Споры о разведке (часть 1)
Споры о разведке(часть 1)
Вводные замечания
М.В. Катышев, председатель правления «Российского общества профессионалов конкурентной разведки», в статье «Вопросы и ответы по конкурентной разведке» (Защита информации. Конфидент. № 4, 2004) сформулировал свою концепцию и взгляды по вопросам конкурентной разведки и выступил с предложением о регистрации конкурентной разведки как профессии в России.
По мнению В.М. Катышева, для становления конкурентной разведки в России: «следует попытаться донести идею становления и развития конкурентной разведки до представителей госструктур, занимающихся теоретической и практической деятельностью в области безопасности. В случае успеха, это поможет наладить взаимодействие с правоохранительными органами и органами управления и, в дальнейшем, будет способствовать становлению конкурентной разведки в России как профессии. Кроме того, привлечение государственных органов управления будет необходимо и в плане получения самой возможности работы в сфере конкурентной разведки, поскольку эта деятельность напрямую связана с получением информации, тогда как действующее законодательство ставит определенные преграды на пути развития конкурентной разведки как вида деятельности негосударственных структур».
Цели поставлены. Все необходимые разъяснения даны в ответах на вопросы. И, как говорилось прежде: «за работу, товарищи!»
Но что-то мешает. И, прежде всего, это противоречивость некоторых положений автора статьи.
Противоречия определяются, прежде всего, исходными определениями и утверждениями о доступности, фактически, всей информации, необходимой для принятия решений, абсолютно легальными и этичными средствами.
Поэтому необходимо более чем внимательно относиться к основному определению термина — конкурентная разведка.
Автор дает его в следующей редакции:
Вместо того, чтобы до бесконечности повторять «замусоленные цитаты» из зарубежных источников с просроченными сроками годности, не мешает знать и отечественные оценки уровня засекречивания:"… засекречивание по-прежнему играет большую роль во многих направлениях науки и техники, не только близких к военно-промышленному комплексу. По данным академиков Мелихова и Третьякова, в области неорганической химии засекречивается от 50 до 80% информации, создаваемой и накапливаемой фундаментальной наукой, и 90 — 95% новой информации в прикладной науке».
Далее, беглый анализ публикаций, помещенных в Интернете, свидетельствует о том, что конкурентная разведка в выборе средств не более «этична», чем обычная разведка. А информация, получаемая из легальных (открытых) источников по объему сопоставима с информацией, получаемой из «серых» и закрытых источников информации. При этом способы и методы, которые используются в конкурентной разведке, не отличаются особой «стерильностью» и этичностью.
И последнее предварительное замечание: самое опасное в любой деятельности, в том числе и разведке, — это стремление делать «как у них «! Ибо в каждой стране свои условия.
Знать «как у них» обязательно, но делать «как у них» глупо.
На это обращал внимание еще Норберт Винер: «Ни одна страна не может сделать соответствующего употребления из привнесенных из вне стимулов и позаимствованных методов. Где-то в своих собственных традициях, и своем собственном укладе должна она найти моральные силы для развития, которые необходимы, чтобы разрешить новые проблемы». Академик А.П. Александров говорил более жестко: «Важнейшая задача — обеспечить свою промышленность, своим сырьем, своими технологиями и своими специалистами, а для этого нужно развитие всех видов образования и исследовательских институтов».
Пример работы по принципу «КАК У НИХ» блестяще описан в произведении М.Ларни «Прекрасная свинарка» на примере создания «подвижных туалетов»: «...город направил в Америку специальную делегацию в составе четырех инженеров для изучения «передвижных устройств» Нью-Йорка и ознакомиться с опытом их эксплуатации. Господа инженеры вернулись домой с кислой миной... И вот, когда отцам города торжественно доложено, что янки не только не имеют «передвижных удобств» и не только не собираются отказываться от старых писсуаров, но даже увеличивают число последних после каждой переписи населения, тогда-то руководство ПУГХ решило ликвидировать систему — и немедленно. Им, ВИДИТЕ ЛИ, КАЗАЛОСЬ ПРОСТО ВЕРХОМ НЕПРИЛИЧИЯ ОТСТУПАТЬ ОТ ИНОСТРАННЫХ ОБРАЗЦОВ... (ПУГХ — передвижные устройства г.Хельсинки)» [Ларни М. Четвертый позвонок. Прекрасная свинарка./Пер. В.Богачева, -М.: Правда,1986-526 с., с.414.]
После перечисленных общих замечаний постараемся высказать свое видение проблем разведки. Для чего сначала попытаемся проанализировать самое общее определение явления, обозначаемое термином разведка, а затем рассмотрим вопросы, связанные с построением систем разведки в различных проблемных областях.
1. Определение термина «РАЗВЕДКА»
Просмотр терминологических источников [1-14] позволяет сделать утверждать, что это «магическое» слово «РАЗВЕДКА», если не искать ему иностранных родственников, означает повседневную обязанность здравомыслящего человека, занимающегося любого вида деятельностью, ибо он ДОЖЕН ЗНАТЬ: ПОЧЕМУ, ЧТО, ДЛЯ ЧЕГО и КАК поступать в конкретных ситуациях, возникающих в процессе решения тех или иных задач.
Об этом же свидетельствует группы синонимичных слов, связанных с понятием разведка (разведывание ).
Приведем некоторые из этих перечней:
Ознакомление с этим кратким перечнем понятий позволяет найти почти все элементы деятельности, включаемые в столь модные ныне термины как конкурентная, деловая, и бизнес разведка. При этом два последних понятия можно считать лишь двумя различными переводами одного и того же английского термина, которые затем начали нагружать различными «смысловыми изысками».
Об этом свидетельствует следующие определения деловой разведки:
А для окончательного внесение «смуты» в сознание вольного коммерсанта, «вползающего в мир рыночной экономики», ему предлагается заняться КОММЕРЧЕСКОЙ РАЗВЕДКОЙ, которая проходит под многими названиями, например как:
Столь великое разнообразие наименований одного и того же объекта (или явления) свидетельствует лишь о том, что необходимо сначала разобраться о чем идет речь, а затем предлагать вводить его в программы обучения и «попытаться донести идею становления и развития конкурентной разведки до представителей госструктур, занимающихся теоретической и практической деятельностью в области безопасности».
Исходя из сказанного, при определении понятия «РАЗДВЕДКА» будем следовать подходам принятым в отечественных словарных (терминологических) источниках, в которых разведка определяется как:
1. Вид деятельности, связанной с исследованием (обследованием) чего-нибудь со специальной целью. 2. Действия, осуществляемые отдельными людьми и группами людей, для получения требуемой информации о явления и объектах, входящих в сферу их профессиональных интересов . 3. Организации (организационные единицы), ведающие специальным изучением различных аспектов любых явлений, связанных с наукой, производством, экономикой, политикой, войной и общественными отношениями внутри страны и за ее пределами в рамках задач, решаемых этими организациями. 4. Совокупность приёмов и методов изучения объектов и явлений, входящих в сферу интересов конкретных людей, профессиональных групп и организационных единиц.
Исходя из перечисленного, «РАЗВЕДКА» должна определяться как система (точнее, информационная система).
Это освобождает нас от необходимости опровергать утверждения о том, что в России:
Ибо, начиная с 1964 г., СССР совместно с международными и региональными (в рамках ЮНИСИСТ и МСНТИ) организациями, а также в рамках национальных программ (ГСНТИ, ГАСНТИ) участвовал в разработке самой легальной и этичной системы информационной разведки, как говаривал Василий Иванович, в мировом масштабе.
В этой работе участвовали сотни тысяч специалистов различных ведомств и специальностей, а для реализации этих функций были разработаны различные виды нормативно-технических документов (международных национальных, отраслевых и ведомственных).
При создании такой системы все участники исходили из следующих принципов:
Поэтому потребитель (группа лиц, организация, ведомство, страна) информационных ресурсов является участником своей специфической информационной инфраструктуры. Т.е. он стремится найти способ преодаления ограниченности узких подсистем, составляющих обычную среду работы ученых в отношении приобретения информации.
К ним относятся:
а) подсистемы, связанные со случайными обстоятельствами общественной и культурной истории (например, национальные системы или системы, действующие в пределах одного языка, узкие группы с особыми схемами поведения, основанными на различных традициях, закрытые общества и определяемыми их экономическими или правовыми положениями и т.д.); б) подсистемы, связанные с переменной структурой профессиональных организаций в отношении времени, пространства, области деятельности (например, членские группы, «невидимый коллектив», коммерческие клики, рабочие группы и т.д.); в) и последняя (но не по значению) группа — подсистемы, представленные наличествующими в данной местности информационными службами, которые могут быть самыми различными в разных местах в зависимости от факторов, указанных в пунктах «а» и «б» и, обычно, бывают развиты прямо пропорционально степени предприимчивости частного сектора или государственной поддержки данной области.
Чтобы провести описание столь сложной системы, каковой является «РАЗВЕДКА» и ее структурные составляющие, на едином методологическом уровне, следует использовать подходы принятые в системном анализе, в соответствии с которыми система считается заданной, если определены:
Такой подход позволяет избежать ошибок в изучении, разработке и эксплуатации системы, которые связаны с тем, что разработчики, пользователи и эксплуатационщики выделяют в системе лишь те элементы, которые относятся к их «епархии». А между этими элементами сплошь и рядом остаются «белые пятна» нерешенных проблем, отсутствуют главные элементы, задающие систему, и действующий механизм реализации системы.
Для начала рассмотрим каждый из элементов системы.
_________
Источник — it2b.ru
Статьи на эту тему • Малобюджетная конкурентная разведка • Конкурентная разведка и небольшие компании • Особенности современной агентурной работы в коммерции • Конкурентная разведка в малом и среднем банке • Бенчмаркинг в конкурентной разведке • Анализ информации как средство достижения стратегических целей банка • Бизнес-разведка и оперативный финансовый мониторинг • Споры о разведке (часть 7) • Споры о разведке (часть 6) • Планирование работы конкурентной разведки • Споры о разведке (часть 5) • Споры о разведке (часть 4) • Споры о разведке (часть 3) • Споры о разведке (часть 2) • Споры о разведке (часть 1) • Методы деловой разведки • Экономическая безопасность коммерческих предприятий и деловая разведка • Конкурентная разведка в современных условиях • Ведение конкурентной разведки на торговых выставках и конференциях • Коммерческая разведка. Сущность и содержание • Как узнать всю правду о конкуренте • Банковская бизнес-разведка • А нужна ли разведка? • Характеристика каналов добывания информации о предприятии • Техника промышленного шпионажа. Что нужно знать потребителю • Key Katcher. Инструмент промышленной контрразведки • Деловая разведка в малом бизнесе – утопия или реальность? • Маркетинг: необходимость и проблема анализа конкурентного положения предприятия на рынке • Что такое коммерческая разведка и чем она не является • Экономическая контрразведка банка • Классификация информаторов • Аналитическая разведка: от картотек до ситуационных центров. • Интернет-бизнес-аналитика – информационная технология нового века. • Управление стратегической разведкой.
Обсудить эту статью в форуме >>>
|
© 2000—2011 Институт экономической безопасности, e-mail: webmaster@bre.ru |
Комментарии
Отправить комментарий