ПОГРАНИЧНЫЙ ВРПРОС (УКРАИНА - МОЛДОВА)
Пограничный вопрос
Накануне подписания соглашения между Украиной и Всемирным банком о выделении дополнительных $60 млн на достройку Днестровской ГАЭС отечественные политики попытались спровоцировать скандал с Кишиневом. И хотя их обещания пересмотреть пограничный договор с Молдовой оказался блефом, тема украинско-молдавской границы еще не раз всплывет в будущем.
Автодорога Одесса — Рени внезапно прерывается шлагбаумом. Украинский пограничник выдает водителю талончик, на котором от руки пишет время, — и можно ехать дальше. Записанное на талончике время очень важно. Почти 8-километровый участок является территорией Молдовы, тут расположено село Паланка. Сама же дорога — украинская, и потому останавливаться в этом селе запрещено.
Но расположенный вдоль дороги огромный базар с гостиницей и рестораном убеждает, что строгость закона преувеличена. «Покупайте яблочки, — оживляется продавец, — чем будете рассчитываться: молдавские леи, румынские, гривни?». Украинская валюта тут совсем не чужая — треть жителей села каждое утро едут на работу в Одессу, чтобы вечером вернуться домой. Пограничники, по их словам, закрывают на это глаза — граница формальная.
Однако в любой момент она может стать реальной. Рутинный вопрос о финансировании пограничных мостов через Днестр чуть не вылился в скандал. Председатель ВР Владимир Литвин обещал чуть ли не на первой пленарной неделе новой сессии парламента поднять приграничный вопрос. А до тех пор Кабинет Министров должен был предоставить информацию: на каком основании Украина передала Молдове часть своего берега Дуная десять лет тому назад? Данный вопрос в повестке дня шестой сессии ВР не значится. Но если депутаты не умерят прыть, итогом их активности станут испорченный имидж Украины и миллионные убытки. «Как раз в эти дни министры иностранных дел Украины и Молдовы установили первый пограничный столб на самом проблемном, приднестровском участке границы, — говорит Виктор Чумак, директор программ политического анализа и безопасности МЦПИ. — Поэтому заявления депутатов ставят под сомнения практически завершенный процесс демаркации (установления границ на местности — прим. «ВД») границ Украины и Молдовы».
Незыблемость границ и позиций
Конституция Украины однозначно утверждает, что вопросы изменения территориальной целостности страны могут решаться только на общенациональном референдуме. Язык молдавской конституции еще более бескомпромиссен: территория страны незыблема. Но, вопреки букве закона, Украина и Молдова еще 18 августа 1999 года подписали Соглашение о государственной границе, по которому страны должны были совершить территориальный обмен. Он был выгоден обоим государствам. Украина уступала 450 метров дунайского побережья в районе молдавского села Джурджулешть, давая возможность молдаванам построить на Дунае свой порт и стать морской державой. Молдова обязалась передать 7,7 км автодороги вместе с землей в районе села Паланка, что давало Киеву контроль над всей автотрассой Одесса — Рени. Без этого девять районов Одесской области, именуемых Буджаком или Южной Бессарабией, де-факто являлись украинским анклавом.
Однако украинский парламент Соглашение ратифицировал, а молдавский — нет. И в итоге Кишинев передал в пользование Украине само полотно дороги, но не землю, на которой она расположена.
Общий Дунай
С юридической точки зрения позиции Украины безукоризненны: коль Соглашение не ратифицировано молдавской стороной, то и о передаче территорий не может идти речи. Но только с тех пор прошло десять лет. «Сейчас проходит процесс демаркации украинско-молдавской границы, и если Соглашение о границе будет денонсировано, это значит, что огромные средства на установление границы были потрачены впустую», — объясняет Александр Сушко, научный директор Института евроатлантического сотрудничества.
В 2008 году был открыт нефтеналивной терминал порта Джурджулешть, а весной 2009 года заработал пассажирский порт и зерновой терминал. Это обернулось сплошными убытками для украинского порта Рени, доселе существовавшего в основном за счет перевалки молдавских грузов. Зерновой терминал Джурджулешть по своим характеристикам вдвое больше ренийского, и около 70% молдавского зерна (300-400 тыс. т), шедшего через Рени, с 2009-го направилось в Джурджулешть. Кроме того, по данным компании «Укрферри», 40% грузового и 50% пассажирского потоков на турецком направлении в 2009 году также были переориентированы из Одесского МТП на Джурджулешть. По оценкам руководства Ренийского и Измаильского портов, только в этом году из-за работы молдавского порта они недополучили прибыль в размере 5,6 млн грн. Причем убытки украинских портов будут только расти, чему способствует создание в Джурджулешть СЭЗ (экспорт-импорт товаров через порт освобожден от уплаты таможенных пошлин и акциза, а с резидентов Джурджулештского МТП не взимается подоходный налог).
Сложно представить, как Украина будет требовать переданный берег Дуная — вместе с современным портом. Но даже если представить невероятное, то это приведет сразу к нескольким проблемам. Украине придется компенсировать компаниям Danube Logistics (собственник и оператор порта) и Trans Cargo Terminal (владелец зернового терминала) затраты на строительство порта, что составляет $250 млн. За государственные деньги был построен только пассажирский терминал, а также железная дорога Кагул — Джурджулешть (стоимостью $70 млн).
Эх, дороги…
Чтобы соорудить подъездные пути по берегу Дуная к нефтерминалу Джурджулешть и, соответственно, увеличить его загрузку, молдаванам очень нужно добиться от Украины передачи 5 га нашей территории. Предварительно добро премьера Тимошенко ее молдавский коллега Владимир Филат получил в ноябре. Но формальной завершенности дело не получило. И, пожалуй, это единственная больная мозоль, на которую будут пытаться наступить в Украине. Тогда как у официального Кишинева инструментов давления на Киев будет куда больше.
Во-первых, Украина достраивает Днестровскую ГАЭС — в декабре прошлого года Кабмин выделил на ее достройку 100 млн грн., теперь деньги на строительство дает Всемирный банк. Но Молдова легко может заблокировать эксплуатацию самой станции. Ведь по международному праву граница по реке устанавливается по фарватеру, который в данном случае перекрывает плотина. Часть буферной плотины Днестровской ГЭС-2 находится на молдавском берегу. Молдова согласилась на то, чтобы весь комплекс электростанции находился в украинской собственности, но требуется также ее согласие на затопление 5 га своей территории после ввода ГАЭС в эксплуатацию. Формально Кишинев может такого согласия и не дать, таким образом затянув ввод в эксплуатацию всего комплекса Днестровской ГАЭС.
Во-вторых, те самые 7,7 км дороги Одесса — Рени в районе села Паланка. Даже разговоры о денонсации Соглашения 1999 года могут побудить Молдову поставить полноценные погранично-таможенные посты по обе стороны молдавского участка дороги. Южная Бессарабия и без этого является дотационным регионом, после перехода на анклавное положение по нему будет нанесен еще один удар.
В-третьих, во времена СССР девять районов Одесской области и семь районов южной части Молдовы экономически составляли одно целое. И, к примеру, путь по железной дороге в украинский Рени лежит через Молдову. Более того, доставлять грузы в Рени по короткому пути через Приднестровье невозможно (Молдова блокирует железнодорожные перевозки по своему сепаратистскому региону). То есть, чтобы сегодня груз доставить в Ренийский МТП, он должен пересечь всю Молдову с севера на юг — от украинского Могилев-Подольского (Винницкая область) до Рени. Молдова за десять лет сумела построить 40 км объездного участка, чтобы путь в Джурджулешть не проходил по территории Приднестровья. Украина же сначала вела разговоры о строительстве железной дороги Измаил — Рени, а с 2007 года полностью отказалась от этой идеи. Поэтому загрузка того же Ренийского МТП сейчас полностью зависит от Молдовы: ГП «Железная дорога Молдовы» только в этом году повысило транзитную ставка на 10% — до $4,59/т. Снижение транзитной ставки — главный интерес Украины, ведь из-за этого не используется и кратчайший путь из Восточной Украины в Черновцы (железная дорога Могилев — Мамалыга трижды заходит на территорию Молдовы).
Без ультиматумов
Инициатива депутатов, скорее всего, вызвана желанием ускорить процесс передачи в украинскую собственность земли под дорогой в районе Паланки. То, что за десять лет молдавские власти не сподобились это сделать, безусловно, раздражает украинскую сторону. Тем более все пограничные вопросы со своим другим соседом, Румынией, Молдова решила в течение последних восьми месяцев. «Это демонстрирует, какие отношения для Кишинева являются приоритетными, — говорит Виктор Чумак. — Но практика запугивания с украинской стороны эффективной не будет, надо решать пограничные вопросы за столом переговоров».
Украине придется смириться с существованием молдавского порта на Дунае. И в наших же интересах договориться о снижении ставки транзита и передачи в собственность земли на молдавском участке дороги Одесса — Рени. Ради этого вряд ли стоит идти на дополнительные территориальные уступки, но и пугать Кишинев возвратом к нулевому варианту по приграничному соглашению абсурдно.
ДеПо - онлайн-представительство еженедельников "Власть денег" и "Деловая столица". Републикация авторских статей и интервью, размещенных на портале ДеПо, запрещена. Читайте подробные Правила републикации>>
Автодорога Одесса — Рени внезапно прерывается шлагбаумом. Украинский пограничник выдает водителю талончик, на котором от руки пишет время, — и можно ехать дальше. Записанное на талончике время очень важно. Почти 8-километровый участок является территорией Молдовы, тут расположено село Паланка. Сама же дорога — украинская, и потому останавливаться в этом селе запрещено.
Но расположенный вдоль дороги огромный базар с гостиницей и рестораном убеждает, что строгость закона преувеличена. «Покупайте яблочки, — оживляется продавец, — чем будете рассчитываться: молдавские леи, румынские, гривни?». Украинская валюта тут совсем не чужая — треть жителей села каждое утро едут на работу в Одессу, чтобы вечером вернуться домой. Пограничники, по их словам, закрывают на это глаза — граница формальная.
Однако в любой момент она может стать реальной. Рутинный вопрос о финансировании пограничных мостов через Днестр чуть не вылился в скандал. Председатель ВР Владимир Литвин обещал чуть ли не на первой пленарной неделе новой сессии парламента поднять приграничный вопрос. А до тех пор Кабинет Министров должен был предоставить информацию: на каком основании Украина передала Молдове часть своего берега Дуная десять лет тому назад? Данный вопрос в повестке дня шестой сессии ВР не значится. Но если депутаты не умерят прыть, итогом их активности станут испорченный имидж Украины и миллионные убытки. «Как раз в эти дни министры иностранных дел Украины и Молдовы установили первый пограничный столб на самом проблемном, приднестровском участке границы, — говорит Виктор Чумак, директор программ политического анализа и безопасности МЦПИ. — Поэтому заявления депутатов ставят под сомнения практически завершенный процесс демаркации (установления границ на местности — прим. «ВД») границ Украины и Молдовы».
Незыблемость границ и позиций
Конституция Украины однозначно утверждает, что вопросы изменения территориальной целостности страны могут решаться только на общенациональном референдуме. Язык молдавской конституции еще более бескомпромиссен: территория страны незыблема. Но, вопреки букве закона, Украина и Молдова еще 18 августа 1999 года подписали Соглашение о государственной границе, по которому страны должны были совершить территориальный обмен. Он был выгоден обоим государствам. Украина уступала 450 метров дунайского побережья в районе молдавского села Джурджулешть, давая возможность молдаванам построить на Дунае свой порт и стать морской державой. Молдова обязалась передать 7,7 км автодороги вместе с землей в районе села Паланка, что давало Киеву контроль над всей автотрассой Одесса — Рени. Без этого девять районов Одесской области, именуемых Буджаком или Южной Бессарабией, де-факто являлись украинским анклавом.
Однако украинский парламент Соглашение ратифицировал, а молдавский — нет. И в итоге Кишинев передал в пользование Украине само полотно дороги, но не землю, на которой она расположена.
Общий Дунай
С юридической точки зрения позиции Украины безукоризненны: коль Соглашение не ратифицировано молдавской стороной, то и о передаче территорий не может идти речи. Но только с тех пор прошло десять лет. «Сейчас проходит процесс демаркации украинско-молдавской границы, и если Соглашение о границе будет денонсировано, это значит, что огромные средства на установление границы были потрачены впустую», — объясняет Александр Сушко, научный директор Института евроатлантического сотрудничества.
В 2008 году был открыт нефтеналивной терминал порта Джурджулешть, а весной 2009 года заработал пассажирский порт и зерновой терминал. Это обернулось сплошными убытками для украинского порта Рени, доселе существовавшего в основном за счет перевалки молдавских грузов. Зерновой терминал Джурджулешть по своим характеристикам вдвое больше ренийского, и около 70% молдавского зерна (300-400 тыс. т), шедшего через Рени, с 2009-го направилось в Джурджулешть. Кроме того, по данным компании «Укрферри», 40% грузового и 50% пассажирского потоков на турецком направлении в 2009 году также были переориентированы из Одесского МТП на Джурджулешть. По оценкам руководства Ренийского и Измаильского портов, только в этом году из-за работы молдавского порта они недополучили прибыль в размере 5,6 млн грн. Причем убытки украинских портов будут только расти, чему способствует создание в Джурджулешть СЭЗ (экспорт-импорт товаров через порт освобожден от уплаты таможенных пошлин и акциза, а с резидентов Джурджулештского МТП не взимается подоходный налог).
Сложно представить, как Украина будет требовать переданный берег Дуная — вместе с современным портом. Но даже если представить невероятное, то это приведет сразу к нескольким проблемам. Украине придется компенсировать компаниям Danube Logistics (собственник и оператор порта) и Trans Cargo Terminal (владелец зернового терминала) затраты на строительство порта, что составляет $250 млн. За государственные деньги был построен только пассажирский терминал, а также железная дорога Кагул — Джурджулешть (стоимостью $70 млн).
Эх, дороги…
Чтобы соорудить подъездные пути по берегу Дуная к нефтерминалу Джурджулешть и, соответственно, увеличить его загрузку, молдаванам очень нужно добиться от Украины передачи 5 га нашей территории. Предварительно добро премьера Тимошенко ее молдавский коллега Владимир Филат получил в ноябре. Но формальной завершенности дело не получило. И, пожалуй, это единственная больная мозоль, на которую будут пытаться наступить в Украине. Тогда как у официального Кишинева инструментов давления на Киев будет куда больше.
Во-первых, Украина достраивает Днестровскую ГАЭС — в декабре прошлого года Кабмин выделил на ее достройку 100 млн грн., теперь деньги на строительство дает Всемирный банк. Но Молдова легко может заблокировать эксплуатацию самой станции. Ведь по международному праву граница по реке устанавливается по фарватеру, который в данном случае перекрывает плотина. Часть буферной плотины Днестровской ГЭС-2 находится на молдавском берегу. Молдова согласилась на то, чтобы весь комплекс электростанции находился в украинской собственности, но требуется также ее согласие на затопление 5 га своей территории после ввода ГАЭС в эксплуатацию. Формально Кишинев может такого согласия и не дать, таким образом затянув ввод в эксплуатацию всего комплекса Днестровской ГАЭС.
Во-вторых, те самые 7,7 км дороги Одесса — Рени в районе села Паланка. Даже разговоры о денонсации Соглашения 1999 года могут побудить Молдову поставить полноценные погранично-таможенные посты по обе стороны молдавского участка дороги. Южная Бессарабия и без этого является дотационным регионом, после перехода на анклавное положение по нему будет нанесен еще один удар.
В-третьих, во времена СССР девять районов Одесской области и семь районов южной части Молдовы экономически составляли одно целое. И, к примеру, путь по железной дороге в украинский Рени лежит через Молдову. Более того, доставлять грузы в Рени по короткому пути через Приднестровье невозможно (Молдова блокирует железнодорожные перевозки по своему сепаратистскому региону). То есть, чтобы сегодня груз доставить в Ренийский МТП, он должен пересечь всю Молдову с севера на юг — от украинского Могилев-Подольского (Винницкая область) до Рени. Молдова за десять лет сумела построить 40 км объездного участка, чтобы путь в Джурджулешть не проходил по территории Приднестровья. Украина же сначала вела разговоры о строительстве железной дороги Измаил — Рени, а с 2007 года полностью отказалась от этой идеи. Поэтому загрузка того же Ренийского МТП сейчас полностью зависит от Молдовы: ГП «Железная дорога Молдовы» только в этом году повысило транзитную ставка на 10% — до $4,59/т. Снижение транзитной ставки — главный интерес Украины, ведь из-за этого не используется и кратчайший путь из Восточной Украины в Черновцы (железная дорога Могилев — Мамалыга трижды заходит на территорию Молдовы).
Без ультиматумов
Инициатива депутатов, скорее всего, вызвана желанием ускорить процесс передачи в украинскую собственность земли под дорогой в районе Паланки. То, что за десять лет молдавские власти не сподобились это сделать, безусловно, раздражает украинскую сторону. Тем более все пограничные вопросы со своим другим соседом, Румынией, Молдова решила в течение последних восьми месяцев. «Это демонстрирует, какие отношения для Кишинева являются приоритетными, — говорит Виктор Чумак. — Но практика запугивания с украинской стороны эффективной не будет, надо решать пограничные вопросы за столом переговоров».
Украине придется смириться с существованием молдавского порта на Дунае. И в наших же интересах договориться о снижении ставки транзита и передачи в собственность земли на молдавском участке дороги Одесса — Рени. Ради этого вряд ли стоит идти на дополнительные территориальные уступки, но и пугать Кишинев возвратом к нулевому варианту по приграничному соглашению абсурдно.
Комментарии
Отправить комментарий