К основному контенту

Путин поедет исправлять глупость

Обозреватель logoОбозреватель, Украина
Президент РФ Владимир Путин

Путин поедет исправлять глупость

3625114
Татьяна Гайжевская
В СМИ заговорили о поездке президента России в Париж. Не в романтическое путешествие, а по важному делу: открыть экспозицию в Версале, посвященную Петру I. Воспользуется ли Владимир Владимирович счастливой возможностью лично встретиться с новым президентом Франции Эммануэлем Макроном, которому еще совсем недавно кремлевская пропаганда вставляла палки в колеса во время предвыборной кампании?

Известная итальянка Федерика Могерини — верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности — позволила себе произнести поистине кощунственную вещь: что Россия — не супердержава. Дескать, ВВП на душу населения маловат…

А тем временем в Украине продолжаются баталии вокруг двух «церковных» законопроектов. Против документов, в которых ни разу не упоминается Украинская православная церковь Московского патриархата, выступил целый фронт — начиная от главы РПЦ патриарха Кирилла и заканчивая православными украинскими бабушками, уверенными в том, что украинская «хунта» намерена отобрать у них храмы.

Своим мнением по всем трем темам с «Обозревателем» поделился российский политик, президент Общероссийского общественного движения «Союз Правых Сил» Леонид Гозман.
— Зачем на самом деле Путин едет во Францию? Планирует ли встретиться с Макроном? Встретится ли? И если да, то сможет ли что-то выторговать для себя?


— Не знаю, планируется ли его встреча с президентом Франции, но понятно, что Путин хочет прорвать международную изоляцию, которая для России становится все более тяжелой и все более болезненной.

Кроме того, я думаю, есть специальная задача — дать позитивный сигнал президенту Макрону, потому что в ходе предвыборной кампании те, кто у нас отвечают за пропаганду, конечно, совершили очень большую ошибку и глупость, открыто став на сторону Марин Ле Пен и проводя очень жесткую кампанию против Макрона.

В любом случае это было глупостью — кем бы ни была Ле Пен и кем бы ни был Макрон. Просто так вмешиваться в чужие дела — это глупость. Но это было сделано.

А сейчас Макрон — президент, надо с ним как-то договариваться.

Поэтому даже если не планируется встреча, он все равно скажет какие-то слова в адрес Франции, французской культуры, традиционных связей — что-то такое. Это, безусловно, попадет во французскую прессу.

— Федерика Могерини заявила, что трудно назвать Россию сверхдержавой по той простой причине, что состояние российской экономики весьма печально. В частности, она напомнила о том, что ВВП на душу населения в России ниже, чем в большинстве стран ЕС. По вашему мнению, действительно ли экономический критерий здесь можно назвать главным?


— Я бы не стал придавать такое значение терминологии — кто сверхдержава, а кто не сверхдержава. Для соседей Российской Федерации, мне кажется, важны два критерия: первый — насколько вооруженные силы РФ и другие структуры могут быть опасны для них, второй — какую внешнюю политику проводит страна. А как живет наше население, я думаю, никого, кроме нашего населения, на самом деле больше не интересует.

По этим критериям, к сожалению, Украина лучше, чем кто-либо другой знает, что Россия — это серьезный фактор. К сожалению, не могу сказать, что на сегодняшний день позитивный.

— Вы знаете о конфликте на почве «церковных» законопроектов. Эти документы столкнулись с колоссальным сопротивлением со стороны РПЦ и ее украинской структуры — УПЦ МП, несмотря на то, что ни в одном из них не упоминается Московский патриархат. С чем, по вашему мнению, связано это сопротивление, и чем закончится история?

— Чем закончится эта история, я не знаю, но совершенно очевидно, что Русская православная церковь в том виде, в котором она существует, является не только и не столько религиозной организацией, сколько государственной — это государственная структура. И это государственная структура, разумеется, Российской Федерации.

В свое время ходили слухи, что все митрополиты были сотрудниками КГБ. Я не могу этого подтвердить. Но то, что митрополиты были номенклатурой политбюро ЦК КПСС — это было совершенно очевидно. В каком-то смысле такая связка осталась и сегодня.

Поэтому сопротивление Русской православной церкви — это сопротивление, прежде всего, российскому государству, которое, конечно, не хочет потерять такой канал влияния.

Причем, мне кажется, законопроект, в котором церковь обязывается не осуществлять антиукраинскую деятельность — мне кажется, это мало или плохопроверяемые слова. Допустим, будет принят такой закон. Дальше РПЦ что-то сделает. Вы скажете, что это антиукраинская деятельность. Они скажут, что это не антиукраинская деятельность. Но, может быть, такой закон тоже для чего-то нужен. Я не могу судить.

А вот смена юрисдикции прихода — эта вещь не против конкретно Русской православной церкви. Она за права верующих.

Если я — верующий человек, если я хожу в храм, и есть несколько деноминаций, близких мне по духу, то почему я и другие прихожане этого прихода не могут определиться: этот патриарх нам не нравится, мы ему не доверяем, а вот устами этих людей, как нам кажется, говорит Бог. Почему бы и нет? Это важно, это свобода.

Мне кажется, это должно быть правом каждого прихода — демократическим путем решать этот вопрос, но с понимаем того, что с принятием такого решения наступают некие последствия. Например, если та церковь, которой принадлежал приход, что-то финансировала, то теперь она не будет финансировать. Люди должны принимать осознанное решение.

Свобода должна распространяться и на верующих людей тоже, а то получается, что верующие люди — как крепостные. Веришь в Господа — вот тебе церковь, вот тебе епископ, вот тебе митрополит, вот с ними и живи. А с какой стати? Люди ведь не крепостные, а нормальные, свободные.

Кстати, для Русской православной церкви это действительно очень болезненная тема, потому что они все время говорят о защите канонической территории. Я не знаю, как в этом смысле себя ведет церковь Киевского патриархата…

— Нет, они таких высказываний себе не позволяют.


— Ну, молодцы. Но патриарх Кирилл пытается защищать «каноническую территорию», а вера — это не про территорию, это про людей. Какой канонической территорией может быть церковь? На мой взгляд, никакой. У церкви есть традиции, есть моральный авторитет. Или нет морального авторитета.

Я думаю, что у РПЦ очень большие проблемы с моральным авторитетом. Вспомните скандал с парнем, которого осудили за ловлю покемонов в храме, за отрицание Иисуса Христа. Казалось бы, если бы у церкви был моральный авторитет — вышел вы патриарх Кирилл: «Братья и сестры, смотрите, что делается! Напишите вы все по письму этому отморозку Соколовскому». И Соколовский получил бы 10 миллионов писем. Вот это было бы действительно показателем отношения общества, было бы понятно, что парень делал что-то не то, что не надо так вести. И он бы это понял, и общество бы понимало, что на самом деле есть вещи, которые не в законе прописаны, а какие-то моральные нормы, которые не надо нарушать.

Но патриарх Кирилл этого не сделал. Почему? Потому что он понимает: никто бы ничего не написал.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Ежедневно вечером вам будет приходить подборка самых ярких и интересных переводов ИноСМИ за день.

Найдите в контактах @inosmichannel и добавьте его к себе в контакты или,
предварительно зарегистрировавшись, перейдите на страницу канала.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами