа через территорию России и третьих стран являются одними из приоритетных для отечественного нефтегазового комплекса. 

Степень разработанности темы. Вышеперечисленные экономико-правовые проблемы привлекают к себе значительное внимание ученых, среди которых следует отметить работы Алекперова В.Ю., Арбатова А.А., Борисова Н.Н., Бушуева В.В., Воронина В.И., Дунаева В.Ф., Ершова Ю.А., Жизнина С.З., Конопляника А.А., Мастепанова A.M., Миловидова К.Н., Сорокина В.П., Сергеева П.А., Телегиной Е.А., а также зарубежные исследования Вельде Т., Джилла П., Камерона П., Роггенкамп М. и др. 
В то же время, большинством исследователей данные вопросы затрагиваются косвенно, а транзит нефти и газа рассматривается как часть 

I I I I 

I I I I 




I I I I I I 

предложения в структуре производственной цепочки «добыча - транспорт -реализация». Это ведет к недооценке роли и влияния транзита на положение Российской Федерации на европейском рынке нефти и газа. Некоторые ученые рассматривают проблемы транзита только в политической плоскости и видят в основе их решения лишь использование возможностей международной энергетической дипломатии. 
Актуальность проблемы и ее недостаточная научная и практическая проработка предопределили выбор объекта, предмета, цели и задач исследования. 
Объектом исследования стала система международных экономических отношений в сфере торговли нефтью и газом на европейском рынке. 
Предметом исследования явились экономические вопросы транспортировки нефти и газа в контексте интересов отечественных производителе й. 
Целью исследования является разработка комплексного подхода к решению экономических проблем транзитной транспортировки нефти и газа на европейском рынке, стоящих перед отечественным нефтегазовым комплексом. 
Для достижения указанной цели в работе решены следующие задачи: 
1. Проведен экономический анализ состояния и перспектив развития российской внешней торговли нефтью и газом на европейском рынке для выявления особенностей функционирования рынка услуг по транзиту. 
2. Проанализированы международные и российские правовые документы и соглашения, регулирующие транзит нефти и газа. 
3. Выработаны экономические и организационно-правовые подходы к решению проблем транзитной транспортировки нефти и газа через территорию России и третьих стран. 
4. Разработана методика формирования тарифа на услуги по транзитной транспортировке нефти по магистральным трубопроводам через территорию России. 
5. Проведена апробация предложенной методики на примере расчета тарифов на транзит казахстанской нефти через территорию России в Роттердам. 
6. Проведен факторный анализ сценариев развития европейского рынка услуг по транзиту российского и туркменского газа. 
Научная новизна исследования. Впервые комплексно проанализированы экономические и международно-правовые проблемы транзита при экспорте российских и каспийских нефти и газа. Выделены общие принципы транзита и проанализированы перспективы его развития, а также предложены пути решения связанных с ним проблем. На базе проведенного обобщения предложена новая методика расчета тарифа на транзит нефти Казахстана через территорию России в дальнее зарубежье, учитывающая действующие методики 


I I I I i i i i i i i i i i i i i i 
i i 
ФЭК России, международные двусторонние и многосторонние соглашения и основанная на уравнивании норм рентабельностей по альтернативным маршрутам транзита в один и тот же пункт назначения. 
Практическая значимость работы. Обоснована целесообразность транзита туркменского газа через территорию России на Украину как один из путей повышения экономической эффективности экспорта российского газа в дальнее зарубежье. Выявлены резервы повышения экономической эффективности транзита газа за счет диверсификации маршрутов (Польша) и постройки безтранзитных трубопроводов (Россия-Турция). 
Предложенная методика расчета тарифа позволит увеличить экономическую эффективность использования транспортных мощностей ОАО «АК «Транснефть» для транзита нефтей Каспия через территорию России, а также обеспечить «привязку» казахстанских экспортеров нефти к отечественным транспортным мощностям. 
Результаты исследования могут быть использованы ОАО «АК «Транснефть» и ОАО «Газпром» при выработке путей решения проблем транзита нефти и газа при их экспорте из России и через территорию РФ; при разработке законодательной базы по данным вопросам, в частности методик расчета тарифов на транзит и проекта Федерального Закона «О трубопроводном транспорте». 
Апробация работы. Основные результаты исследования опубликованы в 7-ми печатных работах, в том числе 2-х зарубежных. По теме диссертации автором прочитаны лекции студентам кафедры Международного нефтегазового бизнеса РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина (1999 - 2001гг.). 
Объем и структура исследования. Диссертация изложена на 126 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, выводов и рекомендаций, списка литературы, содержащего 101 источник (в том числе 35 на английском языке) и двух приложений. Работа иллюстрирована 42 таблицами, 15 диаграммами и 6 рисунками. 

I I I I I I 
1 ГЛАВА I. 
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ 
. ТОРГОВЛИ И ТРАНЗИТА НЕФТИ И ГАЗА НА ЕВРОПЕЙСКОМ РЫНКЕ 
I I I 
¦ 
I 1 I I I 
б 
I I 
1.1. Проблемы транзита во внешнеэкономической деятельности российских нефтегазовых предприятий 
щ В связи с тем что на европейском континенте районы потребления газа и 
нефти смещаются на запад, а районы их добычи - все дальше на восток, 
¦ возрастает расстояние транспортировки углеводородов от регионов добычи > до рынков потребления, которое для российского газа доходит в отдельных 
R случаях до 4000км. Например, прежде чем попасть на европейский рынок, 
российский газ должен преодолеть 15 границ. Это накладывает ; дополнительные обязательства и создает проблемы транспортировки и 
¦ транзита российских энергоносителей. Учитывая, что экспорт российского 1 ! газа находится в большой зависимости от транзита, для нашей страны ц исключительно важным является соблюдение принципа безопасности и | надежности существующего транзита. 
м Не смотря на то, что к 2010г. спрос на газ в Европе может возрасти на 
щ 50%, а к 2030 - удвоиться, достигнув 700 млрд. куб. м., из-за отсутствия 
; инвестиций на поддержание и развитие добычи углеводородов Россия может 
Ш уступить конкурентам часть своих традиционных экспортных рынков. Так, в 
1999г. добыча газа в ОАО "Газпром" сократилась, а объем добычи 
щ российской нефти в 1998 по отношению к 1990г. составил 67%, ежегодный 
Щ прирост запасов - 64% от добычи. В ближайшие 5 лет потребность в 
инвестициях [9] в газодобывающую отрасль составит 17 млрд. долл., в 
Ш нефтедобывающую - 15 млрд. долл. 
Между тем, состояние транспортных магистральных трубопроводов I нефтегазового комплекса по данным на 01.01.1999г. характеризуется такими 
¦ показателями: 85% газопроводов и 67% нефтепроводов имеют срок 
¦ эксплуатации от 10 до 33 лет; 30% нефтепроводов превысили нормативный 
срок эксплуатации; 40 тыс. км. газопроводов выработали свой расчетный ресурс. Однако, из-за отсутствия инвестиций за годы реформ в эксплуатацию I введено всего около 1% протяженности магистральных газопроводов и 
* нефтепроводов. За последние 10 лет объем капитального ремонта и 
I диагностических работ объектов трубопроводного транспорта резко упал, что 
может привести уже через 2-3 года к масштабным катастрофам техногенного характера. 
I Из-за кризиса неплатежей, ведущий транзитер российского газа, 
Украина, не вкладывает средства в поддержание в рабочем состоянии 
I газопроводов, средний срок службы которых составляет 20-30 лет и большая 
* часть которых не подвергалась антикоррозионной обработке. По протоколу, подписанному в 1998г. Роял Датч Шелл, Укргазпромом и Государственным Комитетом по нефти и газу, объем капиталовложений необходимых для обновления системы транзитный газопроводов Украины составлял 1,5 млрд. долл. [41]. 
I I 
I I 

I Так, задолженность Украины превышает 2,8 млрд. долл. Однако 85% 
российских экспортных потоков зависит от поведения столь сложного транзитера. Поэтому России приходится нести риски по транспортировке газа 
|до германской границы, чтобы не потерять серьезный сегмент европейского рынка. 
IB этой связи, российские газовые компании (ОАО "Газпром"), обеспокоены вопросом разделения рисков инвесторами, сооружающими новые или расширяющими существующие газотранспортные системы по I требованию государства или его компании, желающей осуществить транзит. 
Иностранные инвесторы заинтересованы в доступе к российским 
I транспортным мощностям, которые составляют три четверти экспортного 
пути. Также непонятно, в каких формах участия в инвестициях могут быть ( выражены такие гарантии в контрактах типа Ship-or-Pay. 
| Крайне остро стоит проблема установления транзитными странами 
дискриминационных тарифов. Одной из причин постройки Россией 
¦ нефтепровода Суходольная-Родионовка стало то, что Украина в 5 раз в одностороннем порядке, в нарушение взятых ранее на себя обязательств, 
«повышала тарифы на транзитную транспортировку российской нефти. Также, из-за проблем с тарифами затянулись переговоры с Украиной по реализации проекта интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Адрия". Украина, помимо 
¦ затрат, прибыли и налогов, включает в состав транзитного тарифа "плату за проход" в размере 0.75 $/т, которая используется для финансирования 
«строительства трубопровода Одесса-Броды, являющегося конкурентом российского проекта интеграции нефтепроводов «Дружба» - «Адрия» и М нарушающего российские национальные интересы в данном регионе. 
ГЦ Также странами транзитерами в Содружестве независимых государств 
(СНГ) осуществляется несанкционированный отбор природного газа, усугубляющийся неплатежами. Данные государства нельзя «отключить» за неуплату, поскольку в этом случае прекратится и транзит в страны ЕС, под поставки газа куда «заложены» практически все инвестиции, осуществляемые ОАО «Газпром» в развитие трубопроводной инфраструктуры. 
Украина продолжает нарушать согласованные условия транзита российского газа через ее территорию. По данным ОАО "Газпром", несанкционированный отбор газа сверх контрактов на его поставку составил в 1998г. - 1.5 млрд. куб. м., в ноябре-декабре 1999г. - 2.6 млрд. куб. м., в январе-феврале 2000г. - 3 млрд. куб. м., за январь - июнь 2000 года - около 10 
«млрд. куб. м., из которых 2.5 млрд. куб. м. нелегально реэкспортировалось Украиной в Венгрию, Польшу и Румынию, что, при средней цене реализации I газа на границе Германия-Чехия около 94 долл. за тыс. куб. м., составило 
Щ только прямого убытка на сумму 940 млн. долл. США. Кроме того, 
неконтролируемое самовольное потребление газа Украиной из транзитных экспортных газопроводов приводит к уменьшению подачи газа покупателям в Европе, в частности в Турции. 




Fl 
Также имеют первоочередное значение проблема нетарифных барьеров, устанавливаемых на транзит российских углеводородов в странах ЕС и ЦВЕ. 
При экспорте нефти на европейские рынки предоставление прав на транзит в Польше, Германии и Венгрии увязывается с первоочередным насыщением нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) этих стран, что затрудняет российским компаниям возможность использования благоприятной ценовой конъюнктуры на мировых рынках. Российские компании получают отказ в доступе к трубопроводным мощностям для осуществления транзита и реализации газа конечным потребителям). 
ЕС стоит на жестких позициях защиты собственного энергетического рынка от стран СНГ, в частности от России. В странах ЕС, не смотря на экологические преимущества газа перед альтернативными ему нефтью и углем, существует тенденция к увеличение налогов на потребление природного газа как в абсолютных значениях, так и относительно альтернативных ему нефтепродуктов и угля. Налоги для мелких и средних потребителей газа значительно выше, чем для крупных промышленных потребителей (КПП). 


В Нидерландах отсутствует информация по мощности импорта в эту страну. Режим балансировки носит запретительный характер, при использовании механизма гибкости и прекращении подачи на 1 час, берутся сборы за все 24 часа. 


I I 

В Бельгии в общем случае нет доступа к подземным хранилищам газа (ПХГ) или другим услугам балансировки (Дистригаз обеспечивает некоторую часть этих услуг для транзитного газа Великобритании поступающего из Бактона в Зебрюгге, но это делается по завышенной стоимости, не отражающей затраты). Поставщик не имеет достаточно информации для оценки своей рыночной позиции. В общем случае пересчет стоимости газа с поправкой на качество недоступен. Для транзитного газа Великобритании в Зебрюгге делается поправка на качество, однако ее стоимость чересчур велика. 
Кроме того, для России является неблагоприятной сложившаяся ценовая конъюнктура экспорта природного газа в страны СНГ, где за него платят 10% от среднеевропейской цены, при том, что 25% российского бюджета формируется за счёт экспортных поставок природного газа. Эффективность экспорта газа в Западную Европу не совсем выгодна для России: на границе Германия-Чехия российский газ продается германским предприятиям 
I примерно по 94 долл. за тыс. куб м, а конечным потребителям бытового 
сектора в той же Германии он реализуется уже по 270-300 долл. И это с (учетом того, что газ надо разведать и добыть в России, транспортировать на 2200 км через территорию четырех государств и в результате получить доход меньший, чем доход Германии лишь от внутренней реализации нашего газа. 
I Высокие капитальные и эксплуатационные затраты нефте- и 
газопроводов обуславливают необходимость их эффективной их | эксплуатации. Так, в 1998 г. загрузка российских нефтепроводов составляла 
I 50% от расчетной в 600 млн. т. 

10 

США и Западной Европы), предпринимают беспрецедентные усилия, чтобы не допустить прохождение трубопроводных маршрутов через территорию Российской Федерации. 

В России отсутствуют законодательные нормы, обеспечивающие защиту интересов инвесторов, вкладывающих средства в развитие магистрального трубопроводного транспорта, с учетом рисков, обусловленных огромными пространствами России. Например, американские компании не будут осуществлять прямые инвестиции в энергетический сектор России [54]. 
Многие аспекты отношений, в которые вступают организации магистрального трубопроводного транспорта при выполнении своих функций как в России так и в странах ЕС и ЦВЕ, до настоящего времени не имеют законодательного признания и не регулируются. В результате очень низка эффективность от проведения государственной политики в сфере деятельности субъектов естественных монополий, занятых транспортировкой и транзитом газа, нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. 
1.2. Состояние и перспективы производства и потребления нефти и газа в Европе 
В систему международной торговли ежегодно поступает около половины всей добываемой нефти. Ежегодный оборот на мировом рынке нефти и нефтепродуктов до 1997-98 гг. составлял около 200 млрд. долл. 
Не смотря на то, что после распада СССР добыча нефти в России неуклонно падала и составила в 1998г. 303.2 млн. т. (8.6% мировых), Россия имела 8-е в мире по величине запасы нефти; в 1997г. занимала третью в мире позицию по экспорту нефти - 6.9% (126 млн. т.), после Саудовской Аравии1 и Норвегии. В дальнее зарубежье РФ экспортировала 88.6%, что показывает значительный рост по сравнению с 53% в 1992г. [50]. 
Зависимость ЕС от импорта нефти составила в 1999г. 70%, из них Норвегия - 20%, Россия - 14%, Саудовская Аравия - 12%, Ливия - 9%, Иран - 8%, Ирак - 7%, Нигерия - 4%, Сирия - 3%, Алжир - 3%, прочие - 20% 
1 В 1997г. Саудовская Аравия являлась мировым лидером по добыче (443 млн. т.), экспорту (339 млн. т.) и объему свободных мощностей. 
11 

i i i i i i 
(итого 100%). Зависимость ЕС от импорта нефти возрастет к 2020г. до 80% [41]. Дефицит в предложении нефти будет все более увеличиваться, и составит к 2020 году 1.184 млн. т. (Табл. 4). 
Являясь сырьем, нефть не может быть использована конечными потребителем и поступает на НПЗ. Газ является в первую очередь товаром и доставляется конечному потребителю, например электростанции. Таким образом, для нефти цепочка добыча - конечное потребление гораздо длиннее. 
Кроме того, газ, в отличие от нефти, невозможно запасать, поскольку ПХГ служат в основном целью гасить сезонные колебания спроса, а также являются стратегическими резервами стран-импортеров газа в Европе. Таким образом, для рынка газа характерно более точное соответствие объемов спроса и предложения. 
Рынки нефти и газа взаимодействуют между собой при разработке газоконденсатных месторождений и при реализации газа и нефтепродуктов конечным потребителям в секторе электроэнергетики. 

Рис. 1. Запасы газа на европейском рынке по степени удаленности. 
12 

1.2.1. Экспортный рынок дальнего зарубежья российского природного газа 
В газовой отрасли Россия является мировым лидером: по запасам - 33%, по добыче - 24% (1997г.) и экспорту - 36% (1997г.). 
На евроазиатском континенте в настоящее время сформировались два региональных рынка: европейский и восточно-азиатский. В стадии образования находится южно-азиатский рынок. 
В 1998г. запасы газа на европейском рынке были сосредоточены в России и странах СНГ - 56700 млрд. куб. м., странах Ближнего Востока -49500 млрд. куб. м., странах Европы - 5200 млрд. куб. м. За последние пять лет спрос на европейском рынке газа увеличился на 26%. Доля газа в энергобалансе составляет 27-29%. 
Все страны-потребители российского газа дальнего зарубежья можно разделить в зависимости от уровня цен конечного потребления. Исходя из этого, получаем две группы: страны Европейского Союза (ЕС) с добавлением Турции и Швейцарии и страны группы Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), (Табл. 1). 
Анализ структуры экспорта газа Таблица 1 из России на европейский рынок 
Страны 2000г.  2000/1999гг. 1999/1998 гг. Зависимость Экспорт по текущим контрактам до 2015 г. Рост потребления к 2015г. 
млрд. куб. м. % % % млрд. куб. м. Млрд. куб. м. 
Рынки гр] vnnM EC 
Германия 34.1 100 108 35 41.8 119.4 
Италия 21.8 по 115 27 25.4 94.1 
Франция 12.9 101 112 29 12.2 42.1 
Турция 10.2 116 133 65 24 36.9 
Австрия 5.1 94 95 80 5.9 7.4 
Финляндия 4.3 102 100 100 7.2 7.2 
Прочие 2.0 105 157 45 3.2 5.6 
Итого 90.4 104 112 36 119.7 312.7 
Рынки группы ЦВЕ 
Чехия 7.5 96 91 86 9.1 10.6 
Словакия 7.9 105 105 96 9 9.4 
Венгрия 7.8 107 100 59 10.4 17.6 
Польша 6.8 111 89 64 9.9 15.5 
Румыния 3.2 100 68 26 11.3 43.5 
Болгария 3.2 100 88 99 6.4 6.5 
Прочие 3.3 106 81 49 6.9 14.2 
Итого 39.7 104 91 63 63 117.2 
ВСЕГО 130.1 104 104 41 182.7 429.8 
13 


Суммарная зависимость европейских стран-импортеров обеих групп от российского газа очень высока и достигает 41%, при этом средний показатель по рынкам группы ЕС составляет 36%, а группы ЦВЕ - 63%. Столь высокая доля российского газа в структуре потребления Европы позволяет ОАО «Газпром» контролировать совокупный рынок этих стран, объем которого к 2005г. может достигнуть 430 млрд. куб. м., из них 313 млрд. куб. м. - в странах группы ЕС. 
Основным недостатком экспортной политики РФ является традиционная привязка лишь к одному экспортному рынку - европейскому. В последние годы на европейском рынке положение России как страны-экспортера природного газа осложнилось из-за превышения предложения над текущим спросом за счет расширения добычи и экспорта природного газа в ряде государств Европы и Северной Африки, а также снижением в 2000г. объема добычи природного газа. 
1.2.2. Конкуренты России по экспорту газа на европейский рынок 
В ЕС, в 1998г., Россия испытывала конкуренцию на рынках природного газа Германии, Италии, Франции и Австрии (Диагр. 1). 
В Германии 97% спроса составляет импорт, из которого на долю России приходится 44% (32 млрд.куб.м.), экспортеров внутри ЕС - 30%, Норвегии -26%. В Италии 68% спроса составляет импорт, из которого на долю Алжира приходится 55%, России - 40% (16 млрд.куб.м.). Во Франции 94% спроса составляет импорт, из которого на долю России приходится 30% (11 
14 


I I 
I I I 

I I I I I I I I 
млрд.куб.м.), Норвегии - 30%, Алжира - 28% и экспортеров внутри ЕС - 12%. В Австрии 79% спроса составляет импорт, из которого на долю России приходится 88% (5 млрд.куб.м.), Норвегии - 6% и экспортеров внутри ЕС -6%. 
30,0 
25,0 
5,0 
5,6 

22,6 
I6.Z 
D Россия 
¦Норвегия 
?Алжир 
о.с^ш.о о,ооа 
Австрия Бельгия Финляндия Франция Германия Греция Италия Нидерланды Португалии Испания 
Диагр. 1. Конкуренты России на рынке природного газа ЕС в 1998г. 
В 1998г. в ЕС 54% спроса на природный газ составлял импорт, из которого на долю России приходилось 34% (68 млрд. куб. м.), Алжира - 24%, Норвегии - 23% (Табл. 2). 
Норвегия - третий по объему поставщик трубопроводного газа в Европу после России и ее главный конкурент. В 1998г. Норвегия имела запасы 2751 млрд.куб.м. и соотношение запасов к добыче 95 лет. Динамика экспорта газа с норвежских месторождений имеет тенденцию повышения: с 45.2 млрд. куб. м. в 1998 г., до 60 млрд. куб. м. в 2000г. и, по прогнозам, до 80 млрд. куб. м. к 2006г. Это в ближайшие годы может поколебать позиции российского газа на рынках Германии, Франции, Австрии, Италии, Польши и Чехии. 

15 

I I I I 




i i i i i i 

Таблица Баланс спроса и предложения природного газа в ЕС, 1998г., млрд.куб.м. [70, 71] 
Показатели Австрия Бельгия Дания Финляндия Франция Германия Греция Ирландия Италия Люксембург Нидерланды Португалия Испания Швеция Великобрита ния 6 LJJ 
Россия 5.1 0.0 0.0 3.6 11.1 31.9 0.6 0.0 16.2 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 68.4 
Алжир 0.0 4.6 0.0 0.0 10.7 0.0 0.0 0.0 22.6 0.0 0.0 0.9 9.9 0.0 0.0 48.6 
Норвегия 0.3 5.6 0.0 0.0 11.1 19.3 0.0 0.0 0.0 0.0 5.4 0.0 2.6 0.0 0.9 45.2 
Ливия 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 1.0 0.0 0.0 1.0 
Итого, внешний импорт ЕС 5.4 10.1 0.0 3.6 32.9 51.2 0.6 0.0 38.8 0.0 5.4 0.9 13.4 0.0 0.9 163.2 
Импорт внутри ЕС 0.3 5.4 0.0 0.0 4.6 22.0 0.0 0.0 1.9 0.8 0.9 0.0 0.0 1.0 0.0 36.9 
Всего, импорт 5.8 15.6 0.0 3.6 37.4 73.2 0.6 0.0 40.7 0.8 6.3 0.9 13.4 1.0 0.9 200.1 
Собственное производство 1.6 0.0 8.0 0.1 2.1 18.6 0.0 2.0 19.2 0.0 71.0 0.0 0.1 0.0 101.0 223.4 
Всего, предложение 7.3 15.6 8.0 3.7 39.6 91.8 0.6 2.0 59.9 0.8 77.0 0.9 13.6 1.0 102.0 423.? 
Экспорт 0.0 0.0 -3.0 0.0 0.0 -16.0 0.0 0.0 0.0 0.0 -34.0 0.0 0.0 0.0 -3.0 -56.3 
Спрос 7.3 15.6 5.0 3.7 39.6 75.5 0.6 2.0 59.9 0.8 43.0 0.9 13.6 1.0 99.0 367.2 
Обладая значительными запасами газа, Туркменистан является государством, «запертым» территориями других стран - Казахстаном и Узбекистаном на севере и Ираном и Афганистаном на юге, Каспийским морем - на западе. Экспорт Туркменистана пока привязан к странам СНГ, в первую очередь к существующей инфраструктуре России. В случае выхода на рынок Турции (что пока маловероятно), туркменский газ может стать конкурентом российскому. 

16 




i i 
i i i i i i 
Недавнее открытие газового месторождения Шах Дениз в Азербайджане может, при наличии трубопроводной инфраструктуры, позволить азербайджанскому газу попасть на рынок Турции. 
1.2.3. Экспортный рынок дальнего зарубежья российской нефти 
Что касается поставок нефти по основным трубопроводным направлениям и портам, то здесь наблюдались следующие тенденции. 

Изменения коснулись также поставок в Словению и Югославию. Словения отказалась от российской нефти, предпочтя ей поставки из Европы, а югославские заводы в Пнчево и Нови-Саде успели переработать в 1999г. немногим более 100 тыс. т. до начала бомбардировок с стороны НАТО. Вместе с тем стоит отметить увеличение поставок на НПЗ в Хорватию, в результате которого экспорт на Югославском направлении в 1999г. увеличился на 5% и оставался стабильным в 2000г. 

Новороссийский нефтяной терминал, осуществляющий отгрузку около трети российского экспорта и более половины морских поставок, в 1999 и 2000гг. увеличивал объемы отгрузки. В 1999 году увеличение было незначительным, около 200 тыс. т., в 2000 году оно составило 4,9 млн. т., из порта было экспортировано 34,9 млн. т. сырья. Увеличению экспорта способствовала программа капитального ремонта на основных причалах, 
17


Если качество данной работы не соответствует заявленному, мы вернем вам деньги или обменяем на другую по вашему выбору. Данная гарантия действует в течение 24 часов после покупки работы.



ПОДОБНЫЕ РАБОТЫ

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами