Атхарваведа
Атхарваведа
Атхарваведа
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Статья по тематике Литература индуизма |
Риг · Яджур · Сама · Атхарва Деление Самхиты · Брахманы · Араньяки · Упанишады |
Айтарея · Брихадараньяка · Иша · Тайттирия · Чхандогья · Кена · Мундака · Мандукья · Катха · Прашна · Шветашватара |
Шикша · Чхандас · Вьякарана · Нирукта · Джьотиша · Калпа |
Махабхарата · Рамаяна |
Бхагавата · Брахмавайварта · Ваю · Вишну · Маркандея · Нарада · Падма |
Смрити · Шрути · Бхагавадгита · Агама · Панчаратра · Тантры · Кавача · Сутры · Стотры · Дхармашастры · Дивья-прабандха · Теварам · Чайтанья-чаритамрита · Рамачаритаманаса · Йога-Васиштха |
Портал «Индуизм» |
Содержание
Этимология
«Атхарваведа» санскр. अथर्ववेद, atharvavéda IAST — сложное слово: अथर्वन् atharvan IAST — «древний риши», и वेद veda IAST — «знание».Значение
Принадлежа к самому раннему, ведийскому, периоду древнеиндийской литературы, этот памятник занимает особое место среди прочих Вед, отличаясь от них и по своему содержанию, и по тому ритуалу, который с ним связан. «Атхарваведа» уникальна в том отношении, что отражает те стороны жизни древнейших индийцев, память о которых исчезла бы навсегда, не будь она зафиксирована в этой Веде.Другие Веды обращены к богам, подвиги которых они восхваляют. Они представляют высокую, иератическую поэзию и могут лишь косвенно отразить интересы и потребности людей того времени. «Атхарваведа» гораздо более непосредственно выражает нужды и желания ведийцев. В её заговорах и заклинаниях человек предстаёт в интимных аспектах своего существования. Именно из «Атхарваведы» мы узнаем о нём такие бытовые подробности, которые по своей малости не могли бы найти места в иератических гимнах. В «Атхарваведе» речь идёт обычно не о богах и мифах, а о человеке, его общественной и личной жизни, его болезнях и страхах и т. п. Это своего рода энциклопедия быта ведийских племён, из которой можно почерпнуть сведения и о помазании царя на царство, и о свадьбе или похоронах, и о постройке хижины, и о лечении больных.
Несомненно принадлежа к ядру ведийских писаний, «Атхарваведа» в некотором роде также представляет собой и независимую традицию, параллельную «Ригведе» и «Яджурведе».
Тексты джайнизма и буддизма более враждебны к «Атхарваведе», нежели к другим индуистским текстам (называя её Аггавана (Aggvāna IAST) - ведой или на пали Ахавана ( Ahavāna IAST ) - ведой). Они даже называют её неарийской Ведой, которую в Пайппаладе (paippalāda IAST) придумали для человеческих жертвоприношений. Индуистские тексты также принимают жёсткую позицию, встречаются запреты на упоминание текстов атхарванов (Atharvān IAST) в контексте ведийской литературы, хотя некоторые полагают, что причина этого — то, что «Атхарваведа» по времени идёт последней. Сами по себе Атхарван-паришиштхас (Pariśiśhthas IAST — дополнения) утверждают, что специальных жрецов школ Мауда (Mauda IAST) и Джалада (Jalada IAST) следует избегать. Утверждается даже, что женщины, связанные с атхарванами (Atharvān IAST), могут страдать от абортов.
«Атхарваведа» так и не была признана канонической наиболее ортодоксальными брахманскими школами[1][2].
Редакции
«Чаранавьюха», автором которой принято считать Шаунаку, перечисляет девять шакх, или школ, «Атхарваведы»:- Пайппалада (paippalāda IAST)
- Стауда (stauda IAST)
- Мауда (mauda IAST)
- Шаунакия (śaunakiya IAST)
- Джаджала (jājala IAST)
- Джалада (jalada IAST)
- Брахмавада (brahmavada IAST)
- Девадарша (devadarśa IAST)
- Чаранавидья (chāraṇavidyā IAST)
Также в «Вишну-пуране» и «Ваю-пуране» можно найти несколько более древних школ, не перечисленных в «Чаранавьюхе»:
- Суманту (sumantu IAST)
- Кабандха (kabandha IAST)
- Кумуда (kumuda IAST)
- Шаулкаяна (śaulkāyana IAST)
- Бабхравья (babhravya IAST)
- Мунджакеша (munjakeśa IAST)
- Сайндхаваяна (saindhavāyana IAST)
- Накшатракальпа (nakśatrakalpa IAST)
- Шантикальпа (śāntikalpa IAST)
- Самхитавидхи (saṃhitāvidhi IAST)
Основываясь на тексте Пуран, мы можем предположить следующую историю развития редакций «Атхарваведы»:
vyāsa parāśarya IAST * | sumantu IAST | kabandha ātharvan-añgirasa IAST | +---- pathya IAST | | | +---- kumuda IAST | | | (?) | | +---- jalada IAST | +---- jājala IAST | +---- śaunakiya IAST | | | +---- babhravya IAST | | | +---- saindhavāyana IAST | | (?) | +---- munjakeśa IAST +---- devadarśa IAST | +---- mauda IAST +---- paippalāda IAST | | (?) | +---- stauda IAST +---- śaulkāyana IAST +---- brahmavada IAST | (?) +---- chāraṇavidyā IAST
- Вьяса — титул высшего гуру
Существуют два главных общеведийских текста, ассоциируемые с «Атхарваведой»: Вайтана-сутра (vaitāna sūtra IAST) и Каушика-сутра (kauśika sūtra IAST). Они служат той же цели, что и Видхана (vidhāna IAST) Ригведы.
С «Атхарваведой» ассоциируются несколько Упанишад, но они, скорее всего, являются более поздним добавлением к традиции. Важнейшие среди них — Мундака (munḍaka IAST и Прашна (praṣna IAST). Первая содержит важные отсылки к Шаунаке (Śaunaka IAST), основателю Шаунакия Шакхи, вторая ассоциируется с Пайппалада Шакхой.
На русский язык гимны Атхарваведы переведены и опубликованы российским индологом Т. Я. Елизаренковой в 1976 году (2-е изд. - 1995).
Важные моменты
- «Атхарваведа» — первый индийский текст, связанный с медициной. Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья (yatudhānya IAST), крими (kṛimi IAST) и дурнама (durṇama IAST). Атхарваны (atharvāns IAST) отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь (см. XIX.34.9). Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной (trihumor) теорией, разработанной в пураническом (puraṇic IAST) периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты (suṣruta IAST) (Гаруда Пурана, карма канда (garuḍa purāṇa, karma kāṃḍa IAST) — глава 164). Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной проказы. В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа-самхиты. Гимн АВ I.23-24 описывает заболевание проказой и рекомендует применять для лечения раджани аушадхи (rajanī auṣadhi IAST). Из описания аушадхи (auṣadhi IAST) как растения с чёрными стеблями и тёмными пятнами можно сделать вывод, что имеется в виду, скорее всего, лишайник со свойствами антибиотика. Таким образом, «Атхарваведа» может считаться первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков.
- «Атхарваведа» также информирует нас о войне. Своё место в самхите (saṃhita IAST) «Атхарваведы» находят многие приспособления, такие, как, например, стрела с каналом для яда (apāskambha IAST) и яд из касторовых бобов (castor bean poison), отравленная сеть и ловушки с крюками, использование распространяющих болезни жуков и дымовых завес (например, гимны IX .9, IX.10, гимны тришамди (triśaṃdi IAST) и ньярбуди (nyārbudi hymns IAST)). Эти отсылки к военным практикам и относящимся к ним ритуалам кшатриев (kśatriya IAST) и послужили причиной формирования страшной репутации «Атхарваведа». Во время эры Махабхараты, последовавшей сразу после периода Атхарван (atharvān IAST) часты были сравнения оружия и мантр героев. Возможно, это сравнение изначально означало применение смертельного оружия в соответствии с традицией Атхарван.
- Некоторые обычные и специальные ритуалы ариев составляют основное содержание «Атхарваведы», так же, как и трёх других вед. Главные ритуалы, раскрываемые «Атхарваведой», — свадьба в канде (kāṃḍa IAST) XIV и погребение в канде kāṃḍa IAST XVIII. Есть также гимны, специфичные для ритуалов бхригу-агнирасас (bhṛigu-agnirasas IAST), врьятьяс (vṛātyas IAST) и кшатрияс (kśatriyas IAST). Один из важнейших среди них — Вишасахи Врата (Viśhāsahi Vrata IAST), исполняемый для призвания Индры (īṃdra IAST) и Вишну (Viṣṇu IAST) с мантрами XVII-й канды (kāṃḍa IAST). Ритуалы врьятья (Vṛātya IAST) исполнялись теми, кто избрал кочевой аскетичный образ жизни и обычно посылался в соседние государства главой страны. Похоже, они сыграли определённую роль в сообщении и торговле с соседними государствами (например, можно сравнить с похожим на врьятью путешествием Арджуны в княжество Яду, чтобы договориться с Субхадрой). Наконец, некоторые ритуалы направлены на разрушение врагов (ритуалы и гимны Абхичарика (Abhichārika IAST), особенно использующие завершающие мантры XVI-й канды (kāṃḍa IAST). Поддерживая традиционные негативные мнения об «Атхарваведе», по сути они отражают некоторые другие гимны из Ригведы, так же, как и Яджурведа (Yajuṣes IAST). Более того, ритуалы Абхичарики (Abhichārika IAST) были составной частью ведизма, об этом обширно свидетельствуют Брахманы (brāhmaṇa IAST) (см. историю Явакрады (Yavakrdḍa IAST) в Джайминия Брахмане (Jaiminiya brāhmaṇa IAST). Так что «Атхарваведа» полностью укладывается в ведийскую традицию, в то же время концентрируясь на некоторых кланах жрецов огня. Развитие ритуалов Абхичарики (Abhichārika IAST) к своей современной форме видно только в литературе видханы (vidhāna IAST) и, по сути, началось в ригведийской традиции в форме Ригвидханы (ṛigvidhāna IAST). Автор Ригвидханы (ṛigvidhāna IAST) даёт отсылки к развитию похожих ритуалов в традиции «Атхарваведы» (ссылки на Агнираса Критьи (Agnirasa Krityās IAST). Эти ритуалы достигли кульминации в Каушике (Kauśika IAST) и Вайтана-сутре (Vaitana Sūtra IAST) и в некоторых Паришиштхах (Pariśiśhthas IAST) (дополнениях) к литературе атхарванов (atharvān IAST). Однако они сильно удалились от актуальных гимнов, которые провозглашали, что они представляют скорее оформление атхарванской практики, чем её изначальную форму. Несмотря на то, что в своей крайней форме атхарваническая Абхичарика (Abhichārika IAST) угасла, она оказала большое влияние на индийскую культуру, выразившееся в происхождении пуранической формы огненного ритуала (яги (yaga)). Она также предоставила стартовую точку для поклонения ставших позже популярными божеств — таких, как Кумара (Картикея) и Ганапати, вставших в центр индуистского ритуала.
Примечания
- ↑ Эрман В. Г. Очерк истории ведийской литературы. «Как отмечалось, эта книга не сразу была причислена к священным Ведам. В ранних текстах она не упоминается, когда же начинает упоминаться, то не как Веда. Издревле и очень долгое время в индийской литературе говорится о трех Ведах; широко употребляется определение трайи видья (букв, „тройственное знание“) или, сокращенно, трайи — в значении „священное писание“. Традиция долгое время рассматривает „Атхарваведу“ как произведение низшего порядка, поскольку она посвящена такому сомнительному и опасному предмету, как колдовство. „Атхарваведа“ своим содержанием связана во многом с медициной и астрологией; между тем в древнеиндийских книгах законов — дхармашастрах врачи и астрологи объявлялись нечистыми, запрещалось как колдовство употребление корней целебных растений, а за колдовство вообще назначалась суровая кара. Наиболее ортодоксальные брахманские школы так никогда и не признали четвертую Веду.»
- ↑ Методические материалы по учебной дисциплине «Священные книги мировых религий». С. В. Рязанова. «Атхарваведа до сих пор не признаётся некоторыми школами в качестве канонического текста. В её основе лежат тексты древних заговоров, которые подверглись редактированию. Более поздний характер текста подчёркивается лингвистическими данными. Эта веда в большей степени связана с домашними обрядами — грихья. Редакции — Шаунакия и Пайппалада — различаются по объёму, составу материала и его аранжировке, по соотношению. Метрических и прозаических частей. Внутри текста наличествуют разнородные по стилю пласты»
Литература
- Елизаренкова Т. Я. О снах в Ригведе и Атхарваведе // «Стхапакашраддха». Сборник статей памяти Г. А. Зографа. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1995. — С.209-221.
- Атхарваведа. Пер. Т. Я. Елизаренковой. М. 1976 (2-е изд. -1995).
Ссылки
- Атарваведа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- «Атхарваведа» (избранное из книг I—VII) в переводе Т. Я. Елизаренковой
- Аудиокнига на санскрите.
Комментарии
Отправить комментарий