Мощный экстремист
Главные разделы / Общество
Мощный экстремист
Во Владимире суд отложил до 21 ноября рассмотрение дела главного редактора портала Credo.ru Александра Солдатова
Религиозный портал Credo.ru обвиняют в экстремизме за публикацию видеоролика об изъятии приставами мощей святых
Опубликовано 24.10.2014 01:40
Октябрьский суд Владимира
24 октября начал рассматривать дело, ответчиком по которому выступает
главный редактор религиозного портала Credo.ru Александр Солдатов.
Представители прокуратуры просят признать экстремистским видеоролик,
размещенный на портале еще зимой 2013 года. Он посвящен попыткам
судебных приставов изъять у общины Российской православной автономной
церкви мощи святых Евфимия и Евфросинии Суздальских. Сам Солдатов
расценивает эту историю как способ давления со стороны властей.
На сегодняшнем заседании рассматривались процессуальные вопросы: суд удовлетворил ходатайство прокуратуры о привлечении в качестве ответчиков авторов видеоролика – журналистов Михаила Баранова и Анну Домбровскую. Рассмотрение дела отложено до 21 ноября, в том числе для того, чтобы Александр Солдатов и его защита ознакомились с делом – ранее им этого сделать не дали.
Видеоролик, вызвавший претензии прокуратуры Владимира, представляет собой 30-минутный репортаж корреспондентов портала Сredo.ru под названием "Приставное благочестие". Он посвящен тому, как судебные приставы пытаются изъять у прихожан Российской православной автономной церкви, которая не подчиняется Московской патриархии, мощи святых Евфимия и Евфросинии Суздальских. Эти события произошли два года назад – в конце октября 2012-го, само видео было опубликовано на портале Credo.ru зимой 2013-го, однако претензии главному редактору портала Александру Солдатову прокуратура предъявила только сейчас, после того как в сентябре этого года Владимир посетил патриарх Кирилл. В интервью Радио Свобода Александр Солдатов рассказал, что не представляет, что именно в этом репортаже власти сочли "экстремизмом", и надеется посмотреть на материалы дела хотя бы в суде:
– 30 сентября я получил по почте письмо судьи Октябрьского районного суда города Владимира, Игнатовича, где сообщалось, что на 24 октября назначено заседание по представлению прокурора города Владимира о признании экстремистским видеоролика "Приставное благочестие". К этому заявлению прилагалось шесть документов: различные материалы экспертиз, информация, поступившая из УФСБ по Владимирской области. Однако ни экспертиз, ни этой информации я по почте не получил. Мои попытки приехать в Октябрьский районный суд и там прочитать дело были безуспешными. Поначалу судья находился в отпуске и должен был выйти из него 21 октября, а затем, когда я обратился туда 21 октября, мне сказали, что на месте нет секретаря, а без секретаря никто мне не может выдать дело. Поэтому сейчас у меня самое общее представление о том, в чем нас пытаются обвинить. Я выступаю по этому делу заинтересованным лицом, то есть практически ответчиком. И надеюсь, что в суде мы, наконец, увидим материалы дела, и станет понятно, на каком основании этот ролик хотят признать экстремистским. Я хорошо его помню, ролик появился почти два года назад. Там была видеохроника, связанная с попытками судебных приставов из Владимира изъять мощи преподобных Евфимия и Евфросиньи Суздальских у Российской православной автономной церкви в Суздале. Она не хотела возвращать их государству, как от нее этого требовало Росимущество. Эти мощи были переданы общине еще в 88-м году. В нашем ролике были запечатлены самые неприглядные эпизоды, связанные с изъятием этих мощей: приезды приставов, их общение с верующими, угрозы, призывы проявить насилие, которые звучали со стороны тех, кто приехал, пикет ЛДПР под лозунгами "Верните святые мощи" – довольно комичное зрелище. В этот ролик были вставлены размышления автора о том, как вообще в России происходит процесс клерикализации, как государственная церковь создает некий новый образ воинствующего православия, как гонимые верующие пытаются отстаивать другое православие. Никаких призывов к насилию, к геноциду, к уничтожению какой-то группы или к ущемлению чьих-то прав по религиозному, социальному или политическому признаку в этом ролике не было.
– Но вы понимаете, что в этом ролике могло вызвать претензии прокуратуры?
– Судя по тому, что лингвистическая экспертиза, проведенная, видимо,
по просьбе УФСБ по Владимирской области, занимает 44 листа, у них многое
вызывает претензии. Я предполагаю, что неудачным, уязвимым местом этого
видеоролика является кинохроника, скопированная из фильма "Семнадцать
мгновений весны", где выступает с какой-то речью доктор Геббельс.
Видимо, появление самого этого образа могло насторожить прокуратуру.
Далее этот образ чередуется с образом патриарха Кирилла, который дает
некое интервью, в котором называет славян диким народом, почти зверьми.
Это интервью он давал в связи с празднованием Дней славянской
письменности и культуры и имел в виду, конечно, то состояние славян, в
котором они находились тысячу лет назад, но все равно надо сказать, что
эти фразы режут слух. И вот видеоряд, предложенный автором этого ролика,
как бы соединял в себе образ Геббельса и вот эту вот речь патриарха. Я
так понимаю, что любые ассоциации с деятелями Третьего рейха могут
восприниматься как намек на экстремизм.
– Вы считаете это дело давлением лично на вас?
– Да, меня очень настораживает то, что дело, оказывается, существует
уже около двух лет, и инициатором проведения оперативно-розыскных
мероприятий было Управление ФСБ по Владимирской области. Тут некую
подсказку на мои недоумения дает статья "Госдеп в рясе",
которая была опубликована некоторое время назад в ряде владимирских
СМИ. В этой статье утверждалось, что моя деятельность как журналиста по
защите прав гонимых верующих, в частности прав общины Автономной церкви в
Суздале, является выполнением заказа Госдепартамента США, что меня
можно было часто видеть на приемах в американском посольстве, а в
американском посольстве работают, среди прочего, профессиональные
разведчики ЦРУ, от которых, вероятно, я получал какие-то задания,
которым я сообщал информацию о гонениях. Никакой информации о гонениях,
помимо той, что опубликована у нас на портале, я никому никогда не
сообщал. Шпиономания и охота на ведьм сейчас очень популярный тренд
официальной пропаганды, поэтому я могу предположить, что эта
составляющая моей деятельности – правозащитная журналистика – вызывает у
спецслужб подозрения, что я делаю это в интересах каких-то западных
темных сил. Что совершенно не так, это просто мой профессиональный долг,
и делаю я это в интересах объективности информации, которая публикуется
на нашем портале. Я думаю, что если это инициатива местных силовиков,
то это, видимо, попытка прекратить активно освещение суздальских
событий, этого "дела о мощах".
– Вам лично что может грозить в связи с этим делом?
– Если ролик будет признан экстремистским и я буду признан причастным к его изготовлению и распространению, то, возможно, мне грозит преследование за экстремистскую деятельность. Я не готов признать этот ролик экстремистским хоть в какой-то мере, поэтому я не должен допускать такой вероятности. Никакой экстремистской деятельностью я не занимался. Но логика таких процессов такова, что ролик не просто так может быть признан экстремистским, а с целью использовать в дальнейшем этот статус ролика как-то против меня. Если дело получит вот такое развитие, я стану фигурантом какого-то уже уголовного обвинения. Тогда, наверное, расчет делается на то, что это приведет к прекращению работы нашего портала Credo.ru, к моему уходу из активной журналистики, – предполагает Александр Солдатов.
На самом сайте видеозапись "Приставное благочестие" недоступна для просмотра: в сообщении, размещенном на портале,
говорится, что ролик удален, поскольку его содержание является
предметом судебного разбирательства. Но в интернете на некоторых сайтах
его все еще можно посмотреть.
По мнению доктора культурологии, независимого эксперта по религии и культуре Елены Волковой, за этим делом стоят две причины. Первая связана с личностью Александра Солдатова:
– "Дело о ролике" – это повод, чтобы приструнить, напугать самого Александра Солдатова, который известен своими критическими публикациями о Русской православной церкви и лично о патриархе Кирилле. И я думаю, что это атака на еще одно на независимое СМИ и интернет-портал, который позволяет себе не только критиковать РПЦ, но и занимает довольно независимую позицию по Украине.
– Как вы считаете, возможно ли уголовное преследование Александра Солдатова?
– Здесь самые разные могут быть перспективы и самые грустные. На данном этапе важно, чтобы судья и те люди из департаментов УФСБ, увидели, что это дело волнует людей, что они готовы защищать портал Credo.ru. Конечно, в этом ролике нет ничего экстремистского. И это сопоставление с Третьим рейхом после статьей Андрея Зубова, Виктора Шендеровича, которые вызвали возмущение в некоторых кругах, уже стало общим медийным местом.
Вторая причина, по словам Елены Волковой, послужившая поводом для появления "дела о ролике", – репрессивное отношение Русской православной церкви к альтернативным церквям, которые не подчиняются Московской патриархии. Российская православная автономная церковь отделилась от РПЦ в 1990 году, а с 2002 года начались процессы против этой церкви, рассказывает Елена Волкова:
– Сначала, в 2002 году, было заведено дело против главы этой церкви –
нынче уже покойного Валентина Русанцова. Там даже уже были обвинения в
педофилии и, по советским лекалам, другие самые грязные обвинения. Потом
стали заводить дела по изъятию храмов. У нас ведь много альтернативных
церквей, но очень мало кто из них имеет молельный дом, церковь. А у этих
храмы были, было более десятка храмов в Суздале. И их стали отнимать.
Их выгнали практически из всех храмов и, покидая один из них, они унесли
с собой мощи Суздальских Евфимия и Евфросинии. Началось "дело о мощах":
отняв храмы, стали отнимать мощи. И вот это абсурдное дело тянется уже в
течение нескольких лет. Были постановления суда, как в пользу изъятия
мощей, так и против этого. В результате все-таки мощи постановили
изъять, и в молельный дом пришли приставы. Процесс это абсолютно
кафкианский. Мощи никак не определены в российском законодательстве. У
нас нет "статьи о мощах", что передают прах, останки. Сюжет совершенно
абсурдный, но грустный: много людей действительно страдает, – отмечает
Елена Волкова.
Сейчас мощи святых Евфимия и Евфросинии Суздальских все еще находятся в ведении Российской православной автономной церкви. По словам Александра Солдатова, несмотря на действующие судебные решения, атаки приставов прекратились. Солдатов не исключает, что, возможно, появление дела в его отношении "притупило интерес" следственных органов к "делу о мощах".
На сегодняшнем заседании рассматривались процессуальные вопросы: суд удовлетворил ходатайство прокуратуры о привлечении в качестве ответчиков авторов видеоролика – журналистов Михаила Баранова и Анну Домбровскую. Рассмотрение дела отложено до 21 ноября, в том числе для того, чтобы Александр Солдатов и его защита ознакомились с делом – ранее им этого сделать не дали.
Видеоролик, вызвавший претензии прокуратуры Владимира, представляет собой 30-минутный репортаж корреспондентов портала Сredo.ru под названием "Приставное благочестие". Он посвящен тому, как судебные приставы пытаются изъять у прихожан Российской православной автономной церкви, которая не подчиняется Московской патриархии, мощи святых Евфимия и Евфросинии Суздальских. Эти события произошли два года назад – в конце октября 2012-го, само видео было опубликовано на портале Credo.ru зимой 2013-го, однако претензии главному редактору портала Александру Солдатову прокуратура предъявила только сейчас, после того как в сентябре этого года Владимир посетил патриарх Кирилл. В интервью Радио Свобода Александр Солдатов рассказал, что не представляет, что именно в этом репортаже власти сочли "экстремизмом", и надеется посмотреть на материалы дела хотя бы в суде:
– 30 сентября я получил по почте письмо судьи Октябрьского районного суда города Владимира, Игнатовича, где сообщалось, что на 24 октября назначено заседание по представлению прокурора города Владимира о признании экстремистским видеоролика "Приставное благочестие". К этому заявлению прилагалось шесть документов: различные материалы экспертиз, информация, поступившая из УФСБ по Владимирской области. Однако ни экспертиз, ни этой информации я по почте не получил. Мои попытки приехать в Октябрьский районный суд и там прочитать дело были безуспешными. Поначалу судья находился в отпуске и должен был выйти из него 21 октября, а затем, когда я обратился туда 21 октября, мне сказали, что на месте нет секретаря, а без секретаря никто мне не может выдать дело. Поэтому сейчас у меня самое общее представление о том, в чем нас пытаются обвинить. Я выступаю по этому делу заинтересованным лицом, то есть практически ответчиком. И надеюсь, что в суде мы, наконец, увидим материалы дела, и станет понятно, на каком основании этот ролик хотят признать экстремистским. Я хорошо его помню, ролик появился почти два года назад. Там была видеохроника, связанная с попытками судебных приставов из Владимира изъять мощи преподобных Евфимия и Евфросиньи Суздальских у Российской православной автономной церкви в Суздале. Она не хотела возвращать их государству, как от нее этого требовало Росимущество. Эти мощи были переданы общине еще в 88-м году. В нашем ролике были запечатлены самые неприглядные эпизоды, связанные с изъятием этих мощей: приезды приставов, их общение с верующими, угрозы, призывы проявить насилие, которые звучали со стороны тех, кто приехал, пикет ЛДПР под лозунгами "Верните святые мощи" – довольно комичное зрелище. В этот ролик были вставлены размышления автора о том, как вообще в России происходит процесс клерикализации, как государственная церковь создает некий новый образ воинствующего православия, как гонимые верующие пытаются отстаивать другое православие. Никаких призывов к насилию, к геноциду, к уничтожению какой-то группы или к ущемлению чьих-то прав по религиозному, социальному или политическому признаку в этом ролике не было.
– Но вы понимаете, что в этом ролике могло вызвать претензии прокуратуры?
Шпиономания и охота на ведьм сейчас очень популярный тренд официальной пропаганды
– Вы считаете это дело давлением лично на вас?
Расчет делается на то, что это приведет к прекращению работы нашего портала Credo.ru, к моему уходу из активной журналистики
– Вам лично что может грозить в связи с этим делом?
– Если ролик будет признан экстремистским и я буду признан причастным к его изготовлению и распространению, то, возможно, мне грозит преследование за экстремистскую деятельность. Я не готов признать этот ролик экстремистским хоть в какой-то мере, поэтому я не должен допускать такой вероятности. Никакой экстремистской деятельностью я не занимался. Но логика таких процессов такова, что ролик не просто так может быть признан экстремистским, а с целью использовать в дальнейшем этот статус ролика как-то против меня. Если дело получит вот такое развитие, я стану фигурантом какого-то уже уголовного обвинения. Тогда, наверное, расчет делается на то, что это приведет к прекращению работы нашего портала Credo.ru, к моему уходу из активной журналистики, – предполагает Александр Солдатов.
Это атака на еще одно на независимое
СМИ, которое позволяет себе не только критиковать РПЦ, но и занимает
довольно независимую позицию по Украине
По мнению доктора культурологии, независимого эксперта по религии и культуре Елены Волковой, за этим делом стоят две причины. Первая связана с личностью Александра Солдатова:
– "Дело о ролике" – это повод, чтобы приструнить, напугать самого Александра Солдатова, который известен своими критическими публикациями о Русской православной церкви и лично о патриархе Кирилле. И я думаю, что это атака на еще одно на независимое СМИ и интернет-портал, который позволяет себе не только критиковать РПЦ, но и занимает довольно независимую позицию по Украине.
– Как вы считаете, возможно ли уголовное преследование Александра Солдатова?
– Здесь самые разные могут быть перспективы и самые грустные. На данном этапе важно, чтобы судья и те люди из департаментов УФСБ, увидели, что это дело волнует людей, что они готовы защищать портал Credo.ru. Конечно, в этом ролике нет ничего экстремистского. И это сопоставление с Третьим рейхом после статьей Андрея Зубова, Виктора Шендеровича, которые вызвали возмущение в некоторых кругах, уже стало общим медийным местом.
Вторая причина, по словам Елены Волковой, послужившая поводом для появления "дела о ролике", – репрессивное отношение Русской православной церкви к альтернативным церквям, которые не подчиняются Московской патриархии. Российская православная автономная церковь отделилась от РПЦ в 1990 году, а с 2002 года начались процессы против этой церкви, рассказывает Елена Волкова:
Процесс это абсолютно кафкианский. Мощи никак не определены в российском законодательстве
Сейчас мощи святых Евфимия и Евфросинии Суздальских все еще находятся в ведении Российской православной автономной церкви. По словам Александра Солдатова, несмотря на действующие судебные решения, атаки приставов прекратились. Солдатов не исключает, что, возможно, появление дела в его отношении "притупило интерес" следственных органов к "делу о мощах".
Метки:
экстремизм,религия,александр солдатов
Комментарии
Отправить комментарий