КОНЦЕПЦИЯ национальной безопасности Республики Молдова


КОНЦЕПЦИЯ
            национальной безопасности Республики Молдова 
             
            Образование и становление Республики Молдова как суверенного, 
            независимого, демократического правового государства, принятие 
            Конституции Республики Молдова выдвигают настоятельную необходимость 
            приведения системы обеспечения национальной безопасности в 
            соответствие с положениями Высшего закона государства, принципами 
            внешней и внутренней политики, международными нормами национальной, 
            региональной и всеобщей безопасности, определения приоритетов и 
            разграничения полномочий органов публичной власти в области 
            обеспечения национальной безопасности.
            Концепция национальной безопасности Республики Молдова служит 
            основой для выработки направления государственной политики в области 
            национальной безопасности, разработки соответствующих нормативных 
            актов, совершенствования управленческих структур и организации 
            деятельности органов обеспечения национальной безопасности.
            Учитывая национальные приоритеты, а также факторы, воздействие 
            которых может поставить под угрозу национальную безопасность, 
            Республика Молдова:
            стоит на позиции исключения силы из арсенала мировой политики, 
            твердо придерживается принципа мирного разрешения любых конфликтов;
            соблюдает принцип неприкосновенности границ, признает рассмотрение 
            проблем относительно границ только в соответствии с Хельсинкским 
            заключительным актом;
            проводит политику постоянного нейтралитета;
            не относится ни к одному государству как к своему противнику;
            не допускает использования своей территории для агрессивных действий 
            против других стран, решительно высказывается против размещения 
            вооруженных сил иностранных государств на своей территории;
            является сторонником заключения и неукоснительного выполнения 
            договоров о нераспространении ядерного оружия и контроля над 
            вооружениями, поддерживает усилия, направленные на разоружение.
             Раздел I
            ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
             
            1. Понятие национальной безопасности
             
            Под национальной безопасностью понимается защищенность личности, 
            общества и государства, их прав и интересов, определяемых 
            Конституцией и другими законами республики, от внешних и внутренних 
            угроз.
             
            2. Возможные угрозы национальной безопасности
             
            Под угрозой национальной безопасности понимается проявленный в 
            различных формах умысел противостоящих сил либо фактор 
            экологического, технического и иного характера, реализация или 
            развитие которых создает опасность личности, обществу и государству.
            К основным угрозам национальной безопасности относятся:
            непосредственная агрессия и территориальные притязания со стороны 
            других государств;
            локальные или региональные конфликты в непосредственной близости 
            границ Республики Молдова;
            неконтролируемое перемещение вооружений, а также элементов ядерного, 
            бактериологического и химического оружия на территории и в 
            непосредственной близости границ Республики Молдова;
            действия, направленные на насильственное изменение конституционного 
            строя, подрыв или уничтожение суверенитета, независимости и 
            территориальной целостности республики;
            действия, направленные на подрыв или уничтожение экономического, 
            научно-технического и оборонного потенциала страны, а также создание 
            экологически опасных ситуаций;
            действия, направленные на создание социальной напряженности и 
            социальных конфликтов;
            действия, связанные с терроризмом, организованной преступностью, 
            распространением наркотических веществ, организацией нелегальной 
            иммиграции;
            действия, ставящие своей целью ущемление конституционных прав и 
            свобод граждан.
             
            3. Основные принципы и пути обеспечения национальной безопасности
             
            Политика Республики Молдова по обеспечению национальной безопасности 
            основывается на следующих принципах:
            законности;
            разделения полномочий органов, обеспечивающих национальную 
            безопасность;
            создания и совершенствования правовой основы и механизма 
            формирования политики, осуществления контроля за принятием и 
            выполнением решений по вопросам обеспечения национальной 
            безопасности;
            согласования с другими государствами действий в целях выявления, 
            предупреждения и пресечения возможных угроз национальной 
            безопасности республики;
            обеспечения безопасности республики без причинения ущерба 
            безопасности других государств и всеобщей безопасности;
            поддержания высокой боевой, специальной и мобилизационной готовности 
            Вооруженных сил;
            гласности;
            научности.
            Обеспечение национальной безопасности достигается путем:
            создания и совершенствования правовой базы обеспечения национальной 
            безопасности, определяющей основы безопасности, компетенцию органов 
            публичной власти, права и обязанности граждан, предприятий, 
            учреждений, организаций и общественных объединений по обеспечению 
            национальной безопасности;
            образования органов, обеспечивающих национальную безопасность;
            разработки и реализации государственных программ экономического, 
            политического, правового, военного, организационного и иного 
            характера, направленных на своевременное выявление, предупреждение и 
            пресечение угроз национальной безопасности.
              Раздел II
            СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
             
            4. Общая характеристика системы обеспечения национальной 
            безопасности
             
            Система обеспечения национальной безопасности представляет собой 
            организационное объединение органов управления воинскими и 
            специальными формированиями, имеющих соответствующее финансовое и 
            материальнотехническое обеспечение в пределах возможностей 
            национальной экономики, государственного и местных бюджетов, а также 
            совокупность нормативных актов и программ деятельности, 
            обеспечивающих стабильность публичной власти и защищенность 
            личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
            В обеспечении национальной безопасности основным субъектом выступает 
            государство.
            Элементами системы обеспечения национальной безопасности являются 
            органы законодательной, исполнительной и судебной власти, 
            предприятия, учреждения, организации и общественные объединения, 
            законодательство, регламентирующее отношения в области безопасности, 
            а также граждане.
            Основными задачами системы обеспечения национальной безопасности 
            являются:
            прогнозирование и выявление угроз национальной безопасности, 
            осуществление комплекса мер по их предупреждению и устранению;
            создание и подготовка сил и средств обеспечения национальной 
            безопасности;
            управление силами и средствами обеспечения национальной безопасности 
            в том числе при чрезвычайных ситуациях.
            Национальную безопасность обеспечивают Президент Республики Молдова, 
            Парламент, Правительство, суды и Прокуратура Республики Молдова.
            Президент Республики Молдова несет ответственность за состояние 
            национальной безопасности в пределах полномочий, установленных 
            Конституцией и другими законами.
             
            Парламент осуществляет законодательное регулирование в области 
            национальной безопасности и парламентский контроль за исполнением 
            законодательства органами, обеспечивающими национальную 
            безопасность.
            Правительство проводит внешнюю и внутреннюю политику государства с 
            учетом интересов национальной безопасности, осуществляет общее 
            руководство органами, обеспечивающими национальную безопасность.
            Суды обеспечивают оперативное рассмотрение материалов уголовных дел 
            о государственных преступлениях, анализируют причины и условия, 
            способствующие их совершению.
            Прокуратура республики в соответствии с Законом о Прокуратуре 
            Республики Молдова осуществляет прокурорский надзор за соблюдением 
            законодательства в области обеспечения национальной безопасности.
             5. Органы, обеспечивающие национальную безопасность
             
            Органами, обеспечивающими национальную безопасность, являются:
            Высший совет безопасности;
            Министерство иностранных дел;
            Служба информации и безопасности Республики Молдова;
            Министерство внутренних дел;
            Министерство обороны;
            Департамент гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций;
            Служба государственной охраны.
            Высший совет безопасности является консультативным органом 
            национальной безопасности при Президенте Республики Молдова, который 
            разрабатывает и представляет ему рекомендации по вопросам внешней и 
            внутренней политики и координирует деятельность министерств и 
            департаментов в области национальной безопасности.
            В состав Высшего совета безопасности входят: Президент Республики 
            Молдова - председатель Высшего совета безопасности, Премьер-министр 
            - заместитель председателя Высшего совета безопасности, министр 
            иностранных дел, директор Службы информации и безопасности 
            Республики Молдова, министр внутренних дел, министр обороны, министр 
            финансов, а также иные должностные лица, назначенные Президентом 
            республики.
            Высший совет безопасности функционирует в соответствии с 
            органическим законом.
            При Высшем совете безопасности создается 
            Консультативно-инспекторский комитет, в функции которого входят 
            подготовка информационных материалов и проектов документов для 
            Президента Республики Молдова и Высшего совета безопасности по 
            вопросам обеспечения национальной безопасности и военного 
            строительства, а также инспектирование деятельности воинских и 
            специальных формирований.
            Состав и порядок работы Консультативно-инспекторского комитета 
            определяются положением, утверждаемым Президентом Республики 
            Молдова.
            Служба информации и безопасности Республики Молдова, Министерство 
            внутренних дел, Министерство обороны, Департамент гражданской защиты 
            и чрезвычайных ситуаций осуществляют непосредственное руководство 
            воинскими и специальными формированиями, несут полную 
            ответственность за их боевую, специальную и мобилизационную 
            подготовку и готовность выполнить возложенные на них задачи.
            Компетенция министерств и департаментов, обеспечивающих национальную 
            безопасность, определяется органическими законами, а также 
            положениями о министерствах и департаментах, утверждаемыми 
            Правительством.
            Служба государственной охраны обеспечивает государственную охрану 
            высших органов публичной власти и их должностных лиц в соответствии 
            с законом.
             
            6. Государственная безопасность
             
            Под государственной безопасностью понимается часть национальной 
            безопасности, представляющая защищенность суверенитета, 
            независимости, территориальной целостности и конституционного строя 
            республики, экономического, научно-технического и оборонного 
            потенциала, прав и законных интересов личности от 
            разведывательно-подрывной деятельности спецслужб и организаций 
            иностранных государств, преступных посягательств отдельных групп и 
            лиц.
            Основными задачами в области обеспечения государственной 
            безопасности являются:
            защита суверенитета, территориальной целостности и государственной 
            границы Республики Молдова;
            осуществление разведывательной деятельности в целях добывания 
            политической, экономической, научно-технической и военной 
            информации, необходимой Президенту Республики Молдова, Парламенту и 
            Правительству для решения задач национальной безопасности, 
            внешнеполитической, внешнеэкономической и военной деятельности;
            осуществление контрразведывательной деятельности в целях выявления и 
            пресечения разведывательных и подрывных акций со стороны спецслужб и 
            организаций иностранных государств, отдельных враждебно настроенных 
            групп и лиц.
            Государственная безопасность обеспечивается органами и 
            подразделениями Службы информации и безопасности Республики Молдова 
            во взаимодействии с соответствующими формированиями Министерства 
            иностранных дел, Министерства внутренних дел, Министерства обороны и 
            Департамента гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций.
            Общее руководство деятельностью по обеспечению государственной 
            безопасности осуществляют Президент Республики Молдова и 
            Правительство.
            Непосредственное руководство деятельностью органов и подразделений, 
            обеспечивающих государственную безопасность, осуществляет Служба 
            информации и безопасности Республики Молдова во главе с директором 
            Службы информации и безопасности Республики Молдова (как правило, 
            гражданским лицом).
            В своей деятельности Служба информации и безопасности Республики 
            Молдова руководствуется Конституцией и другими законами в области 
            обеспечения национальной безопасности. В пределах своей компетенции 
            Служба информации и безопасности Республики Молдова представляет 
            предложения Правительству и принимает необходимые меры по 
            совершенствованию системы обеспечения государственной безопасности, 
            несет ответственность за обеспечение защиты прав и законных 
            интересов личности, общества и государства.
             
            7. Общественная безопасность
             
            Под общественной безопасностью понимается часть национальной 
            безопасности, представляющая систему основанных на законе 
            государственных и негосударственных мер политического, социального, 
            экономического, правового и организационного характера по устранению 
            причин и условий, способствующих совершению преступлений и других 
            правонарушений, по их предупреждению, пресечению и расследованию, а 
            также осуществлению по ним правосудия.
            Основными задачами в области обеспечения общественной безопасности 
            являются:
            защита жизни, здоровья человека, его достоинства, прав и свобод, 
            имущества от преступных и иных противоправных посягательств;
            обнаружение и расследование преступлений, розыск лиц, их 
            совершивших;
            поддержание общественного порядка и обеспечение общественной 
            безопасности в населенных пунктах, на автомобильном, железнодорожном 
            и воздушном транспорте, а также правового режима чрезвычайного 
            положения;
            охрана объектов и грузов особой важности, пенитенциарных учреждений, 
            конвоирование арестованных и осужденных лиц во время их 
            передвижения;
            участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и 
            других чрезвычайных ситуаций;
            оказание на условиях и в порядке, установленных законом, помощи 
            физическим и юридическим лицам в защите их прав и реализации 
            возложенных на них обязанностей.
            Обеспечение общественной безопасности возлагается на ряд 
            государственных органов и негосударственных структур, образующих 
            систему обеспечения общественной безопасности.
            Основными структурами, обеспечивающими общественную безопасность, 
            являются органы суда, прокуратуры, внутренних дел, государственной 
            безопасности, обороны, транспорта, охраны окружающей среды и другие.
            Система органов внутренних дел состоит из руководящих органов, 
            подразделений полиции, частей войск карабинеров, подразделений 
            обеспечения, учебных заведений.
            Непосредственное руководство органами внутренних дел осуществляет 
            Министерство внутренних дел во главе с министром внутренних дел (как 
            правило, гражданским лицом).
             
            8. Военная безопасность
             
            Под военной безопасностью понимается часть национальной безопасности 
            представляющая военную защищенность государства от внешних и 
            внутренних военных угроз путем проведения оборонной политики, 
            создания Вооруженных сил, способных отразить возможную вооруженную 
            агрессию.
            Основными задачами в области обеспечения военной безопасности 
            являются:
            вооруженная защита государства от внешней агрессии;
            локализация вооруженных конфликтов и пресечение противоправного 
            военного насилия на государственной границе и внутри страны;
            охрана государственной границы в воздушном пространстве;
            содействие органам и подразделениям государственной безопасности, 
            внутренних дел, гражданской защиты при решении ими задач обеспечения 
            национальной безопасности.
            Военная безопасность обеспечивается Вооруженными силами, 
            предназначенными для обеспечения национальной обороны, охраны границ 
            и общественного порядка.
            Основным воинским формированием Вооруженных сил является 
            Национальная армия, состоящая из регулярных войск, резерва, 
            подразделений и частей территориальной обороны.
            Общее руководство деятельностью по обеспечению военной безопасности 
            осуществляет Президент Республики Молдова, являющийся 
            главнокомандующим Вооруженными силами.
            Непосредственное руководство Национальной армией осуществляет 
            Министерство обороны во главе с министром обороны (как правило, 
            гражданским лицом).
            Оперативное руководство Национальной армией осуществляет Главный 
            штаб Национальной армии. При назначении на должность министра 
            обороны гражданского лица начальник Главного штаба является 
            командующим Национальной армией.
            В военное время совместно с Национальной армией действуют 
            пограничные войска, войска карабинеров, военизированные формирования 
            гражданской защиты. Главный штаб Национальной армии становится 
            планирующим и исполнительным органом Высшего совета безопасности.
            В состав Вооруженных сил входят также военнообученные резервы 
            Национальной армии, пограничных войск, войск карабинеров, 
            военизированных формирований гражданской защиты.
            Все воинские и специальные формирования министерств и департаментов, 
            в которых в соответствии с законодательством осуществляется военная 
            служба, организационно входят в состав Вооруженных сил.
            В мирное время все воинские и специальные формирования Вооруженных 
            сил функционируют в структурах соответствующих министерств и 
            департаментов.
            Принципы управления, подготовки кадров, воспитания личного состава, 
            применения, комплектования Вооруженных сил, прохождения военной 
            службы военнослужащими и материально-технического обеспечения, 
            функции и полномочия, а также контроль и надзор за деятельностью 
            воинских и специальных формирований устанавливаются на основе 
            положений настоящей концепции, Положения о порядке прохождения 
            действительной военной службы военнослужащими Вооруженных сил и 
            общевоинских уставов.
             
            9. Гражданская защита
             
            Под гражданской защитой понимается часть национальной безопасности, 
            представляющая систему общегосударственных мер и мероприятий, 
            осуществляемых в мирное и военное время для обеспечения защиты 
            населения материальных и культурных ценностей от последствий 
            чрезвычайных ситуаций (стихийных и экологических бедствий, аварий, 
            катастроф, эпифитотий, эпизоотий), а также от применения современных 
            средств поражения.
            Основными задачами в области гражданской защиты являются:
            защита населения и национальной экономики в условиях чрезвычайных 
            ситуаций и при ликвидации их последствий;
            создание органов управления, сил и средств гражданской защиты, 
            привлечение предприятий, учреждений и организаций к действиям по 
            предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
            проведение спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций и при 
            ликвидации их последствий;
            обучение руководящего состава, военизированных формирований и 
            населения гражданской защите.
            Гражданская защита обеспечивается службами, силами и средствами 
            гражданской защиты, центрами подготовки по гражданской защите, 
            органами материально-технического обеспечения и эвакуационными 
            органами.
            Общее руководство гражданской защитой осуществляет Премьер-министр, 
            являющийся начальником гражданской защиты.
            Непосредственное руководство гражданской защитой осуществляет 
            Департамент гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций во главе с 
            начальником департамента.
            Деятельность органов, сил и средств гражданской защиты регулируется 
            Законом о гражданской защите и другими нормативными актами.
             
            Раздел III
            СОДЕЙСТВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
             
            10. Субъекты, содействующие обеспечению национальной безопасности, и 
            их основные задачи
             
            Министерства и департаменты, которые непосредственно не обеспечивают 
            национальную безопасность, органы местного публичного управления, 
            предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, а 
            также граждане содействуют обеспечению безопасности личности, 
            общества и государства в рамках, предусмотренных Конституцией и 
            другими законодательными актами.
            Основными задачами субъектов, содействующих в пределах своей 
            компетенции обеспечению национальной безопасности, являются:
            выявление, предупреждение возникновения и устранение причин и 
            условий, способствующих снижению уровня защищенности личности, 
            общества и государства;
            обеспечение сохранности государственной тайны в их сферах 
            деятельности;
            удовлетворение требований органов, обеспечивающих национальную 
            безопасность;
            другие задачи, установленные нормативными актами.
             
            11. Формы содействия
             
            Субъекты, содействующие обеспечению национальной безопасности, 
            могут:
            направлять непосредственно или через свои вышестоящие органы Высшему 
            совету безопасности предложения по совершенствованию 
            законодательства, организации путей и методов обеспечения 
            безопасности;
            участвовать в пропаганде, направленной на повышение уровня 
            защищенности личности, общества и государства;
            создавать за счет средств одного или нескольких предприятий платные 
            службы безопасности в целях обеспечения общественного порядка, 
            сохранности государственной тайны, неприкосновенности их имущества.
            Граждане вправе объединяться в ассоциации по охране общественного 
            порядка и обеспечению безопасности по месту жительства, создавать 
            общественные секции при воинских и специальных формированиях, а 
            также оказывать содействие органам, обеспечивающим национальную 
            безопасность, в качестве внештатных сотрудников и в других формах.
            Граждане, оказывающие содействие органам, обеспечивающим 
            национальную безопасность, пользуются гарантиями правовой защиты, 
            установленной для сотрудников данных органов.
            К началу

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами