"Проармянские российские СМИ переврали Папу Римского" - ПОДРОБНОСТИ

 8 июля 2016 07:15
Издание Regnum опубликовало статью российского эксперта Станислава Стремидловского, в которой автор пытается анализировать акценты, якобы расставленные Папой Римским Франциском, анонсировавшим свой визит в Грузию и Азербайджан.
Как отмечается в статье, понтифик сказал, что он посетил Армению как паломник братства и мира и подчеркнул, что это "первая страна, которая приняла христианство в начале IV века, народ, в ходе долгой истории мученичеством засвидетельствовавший христианскую веру". В отношении двух других кавказских республик у папы иное видение. Radio Vaticana отмечает, что в Грузии и Азербайджане католики составляют незначительное меньшинство на фоне мусульманской и православной общин. Поэтому здесь Франциск принял приглашение по следующим двум причинам. Как сам он уточнил, во-первых, чтобы "подчеркнуть древние христианские корни на этих землях, разумеется, в духе диалога с другими религиями и культурами". И, во-вторых, чтобы "укрепить надежду и путь к миру".
При этом эксперт Regnum пытается проникнуть в суть слов понтифика, принижая роль в истории двух других, помимо Армении, стран Южного Кавказа.
Прокомментировать этот вопрос Day.Az попросил известного российского историка Олега Кузнецова:
"Каждый человек имеет право на свою аргументированную точку зрения, поэтому позиция Станислава Стремидловского мне понятна, хотя я не до конца с ней согласен, поскольку в своей однобокости она похожа скорее на пропагандистскую агитку, чем на серьезный аналитический материал. Впрочем, позиция каждого автора формируется в зависимости от его компетентности, а компетентность напрямую связана с объемом ранее изученной и обобщенной информации.
Будучи профессиональным историком, который уже достаточно долго занимается изучением наследия региона Кавказа, со всей определенностью могу сказать, что кроме общей эрудиции у Станислава Стремидловского присутствуют лишь самые общие представления об истории христианства в этом регионе мира. Впрочем, это не только его минус, но и минус референтов Папы Римского Франциска.
Не хочу вступать в дискуссию по поводу того, какая именно страна и какой именно народ на Кавказе принял первым христианство, на этот счет имеются самые смутные и ангажированные последующими интерпретациями копиистов и исследований сведения. Оставляю этот вопрос на совести теологов и тех востоковедов-ориенталистов, кто специализируется на изучении прошлого семитских народов, к числу которых относятся и армяне, хотя сами они иногда любят называть себя отдельной человеческой расой арменоидов. Бог им судья. Я предлагаю обратиться к материалам российского источниковедения и этнографии второй половины XIX столетия и посмотреть, какими были народы Азербайджана, Армении и Грузии на момент прихода в регион Южного Кавказа российской имперской власти.
Так, непременный секретарь Российской Академии наук Николай Федорович Дубровин в своем многотомном труде "История войн и владычества русских на Кавказе", изданном в 1860-е годы, давая этнографический обзор региона, характеризовал армян как синкретистов, т.е. как народ, сочетающий в себе внешнюю христианскую обрядовость церковных ритуалов и их языческий смысл, в основе которого лежал культ кровавого жертвоприношения. Авторитет этого ученого никто не смог ниспровергнуть до сих  пор, поэтому перечислять здесь фамилии других российских и зарубежных исследователей, в том числе и теологов, кто придерживался аналогичной традиции, я здесь не буду. Скажу только, что этот вопрос в мировой научной литературе хорошо изучен и освещен, поэтому данные сведения относятся к категории общенаучных и не принимаются во внимание только в двух странах - в Армении, что вполне понятно, и в России, поскольку церковная история, начиная с 1917 года, с приходом к власти партии большевиков и установления ими атеистического богоборческого режима, как область научного знания находилась под запретом. Поэтому в российских средствах массовой информации, к числу которых относится и Regnum, такая информация проходит на "ура", но стоит только заявить это где-нибудь в Варшаве, Вене, Риме или Мадриде, вас поднимут на смех.
На этом фоне поражает та легкость, с которой Станислав Стремидловский интерпретирует факты церковной истории Южного Кавказа в нужную ему сторону, особенно связанные с историей римско-католической церкви, тем самым выдавая Папу Римского за невежду в вопросах истории этой церкви, а вместе с ним - весь синклит кардиналов, всех референтов и церковных историков. Вместе с тем ни для кого не секрет, что история католической церкви - самая изученная и документированная, чего нельзя сказать ни о православии, ни об исламе, ни об армяно-григорианстве.
Я не буду обращаться к документам архивов Ватикана, которых я не знаю, однако материалов, опубликованных во втором томе "Актов, собранных Кавказской археографической комиссией", достаточно для того, чтобы утверждать, что население региона, говорившее, точнее - писавшее на армянском языке, начиная с XVII века, было римско-католического вероисповедания, на их обращение в католичество миссионерами ордена капуцинов было дано разрешение грузинского царя Вахтанга. Иными словами, до переселения османских армян или армяно-григориан, по своей церковной принадлежности на земли нынешней Республики Армения в 1830-е гг. о присутствии представителей этой конфессии в данном географическом регионе речи не шло. Армяноязычное население Грузии до второй трети XIX века было католиками, а сама Грузия была колыбелью католичества на Кавказе, и не знать об этом Папа Римский Франциск или, по крайней мере, его референтура не могли.
Отсюда сам собой напрашивается вывод о том, что кто-то один - или Папа Римский, или Станислав Стремидловский - говорит неправду. Как я думаю, понтифик должен быть многословным только во время проповеди, рассуждая о Божественном мироустройстве, а в остальных вопросах должен соблюдать умеренность и взвешенность суждений, поэтому врет интерпретатор его слов.
Прошу обратить внимание на то, что я говорю об армяноязычном населении Южного Кавказа, а не об армянах как таковых. Армяне в соответствии с законами Османской и Российской империй представляли собой миллет - национально-религиозную группу, объединенную вокруг Армянской Апостольской или армяно-григорианской церкви. Поэтому между армянами и армяно-григорианами следует ставить знак равенства. Но были и другие миллеты, сходные с ними этнологически, но отличающиеся конфессионально, - кавказские албаны и ассирийцы (айсоры), которые в XIX столетии подверглись со стороны армян (не без поддержки российской имперской администрации на Кавказе) прозелитизму и ассимиляции, равно как и армяно-католики Грузии.
Не знать этого не может ни один уважающий себя кавказовед, к числу которых Станислав Стремидловский явно не относится.
Поэтому все его слова - пропаганда от первого и до последнего слова, к которой надо относиться соответствующим образом".
Лейла Таривердиева

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами