В Турции отправили в тюрьму военных
6 августа 2013
Власти свое обещание сдержали, причем начали заранее. В минувшие выходные полиция провела облавы в офисах ультраправой молодежной организации, призывавшей прийти на акции протеста против суда по делу «Эргенекона». В результате были задержаны около 20 человек.
В день оглашения приговора полиция выстроила баррикады вокруг тюрьмы в Силиври. Дороги в этот район Стамбула были перекрыты, чтобы не пропустить автобусы с демонстрантами. В итоге около тысячи протестующих собрались в нескольких километрах от здания суда. Несколько сотен человек пытались пробраться в обход, но на подступах их блокировал спецназ. Демонстрантов отгоняли водометами, слезоточивым газом и резиновыми пулями.
Обвиняемыми по делу «Эргенекона» проходили в общей сложности 375 человек. Суд оправдал только 21 из них, а остальных признал виновными. Около 20 человек получили пожизненные сроки. Другие фигуранты дела также надолго отправились в тюрьму. Подсудимые и их адвокаты во время вынесения приговора скандировали «Мы солдаты Мустафы Кемаля!» и «К черту ПСР (правящую Партию справедливости и развития — прим. "Ленты.ру")!».
Самым высокопоставленным из осужденных пожизненно оказался бывший начальник генштаба Турции, 70-летний генерал Илкер Башбуг, который руководил турецкой армией с 2008-го по 2010 год. Его военная карьера включала работу в отделе разведки в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Кроме того, в 1980-х годах он закончил британский колледж для офицеров армии, а также военный колледж НАТО в Риме. После этого Башбуг получил должность в штабе верховного командования объединенными вооруженными силами НАТО в Европе.
В 2002 году Башбугу присвоили звание генерала, и в августе 2008-го он стал командующим турецкими вооруженными силами, насчитывавшими более 500 тысяч человек. Чаще всего в Турции вспоминают его вклад в решение курдского вопроса. В частности, в 2009 году он заставил правительство гарантировать курдам равные с этническими турками права, чтобы лишить сепаратистов возможности преподносить себя как «жертв режима».
Политически Башбуг, по оценкам наблюдателей, тяготел к главной оппозиционной Народно-республиканской партии, занимающей левоцентристские позиции. Ее основателем был Мустафа Кемаль Ататюрк — родоначальник современной Турции как светского государства. Впрочем, Башбуг на высшем армейском посту никогда не высказывал своих политических предпочтений открыто. Важнее всего, очевидно, для него была честь армии. Когда власти озвучили первые обвинения в отношении военных по делу «Эргенекона», Башбуг принялся яростно защищать вооруженные силы и отрицать наличие в них каких-либо антиправительственных настроений.
Генерал так и не признал себя виновным. В ближайшие месяцы судьи 13-го высшего уголовного суда Стамбула, выносившие решение, будут заняты написанием мотивировочной части приговора. Тем временем адвокаты осужденных готовятся подавать апелляцию в Верховный суд Турции.
Все подсудимые проходят по делу как террористы, поскольку суд признал «Эргенекон» террористической организацией. Впервые о ней стало известно в 2002 году, незадолго до прихода к власти исламистской Партии справедливости и развития, лидером которой является Эрдоган. Об «Эргенеконе» упоминалось тогда в документах службы национальной разведки.
Подпольная организация была названа в честь мифической долины, где предки современных турок, выжившие после поражения в войне, скрывались среди скал в течение нескольких веков, пока волчица Асена не показала им выход оттуда. Предполагается, что «Эргенекон» является наследником ультранационалистических турецких группировок, которые появились в 1970-х при поддержке ЦРУ, чтобы бороться с местными коммунистами. Существует также версия, что «Эргенекон» входит в антидемократическое движение derin devlet («теневое государство»), которое якобы собирается привести к власти турецких генералов.
Нынешний судебный процесс стал результатом полицейской операции 2007 года, когда правоохранительные органы обнаружили по анонимной наводке подпольный склад оружия и взрывчатки в Стамбуле. Спустя год активного расследования было составлено предварительное обвинительное заключение, согласно которому несколько сотен человек планировали дестабилизировать ситуацию в Турции, а затем путем военного переворота свергнуть Эрдогана. При этом следователи утверждали, будто участники заговора собирались производить на продажу биологическое и химическое оружие, а заработанные деньги использовать для получения контроля над всеми террористическими организациями Турции и мира.
К делу со временем подшили еще 23 уголовных преступления, в том числе убийство судьи в Анкаре в 2006 году и несколько убийств христиан в Турции. По версии властей, члены «Эргенекона» намерены были таким образом подставить власти, сформировав негативное общественное мнение о правительстве внутри страны и за ее пределами.
Дело заговорщиков было серьезно расширено в 2009 году после признательных показаний нескольких высокопоставленных военных. Кроме того, власти заявили, что летом того же года были найдены дневники с конкретными планами свержения правительства. Судя по этим документам, в организации госпереворота участвовал и действующий на тот момент глава генштаба генерал Башбуг. Однако несмотря на это, он не был отправлен в отставку, а с почестями добровольно покинул этот пост в августе 2010 года.
Власти еще долго собирали доказательства против генерала и предъявили ему обвинения только в январе 2012 года. С тех пор он находится под стражей. По версии прокуратуры, Башбуг вместе с другими офицерами собирался еще и заняться антиправительственной пропагандой в интернете.
Эрдоган и его правительство считают, что суд над заговорщиками — часть борьбы за демократизацию страны и за снижение влияния армии на политику. Поводы для страха перед военными сложно назвать беспочвенными. Во второй половине XX века в стране произошли три военных переворота: в 1960-м, 1971-м и 1980 годах. Впрочем, масштаб нынешних гонений на военных заставляет усомниться в том, что Эрдоганом и его окружением движет исключительно забота о демократии. Под арестом в итоге оказались не только военнослужащие, но и наиболее яркие и влиятельные критики действующей власти.
Причем, обличая заговорщиков, руководство страны порой доходит до абсурда. Так, американский писатель Пол Остер в 2012 году отказался приезжать с выступлениями в Турцию, объяснив это политическими репрессиями против писателей и журналистов. В ответ на это правящая партия заявила, что Остер, по всей видимости, является членом «Эргенекона».
За то время, что Эрдоган руководит страной, дело «Эргенекона» стало уже не первым крупным заговором, раскрытым властями. В сентябре 2012 года завершился суд по делу о так называемом плане «Кувалда», который якобы предполагал взрыв мечети в Стамбуле и войну с Грецией ради свержения нынешней власти. В итоге 322 человека были приговорены к тюремным срокам, а 34 оправданы.
Новые парламентские выборы состоятся в Турции уже в 2014 году, а Эрдоган не собирается уходить из большой политики. Бороться за власть ему теперь, судя по всему, придется на фоне массовых протестов оппозиции. В начале лета 2013 года по городам Турции прошла волна демонстраций, спровоцированных решением вырубить парк Гези в Стамбуле. Со временем протестующие перешли от экологических лозунгов к политическим, требуя отправить Эрдогана и его соратников в отставку. Суд по делу «Эргенекона» явно не добавил популярности правительству и может спровоцировать новые протестные акции.
Чтобы армия боялась
В Турции отправили в тюрьму военных
Фото: Ozan Kose / AFP
В Турции завершился процесс по делу
подпольной организации «Эргенекон», который длился около пяти лет. Суд
согласился с версией прокуратуры, согласно которой более 370 военных,
журналистов, политиков, ученых и юристов решили свергнуть правительство
Реджепа Тайипа Эрдогана. Оппозиция назвала суд расправой властей над
политическими оппонентами и устроила демонстрацию, которая была
немедленно разогнана слезоточивым газом.
В понедельник, 5 августа, в Стамбуле суд огласил приговоры фигурантам
дела о государственном перевороте. Приговор зачитывали шестеро судей,
по очереди сменяя друг друга. Заседание проходило на территории недавно
построенной тюрьмы в отдаленном районе Стамбула Силиври, расположенном
на окраине города в 40 километрах от его центра. Полиция и власти
подготовились к суду всерьез. На само заседание пустили только
непосредственных участников процесса и аккредитованную прессу. Тюремный
комплекс вместе со зданием суда оцепили, предупредив, что любые протесты
будут пресечены.Власти свое обещание сдержали, причем начали заранее. В минувшие выходные полиция провела облавы в офисах ультраправой молодежной организации, призывавшей прийти на акции протеста против суда по делу «Эргенекона». В результате были задержаны около 20 человек.
В день оглашения приговора полиция выстроила баррикады вокруг тюрьмы в Силиври. Дороги в этот район Стамбула были перекрыты, чтобы не пропустить автобусы с демонстрантами. В итоге около тысячи протестующих собрались в нескольких километрах от здания суда. Несколько сотен человек пытались пробраться в обход, но на подступах их блокировал спецназ. Демонстрантов отгоняли водометами, слезоточивым газом и резиновыми пулями.
Обвиняемыми по делу «Эргенекона» проходили в общей сложности 375 человек. Суд оправдал только 21 из них, а остальных признал виновными. Около 20 человек получили пожизненные сроки. Другие фигуранты дела также надолго отправились в тюрьму. Подсудимые и их адвокаты во время вынесения приговора скандировали «Мы солдаты Мустафы Кемаля!» и «К черту ПСР (правящую Партию справедливости и развития — прим. "Ленты.ру")!».
Самым высокопоставленным из осужденных пожизненно оказался бывший начальник генштаба Турции, 70-летний генерал Илкер Башбуг, который руководил турецкой армией с 2008-го по 2010 год. Его военная карьера включала работу в отделе разведки в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Кроме того, в 1980-х годах он закончил британский колледж для офицеров армии, а также военный колледж НАТО в Риме. После этого Башбуг получил должность в штабе верховного командования объединенными вооруженными силами НАТО в Европе.
В 2002 году Башбугу присвоили звание генерала, и в августе 2008-го он стал командующим турецкими вооруженными силами, насчитывавшими более 500 тысяч человек. Чаще всего в Турции вспоминают его вклад в решение курдского вопроса. В частности, в 2009 году он заставил правительство гарантировать курдам равные с этническими турками права, чтобы лишить сепаратистов возможности преподносить себя как «жертв режима».
Политически Башбуг, по оценкам наблюдателей, тяготел к главной оппозиционной Народно-республиканской партии, занимающей левоцентристские позиции. Ее основателем был Мустафа Кемаль Ататюрк — родоначальник современной Турции как светского государства. Впрочем, Башбуг на высшем армейском посту никогда не высказывал своих политических предпочтений открыто. Важнее всего, очевидно, для него была честь армии. Когда власти озвучили первые обвинения в отношении военных по делу «Эргенекона», Башбуг принялся яростно защищать вооруженные силы и отрицать наличие в них каких-либо антиправительственных настроений.
Генерал так и не признал себя виновным. В ближайшие месяцы судьи 13-го высшего уголовного суда Стамбула, выносившие решение, будут заняты написанием мотивировочной части приговора. Тем временем адвокаты осужденных готовятся подавать апелляцию в Верховный суд Турции.
Все подсудимые проходят по делу как террористы, поскольку суд признал «Эргенекон» террористической организацией. Впервые о ней стало известно в 2002 году, незадолго до прихода к власти исламистской Партии справедливости и развития, лидером которой является Эрдоган. Об «Эргенеконе» упоминалось тогда в документах службы национальной разведки.
Подпольная организация была названа в честь мифической долины, где предки современных турок, выжившие после поражения в войне, скрывались среди скал в течение нескольких веков, пока волчица Асена не показала им выход оттуда. Предполагается, что «Эргенекон» является наследником ультранационалистических турецких группировок, которые появились в 1970-х при поддержке ЦРУ, чтобы бороться с местными коммунистами. Существует также версия, что «Эргенекон» входит в антидемократическое движение derin devlet («теневое государство»), которое якобы собирается привести к власти турецких генералов.
Нынешний судебный процесс стал результатом полицейской операции 2007 года, когда правоохранительные органы обнаружили по анонимной наводке подпольный склад оружия и взрывчатки в Стамбуле. Спустя год активного расследования было составлено предварительное обвинительное заключение, согласно которому несколько сотен человек планировали дестабилизировать ситуацию в Турции, а затем путем военного переворота свергнуть Эрдогана. При этом следователи утверждали, будто участники заговора собирались производить на продажу биологическое и химическое оружие, а заработанные деньги использовать для получения контроля над всеми террористическими организациями Турции и мира.
К делу со временем подшили еще 23 уголовных преступления, в том числе убийство судьи в Анкаре в 2006 году и несколько убийств христиан в Турции. По версии властей, члены «Эргенекона» намерены были таким образом подставить власти, сформировав негативное общественное мнение о правительстве внутри страны и за ее пределами.
Дело заговорщиков было серьезно расширено в 2009 году после признательных показаний нескольких высокопоставленных военных. Кроме того, власти заявили, что летом того же года были найдены дневники с конкретными планами свержения правительства. Судя по этим документам, в организации госпереворота участвовал и действующий на тот момент глава генштаба генерал Башбуг. Однако несмотря на это, он не был отправлен в отставку, а с почестями добровольно покинул этот пост в августе 2010 года.
Власти еще долго собирали доказательства против генерала и предъявили ему обвинения только в январе 2012 года. С тех пор он находится под стражей. По версии прокуратуры, Башбуг вместе с другими офицерами собирался еще и заняться антиправительственной пропагандой в интернете.
Эрдоган и его правительство считают, что суд над заговорщиками — часть борьбы за демократизацию страны и за снижение влияния армии на политику. Поводы для страха перед военными сложно назвать беспочвенными. Во второй половине XX века в стране произошли три военных переворота: в 1960-м, 1971-м и 1980 годах. Впрочем, масштаб нынешних гонений на военных заставляет усомниться в том, что Эрдоганом и его окружением движет исключительно забота о демократии. Под арестом в итоге оказались не только военнослужащие, но и наиболее яркие и влиятельные критики действующей власти.
Причем, обличая заговорщиков, руководство страны порой доходит до абсурда. Так, американский писатель Пол Остер в 2012 году отказался приезжать с выступлениями в Турцию, объяснив это политическими репрессиями против писателей и журналистов. В ответ на это правящая партия заявила, что Остер, по всей видимости, является членом «Эргенекона».
За то время, что Эрдоган руководит страной, дело «Эргенекона» стало уже не первым крупным заговором, раскрытым властями. В сентябре 2012 года завершился суд по делу о так называемом плане «Кувалда», который якобы предполагал взрыв мечети в Стамбуле и войну с Грецией ради свержения нынешней власти. В итоге 322 человека были приговорены к тюремным срокам, а 34 оправданы.
Новые парламентские выборы состоятся в Турции уже в 2014 году, а Эрдоган не собирается уходить из большой политики. Бороться за власть ему теперь, судя по всему, придется на фоне массовых протестов оппозиции. В начале лета 2013 года по городам Турции прошла волна демонстраций, спровоцированных решением вырубить парк Гези в Стамбуле. Со временем протестующие перешли от экологических лозунгов к политическим, требуя отправить Эрдогана и его соратников в отставку. Суд по делу «Эргенекона» явно не добавил популярности правительству и может спровоцировать новые протестные акции.
Комментарии
Отправить комментарий