Вооруженные силы РФ в республике Армения
Вооруженные силы РФ в республике Армения: некоторые правовые аспекты пребывания
Третьяков А.С., Главное командование Сухопутных войск Вооруженных Сил РФ, генерал-майор
Раздел: Вооруженные силы
16 марта 1995 г. в Москве президентами России и Армении был подписан Договор о российской военной базе на территории Республики Армения (РА). При всей значимости этого документа его подписание не завершило формирование правовой базы российского военного присутствия в независимой РА, а было лишь одним из этапов процесса, продолжающегося до настоящего времени в течение уже более 10 лет.
Причина столь медленного продвижения - вовсе не в наличии между договаривающимися сторонами каких-либо серьезных противоречий, а в сложности и, даже можно сказать, деликатности проблемы.
Наличие на территории независимого государства воинских контингентов другого, даже дружественного, союзного государства не может в определенной степени не ограничивать суверенитет принимающей стороны. Поэтому не удивительно, что после распада СССР республики Закавказья, ставшие независимыми, выработали отвечающие национальным интересам внешнеполитический курс, собственные подходы к проблемам обеспечения безопасности и военного строительства. Это выразилось и в отношении к пребыванию на своей территории объединений, соединений и частей, входивших ранее в состав Вооруженных Сил СССР, а в последующем Объединенных Вооруженных Сил СНГ и Вооруженных Сил РФ.
Так, Азербайджан с момента образования СНГ заявил о своих претензиях на все военные формирования, дислоцирующиеся на его территории. Соглашение Совета глав государств СНГ о Вооруженных Силах и Пограничных войсках было подписано руководителем Республики 30 декабря 1991 г. с оговоркой: "С обязательным завершением в двухмесячный срок передачи вооруженных сил общего назначения Азербайджанской Республике"2. Как результат - российское военное присутствие в Азербайджане в короткий срок (в течение 1992 г.) было сведено к персоналу радиолокационной станции (РЛС) предупреждения о ракетном нападении в Габале. Однако переговорный процесс между Россией и Азербайджаном продолжался почти 10 лет, прежде чем был подписан договор, предоставляющий российской стороне право на аренду этой РЛС и пребывания на ней российского военного персонала.
В Грузии отношение к российскому военному присутствию кардинально менялось за постсоветский период не один раз. Позиция режима З.Гамсахурдия была категоричной - скорейший вывод "оккупационных" войск. После прихода к власти Э.Шеварнадзе заключается Договор между РФ и Республикой Грузией о правовом статусе воинских формирований РФ, временно находящихся на территории Республики Грузии, однако с 1993 г. он так и не был ратифицирован и не вступил в силу. В дальнейшем, по настоянию руководства Грузии в 2001 г. прекратили свое существование российские военные базы Вазиани и Гудаута. В настоящее время грузинская сторона стремится всячески ускорить вывод остальных российских войск со своей территории, постоянно усложняя при этом условия их пребывания (таможенные и налоговые процедуры, передвижение транспорта и личного состава, получение коммунальных услуг и т.д.).
Выбор, сделанный РА в начале 90-х годов, принципиально отличен от позиций ее ближайших соседей. Сформировавшиеся за постсоветский период российско-армянские отношения имеют характер стратегического партнерства и динамично развиваются по всем важным для обоих государств направлениям. Значительное внимание при этом уделяется взаимодействию в деле защиты суверенитета, территориальной целостности и обеспечения безопасности России и Армении, строительства вооруженных сил.
Свое место в системе обеспечения коллективной и национальной безопасности двух государств занимает и российская военная база, предназначение которой сформулировано следующим образом: "Российская военная база в период ее пребывания на территории Республики Армения кроме функций защиты интересов Российской Федерации обеспечивает совместно с Вооруженными Силами Республики Армения безопасность Республики Армения по внешней границе бывшего Союза ССР"3.
Путь к нынешнему правовому статусу российских воинских формирований, основу которого составляют положения Договора между РФ и РА о российской военной базе на территории РА, был достаточно продолжительным и не простым.
Впервые свое право решать вопросы о пребывании военных формирований другого государства на своей территории Армения, еще оставаясь в составе СССР, официально провозгласила Декларацией о независимости в августе 1990 г. В ней было заявлено о суверенитете Армении, ее праве на создание собственных вооруженных сил, а также о претензиях на долю вооружений Советского Союза. Имелось в документе и следующее положение: "Войсковые соединения других стран, их военные базы и сооружения могут размещаться на территории Республики Армения только по решению ее Верховного Совета"4. Однако возможности реализовать положения Декларации на практике появились только в декабре 1991 г. с распадом Советского Союза и образованием СНГ.
Так, уже 29 декабря 1991 г. президенты РФ и РА подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Республикой Арменией, предусматривающий, что: "Высокие Договаривающиеся Стороны, самостоятельно решая вопросы обеспечения национальной безопасности и оборонного строительства, будут осуществлять тесное сотрудничество в этих областях и определят формы взаимодействия, в том числе вопрос о пребывании контингента вооруженных сил одной Стороны на территории другой в соответствии с отдельным соглашениием"5.
В марте 1992 г. ситуация, складывающаяся в Закавказье, потребовала принятия мер для обеспечения сохранности вооружения и военной техники Закавказского военного округа и Каспийской флотилии, защиты жизни, чести и достоинства военнослужащих и членов их семей от преступных посягательств и предотвращения вовлечения войск и сил в межнациональные конфликты. Указом Президента России от 19.03.92 № 260 эти объединения, в том числе и 7-я гвардейская армия, находящаяся в Армении, были временно переведены под юрисдикцию РФ. В соответствии с данным Указом между РФ и РА начались переговоры о правовом положении и условиях пребывания войск Закавказского военного округа в Республике, одновременно рассматривался вопрос передачи РА вооружения соединений и частей округа, дислоцирующихся на ее территории и подлежащих расформированию.
Интенсивный переговорный процесс позволил российской и армянской сторонам согласовать и закрепить рядом соглашений вопросы передачи РА определенной части вооружений и к августу 1992 г. выйти на подписание Договора между РФ и РА о правовом статусе Вооруженных Сил РФ, находящихся на территории РА. Предполагалось, что ряд положений Договора будут детализированы отдельными соглашениями, которые предстояло разработать сторонам.
Однако, при всей своей важности, насущной необходимости и взаимовыгодном для договаривающихся сторон содержании этот документ в законную силу не вступил.
Договор был оперативно рассмотрен Верховным Советом РФ и ратифицирован 25 февраля 1993 г. На рассмотрение же Верховного Совета РА он был вынесен только в июне 1994 г. После бурных дебатов армянские парламентарии ратифицировали Договор с оговорками, требующими внесения в его статьи изменений, в том числе и принципиальных. Суть основных из них сводилась к изменению позиций по вопросам участия РА в расходах на содержание российских воинских контингентов, права собственности на движимое и недвижимое имущество эти контингентов, на имущество лиц, входящих в их состав, а также определения порядка прекращения действия Договора.
Кроме того, Верховный Совет Республики постановил: "Правительству Республики Армения - учитывая вышеупомянутые оговорки Верховного Совета Республики Армения, совместно с Постоянной комиссией по вопросам обороны и внутренним делам Верховного Совета обеспечить разработку намеченных к заключению с Российской Федерацией соответствующих договоров, соглашений, иных законодательных актов для перевода статуса Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, в статус военной базы"6. Все перечисленное и стало препятствием для вступления Договора, подписанного в 1992 г., в силу.
Тем не менее реальное значение данного акта было достаточно велико. В период с августа 1992 г. до марта 1995 г. в отношениях российской и армянской сторон по вопросам пребывания контингентов Вооруженных Сил РФ на территории РА действовали если не буква, то дух этого Договора.
Процесс подготовки и согласования положений нового российско-армянского договора продолжался около года и завершился подписанием документа (Договора и трех протоколов к нему) в марте 1995 г. в Москве в ходе очередного визита Президента РА в РФ. Еще более 2 лет заняла процедура ратификации Договора парламентами двух стран (Национальное собрание РА ратифицировало его 29 апреля 1997 г., ФС РФ - 26 мая того же года). Обмен ратификационными грамотами состоялся 29 августа 1997 г. С этого момента Договор вступил в законную силу.
Примечательно, что в день обмена ратификационными грамотами был подписан и Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и РА, ставивший отношения между государствами на новый, более высокий уровень. Для рассматриваемого вопроса большое значение имеют следующие положения ст. 4 этого Договора: "Самостоятельно решая вопросы обеспечения национальной безопасности и военного строительства, Высокие Договаривающиеся Стороны будут осуществлять тесное сотрудничество в этих областях и определят формы взаимодействия на основе настоящего Договора, двустороннего Договора о российской военной базе на территории Республики Армения от 16 марта 1995 года, а также других соответствующих соглашений.
Высокие Договаривающие Стороны будут расширять взаимодействие своих национальных вооруженных сил. В случае возникновения угрозы безопасности одной из Сторон или вооруженного нападения на одну из них Высокие Договаривающиеся Стороны будут исходить из принципа взаимного использования военных объектов и сооружений на условиях, установленных для национальных вооруженных сил, а также совместной эксплуатации объектов оборонного значения"7.
В дополнение и развитие положений Договору о российской военной базе на территории РА от 16 марта 1995 г. сторонами были разработаны и подписаны:
- в 1996 г. - межправительственные соглашения о финансовом обеспечении российской военной базы на территории РА; о межгосударственных воинских перевозках в интересах российской военной базы; о пунктах размещения российской военной базы на территории РА и о порядке передачи и использования земельных участков для размещения и функционирования российской военной базы; о порядке обеспечения и использования жилой площади лицами, входящими в состав российской военной базы, и членами их семей; о создании общеобразовательных школ Министерства обороны РФ на территории РА; о создании детских дошкольных учреждений Министерства обороны РФ на территории РА;
в 1997 г. - межгосударственные соглашения по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории РА; о порядке применения оружия военнослужащими российской военной базы вне территории российской военной базы в РА;
в 2000 г. - межгосударственное соглашение по вопросам совместного планирования применения войск (сил) в интересах обеспечения взаимной безопасности РФ и РА; межправительственное соглашение о порядке взаимодействия по вопросам организации повседневной деятельности воинских формирований РФ вне территории российской военной базы в РА.
Следует отметить, что кроме перечисленных соглашений ранее, в 1994 г. были подписаны:
межправительственное соглашение об организации взаимодействия при инспектировании воинских формирований РФ, дислоцированных на территории РА, в связи с Договором об обычных вооруженных силах в Европе и Венским документом по мерам укрепления доверия и безопасности 1992 г.;
соглашение между министерствами обороны сторон об организации приема, аэродромно-технического обслуживания и охраны на военных аэродромах воздушных судов авиации Вооруженных Сил РФ и Вооруженных Сил РА;
соглашение между центральными банками России и Армении о работе полевых учреждений Центрального банка РФ, находящихся на территории РА.
В 1999-2000 гг. части авиации и противовоздушной обороны (ПВО) российской военной базы получили на вооружение истребители МИГ-29 и зенитные ракетные комплексы С-300В. При подготовке к заступлению этих частей на боевое дежурство в рамках Объединенной системы ПВО государств - участников СНГ появилась необходимость в разработке новых правовых актов, регламентирующих взаимодействие сторон в этой сфере. В 2000 г. были подписаны два межгосударственных соглашения о совместном боевом дежурстве по ПВО и о задачах и полномочиях органов управления силами и средствами ПВО и авиацией российской военной базы и Вооруженных Сил РА, а также соглашение между министерствами обороны РФ и РА о взаимодействии военных органов по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением при обеспечении полетов военных воздушных судов сторон.
Даже простое перечисление двусторонних документов, составляющих правовую базу пребывания российских военных формирований в РА, показывает стремление договаривающихся сторон заблаговременно и на долгосрочной основе решить обширный круг вопросов, облегчая тем самым повседневное взаимодействие российского командования и властных структур РА, как государственных, так и местных.
Из-за невозможности в данном материале в полном объеме рассмотреть правовые основы пребывания и функционирования российской военной базы остановимся только на некоторых, наиболее важных и интересных их аспектах.
Первый из них - отношения сторон в финансовой сфере.
Статья 19 Договора о российской военной базе на территории РА определяет, что финансовое обеспечение военной базы осуществляет РФ, но при этом часть расходов на ее содержание несет РА. Это положение развивается соглашениями о финансовом обеспечении российской военной базы, о межгосударственных воинских перевозках в интересах российской военной базы и о работе полевых учреждений Центрального банка России.
Российская сторона финансирует расходы на содержание военной базы в соответствии с положениями, порядком и нормами, действующими в Министерстве обороны РФ. Организация финансово-хозяйственной деятельности военной базы осуществляется в соответствии с положениями, действующими в Вооруженных Силах РФ.
Банковское обслуживание базы осуществляется через развернутые на территории РА полевые учреждения Центрального банка России, которые "…могут совершать кассовые операции с рублевой наличностью, связанные с выплатой денежного довольствия военнослужащим и заработной платы служащим российских войск, приемом денег во вклады военнослужащих, а также по продаже наличных российских рублей коммерческим банкам за драмы в объемах, согласованных с Центральным банком Республики Армения"8. Таким образом, зафиксирована возможность обращения российской валюты внутри военной базы. Расчеты же военной базы с поставщиками и другими организациями и предприятиями РА осуществляется в армянских драмах через корреспондентские субсчета, открытые полевым учреждениям Центрального банка России в Центральном банке РА.
РА обеспечивает военную базу электроэнергией, водой, канализацией и другими видами коммунально-бытового обслуживания по действующим в Республике нормам, ценам и тарифам для Вооруженных Сил РА. При этом стороны несут расходы по оплате электроэнергии, водоснабжения и канализации в долях: РФ - 70%, РА - 30%. Вопрос об участии РА в оплате теплоснабжения военной базы подлежит урегулированию путем заключения отдельного соглашения после прекращения транспортно-энергетической блокады Республики.
Также с военной базы не взимается арендная плата и другие виды налогов и платежей за находящееся в пунктах ее размещения движимое и недвижимое имущество и переданные в пользование земельные участки. Без таможенных платежей и применения мер экономической политики и иных ограничений осуществляется пропуск воинских грузов российской военной базы через государственную границу РА. Налоги и отчисления в фонды РА (социальной защиты, занятости населения, медицинского страхования и др.) взимаются только с лиц гражданского персонала российской военной базы, являющихся гражданами этой Республики.
Безвозмездно используется воздушными судами Вооруженных Сил РФ воздушное пространство РА и осуществляются их взлет и посадка на военных аэродромах Республики. Временно эта норма распространена и на гражданские аэропорты РА в случае невозможности принятия определенных типов российских военных воздушных судов на военных аэродромах. Следует отметить, что тарифы за использование аэродромов довольно высоки во всем мире. Так, например оплата за взлет, посадку и аэронавигационное обслуживание одного военного самолета антиталибской коалиции на аэродроме в Киргизии составляет 6-7 тыс. долл. в зависимости от типа воздушного судна.
Таким образом, участие РА в финансировании расходов на содержание российской военной базы заключается в оплате 30% стоимости потребляемых базой электроэнергии, воды и услуг канализации, а также в выделении средств для компенсации расходов, которые несут гражданские аэропорты Республики, обслуживая безвозмездно российские военные воздушные суда. В абсолютных цифрах это выражается в выделении из бюджета Республики ежегодно, начиная с 1998 г., суммы в 230-240 млн драмов (около 0,4-0,46 млн долл.). Кроме того, военная база освобождена от целого ряда налогов и платежей.
Для сравнения, степень участия РА в финансировании расходов Группы пограничных войск Федеральной пограничной службы РФ в Республике составляла первоначально 50%9, а впоследствии была еще увеличена. Однако даже сам факт участия страны пребывания в финансировании, пусть и в незначительных размерах, находящейся на его территории иностранной военной базы имеет скорее больше политическое, чем экономическое значение.
О вопросах юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории РА. Основной принцип, закрепленный в российско-армянских Договоре и соглашениях: "По делам о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных на территории Республики Армения лицами, входящими в состав российской военной базы, и членами семей этих лиц, применяется законодательство Республики Армения, действуют ее компетентные органы"10. При этом указанные категории лиц пользуются в РА такой же правовой защитой, как и ее собственные граждане, а при применении принципа гласности судебного разбирательства по законодательству РА учитываются интересы безопасности воинских формирований российской военной базы. Для сравнения - Соглашение о сотрудничестве в сфере обороны между правительствами Грузии и США предусматривает, что американские военные при нахождении на территории Грузии будут пользоваться дипломатическим иммунитетом11.
Вместе с тем в ряде оговоренных российской и армянской сторонами случаев делаются исключения. В частности, при совершении лицами, входящими в состав российской военной базы, и членами семей этих лиц преступлений и иных правонарушений на территории пунктов размещения военной базы, по делам о воинских преступлениях, а также о преступлениях, совершенных против РФ или лиц, входящих в состав военной базы, и членов семей этих лиц. В этих случаях применяется законодательство РФ, действуют ее компетентные органы (военные суды и органы военной прокуратуры, ФСБ, а также военные коменданты и командиры воинских частей, как органы дознания). Эти дела могут рассматриваться российскими компетентными органами как в пунктах размещения военной базы, так и на территории РФ.
В каждом случае возбуждения армянскими компетентными органами уголовного дела, задержания или ареста ими по делам, относящимся к юрисдикции РА, лиц, входящих в состав российской военной базы, или членов семей этих лиц немедленно должны извещаться компетентные органы РФ.
Необходимо отметить, что процессуальные действия с лицами, входящими в состав российской военной базы, или членами семей этих лиц, арестованными или задержанными компетентными органами РА, должны производиться только с участием представителей российской стороны. Соответственно, только при участии армянской стороны проводятся и процессуальные действия с гражданами РА, арестованными или задержанными компетентными органами российской военной базы. В этих случаях арестованный, задержанный (равно как и обвиняемый, подсудимый) вправе пользоваться услугами адвоката, в том числе своей страны.
Компетентными органами РА по просьбе российской стороны могут осуществляться конвоирование, этапирование в пределах территории Республики и содержание в следственных изоляторах лиц, арестованных компетентными органами военной базы. Кроме того армянская сторона оказывает помощь российским компетентным органам в розыске и задержании лиц, входящих в состав российской военной базы, совершивших преступления, подпадающие под юрисдикцию РФ и скрывающихся на территории РА.
При необходимости выполнения в пределах пунктов размещения военной базы процессуальных, оперативно-розыскных, следственных или иных действий по делам, подпадающим под юрисдикцию РА, такие действия выполняются компетентными органами РА совместно с компетентными органами РФ, или компетентными органами РФ по письменному запросу их армянских коллег, если их проведение не противоречит законодательству России. В свою очередь армянские компетентные органы при необходимости проведения таких действий вне территории военной базы, выполняют их по запросу российской стороны. При этом в выполнении этих действий могут принимать участие представители компетентных органов РФ.
Еще несколько правовых вопросов, на которые следует обратить внимание. Внутренняя деятельность военной базы и трудовые отношения, в том числе и касающиеся лиц гражданского персонала - граждан РА, регламентируются законодательством РФ.
В то же время судами РА и в соответствии с ее законодательством принимаются решения по претензиям, вытекающим из договорных отношений и обязательств между военной базой, лицами, входящими в ее состав, членами семей этих лиц и учреждениями и гражданами РА, по возмещению причиненного ущерба. Кроме того, факт нанесения ущерба и его размеры могут определяться Смешанной комиссией, создаваемой на основе ст. 21 Договора между РФ и РА о российской военной базе на территории РА.
Исполнение же решений по таким делам в отношении лиц, входящих в состав российской военной базы, или членов семей этих лиц, проживающих на территории РФ, осуществляется через Министерство юстиции РФ.
О некоторых положениях, регламентирующих деятельность персонала военной базы вне пунктов ее размещения. Наиболее важными и деликатными в этой сфере являются для договаривающихся сторон вопросы применения оружия персоналом базы вне ее территории, перемещения личного состава, вооружения, техники и грузов военной базы через государственную границу РА и по ее территории, организации боевой подготовки воинских формирований базы.
Военнослужащим военной базы при исполнении обязанностей военной службы вне территории пунктов ее размещения в качестве крайней меры по решению органа управления военной базы может выдаваться оружие с правом на его хранение, ношение, а также применение в целях:
отражения нападения на охраняемые российские военные объекты, а также на расположения российских воинских частей и подразделений, здания и сооружения российских воинских частей, российские воинские эшелоны, колонны машин и единичные транспортные средства и караулы, если иными способами и средствами их защитить невозможно;
пресечения попытки насильственного завладения оружием, военной техникой и имуществом, принадлежащим российской военной базе, если иными способами и средствами их защитить невозможно;
защиты лиц, входящих в состав российской военной базы, или членов семей этих лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если иными способами и средствами их защитить невозможно"12.
Военнослужащие военной базы, входящие в состав караулов, выполняющих боевые задачи вне территории пунктов размещения базы, имеют право применять оружие в случаях и порядке, определенных Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ.
При необходимости по решению органа управления военной базы, предварительно согласованному с компетентными органами РА, военнослужащим базы может выдаваться оружие с правом на ношение, хранение и применение вне территории пунктов ее размещения и во внеслужебное время.
Применению оружия военнослужащими базы должно предшествовать предупреждение о намерении его применить. Без предупреждения оружие может применяться при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств и летательных аппаратов. При этом запрещается применять оружие в отношении женщин и несовершеннолетних, за исключением случаев совершения ими вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни лиц, входящих в состав российской военной базы, или членов семей этих лиц, если иными способами и средствами предотвратить или отразить такое нападение невозможно.
При применении оружия военнослужащие базы обязаны принимать все возможные меры безопасности, а в случае необходимости оказать неотложную медицинскую помощь пострадавшим. Орган управления военной базы обязан немедленно уведомлять компетентные органы армянской стороны о каждом факте применения оружия военнослужащими базы вне территории пунктов ее размещения.
Армянская сторона признает действующие в РФ документы, удостоверяющие личность лиц, входящих в состав военной базы, и членов семей этих лиц. На основании этих документов, на безвизовой основе указанные категории лиц пересекают государственную границу РА.
Пограничный и таможенный контроль, а также оформление пропуска воинских грузов базы через государственную границу Республики производится на основании воинских пропусков, оформленных Министерством обороны РФ. Пограничные и таможенные органы сторон при оформлении воинских грузов базы должны обеспечивать конфиденциальность, а при необходимости - соответствующий режим секретности. Кроме того, оформление таких грузов производится во внеочередном и приоритетном порядке.
При этом устанавливается особый порядок досмотра воинских грузов, истребования и проверки дополнительных сведений, необходимых для проведения таможенного контроля. Они проводятся по решению таможенных органов сторон, когда у должностных лиц этих органов имеются основания полагать, что представленные воинские грузы не являются таковыми, а также в случаях повреждения пломб, оттисков печатей на таре (упаковке) или контейнерах с воинскими грузами. Досмотр воинских грузов, имеющих на сопроводительных документах гриф секретности, производится только по мотивированному ходатайству таможенных органов сторон специально уполномоченными на то лицами и в присутствии представителей Министерства обороны РФ с составлением акта.
Армянской стороной признаются также водительские удостоверения, выданные лицам, входящим в состав военной базы, и членам семей этих лиц соответствующими органами РФ.
Военная база осуществляет контроль за надлежащим техническим состоянием принадлежащих ей транспортных средств, проводит их технический осмотр и несет за это ответственность. Частные же транспортные средства, принадлежащие лицам, входящим в состав военной базы, и членам семей этих лиц должны предъявляться к техническому осмотру в органы государственной автомобильной инспекции РА.
Эти категории лиц могут свободно передвигаться на принадлежащих им транспортных средствах по путям сообщения общего пользования при соблюдении законодательства РА, а также пользоваться на территории Республики транспортом общего пользования на тех же условиях, что и военнослужащие Вооруженных Сил РА.
Маршруты же передвижения вне территории пунктов размещения военной базы ее воинских автомобильных колонн, а также гусеничной техники подлежат согласованию с Министерством обороны РА и территориальными органами власти регионов Республики, по территории которых проходят эти маршруты. О движении военных автомобильных колонн, гусеничной техники и транспортных средств, перевозящих опасные грузы, российское военное командование информирует армянскую сторону в порядке, установленном межправительственным Соглашением о порядке взаимодействия по вопросам организации повседневной деятельности воинских формирований РФ вне территории российской военной базы в РА.
Боевая подготовка воинских формирований военной базы осуществляется на выделенных базе территориях. При необходимости учения и занятия могут проводиться и за их пределами - по планам, которые ежегодно согласовываются между министерствами обороны РФ и РА. Армянская сторона не препятствует осуществлению полетов над своей территорией летательных аппаратов в интересах военной базы по заранее поданным заявкам. Полеты могут выполняться по маршрутам, а также в зонах и районах, согласованных органом управления военной базы с Министерством обороны РА.
Приведенные выше положения представляют собой далеко не полный перечень проблем, регулируемых двусторонними Договором и соглашениями о российской военной базе. Однако они убедительно свидетельствуют о серьезности намерений РФ и РА на долгосрочной основе (срок действия Договора определен в 25 лет с автоматическим продлением его на последующие пятилетние периоды, если ни одна из сторон не выразит намерения прекратить его действие) использовать российское военное присутствие в РА как инструмент обеспечения национальной и коллективной безопасности.
Кроме того, реальная практика российского военного присутствия на территории независимой РА в течение более 10 лет, в том числе 5 лет при отсутствии вступивших в законную силу договоров и соглашений, показывает, что в отношениях между государствами добрая воля и решительность их руководителей, поддерживаемых народом, порой значит не меньше, чем скрупулезно оформленные договорные обязательства.
Тем более, как отметил Президент России В.Путин, подводя итоги официального визита в Москву в январе 2003 г. Президента РА Р.Кочаряна, позиции наших государств по обеспечению глобальной и региональной стабильности, совместному противодействию новым угрозам, прежде всего терроризму, и сейчас практически совпадают. Это позволяет динамично развиваться межгосударственным отношениям по всем важным направлениям, в том числе и в сфере военного сотрудничества.
В Primecaniy .
1. Автор статьи в 1991-2000 гг. проходил службу в РА, принимал участие в подготовке документов и переговорах по вопросам пребывания и функционирования российских военных формирований на территории Республики.
2. Соглашение Совета глав государств СНГ о Вооруженных Силах и Пограничных войсках от 30.12.92 // Военное сотрудничество. Минск, 1996. С. 20.
3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения. Ст. 3.
4. О Декларации о независимости Армении.
5. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Республикой Армения // Дипломатический вестник. 1992. № 2-3. С. 19.
6. Постановление Верховного Совета Республики Армения от 22 июня 1994 года № С-1087-1 "О ратификации Договора между Республикой Арменией и Российской Федерацией о правовом статусе Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения".
7. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения // Бюллетень международных договоров. 1999. № 2. С. 71-77.
8. Соглашение между Центральным Банком Российской Федерации и Центральным банком Республики Армения о работе полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения. Ст. 5.
9. Протокол между Российской Федерацией и Республикой Армения о порядке финансирования и материально-технического обеспечения Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения // Бюллетень международных договоров. 1995. № 6. С. 26-27.
10. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Республики Армения. Ст. 4.
11. РосБизнесКонсалтинг. 2003. 22 февраля.
12. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения о порядке применения оружия
военнослужащими российской военной базы вне территории российской военной базы в Республике Армения.
Третьяков А.С., Главное командование Сухопутных войск Вооруженных Сил РФ, генерал-майор
Раздел: Вооруженные силы
16 марта 1995 г. в Москве президентами России и Армении был подписан Договор о российской военной базе на территории Республики Армения (РА). При всей значимости этого документа его подписание не завершило формирование правовой базы российского военного присутствия в независимой РА, а было лишь одним из этапов процесса, продолжающегося до настоящего времени в течение уже более 10 лет.
Причина столь медленного продвижения - вовсе не в наличии между договаривающимися сторонами каких-либо серьезных противоречий, а в сложности и, даже можно сказать, деликатности проблемы.
Наличие на территории независимого государства воинских контингентов другого, даже дружественного, союзного государства не может в определенной степени не ограничивать суверенитет принимающей стороны. Поэтому не удивительно, что после распада СССР республики Закавказья, ставшие независимыми, выработали отвечающие национальным интересам внешнеполитический курс, собственные подходы к проблемам обеспечения безопасности и военного строительства. Это выразилось и в отношении к пребыванию на своей территории объединений, соединений и частей, входивших ранее в состав Вооруженных Сил СССР, а в последующем Объединенных Вооруженных Сил СНГ и Вооруженных Сил РФ.
Так, Азербайджан с момента образования СНГ заявил о своих претензиях на все военные формирования, дислоцирующиеся на его территории. Соглашение Совета глав государств СНГ о Вооруженных Силах и Пограничных войсках было подписано руководителем Республики 30 декабря 1991 г. с оговоркой: "С обязательным завершением в двухмесячный срок передачи вооруженных сил общего назначения Азербайджанской Республике"2. Как результат - российское военное присутствие в Азербайджане в короткий срок (в течение 1992 г.) было сведено к персоналу радиолокационной станции (РЛС) предупреждения о ракетном нападении в Габале. Однако переговорный процесс между Россией и Азербайджаном продолжался почти 10 лет, прежде чем был подписан договор, предоставляющий российской стороне право на аренду этой РЛС и пребывания на ней российского военного персонала.
В Грузии отношение к российскому военному присутствию кардинально менялось за постсоветский период не один раз. Позиция режима З.Гамсахурдия была категоричной - скорейший вывод "оккупационных" войск. После прихода к власти Э.Шеварнадзе заключается Договор между РФ и Республикой Грузией о правовом статусе воинских формирований РФ, временно находящихся на территории Республики Грузии, однако с 1993 г. он так и не был ратифицирован и не вступил в силу. В дальнейшем, по настоянию руководства Грузии в 2001 г. прекратили свое существование российские военные базы Вазиани и Гудаута. В настоящее время грузинская сторона стремится всячески ускорить вывод остальных российских войск со своей территории, постоянно усложняя при этом условия их пребывания (таможенные и налоговые процедуры, передвижение транспорта и личного состава, получение коммунальных услуг и т.д.).
Выбор, сделанный РА в начале 90-х годов, принципиально отличен от позиций ее ближайших соседей. Сформировавшиеся за постсоветский период российско-армянские отношения имеют характер стратегического партнерства и динамично развиваются по всем важным для обоих государств направлениям. Значительное внимание при этом уделяется взаимодействию в деле защиты суверенитета, территориальной целостности и обеспечения безопасности России и Армении, строительства вооруженных сил.
Свое место в системе обеспечения коллективной и национальной безопасности двух государств занимает и российская военная база, предназначение которой сформулировано следующим образом: "Российская военная база в период ее пребывания на территории Республики Армения кроме функций защиты интересов Российской Федерации обеспечивает совместно с Вооруженными Силами Республики Армения безопасность Республики Армения по внешней границе бывшего Союза ССР"3.
Путь к нынешнему правовому статусу российских воинских формирований, основу которого составляют положения Договора между РФ и РА о российской военной базе на территории РА, был достаточно продолжительным и не простым.
Впервые свое право решать вопросы о пребывании военных формирований другого государства на своей территории Армения, еще оставаясь в составе СССР, официально провозгласила Декларацией о независимости в августе 1990 г. В ней было заявлено о суверенитете Армении, ее праве на создание собственных вооруженных сил, а также о претензиях на долю вооружений Советского Союза. Имелось в документе и следующее положение: "Войсковые соединения других стран, их военные базы и сооружения могут размещаться на территории Республики Армения только по решению ее Верховного Совета"4. Однако возможности реализовать положения Декларации на практике появились только в декабре 1991 г. с распадом Советского Союза и образованием СНГ.
Так, уже 29 декабря 1991 г. президенты РФ и РА подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Республикой Арменией, предусматривающий, что: "Высокие Договаривающиеся Стороны, самостоятельно решая вопросы обеспечения национальной безопасности и оборонного строительства, будут осуществлять тесное сотрудничество в этих областях и определят формы взаимодействия, в том числе вопрос о пребывании контингента вооруженных сил одной Стороны на территории другой в соответствии с отдельным соглашениием"5.
В марте 1992 г. ситуация, складывающаяся в Закавказье, потребовала принятия мер для обеспечения сохранности вооружения и военной техники Закавказского военного округа и Каспийской флотилии, защиты жизни, чести и достоинства военнослужащих и членов их семей от преступных посягательств и предотвращения вовлечения войск и сил в межнациональные конфликты. Указом Президента России от 19.03.92 № 260 эти объединения, в том числе и 7-я гвардейская армия, находящаяся в Армении, были временно переведены под юрисдикцию РФ. В соответствии с данным Указом между РФ и РА начались переговоры о правовом положении и условиях пребывания войск Закавказского военного округа в Республике, одновременно рассматривался вопрос передачи РА вооружения соединений и частей округа, дислоцирующихся на ее территории и подлежащих расформированию.
Интенсивный переговорный процесс позволил российской и армянской сторонам согласовать и закрепить рядом соглашений вопросы передачи РА определенной части вооружений и к августу 1992 г. выйти на подписание Договора между РФ и РА о правовом статусе Вооруженных Сил РФ, находящихся на территории РА. Предполагалось, что ряд положений Договора будут детализированы отдельными соглашениями, которые предстояло разработать сторонам.
Однако, при всей своей важности, насущной необходимости и взаимовыгодном для договаривающихся сторон содержании этот документ в законную силу не вступил.
Договор был оперативно рассмотрен Верховным Советом РФ и ратифицирован 25 февраля 1993 г. На рассмотрение же Верховного Совета РА он был вынесен только в июне 1994 г. После бурных дебатов армянские парламентарии ратифицировали Договор с оговорками, требующими внесения в его статьи изменений, в том числе и принципиальных. Суть основных из них сводилась к изменению позиций по вопросам участия РА в расходах на содержание российских воинских контингентов, права собственности на движимое и недвижимое имущество эти контингентов, на имущество лиц, входящих в их состав, а также определения порядка прекращения действия Договора.
Кроме того, Верховный Совет Республики постановил: "Правительству Республики Армения - учитывая вышеупомянутые оговорки Верховного Совета Республики Армения, совместно с Постоянной комиссией по вопросам обороны и внутренним делам Верховного Совета обеспечить разработку намеченных к заключению с Российской Федерацией соответствующих договоров, соглашений, иных законодательных актов для перевода статуса Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, в статус военной базы"6. Все перечисленное и стало препятствием для вступления Договора, подписанного в 1992 г., в силу.
Тем не менее реальное значение данного акта было достаточно велико. В период с августа 1992 г. до марта 1995 г. в отношениях российской и армянской сторон по вопросам пребывания контингентов Вооруженных Сил РФ на территории РА действовали если не буква, то дух этого Договора.
Процесс подготовки и согласования положений нового российско-армянского договора продолжался около года и завершился подписанием документа (Договора и трех протоколов к нему) в марте 1995 г. в Москве в ходе очередного визита Президента РА в РФ. Еще более 2 лет заняла процедура ратификации Договора парламентами двух стран (Национальное собрание РА ратифицировало его 29 апреля 1997 г., ФС РФ - 26 мая того же года). Обмен ратификационными грамотами состоялся 29 августа 1997 г. С этого момента Договор вступил в законную силу.
Примечательно, что в день обмена ратификационными грамотами был подписан и Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и РА, ставивший отношения между государствами на новый, более высокий уровень. Для рассматриваемого вопроса большое значение имеют следующие положения ст. 4 этого Договора: "Самостоятельно решая вопросы обеспечения национальной безопасности и военного строительства, Высокие Договаривающиеся Стороны будут осуществлять тесное сотрудничество в этих областях и определят формы взаимодействия на основе настоящего Договора, двустороннего Договора о российской военной базе на территории Республики Армения от 16 марта 1995 года, а также других соответствующих соглашений.
Высокие Договаривающие Стороны будут расширять взаимодействие своих национальных вооруженных сил. В случае возникновения угрозы безопасности одной из Сторон или вооруженного нападения на одну из них Высокие Договаривающиеся Стороны будут исходить из принципа взаимного использования военных объектов и сооружений на условиях, установленных для национальных вооруженных сил, а также совместной эксплуатации объектов оборонного значения"7.
В дополнение и развитие положений Договору о российской военной базе на территории РА от 16 марта 1995 г. сторонами были разработаны и подписаны:
- в 1996 г. - межправительственные соглашения о финансовом обеспечении российской военной базы на территории РА; о межгосударственных воинских перевозках в интересах российской военной базы; о пунктах размещения российской военной базы на территории РА и о порядке передачи и использования земельных участков для размещения и функционирования российской военной базы; о порядке обеспечения и использования жилой площади лицами, входящими в состав российской военной базы, и членами их семей; о создании общеобразовательных школ Министерства обороны РФ на территории РА; о создании детских дошкольных учреждений Министерства обороны РФ на территории РА;
в 1997 г. - межгосударственные соглашения по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории РА; о порядке применения оружия военнослужащими российской военной базы вне территории российской военной базы в РА;
в 2000 г. - межгосударственное соглашение по вопросам совместного планирования применения войск (сил) в интересах обеспечения взаимной безопасности РФ и РА; межправительственное соглашение о порядке взаимодействия по вопросам организации повседневной деятельности воинских формирований РФ вне территории российской военной базы в РА.
Следует отметить, что кроме перечисленных соглашений ранее, в 1994 г. были подписаны:
межправительственное соглашение об организации взаимодействия при инспектировании воинских формирований РФ, дислоцированных на территории РА, в связи с Договором об обычных вооруженных силах в Европе и Венским документом по мерам укрепления доверия и безопасности 1992 г.;
соглашение между министерствами обороны сторон об организации приема, аэродромно-технического обслуживания и охраны на военных аэродромах воздушных судов авиации Вооруженных Сил РФ и Вооруженных Сил РА;
соглашение между центральными банками России и Армении о работе полевых учреждений Центрального банка РФ, находящихся на территории РА.
В 1999-2000 гг. части авиации и противовоздушной обороны (ПВО) российской военной базы получили на вооружение истребители МИГ-29 и зенитные ракетные комплексы С-300В. При подготовке к заступлению этих частей на боевое дежурство в рамках Объединенной системы ПВО государств - участников СНГ появилась необходимость в разработке новых правовых актов, регламентирующих взаимодействие сторон в этой сфере. В 2000 г. были подписаны два межгосударственных соглашения о совместном боевом дежурстве по ПВО и о задачах и полномочиях органов управления силами и средствами ПВО и авиацией российской военной базы и Вооруженных Сил РА, а также соглашение между министерствами обороны РФ и РА о взаимодействии военных органов по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением при обеспечении полетов военных воздушных судов сторон.
Даже простое перечисление двусторонних документов, составляющих правовую базу пребывания российских военных формирований в РА, показывает стремление договаривающихся сторон заблаговременно и на долгосрочной основе решить обширный круг вопросов, облегчая тем самым повседневное взаимодействие российского командования и властных структур РА, как государственных, так и местных.
Из-за невозможности в данном материале в полном объеме рассмотреть правовые основы пребывания и функционирования российской военной базы остановимся только на некоторых, наиболее важных и интересных их аспектах.
Первый из них - отношения сторон в финансовой сфере.
Статья 19 Договора о российской военной базе на территории РА определяет, что финансовое обеспечение военной базы осуществляет РФ, но при этом часть расходов на ее содержание несет РА. Это положение развивается соглашениями о финансовом обеспечении российской военной базы, о межгосударственных воинских перевозках в интересах российской военной базы и о работе полевых учреждений Центрального банка России.
Российская сторона финансирует расходы на содержание военной базы в соответствии с положениями, порядком и нормами, действующими в Министерстве обороны РФ. Организация финансово-хозяйственной деятельности военной базы осуществляется в соответствии с положениями, действующими в Вооруженных Силах РФ.
Банковское обслуживание базы осуществляется через развернутые на территории РА полевые учреждения Центрального банка России, которые "…могут совершать кассовые операции с рублевой наличностью, связанные с выплатой денежного довольствия военнослужащим и заработной платы служащим российских войск, приемом денег во вклады военнослужащих, а также по продаже наличных российских рублей коммерческим банкам за драмы в объемах, согласованных с Центральным банком Республики Армения"8. Таким образом, зафиксирована возможность обращения российской валюты внутри военной базы. Расчеты же военной базы с поставщиками и другими организациями и предприятиями РА осуществляется в армянских драмах через корреспондентские субсчета, открытые полевым учреждениям Центрального банка России в Центральном банке РА.
РА обеспечивает военную базу электроэнергией, водой, канализацией и другими видами коммунально-бытового обслуживания по действующим в Республике нормам, ценам и тарифам для Вооруженных Сил РА. При этом стороны несут расходы по оплате электроэнергии, водоснабжения и канализации в долях: РФ - 70%, РА - 30%. Вопрос об участии РА в оплате теплоснабжения военной базы подлежит урегулированию путем заключения отдельного соглашения после прекращения транспортно-энергетической блокады Республики.
Также с военной базы не взимается арендная плата и другие виды налогов и платежей за находящееся в пунктах ее размещения движимое и недвижимое имущество и переданные в пользование земельные участки. Без таможенных платежей и применения мер экономической политики и иных ограничений осуществляется пропуск воинских грузов российской военной базы через государственную границу РА. Налоги и отчисления в фонды РА (социальной защиты, занятости населения, медицинского страхования и др.) взимаются только с лиц гражданского персонала российской военной базы, являющихся гражданами этой Республики.
Безвозмездно используется воздушными судами Вооруженных Сил РФ воздушное пространство РА и осуществляются их взлет и посадка на военных аэродромах Республики. Временно эта норма распространена и на гражданские аэропорты РА в случае невозможности принятия определенных типов российских военных воздушных судов на военных аэродромах. Следует отметить, что тарифы за использование аэродромов довольно высоки во всем мире. Так, например оплата за взлет, посадку и аэронавигационное обслуживание одного военного самолета антиталибской коалиции на аэродроме в Киргизии составляет 6-7 тыс. долл. в зависимости от типа воздушного судна.
Таким образом, участие РА в финансировании расходов на содержание российской военной базы заключается в оплате 30% стоимости потребляемых базой электроэнергии, воды и услуг канализации, а также в выделении средств для компенсации расходов, которые несут гражданские аэропорты Республики, обслуживая безвозмездно российские военные воздушные суда. В абсолютных цифрах это выражается в выделении из бюджета Республики ежегодно, начиная с 1998 г., суммы в 230-240 млн драмов (около 0,4-0,46 млн долл.). Кроме того, военная база освобождена от целого ряда налогов и платежей.
Для сравнения, степень участия РА в финансировании расходов Группы пограничных войск Федеральной пограничной службы РФ в Республике составляла первоначально 50%9, а впоследствии была еще увеличена. Однако даже сам факт участия страны пребывания в финансировании, пусть и в незначительных размерах, находящейся на его территории иностранной военной базы имеет скорее больше политическое, чем экономическое значение.
О вопросах юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории РА. Основной принцип, закрепленный в российско-армянских Договоре и соглашениях: "По делам о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных на территории Республики Армения лицами, входящими в состав российской военной базы, и членами семей этих лиц, применяется законодательство Республики Армения, действуют ее компетентные органы"10. При этом указанные категории лиц пользуются в РА такой же правовой защитой, как и ее собственные граждане, а при применении принципа гласности судебного разбирательства по законодательству РА учитываются интересы безопасности воинских формирований российской военной базы. Для сравнения - Соглашение о сотрудничестве в сфере обороны между правительствами Грузии и США предусматривает, что американские военные при нахождении на территории Грузии будут пользоваться дипломатическим иммунитетом11.
Вместе с тем в ряде оговоренных российской и армянской сторонами случаев делаются исключения. В частности, при совершении лицами, входящими в состав российской военной базы, и членами семей этих лиц преступлений и иных правонарушений на территории пунктов размещения военной базы, по делам о воинских преступлениях, а также о преступлениях, совершенных против РФ или лиц, входящих в состав военной базы, и членов семей этих лиц. В этих случаях применяется законодательство РФ, действуют ее компетентные органы (военные суды и органы военной прокуратуры, ФСБ, а также военные коменданты и командиры воинских частей, как органы дознания). Эти дела могут рассматриваться российскими компетентными органами как в пунктах размещения военной базы, так и на территории РФ.
В каждом случае возбуждения армянскими компетентными органами уголовного дела, задержания или ареста ими по делам, относящимся к юрисдикции РА, лиц, входящих в состав российской военной базы, или членов семей этих лиц немедленно должны извещаться компетентные органы РФ.
Необходимо отметить, что процессуальные действия с лицами, входящими в состав российской военной базы, или членами семей этих лиц, арестованными или задержанными компетентными органами РА, должны производиться только с участием представителей российской стороны. Соответственно, только при участии армянской стороны проводятся и процессуальные действия с гражданами РА, арестованными или задержанными компетентными органами российской военной базы. В этих случаях арестованный, задержанный (равно как и обвиняемый, подсудимый) вправе пользоваться услугами адвоката, в том числе своей страны.
Компетентными органами РА по просьбе российской стороны могут осуществляться конвоирование, этапирование в пределах территории Республики и содержание в следственных изоляторах лиц, арестованных компетентными органами военной базы. Кроме того армянская сторона оказывает помощь российским компетентным органам в розыске и задержании лиц, входящих в состав российской военной базы, совершивших преступления, подпадающие под юрисдикцию РФ и скрывающихся на территории РА.
При необходимости выполнения в пределах пунктов размещения военной базы процессуальных, оперативно-розыскных, следственных или иных действий по делам, подпадающим под юрисдикцию РА, такие действия выполняются компетентными органами РА совместно с компетентными органами РФ, или компетентными органами РФ по письменному запросу их армянских коллег, если их проведение не противоречит законодательству России. В свою очередь армянские компетентные органы при необходимости проведения таких действий вне территории военной базы, выполняют их по запросу российской стороны. При этом в выполнении этих действий могут принимать участие представители компетентных органов РФ.
Еще несколько правовых вопросов, на которые следует обратить внимание. Внутренняя деятельность военной базы и трудовые отношения, в том числе и касающиеся лиц гражданского персонала - граждан РА, регламентируются законодательством РФ.
В то же время судами РА и в соответствии с ее законодательством принимаются решения по претензиям, вытекающим из договорных отношений и обязательств между военной базой, лицами, входящими в ее состав, членами семей этих лиц и учреждениями и гражданами РА, по возмещению причиненного ущерба. Кроме того, факт нанесения ущерба и его размеры могут определяться Смешанной комиссией, создаваемой на основе ст. 21 Договора между РФ и РА о российской военной базе на территории РА.
Исполнение же решений по таким делам в отношении лиц, входящих в состав российской военной базы, или членов семей этих лиц, проживающих на территории РФ, осуществляется через Министерство юстиции РФ.
О некоторых положениях, регламентирующих деятельность персонала военной базы вне пунктов ее размещения. Наиболее важными и деликатными в этой сфере являются для договаривающихся сторон вопросы применения оружия персоналом базы вне ее территории, перемещения личного состава, вооружения, техники и грузов военной базы через государственную границу РА и по ее территории, организации боевой подготовки воинских формирований базы.
Военнослужащим военной базы при исполнении обязанностей военной службы вне территории пунктов ее размещения в качестве крайней меры по решению органа управления военной базы может выдаваться оружие с правом на его хранение, ношение, а также применение в целях:
отражения нападения на охраняемые российские военные объекты, а также на расположения российских воинских частей и подразделений, здания и сооружения российских воинских частей, российские воинские эшелоны, колонны машин и единичные транспортные средства и караулы, если иными способами и средствами их защитить невозможно;
пресечения попытки насильственного завладения оружием, военной техникой и имуществом, принадлежащим российской военной базе, если иными способами и средствами их защитить невозможно;
защиты лиц, входящих в состав российской военной базы, или членов семей этих лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если иными способами и средствами их защитить невозможно"12.
Военнослужащие военной базы, входящие в состав караулов, выполняющих боевые задачи вне территории пунктов размещения базы, имеют право применять оружие в случаях и порядке, определенных Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ.
При необходимости по решению органа управления военной базы, предварительно согласованному с компетентными органами РА, военнослужащим базы может выдаваться оружие с правом на ношение, хранение и применение вне территории пунктов ее размещения и во внеслужебное время.
Применению оружия военнослужащими базы должно предшествовать предупреждение о намерении его применить. Без предупреждения оружие может применяться при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств и летательных аппаратов. При этом запрещается применять оружие в отношении женщин и несовершеннолетних, за исключением случаев совершения ими вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни лиц, входящих в состав российской военной базы, или членов семей этих лиц, если иными способами и средствами предотвратить или отразить такое нападение невозможно.
При применении оружия военнослужащие базы обязаны принимать все возможные меры безопасности, а в случае необходимости оказать неотложную медицинскую помощь пострадавшим. Орган управления военной базы обязан немедленно уведомлять компетентные органы армянской стороны о каждом факте применения оружия военнослужащими базы вне территории пунктов ее размещения.
Армянская сторона признает действующие в РФ документы, удостоверяющие личность лиц, входящих в состав военной базы, и членов семей этих лиц. На основании этих документов, на безвизовой основе указанные категории лиц пересекают государственную границу РА.
Пограничный и таможенный контроль, а также оформление пропуска воинских грузов базы через государственную границу Республики производится на основании воинских пропусков, оформленных Министерством обороны РФ. Пограничные и таможенные органы сторон при оформлении воинских грузов базы должны обеспечивать конфиденциальность, а при необходимости - соответствующий режим секретности. Кроме того, оформление таких грузов производится во внеочередном и приоритетном порядке.
При этом устанавливается особый порядок досмотра воинских грузов, истребования и проверки дополнительных сведений, необходимых для проведения таможенного контроля. Они проводятся по решению таможенных органов сторон, когда у должностных лиц этих органов имеются основания полагать, что представленные воинские грузы не являются таковыми, а также в случаях повреждения пломб, оттисков печатей на таре (упаковке) или контейнерах с воинскими грузами. Досмотр воинских грузов, имеющих на сопроводительных документах гриф секретности, производится только по мотивированному ходатайству таможенных органов сторон специально уполномоченными на то лицами и в присутствии представителей Министерства обороны РФ с составлением акта.
Армянской стороной признаются также водительские удостоверения, выданные лицам, входящим в состав военной базы, и членам семей этих лиц соответствующими органами РФ.
Военная база осуществляет контроль за надлежащим техническим состоянием принадлежащих ей транспортных средств, проводит их технический осмотр и несет за это ответственность. Частные же транспортные средства, принадлежащие лицам, входящим в состав военной базы, и членам семей этих лиц должны предъявляться к техническому осмотру в органы государственной автомобильной инспекции РА.
Эти категории лиц могут свободно передвигаться на принадлежащих им транспортных средствах по путям сообщения общего пользования при соблюдении законодательства РА, а также пользоваться на территории Республики транспортом общего пользования на тех же условиях, что и военнослужащие Вооруженных Сил РА.
Маршруты же передвижения вне территории пунктов размещения военной базы ее воинских автомобильных колонн, а также гусеничной техники подлежат согласованию с Министерством обороны РА и территориальными органами власти регионов Республики, по территории которых проходят эти маршруты. О движении военных автомобильных колонн, гусеничной техники и транспортных средств, перевозящих опасные грузы, российское военное командование информирует армянскую сторону в порядке, установленном межправительственным Соглашением о порядке взаимодействия по вопросам организации повседневной деятельности воинских формирований РФ вне территории российской военной базы в РА.
Боевая подготовка воинских формирований военной базы осуществляется на выделенных базе территориях. При необходимости учения и занятия могут проводиться и за их пределами - по планам, которые ежегодно согласовываются между министерствами обороны РФ и РА. Армянская сторона не препятствует осуществлению полетов над своей территорией летательных аппаратов в интересах военной базы по заранее поданным заявкам. Полеты могут выполняться по маршрутам, а также в зонах и районах, согласованных органом управления военной базы с Министерством обороны РА.
Приведенные выше положения представляют собой далеко не полный перечень проблем, регулируемых двусторонними Договором и соглашениями о российской военной базе. Однако они убедительно свидетельствуют о серьезности намерений РФ и РА на долгосрочной основе (срок действия Договора определен в 25 лет с автоматическим продлением его на последующие пятилетние периоды, если ни одна из сторон не выразит намерения прекратить его действие) использовать российское военное присутствие в РА как инструмент обеспечения национальной и коллективной безопасности.
Кроме того, реальная практика российского военного присутствия на территории независимой РА в течение более 10 лет, в том числе 5 лет при отсутствии вступивших в законную силу договоров и соглашений, показывает, что в отношениях между государствами добрая воля и решительность их руководителей, поддерживаемых народом, порой значит не меньше, чем скрупулезно оформленные договорные обязательства.
Тем более, как отметил Президент России В.Путин, подводя итоги официального визита в Москву в январе 2003 г. Президента РА Р.Кочаряна, позиции наших государств по обеспечению глобальной и региональной стабильности, совместному противодействию новым угрозам, прежде всего терроризму, и сейчас практически совпадают. Это позволяет динамично развиваться межгосударственным отношениям по всем важным направлениям, в том числе и в сфере военного сотрудничества.
В Primecaniy .
1. Автор статьи в 1991-2000 гг. проходил службу в РА, принимал участие в подготовке документов и переговорах по вопросам пребывания и функционирования российских военных формирований на территории Республики.
2. Соглашение Совета глав государств СНГ о Вооруженных Силах и Пограничных войсках от 30.12.92 // Военное сотрудничество. Минск, 1996. С. 20.
3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения. Ст. 3.
4. О Декларации о независимости Армении.
5. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Республикой Армения // Дипломатический вестник. 1992. № 2-3. С. 19.
6. Постановление Верховного Совета Республики Армения от 22 июня 1994 года № С-1087-1 "О ратификации Договора между Республикой Арменией и Российской Федерацией о правовом статусе Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения".
7. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения // Бюллетень международных договоров. 1999. № 2. С. 71-77.
8. Соглашение между Центральным Банком Российской Федерации и Центральным банком Республики Армения о работе полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения. Ст. 5.
9. Протокол между Российской Федерацией и Республикой Армения о порядке финансирования и материально-технического обеспечения Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения // Бюллетень международных договоров. 1995. № 6. С. 26-27.
10. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Республики Армения. Ст. 4.
11. РосБизнесКонсалтинг. 2003. 22 февраля.
12. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения о порядке применения оружия
военнослужащими российской военной базы вне территории российской военной базы в Республике Армения.
Комментарии
Отправить комментарий