"Проармянские российские СМИ переврали Папу Римского" - ПОДРОБНОСТИ
8 июля 2016 07:15 3 044
Издание Regnum опубликовало статью российского эксперта Станислава Стремидловского, в которой автор пытается анализировать акценты, якобы расставленные Папой Римским Франциском, анонсировавшим свой визит в Грузию и Азербайджан.
Как отмечается в статье, понтифик сказал, что он посетил Армению как паломник братства и мира и подчеркнул, что это "первая страна, которая приняла христианство в начале IV века, народ, в ходе долгой истории мученичеством засвидетельствовавший христианскую веру". В отношении двух других кавказских республик у папы иное видение. Radio Vaticana отмечает, что в Грузии и Азербайджане католики составляют незначительное меньшинство на фоне мусульманской и православной общин. Поэтому здесь Франциск принял приглашение по следующим двум причинам. Как сам он уточнил, во-первых, чтобы "подчеркнуть древние христианские корни на этих землях, разумеется, в духе диалога с другими религиями и культурами". И, во-вторых, чтобы "укрепить надежду и путь к миру".
При этом эксперт Regnum пытается проникнуть в суть слов понтифика, принижая роль в истории двух других, помимо Армении, стран Южного Кавказа.
Прокомментировать этот вопрос Day.Az попросил известного российского историка Олега Кузнецова:
"Каждый человек имеет право на свою аргументированную точку зрения, поэтому позиция Станислава Стремидловского мне понятна, хотя я не до конца с ней согласен, поскольку в своей однобокости она похожа скорее на пропагандистскую агитку, чем на серьезный аналитический материал. Впрочем, позиция каждого автора формируется в зависимости от его компетентности, а компетентность напрямую связана с объемом ранее изученной и обобщенной информации.
Будучи профессиональным историком, который уже достаточно долго занимается изучением наследия региона Кавказа, со всей определенностью могу сказать, что кроме общей эрудиции у Станислава Стремидловского присутствуют лишь самые общие представления об истории христианства в этом регионе мира. Впрочем, это не только его минус, но и минус референтов Папы Римского Франциска.
Не хочу вступать в дискуссию по поводу того, какая именно страна и какой именно народ на Кавказе принял первым христианство, на этот счет имеются самые смутные и ангажированные последующими интерпретациями копиистов и исследований сведения. Оставляю этот вопрос на совести теологов и тех востоковедов-ориенталистов, кто специализируется на изучении прошлого семитских народов, к числу которых относятся и армяне, хотя сами они иногда любят называть себя отдельной человеческой расой арменоидов. Бог им судья. Я предлагаю обратиться к материалам российского источниковедения и этнографии второй половины XIX столетия и посмотреть, какими были народы Азербайджана, Армении и Грузии на момент прихода в регион Южного Кавказа российской имперской власти.
Так, непременный секретарь Российской Академии наук Николай Федорович Дубровин в своем многотомном труде "История войн и владычества русских на Кавказе", изданном в 1860-е годы, давая этнографический обзор региона, характеризовал армян как синкретистов, т.е. как народ, сочетающий в себе внешнюю христианскую обрядовость церковных ритуалов и их языческий смысл, в основе которого лежал культ кровавого жертвоприношения. Авторитет этого ученого никто не смог ниспровергнуть до сих пор, поэтому перечислять здесь фамилии других российских и зарубежных исследователей, в том числе и теологов, кто придерживался аналогичной традиции, я здесь не буду. Скажу только, что этот вопрос в мировой научной литературе хорошо изучен и освещен, поэтому данные сведения относятся к категории общенаучных и не принимаются во внимание только в двух странах - в Армении, что вполне понятно, и в России, поскольку церковная история, начиная с 1917 года, с приходом к власти партии большевиков и установления ими атеистического богоборческого режима, как область научного знания находилась под запретом. Поэтому в российских средствах массовой информации, к числу которых относится и Regnum, такая информация проходит на "ура", но стоит только заявить это где-нибудь в Варшаве, Вене, Риме или Мадриде, вас поднимут на смех.
На этом фоне поражает та легкость, с которой Станислав Стремидловский интерпретирует факты церковной истории Южного Кавказа в нужную ему сторону, особенно связанные с историей римско-католической церкви, тем самым выдавая Папу Римского за невежду в вопросах истории этой церкви, а вместе с ним - весь синклит кардиналов, всех референтов и церковных историков. Вместе с тем ни для кого не секрет, что история католической церкви - самая изученная и документированная, чего нельзя сказать ни о православии, ни об исламе, ни об армяно-григорианстве.
Я не буду обращаться к документам архивов Ватикана, которых я не знаю, однако материалов, опубликованных во втором томе "Актов, собранных Кавказской археографической комиссией", достаточно для того, чтобы утверждать, что население региона, говорившее, точнее - писавшее на армянском языке, начиная с XVII века, было римско-католического вероисповедания, на их обращение в католичество миссионерами ордена капуцинов было дано разрешение грузинского царя Вахтанга. Иными словами, до переселения османских армян или армяно-григориан, по своей церковной принадлежности на земли нынешней Республики Армения в 1830-е гг. о присутствии представителей этой конфессии в данном географическом регионе речи не шло. Армяноязычное население Грузии до второй трети XIX века было католиками, а сама Грузия была колыбелью католичества на Кавказе, и не знать об этом Папа Римский Франциск или, по крайней мере, его референтура не могли.
Отсюда сам собой напрашивается вывод о том, что кто-то один - или Папа Римский, или Станислав Стремидловский - говорит неправду. Как я думаю, понтифик должен быть многословным только во время проповеди, рассуждая о Божественном мироустройстве, а в остальных вопросах должен соблюдать умеренность и взвешенность суждений, поэтому врет интерпретатор его слов.
Прошу обратить внимание на то, что я говорю об армяноязычном населении Южного Кавказа, а не об армянах как таковых. Армяне в соответствии с законами Османской и Российской империй представляли собой миллет - национально-религиозную группу, объединенную вокруг Армянской Апостольской или армяно-григорианской церкви. Поэтому между армянами и армяно-григорианами следует ставить знак равенства. Но были и другие миллеты, сходные с ними этнологически, но отличающиеся конфессионально, - кавказские албаны и ассирийцы (айсоры), которые в XIX столетии подверглись со стороны армян (не без поддержки российской имперской администрации на Кавказе) прозелитизму и ассимиляции, равно как и армяно-католики Грузии.
Не знать этого не может ни один уважающий себя кавказовед, к числу которых Станислав Стремидловский явно не относится.
Поэтому все его слова - пропаганда от первого и до последнего слова, к которой надо относиться соответствующим образом".
Лейла Таривердиева
Комментарии
Отправить комментарий