Методика расследования незаконного пересечения Гос границы в пунктах пропуска через Государственную границу

Методика расследования незаконного пересечения Гос границы РФ в пунктан пропуска через Государственную границу РФ

Количество страниц 172

ВУЗ МГИУ

Год сдачи 2009

Содержание Содержание
ВВЕДЕНИЕ...3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...12

1.1. Понятие и теория правовых основ деятельности органов государственной власти...12

1.2. Система, особенности и содержание правовых основ деятельности Пограничной службы ФСБ России...37

ГЛАВА П. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...63

2.1. Конституция и федеральные законы Российской Федерации как базовый элемент правовых основ деятельности пограничной службы фсб россии в области обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации...63

2.2. Законодательство субъектов Российской Федерации, обеспечивающее осуществление деятельности пограничной службы ФСБ России по охране Государственной границы...85

ГЛАВА III. ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...105

3.1. Юридические акты Президента России, Правительства Российской Федерации как источник правовых основ деятельности Пограничной службы ФСБ России...105

3.2. Основные направления совершенствования нормативных актов ФСБ

РОССИИ ПО ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ ФСБ РОССИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Российской Федерации...122

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...141

БИБЛИОГРАФИЯ...151

ПРИЛОЖЕНИЯ...174

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

- проводимой в Российской Федерации военной реформой и реформой государственного управления в области безопасности Российской Федерации, которые непосредственно затрагивают Пограничную службу ФСБ России и другие федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие систему безопасности личности, общества и государства. Она порождает вопросы, ответы на которые еще не найдены.

Коренные внутригосударственные изменения в Российской Федерации, социально-экономическая ситуация в стране, условия формирования правового государства, новые внешнеполитические и международно-правовые реалии России значительно усложнили характер и содержание деятельности Пограничной службы ФСБ России по обеспечению пограничной безопасности, реализации пограничной политики Российского государства, и стало совершенно очевидно, что без добротной правовой основы, надежного правового фундамента безопасность российского государства в пограничной сфере гарантирована быть не может;

- активным развитием законодательной базы, регулирующей общественные отношения, связанные с защитой Государственной границы Российской Федерации, ее охраной, порядком привлечения к данной деятельности граждан и пересечения границы лицами, транспортными средствами и грузами, охраной континентального шельфа, исключительной экономической зоны, морских биологических ресурсов, и требующей научно-практического осмысления с целью создания четкой и слаженной системы правовых основ деятельности Пограничной службы ФСБ России;

- реформированием федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности государства, в частности, слияние двух самостоятельных федеральных органов исполнительной власти: ФПС и ФСБ России в единую Федеральную службу безопасности Российской Федерации, привело к созданию качественно нового федерального органа исполнительной власти.

4 В связи с этим возникает необходимость:

уточнения основных направлений деятельности Пограничной службы ФСБ России, создания перспективной системы обеспечения национальных интересов Российской Федерации в пограничной сфере и ее главной подсистемы - системы охраны государственной границы;

формирования новых подходов к всестороннему обеспечению деятельности Пограничной службы ФСБ России по обеспечению национальных интересов в пограничной сфере;

построения перспективного облика Пограничной службы ФСБ России и требований к ее деятельности по реализации пограничной политики нашего государства;

создания перспективного облика государственной границы и требований к системе ее охраны;

более четкого определения основных направлений деятельности Пограничной службы ФСБ России по формированию перспективной системы обеспечения национальных интересов в пограничной сфере и системы охраны государственной границы и ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

Законодательство в данной области должно обеспечить максимально полное и непосредственное регулирование отношений в сфере обеспечения пограничной безопасности в федеральных органах государственной власти и иных федеральных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации; создать условия для правового регулирования деятельности Пограничной службы ФСБ России по вопросам, отнесенным к ее ведению требующим единообразного регулирования. В последние годы в Российской Федерации проходит процесс формирования новых законодательных основ обеспечения пограничной безопасности - важнейшей составляющей государственной безопасности в современных условиях. Исполь-зование накопленного опыта правового регулирования деятельности Погра-
ничной службы ФСБ России в целом, имеющего как позитивную, так и негативную составляющую, - обязательное условие качественного реформирова- ния системы федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности государства.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования правового регулирования государственного управления в области безопасности государства и, прежде всего, одного из важнейших его направлений - управления в сфере пограничной безопасности государства. И хотя проблема государственного управления в сфере безопасности государства весьма активно разрабатывалась современной юридической наукой, изучение и совершенствование правового регулирования государственного управления в сфере обеспечения пограничной безопасности остается насущным требованием и одной из приоритетных задач проходящей в стране реформы государственного управления в области обеспечения безопасности государства.

Степень научной разработанности темы. Вопросам правового регулирования государственной границы (ее защиты и охраны, развития пограничного сотрудничества и пр.) посвящено немало научных исследований. При всем многообразии проводимых в правовой науке исследований проблем регулиро-вания государственного управления в области обеспечения безопасности государства вопросам системного исследования правовых основ деятельности Пограничной службы по обеспечению пограничной безопасности уделялось не- достаточно внимания. Процесс реформирования и совершенствования системы законодательства, регулирующего деятельность Пограничной службы, взаимообусловлен закономерностями развития правового государства, и все эти проблемы имеют важный практический и теоретический характер.

Во всем обилии научных робот, статей и публикаций можно выделить труды ученых-юристов, по теории и практике правовых основ деятельности органов государственной власти: А.Ф. Андреева, A.M. Архипова, П.В. Ачало-ва, А.Г. Винниченко, Е.Ю. Грачева, С.Г. Евтушенко, В.И. Захаренко, Г.А. Золо-
тухина, В.М. Корякина, А.В. Кудашкина, Д.В. Моисеева, СВ. Пчелинцева, А.С. Семакина, В.Э. Хандожко, О.В. Шаковец1.

С учетом специфики деятельности Пограничной службы отдельные вопросы в данной области изучали В.В. Алешин, Ю.А. Баскин, Б.В. Ганюшкин, Л.В. Корбут, В.Е. Проничев, Ю.С. Ромашов, П.Н. Саклаков, В.Б. Чамаров, В.Е. Чеканов, А.Ю. Шумилов2.

1 См.: Андреев А.Ф. Правовые основания применения Вооруженных Сил Российской Федерации по защите целостности и неприкосновенности территории России: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВУ, 2001; Архипов A.M. Правовые основы организации гражданской обороны в СССР: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВКИ, 1978; Ачалов П.В. Правовое регулирование деятельности военной полиции за рубежом (на примере США и ФРГ): Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВУ, 2000; Винниченко А.Г. Правовое регулирование пограничного режима в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: МПИ ФСБ России, 2002; Грачева Е.Ю. Правовая основа государственной и общественной жизни (теоретические аспекты): Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1984; Евтушенко С.Г. Правовое обеспечение военной безопасности России: Дис... канд. юрид наук. - М.: ВУ, 2000; Захаренко В.И. Правовое регулирование деятельности Пограничных войск Федеральной пограничной службы России по охране Государственной границы Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВУ, 1998; Золотухин Г.А. Правовые основы организации деятельности юридической службы Вооруженных Сил РФ: Дис. ... канд. юрид наук. - М.: ВУ, 2000; Корякин В.М. Правовые основы военно-социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. -М.: ВУ, 1998; Кудашкин А.В. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М.: РАГС, 2003; Моисеев Д.В. Правовые основы взаимодействия Пограничной службы Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: МПИ ФСБ России, 2003; Пчелинцев СВ. Правовое регулирование военного положения в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВУ, 1998; Семакин А.С. Конституционно-правовое регулирование военной службы в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: РАГС, 1999; Хандожко В.Э. Теоретико-правовые аспекты установления пограничных зон и пограничных режимов в. Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: МПИ ФСБ России, 2002; Шаковец О.В. Правовое регулирование действий воинского контингента Российской Федерации в миротворческих операциях (международно-правовые аспекты): Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВУ, 2001.

2 См.: Проничев В.Е. Пограничная безопасность // Интервью зам. директора руководителя Пограничной службы ФСБ России // Граница России. - 2004. - 20 мая; Погранология: правовые основы: Монография / Ю.С. Ромашев, Б.В. Ганюшкин, Ю.А. Баскин и др. - М.: Отделение погранологии МАИ, 2000; Саклаков П.Н; Режим Государственной границы, пограничный режим, режим в пунктах пропуска через Государственную границу. - М.: Акад. ФПС России, 2001; Чамаров В.Б. Проблемы правового обеспечения пограничной безопасности // Актуальные проблемы правового обеспечения оперативно-служебной деятельности органов безопасности: Матер, межвед. научно-практ. конф. - Ч. 1. - М.: МПИ ФСБ России, 2004. - С. 17-19; Чеканов В.Е. Законодательная и нормотворческая деятельность структурных подразделений Центрального аппарата ФПС России (состояние проблемы и предполагаемые пути решения) // Проблемы правового обеспечения деятельности ФПС России: Матер, научно-практ. конф. - М.: МВИ ФПС России, 2000. - С. 3-10; Он же. Правовые основы пограничной безопасности Российской Федерации // Правовое обеспечение пограничной безопасности: Матер, межвед. научно-практ. конф. - М.: МВИ ФПС России, 2001. - С. 18-26; Он же. Проблемы правового регулирования деятельности органов федеральной службы
7 Объектом диссертационного исследования являются общественные

отношения, лежащие в сфере создания и реализации правовых основ деятельности Пограничной службы по организации охраны государственной границы и обеспечению пограничной безопасности государства.

Предметом исследования выступают теория и практика применения правовых основ деятельности Пограничной службы как головного подразделения в системе органов федеральной службы безопасности и пограничных органов в сфере защиты и охраны государственной границы и обеспечения пограничной безопасности.

Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических вопросов правовых основ деятельности Пограничной службы как структурного подразделения ФСБ России, осуществляющего государственное управление в сфере пограничной безопасности.

Данная цель определила постановку следующих задач:

- детально исследовать теоретические положения юридической науки о понятии правовых основ деятельности органа государственной власти вообще и Пограничной службы в частности;

- определить систему и содержание правовых основ деятельности Пограничной службы;

- проанализировать место и роль Пограничной службы в системе обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации и реализации пограничной политики и уточнить структуру пограничных органов федеральной службы безопасности, ею возглавляемых;

- уточнить понятие «деятельность Пограничной службы»;

- обобщить и критически осмыслить состояние федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регламентирующего и обеспечивающего деятельность Пограничной службы, а также оп-

безопасности Российской Федерации // Актуальные проблемы правового обеспечения оперативно-служебной деятельности органов безопасности: Матер, межвед. научно-практ. конф. -Ч. 1. - М.: МПИ ФСБ России, 2004. - С. 6-16.

8. ределить основные проблемы правовых основ деятельности Пограничной

службы с учетом современных тенденций развития России;

- выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере правового регулирования деятельности Пограничной службы.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет совокупность приемов и методов познания социальных явлений и процессов, включающая исторический, сравнительно-правовой, логический, структурно-функциональный, типологический, описательный методы, системный подход к изучению правовых норм и теоретических положений, касающихся понятия, сущности и содержания правовых основ деятельности Пограничной службы.

Теоретической основой исследования стали труды ученых—юристов по теории государства и права, конституционному и военному праву: А.Ф. Вишневского, Н.А. Горбаток, С.А. Иванова, А.В. Кудашкина, В.А. Кучинского, М.Н. Марченко, B.C. Нерсесянца, В.Г. Сальникова, В.Г. Стрекозова, В.М. Сырых, Н.Ю. Хоманева, В.Е. Чиркина1.

Нормативную правовую базу исследования составляют международные соглашения, Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы; федеральные законы; указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; приказы директора ФСБ России; приказы директора ФПС России; судебная практика, а также иные нормативные правовые акты.

Научная новизна заключается в том, что диссертантом был проведен комплексный анализ проблем правовых основ деятельности Пограничной

1 См.: Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права: Учебник // Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. - М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры, 2004; Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации: Монография. - М.: Народный учитель, 2002; Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003; Марченко М.Н. Источники права: Учеб. пособие. - М.: ТК Велби: Проспект, 2005; Нерсесянц B.C. Проблемы общей теории государства и права: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2002; Сальников В.Г. Военное право: Учебник. - М.: За права военнослужащих, 2004; Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Т. 1. Элементный состав. -2-е изд. - М.: Юстицинформ, 2004; Хоманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития - М.: Новая Правовая культура, 2004.
службы, обоснован ряд основных теоретических понятий в этой сфере, определены понятие и система правовых основ деятельности органа государственной власти вообще и Пограничной службы в частности, выработаны практические рекомендации по совершенствованию правового обеспечения деятельности Пограничной службы.

Работа по ряду направлений доведена до уровня выводов и рекомендаций, пригодных для использования в ходе дальнейшего совершенствования военного законодательства.

По итогам проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Сформулированное автором определение понятия «правовые основы деятельности Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» как совокупности норм права, нашедших свое выражение в формально определенных источниках права, которые отражают закономерности общественного развития и направлены на регулирование и охрану общественных отношений в сфере защиты и охраны государственной границы, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.

2. Авторское определение понятия «деятельность Пограничной службы ФСБ России» как совокупности непрерывных, активных, согласованных и взаимосвязанных по месту и времени организационно-управленческих действий по обеспечению защиты и охраны государственной границы в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу, а также в целях защиты экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пограничном пространстве. Деятельность Пограничной службы ФСБ России осуществляется с использованием управленческих, организационных, информационно-аналитических, нормо-творческих, уголовно-процессуальных, административно-процессуальных и иных приемов и методов для достижения стоящих перед ней целей.
3. Предложенные автором уточнения по структуре пограничных органов

федеральной службы безопасности, руководство которыми осуществляет Пограничная служба. Основу данной системы составляют: управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе. В их состав входят: региональные пограничные управления (пограничные группы), территориальные пограничные отделы ФСБ России, органы управления и органы оперативной деятельности пограничных отрядов, морских пограничных отрядов, отдельных отрядов пограничного контроля, отрядов пограничного контроля, отдельных контрольно-пропускных пунктов, а также подчиненные им пограничные заставы, подразделения пограничного контроля, морские, авиационные и резервные воинские формирования, непосредственно решающие задачи охраны государственной границы.

4. Обоснование необходимости принятия нового федерального закона «О статусе Государственной границе Российской Федерации» как системообразующего закона правовых основ деятельности Пограничной службы. Новая редакция закона должна предусмотреть положения, направленные на совершенствование деятельности всех субъектов пограничных отношений в условиях формирования новой системы построения защиты и охраны государственной границы, единой системы защиты интересов в пограничной сфере, совершенствования государственного управления в области пограничной безопасности, изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, формирование качественно нового облика государственной границы, адекватное реагирование на изменения в политической, экономической и социальной жизни страны и способствующие развитию международных связей.

5. Предложения по совершенствованию законодательства и нормативной правовой базы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, регулирующей деятельность Пограничной службы и отношения, складывающиеся в области обеспечения пограничной безопасности, направленные на приведение ее в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного анализа, оценки и выводы позволяют уточнить, дополнить и усилить имеющиеся идеи, подходы, определяющие направления в совершенствовании правовых основ деятельности Пограничной службы. Теоретические положения и выводы, сформулированные на основе исследования, могут быть использованы:

- при подготовке нормативных правовых актов (на федеральном и ведомственном уровнях), учредительных документов региональных управлений, органов и организаций Пограничной службы;

- в процессе преподавания курсов теории государства и права, военного, конституционного и муниципального права и ряда спецкурсов, посвященных правовому регулированию деятельности различных правоохранительных органов.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования обсуждались на кафедре государственно-правовых дисциплин Московского пограничного института ФСБ России, были отражены в научных статьях автора, в материалах межведомственной научно-практической конференции, посвященной актуальным проблемам правового обеспечения оперативно-служебной деятельности органов безопасности (общий объем публикаций 1,5 п.л.), использовались при проведении занятий с курсантами и слушателями Московского пограничного института ФСБ России.

Структура диссертации обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав (по 2 параграфа каждая), заключения, библиографии, приложений. В процессе изложения материала и в конце каждого параграфа приводятся выводы и предложения.

12 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВЫХ ОСНОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Понятие и теория правовых основ деятельности органов государственной власти

Для комплексного изучения правовых основ деятельности Пограничной службы ФСБ России теоретически важно поставить и дать обоснованный ответ на вопрос о месте Пограничной службы ФСБ России в системе общественных отношений, ее назначении и роли в государственном механизме. Ответ на поставленный вопрос, по нашему мнению, может послужить теоретической основой для решения актуальной задачи по реформированию той части государственного механизма, в которой отведено место Пограничной службе ФСБ России.

Деятельность Пограничной службы ФСБ России по обеспечению пограничной безопасности должна иметь четкие правовые основы. Нераскрытость вопроса о ее понятии и содержании, когда от всех субъектов государственной власти требуется построение отношений с населением на основе принципов демократии, отрицательно сказывается на результатах их деятельности. Правовые основы деятельности Пограничной службы ФСБ России должны иметь своим источником и отправной точкой существующие правовые нормы, закрепленные в различных источниках права.

В процессе изучения и анализа правовых основ деятельности Пограничной службы ФСБ России сразу же напрашивается необходимость определения самого этого понятия, которого на данный момент в юридической науке нет. Этимологически под основой явления понимается его источник, то, на чем оно строится, что является его сущностью1. А характеристика «правовой» означает

См.: Ожегов СИ. Словарь русского языка. - М., 1953. - С. 414.

13 принадлежащий, соответствующий праву, то есть совокупности норм, идей и

отношений, которая устанавливает поддерживаемый средствами власти порядок организации, контроля и защиты человеческого поведения1.

Статические аспекты государственной организации общества (понятие государства, его сущность, назначение, форма) есть постоянное, стабильное, устойчивое, что характеризует этот социальный институт. Вместе с тем глубокое познание государства предусматривает исследование не только его статики, но и динамики, т.е. того, как этот институт действует, как выполняет свое социальное предназначение. Для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства используется понятие «функции государства». В современной юридической науке сложилось достаточно точное определение «функций государства», общий смысл которого сводится к следующей формулировке: функции государства - основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей. Наиболее полное и точное определение функций государства, по мнению автора, дается авторским коллективом: А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский: «функции государства - это направления (виды) деятельности государства (всех его органов) по осуществлению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества» .

В российской юридической науке функции государства обычно подразделялись на внутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти, и внешние, которые связаны с отношениями данного государства с другими странами.

Среди внешних функций можно назвать следующие: оборона страны, захват чужих территорий, дипломатическая (внешних сношений), взаимопомощи. В XX в. возникла и стала первостепенной функция поддержания мира и международной безопасности.

1 См.: Бошно СВ. Правоведение: Учебник. - М.: Эксмо, 2004. - С. 26.

2 Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. - М., 2004. - С. 102.

14 Внутренние функции делятся на классовые и общесоциальные. Классовые

функции осуществляются в интересах господствующего класса (социальной группы) - охрана существующего государственного и общественного строя, господствующей формы собственности, подавление сопротивления классовых противников и т.п. Общесоциальные функции реализуются в интересах всего общества, в том числе и господствующей элиты, и подчиненных классов и социальных групп (строительство дорог, ирригационных систем, других общественных сооружений, борьба со стихийными бедствиями, осуществление социальных программ и проч.)1.

Государство выступает в качестве объекта, обладающего определенной ценностью, поскольку к его сохранению проявляется интерес. Ценность государства заключается в его территориальной целостности, независимости, сохранении прав человека и т.д.

Для того чтобы ценность государства была сохранена или приобретена, государство ставит «цель», определяя при этом свои интересы.

Для достижения своих целей государство осуществляет определенные функции, которые, как было сказано выше, представляют собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.

Н.М. Коркунов еще более века назад указывал, что, пытаясь обеспечить осуществление интересов и культурных идеалов, государства находятся в непрестанной борьбе между собой, то вооруженной, то мирной2.

Русский ученый-юрист прошлого столетия А. Эртель пишет: «Каждый народ дорожит своею национальностью, как плодом своего исторического развития. Сохранение ее неприкосновенности составляет одно из важнейших благ его. Таким образом, в числе прочих целей государства является и цель самозащиты. Но народ, стоящий на известной ступени культуры и цивилизации, стремится не только к сохранению своей типичности, но старается еще о распро-

1 См.: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001.-С. 182.

2 См.: Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т.1. - СПб., 1892. - С. 20.

15 странении ее извне, он старается не только о своем развитии в прогрессивном

отношении, но в отношении к пространству. Отсюда возникает возможность столкновения интересов и борьбы с соседями, а следовательно, и право защиты от внешних посягательств»'.

Данные высказывания, по мнению автора, как нельзя лучше характеризует значимость, реализации функции государства по обеспечению национальной безопасности в пограничной сфере. Защита государственных интересов на государственной границе и в пограничном пространстве страны предусматривает осуществление комплекса политических, дипломатических, оперативных, военных, режимных, правовых, административных, финансовых и иных мер по международно-правовому оформлению государственной границы и обеспечению ее неприкосновенности; своевременному выявлению и отслеживанию возможных угроз российским интересам в пограничном пространстве и оперативному доведению объективной информации о них до субъектов общественных отношений в пограничной сфере; предотвращению угроз на этапе их зарождения и не допущения их эскалации; контролю за соблюдением всеми физическими и юридическими лицами на государственной границе и в пограничном пространстве Российской Федерации установленных законом режимных норм, правил, требований, принятых обязательств, в соответствии с интересами России и т.д.2

Приведенные высказывания не потеряли актуальности и в настоящее время. История XX в., в том числе события последних лет, подтверждают указанную мысль. На протяжении последнего столетия регулярно велись войны, которые, с одной стороны, были направлены на захват территорий, а с другой - на их защиту, т.е. охрана государственной границы осуществлялась в целях обеспечения неприкосновенности и сохранения территориальной целостности государства.

1 Предисловие А. Эртеля к книге: Штейн фон Л. Учение о военном быте как часть науки о государстве. - СПб., 1876. - С. 12.

2 См.: Пограничная политика Российской Федерации / Под ред. А.И. Николаева. - М., 1998.-С. 29.
Цели государства по обеспечению независимости и государственного суверенитета воплощены в функциях государства, которые закреплены в предметах ведения исключительно за Российской Федерацией (ст. 71 Конституции Российской Федерации). К предметам исключительного ведения Российской Федерации, в частности, отнесены: внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, ее международные договоры; вопросы войны и мира (п. «к»); оборона и безопасность (п. «м»); определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации (п. «н») и др.

Государственная власть, задачи и функции государства осуществляются при помощи государственного аппарата или механизма государства. Понятия «механизм государства» и «аппарат государства» часто отождествляются. «Термин «механизм», - полагает профессор С.С. Алексеев, лишь оттеняет целостность аппарата, его нацеленность на деятельность, на достижение известного результата»1. Однако существует и иная точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих государственно-властную деятельность и наделенных для этого необходимыми полномочиями, а в понятие государственного механизма включаются также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, хозяйствующие субъекты, исправительно-трудовые учреждения и др.), используя которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность2. Эта точка зрения представляется более обоснованной, т.к. разделение терминов «механизм государства» и «аппарат государства» дает более целостное и логически взаимосвязанное представление о государственном управлении.

1 Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. - 3-е изд. - М., 1995. - С. 35.

2 См.: Теория государства и права. - 2-е изд. - Л., 1987. - С. 251-252; Тол-стик В.А. Основы теории государства. - Н.-Новгород, 1995. - С. 39; Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. - М., 1997. - С. 63-68.
Существует также позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике. В этом случае, характеризуя аппарат государства, говорят, прежде всего, о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимодействии между собой1.

Между функциями государства и его механизмом существует прямая и неразрывная связь. Предметы ведения отражены в компетенции системы государственных органов, создаваемых для исполнения государственно—значимых (общественных) функций. Конкретной формой компетенции государственного органа в отношении исполнения общественной функции являются его полномочия, которые включают в себя функции государственного органа, права (правомочия) и обязанности. Они носят правообязательный характер, т.е. обязательны для осуществления2.

На какие государственные органы возложить те или иные предметы ведения и исполнение соответствующих им функций, определяется государством посредством реализации полномочий высшими органами государственной власти (Федеральным Собранием, Президентом, правительством и высшими судебными органами), что находит свое конкретное воплощение в федеральном законодательстве.

Реализация всего этого механизма требует создания четких правовых основ деятельности для каждого органа государственной власти. Но в современной юридической науке до сих пор не определено, что же такое «правовая основа» того или иного общественного явления, хотя данным термином пользуются регулярно. Теоретическая неопределенность понятия приводит к различному толкованию данного юридического понятия. Многие зачастую отождест-

1 Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права: Учебник для вузов. -2-е изд.-М., 2001.-С. 83.

2 См.: Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - С. 22.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами