К основному контенту

Дилемма Путина: где найти достаточно солдат для войн (Verbovka ЧВК)

Дилемма Путина: где найти достаточно солдат для войн

7213377
Валентин Бадрак, Лада Рослицкая, Михаил Самусь, Владимир Копчак
Вооруженная агрессия России против Украины и интенсивные военные операции в Сирии поставили Москву перед крайне серьезной проблемой. Ей не хватает подготовленных солдат для ее оккупационных сил.

Нехватка бойцов, вызванная постоянными тяжелыми потерями, которые несут российские войска, радикально изменила масштаб и характер военных операций Москвы.

На ранних стадиях конфликтов эта проблема решалась привлечением кадров из спецназа Вооруженных сил, из Федеральной службы безопасности (ФСБ), из Службы внешней разведки и т. д.

Однако теперь, чтобы заполнить брешь, Россия начала прибегать к услугам частных военных компаний (ЧВК), расширять вербовочную базу и наказывать контрактников за нежелание участвовать в незаконных операциях.

В настоящий момент о российских ЧВК по-прежнему известно мало. В России их существует не меньше десяти. Еще несколько действуют за пределами российской юрисдикции.

После того, как Кремль в сентябре 2015 года принял решение об интервенции в Сирию, туда прибыли около 1 500 наемников из российской ЧВК «Вагнер», связанной с операциями на Украине. Там она действует в областях, которые контролируются российскими и пророссийскими силами, и известна как «Чистильщики».

Советские боевики в основном с узбекскими и северокавказскими корнями создали Malhama Tactical — первую джихадистскую ЧВК, которая заняла, как пишет Foreign Policy, «специфическую нишу между миром частных военных компаний и действующими в Сирии джихадистскими группировками».

Чтобы дополнительно расширить свою сокращающуюся кадровую базу, Кремль упрощает процесс привлечения на службу российских призывников, резервистов, лиц без гражданства и иностранных граждан.
Привлечение российских граждан на контрактную службу было облегчено принятым 14 октября 2016 года проектом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"». Этот законопроект разрешал российским властям заключать краткосрочные контракты с призывниками и резервистами.

Ранее первый контракт в звании солдата, матроса, сержанта или старшины подписывался на два или три года, а в звании прапорщика, мичмана или офицера — на пять лет.

Теперь эти категории военнослужащих могут подписывать контракт на срок от шести месяцев до года в случае «ликвидации последствий стихийных бедствий, выполнения мероприятий чрезвычайного положения, восстановления конституционного порядка и иных чрезвычайных ситуаций», а также «для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».

Также важно, что необходимость поправок оправдывалась «изменением военно-политической обстановки и активизацией деятельности международных террористических и экстремистских организаций», порождающими «необходимость повышения мобильности войск (сил), формирования сводных и нештатных подразделений и укомплектования их в короткие сроки военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, для оперативного решения краткосрочных, но важных задач, связанных с их участием в операциях по поддержанию мира и борьбы с террористическими и экстремистскими организациями». Президент Владимир Путин подписал этот закон 28 декабря 2016 года.

Данные поправки позволяют России быстро собрать и использовать крупную оккупационную армию или армию вторжения под предлогом «деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо пресечению международной террористической деятельности». Фактически, они легализуют незаконную вербовку призывников для «краткосрочных командировок» на Украину в качестве контрактников.

В процедуру приема на контрактную службу лиц без гражданства и иностранных граждан также были внесены серьезные изменения.

2 января 2015 российский президент изменил своим указом Положение о порядке прохождения военной службы, облегчив вступление в ВС РФ лиц без гражданства и иностранных граждан. Им не требуется принимать российское гражданство — в том числе и для боевой службы или операций за рубежом.

Низкое качество жизни, высокий уровень безработицы и присутствие российских военных баз в Средней Азии и в кавказском регионе делают СНГ удобным направлением для вербовки. Важно, что на территориях сепаратистских регионов, возникших при участии Российской Федерации (т. е. Крыма, Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья) также существуют военные базы и находятся российские войска и техника. Эти территории также могут поставлять России бойцов.

Кроме этого, к российским силам могут присоединяться и русскоязычные добровольцы из Западной Европы, с Ближнего Востока или из Северной Америки. Однако так как оплата и социальные гарантии, которые им могут предоставить, заметно уступают международным стандартам, это, скорее всего, привлечет лишь элемент из различных радикальных группировок. По оценкам российских экспертов, Россия может привлечь из-за рубежа 25 миллионов русскоязычных бойцов.

Эти иностранные кадры Россия сможет использовать для ведения неоимпериалистической политики и гражданской войны руками незаконных вооруженных формирований. Такая война в любой момент может быть превращена в открытую вооруженную агрессию российской армии.

Реальная и серьезная угроза связана также с вербовкой и подготовкой иностранцев российскими спецслужбами для использования в экстремистских и террористических группировках и акциях. Об увеличении этого риска свидетельствует рост числа боевиков из России и СНГ, активно участвующих в экстремистской и террористической деятельности ИГИЛ (организация, запрещенная в России, — прим. перев.) в Сирии и в Ираке и «Талибана» (организация, запрещенная в России, — прим. перев.) в Афганистане.

Высокие потери среди российских военных также подталкивают их избегать командировок на украинскую границу. В период с 2014 года по середину 2015 года самым нежеланным местом службы в России было 12-е командование резерва Вооруженных сил РФ в Новочеркасске, созданное, чтобы «официально» (но тайно) направлять российских военных на Украину.

Военнослужащие, старающиеся избежать такой судьбы, быстро сталкиваются с российским репрессивным аппаратом. Российские суды с легкостью выносят им обвинительные приговоры, что приводит к увольнению из армии, а иногда даже грозит исправительной колонией.

Использование ЧВК, привлечение иностранцев и принуждение военнослужащих воевать в незаконных войнах и выполнять незаконные приказы можно квалифицировать как военные преступления. Попытки российских властей добиться военных преимуществ и сократить издержки могут однажды подвести их под уголовную ответственность за их решение начать вооруженную агрессию в Сирии и на Украине с использованием незаконных сил.

Лучшим примером такого хода событий может служить опыт лидеров бывшей Югославии, которых агрессивные войны на Балканах и ультранационалистическая политика привели на скамью подсудимых Международного трибунала в Гааге.

Валентин Бадрак — директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР); Лада Рослицкая — эксперт по безопасности и «мягкой силе», консультант государственных и негосударственных организаций, в том числе ЦИАКР, по стратегическим коммуникациям; Михаил Самусь — заместитель директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения по международным вопросам (ЦИАКР); Владимир Копчак — заместитель директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения по международным вопросам (ЦИАКР).
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Ежедневно вечером вам будет приходить подборка самых ярких и интересных переводов ИноСМИ за день.

Найдите в контактах @inosmichannel и добавьте его к себе в контакты или,
предварительно зарегистрировавшись, перейдите на страницу канала.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами