Административно—правовая организация информационного обеспечения охраны Государственной границы
Тема: Административно—правовая организация информационного обеспечения охраны Государственной границы Российской Федерации | ||
Содержание | ||
Оглавление Введение... 3 Глава 1 Юридическая сущность и правовое регулирование процесса информационного обеспечения охраны Государственной границы Российской Федерации...16 1.1 Понятие и юридическая сущность процесса информационного обеспечения... 16 1.2 Организационно-правовые аспекты охраны Государственной границы... 34 1.3 Правовое регулирование процесса информационного обеспечения охраны Государственной границы... 53 Глава 2. Организующие субъекты информационного обеспечения охраны Государственной границы Российской Федерации... 73 2.1 Органы и должностные лица, наделенные управленческими функциями и полномочиями в сфере информационного обеспечения охраны Государственной границы... 74 2.2 Управленческие функции органов и должностных лиц, осуществляющих административно-правовую организацию информационного обеспечения охраны Государственной границы... 90 2.3 Компетенция государственных органов и должностных лиц в сфере информационного обеспечения пограничной политики... ПО Глава 3. Проблемы обеспечения информационной безопасности и юридическая ответственность за административные правонарушения в сфере информационного обеспечения охраны Государственной границы РФ... 127 3.1 Административно-правовые аспекты обеспечения информационной безопасности в процессе охраны Государственной границы Российской Федерации... 127 3.2. Юридическая ответственность за административные правонарушения в сфере охраны Государственной границы РФ и её информационного обеспечения ... 136 Заключение... 147 Библиографический список использованной литературы... 155 Приложения... 170 | ||
Введение | ||
Введение Конституция Российской Федерации1, Закон РФ «О государственной границе Российской федерации" определяют защиту Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации. Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.2 Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы. Цели осуществления охраны Государственной границы: 1.Недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы; 1 Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 71. 2 Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границы РФ». // ВВС РФ. 1993. № 17. Ст.594 2.Обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» в целях совершенствования государственного управления с 1 июля 2003 г упразднена Федеральная пограничная служба Российской Федерации. Функции упраздненной Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Пограничные войска, органы пограничной службы и организации упраздняемой Пограничной службы, выделенные на содержание указанных войск, органов и организаций финансовые средства, здания, сооружения, материально-техническая база и иное имущество с 1 июля 2003 года переданы Федеральной службе безопасности1. Кроме того, ФСБ России координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, сил и средств, находящихся в их распоряжении, в сфере зашиты Государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Указом Президента РФ от 29 августа 1997 года № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» на пограничную службу Российской Федерации возложено решение задач по обеспечению охраны биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России. Для этой цели сформирована Морская охрана ФПС России. 1 Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации». // СЗ РФ. № 12.2003. Ст. 1101. В Постановлении Правительства РФ от 26 января 1998 года № 90 определены меры по реализации упомянутого выше Указа Президента РФ от 29 августа 1997 года № 950. В частности, предписано организовать передачу соответствующих функций от Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ (в ведении которого находятся органы рыбоохраны) Пограничной службе. Установлено также, что Пограничная служба РФ осуществляет государственный контроль: - за соблюдением законодательства РФ в сфере водных биологических ресурсов; - за соблюдением пользователями условий соответствующих лицензий и других документов, на основе которых возникает право пользования водными биологическими ресурсами; - за выполнением международных договоров РФ в указанной сфере, i Охрана Государственной границы осуществляется органами государственной власти, органами ФСБ и войсками Пограничной службы Российской Федерации в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Кроме того, в процессе охраны Государственной границы РФ принимают определенное участие органы местного самоуправления, а также граждане.2 Совокупность сил и средств, участвующих в охране государственной границы и нормативная база составляет формально определенную административно-правовую организацию. Современная среда функционирования организационных структур такого уровня и масштаба находится под воздействием радикальных 1 Постановление правительства РФ от 26 января 1998 г. «О реализации Указа Президента РФ от 29 августа 1997 г. «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере». // СЗ РФ. 1998. № 5. СТ. 625. 2 Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границы РФ». //ВВС РФ. 1993. № 17. Ст.594. изменений в системе информационного обеспечения, основанных на совершенствовании информационных технологий. В процессе охраны Государственной границы систематизирующее значение приобретает информационная сфера. Информационная составляющая в деятельности субъектов, участвующих в охране Государственной границы выходит на передний план. Однако, анализ хода реформы в области пограничной политики РФ выявляет низкую эффективность её информационного обеспечения. В соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" информационное обеспечение в самом общем виде включает в себя: 1. Формирование и использование информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации, способной функционировать в рамках компьютерных информационных систем как с открытым, так и закрытым доступом; 2. Создание и использование информационных технологий и средств их обеспечения; 3. Защиту информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. «Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации»1. Проводимые в стране реформы, в том числе в области пограничной политики, многократно увеличили потребность в информационном г i 1 Федеральный закон от 20 января 1995 г «Об информации, информатизации и защите информации» //СЗРФ1995№8Ст609 обеспечении как по количеству, так и по качеству. Тем не менее, положение в области информационного обеспечения охраны Государственной границы РФ практически не меняется. Все федеральные государственные органы, органы субъектов федерации, органы местного самоуправления, ФСБ, Пограничной службы и другие ведомства и организации, участвующие в процессе обеспечения охраны Государственной границы РФ, ведут самостоятельные базы данных, использование которых необходимо для принятия эффективных решений в сфере пограничной политики на всех уровнях управления. Необходимо формировать единые базы данных, содержащие информационные ресурсы по пограничным вопросам. С этой задачей вполне успешно могли бы справиться информационно-аналитические отделы Федеральной службы безопасности, а разработчиками баз данных могли бы выступать те ведомства, в компетенции которых находятся и чьи интересы затрагивают рассматриваемые проблемы. До настоящего времени не только не созданы конкретные базы данных, но и не разработана концепция формирования баз данных в единую систему, доступную в режиме единого времени для всех пользователей, работающих в системе принятия государственных решений по вопросам пограничной политики. Не сформирована для этого в полной мере и правовая база. Поэтому, на сегодняшний день, при принятии решений в области охраны Государственной границы информационные ресурсы различных ведомств практически не используются. Проблемы применения Государственными органами, органами местного самоуправления, Вооруженными силами и войсками Пограничной службы России норм административного законодательства в процессе информационного обеспечения охраны Государственной границы, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, необходимо рассматривать с точки зрения информационных 8 отношений, возникающих при обращении информации, производстве и применении информационных технологий и средств их обеспечения, а также в области информационной безопасности. Под информационным обеспечением охраны Государственной границы Российской Федерации понимается согласованная деятельность федеральных органов Государственной власти, органов субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, осуществляемая ими в пределах своих полномочий по созданию информации, формированию информационных ресурсов и их распространению; разработке и применению информационных технологий; созданию и применению средств и механизмов информационной безопасности. В этой деятельности в установленном порядке участвуют Государственные органы, компетентные организации и учреждения и должностные лица. Юридическую основу деятельности по информационному обеспечению охраны Государственной границы РФ составляют: 1. Конституция Российской Федерации; 2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г.; 3. Положения Федеральных законов РФ: - «О Пограничной службе РФ» от 7 апреля 2000 г.; - «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. (с изменениями от 10 января 2003 г.); - «Об участии в международном информационном обмене» 1996 г. - «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13 января 1995 г.; 4. Законы РФ: - «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.; - «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. 5. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; 6. Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере защиты Государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Актуальность темы диссертационного исследования В настоящее время в пограничной сфере существуют серьезные проблемы. В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности» осуществляется реформирование организационной структуры, обеспечивающей охрану Государственной границы РФ. Отмечается усиление потенциальных внешних угроз безопасности России на её границах. Кодексом об административных правонарушениях РФ, другими нормативными документами внесены изменения и дополнения в функции государственных органов и должностных лиц, обеспечивающих охрану Государственной границы. В связи с названными факторами возросла потребность в информационном обеспечении охраны Государственной границы РФ. Возникла настоятельная необходимость в систематизации нормативной базы, уточнении порядка действий, выработке единого понимания в подходе к обеспечению правильного применения норм действующего законодательства, в том числе санкций за административные правонарушения, совершаемые в сфере информационного обеспечения охраны Государственной границы РФ. Естественно, что Пограничной службой России в процессе служебно-боевой деятельности наработана определенная система административно-правового регулирования процесса информационного обеспечения охраны Государственной границы, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. 10 В настоящее время Российская Федерация на суше и на море граничит с 18 государствами. Каждый участок границы требует поиска новых форм реализации пограничной политики и её информационного обеспечения. Большой объем и сложность задач по созданию адекватной системы охраны Государственной границы требует определить приоритеты деятельности Пограничной службы, нуждающиеся в информационном обеспечении. К ним относятся: - борьба с разведывательно-подрывной деятельностью иностранных спецслужб и организаций, противоправной деятельностью преступных сообществ, групп и отдельных лиц на Государственной границе; - совершенствование форм и способов охраны границы и экономической зоны; - повышение качества пограничного контроля и обеспечения его соответствия международным нормам и стандартам; - развитие сотрудничества с пограничными войсками сопредельных - государств и координация деятельности по охране границы и экономической зоны; - создание эффективных систем информационного обеспечения охраны Государственной границы и освещения обстановки в территориальных, внутренних водах, исключительной экономической зоне1. Эти приоритетные направления Пограничной политики Российской Федерации юридически закреплены в нормативно-правовых актах. Нормативная база по вопросам информационного обеспечения охраны Государственной границы РФ включает в себя не только нормативно-правовые акты Российской Федерации и её субъектов, но и множество международных договоров и соглашений. Такая распыленность законодательства, его постоянная корректировка и частое обновление приводят временами к 1 Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 г. «Об утверждении основных положений военной доктрины РФ», //СЗ РФ 2000. №17. Ст. 1851. 11 противоречивому пониманию отдельных проблем в сфере охраны Государственной границы и её информационного обеспечения, что усиливает напряженность в деятельности субъектов пограничных отношений. Так же следует учесть, что большинство вопросов, возникающих в деятельности органов пограничной охраны, прямо или косвенно увязаны с недостатками правового регулирования. Несмотря на обширную правовую базу, по-прежнему остро стоит вопрос о формировании и введении в действие систематизированных нормативных актов органов государственной власти Российской Федерации, органов субъектов федерации и даже органов местного самоуправления по вопросам административно-правового регулирования пограничных отношений, в том числе и в сфере информационных отношений, связанных с обеспечением охраны Государственной границы. Роль и место, а также принципы административно-правовой организации достаточно глубоко и плодотворно разрабатывали советские и российские юристы, такие как, Алёхин А.П1., Бахрах Д.Н.2, Кузьмичева Г.А.3, Лончаков АЛ.4, Попов Л.Л.5, Рябов Ю.А.6 Однако, обстановка настоятельно требует дальнейшего правового оформление различных вопросов, тесно связанных с информационным обеспечением охраны Государственной границы. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе охраны Государственной границы РФ и её информационного обеспечения. Предметом исследования служат вопросы административно-правовой организации информационного обеспечения охраны Государственной границы РФ. 1 Алехин А.П. О современных тенденциях развития административной ответственности в РФ. М., Вестник МГУ, серия 11, Право № 5. 1995. С. 3 - 12. 2 Бахрах Д.Н. Административная ответственность. М., МГУ. 1984. 3 Кузьмичева Г.А. Административная ответственность. М., 1988. 4 Лончаков А.П. Административное правонарушение и его сущность. Хабаровск, 1996. 5 Попов Л.Л., Шаргин А.П. Управление. Граждане, ответственность. Л., Наука, 1998. 6 Рябов Ю.А. Административная ответственность граждан и должностных лиц. Пермь, 1984. 12 Основная цель проведения исследования Цель исследования состоит в проведении анализа административно-правовой организации; выявлении проблем, возникающих в процессе деятельности органов государственного управления различных уровней, непосредственно осуществляющих информационное обеспечение охраны Государственной границы РФ; выработке на этой основе предложений и рекомендаций, которые могут использоваться при подготовке нормативных документов, в практической деятельности органов государственного управления, Пограничной службы РФ, общественных организаций, органов местного самоуправления, а также в учебном процессе и последующих научных исследованиях. Задачи диссертационного исследования - - раскрытие юридической сущности процесса информационного обеспечения; - - определение роли и значения информационного обеспечения в процессе выполнения задач охраны Государственной границы и защиты морских биоресурсов России; - - анализ проблем правового регулирования процесса информационного обеспечения охраны Государственной границы; - уточнение круга субъектов и распределение управленческих функций и полномочий органов и должностных лиц, осуществляющих административно-правовую организацию информационного обеспечения охраны Государственной границы; - анализ административно - правовых аспектов обеспечения информационной безопасности в процессе охраны Государственной границы РФ; -. - исследование нормативной базы, регулирующей юридическую ответственность за административные правонарушения в сфере охраны Государственной границы и её информационного обеспечения; 13 - систематизация положений КоАП РФ, других нормативных документов, регламентирующих деятельность государственных органов и должностных лиц в процессе применения норм административного законодательства в сфере охраны Государственной границы РФ и её информационного обеспечения; - выработка предложения и рекомендации, которые могут использоваться при подготовке нормативных документов, а также в практической деятельности. Научная новизна и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что это практически первая работа, выполненная после вступления в действие КоАП РФ, в которой исследуются проблемы информационного обеспечения в целом, и конкретно - охраны Государственной границы РФ. В работе исследована юридическая сущность информационного обеспечения; определен административно-правовой статус субъектов пограничной политики; проанализирована нормативная база информационных отношений в пограничной сфере; систематизированы положения КоАП РФ, других нормативных документов, регламентирующие деятельность государственных органов и должностных лиц в процессе применения норм административного законодательства в сфере информационного обеспечения охраны Государственной границы РФ; выработаны предложения и рекомендации, которые могут быть использованы при подготовке нормативных документов, в практической деятельности органов государственного управления, Пограничной службы РФ, общественных организаций, органов местного самоуправления, а также в учебном процессе и последующих научных исследованиях. Работа имеет теоретическое и прикладное значение, поскольку в ней на уровне диссертационного исследования и с учетом реалий сегодняшнего дня исследуется административно-правовая организация информационного 14 обеспечения в достаточно узкой и специфичной сфере государственной деятельности. Диссертант не претендует на полное освещение и анализ рассмотренных проблем, но убежден в ценности комплексных исследований нормативной базы информационных отношений. Это позволяет учесть специфику различных видов государственной деятельности, и на ее основе повсеместно и эффективно совершенствовать единый механизм информационного обеспечения. Апробация результатов диссертационного исследования Основные положения исследования изложены диссертантом в 5-ти научных публикациях, которые прошли апробацию на региональных и межвузовских конференциях: «Проблемы совершенствования законодательства в сфере защиты Государственной границы» (Благовещенск, 2001 г.), «Организационно-правовые средства охраны морских биоресурсов» (Владивосток, 2002 г.), «Проблемы защиты экономических интересов современной России в Азиатско-тихоокеанском регионе» (Владивосток, 2002 г.). На основе материалов, послуживших источником диссертационного исследования, автором подготовлены учебные пособия для проведения занятий в системе командирской подготовки Пограничной службы РФ: - Кузьмин В.П. Проблемы информационного обеспечения охраны Государственной границы.: Учеб. пособ. - Благовещенск,: 2001.-3,69 п.л.. - Кузьмин В.П. Понятие и сущность процесса информационного обеспечения Государственной границы.: Учеб. пособ. — Владивосток,: Изд-во Дальневост. Гос. ун-та. 2002.-2,44 п.л.. - Кузьмин В.П. Правовое регулирование информационного обеспечения охраны Государственной границы Российской Федерации.: Учеб. пособ. - Владивосток,: Изд-во Дальневост. Гос. ун-та.2002.-2,44 п.л.. - Кузьмин В.П. Проблемы обеспечения информационной безопасности и юридическая ответственность за административные нарушения в процессе 15 охраны Государственной границы РФ и её информационного обеспечения. Учеб. пособ. - Хабаровск,: ХГТУ 2003- 3 п.л.. - Кузьмин В.П. Организующие субъекты информационного обеспечения охраны Государственной границы Российской Федерации.: Учеб. пособ. - Хабаровск,: ХГТУ. 2003. -3,94 п.л. Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе при подготовке специалистов по специальности 02.11.00. — «Юриспруденция» в Дальневосточном юридическом институте Хабаровского государственного технического университета. 16 Глава 1 Юридическая сущность и правовое регулирование процесса информационного обеспечения охраны Государственной границы Российской Федерации. 1.1 Понятие и юридическая сущность процесса информационного обеспечения. В условиях реформирования системы охраны Государственной границы, особое значение приобретает организация управления силами и средствами, в том числе административно-правовой аспект организации информационного обеспечения охраны Государственной границы. Для эффективного управления нужна достоверная информация об управляемом процессе и факторах, влияющих на этот процесс. Она служит фундаментом для формирования отчетов, докладов, предложений, наконец, для принятия управленческих решений, которые лежат в основе управления. Любые действия управляющих субъектов опираются на информацию. Так без информации невозможны: - определение стратегических целей и задач управляемой структуры; - оперативное руководство управляемыми процессами; -координация действий элементов структуры для достижения общих целей и задач и т.д.. «Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления»1. Учитывая функциональную и смысловую нагрузку информации, можно определить её как сведения об окружающем мире, которые уменьшают существующую в отношении него степень неопределенности, неполноту знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями, воспроизводимыми путем передачи субъектами устным, письменным, либо 1 Федеральный закон 20.02.1995 г .«Об информации, информатизации и защите информации» СЗ РФ 1995. №8. Ст. 609. 17 другим способом. Таким образом, можно выделить основные признаки информации: 1. Информация — это не любые сведения, она несет в себе нечто новое, уменьшающее имеющуюся неопределенность; 2. Информация существует вне её создателя, это отчужденное от него знание, отражающее действительность в мышлении человека; 3; Информация является сообщением, так как она выражена на определенном языке в виде знаков: -сообщение может быть записано на материальном носителе (т.е. оно является формой передачи информации); -сообщение доступно для воспроизведения без участия автора, оно передается в каналы общественной коммуникации. Существует ряд понятий, которые дают дополнительную характеристику информации. Наиболее употребляемые из них: -достоверная информация - она не искажает истинного положения дел; -адекватная информация - с помощью полученной информации об объекте, процессе или явлении создается соответствующее представление; -полная информация — если её достаточно для понимания сути явления и принятия решения; -информация выражена кратко и четко - она не содержит в себе ненужных сведений; -своевременная - если она не потеряла актуальность в момент принятия решений; -ценная - в значительной мере расширяет полезные сведения, которыми располагает потребитель информации1. Информация, используемая в процессе охраны Государственной границы — это совокупность сведений, которые отражают социально-политические, 1 Годин В.В., Корнеев И.К. Информационное обеспечение управленческой деятельности. М., 2001. -240 с. | ||
Тип работы: Диссертация | ||
Год: 2003 | ||
Страниц: 170 | ||
Стоимость: 800 рублей |
Комментарии
Отправить комментарий