Основные направления военного строительства вооруженных сил Ирана

Институт Ближнего Востока

Основные направления военного строительства вооруженных сил Ирана
С. М.Хмелинец
Главной целью военного строительства руководство ИРИ считает формирование оптимальных по численности, составу и структуре, профессиональных, хорошо технически оснащенных вооруженных сил, способных надежно защитить национальные интересы, обеспечить мир, стабильность и безопасность Исламской Республики Иран.
В рамках общей программы реформирования национальных вооруженных сил в течение 2009 года основное внимание руководства страны и командования вооруженных сил было сосредоточено на решении следующих задач:
- совершенствование системы военного управления;
- повышение боевой готовности войск;
- оснащение вооруженных сил современными образцами вооружения и техники;
- повышение уровня подготовки военных кадров и качества комплектования ими вооруженных сил;
- совершенствование системы финансового обеспечения вооруженных сил;
- решение социальных вопросов строительства вооруженных сил;
- развитие военно-промышленного комплекса;
- совершенствование оперативного оборудования территории страны.
1. Совершенствование военного управления:
За данный период основные мероприятия иранского руководства в рамках данной задач были направлены на улучшение координации и взаимодействия органов государственной власти и силовых структур в решении вопросов обороны и безопасности страны при главенствующей роли:
- Министерство обороны и поддержки ВС ИРИ - в части обеспечения вооруженных сил всем необходимым военно-техническим имуществом;
- Генеральный штаб ВС ИРИ - в сфере выработки и реализации военной стратегии страны, оперативной и мобилизационной подготовки вооруженных сил, организации их взаимодействия при возникновении конфликтных ситуаций и осуществлении военных действий в интересах обороны страны и безопасности государства;
- Министерство внутренних дел - в части обеспечения правопорядка, пресечения, локализации и нейтрализации внутренних вооруженных конфликтов, охраны государственной границы;
- Министерство информации (совместно с КСИР) - в части борьбы с терроризмом, политическим экстремизмом, предотвращения ущерба конституционному строю Исламской Республики Иран, противодействия спецслужбам иностранных государств.
Следующей сферой деятельности стало формирование единой системы военно-административного деления территории Исламской Республики Иран по операционным направлениям с перспективой дальнейшего перехода к территориальному принципу управления межвидовыми (Армия, КСИР, СОП) группировками войск (сил).
2. Повышение боевой готовности войск.
Выполнение данной задачи осуществлялось путем решения следующих вопросов:
- формирование на основе ракетных соединений и частей ударного компонента, обладающего высокой живучестью в различных сценариях возможных боевых действий и способного эффективно решать задачи сдерживания потенциального противника;
- создание сбалансированных по составу группировок сил и средств противовоздушной обороны, обеспечивающих своевременное оповещение органов государственного и военного управления об угрозе воздушного нападения, прикрытие важнейших объектов страны, обнаружение и отражение ракетно-бомбовых ударов противника;
- создание на каждом из основных операционных направлений группировок войск (сил), способных выполнять задачи локализации и нейтрализации вооруженных конфликтов;
- оснащение воинских формирований современными образцами вооружения и военной техникой;
- создание единой системы защиты и охраны государственной границы Исламской Республики Иран.
3. Оснащение современным вооружением и военной техникой.
Основное внимание иранского руководства было сосредоточено на восстановлении и поддержании в боевой готовности имеющихся систем вооружения, средств управления и разведки, их приоритетная модернизация. Кроме того, стимулировались перспективные НИОКР в сфере создания современных комплексов вооружения. В интересах повышения качества комплектования и подготовки кадров проводилось совершенствование системы обучения военных специалистов в государственных военных и гражданских учебных заведениях; приводилась в соответствие система военного образования (ее состава, структуры и количества военно-учебных заведений) государственному кадровому заказу и реальным возможностям ее материально-технической базы, научно-педагогического и методологического потенциала.
5. Совершенствование системы финансового обеспечения и оптимизация военных расходов.
В рамках этой задачи решались следующие вопросы:
- согласование перспективных планов и текущих программ военного строительства, объемов и номенклатуры государственного оборонного заказа с прогнозными показателями социально-экономического развития страны и вытекающими из них бюджетными ограничениями;
- своевременное финансирование вооруженных сил и увеличение доли расходов на боевую подготовку, закупку вооружений и военной техники, военные НИОКР в общем объеме бюджетного финансирования по «оборонным» разделам.
В целом, изменение подходов к направлениям военного строительства и наращивание потенциала национальных ВС, позволяет Ирану рассчитывать на достижение в ближайшей перспективе вооруженными силами такого уровня готовности, который бы позволил успешно вести боевые действия в случае возникновения конфликта не только с участием стран региона, но и оказать серьезное и длительное сопротивление противнику, располагающему высокотехнологичным оружием.
Начало

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)