Александр Генис: Смех в Белом доме

svoboda.org

Александр Генис: Смех в Белом доме

Александр Генис Подписаться
Сейчас, когда Бараку Обаме осталось быть президентом считаные недели, газеты дружно заметили, что с именем этого президента не связано ни одного скандала. А ведь избежать их не так просто. Об этом свидетельствует опыт и Ричарда Никсона, и Рональда Рейгана, и Билла Клинтона, и Джорджа Буша-младшего. Сменив последнего, Обама получил в наследство страну в таком состоянии, что его чуть ли не всерьез спрашивали, хочет ли он все еще стать президентом почти обанкротившейся Америки.
Некоторые, правда, считали, что с Обамой будет еще хуже. Один наш соотечественник, бывший диссидент и нынешний профессор, в день выборов заявил:
– Я сидел в Мордовии за то, что боролся с социализмом. Теперь, когда в президенты рвется один из них, мне опять придется сидеть, но уже в Америке.
Он был заслуженным экономистом, я – простым литератором, но мне все равно не верилось в этот прогноз, и я обещал, если придется, слать профессору в зону передачи. С тех пор прошло восемь лет, он по-прежнему на свободе и все еще не смягчился.
Сегодня, когда Америка чувствует себя несравненно лучше, чем восемь лет назад, нам трудно сказать, что страна всплыла на поверхность только из-за того, что ею управлял Обама. Я не знаю, как именно он помог Америке, потому что об этом все еще спорят экономисты. Они, однако, до сих пор обсуждают Рузвельта и Великую депрессию, и я не надеюсь дожить до окончания полемики экспертов. Не решаясь вмешиваться в ученый спор, я лучше скажу о том, чего нельзя не заметить, – о президентском юморе.
Демократия многого требует от главы государства, но есть одно качество, без которого трудно остаться в истории: чувство юмора. Самым остроумным был, конечно, Уинстон Черчилль. Это мешало ему в политической борьбе, но он не мог удержаться, называя, например, коллегу “овцой в овечьей шкуре”.
В Америке тем же грешил Гарри Трумэн. На вопрос, как завести в Вашингтоне друга, президент ответил: “Купите собаку”. Больше всего шутками славился Авраам Линкольн, который мастерски владел редким и ценным искусством – смеяться над собой. Когда его обвинили в двуличности, Линкольн, никогда не считавшийся красавцем, ответил критикам:
– Если бы у меня было два лица, стал бы я пользоваться тем, которое все видят?
Пока Дональд Трамп не столько сам шутит, сколько обижается, когда это делают другие
Шутки президента часто определяют отношение к нему. Легендарное обаяние Рейгана связано и с тем, что он прекрасно рассказывал анекдоты, особенно советские. Зато Буш-младший не блистал ораторским мастерством, но умел шутить над этим.
– Я примирился с тем, – сказал он однажды, – что не всегда в ладах с английском языком. Огорчился я лишь тогда, когда меня стал поправлять Арнольд Шварценеггер.
Обама шутит “с покерным лицом”: укол малозаметен, но смертелен.
– Правда ли, что младший Буш, – спросили журналисты, – худший из всех президентов?
– Не знаю, – ответил Обама, – я думал, что этим званием обладает Дик Чейни.
Только вспомнив, что тогдашний вице-президент считался важнее самого президента, мы чувствуем яд остроты.
К себе, впрочем, Обама относится не лучше. Когда знаменитый Стивен Кольбер попросил президента перечислить свои достижения, Обама вспомнил, что получил Нобелевскую премию мира.
– За что? – с деланным удивлением спросил комик.
– Честно говоря, – пожал плечами президент, – понятия не имею.
Мы еще не знаем, какого юмора ждать от 45-го президента. Пока Дональд Трамп не столько сам шутит, сколько обижается, когда это делают другие. Ему, однако, скоро придется привыкнуть к этому. Я, как, впрочем, и все остальные, не знаю, чего ждать от нового президента. Но в одном нет никаких сомнений: с приходом Дональда Трампа в Белый дом начнется золотой век политической сатиры.
Александр Генис – нью-йоркский писатель и публицист, автор и ведущий программы Радио Свобода "Поверх барьеров – Американский час"
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции Радио Свобода

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)