Методика расследования незаконного пересечения Государственной границы



Учиться в 
России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск

Методика расследования незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации :

АР
Л248 Лапшин, Г. М. (Геннадий Михайлович).
Методика расследования незаконного пересечения
Государственной границы Российской Федерации :Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата
юридических наук. Специальность 12.00.09 - Уголовный
процесс ; Криминалистика и судебная экспертиза ; Оперативно
-розыскная деятельность /Г. М. Лапшин ; Науч. рук. В. В.
Новик ; Санкт-Петербургский юридический институт
Генеральной прокуратуры РФ. -СПб.,2002. -23 с.-Библиогр. :
с. 23.4 ссылок

Материал(ы):
  • Методика расследования незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации.
    Лапшин, Г. М.
    Лапшин, Г. М.
    Методика расследования незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.
    3
    1. Общая характеристика работы
    Актуальность темы диссертационного исследования. Одной из важнейших функций государства является обеспечение национальной безопасности, неприкосновенности территории страны, ее рубежей[1]. Государство начинается с границы, которая очерчивает пределы распространения государственного суверенитета и в рамках которой специальные субъекты обеспечивают безопасность государства и граждан от внешних и внутренних угроз. Соответственно, обеспечение национальной безопасности начинается с обеспечения стабильности на Государственной границе.
    Чем больше протяженность границ, тем больше «соседей» и тем интенсивнее на жизнь государства оказывает воздействие внешняя среда, структура международных экономических, политических и других связей. Бреши, имеющиеся в охране границе, обязательно отразятся на состоянии безопасности страны, затруднив её устойчивое социально-экономическое развитие.
    Изменившаяся геополитическая ситуация вокруг России привела к нарушению сложившейся ранее системы охраны границы. Вслед за распадом СССР и образованием СНГ произошло сокращение территории России более чем на 20%. Около 75% участков границ России оказались на новых рубежах. Ее общая протяженность составляет 60932,8 км, а с учетом береговой черты островов - 104 тыс. км. Граница, унаследованная от СССР, оформленная в международно-правовом отношении, составляет 9850 км (8 сопредельных государств). Граница, не оформленная в международно-правовом отношении, - 13 тыс. 599 км (8 сопредельных государств).
    Пограничные войска Российской Федерации охраняют границу с шестнадцатью государствами. Государственную границу охраняют более 60 пограничных отрядов и 900 пограничных застав. Пропуск через границу лиц и транспортных средств осуществляется на более 380 пунктах пропуска через Государственную границу. Каждые сутки на защиту границы и континентального шельфа заступает порядка 11000 нарядов, около 100 пограничных кораблей и 90 самолетов и вертолетов.
    4
    Россия имеет самую большую протяженность Государственной границы в мире. И на ней отразилась вся сложность геополитической ситуации в стране.
    Государственная граница со странами СНГ соответствующим образом не оформлена, что в свою очередь облегчает их преодоление нарушителями, усложняет контроль и задержание нарушителей. Из-за «прозрачности» границ резко увеличились миграционные процессы между Россией и странами СНГ, в основном к нам в Россию. Вследствие чего, на территории России проживает до 10 млн. незаконных эмигрантов. Эти факторы, конечно же, учитывают и используют те государства, чья политика по отношению к России не является дружелюбной, засылая к нам своих агентов.
    Естественно, что вышеперечисленные обстоятельства вызвали значительное увеличение числа преступлений, связанных с незаконным пересечением российской государственной границы. Показательной является статистическая информация по фактам незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации (далее РФ) на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области: так, если в следственных подразделениях УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в 1985 году расследовалось 3 уголовных дела о незаконном выезде за границу и незаконном въезде в СССР (статья 83 УК РСФСР), а в 1990 году - 7 таких уголовных дел, то в 1995 году этим Управлением расследовалось уже 17, в 1999 году - 25, в 2000 году - 41, а в 2001 -55 уголовных дел о незаконном пересечении Государственной границы РФ по ст. 322 УК РФ.
    Незаконное пересечение Государственной границы России наносит существенный ущерб нормальной управленческой деятельности органов государственной власти по обеспечению охраны Государственной границы, в связи с чем на борьбу с этим преступлением направлены усилия многих государственных органов, прежде всего Федеральной пограничной службы и Федеральной службы безопасности России.
    В настоящее время, как нам представляется, появилась объективная необходимость по-новому, с криминалистических позиций, дать оценку незаконному пересечению Государственной границы РФ по ряду причин:
    1. Практически нет научно обоснованных методик расследования фактов незаконного пересечения Государственной границы РФ.
    2. Имеющиеся отдельные методические разработки (1960-1970-ых годов) на сегодняшней день уже устарели и не отвечают
    5
    современным условиям борьбы с незаконным пересечением Государственной границы.
    3. За последние десятилетия криминалистика сделала существенный скачок в своем развитии, но ее достижения не нашли своего применения в борьбе с незаконным пересечением Государственной границы, в частности в оптимизации расследования и профилактики этого вида преступлений.
    Важность решения подобного вопроса в практическом плане определяется необходимостью подготовки научно-обоснованных рекомендаций работникам следствия (дознания) и оперативным сотрудникам в целях повышения уровня раскрытия, расследования, а также для эффективного предупреждения данного преступления.
    Исследованием общих вопросов безопасности Российской Федерации, в том числе и ее рубежей, занимались: В.Н. Кудрявцев, А.И. Николаев, Б.М. Клименко, С.В. Степашин, Ю.И. Скуратов, Н.Т. Блатова, И.Е. Тарханов, Н.В. Щербаков, Н.А. Ушанов, Н.В. Чугунов и др. В то же время еще нет монографических исследований, посвященных методике расследования незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации.
    Перечисленные факторы, на наш взгляд, убедительно свидетельствуют об актуальности темы исследования.
    Цели и задачи исследования. Целью исследования является разработка частной криминалистической методики расследования незаконного пересечения Государственной границы РФ.
    В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
    - научный анализ современных правовых и организационно-тактических основ по выявлению, пресечению и расследованию незаконного пересечения Государственной границы РФ;
    - анализ существующей практики раскрытия и расследования уголовных дел данной категории;
    - разработка криминалистической характеристики незаконного пересечения Государственной границы РФ;
    - выявление типичных следственных ситуаций первоначального и последующего этапов расследования рассматриваемого преступления;
    - разработка типовой программы расследования незаконного пересечения Государственной границы РФ;
    - разработка рекомендаций по тактике производства отдельных следственных действий.
    Объект и предмет диссертационного исследования.
    6
    Объектом исследования является незаконное пересечение Государственной границы как разновидность преступной деятельности и практика по раскрытию, расследованию и профилактике данных преступлений.
    Предметом исследования являются закономерности механизмов нарушения Государственных границ, их важнейшие криминалистические признаки, а также различные аспекты организации предупреждения, раскрытия и расследования незаконного пересечения Государственной границы РФ органами ФСБ и ФПС России.
    Методологическая и теоретическая основа исследования.
    Методологической основой исследования являются диалектический метод научного познания, а также исторический, логический, сравнительно-правовой и статистический частно-научные методы познания. В работе использовался анализ статистической информации о фактах незаконного пересечения Государственной границы РФ. При написании диссертации использовались труды специалистов по философии, теории государства и права, уголовному и уголовно-процессуальному праву, криминологии, криминалистике, судебной психологии и теории оперативно-розыскной деятельности.
    В работе диссертант опирался на труды: Т.В. Аверьяновой, О.Я. Баева, Р.С. Белкина, И.Е. Быховского, B.C. Бурдановой, М.Б. Вандера, В.В. Вандышева, А.Н. Васильева, В.Ю. Владимирова, И.А. Возгрина, В.К. Гавло, Г.А. Густова, Л.Я. Драпкина, Г.Г. Зуйкова, А.Н. Колесниченко, В. П. Лаврова, И.М. Лузгина, В. В. Новика, В. А. Образцова, И.Ф. Пантелеева, С.К. Питерцева, Н.И. Порубова, А.Р. Ратинова, Е.А. Россинской, В.И. Рохлина, Н.А. Селиванова, А.А. Степанова, В.Г. Танасевича, А.В. Федорова, Ю.В. Чуфаровского, А.А. Эйсмана, Н.П. Яблокова и других известных ученых.
    Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составляют результаты проведенного диссертантом анализа следственной и судебной практики по делам рассматриваемой категории за период с 1975 по 2001 годы, в частности результаты личного исследования соискателем 236 уголовных дел.
    При подготовке диссертации были использованы также статистические данные УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также материалы интервьюирования следственных работников по входящим в круг исследования вопросам.
    В диссертации нашел отражение личный опыт работы соискателя в качестве следователя, старшего следователя и старшего
    7
    следователя по особо важным делам КГБ СССР на Дальнем Востоке, Закавказье и в Ленин градском военном округе, а также в качестве начальника кафедры правовых дисциплин и криминалистики Института переподготовки и повышения квалификации сотрудников ФСБ России (Санкт-Петербург).
    Научная новизна исследования определяется тем, что данная тема ранее в рамках самостоятельного научного исследования не рассматривалась. Более того, среди отдельных, разрозненных исследований совершенно отсутствовал комплексный подход к анализу большого числа проблем, связанных с незаконным пересечением Государственной границы РФ. Что же касается криминалистических исследований, то их по данной тематике вообще не проводилось. В диссертации впервые предпринята попытка исследования криминалистических проблем, связанных с производством по делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ и создания частной криминалистической методики расследования этого вида преступлений.
    Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы состоит в том, что впервые на диссертационном уровне был рассмотрен комплекс криминалистических проблем, возникающих в процессе расследования незаконного пересечения Государственной границы РФ, в постановке и решении вопросов, обеспечивающих разработку частной методики расследования данного преступления.
    Практическая значимость исследования. Практическая значимость работы определяется её прикладным характером, отвечающим потребностям практики, и заключается в том, что разработанная автором частная методика может быть использована в деятельности правоохранительных органов, осуществляющих производство по уголовным делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ, в целях повышения ее эффективности.
    Основные выводы и положения, выносимые на защиту:
    1. Понятие криминалистической характеристики незаконного пересечения Государственной границы РФ.
    2. Определение предмета доказывания по делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ.
    3. Научная классификация следственных ситуаций и система типичных версий по делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ.
    4. Комплекс программ расследования по каждой из типичных следственных ситуаций.
    8
    5. Особенности тактики производства отдельных следственных действий, в том числе программы (алгоритмы) допроса свидетелей и подозреваемых.
    Апробация и внедрение результатов исследования.
    Диссертация подготовлена на кафедре криминалистики Санкт-Петербургского юридического института Генеральной Прокуратуры Российской Федерации.
    Основные положения работы изложены:
    1. В учебном пособии «Вопросы борьбы с незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации» (Санкт-Петербург, 2001).
    2. В журнале «Регион (политика, экономика, социология)» (Санкт-Петербург, 2001, №1).
    3. В выступлениях на научно-практических конференциях:
    - «Повышение эффективности взаимодействия правоохранительных ведомств России в борьбе с экономической преступностью» (Санкт-Петербург, 2000);
    - «Судебная реформа и эффективность деятельности органов суда, прокуратуры и следствия» - материалы 4-ой научно-практической конференции молодых ученых (Санкт-Петербург, 2001).
    Основные результаты диссертационного исследования внедрены в лекционный материал и используются при чтении лекции по дисциплине «Криминалистика» на кафедре правовых дисциплин и криминалистики Института переподготовки и повышения квалификации сотрудников ФСБ России (Санкт-Петербург), использовались при проведении занятий в системе повышения квалификации и профессиональной подготовки следователей Следственной службы УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
    По теме диссертации опубликовано 4 научных статьи.
    Объем и структура диссертации. Диссертация имеет объем 152 страницы, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
    2. Основное содержание работы.
    Во введении диссертации обосновывается актуальность темы исследования, определяются степень ее разработанности, объект и предмет, методологическая и теоретическая основы, цели и задачи исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, приводятся сведения об эмпирической базе исследования, излагаются основные положения, выносимые на
    9
    защиту, указываются направления апробации и внедрения результатов исследования.
    Первая глава - «Криминалистическая характеристика незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации» - состоит из двух параграфов и посвящена рассмотрению содержания криминалистической характеристики рассматриваемого преступления.
    Первый параграф - «Структура и содержание криминалистической характеристики незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации» - раскрывает содержание и структуру криминалистической характеристики данного преступления. В этом параграфе диссертации рассматриваются различные точки зрения ученых-криминалистов о понятии криминалистической характеристики преступления, об элементах её структуры. Диссертантом было установлено, что принципиальных изменений в понятии криминалистическая характеристика преступления за примерно два десятилетия не произошло. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что под криминалистической характеристикой незаконного пересечения Государственной Границы РФ следует понимать основанную на изучении следственной и судебной практики совокупность данных о наиболее характерных и типичных закономерностях подготовки, совершения и сокрытия следов данного преступления. Соискатель полагает, что содержание криминалистической характеристики преступления определяется видом совершенного преступления.
    В рассматриваемом параграфе автор отметил влияние на криминалистическую характеристику незаконного пересечения Государственной границы РФ уголовно-правовой и криминологической характеристик данного преступления. Соискатель отмечает, что криминалистика традиционно оперировала в первую очередь уголовно-правовыми понятиями преступления, не имея своего окончательно сформулированного понятийного аппарата, адекватно отражающего результаты собственных прикладных исследований.
    В структуру криминалистической характеристики незаконного пересечения Государственной границы РФ входят данные о следующих взаимосвязанных элементах этого преступления: о личности преступника, о типичных мотивах и целях, о способе, времени и месте совершения преступления, о типичных следах, об обстоятельствах, способствующих совершению преступления. Представляется важным кратко показать основное содержание
    10
    элементов, входящих в структуру криминалистической характеристики:
    1. Свойства личности преступника. Данное преступление может быть совершено одним лицом, группой лиц или организованной группой лиц.
    Применительно к анализируемому преступлению имеют значение такие данные о преступлении, как пол, возраст, профессия, гражданство, национальность, род занятий и т.д.
    Изучение следственной и судебной практики показывает, что преступники - мужчины составляют 90% лиц. Следует отметить, что, как правило, это люди с невысоким материальным достатком. Среди нарушителей, как и раньше, встречаются лица, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности (3% от числа изученных дел) или стремящиеся избежать уголовного преследования (около 4% от числа изученных дел). Некоторые из совершивших преступление злоупотребляют алкоголем, совершая преступление в состоянии алкогольного опьянения (5% от числа изученных дел) или в результате болезненного расстройства психики (2% от числа изученных дел). Наибольшей криминогенностью обладают лица в возрасте от 30 до 40 лет (76% от числа изученных дел).
    Преступники обладают, как правило, низким образовательным уровнем. Около 50% имеют среднее или средне-специальное образование, примерно 7% имеют высшее образование.
    Как правило, незаконное пересечение государственной границы РФ осуществляется одним лицом (60% от числа изученных дел). Совершение преступления группой лиц имеет место в оставшихся 40% случаях незаконного пересечения Государственной границы РФ. Преступные группы формируются, в основном, по национальному, реже по региональному принципу.
    Лица, нарушающие границу из сопредельных стран в Россию, как правило, принадлежат к слоям населения, материально плохо обеспеченным и ищущим в нашей стране лучшие условия жизни.
    Типичным является стремление к наживе среди нарушителей режима Государственной границы, занимающихся незаконным промыслом рыбы и др., занимающихся контрабандной деятельностью (наиболее характерно для границы с Японией и Китаем).
    Встречаются и лица, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну, и не имеющие права выезжать за границу.
    2. Типичные мотивы и цели незаконного пересечения Государственной границы РФ. Незаконное пересечение Государственной границы РФ может быть совершено только с прямым умыслом. Совершение данного преступления по
    11
    неосторожности состава преступления не образует. Мотивы и цели совершения преступления носят, как правило, личностно-бытовой характер. Это могут быть:
    - желание найти высокооплачиваемую работу за границей (47 % от числа изученных дел);
    - поиск лучших условий жизни (18 % от числа изученных дел);
    - стремление к встрече с родственниками и близкими (9 % от числа изученных дел);
    - уклонение от ответственности за совершенные уголовные преступления (4 % от числа изученных дел);
    - занятие незаконным промыслом (например, рыболовство) (2 % от числа изученных дел);
    - уклонение от службы в армии (2 % от числа изученных дел);
    - уклонение от уплаты долга (2 % от числа изученных дел);
    - получение медицинской помощи и др.
    3. Способы совершения, а также время и место незаконного пересечения Государственной границы РФ. Представляется, что под способом совершения незаконного пересечения Государственной границы РФ следует понимать совокупность действий, направленных на получение преступного результата. Анализ изученных нами уголовных дел показал, что незаконное пересечение Государственной границы РФ невозможно без предварительной подготовки, изучения обстановки, создания ряда условий, способствующих «благоприятному» для преступников исходу преступления. Данное преступление совершается лишь посредством активных действий. Наиболее характерными способами преодоления границы являются:
    1. Пересечение Государственной границы в официальных пунктах пропуска через границу.
    2. Переход Государственной границы на сухопутных участках.
    3. Переезд с помощью различных технических средств, например, пересечение на самолетах и судах загранплавания, транспортных и иных средствах передвижения.
    При этом нарушители используют поддельные документы и возможности незаметного укрытия в трюмах судов, контейнерах, находящихся на верхней палубе, среди грузов автомашин дальнего следования, в багажных и инструментальных ящиках железнодорожных вагонов, подсобных помещениях и туалетах.
    Преодоление сухопутной границы достигается устройством подкопов под сигнализационным комплексом, раздвиганием или разрушением проволочных нитей заградительных сооружений, перелазов. Зачастую преступники применяют различные ухищрения: переходят границу с помощью шестов, ходулей, обуви,
    12
    имитирующей следы животных, перепрыгивают прилегающие к границе участки местности по камням, передвигаются спиной вперед, прыжками, путем перекатывания и т.д.
    Из многих уголовных дел о незаконном пересечении сухопутной границы усматривается, что преступники специально выбирают для этой цели труднодоступный для охраны участок, заранее изучают его по карте или путем непосредственного наблюдения (рекогносцировки). Переход осуществляется в ряде случаев в ночное время, в условиях плохой видимости.
    В последнее время случаи незаконного пересечения Государственной границы РФ, как правило, связаны с использованием чужого либо поддельного документа.
    4. Типичные следы и иные материальные последствия преступления. Как показывает следственная и судебная практика, преступники могут оставлять на месте пересечения границы (чаще сухопутной), на местности по маршруту их движения к границе и в местах боевого столкновения характерные материальные следы преступления; средства передвижения, оружие, орудия, применяемые для преодоления границы, документы, снаряжение, личные вещи, различные записи, остатки пищи и т.п. К числу материальных следов преступления надо отнести следы ног и рук нарушителя границы, транспортных средств, а также следы, оставленные на одежде преступника в результате преодоления им инженерно-заградительных устройств.
    5. Обстоятельства, способствующие совершению незаконного пересечения Государственной границы РФ. Одна из причин - это наблюдаемая в последние годы тенденция, когда территория России служит неким «перевалочным» пунктом для лиц, которые транзитом следуют через нее. Это характерно, прежде всего, для лиц из среднеазиатских и южных республик бывшего Советского Союза, для ряда стран из региона Ближнего Востока, а также из стран так называемого бывшего социалистического лагеря.
    К числу обстоятельств, которые способствуют совершению данного вида преступления, можно отнести:
    - недостатки в оперативном прикрытии границы;
    - недостатки в обеспечении режима охраны Государственной границы РФ (самовольное отключение системы и сброс сработок);
    - недостатки в обеспечении пограничного режима, отсутствие щитов на въезде в погранзону с предупреждением "Внимание! Пограничная зона! Въезд без пропусков запрещен";
    - продажа билетов на транспорт, идущий в погранзону, без предъявления документов кассиру и т.д.
    13
    Во втором параграфе - «Основные обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации» - определяется и анализируется круг основных обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании незаконного пересечения Государственной границы РФ. В данном параграфе рассматриваются различные мнения ученых о месте обстоятельств, подлежащих установлению в частных методиках расследования.
    Признавая дискуссионность данного вопроса, следует отметить, что обстоятельства, подлежащие установлению в процессе расследования незаконного пересечения Государственной границы РФ, являются элементом частной методики расследования данного вида преступления. В результате обобщения следственной и судебной практики по делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ диссертантом были выявлены следующие обстоятельства, подлежащие установлению:
    1. Наличие факта незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации, то есть пространственного перемещения нарушителя через линию границы либо попытки ее пересечь.
    Наличие факта незаконного пересечения линии Государственной границы устанавливается:
    - в ходе проведения пограничного контроля (досмотра) в местах, пунктах пропуска через государственную границу;
    - по информации сигнализационного комплекса и отражением этого в документации пограничной заставы;
    - обнаружением пограничным нарядом следов на контрольно-следовой полосе (КСП);
    - выдачей пограничными представителями сопредельного государства нарушителей российским пограничникам;
    - показаниями свидетелей-очевидцев нарушения (или попытки нарушения) Государственной границы;
    - предметами и документами, оставленными нарушителем на месте совершения преступления;
    - сообщениями в зарубежных средствах массовой информации.
    2. Место и время пересечения Государственной границы РФ, маршрут движения нарушителя. Место и время незаконного пересечения Государственной границы, маршрут движения нарушителя необходимо устанавливать с высокой точностью, так как это не только характеризует объективную сторону совершенного преступления, но и позволяет судить о том, как действовал нарушитель, организовать его розыск, произвести задержание, обнаружить следы, вещественные доказательства, установить и
    14
    допросить свидетелей, принять необходимые меры по усилению охраны участка границы.
    3. Способ пересечения линии границы, ухищрения и приемы маскировки. В настоящее время примерно 70% нарушителей Государственной границы пытаются незаконно пересечь границу в установленных пунктах пропуска, расположенных в приграничных зонах, в аэропортах, причем данный вид нарушителей, как правило, имеет на руках поддельные документы, дающие право на пересечение границы.
    4. Сведения об отсутствии у нарушителя установленных документов и надлежащего разрешения, дающих право на пересечение Государственной границы Российской Федерации.
    5. Сведения о лице (группе лиц), незаконно пересекшем (или пытавшихся пересечь) Государственную границу РФ. О каждом нарушителе границы необходимо собрать полные данные, характеризующие личность: возраст, гражданство, национальность, образование, профессия, место жительства и работы, не совершали ли эти лица подобных преступлений прежде, судимы ли они либо были ли привлечены к уголовной ответственности и т.д.
    6. Умысел, цель и мотивы преступления. Незаконное пересечение Государственной границы РФ является преступлением с формальным составом и может быть совершено только умышленно.
    Неумышленное пересечение границы (например, при потере ориентировки вблизи границы и т.п.) состава преступления не образует.
    Мотивы совершения преступления могут быть различными и зависят от того, с какой целью совершается незаконное пересечение Государственной границы.
    Выяснение характера умысла, цели и мотива при расследовании фактов незаконного пересечения границы является важнейшей задачей. Так, в последние годы этот канал активно используется для проникновения боевиков, членов экстремистских организаций для участия в обороте оружия, наркотиков и т.д.
    7. Обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого.
    8. Подлежат выяснению также обстоятельства, способствовавшие незаконному пересечению границы (причины и условия). Их выяснение необходимо для полного и объективного исследования всех вопросов, связанных с преступлением, и для внесения в органы государственной власти и управления представления об установлении причин и условий, способствующих совершению преступления.
    15
    9. Связано ли с совершением других преступлений (контрабанда, шпионаж и др.). В практике расследования данного преступления встречались случаи, когда незаконное пересечение Государственной границы использовалось как возможность заброски агентов в нашу страну.
    Вторая глава диссертации - «Начальный этап расследования уголовных дел о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации» - состоит из трех параграфов и посвящена анализу особенностей возбуждения уголовных дел, выделению типичных следственных ситуаций, складывающихся в процессе расследования, и разработке программ расследования применительно к типичным следственным ситуациям.
    Первый параграф - «Особенности возбуждения уголовных дел по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации» - посвящен анализу особенностей возбуждения уголовных дел.
    В ходе изучения уголовных дел было установлено, что в большинстве случаев поводом для возбуждения уголовного по рассматриваемому преступлению обычно является непосредственное обнаружение признаков преступления в ходе осуществления пограничного контроля (более 70% от числа изученных уголовных дел). Поводом для возбуждения также является непосредственное обнаружение пограничным нарядом признаков незаконного пересечения Государственной границы. Значительно реже (около 1% от числа изученных дел) имеют место такие поводы к возбуждению уголовного дела о незаконном пересечении Государственной границы, как сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также статьи, заметки и письма, опубликованные в печати.
    В параграфе отмечается, что примерно в 90% случаев незаконного пересечения Государственной границы РФ началу расследования уголовного дела предшествует административно-служебная деятельность должностных лиц пограничных войск, и что успех последующей деятельности органов дознания и следственных органов по делам о незаконном пересечении Государственной границы в значительной мере зависит о того, насколько квалифицированно проведены эти действия пограничниками. При получении данных о незаконном пересечении Государственной границы РФ их задача заключается не только в том, чтобы пресечь противоправные действия нарушителей, но и сохранить доказательства совершения этих действий, стараясь процессуально грамотно зафиксировать такие доказательства.
    16
    Исходя из анализа уголовных дел, соискателем дифференцированы и проанализированы действия военнослужащих пограничных войск (с точки зрения методики расследования этого преступления) в зависимости от того, задержан ли нарушитель границы при обнаружении факта нарушения или нет.
    Так, в случае если нарушитель границы задержан, то начальник заставы обязан:
    - проработать следы, осмотреть маршрут движения нарушителя границы и прилегающую местность, принять меры к сохранению следов и других признаков нарушения;
    - составить протокол о нарушении (попытке нарушения) Государственной границы Российской Федерации и схему осмотренной местности;
    - произвести в присутствии лиц, задержавших нарушителя, его личный досмотр, изъять все предметы и документы и занести их в опись;
    - взять письменное объяснение у нарушителя режима границы;
    - получить рапорта от военнослужащих, задержавших нарушителя (от местных жителей - письменные объяснения);
    - написать начальнику отряда рапорт, в котором изложить обстоятельства незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации и задержания нарушителя.
    Действия пограничников в тех случаях, когда обнаружен факт незаконного пересечения Государственной границы РФ (или попытки к этому), но не обнаружен сам нарушитель Государственной границы РФ, носят иной характер. При получении данных о нарушении режима Государственной границы пограничники принимают меры к преследованию и захвату нарушителя. Если эти данные требуют предварительной проверки, то начальник заставы, прибыв на место происшествия во главе поисковой группы, производит осмотр места происшествия, имея цель убедиться в наличии признаков нарушения. Когда такие признаки налицо, поисковая группа старается получить как можно больше сведений, необходимых для преследования нарушителя. Очень важно обеспечить сохранность следов преступления на месте происшествия для последующего его осмотра дознавателем или следователем.
    Диссертантом выявлены характерные особенности действий военнослужащих пограничных войск на морских и речных участках Государственной границы РФ.
    В параграфе соискателем рассмотрены основные моменты взаимодействия дознавателя или следователя с оперативными подразделениями на момент начала расследования и определены
    17
    задачи по раскрытию преступления, которые могут быть поставлены перед оперативным подразделениям ФПС и ФСБ.
    По результатам административно-служебной деятельности дознаватель (в 80% случаев из числа изученных уголовных дел уголовное дело возбуждает орган дознания ФПС) возбуждает уголовное дело и осуществляется планирование первоначальных (неотложных) следственных действий исходя из сложившейся следственной ситуации.
    Второй параграф - «Типичные следственные ситуации при расследовании незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации» - посвящен анализу понятия следственной ситуации, выделению типичных следственных ситуаций и рассмотрению их особенностей, знание которых необходимо для дальнейшей разработки программ расследования данного преступления и для практического их применения.
    В работе названы и исследованы типичные следственные ситуации, складывающиеся в процессе расследования незаконного пересечения Государственной границы РФ, в зависимости от содержания которых предлагается система типовых общих и частных следственных версий, использующихся затем при разработке программ расследования.
    В параграфе приводится классификация типичных следственных ситуаций, применительно к расследованию дел указанной категории на первоначальном, последующем и завершающем этапах расследования.
    На первоначальном этапе расследования рассматриваемого преступления соискатель впервые выделил следующие типовые общие версии:
    - имело место умышленное незаконное пересечение Государственной границы РФ;
    - совершено другое преступление: контрабанда (ст. 188 УК РФ), нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК РФ);
    - произошло непреднамеренное нарушение режима Государственной границы РФ.
    Частные версии о целях незаконного пересечения Государственной границы РФ, по мнению соискателя, могут быть следующие:
    - поиск в Российской Федерации лучших условий жизни;
    - уклонение на территории Российской Федерации от ответственности за преступление, совершенное за границей;
    - нарушитель перешел границу для совершения преступления на территории Российской Федерации и др.
    18
    На последующем этапе расследования незаконного пересечения Государственной границы РФ, как типичные, соискателем определяются следующие особенности следственных ситуаций:
    1. Преступник (преступники) установлен и изобличен в совершенном преступлении.
    2. Преступник (преступники) не установлен, но имеется информация о его личности и возможном местонахождении.
    3. Преступник не установлен и полностью отсутствует информация о его личности и местонахождении.
    При анализе материалов уголовных дел соискателем было выявлено, что довольно распространена следственная ситуация (35% от числа возбужденных дел), когда преступник не установлен. Для данной следственной ситуации характерно наличие крайне ограниченной информации о преступлении, как полученной посредством допросов, так и следовой. Здесь, как правило, имеет место минимальное количество материальных следов, которое сопряжено с незначительными сведениями о личности преступника. Разрешение данной следственной ситуации представляется возможным на основе анализа и сопоставления ранее совершенных аналогичных преступлений. В данном случае первостепенное значение для быстрого и успешного раскрытия и расследования незаконного пересечения Государственной границы РФ является скоординированное взаимодействие следователя (дознавателя) с оперативными подразделениями Пограничных Войск, ФСБ России.
    Типичными следственными ситуациями на завершающем этапе расследования данного преступления являются:
    1. Формулирование обвинения преступника в полном объеме и принятие решения об окончании предварительного расследования при отсутствии или наличии ходатайств и заявлений обвиняемого, связанных с проведением дополнительных следственных действий.
    2. Принятие решения о приостановлении расследования по уголовному делу в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, связанного с подготовкой планов совместных организационно-тактических мероприятий, направленных на раскрытие преступления (30% от числа изученных дел).
    3. Принятие решения о прекращении уголовного дела.
    В третьем параграфе - «Программы расследования применительно к типичным следственным ситуациям» - разработаны типовые программы расследования по уголовным делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ.
    В параграфе автор обосновывает утверждение о том, что применительно к различным этапам расследования незаконного
    19
    пересечения Государственной границы РФ, можно выделить определенный комплекс следственных действий, оперативных и организационно-технических мероприятий в зависимости от складывающихся следственных ситуаций.
    Здесь же соискателем подробно разработаны особенности программы расследования применительно к складывающимся в процессе расследования незаконного пересечения Государственной границы РФ следственным ситуациям.
    Так, в ходе изучения уголовных дел диссертантом было установлено, что в 14% дел данной категории расследование осуществляется в ситуации, когда лицо, подозреваемое в совершении преступления, не задержано, но имеется информация о его приметах или местонахождении. Соответственно, программа расследования в этой следственной ситуации направлена на сбор информации, индивидуализирующей личность преступника, сведений, детализирующих способ совершения и сокрытия преступления.
    В практике расследования данного преступления проблемной является следственная ситуация, при которой в распоряжении дознавателя (следователя) отсутствует информация о личности преступника. Для раскрытия преступления в данной следственной ситуации в диссертации обосновывается вывод, что на первоначальном этапе расследования незаконного пересечения Государственной границы РФ приоритетное значение должно отводится осмотру места происшествия и работе с материальными следами. Границы осмотра места происшествия в этой ситуации должны быть расширены максимально. Целесообразно привлечение к осмотру места происшествия специалиста - криминалиста и кинолога со служебно-розыскной собакой. Основными видами следов, выявляемых на месте происшествия, как показали проведенные соискателем исследования, являются следующие: следы обуви, окурки, частицы ткани одежды подозреваемого. Также большое значение для раскрытия преступления имеет восприятие места происшествия непосредственно следователем, что позволяет мысленно смоделировать обстановку незаконного пересечения Государственной границы РФ, а главное - направление движения нарушителя, определить связь материальных объектов с расследуемым событием.
    В параграфе соискатель приходит к выводу о необходимости использовать для розыска преступника (преступников) по делам рассматриваемой категории и чисто криминалистические средства, которыми в практике расследования данного преступления практические работники порой пренебрегают, например:
    20
    составление (по возможности) композиционного портрета предполагаемого преступника; проведение экспертиз по материальным объектам, изъятым с места происшествия; проведение проверки изъятых с места происшествия следов рук по дактилоскопическим учетам на принадлежность этих следов лицам, ранее совершившим преступление.
    Следственная ситуация, когда преступник (преступники) установлен, задержан и признает свое участие в совершении преступления, имеет место в абсолютном большинстве (около 90 % изученных дел) и продиктована, в основном, деятельным раскаянием лица, совершившего преступление. В практике расследования незаконного пересечения Государственной границы РФ подобные следственные ситуации носят, как правило, благоприятный и бесконфликтный характер. В своем большинстве данное преступление совершается одноактно и одним лицом, задержанным, как правило, на месте совершения преступления.
    Соискатель пришел к выводу, что рассмотренные в данном параграфе типовые программы расследования незаконного пересечения Государственной границы РФ:
    - основываются на следственной ситуации, которая позволяет видеть на каждом этапе расследования обстоятельства, подлежащие установлению, обусловливающие принятие следственных решений;
    - обусловлены этапами расследования преступления: первоначальным, последующим и заключительным;
    - содержат комплексы следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые меняются на различных этапах расследования в зависимости от выявленных типичных следственных ситуаций;
    - решают задачи установления и изобличения лиц, совершивших преступление; исследования и оценки доказательств;
    - предлагают основные формы взаимодействия, наиболее эффективно обеспечивающие реализацию типовых программ расследования типичных следственных ситуаций; процессуальное выполнение органом дознания отдельных поручений следователя (ст. 38 УПК РФ); осуществление розыска лиц, скрывающихся от правоохранительных органов; привлечение специалиста (кинолога) или эксперта к участию в проведении следственных действий; организационно-тактические - совместное планирование следственно-оперативных мероприятий или проведение конкретных следственных действий; периодическое совместное (следственными и оперативными работниками) обсуждение хода и результатов проделанной работы по раскрытию и расследованию преступлений.
    21
    Третья глава - «Особенности тактики производства отдельных следственных действии при расследовании незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации» - состоит из двух параграфов.
    Первый параграф - «Особенности производства следственного осмотра и освидетельствования по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации» - посвящен вопросам организации, планирования и проведения дознавателями и следователями таких следственных действий по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации, как следственный осмотр и освидетельствование.
    Анализ изучения уголовных дел о незаконном пересечении Государственной границы РФ позволяет сделать вывод о том, что в 95% случаев осмотр места происшествия производится военнослужащими (в основном дознавателями) ФПС России. Как показывает практика расследования дознавателями, к сожалению, каждый конкретно реализованный осмотр места происшествия отдельно не анализируется, не оцениваются в необходимом объеме и результаты его проведения, а определяется сразу его доказательственное значение в совокупности с уже имеющимися по делу доказательствами. Соискатель приходит к выводу, что тактически это неправильно, так как осуществление оценки хода и результатов отдельного следственного действия служит основой выработки тактических приемов проведения повторных и других следственных или процессуальных действий с этими же участниками в ходе дальнейшего расследования преступления.
    По делам рассматриваемой категории осмотр места происшествия составляет важную информационную основу раскрытия и расследования данного преступления, что позволяет определить исходные следственные ситуации, выдвинуть версии и разработать программы по их проверке.
    Диссертантом в диссертации были определены основные задачи по осмотру места происшествия при незаконном пересечении Государственной границы РФ:
    - установление места совершения преступления (например, конкретное место преодоления нарушителем контрольно-следовой полосы);
    - изучение обстановки совершения преступления и обстоятельств, обусловливающих возможность его совершения;
    - обнаружение следов преступления, предметов - носителей следовой информации или предметов, оставленных преступником;
    22
    - получение исходной информации о механизме и способе совершения преступления;
    - получение информации о субъектах преступления (идентифицирующей, поисковой).
    В параграфе обосновываются следующие выводы, касающиеся проведения следственного осмотра:
    - осмотр (осмотр места происшествия или осмотр вещей и документов) как способ получения доказательств от материальных объектов имеет приоритетное значение среди других следственных действий в процессе доказывания при расследовании незаконного пересечения Государственной границы РФ;
    - осмотр места происшествия составляет важнейшую информационную базу для раскрытия незаконного пересечения Государственной границы РФ, помогает устанавливать событие преступления, а также способ, механизм его совершения и другие обстоятельства, имеющие значение для определения дальнейшего направления расследования преступления.
    Освидетельствование по делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ также является важным источником доказательственной информации. Иногда задержанные по подозрению в совершении рассматриваемого преступления могут отрицать свое длительное пребывание, например, в лесу, и в этом случае дознавателю необходимо освидетельствовать задержанного нарушителя с целью:
    1. Наличия у нарушителя царапин, синяков, признаков физического истощения и т.д.;.
    2. Давность происхождения этих повреждений.
    Второй параграф - «Особенности производства допросов по делай о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации» - посвящен рассмотрению тактических нюансов проведения допросов по делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ.
    По делам рассматриваемой категории диссертантом впервые были разработаны алгоритмы допросов подозреваемых (обвиняемых), а также в качестве свидетелей, во-первых, участников задержания нарушителя Государственной границы РФ и, во-вторых, очевидцев его подготовительных действий и иных лиц, знающих нарушителя по месту жительства, работы, его родственников.
    В заключении диссертации подведены результаты проделанной работы, определены основные положения и выводы исследования. Соискатель подчеркивает то обстоятельство, что затронутые в исследовании вопросы оказались весьма разноплановыми и многогранными. Полное и исчерпывающее
    23
    исследование в рамках одной диссертационной работы, конечно же, невозможно. Эта малоисследованная тема требует еще многочисленных исследований и дальнейшей разработки методики расследования незаконного пересечения Государственной границы РФ.
    В приложении к диссертации представлены данные статистического анализа материалов уголовных дел по незаконному пересечению Государственной границы РФ.
    Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях соискателя:
    1. Уголовно-правовая и социально-экономическая характеристика незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации // Повышение эффективности взаимодействия правоохранительных ведомств России в борьбе с экономической преступностью. Межведомственная научно-практическая конференция. Санкт-Петербург. Филиал Академии налоговой полиции в Санкт-Петербурге. 2000. 0,4 п.л.
    2. Вопросы борьбы с незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации: Учебное пособие. Санкт-Петербург. Филиал Академии налоговой полиции в Санкт-Петербурге. 2001. 2,5 п.л.
    3. Правовые аспекты незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации (на опыте Северо-Западного региона) // Регион (политика, экономика, социология). №1. Санкт-Петербург. 2001. 0,4 п.л.
    4. Актуальность частной методики расследования незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации // Судебная реформа и эффективность деятельности органов суда, прокуратуры и следствия. 4-я научно-практическая конференция молодых ученых. Санкт-Петербург. Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. 21 апреля 2001. 0,2 п.л.


    [1] См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 18. 01
Информация обновлена:13.06.2002

Сопутствующие материалы:
  | Защита диссертаций
 


Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru Редакция портала: info@law.edu.ru Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами