Новая европейская стратегия Турции

Новая европейская стратегия Турции: три направления реформ

Ваша местоположение: Главная »» Политика »»
Line Spacing+-AFont Size+-Печать
Баку, 3 ноября 2014 – Newtimes.az
Уже много лет стоит на повестке дня вопрос о членстве Турции в Евросоюзе. Но этот вопрос пока не нашел своего разрешения. Появляются всевозможные противоречия. Под разным предлогом ЕС затягивает с решением вопроса. На этом фоне интерес у экспертов вызвал отчет организации за 2014 год по Турции. Официальная Анкара назвала его «сбалансированным и объективным». Вместе с тем известно и то, что между сторонами имеются серьезные разногласия. Какие моменты с этой точки зрения включает стратегия Турции по ЕС? Есть ли вероятность того, что в ближайшей перспективе эта страна станет членом данной организации? Подобные вопросы, вне всякого сомнения, актуальны. Одновременно определенную ясность в этот вопрос может внести разработка Анкарой новой стратегии в связи с членством в ЕС.
Решение проблемы: позиции Анкары и Брюсселя
Вопрос о членстве Турции в Евросоюзе остался словно в тени геополитических проблем Ближнего Востока. Время от времени между сторонами ведутся обсуждения по ряду вопросов. В целом же для Анкары нет ничего обнадеживающего. Напротив, взаимные обвинения раздаются все чаще. Специалисты невысоко оценивают шансы Турции для членства в ЕС. Некоторые эксперты даже считают это невозможным, объясняя это двумя причинами.
Во-первых, в реальности ЕС не желает видеть Анкару в своих рядах, поскольку Турция обладает крупным социально-экономическим и культурным потенциалом. Ее членство в ЕС может в определенном роде стеснить развитые государства Европы. Во-вторых, сама Турция, которая стремительно развивается и имеет сильное влияние в регионе, не хочет играть второстепенную роль в какой-либо организации.
Подобные выводы экспертов имеют свои обоснования. Уже долгие годы Турция под разным предлогом не принимается в ЕС. Вместе с тем неправильно было бы полагать, что вопрос утратил свою актуальность. Официальные лица Турции неоднократно заявляли, что членство в ЕС является для них приоритетом. Во внешней политике этот вопрос занимает одно из ведущих мест. Поэтому есть так называемый процесс «переговоров», механизмы течения которого специалисты сейчас анализируют.
В настоящее время речь идет о том, что Турция должна адаптироваться к критериям ЕС в следующих трех направлениях: приложение эффективных усилий в сфере осуществления политических реформ, социально-культурной модернизации и интенсивного развития коммуникаций (см.: Furkan Şenay. Türkiye’nin AB Süreci’nde Yeni İletişim Stratejisi / «SETA Perspektif», 2014, №75). Последнему моменту придается наиболее важное значение. Здесь отмечается, что Турция должна осуществить коренные трансформации в сфере информации и пропаганды.
Все это, конечно, так. Но проведение политических реформ для Турции имеет серьезное значение. Ни для кого не секрет, что ЕС в этой связи обвиняет Анкару. Немало претензий к Турции и в таких вопросах, как соблюдение прав человека, судопроизводство, обеспечение прав журналистов и т.д. Отражает или нет все это реалии – другая тема. Дело в том, что ЕС ставит такие условия и требует их выполнения.
Ради справедливости следует отметить, что Анкара не возражает против этого. Учитывая своеобразный исторический путь, который прошла страна, определенные требования Брюсселя она не принимает. Так, Турция отстаивает свои аргументы в таких вопросах, как соблюдение прав человека, обеспечение прав национальных меньшинств, свобода слова. Официальная Анкара утверждает, что не допустит раскола стран.
Примечательно, что ответственный за расширение ЕС Штефан Фюле 8 октября нынешнего года в контексте доклада организации по Турции отметил: «Турция и ЕС как никогда, нуждаются друг в друге» (см.: Fatma Yılmaz-Elmas. 2014 İlerleme Raporu: Türkiye Gündeminin Neresinde? / www.usak.org.tr, 9 oктября 2014 г.). Это значит, что, хотя на фоне геополитических изменений на Ближнем Востоке ЕС не может отдалить от себя Турцию, он все же не намерен принимать ее в свои ряды.
Коммуникационные и информационные возможности: Анкара еще более активизируется
В чем может заключаться в этой связи стратегия обсуждений с Турцией? Прежде всего отметим, что значение Анкары для Брюсселя не исчерпывается только ближневосточным вопросом. Не следует забывать о кавказском, центрально-азиатском и российском факторах. Турция может сыграть серьезную роль в транспортировке нефтегазовых запасов Каспийского бассейна в Европу. Эта страна расположена на энергомаршрутах, с нескольких направлений ведущих в Европу. Возникший кризис с Москвой еще более сближает Брюссель с Анкарой. Поэтому слова Ш.Фюле, приведенные нами выше, были отнюдь неслучайны. Проблема в том, насколько ЕС хочет сотрудничать с государством, которого он не желает принимать в ряды своих членов. В этот вопрос пока не внесена полная ясность.
Несмотря на это, следует отметить, что отчет ЕС за 2014 год по Турции официальная Анкара оценила как «сбалансированный и объективный» (см.: предыдущий источник). Это может показаться несколько неожиданным. Но при подходе к вопросу сквозь другую призму становится ясно, что действия Турции логически обоснованны.
Анкара осознает важность расширения политических и экономических реформ в направлении превращения во влиятельного политического актора на мировой арене. Правительство разработало даже конкретные программы в этой связи. Однако эта проблема может быть разрешена только в случае, если в стране будет стабильность. Цель сил, которые пытаются сеять хаос в Турции, именно в этом и заключается, чтобы нарушить в обществе стабильность. Официальные лица Турции заявляли, что одна из ветвей этих сил уходит в государства-члены ЕС. Следовательно, Анкара хочет, чтобы Европа не оказывала поддержку силам, пытающимся нарушить стабильность внутри страны. К сожалению, в этом вопросе пока нет особого продвижения.
С другой стороны, геополитические процессы на Ближнем Востоке вызвали ряд затруднений в связи с ролью Турции в регионе. Вначале официальная Анкара в своей внешней политике придерживалась формулы «нуль проблем с соседями». Затем в регионе возросло влияние внешних сил, и картина, которую хотела сформировать Турция, не удалась. Сразу же этим воспользовались против Турции, вследствие чего авторитет страны оказался несколько в тени. Стало ясно, что, чтобы стать в регионе полноправным лидером, Турции нужны надежные партнеры.
В то время с определенными трудностями столкнулся и ЕС. У него возникли проблемы в отношениях с Россией и Китаем. А, самое интересное, обнаружились «черные пятна» и в отношениях США-ЕС. Например, стало известно о тайном прослушивании Вашингтоном руководителей государств ЕС. Берлин резко отреагировал на это. Но украинский вопрос еще более обострил ситуацию.
Все это словно превращает Турцию и ЕС в естественных союзников. Они должны оказывать друг другу поддержку. Очевидно, что по этой причине ЕС решил подготовить обдуманный отчет. Вместе с тем Брюссель не намерен менять свою стратегическую позицию по Турции.
Что касается Анкары, то у нее свои планы. Уже вошло в оборот выражение «новая Турция». Речь идет о более решительной, сильной и влиятельной  в глобальном масштабе стране. Именно это и лежит в корне жесткой реакции властей на внутренние столкновения.
На фоне вышесказанного актуальным и интересным представляется новая стратегия Турции по ЕС. Очевидно, что Анкара намерена поднять отношения с этой организацией на новый уровень. Трансформации в политической, социально-экономической и коммуникационных сферах могут дать новый толчок развитию страны. Как утверждается, здесь главную роль будет играть информационное обеспечение. Официальная Анкара должна убедить турецкое общество в выгодности интеграции страны в Европу. Это предполагает изменение общественного мнения и проведение большой работы. В новой стратегии серьезное место занимает формирование веры в людях в выгодность адаптации к евростандартам. А это – глубоко обдуманный подход. С другой стороны, Турция решительно настроена изменить свой имидж в Европе. Для того, чтобы изучить с этой целью мнение европейцев, предполагается расширение деятельности различных организаций страны за рубежом. По итогам проведенных исследований государство будет реализовывать конкретные программы.
Как видно, Турция стремится не столько к членству в ЕС, сколько к созданию демократического и сильного государства, признаваемого во всем мире. Это – перспективная стратегия. Если официальной Анкаре удастся поднять свою деятельность в этом направлении на новый уровень, то эта стратегия будет успешной. Но дадут ли ей это сделать некоторые внешние силы? Ответ на этот вопрос пока не совсем ясен.
Камал Адыгёзалов
Похожие статьи

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами