Взаимодействие ведомств в защите государственной границы


Взаимодействие ведомств в защите государственной границы Российской империитема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.02, кандидат исторических наук Юхов, Сергей Александрович

Автореферат
Диссертация
Артикул: 102007
Год: 
2001
Автор научной работы: 
Юхов, Сергей Александрович
Ученая cтепень: 
кандидат исторических наук
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
07.00.02
Специальность: 
Отечественная история
Количество cтраниц: 
215

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Юхов, Сергей Александрович

Введение 3 стр.
Глава 1. Ведомства, привлекаемые к защите государственной границы, основы их взаимодействия.13 стр.
1.1 Организация и задачи силовых структур.15 стр.
1.2 Характеристика гражданских ведомств.44 стр.
1.3 Вопросы согласования усилий силовых структур и гражданских ведомств, формы их решения. 54 стр.
Выводы по главе. 66 стр.
Глава 2. Согласование усилий местных органов управления в защите государственной границы Российской империи. 68 стр.
2.1 Функции местных органов гражданского управления в защите государственной границы. 68 стр.
2.2 Задачи, решаемые органами местного управления Военного министерства и Министерства внутренних дел. 79 стр.
2.3 Обеспечение согласованности действий частей (подразделений), выполнявших задачи ио охране границы, с органами местной власти. 92 стр.
Выводы по главе. 102 стр.
Глава 3. Взаимодействие привлекаемых к защите государственной границы ведомств и органов местной власти в различных условиях обстановки. 104 стр.
3.1 Поддержание взаимодействия в повседневных условиях защиты государственной границы.104 стр.
3.2 Согласование усилий различных ведомств в решении разведывательных задач.114 стр.
3.3 Организация взаимодействия в мобилизационный период и с началом военных действий. 124 стр.
Выводы по главе.146 стр.

Введение диссертации (часть автореферата) кандидат исторических наук Юхов, Сергей Александрович, 2001 год, Москва

Защита государственной границы определяется в законе «О Государственной границе Российской Федерации» как составная часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики. Она заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий принятием политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных,контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В законе раскрыты также полномочия субъектов, принимающих участие в защите государственной границы, определен ряд положений о взаимодействии между ними.
Основные положения закона изложены в достаточно четких формулировках. В ряде вопросов, однако, не в полной мере учтен опыт, накопленный за сотни лет охраны государственной границы. Вместе с тем известно, что только на основе тщательной и всесторонней оценки прошлого можно сделать обоснованные выводы для настоящего, и прогнозировать будущее. Исследование опыта взаимодействия ведомств в защите государственной границы Российской империи позволяет выявить и использовать определенные тенденции, положительные стороны и недостатки в вопросах организации и осуществления взаимодействия между субъектами охраны государственной границы.
Таким образом, актуальность темы и полученных научных результатов обусловлена рядом положений, среди которых, как представляется, важнейшими являются три.
61-70004 (2305x3447x2 Ш) 4
Во-первых, новое понимание сущности защиты государственной границы, заключающейся, в соответствии с Федеральным Законом "О государственной границе Российской Федерации", в согласованной деятельности различных ведомств, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий.
Во-вторых, результаты проведенных в последние годы пограничных операций, опыт ряда учений свидетельствуют о недостаточно высоком уровне согласования усилий между различными ведомствами, а также организации и поддержания взаимодействия при выполнении задач повседневной служебной деятельности пограничных структур. Следовательно, четкая согласованность действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления остается одной из важнейших проблем, требующей своего разрешения и выработки практических рекомендаций. Опыт прошлого, несомненно, окажет позитивное влияние на решение поставленных задач.
В-третьих, исторический опыт согласования усилий ведомств и органов местной власти в защите государственной границы Российской империи до последнего времени исследован недостаточно. Из довольно значительного объема исторических исследований, посвященных изучению деятельности различных ведомств, лишь в небольшой их части отражены функции, а также формы деятельности различных ведомств и органов местной власти в интересах согласования усилий в защите государственной границы империи. До последнего времени не определены исторические взаимосвязи и тенденции, которые позволили бы сформулировать рекомендации для современности.
Проблема согласованности действий ведомств неслучайно была доминирующей на проходившем в сентябре 2000 года Совете Безопасности, где Верховным главнокомандующим была поставлена задача изыскать наиболее ра
61-70005 (2300x3443x2 tiff) 5 циональные формы согласования усилий ведомств, в том числе и при решении задач по защите государственной границы.
Историография темы. В середине XIX века появляются первые работы, в которых отражены вопросы участия различных ведомств, в первую очередь военного ведомства, в защите государственной границы. Опубликованная в четвертом номере «Военного сборника» за 1861 год работа Н. Глиноецкого «Военное обозрение границ России» дает общее представление о положении России на ее границах. В ней делается вывод о том, что огромная протяженность границ Российской империи и прохождение ее в различных условиях предполагает различные подходы к организации ее охраны.
Большой фактический материал содержится в работах, посвященных истории становления и развития военного ведомства. К ним относится "Исторический очерк деятельности военного управления в России в первое двадцатипятилетие благополучного царствования государя императора Алексея Николаевича. 1855-1880 гг." (СПб., 1879-1881), подготовленная полковниками П.М. Хорошхиным и А. Евреиновым. Это первоемноготомное издание, посвященное истории военного ведомства. В нем прослеживается эволюция военного управления, дается описание истории казачества, в том числе и его действий по охране границ государства. К этой же группе можно отнести работу М. Газен-кампфа "Устройство и служба русского Генерального штаба" (СПб., 1888.), которая является сводом выдержек из законов, приказов и инструкций о функционировании Генерального штаба русской армии. В первом разделе автор, наряду с раскрытием назначения Генерального штаба, его штатной численности, выделяет органы управления, непосредственно занимавшиеся вопросами защиты государственной границы, дает краткую характеристику каждого из них, раскрывает функциональные обязанности должностных лиц отделов и служб.
К столетнему юбилею министерств вышли работы Н.А.Данилова «Столетие военного министерства.» (СПб., 1902.) и «Исторический очерк Министерства внутренних дел. 1802 - 1902.» (Юбилейное изд., СПБ.Д904.). В них отраже
61-70006 (2334x3466x2 tiff) 6 ны этапы становления и развития военного ведомства и Министерства внутренних дел, основные задачи, которые решались ими на протяжении рассматриваемого периода, а также некоторые вопросы защиты государственной границы с привлечением этих министерств. Отмеченная тематика нашла отражение и в работе «Министерство финансов 1802 - 1902.» (СПб.,1903.).
В начале XX столетия появляются исследования, заложившие основу пограничной истории. Особое место занимает работа старшего адъютанта штаба Отдельного корпуса пограничной стражи полковника М.П. Чернушевича "Материалы к истории пограничной стражи." (СПб., 1900-1910.). Вышедшая в двух частях (пяти книгах), она охватывает большой временной отрезок истории становления пограничной стражи. Отдельная глава посвящена вопросам взаимодействия пограничной стражи и военного ведомства в охране границ государства. Это, по существу, первая работа, обратившая внимание на охрану границы как на задачу государственного уровня и показавшая, что качественное выполнение этой задачи возможно лишь при участии различных ведомств.
Рассматривая историографию темы, следует отметить, что в 1907 - 1908 годах на страницах журнала «Пограничник» публикуется ряд статей Георгиева «Краткий исторический очерк постепенного военного устройства пограничной стражи и выделения ее из таможенного ведомства в Отдельный корпус». В них, как и в труде М.Чернушевича, раскрываются этапы становления пограничной стражи, участие ведомств, в первую очередь военного и таможенного, в защите государственной границы.
После 1917 года практически до 50-х годов историография темы представлена лишь отдельными публикациями. Так, в номерах 7,8,9 за 1944 год в журнале «Пограничник» публикуются статьи С.Дмитриева «Пограничная служба в России в первой половине XIX века».
В 50-е годы появляется ряд работ советских военных историков, посвященных отдельным вопросам отечественной военной истории дореволюционного периода, в том числе защиты границы. Это такие работы, как "Суворов
61-70007 (2306x3448x2 tiff) 7
A.B. Документы. Т. 1-4." (M., 1949-1953.), в третьем томе которой раскрывается деятельность Суворова по укреплению русско-финляндской границы в 17911792 году, "Румянцев П.А. Документы. Т. 1-3." (М., 1953-1959.).Отдельные аспекты проблемы защиты государственной границы нашли свое отражение в работах Л.Г. Бескровного "Русская армия в XVIII веке." (М., 1958.) и "Русская армия и флот в XIX веке. Военно-экономический потенциал России." (М.,1973.). В них на основе большого фактического материала, в том числе архивныхдокументов, раскрыты вопросы управления, комплектования, организации армии и флота, материального обеспечения, боевой подготовки войск, в том числе и тех, что стояли на границах российского государства.
Наиболее полно отражена историография темы в последнее десятилетие XX века. Кандидатская диссертация ЕЛ. Ежукова1, докторская диссертация B.И. Харламова2 положили начало более детальному исследованию вопросов охраны и защиты государственной границы Российской империи. В это же время выходит ряд работ, в которых отражены вопросы участия ведомств в защите государственной границы. Это монографии В.И. Боярского "На стороже Руси стояти. Страницы истории пограничной стражи Российского государства" (М., 1992.), A.M. Плеханова"Отдельный корпус пограничной стражи" (М., 1993.), Ю.Г. Кисловского "История таможни государства Российского." (М., 1995.), В.Ф.Некрасова "Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк." (М.,1996.), О.В. Агафонова "Казачьи войска Российской империи" (М., 1995.), Е.Л.Ежукова "Зарождение, становление и развитие пограничной охраны России." (М., 1997.), М. Алексеева "Военная разведка России отРюрика до Николая П" (М., 1998.), "Полиция и милиция России: страницы истории." (М.,1996.) и ряд других.
Ежуков Е.Л. Становление и развитие пограничной охраны России (XV - начало XX вв.). Дис . .кавд. исгор. наук. - М.: АПВ РФ, 1990. - 246 с.
Харламов В.И. Развитие военного образования офицеров регулярной армии и пограничной охраны России (1700-1917). Дис .доктор, истор. наук. -М.: АПВ РФ, 1994.-713 с.
61-70008 (2327x3461x2 tiff) 8
Большой вклад в изучение вопроса участия ведомств в защите государственной границы внес труд, подготовленным авторским коллективом Научно-исследовательского исторического центра ФПС России "На страже границ Отечества. История пограничной службы. Краткий очерк." (М., 1998.). Оперируя богатым фактическим материалом, это издание определяет основные исторические вехи развития пограничной стражи. В рамках этого развития описывается деятельность военного и других ведомств по охране границ государства. Правда, вопросы их взаимодействия в защите государственной границы нашли лишь поверхностное отражение в труде.
Последние годы отдельные сведения по исследуемой теме появляются на страницах журналов "Вестник границы России", "Ветеран границы" и других, в статьях И.А. Карачарова "Ландмилиция в охране границ Российской империи в XVIII в." ("Вестник границы России". 1995. №3.), Плеханова A.A. "Существенные преимущества строгой военной организации." ("Вестник границы". 1994.№ 9.), Плеханова A.M. "Ничто так надлежит хранить, яко границы ." ("Ветеран границы". 1996.№ 2.). Достаточно полно исследованы роль и место военного ведомства в защите границ Российской империи в диссертации В.В. Клементьева.1
Таким образом, анализ историографии темы исследования свидетельствует о наличии работ, в которых затрагиваются отдельные вопросы темы. Правомерен, однако, вывод о недостаточной изученности деятельности различных ведомств по защите границы Российской империи с точки зрения организации согласования действий между ними. Еще в меньшей степени исследованы вопросы согласования усилий местных органов управления в защите границ Российской империи. Почти не затронуты вопросы организации взаимодействия в угрожаемый период и при объявлении мобилизации, а также с началом военных действий.Клементьев В.В. Военное ведомство в охране границ Российской империи. Дис . .канд. истор. наук. - М.: АФПС РФ, 2000. - 230 с.
61-70009 (2320x3457x2 tiff) 9
В диссертации поставлена цель - выявить важнейшие функции, а также формы деятельности различных ведомств и органов местной власти в интересах координации и согласования усилий в защите государственной границы Российской империи, определить проявившиеся исторические тенденции и взаимосвязи, на основе чего сформулировать рекомендации для современности. Исходя из поставленной цели, в ней решается научная задача, сущность которой выражается в выявлении задач, решаемых различными ведомствами, а также органами местного управления в целях охраны и защиты государственной границы Российской империи, форм согласования их усилий в различных условиях обстановки, определении проявившихся исторических взаимосвязей и тенденций, значимости опыта для решения задач, стоящих сегодня перед Пограничной службой России.
Основной категорией диссертационного исследования является "ведомство". В словаре русского языка под "ведомством" понимается отрасль государственного управления, и система обслуживающих ее учреждений1. Следовательно, это приказ и коллегия времен Петра I, министерство, служба. Оно может рассматриваться и как составная часть центрального органа государственного управления, ведающего отраслью хозяйства или управления.
Исходя из темы, объектом исследования являются деятельность ведомств, имевших прямое или косвенное отношение к защите границ Российской империи: Военная коллегия (Военное министерство), Адмиралтейств -коллегия (Военно - Морское министерство), Коллегия (Министерство) иностранных дел, Министерство внутренних дел (Министерство полиции в 1811 -1819 годах, 3-й отдел Канцелярии Собственного Его Императорского Величества в 1826 - 1880 годах), Министерство Императорского Двора (представители Императора при главах государств), Министерство финансов (через Департамент внешней торговли, с 1865 года - таможенных сборов), Министерство тор
61-70010 (2334x3466x2 tiff)
10 говли и промышленности, Отдельный корпус пограничной стражи , а также органы местного военного и гражданского управления.
Предметом же исследования являются содержание, формы (способы, приемы) организации и осуществления взаимодействия ведомств и местных органов, а также подразделений (частей), несущих службу по охране границы, в различной обстановке: в повседневных условиях защиты государственной границы, при решенииразведывательных задач, разработке мобилизационных планов и с началом военных действий.
Гипотеза исследования. Роль и место различных ведомств, а также органов местного управления, принимавших участие в защите государственной границы Российской империи, в различные периоды истории менялась в зависимости от ряда объективных и субъективных условий. Необходимость же их взаимодействия прослеживается на всем протяжении истории. Взаимодействие ведомств, а также органов местного управления проявлялось в согласовании усилий по месту и времени в решении различного рода задач по защите государственной границы Российской империи. Оно осуществлялось в различных формах и на разных уровнях власти.
Хронологические рамки исследования охватывают период существования Российской Империи (с 1721 года по 1917 год). В диссертации рассматривается деятельность высших органов государственной власти Российской империи, принимавших участие в защите государственной границы, а также местных органов управления.
В основу исследования положены принципы историцизма, научности и объективности; использовались такие общенаучные методы познания, как исторический, логический, статистический, классификации и другие; а также специально-научные методы исторического исследования: хронологический, периодизации, актуализации, системно-структурный и некоторые другие.
Основа источниковой базы исследования - архивные материалы, документы Российского государственного военно-исторического архива, Государ- 61-70011 (2308x3449x2 Ш) И -ственного архива Российской Федерации, Архива внешней политики Российской империи, Центрального Музея Федеральной пограничной службы России. Вторая группа источников представляет собой монографии и диссертации по исследуемой теме. К третьей следует отнести сборники документов, опубликованные статьи. Фактологической и статистической базой исследования стали справочные издания, военные энциклопедии, энциклопедические словари.
Научная новизна результатов проведенного исследования заключается в том, что в нем впервые выявлены в относительно полном объеме и со значительной глубиной функции ведомств, привлекаемых к защите государственной границы, задачи, решаемые различными органами государственного и местного управления в этих же интересах, определены важнейшие формы организации и поддержания взаимодействия привлекаемых к защите государственной границы структур в различных условиях обстановки. Расширена также источниковедческая база исследования темы введением в научный оборот новых архивных источников. С учетом выявленных взаимосвязей и исторически проявившихся тенденций определены некоторые рекомендации, приемлемые в современных условиях.
Научная и практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что оно может быть использовано при дальнейшей разработке трудов по пограничной истории, истории искусства охраны государственной границы. Творческий подход к выявленным в ходе исследования формам согласования усилий различных ведомств, а также органов местной власти в защите государственной границы Российской империи позволит более качественно разрабатывать руководящие документы по охране границы, а также практически решать задачи по защите и охране границы в современных условиях.
Структура диссертации определяется содержанием избранной темы, целью и научной задачей исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

Заключение диссертации кандидат исторических наук Юхов, Сергей Александрович

Выводы по главе
Исследование опыта организации и поддержания взаимодействия привлекаемых к защите государственной границы Российской империи ведомств и органов местной власти в различных условиях обстановки позволяет прийти к определенным обобщениям и выводам.
1. Достижение согласованности в повседневных условиях защиты государственной границы обеспечивалось комплексом мероприятий. Одно из них -создание пограничных комиссий из представителей центральных ведомств, губернской (уездной) власти и пограничной стражи (ОКПС). Решения комиссий оформлялись чаще всего постановлением, которое служило документом для исполнения всех заинтересованных сторон. Вопросы территориальных изменений (линии границы) выносились на совещания (особые совещания), решение которых утверждалось правительством или императором. Решение на инженерные работы на границе, замена пограничных знаков обычно принималось на уровне генерал-губернатора (губернатора) или командующего войсками военного округа по согласованию с Министерством иностранных дел. Важная роль на отдельных исторических этапах отводилась пограничному комиссару и его аппарату. Весьма действенной формой согласования усилий с конца XIX века становится инструкции, разрабатываемые командованием военных округов, ОКПС и согласовываемые с другими ведомствами.
2. Согласование усилий различных ведомств в решении разведывательных задач, как свидетельствует опыт, являлось наиболее сложной проблемой, одной из причин чего были межведомственные трения, а так же опасение того, что при передаче разведывательных данных в другое ведомство может произойти "утечка" ценной информации. К концу XIX - началу XX столетий сложилась такая структура добывания и изучения разведывательных сведений, при которой центральное место занимали Военное и Военно-морское министерства
61-70147 (2286x3434x2 Ш)
147 через свои Главные (генеральные) штабы, обладавшие сравнительно развитой системой разведывательных органов военно-политической, военно-экономической и войсковой разведки. Все в большей степени к решению этих задач стали привлекаться министерства внутренних и иностранных дел, ОКПС. Основными документами, определявшими основы (в ряде случаев порядок и формы) взаимодействия, становятся межведомственные и внутриведомственные инструкции, приказы, наставления. Делается попытка объединить усилия различных силовых и гражданских ведомств созданием "Особого совещания" при Генеральном штабеВоенного министерства с введением в его состав должностных лиц всех заинтересованных ведомств и местных органов управления.
Проведенное исследование свидетельствует, что на протяжении всей истории Российской империи решить задачу эффективного согласования действий по добыванию, сбору, изучению и анализу разведывательнойинформации в интересах защиты государственной границы не удалось. Объяснялось это не только слабой разработанностью законодательной базы, но и несогласованностью действий на организационном уровне, межведомственным противоборством силовых министров, смещением акцентов при оценке приоритетов в защите государственной границы.
3. Организация взаимодействия в мобилизационный период и с началом военных действий с конца XIX века стала осуществляться на основе разрабатываемых военным министерством с привлечением других ведомств (в части их касающейся) двух документов: мобилизационного плана и плана ведения войны. С начала XX векапограничники получили богатый опыт участия в военных действиях (в Китае в 1900-1901 гг., в русско-японской и первой мировой войнах). Наиболее частыми были две формы решения ими боевых задач: самостоятельными формированиями (отрядами, группами) и в составе армейских соединений и объединений. В обоих случаях сущность взаимодействия выражалась в согласовании по задачам (объектам), рубежам (районам) и времени действий 61-70148 (2303x3445x2 Ш) 148 пограничных и войсковых структур в интересах достижения общей цели боя (операции). Важнейшими формами согласования усилий были те, которые широко применялись в то время в войсках: определение основ взаимодействия в диспозиции (боевом приказе), отдача дополнительных указаний накануне и в ходе ведения боевых действий. Взаимодействие организовывалось чаще всего по карте, в ряде случаев - на местности. Среди задач, выполняемых пограничными подразделениями (частями, соединениями) наряду с ведением боя, важное место занимает разведывательные, а также охрана тыла Действующей армии (впервые в русско-японской войне).
4. Наметился ряд тенденций в решении задач согласования усилий различных ведомств, местных органов власти в интересах защиты государственной границы, учет которых возможен и в современных условиях. Первая из них - расширение круга взаимного информационного обмена заинтересованных ведомств и органов управления. Вторая тенденция выражалась в стремлении иметь три уровня руководства разведывательной деятельностью в мирное время: центрального, окружного (губернского) и непосредственно на границе (в приграничной полосе), попытка координации их усилий временным органом управления в виде "Особого совещания" при Генеральном штабе Военного министерства. Суть следующей тенденции заключалась в разработке, начиная со второй половины XIX века, единого мобилизационного плана и плана войны, что позволяло определять место, роль и задачи каждого из ведомств, а также местных органов управления, в том числе и в интересах охраны государственной границы в угрожаемый период и с началом военных действий. Задачи пограничников стали выражаться главным образом в проведении на территории противника широкомасштабной разведывательно-диверсионной деятельности, направленной на срыв его планов мобилизации и обеспечение своих. Одновременно эти задачи включали усиленную охрану железнодорожных сооружений и собственно железных дорог с последующим их разрушением в случае отступления.
61-70149 (2308x3449x2 Ш)
149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование взаимодействия различных ведомств и органов местного управления в защите государственной границы Российской империи почти за двухсотлетний исторический промежуток времени позволяет, исходя из поставленной цели и решаемой научной задачи, выявить важнейшие функции, а также формы деятельности различных ведомств и органов местной власти в интересах согласования усилий в защите государственной границы Российской империи, определить проявившиеся исторические взаимосвязи и тенденции, на основе чего сформулировать рекомендации для современности.
Исторический опыт свидетельствует, что проблема согласования усилий ведомств, органов местной власти и пограничных формирований (пограничной стражи, Отдельного корпуса пограничной стражи) существовала на протяжении всех лет функционирования Российской империи. Она выражалась в координации действий различных ведомств, в отработке вопросов взаимодействия на различных уровнях по задачам и времени в интересах достижения общей цели -эффективной защиты государственной границы. Необходимость и сложность ее разрешения объяснялись рядом причин. Наиболее важными были две.
Первая - многообразие задач по защите государственной границы и в приграничной полосе: борьба с контрабандой и корчемниками, задержание нарушителей границы, ведение разведки как в интересах организации сторожевой службы, так и исключения внезапности вторжения с сопредельной территории, погранпредставительство, поддержание порядка в приграничной полосе, осуществление противоэпидемических мероприятий, отражение нападения небольших групп вооруженных формирований, участие в первых оборонительных (наступательных) операциях в случае развязывания военных действий, а также ряд других.
61-70150 (2274x3426x2 НА) 1
1 - ■ \<
Вторая причина - невозможность одного ведомства решать отмеченный комплекс задач, в результате чего к защите государственной границы вынуждены были привлекать как силовые, так и гражданские ведомства. Задача решалась на трех уровнях: межведомственном (центральные органы власти и ведомства), внутриведомственном (между департаментами ведомств и министерств) и местном (органы местного управления, управления военных округов, губерний и уездов).
Из проведенного исследования следует, что прямое отношение к защите государственной границы на различных исторических этапах имели ряд Приказов, затем Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия и Коммерц-коллегия, с начала XIX века - Военное и Военно-морское министерство, Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Министерство финансов (через департамент таможенных сборов, а также Отдельный корпус пограничной стражи), Министерство торговли (через департамент внешней торговли), косвенное же (в решении частных задач) - министерства путей сообщения, речного сообщения, образования, а также ряд других.
Участие различных ведомств в защите границ империи носило, следовательно, объективный характер. Оно было обусловлено рядом факторов, среди которых наибольшую значимость имели наличие военных, экономических и политических угроз безопасности государства на его границах; развитие, состояние и возможности экономики государства; внешнеполитическая деятельность государства, направленная на расширение территории и выхода на естественные рубежи для обеспечения обороноспособности страны; экономическое и политическое положение внутри государства.
В различные годы существования Российской империи роль и место ведомств в защите границы менялись в зависимости от условий обстановки. Так, преобладание в начале - середине XVIII века военных угроз безопасности государства, ее активная внешняя политика по завоеванию и освоению новых территорий, отсутствие какой-либо другой организованной вооруженной силы,
61-70151 (2298x3442x2 Ш)
151 способной выполнять задачи по охране границ государства предопределило то, что ведущая роль в этот период отводилась Военному и Военно-Морскому министерствам.
Активизация в конце XVIII века внешней торговли, становление внутреннего рынка России, в условиях экономического отставания от более развитых европейских государств, вывело на первый план заботу государства по обеспечению своей безопасности от экономических угроз, в особенности на западной границе. Большинство задач по защите государственной границы в этот период стало решаться Военным и Военно-Морским министерствами во взаимодействии с пограничной стражей. Совместная их деятельность в дальнейшем оказала существенное влияние на становление и развитие пограничной стражи как военной организации.
В последующие годы усиление экономических угроз безопасности государства на южных и дальневосточных границах дало толчок процессу передачи этих участков границ в ведение казачества и пограничной стражи. С утверждением в 1882 году положения об организации и применении пограничной стражи на случай войны и образованием пограничных округов завершается процесс формирования пограничной стражи как военной организации. Она в значительной степени становится составной частью вооруженных сил страны. В этих условиях военное ведомство, наряду с оказанием всемерной помощи пограничной страже по несению пограничного надзора в случаях резкого обострения обстановки на границе, предпринимает усилия по повышению мобилизационной и боевой готовности пограничных формирований.
Важнейшими вопросами, требующими участия различных ведомств и органов местной власти в защите государственной границы, к началу XX века стали: организация охраны границы, взаимный обмен информацией, прежде всего, разведывательной, осуществление финансирования, материально-технического обеспечения подразделений, частей и соединений, несущих службу на границе, усиление пограничной стражи (по мере необходимости) ар
61-70152 (2310x3450x2 Щ)
152 мейскими формированиями и формированиями МВД, определение места и роли таможенных структур, разработка единого для всех силовых структур плана мобилизационного развертывания, а также их действий с началом войны. Постоянного внимания требовали также вопросы подготовки командных кадров, организации призыва и подготовки новобранцев.
Исходя из выполняемых задач, с учетом организационной структуры и возможностей тех или иных ведомств, определялись их функции в защите государственной границы.
Военное и Военно-морское министерства принимали непосредственное участие в организации службы на границе на тех исторических этапах, когда к ее защите привлекались воинские части, корабли флота и казачьи формирования. Эти министерства в ряде случаев направляли на границу подразделения (части) для усиления пограничной стражи. Они отвечали за состояние пограничных инженерных сооружений (крепостей, пограничных укрепленных линий), обеспечивали пограничные формирования командными кадрами, призывным составом, вооружением, средствами связи и другим имуществом. В конце XIX века важной функцией военных ведомств стало определение места, роли и конкретных задач пограничникам в мобилизационный период и с началом военных действий.
Функциями Министерства внутренних дел на границе и в приграничной полосе были: политический розыск, поддержание общественного порядка, политический надзор, выдача паспортов и виз, сбор и обобщение информации о состоянии дел в приграничной полосе, борьба с привозом политической литературы, осуществление конвойно-охранной службы, погранпредставительская деятельность. Важнейшими органами, которые решали отмеченные и другие задачи были Департамент полиции и Отдельный корпус жандармов.
Пограничные структуры (пограничная стража, пограничная таможенная стража, ОКПС) в интересах защиты государственной границы в качестве главных решали две задачи: разведывательную и сторожевую. Их конкретное вы
61-70153 (2306x3448x2 Ш)
153 ражение находило в борьбе с нарушителями границы и контрабандой. Много общего с ними по функциональному предназначению имели таможенные органы, занимавшиеся в основном контролем провоза товаров через границу.
Ряд функций по защите государственной границы выполняли гражданские ведомства (Коммерц-коллегия, Министерство финансов, Министерство иностранных дел). Среди важнейших из них следует отметить руководство таможенной службой, на отдельных этапах - пограничной стражей и Балтийской крейсерскойфлотилией, борьба с корчемничеством, дипломатическое представительство при решении спорных вопросов на границе, улаживание конфликтов на приграничной территории, установление сухопутных и водных путей сообщений на границе, финансирование ведомств (через соответствующие разделы бюджета), принимавших участие в защите границы.
Функции местных органов военного и гражданского управления (военных округов, наместничества, губернских и уездных управлений) определялись их принадлежностью к тому или иному ведомству с учетом местных особенностей и возникавших задач по защите государственной границы.
Необходимость согласования усилий центральных и местных органов управления в организации и осуществлении защиты государственной границы обусловливалось прежде всего тем, что каждый из регионов имел особенности в охране границы. Они выражались, в частности, в количестве дислоцируемых войсквоенного ведомства, наличии в том или ином районе казачества, характере действий сопредельной стороны. Проблем согласования жизнедеятельности пограничной стражи с различными военными и гражданскими органами власти, в том числе местными, было достаточно много. Главными из них правомерно рассматривать: определение (уточнение) мест дислокации подразделений и частей, принимавших участие в защите государственной границы; установку пограничных знаков; вопросы информационного обмена в интересах защиты государственной границы; продовольственного и фуражного обеспечения всех сил и средств, принимавших участие в защите государственной границы; уси
61-70154 (2296x3441x2 Щ)
154 ление и привлечение пограничной стражи для решения необычных ситуаций на приграничной территории (подавление революционных выступлений, массовый переход границы с сопредельного государства, поимка дезертиров); обеспечение призыва на службу в различные ведомства; обеспечениеобмундированием, вооружением; профессиональная подготовка личного состава; определение порядка несения службы различными силами и средствами; освоение новых земель проведением экспедиций, с последующим закреплением этих территорий в составе империи.
На различных исторических этапах в защите государственной границы выявились наиболее типичные формы координации действий различных ведомств и согласования усилий привлекаемых к охране границы сил и средств. В интересах защиты государственной границы в XVII - XVIII веках такой формой была перепискамежду различными субъектами, принимавшими участие в защите государственной границы. В XIX - начале XX века наряду с перепиской стали образовываться различные комиссии (комитеты) для решения вопросов защиты государственной границы, выработки ведомственных инструкций, согласованных с другими ведомствами, и различного рода указаний, разработки документов межведомственных совещаний.
На мобилизационный период формой согласования усилий было определение в мобилизационном плане места, роли и задач, а также порядок их выполнения каждому из ведомств. Взаимодействие пограничной стражи с частями (подразделениями) Военного и Военно-Морского министерств, органами жандармерии и полиции, несущими службу вблизи границы, организовывалось по-разному. В ряде случаев эта задача решалась отработкой планов совместных действий в тех или иных ситуациях, возникающих в приграничной полосе с началом военных действий.
В современных условиях наибольшего внимания заслуживают исторически проявившиеся тенденции в решении задач защиты государственной границы Российской империи.
61-70155 (2319x3456x2 ИЯ)
155
Первая из них выражалась в том, что пограничная стража (сухопутная и морская) все в большей степени приобретала военное устройство. Это предопределяло применение форм согласования усилий, присущихкомандирам (командующим) и штабам армейских частей, соединений и объединений. Особенно четко это проявилось с началом военных действий в Китае в 1900-1901 гг, в русско-японской и первой мировой войнах.
Суть второй тенденции - возрастание роли в решении задач защиты границы таких специальных структур (на государственном и местном уровнях) как жандармерия и полиция, что объяснялось в первую очередь необходимостью политической защиты государственных интересов в приграничной полосе.
Третья тенденция - постепенная централизация местной военной и гражданской власти в лицекомандующего войсками военного округа (царского наместника, генерал-губернатора, губернатора), аппарат которых становился основным организатором согласования усилий сил и средств, привлекаемых к защите государственной границы.
Проявилась также тенденция применения разнообразных форм согласования усилий различных ведомств с отдачей предпочтения разработке межведомственных документов, определявших задачи каждого ведомства и порядок их решения.
В защите границ Российской империи правомерно выделить две основные взаимосвязи. Первая из них - зависимость привлекаемых сил и средств (ведомств, органов местного управления) от задач, выступавших в качестве первоочередных (отражение вторжения, защита экономических, политических интересов государства). Вторая взаимосвязь выразилась в том, что выбор способов решения задач, форм согласования усилий в значительной степени определялся особенностями региона (западный участок границы, граница наКавказе и в Закавказье, в Средней и Центральной Азии, в Финляндии, на Дальнем Востоке).
61-70156 (2287x3435x2 tiff)
156
Исторический опыт участия министерств и ведомств в защите государственной границы позволил выявить ряд весьма существенных проблемных вопросов, требовавших своего разрешения, так как они нередко приводили к негативным результатам. К их числу можно отнести следующие: отсутствие в организационно-штатной структуре ряда ведомств органов и средств, способных вести разведывательную деятельность в интересах охраны границы; неподготовленность личного состава к самостоятельному выполнению специфических задач по пограничному надзору; ненадежность казачества в борьбе с контрабандной деятельностью на границе; отсутствие единого координационного центра, обеспечивавшего взаимодействие на разных уровнях; слабая разработанность нормативно-правовых документов по осуществлению взаимодействия; господство "местнических" интересов различных субъектов защиты государственной границы.
Результаты проведенного исследования послужили основой для выработки рекомендаций, направленных на повышение эффективности взаимодействия субъектов, принимающих участие в защите Государственной границы Российской Федерации. Выявленные тенденции и взаимосвязи могут быть положены в основу разработки научной концепции и нормативно-правовых документов по организации взаимодействия органов и войск ФПС РФ с другими министерствами. Они могут быть использованы в практической деятельности ФПС РФ, например, в ходе боевой подготовки органов и войск ФПС РФ, при отработке вопросов совершенствования методов работы командиров и штабов по организации взаимодействия с общевойсковыми подразделениями и другими разнородными силами, а также в обеспечении боевой и мобилизационной готовности органов и войск ФПС РФ. Целесообразно изучать опыт взаимодействия ведомств в защите государственной границы в учебных заведениях ФПС России, а также в системе командирской подготовки, разработав для этого специальные учебные материалы, отражающих исторический опыт.
61-70157 (2293x3439x2 tiff) 157
Учитывая важность исследуемой проблемы для дальнейшей научной разработки истории пограничных войск России и для развития практики служеб-но-боевой деятельности в современных условиях, более полного обобщения опыта взаимодействия ФПС РФ с другими министерствами, автор считает целесообразным продолжить исследование проблемы взаимодействия министерств и ведомств в защите государственной границы.
Апробация результатов исследования осуществлена на базе Академии ФПС России, реализована в ходе выступлений автора на военно-научных конференциях, по вопросам истории охраны государственной границы. Основные положения диссертации опубликованы, либо приняты к публикации. Так, в "Сборнике военно-научных размышлений" ЦОПИ ФПС России опубликованы статьи "Участие структур Министерства внутренних дел в охране государственной границы Российской Империи" и "Функции органов гражданского управления в защите государственной границы". В учебном пособии "История охраны государственной границы" материалы диссертации использованы при написании двух глав (глава IV. Развитие и реорганизация пограничной стражи в XVIII - XIX веках, глава V. Служебно-боевая деятельность ОКПС, объем этих глав - 2,2 п.л.). Общий объем публикаций автора диссертации - 3,2 п.л.
61-70158 (2274x3426x2 tiff)
158

Список литературы диссертации кандидат исторических наук Юхов, Сергей Александрович, 2001 год

1. Агафонов О. Казачьи войска Российской Империи. М.: 1995. - 560 с.
2. Алексеев М. Военная разведка России от Рюрика до Николая II. Книга II М., Издательский дом "Русская разведка", 1998. 560 с.
3. Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ) Ф. 155. Оп 406. Д. 1, 2,21,28,51, 57, 101, 106, 112, 116,124, 155, 197, 278, 1118,1126.4. АВПРИ Ф. 21. Оп 1. Д. 1
4. АВПРИ Ф. 22. On 1. Д. 23, 48
5. АВПРИ Ф. 154. Оп 710/1. Д. 958.
6. Баиов А.К. Русская армия в царствование императрицы Анны Иоанновны. Война России с Турцией в 1736-1739 гг. Кампания 1739 г. -СПб.: 1906. -304 с.
7. Бантыш-Каменский Д. Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. В 4-х частях. -М.: 1990.
8. Бескровный Л.Г. Русская армия в XVIII веке. -М.: 1958. -646 с.
9. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XIX веке. Военно-экономический потенциал России. -М.: 1973. -615 с.
10. П.Бобринский А.А. О применении системы охранительной и свободной торговли к России и о значительном понижении таможенного дохода по внедрении тарифа 1857 года. М.: 1862. -115 с.
11. Большая советская энциклопедия. Т. 1-51. -М.: 1949-1958.
12. Боярский В.И. На стороже Руси стояти. -М.:1995. -166 с.
13. Верховский А. Очерк по истории военного искусства в России XVIII и XIX вв.-М.: 1921.-254 с.
14. Военная история Отечества с древнейших времен до наших дней. В трех томах. -М.: 1995.
15. Военная энциклопедия. Т. 13,. -СПб.: 1915.
16. Военный энциклопедический словарь. -М.: 1983. -863 с.61.70159 (2298x3442x2 Ш)159
17. Газенкампф М. Устройство и служба русского Генерального штаба. -СПб.: 1888. -44. с.
18. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ) Ф. 102. Оп. 39. Д. 181, 386.
19. ГА РФ Ф.102. Оп. 43. Д. 11.
20. ГА РФ Ф.102. Оп. 44. Д. 256.
21. Г А РФ Ф.102. Оп. 46. Д. 82.
22. ГАРФ Ф.102. Оп. 47. Д. 154,195, 305.
23. ГА РФ Ф.102. Оп. 48. Д. 10, 11, 199.
24. ГА РФ Ф.102. Оп. 57. Д. 32 Ч.З, ч. 4, 70.
25. ГАРФ Ф.110. Оп. 2 Ч. 1. Д. 1.
26. ГА РФ Ф.494. Оп. 1. Д. 21.28.ГА РФ Ф.494. Оп. 3. Д. 1.29.ГА РФ Ф.494. Оп. 5. Д. 2.30.ГА РФ Ф.495. Оп. 1. Д.9.
27. ГА РФ Ф.496. Оп. 1. Д. 12,43.
28. ГАРФ Ф.916. Оп. 1. Д. 3, 13, 22, 23.
29. ГА РФ Ф.1215. Оп. 1. Д. 277.
30. ГА РФ Ф.1662. Оп. 1. Д. 1.
31. ГА РФ Ф.1667. Оп. 1. Д. 17,28, 29, 64.
32. ГА РФ Ф.1743. Оп. 1. Д. 10,17.
33. Георгиев Краткий исторический очерк постепенного военного устройства пограничной стражи и выделения ее из таможенного ведомства в Отдельный корпус // Пограничник. 1907 1908, № 20-26.
34. Глиноецкий Н. Военное обозрение границ России//Военный сборник. -1861. №4. -С.269-296.
35. Голицын В.В. Очерки участия охранной стражи Китайской Восточной железной дороги в событиях 1900 г. вМаньчжурии. Харбин.: 1910.
36. Головин Е.А. Очерки положения военных дел на Кавказе с начала 1838 по конец 1842 года. -Рига: 1847. -С.93.61.70160 (2305x3447x2 tiff)160
37. Горн H. Краткая история-хроника возникновения и существования пограничного надзора в Средней Азии//Пограничник. -1912. №80. -С.2730-2733.
38. Дмитриев С. Пограничная служба в России в первой половине XIX векаУ/Пограничник. 1944, №7,8,9.
39. Ежуков Е.Л. Становление и развитие пограничной охраны России (XV -начале XX вв.).- М.: 1991. 284 с.44.3атворницкий Н.М. Военные министры и главнокомандующие военной частью России с 1701-1910 год. -СПб.: 1911. -216 с.
40. Иванин М. О пограничных линиях России/ТИнженерный журнал. -1863. №1. -С.80-115.
41. Инструкция службы чинов Отдельного корпуса пограничной стражи. 4.1. -СПб.: 1912.-356 с.
42. Исторический очерк Министерства внутренних дел. 1802 1902. Юбилейное изд., 1904.
43. История отечественной военно-энциклопедической литературы. -М.: 1980. -174 с.
44. Казачьи войска России. Хроника. -М.: 1992. -480 с.
45. Карачаров И.А. Ландмилиция в охране границ Российской империи в XVIII в.//Вестник границы России. -1995. №3. -С. 121-123.51 .Керсновский A.A. История русской армии. Т.1-4. -М.: 1992-1994.
46. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. -М.: 1995.310 с.
47. Клементьев В.В. Военное ведомство в охране границ Российской империи. Дис .канд. истор. наук. М.: АФПС РФ, 2000. - 230 с.
48. Кравцев И.Н. Тайные службы империи. Из-во РАГС, -М.: 1999. 193 с.
49. Лукашов Е.К. Основные направления совершенствования разведки в годы Великой Отечественной войны. Дис .докт. истор. наук. М.: ИВИ МО РФ, 1999. -618 с.61.70161 (2312x3451x2 tiff)161
50. Масловский Д.Ф. Сборник военно-исторических материалов. Вып. 1-16. -СПб.: 1892-1904.
51. Министерство финансов 1802 1902. Часть 2-я. СПб., 1903.
52. На страже границ Отечества. История охраны государственной границы. IX -начало XX вв. (Рукопись). -М.: 1997. -602. с.
53. На страже границ Отечества. Пограничные войска России в войнах и вооруженных конфликтах XX в. Т. 3. -М.: 2000. -504 с.
54. Некрасов В.Ф. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. -М.: 1996.-463 с.
55. Основы взаимодействия Федеральной пограничной службы Российской Федерации с органами государственной исполнительной власти в сфере защиты и охраны государственной границы. Научно-практическое пособие. -М.: АФЛС. 1999. -82 с.
56. Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия. Т. 1-3. -М.: 1994.
57. Плеханов A.M. Ничто так надлежит хранить, яко границы .//Ветеран границы. -1996. -№ 2. -С.54-58.
58. Плеханов A.M. Отдельный корпус пограничной стражи России. -М.: 1993. -283 с.
59. Полиция и милиция России, страницы истории. -М.: 1996.
60. Полное собрание законов Российской империи. Т. 1-45. -СПб.: 1830.
61. Положение о военном поселении на Кавказе. -СПБ.: 1837. -81. с.
62. Положение о военном поселении регулярной кавалерии. -СПб.: 1827. -77 с.
63. Положение о Кавказском линейном казачьем войске. -СПб.: 1845. -90. с.
64. Положение о первом Кавказском пешем казачьем батальоне. -СПб. 1847. -25. с.
65. Положение о Сибирском линейном казачьем войске. -СПб.: 1847. -162. с.
66. Пособие командирам отрядов, вахмистрам и старшим постов ОКПС для ведения на кордонах занятий нижними чинами. -СПб.: 1906. -С.134.
67. Примечание к ст.209 приложения к ст.2 Устава Таможенного. Изд. 1904 г.61.70162 (2306x3448x2 tiff)162
68. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА) Ф. 1. Оп 7. Д. 21177.
69. РГВИА Ф. 2. Оп 14. Д. 143,144, 145, 146,147, 148.
70. РГВИА Ф. 2. Оп 15. Д. 4,12, 18, 21, 27, 32, 34, 68.
71. РГВИА Ф. 23. Оп 1/121. Д. 172.
72. РГВИА Ф. 26. Оп 1/152. Д. I, 2, 3, 5, 8, 9, 10, 12, 21, 22, 23, 24, 25, 31, 33, 36, 481, 483, 488, 490, 491, 492, 493, 502, 503, 508, 509, 510, 513, 519.
73. РГВИА Ф. 970. Оп 2. Д. 3, 90, 283, 778, 971.
74. РГВИА Ф. 1433. On 1. Д. 10.
75. РГВИА Ф. 1447. Оп 2. Д. 22.
76. РГВИА Ф. 1447. Оп 3. Д. 6.
77. РГВИА. Ф.1859. Оп.1. Д.347.
78. РГВИА Ф. 1859. Оп 15. Д. 34, 40, 74, 201, 208, 300, 374, 381, 384, 388, 406, 414,435, 535, 561, 599, 619, 632, 673, 900.
79. РГВИА. Ф.4888. Оп.1. Д.246.
80. РГВИА Ф. 13354. On 1. Д. 2,19.
81. Румянцев П.А. Документы. Т.1-3. -М.: 1953-1959.
82. Сборник циркуляров Отдельного корпуса пограничной стражи за 1899 год. СПб.: 1900. -С.48-51.
83. Сибирские казаки на китайской границе//Военный сборник. -1892. №8. -С.357-374.
84. Симонов В. Об участии в Отечественной войне Таможенной пограничной сгражи/УПограничник. -1912. №80. -С.2731-2732.
85. Систематический сборник распоряжений по ОКПС, относящиеся до пограничного надзора по 1-е марта 1906 г. -СПб.: 1906. -С.179-180.
86. Соболев JM.H. Перестройка принципов торговой политики России в связи с вопросом о протекционизме. -Харьков.: 1915. -С.37.
87. Советская военная энциклопедия. Т.1 -8. -М.: 1976 1979.
88. Соловьев Н.И. Исторический опыт устройства и довольствия русских войск в первой половине XVIII века. -СПб.: 1900. -200 с.61.70163 (2282x3432x2 tiff)163
89. Сорокин A.C. Русско-японская война 1904 1905 годов.- М.: 1956.
90. Столетие военного министерства. Т. 1-45. -СПБ.: 1902 1914.
91. Суворов A.B. Документы. Т. 1-4. -М.: 1949-1953.
92. Таможенная служба в Российской Федерации. -М.: 1993. -208 с.
93. Харламов В.И. Развитие военного образования офицеров регулярной армии и пограничной охраны России (1700-1917). Дис .доктор, истор. наук. М.: АПВ РФ, 1994.-713 с.
94. Хорошхин П.М., Евреинов А. Исторический очерк деятельности военного управления в России в первоедвадцатипятилетие благополучного царствования государя императора Алексея Николаевича (1855-1880 гг.). Т. 1-6. -СПб.: 1879-1881.
95. Центральный архив пограничных войск (ЦАГГО) Ф.14. Оп.5. Д. 19.
96. Центральный музей Федеральной пограничной службы (ЦМФПС), НФ, д. 586.103. ЦМФПС, НФ, д.588.104. ЦМФПС, НФ., д.421.105. ЦМФПС, НФ., д.582.
97. Чарльз Рассел. Разведка и контрразведка: Пер. с англ. -М.: 1938. -126 с.
98. Чернушевич М.П. Возникновение пограничной стражи//Пограничник. -1907. №16. -С.271-272.
99. Чернушевич М.П. Материалы к истории пограничной стражи. -СПб.: 1900-1910.
100. Шапошников H.H. Таможенная политика России. -М.: 1988 . -230 с.
101. Шаховский И.К. Очерки деятельности Заамурского округа пограничной стражи в период минувшей русско-японской войны (1904 1905). -СПб.: 1906.
102. Щевцов PI. Пограничная служба в России во второй половине XIX века//Пограничник, №18. -С.39-47.
103. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.Т.26, -СПб.: 1897. -850 с.61.70164 (2331x3464x2 tiff)164
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 102007

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)