Мутации фашизма

В украинском издательстве "Фолио" вышел роман "Красный свет". Книга представлена на Франкфуртской книжной ярмарке. О книге рассказывает автор – писатель и художник Максим Кантор.
"Красный свет" – роман о происхождении фашизма. Время действия романа – от Октябрьской революции до сегодняшней имперской войны с Украиной – описывает динамику фашизма, этой философии неравенства, в столкновении с христианской моралью.
Фашизм путешествует в истории, мимикрирует в различных культурах
Я не разделяю точку зрения, согласно которой фашизм (и его модификации) возникли на Западе как ответ на русский большевизм. Эта трактовка (автор Эрнст Нольте, в какой-то степени и Ханна Арендт) помещает фашизм в строго определенную историческую эпоху. Сегодняшняя ситуация заставляет пересмотреть генезис фашизма. Мы сегодня вправе сказать, что фашизм путешествует в истории, мимикрирует в различных культурах; его модификации в ХХ веке связаны с тем, что при общем знаменателе всякая культура дает оригинальный числитель. Выяснилось, помимо прочего, что фашизм – явление самостоятельное, не рефлексивное. Сегодня повсеместно разгромлена коммунистическая доктрина и социалистического лагеря уже не существует. Фашизм возник при полной победе капитализма. Трудно упрекнуть в его реинкарнации кого-либо, кроме нас самих.
В книге "Красный свет" действуют (наряду с вымышленными персонажами) исторические фигуры: Черчилль, Гитлер, Сталин – вплоть до Путина. И, сколь бы ни был оскорбительно мал масштаб последнего, невозможно игнорировать факт, что борьба за демократию привела именно к этому персонажу. Перед нами продукт отрицательного отбора в эволюции – выяснилось, что боролись именно за это. Простая правда хроники гласит, что общество, вчера осудившее сталинизм, сегодня с восторгом вернулось к нему; отрицать динамику невозможно. Как невозможно отрицать и то, что сегодняшние сатрапы были приведены к власти вчерашними либералами, и никем иным.
Обложка книги "Красный свет" Максима Кантора
Обложка книги "Красный свет" Максима Кантора
В дни Горбачева говорили: "Знаете, что будет после перестройки? Перестрелка". Циничная шутка подтвердилась полностью. Граждане былого Советского Союза стали убивать друг друга – униженные и оскорбленные, чтобы избавиться от мыслей о собственных унижениях, стали унижать близких. Начали процесс обновления общества с оправдания неравенства: не все, мол, талантливы настолько, чтобы быть богатыми; закончили перемены тем, что послали нищих умирать за богатых – должен же быть смысл в жизни бедняков. "На миру и смерть красна", – заявил с высокой трибуны президент России; эта мысль была последовательно проведена в жизнь. Общеизвестно: чтобы убить человека на войне, следует сперва обесценить его жизнь в мирное время. Так в России и произошло. Здесь важно то, что это сделали с собой сами русские люди. Их никто не принуждал, люди сами захотели так с собой поступить.
Россия в новом столетии из оппонента фашизма превратилась во флагман фашизма
Русское общество ("русский мир", как сегодня принято говорить) продемонстрировало обратную общим мировым процессам эволюцию: если в начале ХХ века Россия выступила катализатором революции, социальной справедливости (при всей фактической фальши происходящего), то в начале ХХI века Россия стала катализатором обратного процесса – контрреволюции. Русская контрреволюция направлена против всех завоеваний социалистической революции двадцатого века: против интернационализма, против республики, против равенства, против антиклерикализма, против научного мировоззрения, против бесклассового общества, против мирной экономики. Прославлены – империя, нация, военная мощь, единство с племенем, иерархия власти. Эту новую программу часто называют "консервативная революция".
Учитывая то, что термином "консервативная революция" принято описывать социальное движение, имманентное фашизму, страна Россия в новом столетии из оппонента фашизма превратилась во флагман фашизма.
Данная трансформация чрезвычайно любопытна не только в связи с анализом русской культуры (это частность), но в связи с анализом философии неравенства и унижения человека человеком.
2
Полная версия романа переведена также на французский и немецкий; французский текст опубликован, "Красный свет" по-немецки выходит в ближайшее время.
Я не вижу никакой разницы между русским изводом "либерализма" и "патриотизмом" фашистского толка, возникшим в России сегодня
"Надеюсь, эту книгу никогда не переведут", – написал русский рецензент либерального толка по поводу первой части романа, изданной в России. Рецензий было много – сначала книгу хвалили патриоты, а либералы кривились. Патриоты решили, что я с ними заодно, коль скоро не люблю отечественный "либерализм". В дальнейшем оскорбились также и русские патриоты – выяснилось, что я не люблю и патриотизм также.
Дело в том, что я не вижу никакой разницы между русским изводом "либерализма" и "патриотизмом" фашистского толка, возникшим в России сегодня. Полагаю, что это этапы единого процесса. Этот процесс (превращения квазилиберализма в фашизм) и описывает роман.
Картина Максима Кантора "Крестный ход"
Картина Максима Кантора "Крестный ход"
Когда в Париже искали переводчика для французского издания полной версии романа (в России выходила только первая часть) – то дама, которую прочили в переводчики, сказала мне так: "Зачем вы назвали роман "Красный свет", ведь это "зеленый свет" – сталинизму и тоталитаризму".
К таким рецензиям я привык: сочиняли про книгу много. Подумал, что дама не читала книги: в романе черным по белому написано, что Сталин палач и что по плечам гламурной фронды приходит русский фашизм. Метафора "от кабаре – к гибели богов" была произнесена внятно. Но услышана метафора не была. Кабаре книгу осудило. Те, кто называл себя "либеральная интеллигенция" (оба термина представляются неточными), сочли, что я критикую либерализм и интеллигенцию.
На деле я высмеивал не либералов и не интеллигентов, а только завсегдатаев кабаре.
Дама-переводчица действительно не читала моего романа, но объявила, что в суждении о нем руководствуется мнением прогрессивных коллег (которые роман тоже не читали, но обидное для себя улавливали, едва заглядывали на любую из страниц).
Обидное в книге содержится, это правда.
Позавчера интеллигенты были за свободу, вчера за финансовый капитализм, теперь многие за империю
В первой части романа (опубликованной три года назад по-русски в России) рассказано, что именно гламурная среда, которая именовала себя "либеральной" или "креативным классом", по сути была компрадорским классом менеджеров – и именно эта среда сделала возможным ответную национал-империалистическую реакцию. То, что эта среда присвоила себе именование "русская интеллигенция", – не более чем социальный казус; ничего интеллигентного в сотрудниках олигархических компаний не было. И протестного в них не было тоже. То была фиктивная фронда, которая быстро растаяла, выполнив свою задачу. Применимо к параллели с французской Фрондой 17-го века, любопытно, что и российская оппозиция делилась на "парламентскую Фронду" и "партию Принцев" – причем распри между двумя ветвями оппозиции регулировались властью. Опасные устранялись, послушные поощрялись, удобные переходили в государственный статус. Уверен, что российская "фронда" курировалась теми же манипуляторами, которые параллельно готовили "националистический" взрыв, реванш Западу. Иначе и быть не может, так как целью оппозиции была лишь смена менеджмента – впрочем, как и у партии принцев 1649 года.
"Болотное" движение умерло, протест отменили, и креативный класс накрыла волна патриотического безумия. Немногие борцы сохранили былую стать, большинство нашло оправдания новому империализму.
Болотная площадь, декабрь 2011 года
Болотная площадь, декабрь 2011 года
Слова "я – русский империалист" гордо произносят те, кто вчера именовал себя наследниками Ахматовой и Мандельштама. Впрочем, выяснилось, что и Бродский, и прочие поэтические кумиры молодежи – тоже за империю; само слово "империя" – вместо того чтобы быть ругательным словом (тюрьма народов, инструмент подавления человека) – дало людям смысл существования; даже возникло романтическое наименование – "имперец". Позавчера интеллигенты были за свободу, вчера за финансовый капитализм, теперь многие за империю – все переплелось в сознании гламурной русской интеллигенции: и тяга к западному образу жизни, и риторика "демократов", и убеждение, будто лишь в качестве империи, подавляющей колонии, Россия может существовать. Вчерашние "либералы" стали "охранителями" во мгновение ока – сюжет, привычный для России; особенность момента в том, что, по сути, никаких "либералов" и не было. "Либерализм" России 90-х – это фантом. Лозунги произносили, партию либеральную собирали – но это был совсем не либерализм. Законы Монтескье и императивы Канта среди отечественных банкиров не были в чести. "Либерализм" рассматривался в сугубо практическом, финансовом ключе.
Чего ожидать от феодала – как не верности идее империи?
Сегодня лондонская диаспора русских богачей присягнула на верность Российской империи – зайдите в их ресторанчики, прислушайтесь к застольным беседам в лондонской "Марьиванне": купцы почувствовали себя патриотами империалистической России. Как неожиданно вышло: еще вчера купцы посещали протестные концерты, хихикали над Путиным, а навещая угодья в России, заглядывали на Болотную площадь – постоять в рядах; но разве они были кем-то еще, кроме как феодалами? Разве не феодализм насаждали на развалинах социалистической казармы? Чего ожидать от феодала – как не верности идее империи? Лишь статус имперского феодала дает возможность привольной жизни в Европе.
Подтвердился вечный русский парадокс: чтобы жить полноценной демократической жизнью в Европе, русскому человеку надо быть русским феодалом. Кстати сказать, метод опробован еще Тургеневым, но в наши дни достиг небывалого расцвета. Тысячи приятных во всех отношениях русских "имперцев" живут в столицах просвещенного мира, славят русского президента-империалиста и упрекают просвещенный мир в бездуховности; но, скажите, разве это в первый раз так?
Эту двухходовку: сделать жизнь граждан бессмысленной и затем забрать бессмысленную жизнь на колониальной войне – новый русский феодализм осуществил легко
Обитатели социалистических руин легко приняли (30 лет назад) эти мантры – "в будущее возьмут не всех", "если люди не вписались в рынок, то сами виноваты", "креативный класс – это люди иной породы, чем быдло", – и вот прошло тридцать лет и те, кто "вписались в рынок", стали слать на убой тех, кто "в рынок не вписался", и купцы говорят плебеям, что плебеи должны умирать за империю, за гордость феодальной родины и это их, плебеев, собственный демократический выбор.
И ведь купцы правы! Люди действительно хотят добровольно умирать за свою родину, а что родина выстроила феодальную иерархию, которую именуют альтернативой западному лицемерию – ну, это уж так вышло само собой.
Феодалы решили вопрос трудоустройства безработных просто, как всегда этот вопрос решается: тысячи люмпенизированных граждан поехали в Украину – воевать за Русскую империю, каковая империя их самих и превратила в люмпенов. Эту двухходовку: сделать жизнь граждан бессмысленной и затем забрать бессмысленную жизнь на колониальной войне – новый русский феодализм осуществил легко. Те, кто были охранниками в универмагах и мойщиками машин, отправлялись убивать людей охотно – в момент убийства их существование обретало смысл. Ограбленное "либералами" население "патриоты" утилизировали. И утилизированные отходы "финансового капитализма" были объявлены героями России.
Сепаратисты на востоке Украины
Сепаратисты на востоке Украины
В российской пропаганде распространено сравнение колониальной войны с Украиной и операции Запада против Саддама Хусейна. Сравнение некорректно. Колониальная война прежде всего решает задачу утилизации собственного населения, умерщвляется ненужный народ бывшего СССР, тот самый народ, который когда-то требовалось кормить и обеспечивать жильем. Либеральная циничная фраза (приписывают Гайдару): мол, можно пожертвовать миллионами, чтобы войти в рынок, – реализуется на деле.
Простите, но как так вышло, что "демократией" мы именовали "феодализм"?
Однако вышло именно так, и никак иначе.
война в России всегда была общественной скрепой
Есть и еще одна общественная задача у войны в феодальном обществе. Война является субститутом народного единства; война в России всегда была общественной скрепой, к «обществу войны» обращались, когда становилось ясно, что «общество мира» невозможно. Не умея создать общественный договор в мирное время, отсутствующий социальный договор подменяют воинским приказом. Воинский приказ – тоже своего рода общественный договор; и то, что приказ на войне не обсуждается, соответствует бесправному положению людей в мирное время. Солдатская доля выравнивает социальную несправедливость. Сообразно потребности бесправного общества – войну вывели в реторте. Использовалась риторика Великой Отечественной войны: та, освободительная война, сплотила народ, и предполагалось, что выдуманная сегодня война народ также сплотит. Война внедрена в общество вместо отсутствующего социального договора – каковой в период Великой Отечественной существовал. Освободительной войны сегодня нет –напротив, оккупированы соседние земли; задача, прежде всего, в создании субститута общины, в создании социального договора, который в феодальном государстве отсутствует. То, что унижает крепостного – возвеличивает солдата. Феодал отнимает у смерда имущество и жизнь – это обидно; но когда генерал забирает жизнь у солдата – это почетно. То, что феодал и генерал одно и то же лицо – не уточняют.
Этого не было в период Великой Отечественной – но в полной мере проявилось сейчас, во время Славянской империалистической.
Простите, но как так вышло, что «демократией» мы именовали «феодализм»?
Однако вышло именно так и никак иначе.
Формировать "новую русскую элиту" – именно эту цель провозгласили сразу же после крушения казарменного социализма; дикое это выражение звучит тридцать лет подряд в устах прикормленных властью. Сегодня "новая русская элита" – сторонники оккупации Донбасса и аннексии Крыма; а вчера "новая русская элита" – бенефициары финансового капитализма, издатели лаковых журналов. Но ведь это одни и те же люди – буквально те же самые персонажи. Высокопоставленные "либералы" и "патриоты" не просто пребывают в добрых отношениях друг с другом – это те же самые физические лица. Уточните, приватизатор Чубайс – кто он: либерал или патриот, компрадор или государственник, демократ или наместник диктатуры? "Новая русская элита" – это легитимизированная демократическим голосованием феодальная власть. И это было очевидно с самого первого дня "приватизации".
Русские нувориши (беглые лондонские или усадебные отечественные) никогда не протестовали против структуры нового русского феодализма – а фронда была их прихотью: хотелось сменить менеджера. Но менеджер остался прежним, и фронда растаяла. Формировали вовсе не "креативный класс", но привычную номенклатуру. Номенклатура мимикрирует как угодно, принимает любые формы – определяющим фактором является материальный достаток.
Процесс трансформации колониальной банановой республики в национально-патриотическое казарменное государство – описан в романе.
Фигуранты процесса обиделись: многие видели себя наследниками Мандельштама – а тот факт, что пребывают на зарплате у Березовского, рассматривать было неприлично. Сознавать, что даже искреннее фрондерство является марионеткой властей, – было обидно.
– Как ты можешь? В те годы все так делали! – этот упрек я слышал постоянно.
И впрямь, разоряли страну все, и скромный (точнее: нескромный) подполковник ГБ был лишь одним из многих – и кто же теперь виноват в том, что данная особь оказалась прожорливее и удачливее прочих?
Но какое отношение история пиратства (от приватизации "ЛогоВАЗа" к донецким приобретениям) имеет к законам Монтескье?
3
Обида патриотов на книгу была еще горше обиды либералов: патриоты видели во мне своего единомышленника (пусть и еврея; но такие преданные общему делу евреи случаются), посчитали предателем. Патриоты не заметили существенной детали: унижения толпы я не принимал прежде всего потому, что унижение толкает массу обиженных к фашизму. Фашизм, который приходит по плечам компрадорства, – в сто раз страшнее и гаже самого компрадорства – но он компрадорством выпестован. Это не провокация фашизма (ср. теорию Э. Нольте, согласно которой коммунизм провоцирует фашизм), нет, компрадорство – это просто первая стадия фашизма.
Мне не нравится идея Российской империи как таковая, я не люблю империи, и я не являюсь патриотом
Зафиксированное рынком неравенство принимает форму олигархата, каковой мутирует в тиранию. И когда тирания созреет, тиран обращается поверх головы олигархов к своему народу, обращается к толпе, к людям, которых тиран "приватизировал", обратил в "свой народ".
Подобная "прямая демократия" имела место в гитлеровской Германии, имеет место и в сегодняшней России. "Как ты можешь пойти против своего народа?" – вопрошает власть оппозиционера-одиночку. И протестант повержен логикой, хотя ответ на этот риторический вопрос весьма прост: "Это не мой народ. Это твой народ, тиран. Ты этих людей купил и продал. Свободный народ – это тот, который не ходит на твою войну за рынки сбыта. Я один, – и я не продаюсь, – и я тоже народ".
Однако такой ответ дать совсем непросто. Свобода уже не является моральной ценностью, коль скоро была использована в риторике рынка.
Демократия и либерализм скомпрометированы в России надолго, чтобы не сказать навсегда.
Процитирую здесь открытое письмо либеральному поэту и эстрадному ведущему Быкову, письмо под названием "Почему я не ношу ленточки", опубликованное пять лет назад, когда контуры фашизма еще только намечались.
“И чему удивляться, когда на смену демократической риторике (о, как это будоражило мозги двадцать пять лет назад: мы хотим гражданских прав!) пришла риторика фашизма. Обнаружили, что равные гражданские права – фикция, а теперь фашизм моден. Ну да, фашизм именно моден, к фашизму тянется молодежь, как к запретной истине.
Некогда Хью Оден написал простую формулу, говоря о германском фашизме: "Кому причиняют зло, зло причиняет сам". Несмотря на упрощенность, формула верна: русский национализм сегодня – это самое живое, искреннее и подлинно свободное движение мысли. Это не сервильная риторика либералов – это набравшийся социальной правды народный крик. Крик этот вульгарен и дик, добра от него не жди – но его и не спрячешь в карман. Так уже не раз бывало в истории – это очевидный исторический закон рождения национализма, а затем фашизма. Сегодня в России фашистский лозунг – не редкость. Мало того, фашизм не пугает так, как пугает либерализм. И это само по себе невероятно. Но однако факт: течение русской истории привело к тому, что фашизм для умственной молодежи стал притягательнее либерализма, он выглядит чище. И сулит больше прав народу. Есть от чего развести руками. Модный журналист сегодня открыто признается, что он фашист; модный писатель пишет, что подлинная демократия возможна лишь при национализме, – это не движение "Наши", это не происки кремлевских идеологов, это даже не юродивые из национал-социалистов или геополитиков. Нет, это светская, салонная хроника.
Сказать, что по плечам либеральной буржуазии приходит фашизм, – банально, это все знают. Следует еще сказать, что фашизм рекрутируется из люмпенов, – а у нас вся страна люмпенизирована, и тон задают люмпен-миллиардеры, не привязанные ни к чему, свободные от общественных долгов, – молодежь усвоила эту мораль. Следует сказать, что, если упростить сложную историю России до черно-белого кино, белое надоест и захочется черного”.
Это было написано пять лет назад, и мне горько от того, что я все предвидел столь точно. Все вышесказанное объясняет приход фашизма в русское общество, но не оправдывает его.
Можно осуждать политику иностранных государств, унизившую Германию Версальским договором. Но национал-социализм, возникший на почве унижения, от этого привлекательным не становится.
Я не люблю русский империализм вне зависимости от того, что спровоцировало его появление. Мне не нравится идея Российской империи как таковая, я не люблю империи, и я не являюсь патриотом. Причем не только "квасным патриотом" и "агрессивным патриотом" – я не являюсь вообще никаким патриотом; не понимаю, как можно быть преданным племени. Можно и должно хранить преданность униженным, оскорбленным, честным, добрым; можно осознавать свою причастность человеческой семье; следует хранить верность принципам и заповедям – но отдать преданность племени мне представляется нелепым. Декларация преданности племени несмотря на то, что конкретно данное племя совершает, – это, на мой взгляд, дикость.
Анализу племенного сознания, которое приходит на смену сознанию корпоративному – и оба противостоят морали, – также посвящен этот роман.
4
Книга "Красный свет" выходит на русском языке, чего я не ожидал. Выходит книга в Украине по понятным причинам: в книге изображено российское начальство – ровно с той же степенью реализма, с какой я изображал Сталина или Гитлера. Второй том романа уже три года назад существовал в набросках, я закончил книгу уже во время русско-украинской диверсионной войны. Должен сказать, что данную войну я в романе предсказал и наброски сцен (еще не ставших реальностью) сохранились. Некоторые детали уточнял, но в целом развитие событий описал с удручающей точностью.
Рекламный щит с изображением Владимира Путина, Волноваха, 2014 год
Рекламный щит с изображением Владимира Путина, Волноваха, 2014 год
Это говорит не о моей прозорливости, хвастаться нечем.
Это лишь свидетельство хрестоматийного сценария – повторяющейся вновь и вновь истории с демократией, которая оборачивается олигархией, затем переходит в тиранию, а потом захлопывает ловушку, и люди начинают убивать друг друга, полагая, что борются за свободу, а на деле умирая за империю – для которой они пушечное мясо.
Мы дожили до того страшного времени, когда "война" уже никого не удивляет, хотя никто не знает, за что именно он собирается воевать и почему идет убивать других людей. Потому убивает, что соседи прыгали на одной ноге? Из-за этого стоит лишать жизни?
Но если вспомнить всю динамику моральных постулатов в последние 30 лет, то это уже и не удивляет.
Эту именно динамику я в своей книге и описал.
Отрывок из романа Максима Кантора "Красный свет" будет опубликован на сайте Радио Свобода.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами