Вопрос престижа: как исламисты смогли отбить Пальмиру?
- 12 декабря 2016
Наступление исламистов на древний город Пальмира в Сирии началось в субботу, а в сам город они вошли в воскресенье вечером. В понедельник в соцсетях появлялись фотоснимки захваченных ими трофеев.
Члены экстремистской группировки "Исламское государство" (признанной террористической и запрещенной во многих странах, в том числе и в России), судя по этим кадрам, захватили несколько танков и зенитную установку "Шилка: на снимках фигурировали Т-55 и Т-62, а также более современный Т-72, но по их виду нельзя было сказать, насколько они боеспособны.
Кроме того, различные анонимные источники передавали, что было захвачено некоторое количество стрелкового оружия.
Официально пока что подтвержден лишь захват самого города Пальмиры. В понедельник утром, через несколько часов после того, как джихадисты заявили об этом через соцсети, факт сдачи города боевикам признал губернатор провинции Хомс Талал Барази.
Губернатор Хомса заявил, что исламисты подтянули подкрепления из Ракки и восточной сирийской провинции Дайр-эс-Заур.
Точных данных о количестве потерь со стороны сирийской армии и ИГ нет. Министерство обороны России настаивает, что в атаке участвовали более четырех тысяч боевиков.
К вечеру в интернете стали циркулировать слухи о том, что отряды ИГ ведут бои в районе сирийской авиабазы Т4 в районе селения Тияс, которую использует российская авиагруппа для дозапаравки во время боевых вылетов.
Это та самая база, о которой в мае сообщила частная разведывательная компания Stratfor. По данным этой компании, тогда в результате, предположительно, ударов ИГ, были уничтожены несколько российских вертолетов. Минобороны России эту информацию опровергло.
Удар по престижу
Пальмира находилась на острие большого "клина", глубоко вдававшегося в территории, подконтрольные ИГ. С точки зрения обороны это далеко не самое удобное положение.
Кроме того, город находится в низине, окруженный возвышенностями, что также помогало наступающим: после захвата позиций на высотах его стало легко обстреливать, и гораздо проще штурмовать.
Наступление, по данным российского минобороны, началось стрех сторон, и именно с захвата позиций на господствующих высотах.
Как сообщают различные источники, атаку проводили высокомобильные группы джихадистов на автомобилях. Сирийские военные удерживали позиции до вечера воскресенья, но ближе к темноте ИГ применило машины, начиненные взрывчаткой, и вынудило их бежать.
Нападение на Пальмиру, по мнению многих военных экспертов, вряд ли имеет большую стратегическую ценность, поскольку они все равно не смогут развить наступление. Скорее тут идет речь о резонансном нападении на всемирно известный объект культурного наследия.
Захват Пальмиры действительно оказался одной из главных новостей во всем мире. "Это опять удар по престижу. В том числе - и по нашему престижу", - заявил бывший начальник российского генштаба Юрий Балуевский, комментируя эту операцию для российской прессы.
Правда, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Россия тут не при чем, поскольку, по его словам, угроза потери Пальмиры - это урон для всего цивилизованного человечества, а не для России.
Российское министерство обороны, осмысливая причины падения Пальмиры, традиционно не смогло обойтись без упоминания США.
"Пользуясь тем, что активные боевые действия США и международной коалиции в районе Ракки были приостановлены до весны, ИГИЛ перебросил значительные силы на штурм Пальмиры", - заявил официальный представитель министерства Игорь Конашенков.
"Около четырех тысяч террористов с техникой: танками, БМП, джипами с крупнокалиберным вооружением, стремительно переместились из районов Дейр эз-Зор и Ракки, куда они ранее беспрепятственно вышли из иракского Мосула", - сказал он.
Однако, по словам бывшего начальника генштаба Балуевского, вина за внезапное нападение боевиков и неготовность сирийцев к его отражению лежит и на российских военных.
"Какая бы ни была сирийская армия, но не отследить сосредоточение сил противника в районе Пальмиры? Это неправильно. Так не должно быть. И мои коллеги, которые там есть, - я тоже не понимаю их. У сирийцев, может быть, нет таких возможностей, как у нас. Но мы-то куда смотрели?", - сокрушается военный.
"Для Асада Алеппо важнее, чем Пальмира"
Джонатан Маркус, обозреватель Би-би-си по военно-политическим вопросам
Нынешняя сирийская армия - не более, чем тень от того, что она представляла собой в самом начале конфликта. Довольно большая часть армии выродилась в полувоенные формирования местного значения. В ее ряды попали люди, которые вообще не сирийцы, а вооруженные наемники из Пакистана, стран Персидского залива и так далее. Многие из них были рекрутированы Ираном - например, "Хезболла", - или боевиках-шиитах из Ливана.
Другими словами, сирийская армия сражается на пределе своих возможностей. И пока она была занята боями за Алеппо, у нее просто не хватило сил на то, чтобы контролировать ситуацию в Пальмире, которая находится на другом конце страны.
Многие группировки, выступающие на стороне Асада, хорошо вооружены: мы видели, например, что некоторые из них демонстрируют новейшие российские вооружения. Тем не менее факт остается фактом: сирийская армия может эффективно действовать только в каком-то одном месте.
Эта проблема только усугубится после того, как силы Асада возьмут весь восточный Алеппо. Потому что тогда все будут задавать один-единственный вопрос: а что Асад будет делать после Алеппо?
Сам Асад в целях пропаганды говорит, что он намерен вернуть все районы страны, которые он потерял, но мне кажется, что это не более, как похвальба. Я думаю, что сирийская армия просто не в силах перейти в наступление по всей стране.
Поэтому остается вопрос: собирается ли армия после Алеппо отбивать какой-то один район (многие полагают, что таким районом может стать Идлиб), - разумеется, при поддержке российской авиации, если она сможет оказать ей такую поддержку, - или же Асад смирится с тем, что будет править в сильно усеченной Сирии, куда будет входить западная часть страны, где сосредоточена основная часть населения страны, и средиземноморское побережье.
Полный текст читайте здесь
На фоне Алеппо
Между тем внезапная операция боевиков "Исламского государства" произошла на фоне другого, гораздо более масштабного и ожесточенного сражения - битвы за Алеппо.
Восточная часть города находилась под контролем противников Асада на протяжении четырех лет. Начавшееся несколько недель назад наступление потребовало от сирийской армии собрать в этом районе самые боеспособыне части, ослабив другие районы.
Сложно сказать, смогли бы сирийские военные перебросить хотя бы некоторые из этих частей к Пальмире, даже если бы они знали о готовящемся штурме.
Как отмечает военный эксперт Виктор Мураховский, таких частей у сирийской армии совсем немного. "Они на слуху и всем известны, и их используют как "пожарную команду" на критически важных участках, что в обороне, что в наступлении", - сказал он.
Другие военные эксперты отмечают и тот факт, что сирийская армия страдает от неорганизованности и разобщенности.
"Тут и местные особенности, когда ополчение, например, не стремится воевать за пределами той территории, где они проживают. Клановость присутствует. На успехи одних кланов другие смотрят с завистью и не горят им помогать", - сказал он, добавив, что это вообще осоебнность арабских армий этого региона.
Однако исход атаки Пальмиры, по мнению Виктора Мураховского, как и по мнению других экспертов, закончится поражением джихадистов.
Тому способствует и тот факт, что город, хотя и находится среди холмов, но все-таки сравнительно пологих. На местности, где проходят боевые действия, не так много естественных укрытий, что делает авиацию серьезным фактором.
Кроме того, в районе Пальмиры существует только одно большое шоссе, которое соединяет ее с Хомсом, что также затрудняет маневрирование.
Правда, по оценке экспертов, ни успех атаки джихадистов на Пальмиру, ни их возможное поражение не изменят кардинальным образом ситуацию в Сирии: если в настоящее время это локальный успех ИГ, то, выбив их опять из древнего города, сирийская армия сможет похвастаться лишь локальной победой.
Комментарии
Отправить комментарий