КОНЦЕПЦИЯ
национальной безопасности Республики Молдова
Образование и становление Республики Молдова как суверенного,
независимого, демократического правового государства, принятие
Конституции Республики Молдова выдвигают настоятельную необходимость
приведения системы обеспечения национальной безопасности в
соответствие с положениями Высшего закона государства, принципами
внешней и внутренней политики, международными нормами национальной,
региональной и всеобщей безопасности, определения приоритетов и
разграничения полномочий органов публичной власти в области
обеспечения национальной безопасности.
Концепция национальной безопасности Республики Молдова служит
основой для выработки направления государственной политики в области
национальной безопасности, разработки соответствующих нормативных
актов, совершенствования управленческих структур и организации
деятельности органов обеспечения национальной безопасности.
Учитывая национальные приоритеты, а также факторы, воздействие
которых может поставить под угрозу национальную безопасность,
Республика Молдова:
стоит на позиции исключения силы из арсенала мировой политики,
твердо придерживается принципа мирного разрешения любых конфликтов;
соблюдает принцип неприкосновенности границ, признает рассмотрение
проблем относительно границ только в соответствии с Хельсинкским
заключительным актом;
проводит политику постоянного нейтралитета;
не относится ни к одному государству как к своему противнику;
не допускает использования своей территории для агрессивных действий
против других стран, решительно высказывается против размещения
вооруженных сил иностранных государств на своей территории;
является сторонником заключения и неукоснительного выполнения
договоров о нераспространении ядерного оружия и контроля над
вооружениями, поддерживает усилия, направленные на разоружение.
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Понятие национальной безопасности
Под национальной безопасностью понимается защищенность личности,
общества и государства, их прав и интересов, определяемых
Конституцией и другими законами республики, от внешних и внутренних
угроз.
2. Возможные угрозы национальной безопасности
Под угрозой национальной безопасности понимается проявленный в
различных формах умысел противостоящих сил либо фактор
экологического, технического и иного характера, реализация или
развитие которых создает опасность личности, обществу и государству.
К основным угрозам национальной безопасности относятся:
непосредственная агрессия и территориальные притязания со стороны
других государств;
локальные или региональные конфликты в непосредственной близости
границ Республики Молдова;
неконтролируемое перемещение вооружений, а также элементов ядерного,
бактериологического и химического оружия на территории и в
непосредственной близости границ Республики Молдова;
действия, направленные на насильственное изменение конституционного
строя, подрыв или уничтожение суверенитета, независимости и
территориальной целостности республики;
действия, направленные на подрыв или уничтожение экономического,
научно-технического и оборонного потенциала страны, а также создание
экологически опасных ситуаций;
действия, направленные на создание социальной напряженности и
социальных конфликтов;
действия, связанные с терроризмом, организованной преступностью,
распространением наркотических веществ, организацией нелегальной
иммиграции;
действия, ставящие своей целью ущемление конституционных прав и
свобод граждан.
3. Основные принципы и пути обеспечения национальной безопасности
Политика Республики Молдова по обеспечению национальной безопасности
основывается на следующих принципах:
законности;
разделения полномочий органов, обеспечивающих национальную
безопасность;
создания и совершенствования правовой основы и механизма
формирования политики, осуществления контроля за принятием и
выполнением решений по вопросам обеспечения национальной
безопасности;
согласования с другими государствами действий в целях выявления,
предупреждения и пресечения возможных угроз национальной
безопасности республики;
обеспечения безопасности республики без причинения ущерба
безопасности других государств и всеобщей безопасности;
поддержания высокой боевой, специальной и мобилизационной готовности
Вооруженных сил;
гласности;
научности.
Обеспечение национальной безопасности достигается путем:
создания и совершенствования правовой базы обеспечения национальной
безопасности, определяющей основы безопасности, компетенцию органов
публичной власти, права и обязанности граждан, предприятий,
учреждений, организаций и общественных объединений по обеспечению
национальной безопасности;
образования органов, обеспечивающих национальную безопасность;
разработки и реализации государственных программ экономического,
политического, правового, военного, организационного и иного
характера, направленных на своевременное выявление, предупреждение и
пресечение угроз национальной безопасности.
Раздел II
СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
4. Общая характеристика системы обеспечения национальной
безопасности
Система обеспечения национальной безопасности представляет собой
организационное объединение органов управления воинскими и
специальными формированиями, имеющих соответствующее финансовое и
материальнотехническое обеспечение в пределах возможностей
национальной экономики, государственного и местных бюджетов, а также
совокупность нормативных актов и программ деятельности,
обеспечивающих стабильность публичной власти и защищенность
личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
В обеспечении национальной безопасности основным субъектом выступает
государство.
Элементами системы обеспечения национальной безопасности являются
органы законодательной, исполнительной и судебной власти,
предприятия, учреждения, организации и общественные объединения,
законодательство, регламентирующее отношения в области безопасности,
а также граждане.
Основными задачами системы обеспечения национальной безопасности
являются:
прогнозирование и выявление угроз национальной безопасности,
осуществление комплекса мер по их предупреждению и устранению;
создание и подготовка сил и средств обеспечения национальной
безопасности;
управление силами и средствами обеспечения национальной безопасности
в том числе при чрезвычайных ситуациях.
Национальную безопасность обеспечивают Президент Республики Молдова,
Парламент, Правительство, суды и Прокуратура Республики Молдова.
Президент Республики Молдова несет ответственность за состояние
национальной безопасности в пределах полномочий, установленных
Конституцией и другими законами.
Парламент осуществляет законодательное регулирование в области
национальной безопасности и парламентский контроль за исполнением
законодательства органами, обеспечивающими национальную
безопасность.
Правительство проводит внешнюю и внутреннюю политику государства с
учетом интересов национальной безопасности, осуществляет общее
руководство органами, обеспечивающими национальную безопасность.
Суды обеспечивают оперативное рассмотрение материалов уголовных дел
о государственных преступлениях, анализируют причины и условия,
способствующие их совершению.
Прокуратура республики в соответствии с Законом о Прокуратуре
Республики Молдова осуществляет прокурорский надзор за соблюдением
законодательства в области обеспечения национальной безопасности.
5. Органы, обеспечивающие национальную безопасность
Органами, обеспечивающими национальную безопасность, являются:
Высший совет безопасности;
Министерство иностранных дел;
Служба информации и безопасности Республики Молдова;
Министерство внутренних дел;
Министерство обороны;
Департамент гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций;
Служба государственной охраны.
Высший совет безопасности является консультативным органом
национальной безопасности при Президенте Республики Молдова, который
разрабатывает и представляет ему рекомендации по вопросам внешней и
внутренней политики и координирует деятельность министерств и
департаментов в области национальной безопасности.
В состав Высшего совета безопасности входят: Президент Республики
Молдова - председатель Высшего совета безопасности, Премьер-министр
- заместитель председателя Высшего совета безопасности, министр
иностранных дел, директор Службы информации и безопасности
Республики Молдова, министр внутренних дел, министр обороны, министр
финансов, а также иные должностные лица, назначенные Президентом
республики.
Высший совет безопасности функционирует в соответствии с
органическим законом.
При Высшем совете безопасности создается
Консультативно-инспекторский комитет, в функции которого входят
подготовка информационных материалов и проектов документов для
Президента Республики Молдова и Высшего совета безопасности по
вопросам обеспечения национальной безопасности и военного
строительства, а также инспектирование деятельности воинских и
специальных формирований.
Состав и порядок работы Консультативно-инспекторского комитета
определяются положением, утверждаемым Президентом Республики
Молдова.
Служба информации и безопасности Республики Молдова, Министерство
внутренних дел, Министерство обороны, Департамент гражданской защиты
и чрезвычайных ситуаций осуществляют непосредственное руководство
воинскими и специальными формированиями, несут полную
ответственность за их боевую, специальную и мобилизационную
подготовку и готовность выполнить возложенные на них задачи.
Компетенция министерств и департаментов, обеспечивающих национальную
безопасность, определяется органическими законами, а также
положениями о министерствах и департаментах, утверждаемыми
Правительством.
Служба государственной охраны обеспечивает государственную охрану
высших органов публичной власти и их должностных лиц в соответствии
с законом.
6. Государственная безопасность
Под государственной безопасностью понимается часть национальной
безопасности, представляющая защищенность суверенитета,
независимости, территориальной целостности и конституционного строя
республики, экономического, научно-технического и оборонного
потенциала, прав и законных интересов личности от
разведывательно-подрывной деятельности спецслужб и организаций
иностранных государств, преступных посягательств отдельных групп и
лиц.
Основными задачами в области обеспечения государственной
безопасности являются:
защита суверенитета, территориальной целостности и государственной
границы Республики Молдова;
осуществление разведывательной деятельности в целях добывания
политической, экономической, научно-технической и военной
информации, необходимой Президенту Республики Молдова, Парламенту и
Правительству для решения задач национальной безопасности,
внешнеполитической, внешнеэкономической и военной деятельности;
осуществление контрразведывательной деятельности в целях выявления и
пресечения разведывательных и подрывных акций со стороны спецслужб и
организаций иностранных государств, отдельных враждебно настроенных
групп и лиц.
Государственная безопасность обеспечивается органами и
подразделениями Службы информации и безопасности Республики Молдова
во взаимодействии с соответствующими формированиями Министерства
иностранных дел, Министерства внутренних дел, Министерства обороны и
Департамента гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций.
Общее руководство деятельностью по обеспечению государственной
безопасности осуществляют Президент Республики Молдова и
Правительство.
Непосредственное руководство деятельностью органов и подразделений,
обеспечивающих государственную безопасность, осуществляет Служба
информации и безопасности Республики Молдова во главе с директором
Службы информации и безопасности Республики Молдова (как правило,
гражданским лицом).
В своей деятельности Служба информации и безопасности Республики
Молдова руководствуется Конституцией и другими законами в области
обеспечения национальной безопасности. В пределах своей компетенции
Служба информации и безопасности Республики Молдова представляет
предложения Правительству и принимает необходимые меры по
совершенствованию системы обеспечения государственной безопасности,
несет ответственность за обеспечение защиты прав и законных
интересов личности, общества и государства.
7. Общественная безопасность
Под общественной безопасностью понимается часть национальной
безопасности, представляющая систему основанных на законе
государственных и негосударственных мер политического, социального,
экономического, правового и организационного характера по устранению
причин и условий, способствующих совершению преступлений и других
правонарушений, по их предупреждению, пресечению и расследованию, а
также осуществлению по ним правосудия.
Основными задачами в области обеспечения общественной безопасности
являются:
защита жизни, здоровья человека, его достоинства, прав и свобод,
имущества от преступных и иных противоправных посягательств;
обнаружение и расследование преступлений, розыск лиц, их
совершивших;
поддержание общественного порядка и обеспечение общественной
безопасности в населенных пунктах, на автомобильном, железнодорожном
и воздушном транспорте, а также правового режима чрезвычайного
положения;
охрана объектов и грузов особой важности, пенитенциарных учреждений,
конвоирование арестованных и осужденных лиц во время их
передвижения;
участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и
других чрезвычайных ситуаций;
оказание на условиях и в порядке, установленных законом, помощи
физическим и юридическим лицам в защите их прав и реализации
возложенных на них обязанностей.
Обеспечение общественной безопасности возлагается на ряд
государственных органов и негосударственных структур, образующих
систему обеспечения общественной безопасности.
Основными структурами, обеспечивающими общественную безопасность,
являются органы суда, прокуратуры, внутренних дел, государственной
безопасности, обороны, транспорта, охраны окружающей среды и другие.
Система органов внутренних дел состоит из руководящих органов,
подразделений полиции, частей войск карабинеров, подразделений
обеспечения, учебных заведений.
Непосредственное руководство органами внутренних дел осуществляет
Министерство внутренних дел во главе с министром внутренних дел (как
правило, гражданским лицом).
8. Военная безопасность
Под военной безопасностью понимается часть национальной безопасности
представляющая военную защищенность государства от внешних и
внутренних военных угроз путем проведения оборонной политики,
создания Вооруженных сил, способных отразить возможную вооруженную
агрессию.
Основными задачами в области обеспечения военной безопасности
являются:
вооруженная защита государства от внешней агрессии;
локализация вооруженных конфликтов и пресечение противоправного
военного насилия на государственной границе и внутри страны;
охрана государственной границы в воздушном пространстве;
содействие органам и подразделениям государственной безопасности,
внутренних дел, гражданской защиты при решении ими задач обеспечения
национальной безопасности.
Военная безопасность обеспечивается Вооруженными силами,
предназначенными для обеспечения национальной обороны, охраны границ
и общественного порядка.
Основным воинским формированием Вооруженных сил является
Национальная армия, состоящая из регулярных войск, резерва,
подразделений и частей территориальной обороны.
Общее руководство деятельностью по обеспечению военной безопасности
осуществляет Президент Республики Молдова, являющийся
главнокомандующим Вооруженными силами.
Непосредственное руководство Национальной армией осуществляет
Министерство обороны во главе с министром обороны (как правило,
гражданским лицом).
Оперативное руководство Национальной армией осуществляет Главный
штаб Национальной армии. При назначении на должность министра
обороны гражданского лица начальник Главного штаба является
командующим Национальной армией.
В военное время совместно с Национальной армией действуют
пограничные войска, войска карабинеров, военизированные формирования
гражданской защиты. Главный штаб Национальной армии становится
планирующим и исполнительным органом Высшего совета безопасности.
В состав Вооруженных сил входят также военнообученные резервы
Национальной армии, пограничных войск, войск карабинеров,
военизированных формирований гражданской защиты.
Все воинские и специальные формирования министерств и департаментов,
в которых в соответствии с законодательством осуществляется военная
служба, организационно входят в состав Вооруженных сил.
В мирное время все воинские и специальные формирования Вооруженных
сил функционируют в структурах соответствующих министерств и
департаментов.
Принципы управления, подготовки кадров, воспитания личного состава,
применения, комплектования Вооруженных сил, прохождения военной
службы военнослужащими и материально-технического обеспечения,
функции и полномочия, а также контроль и надзор за деятельностью
воинских и специальных формирований устанавливаются на основе
положений настоящей концепции, Положения о порядке прохождения
действительной военной службы военнослужащими Вооруженных сил и
общевоинских уставов.
9. Гражданская защита
Под гражданской защитой понимается часть национальной безопасности,
представляющая систему общегосударственных мер и мероприятий,
осуществляемых в мирное и военное время для обеспечения защиты
населения материальных и культурных ценностей от последствий
чрезвычайных ситуаций (стихийных и экологических бедствий, аварий,
катастроф, эпифитотий, эпизоотий), а также от применения современных
средств поражения.
Основными задачами в области гражданской защиты являются:
защита населения и национальной экономики в условиях чрезвычайных
ситуаций и при ликвидации их последствий;
создание органов управления, сил и средств гражданской защиты,
привлечение предприятий, учреждений и организаций к действиям по
предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
проведение спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций и при
ликвидации их последствий;
обучение руководящего состава, военизированных формирований и
населения гражданской защите.
Гражданская защита обеспечивается службами, силами и средствами
гражданской защиты, центрами подготовки по гражданской защите,
органами материально-технического обеспечения и эвакуационными
органами.
Общее руководство гражданской защитой осуществляет Премьер-министр,
являющийся начальником гражданской защиты.
Непосредственное руководство гражданской защитой осуществляет
Департамент гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций во главе с
начальником департамента.
Деятельность органов, сил и средств гражданской защиты регулируется
Законом о гражданской защите и другими нормативными актами.
Раздел III
СОДЕЙСТВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
10. Субъекты, содействующие обеспечению национальной безопасности, и
их основные задачи
Министерства и департаменты, которые непосредственно не обеспечивают
национальную безопасность, органы местного публичного управления,
предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, а
также граждане содействуют обеспечению безопасности личности,
общества и государства в рамках, предусмотренных Конституцией и
другими законодательными актами.
Основными задачами субъектов, содействующих в пределах своей
компетенции обеспечению национальной безопасности, являются:
выявление, предупреждение возникновения и устранение причин и
условий, способствующих снижению уровня защищенности личности,
общества и государства;
обеспечение сохранности государственной тайны в их сферах
деятельности;
удовлетворение требований органов, обеспечивающих национальную
безопасность;
другие задачи, установленные нормативными актами.
11. Формы содействия
Субъекты, содействующие обеспечению национальной безопасности,
могут:
направлять непосредственно или через свои вышестоящие органы Высшему
совету безопасности предложения по совершенствованию
законодательства, организации путей и методов обеспечения
безопасности;
участвовать в пропаганде, направленной на повышение уровня
защищенности личности, общества и государства;
создавать за счет средств одного или нескольких предприятий платные
службы безопасности в целях обеспечения общественного порядка,
сохранности государственной тайны, неприкосновенности их имущества.
Граждане вправе объединяться в ассоциации по охране общественного
порядка и обеспечению безопасности по месту жительства, создавать
общественные секции при воинских и специальных формированиях, а
также оказывать содействие органам, обеспечивающим национальную
безопасность, в качестве внештатных сотрудников и в других формах.
Граждане, оказывающие содействие органам, обеспечивающим
национальную безопасность, пользуются гарантиями правовой защиты,
установленной для сотрудников данных органов.
К началу
Комментарии
Отправить комментарий