К ВОПРОСУ О ПРИВЛЕЧЕНИИ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ К ОХРАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


М.С. Галямов

К ВОПРОСУ О ПРИВЛЕЧЕНИИ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ К ОХРАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

За последние 15 лет произошли события, которые коренным образом изменили военно-политическую обстановку во всем мире. Распад Варшавского договора, выделение независимых государств из состава СССР - привели к появлению «буферных зон», развитию однополярного мира, к новой геостратегической ситуации [1, С. 19].
Новые суверенные государства имеют различную внешнеполитическую ориентацию по отношению к Республике Казахстан, а также неодинаковые подходы к охране как внутренних, так и внешних границ СНГ, поскольку четыре из образованных после распада Советского Союза государства (Российская Федерация, Кыргызская Республика, Республика Узбекистан и Туркменистан) имеют общую с Республикой Казахстан сухопутную и морскую границу. Установление Государственной границы Республики Казахстан осуществлялось на основе Конституции РК и международных договоров. Стремясь сохранить все ценное, обретенное опытом прошлых лет в решении вопросов охраны рубежей Советского государства, в РК была проделана значительная работа. В настоящее время охрана Государственной границы Республики Казахстан как составная часть защиты государственной границы, заключается в осуществлении в правовых, организационных, войсковых, оперативно-розыскных, таможенных, технических, информационных мер постоянного характера по обнаружению и профилактике условий, процессов и фактов, препятствующих реализации национальных интересов или создающих им опасность на государственной границе [2]. Сегодня наше государство стоит на рубеже нового этапа -социально-экономической модернизации и политической демократизации. В рамках Послания Президента страны Н.А.Назарбаева народу Казахстана определены новые приоритеты стратегии национальной безопасности государства, значительную роль в реализации которой, отведено и Пограничной службе Республики Казахстан. Это обусловлено тем, что составной частью национальной безопасности государства является его пограничная безопасность, как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве.
Служебно-боевая деятельность Пограничной службы, как отмечает заместитель председателя КНБ Республики Казахстан - Директор пограничной службы Б.И. Киргизбаев, осуществляется в условиях динамично развивающейся оперативной обстановки, характеризующейся активизацией трансграничной преступности, в первую очередь, связанной с контрабандой деятельностью наркотиков и средств террора, сохранением активности нелегальной миграции; браконьерской деятельностью на Каспийском море; политическим и религиозным экстремизмом. Главной задачей нашего ведомства является дальнейшее укрепление охраны государственной границ на основе дифференцированного подхода к ее организации на различных участках [3].
Велик и почетен труд, который ежедневно вкладывают пограничники в охрану рубежей Казахстана. Сотни пограничных нарядов, проявляя высокую бдительность, мужество, выносливость, непрерывно несут свою боевую вахту на государственной границе, решительно пресекая замыслы нарушителей и их пособников. Однако, как бы хорошо пограничники не несли службу, какими бы современными техническими средствами они не располагали, без помощи местного населения невозможно обеспечить надежную охрану границы. «Местное население - огромная сила в охране границы, непреодолимый заслон для нарушителей» [4, С.276]. Практика привлечения местного населения к охране государственной границы подробно рассматривалась в военной науке. Дружба, тесная связь и взаимопомощь пограничников и местного населения, ставшая замечательной традицией, начала развиваться с первых же дней создания советской пограничной охраны. Основы этой дружбы были заложены ленинским декретом от 28 мая 1918 года об учреждении пограничной охраны, которым Советское правительство возложило на пограничную охрану наряду с выполнением других задач защиту пограничного населения [5, С.75]. О привлечении местного населения к охране государственной границы указывал и исследователь А.Н. Брижик: «Изучение архивных документов показывает, что уже в 1921 году нередко местные жители информировали пограничников о замеченных нарушителях границы, а порой и сами задерживали их [6, С.93].
Лозунги «Границу охраняет весь народ», «На границе мы все - часовые», отражали не только декларируемые властями государственные ценности, а реальное положение дел. Так было во все времена, начиная с 20-годов, а после войны движение пограничных помощников оформилось в добровольные народные дружины по охране границы. Это было гражданским долгом каждого гражданина страны, живущего в приграничье, внутренней потребностью исходящая из патриотизма, стремления защитить свою страну.
Исходя из задач Пограничной службы на современном этапе, направленных на обеспечение безопасности, для надежной охраны государственной границы, необходимо использовать исторический опыт по привлечению местного населения к охране границы. В выступлении Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева подчеркивается: «Независимость подняла наш дух и укрепила в нас веру в будущее. Исторические уроки пути, проложенного нашими предками, ясно указали нам, что основа благополучия - в единстве народа» [7]. Учитывая, что с обновлением в суверенном Казахстане общественных отношений, местное население, проживающее в пограничных районах, оказалось в новых условиях, то эффективность привлечения местного населения к охране государственной границы зависит от того, насколько оно адаптировалось к своему внешнему окружению - экономическому, научно - техническому, социальному, политическому. Это предполагает возможность перехода к новой управленческой концепции местным населением в области охраны государственной границы, заключающейся в обеспечении вовремя предвидеть, распознать угрозы для пограничной территории.
После обретения государственной независимости Казахстана, 12 территориальных областей из 14 стали пограничными, соответственно статус этих областей стал пограничным. Население же пограничных районов впервые столкнулось с государственной границей и правилами поведения в пограничной территории. Согласно данным департамента статистики на начало 2009 года в Казахстане насчитывалось 15,81 млн. человек [8]. Более 30% проживает в административных районах, непосредственно прилегающих к границам России - 12%, Узбекистана - 8%, Киргизии - 6%, Китая -5,5% и Туркмении - 0,2% [9], т.е. почти 5 млн. человек, из них в пограничных районах с Россией - 1,9 млн. чел., Узбекистана - 1,2 млн. чел., Киргизии - 948 тыс. чел., Китая - 870 тыс. чел., Туркмении - 32 тыс. чел. Социально активное население пограничных районов Казахстана составляет 1 млн. человек, что дает возможность увеличить плотность охраны границы по фронту и в глубину, тем самым повысить надежность охраны.
На современном этапе граница должна стать цивилизованной, соответствовать высокому уровню, на который выходит сегодня Казахстан в мировое сообщество, это не означает, что граница станет прозрачной, все ее обязательные атрибуты полностью сохранятся, и она станет препятствием для нарушителей границы и будет открытой для законопослушных граждан, инвесторов, туристов из других стран, посещающих Казахстан с благими намерениями. Местное население, проживающее в пограничных районах, в этих условиях должно чувствовать себя комфортно и безопасно, поэтому задача государства, а в ее лице пограничной службы найти сочетание сбалансированных мер по обеспечению безопасности и комфорта в пограничном пространстве. «Мы делаем все возможное, чтобы на государственной границе был баланс допустимого и возможного. Это зависит, прежде всего, от политической, экономической и социальной составляющей. Потому что там, где нет угроз и вызовов, там, естественно, будет стабильность, как в Шенгенской зоне» [10].
«Независимость государства незыблема, когда его граница охраняется и обеспечивается полная безопасность, как самой страны, так и ее граждан» [11]. В настоящее время, охрану границы необходимо строить с учетом особенностей функций, организационных форм, направленности и характера местного населения, их реальных и потенциальных возможностей. Именно сложение усилий государства, общества и социально ответственных граждан может служить гарантией надежной охраны государственной границы Казахстана. Осознание этого факта должно побуждать местное население к различным формам солидарности, самоорганизации и созданию добровольных формирований в целях обеспечения надежной охраны государственной границы.
Таким образом, привлечение местного населения к охране государственной границы - является коэволюционным процессом, то есть совершенствующимся одновременно с развитием человека и государства и наиболее современной модификацией охраны Государственной границы РК. В организационном плане - это деятельность в условиях динамичной, изменчивой и непостоянной среды на пограничной территории, деятельность, позволяющая оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивым к внешним условиям.

Литература

1.      Ващенко В.В. Особенности подготовки и осуществления охраны Государственной границы Республики Казахстан пограничным отрядом на новых направлениях: дисс. канд. воен. наук: Алматы: 2007. - 182 с.
2.      Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам Государственной границы Республики Казахстан. Астана, 19.12.2007// Казахстанская правда от 27 декабря 2007г.
3.      Е. Грасевич, Л. Дмитрюк. Дифференцированный подход к охране границы.// Шекарашы № 1- 2009 с 4
4.          На страже границ Родины \\ Учебное пособие под ред. В.Я. Лежепекова. А-Ата. Изд.  Казахстан», 1971 - 510 с.
5.          Пограничные войска СССР 1918-1928. сборник документов и материалов. Издательство «Наука» М.: 1973.- 926 с.
6.  Брижик А.Н. Пограничные войска Советского государства: История и проблемы строительства. 1918 - 1941 гг. - М.: ВПКК, 1988. - 246 с.
7.      Н.А.Назарбаев. Казахстанский путь: от стабильности – через модернизацию - к процветанию // Национальная безопасность №1. 2007. С.4
8.    Департамент статистики Республики Казахстан http ://www. stat.kz/Pages/default. aspx/.
9.            Голунов СВ. Российско-казахстанская граница. Проблемы безопасности и международного сотрудничества (рукопись). М.2005. С. 120
10.         Есетов Т.М. (С) 2007, Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан". Ноябрь, 2007. http://www.interfax.kz/?lang=rus&int id=13&function=view&news id=2533
11.         Выступление Президента Республики Казахстан на военном параде, посвященном Дню Конституции / Казахстанская правда № 209 от 31.08.09г.-С.2

Резюме

Қазіргі уақытта өзекті және мәнді болып келетін, жақын және алыс шетел мемлекеттерін мемлекеттік шекара күзетіне жергілікті түрғындарды тарту туралы сұрақты мақалада қарастырылады. Тап осы сұрақтың үлкен тарихи тәжірибесі бар және жетілдіруді және өркендеуді жалғастырады, шекара күзетінде азаматтардың белсенділіксіз қатысуын түсіне отырып, жеке, қоғам және шекара кеңістігіндегі мемлекет және бүкіл елде қауіпсіздікке жету мүмкін емес.

Summary

In this article the actual and important matter for the Frontier service of the Republic of Kazakhstan is considered. It is a local population drawing to the guarding of the State border of the Republic of Kazakhstan. This sector has a rich historical experience, but a theoretical base is missed. The revival of the traditions of the connections between the frontier men and local population is a token of guarantee of the country's security.

Военный институт КНБ Республики Казахстан                                           Поступила 10.05.2009 г.


Галямов М.С.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами