Березовский. Блаженнейший. Понравится ли Путину фамилия нового предстоятеля Украинской Церкви Московского патриархата? Вопрос, вынесенный в подзаголовок этого комментария, действительно глупый. Но Владимир Путин сосредоточил в своем "Русском мире" такую власть, что может позволить себе прислушиваться к "голосу сердца" и принимать решения вопреки "голосу разума". Не будем сейчас вдаваться в духовно-аскетический анализ того, чьим тот или иной голос является на самом деле. Заметим лишь, что основные решения Владимира Путина последнего полугодия – например, о поддержке-неподдержке Донбасса – рациональному анализу не поддаются. Если уж браться их анализировать, то с учетом вышеупомянутой духовно-аскетической реальности, и никак иначе. А поскольку эта реальность и есть самая основная, с которой должна иметь дело Церковь, то и глупая постановка вопроса, о котором идет речь, в нашем случае не так уж глупа. После того, как западные лидеры перестали стыдиться вслух заявлять о печальном факте разрыва сознания российского лидера с реальностью, предметом российской политической аналитики стали выражение лица, нюансы интонации, темп речи и прочая физиология единственного действующего политика РФ и, как считает сам этот политик, всего "Русского мира". Словосочетание это, когда-то вошедшее в политический лексикон с легкой руки Патриарха Кирилла (Гундяева), окрасилось теперь в цвет крови, пролитой на Донбассе, и вообще стало вызывать испуг и мрачные ассоциации. Сам Патриарх это понял, практически перестал употреблять излюбленный им в прошлом термин и вообще как-то сник – что смотрится даже несколько покаянно с его стороны. Зато "Русский мир" перехватил Владимир Путин и воюющие во имя его боевики, типа "Русской православной армии" на Донбассе. Вспыхнуть этот "Русский мир" может теперь в любой точке постсоветского пространства, а при возможности – и за его пределами. Каждая такая вспышка – ничего уж не поделаешь! – будет бросать новую багряную тень на белый куколь Патриарха Кирилла как автора термина. Сегодня "Русский мир" восторжествовал на Соборе епископов УПЦ МП в Киево-Печерской лавре. Это, конечно, не стало сенсацией, потому что результат голосования на выборах ее нового предстоятеля был, в общем-то, предсказуем. Хотя теплилась надежда, что "украинская весна" (а она, в отличие, от "русской" вполне реальна) захватила и часть епископата УПЦ МП. Ее персонификацией на Соборе стал митрополит Винницкий Симеон (Шостацкий), раскрученный СМИ как "кандидат Порошенко". Результат, который этот кандидат набрал на Соборе в первом туре голосования - 9 голосов, - красноречиво свидетельствует о глубине проникновения идей "украинской весны" в среду епископата УПЦ МП. Хотя, может быть, и кандидат для такой миссии был не вполне удачен. Митрополит Онуфрий при всех его попытках быть "вне политики" занимает все же вполне определенную, хоть и сдержанную, политическую позицию, и она ассоциируется именно с "Русским миром". Как отмечается в запросе одного из депутатов Верховной Рады на имя генпрокурора Украины, митрополит Онуфрий никогда не осуждал террористической деятельности "ДНР" и "ЛНР" на востоке Украины, призывал считать террористов братьями и единоверцами, выслушивать их условия за столом переговоров и т.п. При том, что градус напряжения в украинском обществе вокруг происходящего на востоке под знаменами "Русского мира" достаточно высок, такая позиция предстоятеля УПЦ МП может восприниматься как непатриотичная и неконституционная. А в своем интервью за несколько дней до выборов, которое митрополит Онуфрий дал открыто промосковскому журналисту Василию Анисимову, он прямо осудил европейский выбор руководства Украины, а значит, и идеалы Майдана, на которых построена идеология нынешней украинской власти. Все это ставит крупнейшую религиозную организацию страну, которую возглавил митрополит Онуфрий, в несколько маргинальное, если не оппозиционное положение. А ведь среди духовенства УПЦ МП, особенно в центре и на западе Украины, промосковские лозунги в условиях "странной войны", которую ведет Россия, больше не пользуются популярностью. Доказательство тому – стихийное прекращение поминовения имени Патриарха Кирилла почти во всех храмах УПЦ МП западнее Житомира. Отчужденность в отношениях с политическим руководством, да еще и в условиях войны и патриотической мобилизации общества, не пойдет на пользу УПЦ МП и не укрепит ее позиций в украинском обществе. Несколько смягчить положение мог бы активный, сопровождающийся пиар-поддержкой диалог с УПЦ КП и УАПЦ ради создания единой поместной Церкви Украины, который руководство УПЦ МП как будто было готово начать на фоне бегства своего политического покровителя Януковича. Однако эксперты сходятся во мнении, что митрополит Онуфрий на такой диалог не пойдет, что он едва ли не чувство брезгливости испытывает в отношении "филаретовщины" (он, кстати, открыто конфликтовал с митрополитом Филаретом еще в единой УПЦ в 1991-92 гг.). Ситуация кажется несколько тупиковой, так что есть все основания ждать двух вещей: 1) застоя во внутренней жизни УПЦ МП и ее отчуждения от политически активной части общества; 2) перманентного перехода патриотически настроенных клириков в УПЦ КП. Последнее явление, наверное, не будет массовым, но будет достаточно постоянным и стабильным, так что можно будет говорить о тенденции. Кроме того, решения о формате отношений УПЦ МП с Москвой будут принимать не столько в Киево-Печерской лавре, сколько на Банковой улице, где находится резиденция президента Украины. Но ни внутренний застой, ни внешняя изоляция не спасут УПЦ МП от исторически предопределенного процесса – демосковизации, удаления от Москвы. Митрополит Онуфрий притормозит этот процесс, но не сможет его отменить. Конечно, он будет ориентироваться на сильную Москву, на то, что Путин не оставит своих попыток "отменить Украину". Но Путин, как говорилось выше, медитирует, внимает "голосу сердца", поэтому его желание "отменить Украину" непостоянное, да и избранные Москвой методы не способствуют торжеству "Русского мира". Многие искренние патриоты-имперцы, наблюдая все эти ужимки и прыжки, начинают всерьез подозревать Путина либо в том, в чем его подозревают западные лидеры, либо и вовсе – в предательстве. В общем, человек этот ведет себя действительно странно, что и говорить. Вот тут самое время вернуться к тому, с чего мы начали, - к фамилии Березовский. Она сыграла большую роль в политической карьере и жизни Путина и, вероятно, долго доставляла ему душевные страдания. Теперь Владимир Путин заметно охладел к РПЦ МП как политическому институту и совсем перестал доверять Патриарху Кириллу после того, как тот не поддержал аннексии Крыма и упорно молчал по поводу происходящего на востоке Украины. Понятно, что Патриарх не хотел потерять УПЦ МП, но вряд ли это его стремление разделял Путин. Если его раздражает Украина как таковая и он предпочел бы, чтобы этого государства не существовало вовсе (о чем российский лидер периодически так или иначе проговаривается), то тем более трудно ему понять заботы Патриарха о сохранении УПЦ МП, ее территориальной целостности и неотделимости от нее того же Крыма. "Крым положил конец "симфонии властей", - нередко можно услышать как от политических, так и от церковных экспертов в последнее время. И если Путин больше не верит в лояльность Патриарха Кирилла и не ценит ее, то почему он должен оценить лояльность митрополита Онуфрия? Тем более, если этот митрополит – Березовский! Алексей Малютин, для "Портала-Credo.Ru"
Березовский. Блаженнейший. Понравится ли Путину фамилия нового предстоятеля Украинской Церкви Московского патриархата?
Вопрос, вынесенный в подзаголовок этого комментария, действительно глупый. Но Владимир Путин сосредоточил в своем "Русском мире" такую власть, что может позволить себе прислушиваться к "голосу сердца" и принимать решения вопреки "голосу разума". Не будем сейчас вдаваться в духовно-аскетический анализ того, чьим тот или иной голос является на самом деле. Заметим лишь, что основные решения Владимира Путина последнего полугодия – например, о поддержке-неподдержке Донбасса – рациональному анализу не поддаются. Если уж браться их анализировать, то с учетом вышеупомянутой духовно-аскетической реальности, и никак иначе. А поскольку эта реальность и есть самая основная, с которой должна иметь дело Церковь, то и глупая постановка вопроса, о котором идет речь, в нашем случае не так уж глупа.
После того, как западные лидеры перестали стыдиться вслух заявлять о печальном факте разрыва сознания российского лидера с реальностью, предметом российской политической аналитики стали выражение лица, нюансы интонации, темп речи и прочая физиология единственного действующего политика РФ и, как считает сам этот политик, всего "Русского мира". Словосочетание это, когда-то вошедшее в политический лексикон с легкой руки Патриарха Кирилла (Гундяева), окрасилось теперь в цвет крови, пролитой на Донбассе, и вообще стало вызывать испуг и мрачные ассоциации. Сам Патриарх это понял, практически перестал употреблять излюбленный им в прошлом термин и вообще как-то сник – что смотрится даже несколько покаянно с его стороны. Зато "Русский мир" перехватил Владимир Путин и воюющие во имя его боевики, типа "Русской православной армии" на Донбассе. Вспыхнуть этот "Русский мир" может теперь в любой точке постсоветского пространства, а при возможности – и за его пределами. Каждая такая вспышка – ничего уж не поделаешь! – будет бросать новую багряную тень на белый куколь Патриарха Кирилла как автора термина.
Сегодня "Русский мир" восторжествовал на Соборе епископов УПЦ МП в Киево-Печерской лавре. Это, конечно, не стало сенсацией, потому что результат голосования на выборах ее нового предстоятеля был, в общем-то, предсказуем. Хотя теплилась надежда, что "украинская весна" (а она, в отличие, от "русской" вполне реальна) захватила и часть епископата УПЦ МП. Ее персонификацией на Соборе стал митрополит Винницкий Симеон (Шостацкий), раскрученный СМИ как "кандидат Порошенко". Результат, который этот кандидат набрал на Соборе в первом туре голосования - 9 голосов, - красноречиво свидетельствует о глубине проникновения идей "украинской весны" в среду епископата УПЦ МП. Хотя, может быть, и кандидат для такой миссии был не вполне удачен.
Митрополит Онуфрий при всех его попытках быть "вне политики" занимает все же вполне определенную, хоть и сдержанную, политическую позицию, и она ассоциируется именно с "Русским миром". Как отмечается в запросе одного из депутатов Верховной Рады на имя генпрокурора Украины, митрополит Онуфрий никогда не осуждал террористической деятельности "ДНР" и "ЛНР" на востоке Украины, призывал считать террористов братьями и единоверцами, выслушивать их условия за столом переговоров и т.п. При том, что градус напряжения в украинском обществе вокруг происходящего на востоке под знаменами "Русского мира" достаточно высок, такая позиция предстоятеля УПЦ МП может восприниматься как непатриотичная и неконституционная. А в своем интервью за несколько дней до выборов, которое митрополит Онуфрий дал открыто промосковскому журналисту Василию Анисимову, он прямо осудил европейский выбор руководства Украины, а значит, и идеалы Майдана, на которых построена идеология нынешней украинской власти. Все это ставит крупнейшую религиозную организацию страну, которую возглавил митрополит Онуфрий, в несколько маргинальное, если не оппозиционное положение. А ведь среди духовенства УПЦ МП, особенно в центре и на западе Украины, промосковские лозунги в условиях "странной войны", которую ведет Россия, больше не пользуются популярностью. Доказательство тому – стихийное прекращение поминовения имени Патриарха Кирилла почти во всех храмах УПЦ МП западнее Житомира. Отчужденность в отношениях с политическим руководством, да еще и в условиях войны и патриотической мобилизации общества, не пойдет на пользу УПЦ МП и не укрепит ее позиций в украинском обществе. Несколько смягчить положение мог бы активный, сопровождающийся пиар-поддержкой диалог с УПЦ КП и УАПЦ ради создания единой поместной Церкви Украины, который руководство УПЦ МП как будто было готово начать на фоне бегства своего политического покровителя Януковича. Однако эксперты сходятся во мнении, что митрополит Онуфрий на такой диалог не пойдет, что он едва ли не чувство брезгливости испытывает в отношении "филаретовщины" (он, кстати, открыто конфликтовал с митрополитом Филаретом еще в единой УПЦ в 1991-92 гг.).
Ситуация кажется несколько тупиковой, так что есть все основания ждать двух вещей: 1) застоя во внутренней жизни УПЦ МП и ее отчуждения от политически активной части общества; 2) перманентного перехода патриотически настроенных клириков в УПЦ КП. Последнее явление, наверное, не будет массовым, но будет достаточно постоянным и стабильным, так что можно будет говорить о тенденции. Кроме того, решения о формате отношений УПЦ МП с Москвой будут принимать не столько в Киево-Печерской лавре, сколько на Банковой улице, где находится резиденция президента Украины.
Но ни внутренний застой, ни внешняя изоляция не спасут УПЦ МП от исторически предопределенного процесса – демосковизации, удаления от Москвы. Митрополит Онуфрий притормозит этот процесс, но не сможет его отменить. Конечно, он будет ориентироваться на сильную Москву, на то, что Путин не оставит своих попыток "отменить Украину". Но Путин, как говорилось выше, медитирует, внимает "голосу сердца", поэтому его желание "отменить Украину" непостоянное, да и избранные Москвой методы не способствуют торжеству "Русского мира". Многие искренние патриоты-имперцы, наблюдая все эти ужимки и прыжки, начинают всерьез подозревать Путина либо в том, в чем его подозревают западные лидеры, либо и вовсе – в предательстве. В общем, человек этот ведет себя действительно странно, что и говорить.
Вот тут самое время вернуться к тому, с чего мы начали, - к фамилии Березовский. Она сыграла большую роль в политической карьере и жизни Путина и, вероятно, долго доставляла ему душевные страдания. Теперь Владимир Путин заметно охладел к РПЦ МП как политическому институту и совсем перестал доверять Патриарху Кириллу после того, как тот не поддержал аннексии Крыма и упорно молчал по поводу происходящего на востоке Украины. Понятно, что Патриарх не хотел потерять УПЦ МП, но вряд ли это его стремление разделял Путин. Если его раздражает Украина как таковая и он предпочел бы, чтобы этого государства не существовало вовсе (о чем российский лидер периодически так или иначе проговаривается), то тем более трудно ему понять заботы Патриарха о сохранении УПЦ МП, ее территориальной целостности и неотделимости от нее того же Крыма. "Крым положил конец "симфонии властей", - нередко можно услышать как от политических, так и от церковных экспертов в последнее время. И если Путин больше не верит в лояльность Патриарха Кирилла и не ценит ее, то почему он должен оценить лояльность митрополита Онуфрия? Тем более, если этот митрополит – Березовский!
Алексей Малютин,
для "Портала-Credo.Ru"
Вопрос, вынесенный в подзаголовок этого комментария, действительно глупый. Но Владимир Путин сосредоточил в своем "Русском мире" такую власть, что может позволить себе прислушиваться к "голосу сердца" и принимать решения вопреки "голосу разума". Не будем сейчас вдаваться в духовно-аскетический анализ того, чьим тот или иной голос является на самом деле. Заметим лишь, что основные решения Владимира Путина последнего полугодия – например, о поддержке-неподдержке Донбасса – рациональному анализу не поддаются. Если уж браться их анализировать, то с учетом вышеупомянутой духовно-аскетической реальности, и никак иначе. А поскольку эта реальность и есть самая основная, с которой должна иметь дело Церковь, то и глупая постановка вопроса, о котором идет речь, в нашем случае не так уж глупа.
После того, как западные лидеры перестали стыдиться вслух заявлять о печальном факте разрыва сознания российского лидера с реальностью, предметом российской политической аналитики стали выражение лица, нюансы интонации, темп речи и прочая физиология единственного действующего политика РФ и, как считает сам этот политик, всего "Русского мира". Словосочетание это, когда-то вошедшее в политический лексикон с легкой руки Патриарха Кирилла (Гундяева), окрасилось теперь в цвет крови, пролитой на Донбассе, и вообще стало вызывать испуг и мрачные ассоциации. Сам Патриарх это понял, практически перестал употреблять излюбленный им в прошлом термин и вообще как-то сник – что смотрится даже несколько покаянно с его стороны. Зато "Русский мир" перехватил Владимир Путин и воюющие во имя его боевики, типа "Русской православной армии" на Донбассе. Вспыхнуть этот "Русский мир" может теперь в любой точке постсоветского пространства, а при возможности – и за его пределами. Каждая такая вспышка – ничего уж не поделаешь! – будет бросать новую багряную тень на белый куколь Патриарха Кирилла как автора термина.
Сегодня "Русский мир" восторжествовал на Соборе епископов УПЦ МП в Киево-Печерской лавре. Это, конечно, не стало сенсацией, потому что результат голосования на выборах ее нового предстоятеля был, в общем-то, предсказуем. Хотя теплилась надежда, что "украинская весна" (а она, в отличие, от "русской" вполне реальна) захватила и часть епископата УПЦ МП. Ее персонификацией на Соборе стал митрополит Винницкий Симеон (Шостацкий), раскрученный СМИ как "кандидат Порошенко". Результат, который этот кандидат набрал на Соборе в первом туре голосования - 9 голосов, - красноречиво свидетельствует о глубине проникновения идей "украинской весны" в среду епископата УПЦ МП. Хотя, может быть, и кандидат для такой миссии был не вполне удачен.
Митрополит Онуфрий при всех его попытках быть "вне политики" занимает все же вполне определенную, хоть и сдержанную, политическую позицию, и она ассоциируется именно с "Русским миром". Как отмечается в запросе одного из депутатов Верховной Рады на имя генпрокурора Украины, митрополит Онуфрий никогда не осуждал террористической деятельности "ДНР" и "ЛНР" на востоке Украины, призывал считать террористов братьями и единоверцами, выслушивать их условия за столом переговоров и т.п. При том, что градус напряжения в украинском обществе вокруг происходящего на востоке под знаменами "Русского мира" достаточно высок, такая позиция предстоятеля УПЦ МП может восприниматься как непатриотичная и неконституционная. А в своем интервью за несколько дней до выборов, которое митрополит Онуфрий дал открыто промосковскому журналисту Василию Анисимову, он прямо осудил европейский выбор руководства Украины, а значит, и идеалы Майдана, на которых построена идеология нынешней украинской власти. Все это ставит крупнейшую религиозную организацию страну, которую возглавил митрополит Онуфрий, в несколько маргинальное, если не оппозиционное положение. А ведь среди духовенства УПЦ МП, особенно в центре и на западе Украины, промосковские лозунги в условиях "странной войны", которую ведет Россия, больше не пользуются популярностью. Доказательство тому – стихийное прекращение поминовения имени Патриарха Кирилла почти во всех храмах УПЦ МП западнее Житомира. Отчужденность в отношениях с политическим руководством, да еще и в условиях войны и патриотической мобилизации общества, не пойдет на пользу УПЦ МП и не укрепит ее позиций в украинском обществе. Несколько смягчить положение мог бы активный, сопровождающийся пиар-поддержкой диалог с УПЦ КП и УАПЦ ради создания единой поместной Церкви Украины, который руководство УПЦ МП как будто было готово начать на фоне бегства своего политического покровителя Януковича. Однако эксперты сходятся во мнении, что митрополит Онуфрий на такой диалог не пойдет, что он едва ли не чувство брезгливости испытывает в отношении "филаретовщины" (он, кстати, открыто конфликтовал с митрополитом Филаретом еще в единой УПЦ в 1991-92 гг.).
Ситуация кажется несколько тупиковой, так что есть все основания ждать двух вещей: 1) застоя во внутренней жизни УПЦ МП и ее отчуждения от политически активной части общества; 2) перманентного перехода патриотически настроенных клириков в УПЦ КП. Последнее явление, наверное, не будет массовым, но будет достаточно постоянным и стабильным, так что можно будет говорить о тенденции. Кроме того, решения о формате отношений УПЦ МП с Москвой будут принимать не столько в Киево-Печерской лавре, сколько на Банковой улице, где находится резиденция президента Украины.
Но ни внутренний застой, ни внешняя изоляция не спасут УПЦ МП от исторически предопределенного процесса – демосковизации, удаления от Москвы. Митрополит Онуфрий притормозит этот процесс, но не сможет его отменить. Конечно, он будет ориентироваться на сильную Москву, на то, что Путин не оставит своих попыток "отменить Украину". Но Путин, как говорилось выше, медитирует, внимает "голосу сердца", поэтому его желание "отменить Украину" непостоянное, да и избранные Москвой методы не способствуют торжеству "Русского мира". Многие искренние патриоты-имперцы, наблюдая все эти ужимки и прыжки, начинают всерьез подозревать Путина либо в том, в чем его подозревают западные лидеры, либо и вовсе – в предательстве. В общем, человек этот ведет себя действительно странно, что и говорить.
Вот тут самое время вернуться к тому, с чего мы начали, - к фамилии Березовский. Она сыграла большую роль в политической карьере и жизни Путина и, вероятно, долго доставляла ему душевные страдания. Теперь Владимир Путин заметно охладел к РПЦ МП как политическому институту и совсем перестал доверять Патриарху Кириллу после того, как тот не поддержал аннексии Крыма и упорно молчал по поводу происходящего на востоке Украины. Понятно, что Патриарх не хотел потерять УПЦ МП, но вряд ли это его стремление разделял Путин. Если его раздражает Украина как таковая и он предпочел бы, чтобы этого государства не существовало вовсе (о чем российский лидер периодически так или иначе проговаривается), то тем более трудно ему понять заботы Патриарха о сохранении УПЦ МП, ее территориальной целостности и неотделимости от нее того же Крыма. "Крым положил конец "симфонии властей", - нередко можно услышать как от политических, так и от церковных экспертов в последнее время. И если Путин больше не верит в лояльность Патриарха Кирилла и не ценит ее, то почему он должен оценить лояльность митрополита Онуфрия? Тем более, если этот митрополит – Березовский!
Алексей Малютин,
для "Портала-Credo.Ru"
Комментарии
Отправить комментарий