Основные направления военного строительства вооруженных сил Ирана
Институт Ближнего Востока |
Основные направления военного строительства вооруженных сил Ирана
С. М.Хмелинец
Главной целью военного строительства руководство ИРИ считает формирование оптимальных по численности, составу и структуре, профессиональных, хорошо технически оснащенных вооруженных сил, способных надежно защитить национальные интересы, обеспечить мир, стабильность и безопасность Исламской Республики Иран.
В рамках общей программы реформирования национальных вооруженных сил в течение 2009 года основное внимание руководства страны и командования вооруженных сил было сосредоточено на решении следующих задач:
- совершенствование системы военного управления;
- повышение боевой готовности войск;
- оснащение вооруженных сил современными образцами вооружения и техники;
- повышение уровня подготовки военных кадров и качества комплектования ими вооруженных сил;
- совершенствование системы финансового обеспечения вооруженных сил;
- решение социальных вопросов строительства вооруженных сил;
- развитие военно-промышленного комплекса;
- совершенствование оперативного оборудования территории страны.
1. Совершенствование военного управления:
За данный период основные мероприятия иранского руководства в рамках данной задач были направлены на улучшение координации и взаимодействия органов государственной власти и силовых структур в решении вопросов обороны и безопасности страны при главенствующей роли:
- Министерство обороны и поддержки ВС ИРИ - в части обеспечения вооруженных сил всем необходимым военно-техническим имуществом;
- Генеральный штаб ВС ИРИ - в сфере выработки и реализации военной стратегии страны, оперативной и мобилизационной подготовки вооруженных сил, организации их взаимодействия при возникновении конфликтных ситуаций и осуществлении военных действий в интересах обороны страны и безопасности государства;
- Министерство внутренних дел - в части обеспечения правопорядка, пресечения, локализации и нейтрализации внутренних вооруженных конфликтов, охраны государственной границы;
- Министерство информации (совместно с КСИР) - в части борьбы с терроризмом, политическим экстремизмом, предотвращения ущерба конституционному строю Исламской Республики Иран, противодействия спецслужбам иностранных государств.
Следующей сферой деятельности стало формирование единой системы военно-административного деления территории Исламской Республики Иран по операционным направлениям с перспективой дальнейшего перехода к территориальному принципу управления межвидовыми (Армия, КСИР, СОП) группировками войск (сил).
2. Повышение боевой готовности войск.
Выполнение данной задачи осуществлялось путем решения следующих вопросов:
- формирование на основе ракетных соединений и частей ударного компонента, обладающего высокой живучестью в различных сценариях возможных боевых действий и способного эффективно решать задачи сдерживания потенциального противника;
- создание сбалансированных по составу группировок сил и средств противовоздушной обороны, обеспечивающих своевременное оповещение органов государственного и военного управления об угрозе воздушного нападения, прикрытие важнейших объектов страны, обнаружение и отражение ракетно-бомбовых ударов противника;
- создание на каждом из основных операционных направлений группировок войск (сил), способных выполнять задачи локализации и нейтрализации вооруженных конфликтов;
- оснащение воинских формирований современными образцами вооружения и военной техникой;
- создание единой системы защиты и охраны государственной границы Исламской Республики Иран.
3. Оснащение современным вооружением и военной техникой.
Основное внимание иранского руководства было сосредоточено на восстановлении и поддержании в боевой готовности имеющихся систем вооружения, средств управления и разведки, их приоритетная модернизация. Кроме того, стимулировались перспективные НИОКР в сфере создания современных комплексов вооружения. В интересах повышения качества комплектования и подготовки кадров проводилось совершенствование системы обучения военных специалистов в государственных военных и гражданских учебных заведениях; приводилась в соответствие система военного образования (ее состава, структуры и количества военно-учебных заведений) государственному кадровому заказу и реальным возможностям ее материально-технической базы, научно-педагогического и методологического потенциала.
5. Совершенствование системы финансового обеспечения и оптимизация военных расходов.
В рамках этой задачи решались следующие вопросы:
- согласование перспективных планов и текущих программ военного строительства, объемов и номенклатуры государственного оборонного заказа с прогнозными показателями социально-экономического развития страны и вытекающими из них бюджетными ограничениями;
- своевременное финансирование вооруженных сил и увеличение доли расходов на боевую подготовку, закупку вооружений и военной техники, военные НИОКР в общем объеме бюджетного финансирования по «оборонным» разделам.
В целом, изменение подходов к направлениям военного строительства и наращивание потенциала национальных ВС, позволяет Ирану рассчитывать на достижение в ближайшей перспективе вооруженными силами такого уровня готовности, который бы позволил успешно вести боевые действия в случае возникновения конфликта не только с участием стран региона, но и оказать серьезное и длительное сопротивление противнику, располагающему высокотехнологичным оружием.
Начало
Комментарии
Отправить комментарий