Яков Кротов: Жизнь под Марсом

Яков Кротов: Жизнь под Марсом



Марс опять замелькал в новостях и, разумеется, с присловьем: "Самая похожая на Землю планета Солнечной системы… Самая высокая вероятность жизни…" Конечно, жизнь на Марсе возможна! Жизнь и в России возможна. Собственно, Марс – это будущее России и всей Земли, если все будет, как оно было до сих пор. Потому что Марс – бог войны.
Главная причина любой войны (если на время вынести за скобки сексуальное извращенчество, каковым является всякая некрофилия) – страх потерять свободу. Точнее, демагогия о свободе прикрывает разнообразные извращения, которые являются причинами войн. Ах, нас завоюют!
Угу, нас завоюют… Позвольте, минуточку! А вот кого уже завоевали – они что, нелюди? Вот 99 лет назад Россию завоевали Ленин со товарищи – так что ж, жизнь кончилась? Конечно, в определенном смысле в России жизни нет.... Власть есть, госслужащие есть, парикмахерские, банки, склянки, КГБ, полоний, самодержавий, православий… Жизни – да, нет, увы. Сплошная угроза жизни – это да, это есть.
Ну и что? Прикажете вешаться, эмигрировать, выходить на площадь? Если выйти на площадь, тут как раз точно жизнь закончится – во всяком случае, для вышедших. Хорошо, если посадят, но если выйдут, предположим, миллионы, то их просто сотрут в порошок. В радиоактивный. Современные технические средства это позволяют, а рука не дрогнет. Марс ведь! Завоеватели!
Хорошая новость – собственно, благая новость, евангелие в самом точном смысле слова – заключается в том, что совершенно не нужно ни вешаться, ни выходить на площадь. Нет, иногда выйти на площадь – разумный поступок, но лишь тогда, когда этому поступку предшествует некоторая жизнь. Если пьяница выйдет на площадь с криком "Долой кровавую гэбню!" – то грош цена такому выходу. Если миллион пьяниц, халтурщиков, кое-какеров, понтовщиков, имитаторов, изготовителей фальшивых диссертаций и подлинных ядовитых газов выйдет на площадь, ничего хорошего не выйдет. Кровавая гэбня, может, и закончится, но на ее месте появится что-нибудь куда хуже…
А если человек нормальный, то и под гэбней будет жить, а не преть. Есть жизнь под Марсом! Почему, собственно, сегодня столь многие люди боятся, что Россия их завоюет? Потому что не верят, что под российским господством выдержат, сохранят человечность и честность, не превратятся в моральных и интеллектуальных уродов, в "совков", в серых ничтожеств. И действительно, могут не выдержать. Только ведь можно и выдержать – вот хорошая весть! Свет может светить во тьме!
Свет не оправдывает тьму, в которой светит. Свет спасает. Но, конечно, надо понимать, что свет – это свет, а не воспоминания о свете, к которым сводилась и сводится по сей день так называется "порядочность". Когда секретарь парткома – "порядочный человек". Мог бы и бритвой по глазам. Порядочный человек не крадет текстов диссертаций. Правда, он может на заказ написать начальству диссертацию – вполне оригинальную, содержательную. Это "в рамках". Но это, конечно, не свет, это тоже мрак и мгла. Ну а что ж – не на площадь же идти! Плетью обуха не перешибешь! Уши выше лба не растут!
Никто не просит что-то перешибать и куда-то там расти. Светить – и не отраженным светом, не светом просветительства, культуры, просвещения. Это все вполне вписываются в тьму. Какой-то уровень грамотности и в аду поддерживают – должен же кто-то уметь изготавливать сковородки и регулировать пламя под ними. Мы же понимаем, что Мордор, каким его изобразил Толкин, – это для детей? Что настоящий Мордор вылизан, вымощен плиткой, тут и там концерты фольклорных ансамблей, классическая музыка, кое-где под строгим надзором и постмодернизм, ЕГЭ и ГБУ. Все упорядочено, в общем, городок в табакерке, как и было предсказано. И – темень!
Без жизни даже правда становится ложью
Жизнь под Марсом – это о другом. Ее пытался описать Солженицын знаменитым лозунгом "жить не по лжи". Неудачный лозунг оказался – все тот же призыв выйти на площадь, прыгнуть выше лба. Прыгать, а не светить. И автор сам прыгнул знатно, а вот со светом как-то больше у Сахарова получилось. Потому что жизнь заключается не в том, чтобы "не по лжи".
Драма ельцинизма-путинизма как раз в том, что они на деле показали: мало убрать марксистско-ленинские лозунги. Их место могут занять другие, неправильные (вроде "За великую Россию!") или правильные ("Христос воскресе!"), но это лозунги, это опять не свет, а изображения света. Без жизни даже правда становится ложью​. Семья, дети, наука, друзья – это само по себе не жизнь, это материал для жизни. И самое простое определение жизни – давай жить другим. Раб не может влиять на политику рабовладельца, но раб может помогать жить другим рабам. Давать жить, а не существовать по принципу "Умри ты сегодня, а я – завтра". Давать жить, а не руководить чужой жизнью, превращая другого в своего раба.
Давать жить другим – чрезвычайно непростая задача, поэтому света очень мало. Тьма бдительно следит за тем, чтобы каждый светил в одиночку и не помогал светить другому. "В одиночку" – это тьме не страшно. Одиночка она и есть одиночка. Ты – Бог? Поздравляю, свети, но только на Своей канонической территории. Ах, Ты решил в Вифлееме посветить? Ну, извини, Сам напросился! Эй, стража! Вон вифлеемские младенцы – решите вопрос!
В России много светильников, но они не светят, потому что все они светят для себя, не для других. Для других – нельзя. В итоге больше света в окружающих странах, где, может, уровень культур-мультур пониже, но светят – для других. Хотя и в других странах это далеко не так уж легко.
Потому и боятся в России сектантства, что деспотизм – это воплощенное сектантство, изоляционизм, когда каждый – под спудом, под личным и коллективным горшком. Вот из-под спуда и выползать, начиная с малого, хотя бы с той же вежливости. За вежливость пока не сажают, хотя, если ее станет много, непременно объявят экстремизмом. Точность, честность, дружелюбие, верность себе, умение держать дистанцию с другим и совсем уж высший пилотаж – умение объединяться с другим не в замкнутый кружок, а в открытое общество…
В нормальном мире это все поддерживается извне, из поколения в поколение, но ведь и нормальный мир когда-то был ненормальным, и нормальное в нем засветилось не вдруг, и тоже кто-то причитал "у нас рабство в крови", а кто-то пытался – нет, не выдавливать из себя раба, а, будучи рабом, не проливать ничьей крови в прямом и переносном смысле. Не проливать и не пить.
Так что, коли уж так повелось в России, что совпадают годовщина революции с началом рождественских рекламных кампаний, то использоваться каждый новый звук надоедливых "джингл беллз", чтобы прикинуть: где бы и как бы использовать внутренний свет, чтобы преодолеть цензуру и самоцензуру, чтобы выбраться из такой белой и пушистой ваты в настоящий мир, где холодно и темно, но где тебе светят издалека и где ты можешь и должен ответить светом своего сердца.
Яков Кротов – историк и священник, автор и ведущий программы Радио Свобода "С христианской точки зрения"
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами