Проблемы международного сотрудничества европейских стран в рамках Шенгенской системы

Проблемы международного сотрудничества европейских стран в рамках Шенгенской системы

Автореферат

200 руб.

Диссертация

500 руб.
Артикул: 242047
Год: 
2002
Автор: 
Кыдыров, Талайбек Тургумбаевич
Тема диссертации: 
Проблемы международного сотрудничества европейских стран в рамках Шенгенской системы
Ученая cтепень: 
кандидат политических наук
Место защиты диссертации: 
Бишкек
Код cпециальности ВАК: 
23.00.04
Специальность: 
Политические проблемы международных отношений и глобального развития
Количество cтраниц: 
142
Обратите внимание, представленные ниже научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов доставляемых из РГБ подобных ошибок нет.
Оглавление: 
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ШЕНГЕНСКОЙ СИСТЕМЫ.
1.1. Проблемы свободы передвижения, пограничного, иммиграционного контроля и трансграничного сотрудничества - важнейшие предпосылки формирования шенгенской системы.
1.2. Политико-правовые основы Шенгенской системы.
ГЛАВА II. ШЕНГЕНСКАЯ СИСТЕМА И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ.
2.1. Образование Европейского союза - новый этап в развитии шенгенской системы.
2.2. Инкорпорация Шенгенской системы в политические, институциональные структуры и право Европейского союза.
ГЛАВА III. ШЕНГЕНСКАЯ ПРАКТИКА И ПОЛИТИКА РАСШИРЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.
3.1. Сотрудничество европейских стран в сфере свободы передвижения, пограничного, иммиграционного контроля, убежища и трансграничного взаимодействия.
3.2. шенгенская система в свете расширения европейского союза.
Введение: 
Актуальность темы. Проблемы свободы передвижения, пограничного и иммиграционного контроля, нелегальной миграции, трансграничной преступности, международного терроризма, а также международного сотрудничества стран в борьбе с новыми вызовами в сфере миграции приобрели в последние годы общемировое значение. Многие страны имеют значительный опыт в противостоянии этим вызовам. Но эффективность противостояния возрастает в условиях региональных подходов, проведения общего курса, координации усилий отдельных стран. В этом отношении международное сотрудничество европейских стран в рамках Шенгенской системы является весьма поучительным и ценным как для СНГ в целом, так, в частности, и для центральноазиатских государств.
Ввиду сложной миграционной ситуации в Содружестве Независимых Государств Генеральная Ассамблея ООН в 1994 году призвала УВКБ ООН созвать региональную конференцию по проблемам беженцев, перемещенных лиц и других форм недобровольных перемещений и возвращающихся лиц в странах СНГ и соседних государств1. Эта Конференция состоялась в мае 1996 года в Женеве под эгидой УВКБ ООН, MOM и ОБСЕ. Конференция выработала Программу Действий, которая оказала значительное влияние на законодательное и институциональное развитие в области управления миграционными процессами, на решение проблем беженцев и мигрантов в странах СНГ. Эти вопросы стояли также в повестке дня других международных конференций по проблемам миграции и безопасности, в частности, в Чолпон-Ате (2000 г.), Стамбуле (2001 г.) и конференции УКНПП ООН и ОБСЕ (Бишкек, 2001 г.), которая акцентировала внимание на проблемах безопасности и стабильности в Центральноазиатском регионе, связанных в первую очередь с укреплением государственных границ стран Центральной Азии, и борьбы с терроризмом.
1 Конференция СНГ по проблемам беженцев и мигрантов/УВКБ ООН. - Женева, 1995. - С. 4,
Распад СССР расстроил единую систему контроля компетентных государственных органов за въездом, пребыванием на территории страны и выездом иностранных граждан. Всем постсоветским государствам пришлось решать многочисленные проблемы регулирования миграционных процессов -разрабатывать законодательную базу, создавать институциональный потенциал, определяться с соответствующей политикой и стратегией, готовить собственные кадры миграционных и пограничных служб, устанавливать международные отношения в этой сфере.
В первые годы своего существования СНГ представляло собой общее миграционное пространство, основные принципы которого были сформулированы в Соглашениях о безвизовом передвижении граждан СНГ по территории государств-участников СНГ и о взаимном признании их виз (оба 1992 г.). Режим свободного передвижения по территории стран СНГ имел как положительную, так и отрицательную сторону. В первом случае он отвечал интересам граждан государств Содружества, способствовал поддержанию экономических, торговых, культурно-исторических, научных, межличностных связей; во втором - облегчал и упрощал въезд, проживание и передвижение граждан третьих стран, в том числе способствовал проникновению нелегальных мигрантов из Афганистана, Пакистана, Ирана, Китая, Шри-Ланки и др.
Уязвимость центральноазиатского пространства для нелегальной миграции объясняется многими причинами: относительной прозрачностью государственных границ (особенно южных), слабой технической оснащенностью пунктов пропуска через границу, малочисленностью подготовленных специалистов, неразвитой правовой базой, нерешенными институциональными вопросами, несогласованностью визовой политики и практики государств региона, практикой фальсификации и подделки проездных документов, слабым контролем за передвижением мигрантов внутри стран, скудными финансовыми и техническими возможностями по депортации нелегальных мигрантов.
В настоящее время территория центральноазиатских республик превратилась в своеобразный коридор для проникновения нелегальных мигрантов в Россию, на Украину, в Белоруссию, государства Балтии и далее - в Западную Европу1. Этим же маршрутом пользуются наркокурьеры. Ввиду явной угрозы национальной безопасности, политической стабильности и спокойствию региона во всех странах Центральной Азии крепнет понимание важности бескомпромиссного противостояния внешним вызовам. В настоящее время на национальном уровне уже реализован ряд мер в этом направлении. В частности, в Кыргызстане созданы Главное Управление пограничного контроля при Службе национальной безопасности, Главное Управление пограничной охраны при Министерстве обороны, с помощью MOM реализован пилотный проект первичного/вторичного пограничного контроля в аэропортах «Манас» и «Ош», принят Закон «О внешней миграции». Туркмения и Узбекистан ввели визовый режим. Укрепляются границы между государствами региона, усиливаются пограничный контроль и охрана границ в Казахстане и Таджикистане. Однако, как показывает практика, исключительно национальные мероприятия не могут разрешить проблемы нелегальной иммиграции и трансграничной преступности. В связи с этим важно решить одну из наиболее актуальных проблем защиты территории центральноазиатских стран, а именно: преодолеть известную разобщенность усилий и слабость региональных подходов, выработать и реализовать единую политику и практику по многим аспектам миграции и института убежища. Поэтому огромную актуальность имеет изучение шенгенского опыта в борьбе с нелегальной миграцией, трансграничной преступностью, контрабандой оружия, наркотиков, распространением международного терроризма.
1 Отчет Международной конференции по миграционной политике стран Центральной Азии, Закавказья и соседних государств, г. Чолпон-Ата, Кыргызская Республика, 14-19 мая 2000 г.; Консультативная встреча по итогам Международной конференции по миграционной политике стран Центральной Азии, Закавказья и соседних государств, г. Стамбул, 25-29 июня 2001 г.; Текущий архив Регионального центра по вопросам миграции и беженцев, Бишкек.
Степень разработанности проблемы. Чрезвычайно важным для диссертационного исследования является анализ международного сотрудничества европейских стран в период после второй мировой войны, формирования и развития новых политических институтов, что нашло достаточно полное отражение в работах западноевропейских и российских политологов, юристов, историков международных отношений1.
Важные аспекты сотрудничества Европейского союза со странами Центральной Азии, а также уроки европейской интеграции для государств Центральной Азии освещаются в трудах ученых Казахстана2.
Вопросы развития шенгенского сотрудничества отражены в зарубежных научных публикациях3.
К сожалению, в изданиях на русском языке шенгенская тематика не получила должного освещения и внимания. Имеющиеся публикации посвящены, как правило, практическим вопросам, условиям и порядку
Байзаков К.И., Бурнашев И.Л., Жамбатырова Г.Щ. и др. Европейский союз и Центральная Азия. - Алматы, 2000; Закономерности и уроки европейской интеграции для интеграции Центральной Азии // Вестник КазГУ. Серия МО и МП. - 2001. - № 3 (5) и др. 3 Knapp А. , Langthaler Н. Menschenjagd: Schengenland in Osterreich, 1998; Miller С.F. Polizeirecht des Bundes: mit europischen und internationalen Vereinbarungen (Interpol, Schengen, Europol): mit Stichwortverzeichnis und alphabetischem Schellregister/ zusammengestellt und herausgegeben von Manfred Baldus, 1998; Achermann A. Schengen und die Folgen: der Abbau in Europa: Profit vor der Europe, 1995; Claudius Т.Н. Schengen: die Bereinkommen zum Abbau der Personenkontrollen an den Binnengrenzen von EU-Staaten, 1997 und andere. оформления шенгенской визы гражданами стран СНГ и не имеют какого-либо научного значения. Что же касается научных работ, то упомянем только статью московских исследователей С.Ю.Кашкина и А.О.Четверикова, которая содержит краткий обзор Шенгенской системы1.
Некоторые теоретические вопросы и практическая реализация положений Шенгенского «acquis» анализируется в материалах международных, а также национальных семинаров и тренингов2.
Различные аспекты функционирования Шенгенской системы, деятельности Шенгенского Исполкома и Евросоюза в вопросах свободы передвижения, убежища, иммиграционного и пограничного контроля, трансграничного сотрудничества стран-членов Евросоюза в борьбе с нелегальной миграцией, международной организованной преступностью раскрывают во многих материалах англо- и немецкоязычной периодики3.
Более углубленному пониманию поставленной проблемы способствуют западные научные публикации, посвященные предстоящему расширению Европейского союза за счет ряда стран Центральной и Восточной Европы, в том числе Польши, Чехии, Словении, Румынии и других4.
Значительный интерес с точки зрения всестороннего анализа и оценки Шенгенской системы представляют материалы и публикации различных
1 Кашкин С.Ю., Четвериков А. О. Шенгенские соглашения. - М., 2000.
2 Workshop on the Application of the Schengen Agreement. 13-14 May 1999. Vilnies; Border Management in Europe. An Overview Compiled by ICMPD. A European Union Odysseus Project in Cooperation With the Austrian Ministry of the Interior. Vienna, 2000; European Union Odysseus Projects in Cooperation with the Austrian Ministry of the Interior «Future External Border of the EU». Vienna, 1999; Towards a Joint European Visa Regime. A draft Report prepared by the Secretariat of the Budapest Group for the meeting in Portoroz (Slovenia)on 17-18 September 1998. Vienna, 1998.
3 Refugees Magazine; Refugees Daily; Central European Review; The Guardian; The Financial Times; Internationale Politics and Society; Burgerrechte and Polizei.
4 Bieler. A. Globalization and Enlargement of the European Union (Routledge), 2000; Young A., Wallace H. Regulatory Politics in an Enlarging European Union (Manchester University Press), 2000; Curzon-Price V., Landau A. Whitman R (eds.): The Enlargement of the European Union (Routledge), 1999; Lippert В., Becker P., Grabbe H., Hughes K. Britain, Germany and EU Enlargement (Printer Publishers), 1999; Croft S., Redmond J., Rees W., Webber M. The Enlargement of Europe (Manchester University Press), 1999; Mannin M. (ed.): Pushing Back the Boundaries: The EU and Central and Eastern Europe (Manchester University Press), 1999. европейских общественных организаций, движений и групп. Эти организации преимущественно занимают отрицательную позицию в отношении Шенген. Так, известный авторитет по стратегии человеческих ресурсов «European Citizen Action Service», опираясь на электронный опрос европейцев в 2000 году, высказывает предположение о существовании секретных шенгенских квот на выдачу виз гражданам определенных стран происхождения, что, по мнению интервьюера, является дискриминацией1.
В резких выражениях характеризуют Шенгены британские противники еврофедерализма, демократическое движение мультимиллионера Р.Сайкса, независимая партия Великобритании, группа Брюге, консерваторы против федеральной Европы, европейский антимаастрихтский альянс, неформальная группа Дэвида в Европарламенте, в которую входят представители Дании, Швеции, Финляндии, и др.2
Резко настроена против Шенгенской системы греческая православная церковь. В святом монастыре Метеора считают, что Шенгенское соглашение культивирует климат подозрения и социального расизма. В 1997 году, в канун парламентских слушаний проекта Закона «О защите человека от сбора и использования сведений персонального характера» Священный Кинот Святой горы Афон выпустил специальное обращение. В нем, в частности, содержится утверждение об ущемлении Шенгенскими положениями принципов демократии, вторжении в личную жизнь, сильном ударе по презумпции невиновности граждан3.
Неоднозначные, а порой диаметрально противоположные оценки Шенгенского сотрудничества вполне укладываются в логику возникновения и развития любого крупного начинания, поскольку оно затрагивает интересы различных стран, организаций и людей. Шенгенская система, и это признается даже ее оппонентами, оказывает огромное воздействие на различные стороны
1 Free Movement of People and Citizens Rights. // http ://www.ecas.org
2 European Union Follies and Myths. // http ://www. freebrit.demon.со ,uk
3 Стояние за истину. // http://ortodozy.newmail.ru/apostasia/church/greek4.htm жизнедеятельности Европейского союза и третьих стран, потому что многие современные маршруты мировой миграции ведут в Западную Европу. Можно признавать критику или отрицать ее, но тем не менее далеко не идеальный шенгенский механизм - это реальность, вызванная самой жизнью, и, несмотря на все свои упущения и трудности, он обладает потенциалом развития и дальнейшего совершенствования.
Источниковая база исследования. Первостепенное значение для диссертационного исследования имеют учредительные договоры Европейских сообществ - Парижский и Римские, Единый Европейский акт, а также Маастрихтский и Амстердамский договоры, которые создали новые политические институты в Европе и придали международному сотрудничеству европейских стран новую конфигурацию, прежде всего по вопросам свободы, безопасности и справедливости1.
Ценнейшим источником изучения становления и развития Шенгенской системы являются Договор между правительствами государств экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о поэтапной отмене контроля на общих границах (1985 г.), Соглашение о реализации Шенгенского договора (1990 г.) и приложенные к нему Заключительный акт и Протокол, Соглашения о присоединении к вышеназванным документам Италии, Испании, Португалии, Греции, Дании, Финляндии и Швеции, а также решения и заявления Шенгенского Исполнительного комитета. На этом правовом материале оформился Шенгенский «acquis», насчитывающий 635 страниц и 180 документов2. По решению Совета министров Европейского союза он впервые опубликован на нескольких языках в 1999 году с некоторыми купюрами (например, положения,
1 Договоры об учреждении Европейских сообществ: Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали; Договор об учреждении Европейского экономического сообщества; Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии. - М., 1994; Единый европейский акт. Договор о Европейском союзе. - М., 1994; Амстердамский договор, изменяющий Договор о Европейском союзе, Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые относящиеся к ним акты. - М., 1999.
2 Schengen acquis integrated into the European Union. Brussels, 1999. считающиеся на момент их принятия конфиденциальными). В предисловии к изданию Генеральный секретарь Совета по вопросам юстиции и внутренних дел Ш.Эльзен выразил надежду, что оно будет способствовать большей прозрачности системы1. Расположенные в тематическом порядке документы позволяют последовательно проследить становление (шенгенские договоренности) и эволюцию (прежде всего решения Шенгенского Исполнительного комитета) правовой базы Шенгенской системы в 1990-1999 годах.
Важные материалы включают доклады Общей контрольной инстанции Шенгенского соглашения2.
Инкорпорация Шенгенского «acquis» в политические и институциональные структуры, а также право Европейского союза придает первостепенное значение его официальным документам, выступлениям политиков, должностных лиц, преимущественно по вопросам иммиграции, пограничного контроля, убежища, борьбы с организованной преступностью3.
Помимо печатных изданий Европейского союза - Official Journal, Bulletin, Press-Release и других - особое значение при исследовании Шенгенской системы имеют электронные версии официальных документов ЕС в Интернете. Евросоюз наряду с ООН является лидером в размещении полных текстов своих документов, материалов и публикаций в Интернете. Без доступа в Интернет сегодня невозможно всесторонне изучить деятельность Евросоюза и его главных институтов. Веб-сайты ЕС представлены на одиннадцати языках. Все учреждения Евросоюза связаны с главной электронной страницей. В первой половине 2001 года (шведское президентство в Евросоюзе) были приняты новые правила открытости официальных документов Европейского союза.
1 Schengen acquis integrated into the European Union. Brussels, 1999. - P. 3.
2 Zweiter Tätigkeitsbericht: Marz 1997-1998. Gemeinsame Kontrollinstanz von Schengen Brussels, 1998; Tätigkeitsbericht der Gemeinsamen Kontrollinstanz von Schengen Marz 1995-1997. BplVdiv, Schengen, Gemeinsame Kontrollinstanz, Brussels, 1997.
3 Press Release: Brussels (04-10-1999) - Press: 288 - Nr. 11281/99; Press Release: Brussels (27-03- Press: 81 - Nr. 7100/00; Bulletin EU 7/8 -2000.
Ценным источником для нас являются официальные документы, материалы и научные исследования Международной организации по миграции, Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, Международной организации труда и некоторых других международных организаций1.
Цели и задачи исследования. Основная цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать сотрудничество европейских стран в рамках Шенгенской системы. Отсюда вытекают следующие задачи:
• изложить стратегические цели и главные этапы интеграции европейских стран во второй половине XX века;
• проанализировать развитие идеи европейского пространства без внутренних границ, одним из результатов которой явилось подписание шенгенских договоренностей 1985 и 1990 гг.;
• рассмотреть важнейшие положения шенгенских договоренностей 1985 и
1990 гг.;
• раскрыть эволюцию правовой базы Шенген в доамстердамский период;
• проанализировать инкорпорацию Шенгенского «acquis» в политические и институциональные структуры и право Европейского союза;
• раскрыть практику шенгенских стран в области свободы передвижения, пограничного и иммиграционного контроля, политического убежища, сотрудничества органов полиции и юстиции в борьбе с трансграничной преступностью;
• раскрыть принципиальное значение шенгенского сотрудничества для стран -кандидатов на членство в Евросоюзе и его будущих восточных границ;
• показать значение для государств Центральной Азии опыта шенгенских стран в регулировании миграционных процессов, решении проблем беженцев, в борьбе с трансграничной преступностью, трафиком оружия и
1 A Report prepared for the Odysseus Program of the European Commission: Project Title Research, Training and Exchange Pilot Project on Voluntary Return of Migrations in Irregular Situations by the Technical Cooperation Center for Europe and Central Asia. IOM, 1999; World Migration Report, IOM, 2000. 1. The Return of Irregular Migrants: The Challenge for Central and Eastern Europe. наркотиков и выработать практические рекомендации.
Методологическая и теоретическая база исследования. Основным методологическим принципом диссертационного исследования является системно-функциональный метод, рассматривающий шенгенское сотрудничество в единстве всех составных элементов. Так, создание зоны свободного передвижения людей, товаров, услуг и капиталов было бы немыслимо без политической воли стран-участниц, разработки нормативно-правовой базы, унификации пограничного и иммиграционного контроля на внешних границах шенгенских стран, развития их сотрудничества в уголовно-правовой сфере. Вместе с тем структурно-функциональный метод позволяет определить место и роль каждого компонента шенгенского сотрудничества, выделить и проанализировать их специфику.
Важное значение имеет принцип историзма, рассматривающий события с точки зрения их развития. Шенгенское сотрудничество представляет собой важный феномен европейской истории конца XX века. Его становление и развитие напрямую сопряжено с процессами интеграции западноевропейских стран после второй мировой войны. И именно принцип историзма позволяет проследить и изучить стадии интеграции, зарождение и эволюцию идеи свободного пространства, которая со временем воплотилась в конкретные договоренности ряда стран Европы, главным итогом которых стало сотрудничество европейских стран в рамках Шенгенской системы.
В работе также применяется сравнительный метод, на основе которого анализируется развитие идеи свободного пространства в рамках Европейского союза, с одной стороны, и в рамках Шенгенской системы - с другой.
Теоретическую базу исследования составляют работы зарубежных авторов, посвященные различным аспектам интеграционных процессов в Европе, зарождению и эволюции европейского права, института убежища, проблемам нелегальной иммиграции и т.д.
Научная новизна и практическая значимость работы. В политической науке Кыргызстана это первое научное исследование, посвященное всестороннему анализу сотрудничества европейских стран в рамках Шенгенской системы. В ряде статей, опубликованных в периодическом издании КГНУ1, затрагиваются только отдельные аспекты проблемы. В связи с этим они не могут восполнить явный дефицит знаний по важнейшему явлению современной Европы - шенгенскому сотрудничеству. Вместе с тем теоретическая и практическая значимость таких знаний и потребность в них очевидны. Во-первых, Кыргызстан имеет тесные и разносторонние связи с многими европейскими странами, участвует в деятельности некоторых европейских институтов; во-вторых, правовой режим Шенгенского пространства непосредственно влияет на способность граждан республик Центральной Азии реализовать право на свободу передвижения по территории ряда европейских стран, развитие торговых, экономических и культурных связей; в-третьих, управление миграционными процессами в Кыргызстане и других странах Центральной Азии, действенное функционирование системы пограничного и иммиграционного контроля, института убежища, успешная борьба против трансграничной преступности, контрабанды людей, наркотиков, оружия, международного терроризма требуют не только координация усилий на уровне СНГ и Центральноазиатского региона, но и с европейским странами, использования их опыта, консультативной и технической помощи. Приведенные соображения и побудили автора обратиться к изучению этой системы. Результаты научного анализа представляют теоретический и практический интерес для политиков, сотрудников миграционных, правоохранительных, консульских, пограничных служб Кыргызстана и других стран Центральной Азии, юристов, историков международных отношений, руководителей туристических агентств, студентов исторических, юридических, международных факультетов.
Апробация работы. Основные положения диссертации апробированы в ряде научных публикаций (статьи и монография), а также в выступлениях на международных конференциях стран Центральной Азии, Кавказа и соседних государств по миграционной политике, консультативных встречах руководителей органов пограничного контроля, консульских и паспортно-визовых служб Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана, конференции стран СНГ по совершенствованию миграционного законодательства и развитию трансграничного сотрудничества, в Дипломатической Академии МИД Кыргызской Республики, центре переподготовки прокурорских работников при Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики. По рекомендации автора опыт функционирования Шенгенской системы использовался при разработке проекта Закона КР «О внешней миграции» и межведомственной программы Кыргызской Республики по борьбе с торговлей людьми.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение: 
Заключение
Анализ сотрудничества европейских стран в рамках Шенгенской системы позволяет сделать следующие выводы.
Становление и развитие Шенгенской системы явилось следствием многолетнего процесса сотрудничества и интеграции ряда европейских стран в различных сферах, прежде всего в экономике, политике, торговле, производстве. Налаживание сотрудничества и интеграции потребовало от их участников длительных переговоров, политической воли, дипломатического искусства, готовности к компромиссам и уступкам. Средоточием переговорного процесса была идея свободного пространства на европейском континенте, которая в конечном счете нашла свое политико-юридическое воплощение в шенгенских договоренностях. Создание Шенгенской системы укрепило взаимоотношения между ее участниками, открыло новые возможности для развития Франции, Германии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и других стран-участниц. Суть Шенгенской системы - создание основных предпосылок единого рынка: свободного передвижения транспорта, капитала, услуг, людей, что достигается благодаря отмене пограничного, иммиграционного и таможенного контроля на внутренних границах шенгенских стран. Одновременно проводятся компенсационные меры безопасности - ужесточение контроля на внешних границах за въездом на территорию шенгенских государств граждан третьих стран, укрепление трансграничного сотрудничества, борьба с организованной преступностью, что в конечном счете должно создать зону свободы, безопасности и справедливости.
Правовую основу Шенгенской системы составляют одноименные Договор 1985 года и Соглашение 1990 года, а также соглашения о присоединении к ним ряда европейских государств. Именно эти документы создали правовую базу деятельности стран-участниц в области пограничного, иммиграционного и таможенного контроля, юстиции и внутренних дел, убежища (до вступления в силу Дублинской конвенции), борьбы с трансграничной преступностью, контрабандой наркотиков, оружия. В последующем (1993-1999 гг.) нормативно-правовая база Шенгенской системы развивалась в результате соответствующей деятельности ее органов, прежде всего Исполнительного комитета. На базе всех вышеназванных документов оформился так называемый Шенгенский «acquis» - правовой корпус Шенгенской системы. Помимо своей нормативно-правовой основы, Шенгенская система включает организационные (различные комитеты, рабочие группы) и технические структуры (национальные информационные системы стран-участниц - NSIS и Центральную электронную информационную систему - SIS).
Заключение Маастрихтского и Амстердамского договоров, создание Европейского союза поставили в повестку дня вопрос об инкорпорации Шенгенского «acquis» в политические, организационные и правовые рамки Европейского союза. Инкорпорация одновременно решила две задачи: ввела демократическую отчетность и установила правовой надзор за исполнением шенгенских договоренностей на уровне Евросоюза.
Подчинение шенгенских договоренностей праву Сообщества означает одновременно распространение на сферу правового сотрудничества юрисдикции ЕС. Это имеет тем большое значение, что вопросы, регулируемые Шенгенским соглашением, относятся к сфере, входящей в третью «опору» Союза. К тому же Амстердамский договор предусмотрел возможность контроля в преюдициальном порядке со стороны суда ЕС при решении других вопросов, связанных с реализацией раздела VI Договора, - сотрудничества полиций и судов в уголовно-правовой сфере.
Самым важным последствием инкорпорации Шенгенского «acquis» в рамки Евросоюза является перевод вопросов третьей «опоры» (визы, убежище, иммиграция и другие, связанные со свободой передвижения граждан) в первую «опору», т.е. их передача из межправительственной компетенции в наднациональную - компетенцию Евросоюза. Полная инкорпорация этих проблем будет осуществлена после 1 мая 2004 года, т.е. к окончанию пятилетнего переходного срока. Вопросы полиции, таможни, правового сотрудничества по уголовным делам остались в третьей «опоре» (VI раздел Амстердамского договора). По этим вопросам государства информируют друг друга и консультируются в рамках Совета в целях координации своей деятельности.
По отдельным позициям решения принимаются единогласно, например, членство в Евросоюзе. Существует процедура простого большинства голосов. Подавляющая же часть решений принимается квалифицированным большинством. Амстердамский договор расширил сферу действия квалифицированного большинства при принятии решений, которое будет постепенно применяться к вопросам убежища, виз, иммиграции, контроля на внешних границах.
Положения Шенгенской системы фактически применяются с марта 1995 года прежде всего в вопросах пограничного, иммиграционного и таможенного контроля, визовой практики, правового сотрудничества по уголовным делам, использования базы данных Шенгенской информационной системы. Сегодня, когда Шенгены стали частью Евросоюза, эффективность Шенгенской системы довольно высока, о чем свидетельствуют, например, материалы официальных проверок в сфере борьбы с нелегальной миграцией, трансграничной преступностью. Шенгенская система выступает важным инструментом стран Евросоюза в регулировании миграционных процессов на европейском континенте. Вместе с тем шенгенская зона, как свободное от пограничного и иммиграционного контроля пространство, создает благоприятные условия безвизового передвижения, экономии средств, времени, преимуществами чего пользуются не только граждане стран Евросоюза, но и граждане третьих стран, находящиеся на законных основаниях в пределах шенгенских стран.
Выполнение основных положений Шенгенской системы является обязательным условием для стран-кандидатов на членство в ЕС (Чешская
Республика, Словакия, Словения, Польша, Румыния, Венгрия, Эстония, Литва, Латвия и др.). Наряду с требованиями демократизации государства и общества, проведения кардинальных экономических преобразований, совершенствования национального законодательства, выдвигаются принципиальные требования реформы пограничной и иммиграционной служб стран-кандидатов, приведения пограничного и иммиграционного контроля в соответствие с шенгенскими стандартами.
Жесткие требования к странам-кандидатам вызваны тем обстоятельством, что после их вступления в Евросоюз основная тяжесть борьбы с нелегальной миграцией, трансграничной преступностью, контрабандой людей, наркотиков, оружия, боеприпасов ляжет именно на эти страны, которые, особенно на восточных границах Шенгена, будут выполнять роль передового форпоста. Поэтому члены Евросоюза в рамках различных международных и национальных программ («Одиссей», «Гроций» и др.) оказывают большую финансовую, организационную, материально-техническую, тренинговую помощь странам-кандидатам. Благодаря такой помощи страны-кандидаты в последние годы существенно улучшили положение дел в институциональной, законодательной областях, прежде всего в укреплении пограничного и иммиграционного контроля, подготовке соответствующих кадров, что открывает перед ними возможность членства в Евросоюзе в ближайшей перспективе.
С учетом проведенного исследования сотрудничества европейских стран в рамках Шенгенской системы автором предлагаются следующие практические рекомендации для стран Центральной Азии по использованию этого ценнейшего опыта:
1. Разработка и подписание Соглашения о сотрудничестве в сфере миграции и приоритетах региональной миграционной политики, которая включала бы:
Определение конкретных и реальных этапов, целей и принципов сотрудничества.
Принятие концепции иммиграционного и пограничного контроля на внешних и внутренних границах.
Выработку скоординированной визовой политики и практики, направленной на ужесточение правил въезда иностранных граждан из стран происхождения нелегальных мигрантов, трафика наркотиков и либерализации правил въезда в отношении граждан развитых стран, стран-доноров и стран-стратегических партнеров в экономической и инвестиционной сферах, обеспечения свободного передвижения граждан стран Центральной Азии по ее территории.
Определение основных направлений сотрудничества с третьими странами, международными организациями, в том числе с Европейским Союзом.
2. Разработка и принятие Программы практических мер по реализации
Соглашения, предусматривающую: Создание Исполнительного органа, консультативных советов, специализированных рабочих групп по контролю за реализацией принятых документов, решений и координации региональных усилий. На основе укрепления национальной системы иммиграционного и пограничного контроля создание региональной системы и механизмов ее функционирования, включая совместные пункты иммиграционного и пограничного контроля, охраны границ.
Утверждение унифицированного списка стран, в отношении которых применяется жесткий визовый режим, либеральный визовый режим и безвизовый режим. Принятие общей инструкции по правилам въезда, регистрации и пребывания иностранных граждан, прежде всего, из стран происхождения нелегальных мигрантов и транзита наркотиков. Принятие пакета положений регулирующих порядок свободного передвижения граждан Центральной Азии по ее территории. Исследование и мониторинг законодательства в сфере миграционных процессов и унификация законодательства: ^ по усилению ответственности за перевозку нелегальных мигрантов, организацию трафика людей; ^ по усилению ответственности за нарушение иностранными гражданами правил въезда и пребывания в стране; по оказанию взаимной правовой помощи. На основе укрепления национальных информационных систем, создание региональной информационной системы с использованием методики, принципов и современных технологий Шенгенской информационной системы.
Разработка общих принципов системы защиты беженцев и заключение многостороннего соглашения об ответственности государств за рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища, поданных в одном из государств Центральной Азии, соглашений на двусторонней основе о реадмиссии, в том числе с соседними государствами.
Создание региональной системы подготовки и переподготовки кадров пограничных, миграционных, правоохранительных органов по вопросам иммиграционного и пограничного контроля, борьбы с нелегальной миграцией, религиозным экстремизмом, терроризмом и транснациональной организованной преступностью с введением единых программ обучения и методологических подходов, исследовательских аспектов, со специализацией по странам региона.
3. Миграционная политика должна быть включена в качестве приоритета в государственную внешнюю и внутреннюю политику по обеспечению прав граждан, национальной безопасности, стабильности, развития.
4. Миграционная политика в условиях глобализации не должна замыкаться по географическому принципу и должна быть направлена на развитие сотрудничества на всех уровнях - субрегиональном, региональном и глобальном. Важный вклад в этот процесс могли бы внести существующие такие действующие субрегиональные и региональные структуры, как Центрально-Азиатский Союз, Евразийское Экономическое Сообщество, Содружество Независимых Государств, Шанхайская Организация Сотрудничества.
5. Разработка в рамках Соглашений о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом и реализуемых программ помощи странам региона, целевых программ сотрудничества в миграционной сфере с Европейским Союзом по оказанию технической и финансовой помощи странам региона по созданию эффективной региональной системы управления миграционными процессами, включению стран Центральной Азии в международные информационные системы и консультативные процессы.
Создание центральноазиатской региональной системы управления миграционными процессами, несомненно, проблема очень сложная, которая, помимо решения организационных, технических, финансовых вопросов, требует политической воли лидеров центральноазиатских стран, их умения найти взаимоприемлемые политические решения по широкому кругу вопросов. Опыт Шенгенских стран убеждает, что такие решения не только необходимы, но и вполне достижимы.
СНГ - Содружество Независимых Государств
УВКБ ООН - Управление Верховного Комиссара Организации
Объединенных Наций по делам беженцев
МОМ - Международная Организация по Миграции
ОБСЕ - Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе
УКНПП ООН - Управление Организации Объединенных Наций по
Контролю наркотиков и предупреждению преступности
ЕОУС - Европейское сообщество угля и стали
ЕЭС - Европейское Экономическое Сообщество
Евратом - Европейское сообщество по атомной энергии
SIS - Schengen Information System
NSIS - National Schengen Information System
ЕС - Европейский Союз
ЭВС - Экономический и Валютный Союз
МОТ - Международная Организация Труда
Список литературы: 
1. Официальные документы
2. Шенген, Евросоюза, MOM, ООН и УВКБ ООН
3. Амстердамский договор, изменяющий договор о Европейском союзе. М., 1999.
4. Дублинская конвенция, определяющая государство ответственное за рассмотрение заявлений о предоставлении убежища, поданное в одном из государств-членов Европейских сообществ. М., 1997.
5. Конвенция и Протокол, касающиеся статуса беженца. Женева/УВКБ ООН, 1998.
6. Activities of ICMPD 1993-1999. Vienna, 1999.6. Bulletin EU 1996-2001.
7. Cardiff European Council 15-16 June 1998, Presidency Conclusion. DN/DOC/98/lO.
8. Helsinki European Council, Presidency Conclusion, 10-11 December 1999.
9. Directive 95/46/ EC on the Protection of individuals with regard to the Processing of Personal Data and on the free Movement of such Data. Brussels, 1995.
10. European Union Odysseus Projects in Cooperation with the Austrian Ministry of the Interior «Future External Border of the EU». Vienna, 1999.
11. General Report 1999 European Council. Brussels.
12. Intergovernmental Conference. Briefing Nr 27, 1996, The IGC and the Schengen Convention.
13. Official Journal L 337, 30.12.99.
14. Overview of the Activities of the Budapest Process 1991-2000. Vienna, 2000.
15. Press Release: Brussels (12-03-1999) Press: 70 - Nr 6545/99.
16. Press Release: Brussels (04-10-1999) Press: 288 - Nr 11281/99.
17. Press Release: Brussels (27-05-1999) Press: 168 - Nr 8654/99.
18. Press Release: Brussels (02-12-1999)-Press: 386-Nr 13461/99.
19. Press Release: Brussels (27-03-2000) Press: 81 - Nr 7100/00.
20. Press Release: Brussels (29-05-2000) Press: 183 - Nr 8832/00.
21. Press Release: Luxembourg (17-10-2000) Press: 380 -Nr 12127/00.
22. Press Release: Brussels (01-12-2000) Press: 457 - Nr 13865/00.
23. Press Release: Brussels (09-04-2000) Press: 141 - Nr 7833/00.
24. Press Release: Brussels (15-03-2001) Press: 98 - Nr 6757/01.
25. Stockholm European Council. Presidency Conclusion, 23-24 march 2001.
26. Schengen Acquis integrated into the European Union. Brussels, 1999.
27. Strategy Paper Regular Reports from the Commission on Progress towards Accession by each of the candidate Countries. European Commission. -Brussels. November 2000.
28. Report on Asylum Procedures. Overview of Politics and Practices in Participating States, 1997.
29. Tampere European Council. Presidency Conclusion 15-16 October 1999.
30. Nice European Council: Presidency Conclusion 7-9 December 2000.
31. Tätigkeitsbericht der Gemeinsamen Kontrollinstanz von Schengen. Marz 1995-1997.-Brussels, 1997.
32. The Operation of Schengen an Evaluation: European Parliament. Rapporteur Ann van Lancker, PE 218950,1996.
33. Towards a Joint European Visa Regime. A draft Report prepared by the Secretariat of the Budapest Group for the meeting in Portoroz (Slovenia) on 17-18 September 1998. Vienna, 1998.
34. UN Population Division. Department of Economic and Social Affairs. Replacement Migration: Is it a Solution to Declining and Aging Population. N.J., 2000.
35. Zweiter Jahresbericht von Arbeitsgruppe am 30 November 1998 angenommen. Arbeitsgruppe für den Schutz von Personen bei der Verarbeitung Personenbezogener Daten. Berlin, 1998.
36. Zweiter Tätigkeitsbericht: Marz 1997-1998. Gemeinsame Kontrollinstanz von Schengen. Brussels, 1998.
37. Workshop on the Application of the Schengen Agreement. 13-14 May 1999, Vilnius; Border Management in Europe. An Overview Compiled by ICMPD. A European Union Odysseus Project in Cooperation with the Austrian Ministry of the Interior. Vienna, 2000
38. World Migration Report. IOM, 2000.1. Иностранная литература:
39. Achermann A. Schengen und die Folgen: der Abbau der in Europa: Profit vor der Europe, 1995.
40. Achermann A. Bieber R., Epiney A., Wehner R., Schengen und Folgen. Bern, 1995.
41. Bieler A. Globalization and Enlargement of the European Union (Routledge), 2000;
42. Claudius Т.Н. Schengen: die Bereinkommen zum Abbau der Personenkontrollenan den Binnengrenzen von EU-Staaten, 1997.
43. Curzon-Price V., Landau A. Whitman R. (eds.): The Enlargement of the European Union (Routledge), 1999.
44. Grabbe H., Hughes K. Enlarging the EU Eastwards (London: Pinter for the Royal Institute of International Affairs), 1998.
45. Guild E. Consequences of the Schengen Agreements on the Baltic and East European Countries.
46. Henderson K. Back to Europe: Central and Eastern Europe and the European Union (UCL Press), 1998.
47. Knapp A., Langthaler H. Menschenjagd: Schengenland in Osterreich, 1998;
48. Mayhew A. The European Union's Policy towards Central and Eastern Europe: Design or Drift? In Carolyn Rhodes (ed.): The European Union in the World Community (Boulder, Co.: Lynne Rienner)
49. Pushing Back the Boundaries: The EU and Central and Eastern Europe (Manchester University Press), 1999.
50. Racism at the Top: Parliamentary Discourse on Ethnic Issues in Six European States. Ed. Wodak R., van Dijk T. Klagenfurt, 2000.
51. Redmond J., Rosenthal G. (eds.): The Expanding European Union. Past, Present, Future (Boulder, Co.:Lynne Rienner), 1998.
52. Schengen Internationalization of the Central Chapters of the Law on Aliens, Refugees, Security and the Police. Meiers H., Bolten J., Cruz A., Steenbergen J., Hoogenboom T., Swart A., Verny L., Boels P. Second revised edition. Stiching Boekerij, 1992;
53. Young A., Wallace H. Regulatory Politics in an Enlarging European Union (Manchester University Press), 2000.
54. Smith K.E. The European Union and Central Europe. The implications of Enlargement in Stages (Ashgate), 1998.
55. Schimmelfennig. F: The double Puzzle of Enlargement. Liberal Norms, Rhetorical Action, and the Decision to Enlarge to the East, ARENA Working Paper No. 15, 1999
56. Sedelmeir. U: The EU and Eastern Enlargement: Risk, Rationality and Role-Compliance, in Maria Green -Cowles and Michael Smith (eds.): Risks, Reforms, Renewals and Revival: The State of the European Union, Volume 5 (Oxford University Press), 2000.
57. Widgren J. From Schengen to Amsterdam. Towards a European Immigration and Asylum Legislation, Trier, 1999
58. Литература на русском языке
59. Билсборроу Р., Хьюго Г., Обераи А., Злотник X. Статистика международной миграции: Рекомендации по совершенствованию системы сбора данных. М., 1999.
60. Бобин М. Европейский интеграционный процесс: правовые аспекты деятельности Европейского союза и Совета Европы. // Правозащитник. -1998. -№3.
61. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская Конвенция о правах человека и Европейская Социальная Хартия: право и практика. М., 1998.
62. Европейская интеграция, большая гуманистическая Европа и культура / Под. ред. Л.И. Глухарева-М., 1998.
63. Европейский Союз: Федералистские концепции европейского строительства. М., 1996.
64. Европа на пороге XXI века: ренессанс или упадок? М., 1998.
65. История европейской интеграции (1945-1994) / Под ред. A.C. Намазовой, Эмерсона Б.М. М., 1995.
66. Конференция СНГ по проблемам беженцев и мигрантов. Т.2. №1, № 2. / УВКБ ООН, 1996.
67. Миграционная ситуация в странах СНГ. / Под ред. Ж.А. ЗайоНчковскойю -М., 1999.
68. Миграция населения в странах СНГ: 1997-1998 гг. МОМ, 1999.
69. Омаров Н.М. Гуманитарные аспекты безопасности Кыргызской Республики в XXI веке: вызовы и ответы. Бишкек, 2001.
70. Омаров Н. М. Миграционные процессы в Кыргызской Республике в годы независимости: итоги десятилетия. Бишкек, 2001.
71. Основы права Европейского союза: Уч. пособие / Под ред. С.Ю. Кашкина -М., 1997.
72. Регент Т.М. Миграция в Россию. Проблемы государственного управления. -М., 1999.
73. Регент Т.М., Архипов Ю.А. Миграция населения. Система иммиграционного контроля. М., 2001.
74. Рязанцев С. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции. Ставрополь, 2001.
75. Стокер П. Работа иностранцев. М., 1996.
76. Топорнин Б.Н. Европейские сообщества: право и институты. М., 1993.
77. Топорнин Б.Н. Европейское право: Учебник. М., 1998.
78. Энтин М. С. Суд Европейских сообществ: правовые формы обеспечения западноевропейской интеграции. -М., 1988.
79. Зарубежная периодическая печать
80. Burgerreche und Polizei, 1999-2001 rr.
81. Central European Review, 1999-2001 rr.3. Die Welt, 1999-2001 rr.
82. Le Monde Diplomatique, 1999-2001 rr.
83. Internationale Politics and Society, 1999-2001 rr.
84. Neue Züricher Zeitung, 1999-2001 rr.
85. New York Times, 1999-2001 rr.
86. Refugees Daily, 1999-2001 rr.
87. Refugees Magazine, 1999-2001 rr.
88. The Guardian, 1999-2001 rr.
89. The Financial Times, 1999-2001 rr.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами