РЕШЕНИЕ ПОГРАНИЧНЫХ ВОПРОСОВ - КАК ФАКТОР ОБРАЗОВАНИЯ ШОС

РЕШЕНИЕ ПОГРАНИЧНЫХ ВОПРОСОВ - КАК ФАКТОР ОБРАЗОВАНИЯ ШОС 11.03.2011
Автор: ВАФО НИЯТБЕКОВ
РЕШЕНИЕ ПОГРАНИЧНЫХ ВОПРОСОВ - КАК ФАКТОР ОБРАЗОВАНИЯ ШОС
Наиболее чувствительным вопросом для любого государства и проживающего на его территории народов является сохранение территориальной целостности и четкого очертания линии прохождения государственной границы. Юридическое оформление границы с сопредельными государствами – одна из первоочередных задач по укреплению суверенитета.
Приграничные проблемы современности имеют глубокие исторические корни. Многие современные границы образовались в результате Соглашений метрополий без учета исторических, религиозных и этнических факторов. Так, например “знаменитая линия Дюранда” разделившая Пуштунистан на две части до сих пор является очагом напряженности во взаимоотношениях между Кабулом и Исламабадом. Следует добавить: во времена метрополий границы носили местами нормативный характер, т.е. суверенитет государства над определенной территорией фиксировался только на бумаге, то есть с отсутствием реального государственного контроля. Так во время правления Цин в Китае и династии Романовых в России была двусторонняя договоренность о разделе сфер влияния в Центральной Азии. И как следствие, первой и главнейшей проблемой, с которой столкнулись новообразованные страны Центральной Азии, стало решение вопроса пограничного урегулирования.
Проблема делимитации границы стран центральноазиатского региона имеет разнохарактерность в их историческом образовании. Если рассматривать вопрос пересмотра государственной границы между новообразованными странами региона, между которыми проходила граница, имевшая административный статус, то сложность заключается в том, что она не была закреплена в международных договорах. Делимитация была произведена без учета особенностей ландшафта и проживания этнических групп. Другая пограничная проблема, которую страны Центральной Азии получили в наследство от Российской империи и СССР, в состав которых они входили, заключалась в нерешенности вопросов по некоторым пограничным участкам с КНР. Переговоры по данным вопросам велись с середины 19 века Российской империей.
Говоря о кыргызско-китайском участке границы то правовой основой переговорного процесса еще в период советско-китайского диалога послужили договора и протоколы о разграничении пределов между Российской и Китайской империями, заключенными в 1860, 1864, 1882 и 1884 года, в период процесса присоединения части кыргызских племен к России.
История казахско-китайской границы также имеет свои неясности. В 1860 году Цинский двор подписал русско-китайский Пекинский договор, касающийся казахских участков. И как утверждали некоторые китайские ученые по тому договору Россия “отрезала” 144 тыс.кв.км. китайских земель к югу и к востоку от оз. Балхаш, а в 1881 г. по Иллийскому договору “отторгла” более 70 тыс.кв.км. китайской территории, включая обширные районы к западу от р. Хоргос.
Самым проблематичным являлся вопрос о делимитации и демаркации полутысячи километров на участке государственной границы Республики Таджикистан с КНР. В соответствии с Пекинским договором 1860 г. граница России и Китая в Семиречье с востока доходила до Кокандского ханства. Его граница с китайскими владениями никогда не маркировалась. Затем состоялось несколько встреч между русскими и китайскими представителями: в 1892 году, в конце 1893 – начале 1894 года. Но как в Пекине, так и в Петербурге, придти к общему взаимоприемлемому решению по вопросу о памирском участке границы так и не удалось. После обмена письменными и вербальными нотами в марте-апреле 1894 года китайская сторона, признавая “статус-кво”, предложенного Россией и оговаривала свои права и на ведение переговоров по пограничному вопросу.
Таким образом, территориальные разграничения между Россией и Китаем на Памире проходили по естественному рубежу – Сарыкольскому хребту, составляющему 486 км и до последнего момента служившего постоянной таджикско-китайской границей.
Новый этап переговорного процесса берет свое начало с февраля 1964 г. Прежде всего, следует отметить, что Китай до 1960 г. не делал каких-либо заявлений о территориальных претензиях к Советскому Союзу.  В 1964 г. по советской инициативе были проведены советско-китайские консультации по уточнению прохождения линии границы на отдельных ее участках. Во время консультаций делегации обменялись топографическими картами. И вот тогда обнаружилось, что на китайских картах целый ряд участков советской территории отнесен к Китаю, а линия на этих границах произвольно обозначена в глубине советской территории, за той линией, которую советские пограничники охраняли со времени создания Советского государства. Именно те участки советской территории китайская сторона объявила “спорными”.
На переговорах тех времен обе стороны, проявляя волю и искреннее желание содействовать процессу урегулирования, пришли к соглашению о «сохранении статус-кво» и 11 февраля 1970г. был внесен проект данного соглашения. Но, к сожалению, в последующие 20 лет сдвига в данном вопросе не наблюдалось. Переговорный процесс возобновился лишь во второй половине 80-х годов. Именно тогда переговоры сдвинулись с мертвой точки. В мае 1989г. во время официального визита в Китай М.Горбачева обе стороны парафировали Соглашения между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на ее восточной части. Одновременно стороны пришли к согласию о том, что они сократят свое военное присутствие в 100-километровой зоне, примыкающей к китайско-советской границе, до минимального уровня, отвечающего нормальным добрососедским отношениям между двумя странами, а также будут обеспечивать мирную, хозяйственную деятельность населения приграничной зоны. Исходя из задачи реализации данного соглашения в ноябре 1989г. китайская и советская стороны сели за стол переговоров. Именно это событие можно считать официальным стартом процесса «Шанхайской пятерки», так как вопросы сокращения мер доверия в военной области, ставшие в повестке дня китайско-советских переговоров, стали первыми вопросами и для новой организации.
После распада СССР Китай поставил вопрос о необходимости решения пограничных проблем в двустороннем формате. Однако было очевидно, что ни одна из новообразованных стран Центральной Азии не в состоянии вести переговоры в одиночку. Была достигнута договоренность что Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан выступают на переговорах как одна делегация. 8 сентября 1992г. на встрече глав государств СНГ в Минске Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан заключили официальное соглашение о совместном продолжении пограничных переговоров с КНР и уведомили об этом китайское правительство. Немаловажной также являлась поддержка России в позициях центральноазиатских стран в пограничных вопросах, так как основой переговоров служили договоры царской России и их пересмотр мог послужить прецедентом для других территориальных споров.
На основании договоренностей вопросы делимитации границы рассматривались в следующем порядке Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, т.е. от Алтая до Памира. В марте 1992 г. Россия и Китай обменялись ратификационными грамотами по Соглашению о границе между двумя странами по восточному участку. Продолжением послужил визит Цзянь Цзэминя в Россию, где сторонами было подписано Соглашение о границе между Китаем и Россией на западном участке, а уже в октябре 1995 г. был произведен обмен ратификационными грамотами.
В апреле 1994 г. премьер Госсовета КНР Ли Пэн нанес визит в Казахстан, и стороны подписали Соглашение о государственной границе между Китаем и Казахстаном, протяженность которой составляла 1700 км. Соглашение охватывала большинство спорных участков границы за исключением двух: район р. Сарычильды и район перевала Ча-ган-Обо. В сентябре 1997 г. премьер Ли Пэн вновь нанес визит в Казахстан, во время которого было подписано «Дополнение к Соглашению о государственной границе между Китаем и Казахстаном», которое в свою очередь разграничивало казахско-китайскую границу в районе пика Хан-Тенгри протяженностью 11 км. В 1998г. председатель КНР Цзянь Цземинь посетил Казахстан с визитом, в результате которого было подписано второе «Дополнение к Соглашению о государственной границе между Китаем и Казахстаном», согласно которому были разделены спорные участки в районе реки Сарычильды и перевала Ча-ган-Обо и Баймурза. Декабрь 1999 г. ознаменовался полным юридическим оформлением государственной границы.
Далее следует очередь Кыргызстана. В 1996г. во время визита председателя КНР Цзянь Цземиня в Бишкек было подписано Соглашение о государственной границе между Китаем и Кыргызстаном.  Принципиально важное значение для положительного решения пограничных проблем в центральноазиатском регионе, безусловно, имели многосторонние соглашения. Успешному началу в решении данных проблем послужила встреча глав пяти государств 26 апреля 1996 года в г. Шанхай, откуда и берет свое начало термин «Шанхайская пятерка». Подписанные соглашения послужили фундаментом для дальнейшего сотрудничества и импульса для ежегодных встреч глав пяти государств. По итогам встречи руководители пяти государств подписали «Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы», там же было принято решение о проведении второго саммита «Шанхайской пятерки» в 1997 году в Москве.
24 апреля 1997 года состоялся второй саммит. Лидеры “пятерки” подписали пятистороннее «Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы». Документ обязывает стороны иметь заранее оговоренную группировку вооруженных сил, ограниченную в количестве личного состава, вооружении военной техникой, и определяет механизм жесткого контроля за соблюдением обязательств, за не наращиванием войск в районе границы. Ограниченная группировка вооруженных сил должна находиться в приграничных районах шириной 100 км. Данное решение можно назвать новой моделью обеспечения региональной безопасности.
На следующем саммите в Алма-Ате в 1998г. Стороны обязались принять все необходимые меры по обеспечению неукоснительного выполнения Соглашения об укреплении доверия в военной области и сокращении вооруженных сил в районе границы, подписанных ранее в Шанхае и Москве. Так же было принято решение по принятию мер по борьбе с международным терроризмом, организованностью, незаконным провозом оружия, наркотиков, и не допущению использования территории своих государств для организации деятельности, наносящей ущерб государственному суверенитету и безопасности кого-либо из пяти государств. Данный процесс показал, что одной из проблем насущного характера является проблема создания единой региональной системы безопасности. Это действительно является проблемой для региона, учитывая разность интересов государств в экономическом и политическом становлении региона.
В августе 1999г. во время четвертого саммита глав государств «Шанхайской пятерки» в Бишкеке, председатель КНР Цзян Цзэминь подписал с президентом Акаевым «Дополнение к Соглашению о государственной границе между Китаем и Кыргызстаном», разрешившийся вопрос о границе между двумя государствами протяженностью более 1000 км.
Саммит 2000 г. стал переломным в решении пограничных проблем Китая и Таджикистан, тогда было подписано Соглашение между Китаем, Таджикистаном и Кыргызстаном о пункте стыковки государственных границ трех стран. И всего лишь через год было подписано соглашение по вопросу о прохождении двусторонней границы, который поставил точку в вековой проблеме между странами региона. Официальное соглашение по таджикско-китайской границе протяженностью 519 км., было подписано Президентом РТ Рахмоновым в ходе официального визита в Китай.
Проблема, казалось бы, решена. Позитивное разрешение пограничных проблем между Китаем и бывшими советскими республиками в рамках ШОС свидетельствует о том, что государства участники процесса перешли от пустой полемики к конструктивному сотрудничеству. Принимая во внимание заявления всех стран-участниц ШОС об успехах решения пограничных проблем в рамках данной организации, необходимо учесть тот факт, что проблема внутренней, центральноазиатской делимитации не нашла своего завершения. В этой связи о какой интеграции может идти речь, если не существует четкого очертания границ. Возникает вопрос, почему в рамках ШОС не поднимался данный вопрос Россией и Китаем. Ведь ситуация с началом обретения независимости центральноазиатскими государствами из за локальных конфликтов перешла в разногласия более высокого уровня. В настоящее время в приграничных районах стран Центральной Азии сохраняется некоторое напряжение.
Возвращаясь к ранее подписанным Соглашениям об укреплении доверия в военной области в районе границы и следующее соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, можно придти к выводу, что доверия на границе зачастую не наблюдается.
Рассматривая трансформацию ШОС на современном этапе необходимо отметить, что данные процессы свидетельствуют об эффективности объединения и о его перспективности, однако процесс взаимодействия не связан непосредственно с развитием внутренней ситуации в регионе. Безусловно, внешние факторы влияют на рефлекторность организации, но, тем не менее, необходимо решать внутренние противоречия, существующие и возможно, которые будут проявляться в будущем.
Однако ретроспективный анализ исследуемой проблемы показал, что с момента своего образования, Шанхайское Содружество заявило о себе как о мощной региональной структуре, способной взять на себя решения многих насущных проблем, для чего следовало бы перевести в плоскость практического применения ранее достигнутые договоренности.


Список использованной литературы
1. Дубовицкий В.В. Таджикистан и Россия: проблемы безопасности Центральной Азии//Материалы международной конференции. – Душанбе, 2001
2. Ниятбеков В.А. Российско-таджикские взаимоотношения в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества // Материалы научно-практической конференции «200 лет Министерству Иностранных Дел России и 10 лет со дня установления дипломатических отношений между Россией и Таджикистаном». Душанбе 2002.  С - 150
3. «Правда», 1 апреля 1978
4. Пресс-служба Президента РТ сообщает/Бизнес и политика – 1997-№21
5. Ся Ишань. Механизм «Шанхайской пятерки» и стратегическое взаимодействие Китая и России. В кн. Китай в мировой политике. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 528 с. Общая (С.336-351)
6. Ханин И. О делимитации и демаркации государственной границы между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой.

Источник: easttime.ru





Постоянный адрес статьи:
http://www.easttime.ru/analitic/1/258.html

Вернуться Центральная Азия РЕШЕНИЕ ПОГРАНИЧНЫХ ВОПРОСОВ - КАК ФАКТОР ОБРАЗОВАНИЯ ШОС Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Бишкекский прорыв. Москва выводит ШОС на новый уровень отношений
Географическая конфигурация и политическая композиция ШОС
ШОС: от военного сотрудничества к многополярному справедливому миру
«Шанхайская шестерка» укрепляет корни. Россия и Казахстан заманивают в ШОС Туркмению
Некоторые аспекты деятельности ШОС на современном этапе

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами