К основному контенту

Культурная война США с Россией

The American Conservative logoThe American Conservative, США

Культурная война США с Россией

8717596
Род Дреер (Rod Dreher)
Совсем недавно в этом блоге, говоря о сомнительных отношениях команды Трампа с российскими чиновниками, я описал Россию как «враждебную иностранную державу». Некоторые из вас стали возражать, заявляя, что Россия вполне дружелюбна. Это совершенно не соответствует действительности. Я хотел бы, чтобы отношения США и России были более дружественными, но друг для друга мы все равно остаемся враждебными иностранными державами. Ведь именно Соединенные Штаты после холодной войны толкали НАТО к российской границе. Может быть, у нас были веские причины для этого (или нет), но россияне вполне рационально считают это враждебным шагом.

На прошлой неделе в журнале Atlantic Сигал Сэмюэл писала о российском (и восточно-европейском) беспокойстве относительно враждебности Америки на линии фронта культурной войны:

«Во многих странах центральной и восточной Европы люди беспокоятся о влиянии Америки на Россию и на их собственные страны — и они хотят, чтобы Россия дала отпор, согласно данным нового большого опроса Pew Research Center.

Результаты опроса — опубликованные, по стечению обстоятельств, всего через несколько часов после того, как министр иностранных дел России Сергей Лавров посетил Белый дом и пошутил об увольнении Коми — показывают, что многие страны, в которых большинство составляют православные христиане, считают Россию важным амортизатором против влияния Запада. Поскольку исследование проводилось в период между июнем 2015 года и июлем 2016-го, до избрания Трампа, оно не отражает никаких сдвигов общественного мнения, которые могла бы спровоцировать его администрация. И все же опрос предлагает вразумительные выводы относительно того, как воспринимают Америку, и как это восприятие согласуется с религиозной принадлежностью».

Существует ряд неоднозначных причин того, почему православные народы рассматривают Запад как угрозу, в том числе экономических. Однако:

«Но восприятие столкновения ценностей выходит за пределы всевозможных экономических моделей. По словам Файфер Нобл, среди россиян бытует мнение о том, что они сохраняют цивилизацию, будь то посредством консервативных гендерных и сексуальных норм, в поддержку которых они выступают; литературы, которую выпускают; или солдат, которых каждое поколение посылают на войну. „В русской культуре есть свой канон, и он впечатляет, — сказала она. — У них есть Толстой и Достоевский. У них есть иконография. Идея страдания выступает у них в качестве культурной ценности — и они чувствуют, что тоже в этом выигрывают“.

Сергей Чапнин, бывший редактор официального издания Русской православной церкви, согласился с тем, что многие россияне чувствуют, что их страна не только является неотъемлемой частью европейской культуры, но и превосходит ее. (И действительно, как показал опрос, 69 процентов говорят, что их „культура превосходит другие“). „У нас есть желание сотрудничать с Европой и называть Европу врагом, — заявил он. — Эти два фактора существуют в массовом сознании россиян одновременно“. Но он также предупредил, что этой психологической напряженностью „манипулируют политики“, обращаясь иногда к прозападному чувству, а иногда — к антизападному, ради достижения собственных целей».

Да, само собой. Но это не означает, что психологической и культурной напряженности нет, и она не важна. Американцам очень трудно думать о себе иначе, чем о тех, кто несет свет и добро другим народам. В том же духе многие из нас (особенно светские либералы) воспринимают сопротивление американским ценностям — и, если брать шире, светским западным ценностям — как намек на бессмысленные предрассудки. Предположение о том, что западные ценности являются общечеловеческими, чрезвычайно сильно.
Эти ценности обладают глобальной мощью не столько потому, что они истинны (хотя это возможно), сколько потому, что зародились в наиболее экономически и культурно могущественных государствах планеты, особенно в Соединенных Штатах. Рышард Легутко, польский католический политический философ, пишет о том, что западный либерализм появился, чтобы имитировать принудительные и несправедливые порядки вытесненного им в восточной Европе коммунизма. Культурный империализм — вещь реальная, и менее империалистической не станет, даже скрывая агрессивность от агрессоров. Как выразился Легутко, «либерально-демократический человек, особенно интеллектуал или художник, учиться соглашается весьма неохотно, зато учить других рвется весьма рьяно».

Когда дело касается православного христианства и православных людей, многие западники предполагают, что православные схожи с нашими христианами, за исключением того, что они используют больше ладана и обладают более выраженными этническими чувствами. Я тоже раньше был таким, пока в 2006 году не принял православие. Тогда один парень из моего прихода посоветовал мне запастись терпением, так как моему мозгу потребуется как минимум 10 лет, чтобы переключиться на православный образ мышления. Я его тогда не понял. Я думал, привыкнуть к нескольким догматическим изменениям и новому способу отправления религиозных обрядов будет просто. Далеко не так. Православие — не просто набор тезисов, а образ жизни — и он по большей части не обусловлен опытом современности, подобно западному христианству.

Я здесь не для того, чтобы спорить, хорошо это или плохо, хотя как по мне, так скорее хорошо. Я хочу сказать, что цивилизация православных христиан значительно отличается от западной, которая предполагает, что правильной социальной моделью является либеральный индивидуализм.

В США, например, на религиозную культуру весьма сильно повлиял евангельский протестантизм, Просвещение и капитализм — все современные явления, понимающие религию с точки зрения индивидуализма и свободы выбора. Православным культурам присуща гораздо более традиционная форма христианства и нравственности, а религия воспринимается в гораздо более общих чертах — что можно было наблюдать на Западе до Реформации и Просвещения. Патриарх Кирилл, глава Русской православной церкви, очень правильно описал основной принцип современной западной культурной жизни как утверждение права на свободу выбора, который предусматривает снижение роли религии в общественной жизни. Далее Кирилл заявил следующее:

«Нельзя сказать, что мы живем в абсолютно мирной среде. И сегодня происходят битвы, которые проходят без грохота пушек, а враг, который нам угрожает, не пересекает наши границы явно. Но мы все вовлечены в то, что в православной традиции называется „невидимой бранью“. Каждый сегодня участвует в этой брани. Нам предлагают хаос, но мы не должны покупаться на эти рекомендации и участвовать в создании хаоса… нам предлагают грех, разрушение нравственных основ».

Вот что написал профессор права Марк Мовсесян в научной статье о различиях между Западом и православным Востоком, а также о значении прав человека:

«[В социальном учении Русской православной церкви] амбивалентность в отношении прав личности и ее акцент на религиозное сообщество отражают центральные темы православной мысли, которая не признает индивидуализм западного типа. И дело не просто в отказе от «крайностей индивидуализма» в отношении западных коммунитаристов. Православие часто выражает несогласие с самой идеей независимой личности как субъекта права. Православная мысль подчеркивает относительность «я»: личность определяется отношениями с другими членами церкви. Как пишет Дэниэл Пэйн, «православная традиция понимает человека с точки зрения церкви, а не индивидуальности.» В результате традиция не соглашается с принятой на Западе идеей индивидуальных прав. «Если в православной политической культуре и есть понятие права, — поясняет Пейн, — речь идет не об отдельных правах, а о „группах прав“.

Более того, православная мысль объединяет религиозную и национальную принадлежности сильнее, чем это происходит на Западе. Что и говорить, на Западе религия может служить маркером национальной и культурной идентичности — взять хотя бы Италию и Польшу. А в православных странах гражданство не имеет непосредственной связи с религией; формально можно быть гражданином России, не являясь православным христианином. Но в православном мире религия и национальная принадлежность переплетаются особо мощно. В России, например, существует „общепринятая идея“ — „которую разделяют политики, интеллигенция и духовенство“, — что православие является наиболее существенным фактором национального самосознания. Другие исторические и этнические факторы рядом с ним меркнут. То же самое можно сказать и о других православных странах, таких как Греция».

Западникам осознать это тяжело — в том числе обратившимся, как и я, в православие. Я, к примеру, недоволен ограничением свободы вероисповедания в России, особенно в том, что касается христианских меньшинств. Но это потому, что мое представление о взаимосвязи религии с обществом европеизировано. Как говорит в той же научной статье юридического сборника Мовсесян, нынешнее учение католической церкви о религиозной свободе также наполнено индивидуализмом современности.

Суть данной записи моего блога не в том, чтобы спорить о превосходстве одной модели над другой. У обеих есть и сильные стороны, и слабые. Хотелось бы, однако, подчеркнуть, что неприятие православными странами либеральных идей Запада (прав геев или свободы вероисповедания) не является проявлением ханжества, а обусловлено принципиально иным взглядом на сущность человека, церкви и общества. Они считают войну Запада с их традициями под знаменем светского либерализма актом агрессии — и они правы. А многие западники, напротив, воспринимают свои поступки как правозащитную деятельность, как борьбу за основные свободы против ханжества. Но для этого необходимо признать современный западный способ видения мира стандартным — а это уже является актом культурного империализма.

С другой стороны, культурный империализм иногда оправдан. Англичане-колонизаторы, к примеру, сделали благое дело, когда в XIX веке положили конец древнему индийскому обряду Сати (самосожжение вдов на погребальном костре их усопших мужей). И все же в условиях культурного империализма следует использовать самоанализ и понимать, как другие цивилизации воспринимают нашу культурную гегемонию.

Современная Америка действует в основном по принципу, выявленному в 1992 году судьей Энтони Кеннеди в деле «Организация "Запланированное материнство" против Кейси»:

«В основе свободы лежит право на определение своей собственной концепции существования, смысла вселенной и тайны человеческой жизни».

Оставив без внимания юридическую и философскую непоследовательность данного заявления, а также скрытое в нем принуждение, оно весьма точно резюмирует отношение американцев к взаимосвязи общества и религии и всему трансцендентальному. Православные страны справедливо отвергают его как глубоко чуждое их традициям и образу жизни. В православном понимании то, что предлагает Кеннеди — и не свобода вовсе, а форма рабства. Опять же, я не пытаюсь убедить вас, что православная точка зрения верна, а только подчеркиваю, что несогласие православных стран с западными активистами «прав человека» — вопрос не только самозащиты, но и защиты от лжи, которая, как они искренне верят, может разрушить всю структуру общества.

Род Дреер — старший редактор American Conservative. Он писал и редактировал статьи в New York Post, Dallas Morning News, National Review, South Florida Sun-Sentinel, Washington Times и Baton Rouge Advocate. Комментарии Рода были, среди прочего, опубликованы в Wall Street Journal, Commentary, Weekly Standard, Beliefnet и Real Simple. Он также появлялся на NPR, ABC News, CNN, Fox News, MSNBC и BBC. Живет в Сент-Фрэнсисвилле, штат Луизиана, с женой и тремя детьми. Автор двух книг, The Little Way of Ruthie Leming и Crunchy Cons.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Ежедневно вечером вам будет приходить подборка самых ярких и интересных переводов ИноСМИ за день.

Найдите в контактах @inosmichannel и добавьте его к себе в контакты или,
предварительно зарегистрировавшись, перейдите на страницу канала.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами