Диссертация: "Конституционно-правовые основы безопасности государственной границы "

Конституционно-правовые основы безопасности государственной границы







Работ в текущем разделе: [ 831 ]       Дисциплина: Конституционное право       На уровень вверх





Тип: Диссертация  | Цена: 950 р.  | Страниц: 191  | Формат: pdf,  | Год: 2002  |   В корзину   |   Купить  










Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...,...,...3
Глава I. Конституционно-правовые основы безопасности государственной границы Российской Федерации...15
1. Возникновение и сущность государственной границы в
России: иеторико-правовой анализ...15
2. Развитие законодательства о государственной
границе России...29
3. Правовой статус и организационная структура государственных органов, обеспечивающих
пограничную безопасность...57
Глава П. Система органов и правовой механизм обеспечения
безопасности государственной границы
Российской Федерации...108
1. Сущность пограничной политики и
пограничной безопасности...,...108
2. Правовой механизм обеспечения пограничной
безопасности в Российской Федерации...133
3. Юридическая ответственность за нарушения
пограничной безопасности...152
Заключение...172
Список использованных нормативно-правовых источников и литературы...191



Введение

3 ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Вопрос о пограничных рубежах особо значим для России, имеющей границы с 16-ю государствами общей протяженностью более 60 тыс. км.
Конституционно-правовой статус государственной границы Российской Федерации формировался в сложных военно-политических и экономических условиях. Деятельность по установлению новой государственной границы России является важной сферой государственного строительства в Российской Федерации.
Сложность выполнения этой исторической задачи состоит в решении многоуровневых проблем:
во-первых, речь идет о государственной границе России нового типа, которая исключит возврат к "железному занавесу" и в то же время будет гармонично сочетать права и свободы человека с обеспечением государственной и общественной безопасности1;
во-вторых, становление новой государственной границы Российской Федерации и ее надежная охрана предполагают реализацию сложного комплекса политических, экономических, организационных, специальных мер оперативного и военного характера;
в-третьих, при установлении государственной границы России нельзя допустить разрыва разнообразных социально-экономических, культурных и иных связей, сложившихся в ходе естественного взаимопроникновения народов в условиях существования СССР, так как это было бы чревато не только психологическим уроном. В таком разрыве заложена причина многочисленных этнических конфликтов;
! См.: Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993. С.9
4
в-четвертых, новое геополитическое положение России привело к резкому ослаблению степени защищенности, уровня охраны государственной границы.
Проведенный диссертантом анализ убедительно показывает, что наиболее характерными с точки зрения обеспечения национальной безопасности России тенденциями развития геополитических процессов являются:
- переход от биполярной модели мирового военно-политического порядка к формированию многополюсного мира;
- усиление борьбы между экономическими, политическими и военными центрами за сферы влияния;
- сужение геополитического и геостратегического пространства России;
- попытки геополитической изоляции Российской Федерации и ее выдавливания из постсоветского пространства.
Понятие "угроза безопасности" применительно к пограничной сфере является новым и теоретически не вполне разработанным, Недостаточно развита методологическая база определения, систематизации и интерпретации различного рода угроз вообще и угроз пограничной безопасности в частности, а также практики политико-правового регулирования деятельности по выявлению, предотвращению и пресечению угроз объектам национальной безопасности на территории России и в сфере ее жизненно важных интересов.
Нормативно-правовая база деятельности по защите и охране государственной границы Российской Федерации неадекватна современным реальностям и социально-политическим требованиям обеспечения национальной безопасности, нуждается в научной систематизации, дальнейшем совершенствовании с учетом развития обстановки и перспектив строительства систем обеспечения пограничной
5
безопасности Российской Федерации и стран-членов Содружества Независимых Государств.
Современные реалии повышают значимость разработки теоретико-методологических основ обеспечения национальной безопасности прежде всего понятийного аппарата теории обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации, закономерностей и принципов политики обеспечения пограничной безопасности страны.
Концептуальной основой деятельности по обеспечению пограничной безопасности России является государственная пограничная политика как составная часть политики Российской Федерации в целом. Она служит важным интегрирующим фактором функционирования системы обеспечения пограничной безопасности страны, усиливающим ее целостность. Пограничная политика выступает необходимым средством связи элементов системы обеспечения пограничной безопасности, придает этой взаимосвязи содержательное наполнение и устойчивость, вооружает их целевыми ориентирами и установками.
Актуальное практически-политическое значение имеет формирование эффективной системы обеспечения пограничной безопасности, совершенствование ее структуры, функций. Логика развития современных процессов в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации обусловливает дифференцирование состава, организационной структуры, функций и задач Федеральной пограничной службы Российской Федерации на войсковую и невойсковую компоненты с приоритетным строительством пограничных войск, оперативных органов, служб пограничного контроля, пограничной стражи, обеспечения безопасности. Действенность системы обеспечения пограничной безопасности страны во многом зависит от отлаженности механизма ее функционирования и
6
дальнейшего совершенствования. Имеются значительные
невостребованные резервы повышения эффективности
функционирования системы обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации. Не в полной мере реализованы возможности ФПС России по координации усилий федеральных органов исполнительной власти в сфере защиты и охраны государственной границы, а также по политико-правовому обеспечению координационных полномочий и действий.
Нормативную базу исследования составляют законодательные акты, прямо или косвенно регулирующие отношения в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации: Конституция Российской Федерации 1993 года; федеральные конституционные законы; федеральные законы; указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; акты Федеральной пограничной службы Российской Федерации и других государственных органов, связанных с деятельностью на государственной границе, а также Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 в редакции указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24,
Цели и задачи диссертационного исследования заключаются в том, чтобы на основе анализа накопленных теоретических знаний, нормативной правовой базы исследовать и уточнить понятие и содержание конституционно-правового статуса государственной границы Российской Федерации. Исходя из этого, диссертант поставил перед собой следующие задачи:
• обобщение исторического опыта защиты и охраны государственной границы, выявление закономерностей и принципов обеспечения пограничной безопасности России;
7
• анализ конституционных основ деятельности по защите и охране государственной границы Российской Федерации;
• исследование процесса формирования конституционно-правового механизма защиты государственной границы, выявление имеющихся недостатков;
• выявление основных направлений деятельности органов государственной власти по обеспечению пограничной безопасности в Российской Федерации в современных условиях;
• изучение процесса формирования законодательной базы регулирования отношений по защите и охране государственной границы Российской Федерации;
• научное обоснование и разработка некоторых рекомендаций по дальнейшему совершенствованию регулирования конституционно-правового статуса государственной границы России.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с конституционно-правовым регулированием безопасности государственной границы Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие защиту и обеспечение безопасности государственной границы Российской Федерации.
Степень научной разработанности темы исследования. Содержание термина "статус государственной границы" впервые в российском законодательстве отражено в статье 3 Закона РФ "О государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. № 4730-1, но содержание этого термина в полной мере не было раскрыто. Под ним понимается правовое положение границы, определяемое как национальным законодательством, так и международными договорами государств, граничащих друг с другом.
относительно прохождения линии государственной границы, режима границы и других режимов, устанавливаемых в целях обеспечения нерушимости рубежей и соблюдения надлежащего порядка на приграничной территории, урегулирования пограничных инцидентов и т.д.
Проблемы защиты интересов Российской Федерации на ее государственной границе с точки зрения военных.» юридических и экономических наук, с учетом исторических и национальных факторов рассматривались в исследованиях, монографиях и научных статьях: Бабурина С.Н., Бахраха ДН.„ Барцица И.Н., Васильева А.В., Васильева Р.Ф., Витрука Н.В., Гусова К.Н., Елисеева Б.П., Жилинского С.Э., Карапетяна Л.М., Керимова А.Д., Кобеца Н.Г., Красновой И.О., Кузнецова М.Н., Куксина И.Н., Кулиева М. -П.Р., Кутафина О.Е., Козлова А.Е., Лейбо Ю.И., Лысенко В.И., Мальцева Г.В., Матвеевой Т.Д., Носова СИ,, Оболонского А.В., Полежаева Д.М., Порка А.А., Розенбаума Ю.А., Скуратова Ю.И., Соловьевой СВ., Степанова И.М., Страшуна Б.А., Стрекозова В.Г., Тихомирова Ю.А., Чиркина В.Е., Шамба Т.М., Шестакова Д.Ю., Шульженко Ю.А., Шеремета К.Ф., Щербакова А.С., Экимова А.И., Юдина Ю.А., Яценко И.С. и других.
В настоящее время проблемы защиты интересов Российской Федерации на ее государственной границе продолжают изучаться и разрабатываться в России, например, в Научно - исследовательском историческом центре Федеральной пограничной службы России (далее ФПС России), Центре оперативных пограничных исследований ФПС России, Академии ФПС России и других учебных и научных заведениях ФПС нашей страны.
Методология исследования. При выполнении данного исследования диссертант применял системный, комплексный подход к анализу общественных отношений, связанных с конституционно-
9
правовым регулированием государственной границы Российской Федерации; использовал различные методы изучения вопросов государственно-правовой практики, такие, как конкретно-исторический,
сравнительно-правовой, системный, статистический, формально-
п
юридический, а также теоретические положения теории права и
государства и отраслевых юридических наук.
Формально-юридический метод использовался диссертантом при анализе конституционных основ деятельности по защите и охране государственной границы Российской Федерации; конкретно-исторический - при обобщении исторического опыта защиты и охраны государственной границы, выявление закономерностей и принципов обеспечения пограничной безопасности России.
Научная новизна исследования заключается в том, что диссертация представляет собой историческое и конституционно-правовое исследование регулирования и обеспечения безопасности государственной границы. В диссертации выявлены геополитические и геостратегические тенденции и факторы, вызывающие необходимость укрепления пограничной безопасности Российской Федерации, сформулированы обусловленные ими социально-политические требования к системе обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации. Раскрыто содержание категории "пограничная безопасность России", установлено соотношение защиты и охраны государственной границы, национальных интересов в пограничном 4 пространстве; выяснено понятие пограничной безопасности Российской
Федерации, классифицированы его содержание и структура; выявлены основные закономерности и принципы обеспечения пограничной безопасности России; обоснованы место и роль пограничной безопасности в системе национальной безопасности, ее взаимосвязи с важнейшими подсистемами обеспечения безопасности России,
10
Выработаны новые подходы и концепция развития ФПС России как институционального ядра системы обеспечения пограничной безопасности. Диссертант обосновал предложения по совершенствованию механизма функционирования системы обеспечения пограничной безопасности в современных условиях, определил основные направления развития политико-правовой базы функционирования системы обеспечения пограничной безопасности.
В исследовании раскрыто содержание и выработан политико-правовой механизм координации деятельности по обеспечению пограничной безопасности страны, разработаны рекомендации по развитию международного сотрудничества в интересах укрепления пограничной безопасности России.
Результатом научного анализа данной проблемы являются следующие выводы и положения, обладающие элементами научной новизны:
1. Установлена историко-хронологическая периодизация становления и развития правового обеспечения безопасности государственной границы России. При этом диссертант опирался в своих выводах на следующие постулаты:
территориально-договорное оформление государственной границы;
советский период пограничной политики, который характеризовался поступательным движением в формировании ее правовой базы;
- постсоветский период, характеризующийся созданием новой системы нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере охраны государственной границы Российской Федерации и принятием Федерального закона "О Пограничной службе Российской Федерации" от 4 мая 2000 г. № 55-ФЗ.
11
2. Уточнены понятия "пограничная политика", "пограничная безопасность", "правовой механизм обеспечения пограничной безопасности", "механизм функционирования системы обеспечения пограничной безопасности".
"Пограничная политика" представляет собой всестороннюю деятельность органов государственной власти по реализации его функций в пограничной сфере и направлена на обеспечение суверенитета, территориальной целостности, реализацию и защиту интересов и безопасности страны в ее пограничном пространстве, а на договорной основе - и в пограничных пространствах других государств.
"Пограничная безопасность" - состояние защищенности важных интересов человека и гражданина, общества и государства в ее пограничном пространстве.
Под "правовым механизмом обеспечения пограничной безопасности" диссертант понимает совокупность применяемых способов и форм деятельности, а также обеспечивающих успешную реализацию установленных в законе "О пограничной службе Российской Федерации" функций и целей, политико-правовых основ, финансово-экономических, материально-технических, информационных и иных средств и ресурсов.
3. Автор предлагает следующие направления совершенствования системы обеспечения безопасности государственной границы Российской Федерации, которые предусматривают поиск основных направлений совершенствования системы обеспечения безопасности государственной границы Российской Федерации, в том числе:
- прогнозирование и оценку угроз пограничной безопасности страны;
- разработку основных направлений пограничной политики страны и положений ее стратегии; правовое и нормативное
12
регулирование в сфере обеспечения безопасности страны в пограничном пространстве;
— строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности пограничного ведомства страны, других воинских формирований и органов, а также планирование их применения;
- планирование мероприятий по изменению, уточнению прохождения государственной границы и ее договорному закреплению, по содержанию и установлению режима границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через границу;
- организацию пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и иных видов контроля на государственной границе;
- координацию деятельности общегосударственных органов власти, органов государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению пограничной безопасности страны и союзных государств;
— борудование государственной границы страны, участие в этом процессе на взаимовыгодных условиях сопредельных государств;
— обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в сфере охраны государственной границы и исключительной экономической зоны страны;
— развитие науки в интересах обеспечения пограничной безопасности страны и всех союзных государств на взаимовыгодной основе;
- финансирование расходов на охрану пограничного пространства, а также контроль за расходованием выделенных на это средств и деятельностью пограничного ведомства, других воинских формирований и органов;
13
- международное сотрудничество в целях совместной охраны соприкасающихся пограничных пространств.
Практическая значимость диссертационного исследования определяется его направленностью на решение актуальных проблем совершенствования федерального законодательства по вопросам обеспечения безопасности государственной границы. Автором предложил принять ряд нормативных правовых актов, в частности, Пограничного кодекса Российской Федерации, Положения о специально уполномоченном федеральном органе по Пограничной службе, Устава войск Пограничной службы.
Содержащиеся в диссертации выводы и положения могут быть использованы в правотворческой деятельности органов ФПС России, практической подготовке юридических кадров в вузах ФПС России, а также при подготовке отдельных лекций по конституционному праву России.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические выводы, рекомендации и положения диссертационного исследования докладывались на международных и всероссийских конференциях. Диссертант выступил по проблематике диссертации на межведомственной научно-практической конференции "Правовое обеспечение пограничной безопасности" (Москва, 2001), на межвузовской научно-практической конференции "Актуальные проблемы совершенствования правоохранительной деятельности органов и войск Пограничной службы РФ в связи с разработкой нового Кодекса РФ "Об административных правонарушениях" (Голицыно, 2001), на научно-практической конференции "Глобализационные процессы в сфере права: проблемы правового развития в России и СНГ" (Москва, 2001).
14
Сформулированные в диссертации положения и выводы обсуждены и одобрены на кафедре государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также на кафедре права Академии ФПС России. Исторические и правовые материалы исследования используются в учебном процессе Академии ФПС России, изложены в статьях, докладах и выступлениях автора в департаментах ФПС России, Московском военном институте ФПС России, Голицынском военном институте ФПС России.
Структура диссертации определяется в соответствии с характером и спецификой исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы.
15
Глава I. Конституционно-правовые основы безопасности государственной границы Российской Федерации
1. Возникновение и сущность государственной границы в России: историко-правовой анализ
Понятие "граница государства" или "государственная граница" сложилось из двух понятий: "граница" и "государство".
Первое из них относится к философии. Оно отражает объективное свойство материальных образований иметь предел (начало, конец), их пространственную и временную определенность. Второе - относится к социологии. В нем отражается важнейший элемент политической системы общества. В понятии "граница государства" ("государственная граница") просматривается диалектика общего (философский аспект) и единичного (социологический аспект). Поэтому исследование проблем, связанных с государственной границей, требует объединения усилий специалистов различных наук - философских, социологических, юридических, экономических, военных и других.
Граница как атрибут государства является воплощением его территориальной целостности, относительной самостоятельности и устойчивости. Она существенно отличается от административной границы и других территориальных отграничений.
Государственная граница - линия, отделяющая территории государств друг от друга или от открытого моря. Согласно международному праву, государственные границы между соседними государствами устанавливаются в договорном порядке. Установление государственной границы проводится в два этапа: делимитация (определение направления государственной границы и нанесение ее на прилагаемой к договору карте) и демаркация (обозначение границы на
16
местности с помощью пограничных знаков). Государственные границы, проходящие по морской поверхности, определяются как астрономические (по параллелям и меридианам) или как геометрические (между двумя точками)2.
Из истории известно, что территориальное разграничение было уже в первобытном обществе, первоначальное разграничение территорий происходило стихийно и вне рамок государственности ввиду ее отсутствия.
Государственные границы возникают с появлением государств и выступают одним из его необходимых элементов. Первое такое государство - рабовладельческое - определило свою территорию государственными границами. В отличие от первобытного строя, когда состав общины определяется родственными связями, одним из признаков государства, образовавшегося в результате появления классов, явилось объединение людей на определенной территории. В пределах своей территории государство осуществляет государственный суверенитет, неотъемлемой частью которого является исключительная власть государства в рамках его границ.
По мере развития общества границы все определеннее и полнее выражают интересы правящих классов. Однако процесс формирования рабовладельческих государств происходил крайне неравномерно. Не малая роль в этом процессе отводилась силовому фактору выразителем которого стал важнейший элемент государства - армия. Первыми в борьбу вступают те страны, в которых раньше сформировались все элементы государства. Существовавшее ранее территориальное разграничение переросло в государственное. Границы приобрели политический, классовый характер.
2 Краткий энциклопедический словарь, Т. 1/ Сост. А.П, Горкин. - М.: Большая Российская энциклопедия 2000, С.687.
17
Феодализм не изменил классового содержания государственных границ нового общества. Он еще более обострил эту проблему. Территории многих регионов в то время были представлены многочисленными феодальными владениями, а позднее и собственностью монархов. Постоянные распри и междоусобицы привели к тому, что войны за территории и соответственно изменение существующих границ практически не прекращались. Они охватили практически все континенты мира, особенно активно проявляясь на европейском континенте.
Переход от феодализма к капитализму, который во многих странах совпал с формированием буржуазных наций, сопровождался усилением военной активности возникающих централизованных государств. Процесс образования буржуазных государств на основе объединения ранее разрозненных территорий, на которых проживало население, имеющее длительные экономические связи, общий язык и основы духовной культуры, в целом носил положительный характер.
В России процесс становления и развития правового обеспечения безопасности государственной границы можно подразделить на три этапа:
1. Территориально-договорное оформление государственной границы.
В Древней Руси граница являлась достаточно условным рубежом, определяющим пределы интересов и суверенных прав удельных князей. Даже при таком произвольном толковании защита населения и среды его обитания от посягательств врагов уже в те далекие времена считалась делом чести и доблести.
Выдающуюся роль в защите русских земель сыграли великие князья Святослав и Владимир Мономах. Второму удалось не только объединить до 3/4 территории Древней Руси, но и привлечь к защите



Список литературы




Комментрии





          Дата создания:  20.09.2009           Дата изменения:  20.09.2009           Просмотров:  168

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами