Вооружённые силы и Сухопутные войска Ирана

Вооружённые силы и Сухопутные войска Ирана

[Image] [Image]










Автор - Дан
Дата последнего обновления - 12.03.2002
Вооружённые силы и Сухопутные войска Ирана
Структура, численность и боевой состав ВС ИРИ
Органы высшего военного руководства Армия ВС Ирана Сухопутные войска Армии Корпус "стражей исламской революции" (КСИР) Сухопутные войска КСИР Территориальные силы КСИР и "Басидж" Силы охраны правопорядка (СОП) Особенности системы управления вооруженными силами ИРИ Военная техника Общая характеристика вооруженных сил Ирана
Вооруженные силы (ВС) Исламской Республики Иран (ИРИ) являются крупнейшими по численности на Ближнем и Среднем Востоке. Они обладают опытом ведения боевых действий, полученным в ходе ирано-иракской войны 1980 - 1988гг. В основе их строительства лежат военно-политические цели клерикального руководства Ирана, а также экономические возможности, национальные и религиозные особенности страны. Согласно Конституции ИРИ "Основой и принципом деятельности оборонительных вооруженных сил страны являются вера и исламское учение. Армия ИРИ и Корпус Стражей Исламской Революции (КСИР) создаются в соответствии с упомянутыми целями. Поэтому не только охрана границ, но и исламская миссия, то есть джихад во имя Бога, а также борьба во имя торжества Закона Божьего в мире лежит на их плечах".

Структура, численность и боевой состав ВС ИРИ.

Особенностью организационной структуры вооруженных сил Ирана является наличие в их составе двух независимых компонентов - регулярных вооруженных формирований - Армии и КСИР, в каждом из которых имеются собственные сухопутные войска (СВ), военно-воздушные и военно-морские силы (ВВС и ВМС) с соответствующей системой органов управления как в мирное, так и военное время. Кроме того, в условиях чрезвычайной обстановки в полное распоряжение военного руководства поступают силы охраны правопорядка (СОП), которые в мирное время подчиняются министерству внутренних дел.
В рамках КСИР действуют также силы сопротивления "басидж"(ССБ), являющиеся, по сути, народным ополчением и одновременно подготовленным резервом, который подразделяется на резерв 1-ой очереди и общий резерв ВС. В состав КСИР входит также структура, выполняющая стратегические разведывательно-диверсионные функции - силы специального назначения (ССН) "Коде".
Численность совокупных регулярных вооруженных сил Ирана на 1 января 2000 года составляла около 900,000 человек, из которых до 670,000 насчитывалось в сухопутных войсках (Армии и КСИР), почти 100,000 - в ВВС, более 45,000 - в ВМС, а также около 135,000 - в ССБ и 15,000 - в ССН "Коде".
Боевой состав вооруженных сил Ирана (по состоянию на 1 января 2000 года) насчитывал: 44 дивизии (32 пехотные, 3 механизированные, 7 бронетанковых, 1 воздушно-десантная и 1 воздушно-штурмовая); 24 отдельные бригады (17 пехотных, 2 бронетанковые и 5 воздушно-десантных); 7 ракетных бригад; 10 артиллерийских групп; 18 групп ПВО и ЗА; 8 инженерных бригад различного назначения; 2 бригады химических войск; 4 бригады армейской авиации; 25 эскадрилий боевой авиации; 14 эскадрилий вспомогательной авиации; 6 бригад кораблей и катеров и 2 бригады морской пехоты (МП).
На вооружении соединений и частей ВС ИРИ имеются: 32 ПУ ОТР; 84 ПУ ТР; 30 ПУ ПКР; 2,400 танков (1,500 по JCSS, 1,565 по IISS); 1,800 орудий полевой артиллерии (2,600 по JCSS, 2,395 по IISS); 700 РСЗО (250 по JCSS, более 889 по IISS); 4,000 минометов (5000 калибром 60мм и выше по IISS); 600 ПТРК; 900 безоткатных орудий; 270 самолетов боевой авиации; 375 боевых вертолетов; 164 ПУ ЗУР; 1,500 орудий ЗА; 1,700 ПЗРК; 26 надводных боевых кораблей; 3 подводные лодки; 170 боевых катеров.

Органы высшего военного руководства
В соответствии со статьей 110 Конституции ИРИ верховным главнокомандующим (ВГК) всеми вооруженными силами страны является духовный лидер нации, глава шиитской общины (факих), он же политический руководитель страны (рахбар), который обладает практически неограниченными полномочиями во всех военных и военно-политических вопросах.
Духовный лидер правомочен объявлять войну, мир и всеобщую мобилизацию. Он осуществляет назначение, смещение и принятие отставки начальника генерального штаба (ГШ) ВС, главнокомандующих КСИР, Армии, командующих видами этих компонентов ВС, командующего СОП.
Духовному лидеру подчиняется высший совет национальной безопасности (ВСНБ), являющийся важнейшим консультативным органом по вопросам безопасности государства, обороны, стратегического планирования и координации деятельности правительства в различных областях. В рамках ВСНБ функционируют два совета: совет безопасности (председатель - министр внутренних дел) и совет обороны (председатель - начальник ГШ, члены совета: министр обороны и поддержки ВС, главнокомандующий Армией, начальник объединенного штаба Армии, главнокомандующий КСИР, начальник объединенного штаба КСИР).
Совет обороны является консультативным органом по военным вопросам. Он имеет право: предлагать верховному главнокомандующему принимать решение об объявлении начала войны и заключении мира, всеобщей мобилизации, кандидатуры высших военных должностных лиц; определять формы и способы взаимодействия между вооруженными силами и гражданскими властями, между Армией, КСИР и СОП; координировать сотрудничество по вопросам проведения военных НИОКР, военного производства, закупок вооружений и военной техники.
Верховный главнокомандующий вооруженными силами Ирана руководит ими через генеральный штаб ВС ИРИ. ГШ осуществляет административное и оперативное управление ВС в мирное и военное время через объединенные штабы Армии и КСИР, штабы видов ВС, штаб СОП и соответствующие территориальные органы, которые в каждой из структур имеют свои наименование, предназначение, состав, функции и задачи.
Генштаб является высшим, центральным органом управления всех компонентов и видов ВС страны. Основные задачи ГШ - разработка стратегических вопросов обороны, планирование стратегических операций начального этапа возможной войны, а также оперативной и боевой подготовки в масштабах всех ВС (в том числе учений и маневров), контроль за уровнем их боеготовности, организация и совершенствование системы управления войсками, взаимодействия между Армией, КСИР, СОП и видами ВС, подготовка оперативных приказов (распоряжений) вооруженным силам, контроль за их выполнением и другие.
Министерство обороны и поддержки вооруженных сил (МОПВС) не имеет непосредственного отношения к боевой деятельности войск. Оно отвечает за следующие вопросы: военное строительство, разработка военного бюджета, контроль за текущим финансированием, военные НИОКР, функционирование Организации оборонной промышленности, плановые закупки В и ВТ (в том числе и за рубежом) для всех видов ВС страны, защита интересов военнослужащих, их правовое, медицинское, страховое и пенсионное обеспечение, издание топографических карт и т. д.

Армия ВС Ирана
Численность около 400,000 человек, организационно состоит из главного командования, объединенного штаба, сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил.
Высшим должностным лицом в Армии ИРИ является главнокомандующий, на которого возлагаются задачи по общему руководству деятельностью Армии, видов вооруженных сил, а также организаций, управлений и служб, функционирующих в структуре Армии. Кроме того, он должен осуществлять контроль за строгим выполнением всех указов верховного главнокомандующего, распоряжений ГШ и норм действующего законодательства.
Главнокомандующий Армией подчиняется верховному главнокомандующему ВС ИРИ и является непосредственным начальником для командующих видами ВС Армии. Объединенный штаб Армии ВС ИРИ действует в качестве штаба главнокомандующего Армией.
Объединенному штабу подчинены штабы видов ВС Армии.

Сухопутные войска Армии
Являются основным, ударным видом вооруженных сил (более 300,000 человек; по IISS 325,000 (включая 220,000 срочной службы) плюс 350,000 резервистов; по JCSS около 350,000 плюс примерно 700,000 резервистов). Их место и роль в ВС определяются объемом и характером возложенных на них задач, а также боевым составом регулярных войск и резерва.
По взглядам военного руководства Ирана, сухопутные войска должны быть готовы самостоятельно или во взаимодействии с другими компонентами и видами вооруженных сил решать следующие задачи:
- вести наступательные и оборонительные действия, а также проводить партизанские и диверсионные операции в тылу противника в любое время года днем и ночью в различных погодных условиях;
- обеспечивать во взаимодействии с ВВС и ВМС противодесантную оборону побережья Каспийского моря, зоны Персидского и Оманского заливов;
- оказывать необходимую помощь КСИР и СОП в подавлении антиправительственных выступлений;
- участвовать в мероприятиях по ликвидации последствий стихийных бедствий.
В боевом составе СВ Армии в 2000 году имеются 4 штаба корпусов, 12 дивизий (4 бронетанковые, 6 пехотных, 2 коммандос), 7 отдельных бригад (по JCSS 8: 1 бронетанковая, 1 пехотная, 1 воздушно-десантная, 5 спецназначения) и 4 бригады армейской авиации, 14 групп (5 артиллерийских, 1 зенитная артиллерийская, 5 связи, 2 инженерные, 1 понтонно-мостовая) и 1 отдельный бронекавалерийский батальон. В состав дивизий входят:
ДивизияСостав дивизии Бронетанковая3 бронетанковые, 1 механизированная и 1 артиллерийская (4-5 дивизионов) бригада Пехотная4 пехотные и 1 артиллерийская (4-5 дивизионов) бригада Комамндос3 бригады коммандос На вооружении находятся пусковые установки тактических ракет "Огаб", танки (М47, М60, "Чифтен", Т-55, Т-72, "Скорпион"), БТР и БМП, орудия полевой артиллерии, РСЗО и минометы, противотанковые (в т.ч. боевые вертолеты с ПТУР) и зенитные (в т.ч. ПЗРК) средства, самолеты и вертолёты армейской авиации.

Корпус "стражей исламской революции" (КСИР)
В соответствии с законодательством Ирана КСИР организационно состоит из главного командования, объединенного штаба, сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил. Кроме того, как было отмечено выше, в КСИР входят ССН "Коде" и силы сопротивления "Басидж" (народное ополчение).
Главной задачей КСИР является отражение совместно с Армией иностранной агрессии. В мирное время корпус призван обеспечивать стабильность правящего в Иране исламского режима путем борьбы с оппозицией внутри страны и за ее пределами, пресечения совместно с СОП антиправительственных выступлений, а также контроль за деятельностью политических и общественных организаций. Одна из его основных внешних функций - реализация концепции "экспорта исламской революции". Кроме того, КСИР принимает активное участие в осуществлении крупномасштабных государственных проектов по восстановлению и развитию экономики.
Высшим должностным лицом в КСИР является главнокомандующий, который подчиняется непосредственно верховному главнокомандующему ВС ИРИ. В своей деятельности он опирается на высший совет командования, аппарат заместителей, объединенный штаб КСИР, штабы видов вооруженных сил, оперативных и территориальных командований. В состав высшего совета командования КСИР входят: главнокомандующий и его заместители, начальник объединенного штаба, командующие СВ, ВВС, ВМС, сил сопротивления "басидж" и ССН "Коде", а также представители руководителя страны в КСИР и видах вооруженных сил корпуса.
Объединенный штаб КСИР фактически находится в двойном подчинении: по стратегическим, военно-политическим и специальным вопросам - главкома и высшего совета, а по военным и оперативным - генштаба ВС ИРИ. Ему, в свою очередь, подчинены штабы видов ВС корпуса. Вопросы материально-технического обеспечения войск решает главное командование тыла во взаимодействии с министерством обороны и поддержки ВС ИРИ.

Сухопутные войска КСИР
Являются основным и самым многочисленным видом в составе КСИР. Их численность превышает 370,000 человек (100,000 по IISS и JCSS). Место и роль СВ корпуса в вооруженных силах определяются прежде всего высоким морально-политическим духом, преданностью идеям исламской революции и в целом исламу, а также хорошо подготовленным многочисленным резервом.
В боевой состав сухопутных войск КСИР входят: 32 дивизии; десять отдельных групп (пять артиллерийских, ракетная, ПВО, связи, инженерно-саперная и противохимической защиты); отдельные бригады, в том числе идеологической обработки.
По IISS СВ КСИР имеют 16-20 дивизий (включая 2 бронетанковые, 5 механизированных, 10 пехотных и 1 спецназначения), 15-20 отдельных бригад (бронетанковые, пехотные, специального назначения), 6 артиллерийских групп (включая ракетные), части инженерных войск, ПВО и пограничной охраны.
По JCSS СВ КСИР имеют 20 дивизий (4 бронетанковые и 16 механизированных и пехотных) и 10-11 отдельных бригад/групп (3 спецназначения, 6 артиллерийских, 1-2 ракетные), причём указывается, что по некоторым данным СВ КСИР преобразованы в последнее время в 26 дивизий, без отдельных бригад. Дивизии КСИР меньше армейских, в некоторых случаях их мощь эквивалентна одной армейской бригаде.
На вооружении СВ КСИР имеются 470 танков (в основном Т-55 и Т-59, а также Т-62 и Т-72), 620 БТР и БРМ, орудия полевой артиллерии, РСЗО, минометы, различные противотанковые и зенитных средства (включая 140 зенитных орудий).

Территориальные силы КСИР и "Басидж"
В соответствии с принятым в Корпусе военно-административным делением в стране действуют 16 территориальных командований, которые в зависимости от группировки дислоцированных в зоне их ответственности сил и средств могут включать территорию одной или двух провинций. Во главе территориального командования, как правило, стоит командующий силами КСИР провинции или командир одного из дислоцированных там соединений. В административном порядке ему подчиняются все дислоцированные в зоне ответственности территориального командования соединения и части Корпуса, а также подразделения сил сопротивления "басидж". На командующих территориальными командованиями КСИР и их штабы возлагаются задачи по выполнению планов оперативного и мобилизационного развертывания, организации процесса боевой подготовки и всестороннего обеспечения жизнедеятельности войск, а кроме того, по подготовке сил сопротивления "басидж".
"Басидж" не имеет регулярных частей, только около 300,000 резервистов, организованные в примерно 900 батальонов, вооружённых лёгким вооружением. Уровень военной подготовки довольно низок. В случае интенсивных боевых действий способен мобилизовать 1-2 млн человек для охраны тыловых объектов и других вспомогательных операций.

Силы охраны правопорядка (СОП)
Общее руководство силами охраны правопорядка осуществляет верховный главнокомандующий ВС ИРИ через своего заместителя по СОП - министра внутренних дел, а непосредственное - командующий СОП.
Территориально СОП разделены на зоны, соответствующие административному делению страны на провинции. Кроме того, создана отдельная зона в г. Тегеран. Во главе каждой из зон стоит командир, назначаемый министром внутренних дел. Он непосредственно подчиняется командующему СОП и взаимодействует с заместителем губернатора провинции по политическим вопросам и безопасности, который отвечает за координацию деятельности между дислоцированными на его территории подразделениями СОП, КСИР, министерства информации (безопасности) и Армии. Каждая зона состоит из районов, которые могут быть внутренними или пограничными. Как правило, границы районов СОП территориально совпадают с административным делением провинций на уезды.
В составе СОП около 40,000 человек. Включает части пограничной охраны, на вооружении которых есть лёгкие самолёты и вертолёты, а также патрульные катера.

Особенности системы управления вооруженными силами ИРИ
В программах строительства вооруженных сил ИРИ в последние годы значительно больше внимания стало уделяться системе управления войсками. Стимулом ее развития и совершенствования послужил опыт восьмилетней ирано-иракской войны, выявивший просчёты и недостатки данной системы.
Основное предназначение системы управления ВС Ирана в стратегическом, оперативном и тактическом звеньях заключается в обеспечении устойчивого, оперативного и скрытного управления войсками в условиях мирного времени, в ходе их оперативного развертывания и создания группировок, а также при ведении боевых действий. Таким образом, система управления должна позволить в наиболее полном объеме реализовать боевую мощь ВС в ходе военных действий.
В Иране функционирует относительно развитая система управления национальными вооруженными силами. Она включает:
- органы управления, обеспечивающие деятельность высшего военно-политического руководства страны;
- органы управления высшего и оперативного звена руководства;
- системы управления Армии, корпуса стражей исламской революции, сил охраны правопорядка, а также видов ВС, входящих в состав данных компонентов вооружённых сил Ирана.
По масштабу и характеру выполняемых задач органы и пункты управления ВС ИРИ подразделяются на высшие, оперативные и тактические.
К высшему звену управления относятся руководитель Исламской Республики Иран как верховный главнокомандующий вооруженными силами со своим аппаратом, основу которого составляет канцелярия, президент страны (заместитель главкома и его преемник в случае чрезвычайных обстоятельств и одновременно председатель высшего совета национальной безопасности, а также такие органы, как ВСНБ, совет обороны, генеральный штаб, объединенный штаб Армии, объединенный штаб КСИР, главный штаб СОП, министерство обороны и поддержки вооруженных сил. Они имеют свои основные командные пункты (КП), в том числе центральный командный пункт для управления ВС.
Духовный лидер ИРИ осуществляет общее, главным образом политическое и религиозно-идеологическое, руководство. Во всех органах военного управления он имеет своих личных представителей, которые с помощью своих аппаратов контролируют деятельность соответствующих командующих и штабов, и без их санкций ни одно решение не может быть проведено в жизнь. Однако в последние годы наблюдается тенденция к определенному ограничению влияния исламских комиссаров, в первую очередь на решения, связанные с чисто профессиональными вопросами деятельности вооруженных сил. Одновременно все более активную роль в управлении войсками играет совет обороны. При этом все постановления этого органа приобретают силу лишь после утверждения их верховным главнокомандующим.
Непосредственное оперативное управление вооруженными силами Ирана осуществляет духовный лидер ИРИ через ГШ ВС ИРИ, в подчинении которого находятся объединенные штабы Армии, КСИР, штаб ВМС ИРИ и главный штаб СОП (в военное время).
Наличие в составе ВС двух параллельных и независимых структур: Армии и КСИР, каждая их которых имеет собственные сухопутные войска, военно-воздушные силы и военно-морские силы с соответствующей системой органов управления, как в мирное, так и военное время создает определенные трудности в практическом осуществлении управления войсками.
Силы охраны правопорядка в мирное время выполняют свои функции, подчиняясь МВД (министр внутренних дел является заместителем ВГК по СОП), а в военное - переходят в полное распоряжение генштаба.
Оперативное звено управления войсками и силами в мирное время включает штабы, командования видов ВС Армии и КСИР, а также объединенные оперативные командования (ОК). При этом ОК сухопутных войск Армии и КСИР формируются на операционных направлениях (Северо-Западное, Западное, Южное, Юго-Восточное и Восточное) и начинают функционировать с момента оперативного развертывания ВС ИРИ. В мирное время имеются штабы и назначены командующие ОК.
Тактическое звено управления включает штабы и командные пункты дивизий и бригад сухопутных войск, авиабазы ВВС, оперативные соединения ВМС Армии и КСИР, а также объединенные оперативно-тактические штабы.
Кроме того, система управления в вооруженных силах имеет два так называемых контура - административный и оперативный. Первый используется, как правило, в мирное время, второй - на учениях и с началом оперативного развертывания ВС.
С приведением войск в полную боевую готовность и с началом оперативного развертывания осуществляется переход управления войсками на оперативную организацию, перевод органов и пунктов высшего и оперативного звена управления на пункты управления военного времени, развертывание подвижных командных пунктов.
С началом развертывания ВС ИРИ оперативное управление сухопутными войсками Армии и КСИР переходит к объединенным оперативным командованиям. Причем в соответствии со сложившейся военно-политической обстановкой ОК сухопутных войск Армии и КСИР формируются на операционных направлениях (Северо-Западное, Западное, Южное, Юго-Восточное и Восточное) и начинают функционировать с началом боевых действий.
В ВВС командование переходит к штабам трех ОК оперативных зон ВВС: "Северо-Запад" (Тегеран), "Центр" (Исфаган) и "Юг" (Шираз), которым переподчинятотся авиабазы.
ПВО ИРИ находится на постоянном боевом дежурстве, поэтому административный и оперативный контуры ее системы управления совпадают.
В ВМС в военное время и при проведении крупных учений осуществляется переход на оперативную организацию. В этом случае в их составе создаются единые (Армия и КСИР) силы, формируемые на базе объединенных ВМС в соответствующих военно-морских районах. Как подчеркивают западные специалисты, дислокация большинства BMP военно-морских сил Армии совпадает с размещением аналогичных структур ВМС КСИР. Все это облегчает быстрый переход к объединенным ВМС, для чего уже в мирное время определены операционные объединенные BMP и назначены их командующие.
Все части, соединения и войсковые учреждения соединены линиями связи. Передача приказаний и распоряжений, а также сбор информации осуществляются через узлы и пункты связи, имеющиеся при всех штабах и командных пунктах. При этом, как правило, узлы и пункты связи КП до дивизий и отдельных бригад включительно, помимо коротковолновых линий связи, имеют коммутационные устройства для вхождения в разветвленную сеть многоканальной радиорелейной связи.
Созданная система управления вооруженными силами Исламской Республики Иран, по оценкам зарубежных экспертов, позволяет военно-политическому руководству страны осуществлять относительно устойчивое управление войсками в мирное и военное время.


Военная техника
В 70-е гг, при шахе, Иран закупал большие количества вооружений, главным образом американского и английского производства. После исламской революции 1979г старые военные связи были разорваны. Имеющееся вооружение было в основном утеряно за годы ирано-иракской войны (так, из 707 танков "Чифтен" осталось по разным источникам 40-200). В то же время на вооружение поступили трофеи, захваченные у Ирака, а также техника китайского, бразильского и иного производства. Всё это создало полный разнобой в используемых запчастях, боеприпасах и ГСМ, затрудняет обучение личного состава (так, на 9 типов имеющихся танков приходится 8 различных калибров танковых пушек). С начала 90-х гг Иран предпринимает усилия по закупке крупных партий техники за границей, в первую очередь в России и по налаживанию собственного производства - лёгкое вооружение, танки, БМП, САУ, РСЗО, ПТУР, вертолёты.
Танки
200 T-72 (100 поставлены Россией и 120 Польшей; по IISS и JWA 480 Т-72; по JCSS 240 T-72C/T-72M1; некоторые источники сообщают о закупке Ираном лицензии на постройку 380-500 Т-72С(; 20-40 "Зульфикар" (по IISS ~10, по JCSS ~40; иранского изготовления, производство продолжается темпом ~20 штук в год); 100 "Чифтен" Мк3/5 (по JWA 40, по IISS 200); 75-150 T-62; 500-700 T-55 и т.п. (китайские Type-59/69; иранские варианты Type-72Z и Safir-74); 150 M60A1; 90-150 M47/48; 50-80 "Скорпион" (+ Towsan по IISS и JCSS). БМП, БТР и БРМ
200 M-113 (250 по IISS);; 50 Boragh (по IISS ~40, по JCSS ~100; иранская версия БМП-1, производство продолжается темпом ~20 штук в год); 500 БТР-50/60 (300 по IISS); ~50 МТЛБ; 350 BMП-1 (по JWA 100, по JCSS 300); 400 BMП-2 (по JWA 140, по JCSS 100); 35 Engesa EE-9 Cascavel. Буксируемые артиллерия
203mm:
20-30 M-115; 155мм:
30 G-5; 15 WAC-21; 85-120 GHN-45; 70-120 M-114; 152мм:
30 Д-20; 130мм:
500-1100 M-46/Type-59; 122мм:
400-500 Д-30; 80-100 Type-54/60; 105мм:
130-200 M-101. САУ
203mm:
20-30 M-110; 175mm:
25-30 M-107; 175/170mm:
10-30 Koksan М1978 (производства КНДР); 155мм:
440 M-109 (по JWA 120, по IISS 180, по JCSS 290 из 440 находятся на хранении); Thunder-2 (иранская разработка; производится в небольших количествах);
122mm: 60 2С1; Thunder-1 (иранская разработка с использованием Д-30; производится в небольших количествах). Реактивные системы залпового огня
230-610мм
См. статью "Ракетное и неконвенциональное оружие Ирана"; 122mm:
50-100 БМ-21 "Град"; 20 БМ-11 (30-ствольный вариант "Град"); 50 Hadid/Azrash/Nur (иранские варианты "Град"); 107mm:
100 Type-63 (700 по IISS; производится в Иране как "Хасеб"). Минометы
320mm:
несколько; 120mm:
700 M-65; 107mm:
150 M-30;
А также 60-, 81- и 82мм.
Безоткатные орудия и гранатомёты
107мм В-11; ~200 106мм M-40A1C; 82мм В-10; 75мм М-20; 73мм РПГ-7 Противотанковые ракетные комплексы
1000 ПУР-63 "Малютка" (9М14/9М14М; AT-3 Sagger; выпускается в Иране под названием "Раад"; частично самоходные, в т.ч. на БМП-1); 100 9K111 "Фагот" (AT-4 Spigot); 9К113 "Конкурс" (AT-5 Spandrel; выпускается в Иране по лицензии под названием Towsan-1; в т.ч. на БМП-2); 9К120 "Свирь" (AT-11 Sniper; для танка Т-72) 100 Red Arrow 8 (HJ-8A/B); 30 Dragon; 250 TOW (ракеты BGM-71A); SS-11/SS-12 (по другим источникам сняты с вооружения); 90 ENTAC. Зенитно-ракетные комплексы и зенитная артиллерия - см. ВВС Ирана
Армейская авиация - см. ВВС Ирана

Организационный состав
Данные о дислокации частей носят неполный и противоречивый характер.
Министерство обороны
Северо-западное направление (Reyaiyeh) 
28 механизированная дивизия (мд)
64 пехотная дивизия (пд)
40 пехотная бригада (пб)
25 воздушно-десантная бригада (вдбр)
11 артиллерийская группа(аг)
Западное направление (Kermanshah) 
16 (или 18) танковая дивизия (тд)
81 (?) тд
84 мд
23 (?) вдбр
35 вдбр
58 вдбр
22 аг
23 аг
44 аг
55 аг
411 инженерная группа(иг)
Южное направление (Dezful) 
92 (или 81) тд
45 вдбр
Восточное направление (Birjand) 
88 тд
30 пд
77 пд
Части центрального подчинения
29 (или 23) воздушно-штурмовая дивизия
55 воздушно-десантная дивизия

КСИР
Южное направление 
40 тд
5 мд
1 пд
2 пд
3 пд
7 пд
14 пд
19 пд
27 пд
31 пд
43 пд
105 пд
155 пд
Северо-западное направление
6 пд
9 пд
10 пд
11 пд
Западное направление 
17 пд
57 пд
Части, дислокация которых неизвестна
30 тд
15 мд
8 пд
25 пд
28 пд
32 пд
33 пд
41 пд

Источники:
1. Федерация американских ученых (FAS);
2. Журналы "Зарубежное военное обозрение" МО России;
3. Отчёт "Военный баланс" ("The Military Balance") за 2001/2002гг Международного института стратегических исследований (IISS - The International Institute for Strategic Studies) в Лондоне;
4. Отчёт "Вооружение, разоружение и международная безопасность" ("Armaments, Disarmament") за 2001г Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI - Stockholm International Peace Research Institute).
5. Отчёт Военный баланс на Ближнем Востоке (The Middle East Military Balance) за 2000/2001гг Центра стратегических исследований имени Йаффе (JCSS - Jaffee Center for Strategic Studies) при Тель-Авивском университете;
6. Jane's World Armies (JWA).

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами