Споры о разведке


   Споры о разведке 

(часть 1)


Вводные замечания
М.В. Катышев, председатель правления «Российского общества профессионалов конкурентной разведки», в статье «Вопросы и ответы по конкурентной разведке» (Защита информации. Конфидент. № 4, 2004) сформулировал свою концепцию и взгляды по вопросам конкурентной разведки и выступил с предложением о регистрации конкурентной разведки как профессии в России.
По мнению В.М. Катышева, для становления конкурентной разведки в России: «следует попытаться донести идею становления и развития конкурентной разведки до представителей госструктур, занимающихся теоретической и практической деятельностью в области безопасности. В случае успеха, это поможет наладить взаимодействие с правоохранительными органами и органами управления и, в дальнейшем, будет способствовать становлению конкурентной разведки в России как профессии. Кроме того, привлечение государственных органов управления будет необходимо и в плане получения самой возможности работы в сфере конкурентной разведки, поскольку эта деятельность напрямую связана с получением информации, тогда как действующее законодательство ставит определенные преграды на пути развития конкурентной разведки как вида деятельности негосударственных структур».
Цели поставлены. Все необходимые разъяснения даны в ответах на вопросы. И, как говорилось прежде: «за работу, товарищи!»
Но что-то мешает. И, прежде всего, это противоречивость некоторых положений автора статьи.
Противоречия определяются, прежде всего, исходными определениями и утверждениями о доступности, фактически, всей информации, необходимой для принятия решений, абсолютно легальными и этичными средствами.
Поэтому необходимо более чем внимательно относиться к основному определению термина — конкурентная разведка.
Автор дает его в следующей редакции:
  • «На западе применяется термин « конкурентная разведка как объединяющий в себе все вышеперечисленные виды разведки (бизнес разведка, деловая разведка, конкурентная, техническая, промышленная) и подчеркивающий, что это разведка в интересах бизнеса и только бизнеса, в отличие от разведки в интересах государства. Под конкурентной разведкой понимается разведка на основе открытых источников макро- и микроокружения компаний».
  • «Конкурентная разведка» обозначает сбор и обработку информации бизнесом (и только бизнесом) в интересах бизнеса (и никогда в интересах государства) легальными и этичными методами (оперативные методы исключены), при котором явления и тенденции рассматриваются через призму конкуренции, конкурентной борьбы. … Специалист конкурентной разведки никогда не согласится с приоритетным в России мнением, согласно которому правила игры устанавливает правительство и меняет их по своему усмотрению. Он покажет, что правительство действует в интересах конкретных групп, фирм конкурентов и что оно только озвучивает их конкурентную стратегию». Определяя любой термин, особенно такого явления как разведка, необходимо, прежде всего, избегать эмоций, верхоглядства, и коленопреклонения перед «мэтрами цивилизованного мира» в понимании определяемого явления (объекта):
  • «Что же говорить о России, где этот термин и род бизнеса просто незнакомы абсолютному большинству населения». Очевидно, автор считает себя «мессией современного знания о том, откуда разведка пришла в наш убогий и сирый мир»
  • «Анализ инструментария конкурентной и деловой разведок на Западе (прежде всего, в США, где они развиты в наибольшей степени) свидетельствуют о том, что первая направлена на исследования непосредственного окружения организации (или микроокружения) и исследование макроокружения через призму конкуренции, тогда как вторая на первый план ставила макроокружение. Понимание необходимости сквозного анализа внешней среды как единого целого, повлекло за собой размывание границ между двумя понятиями».
  • 80-90% всей информации, циркулирующей в мире, является открытой. Из нее можно почерпнуть данные о появлении новых конкурентов и их действиях, о новых рынках и их изменениях на них, новых возможностях бизнеса, изменениях в законодательстве, передовых технологиях». Эту «замусоленную» всеми фразу не повторял только самый тупой и ленивый журналист. Действительность более прозаична. Даже прошлое конкурентной борьбы по открытым источникам исследовать затруднительно. Ибо наиболее важная информация о принимаемых решениях становится известной с задержкой лет на 10-20 (точнее, на величину «жизненного цикла» изделия, или, по крайней мере, на время «этапа разработки», или до момента начала производства). Японцы, которых автор, очевидно, считает «абсолютными» неучами в вопросах конкурентной разведки, существенно ниже оценивают возможности открытого информационного потока: «это не должно скрывать того факта, что большую часть информации обычно получают за счет чтения различных изданий. Доля получаемой за счет этого информации в среднем составляет 50 %, а по некоторым исследовательским лабораториям достигает даже 7О%». В чем автор может быть и прав, то — это констатация того факта, что с разрушением СССР Россия превратилась в «золотое Эльдорадо» (в результате почти полного разрушения систем защиты информационных ресурсов) для работы всех видов разведок сопредельных стран, как Германия во времена, наступившие после окончания второй мировой войны.
Вместо того, чтобы до бесконечности повторять «замусоленные цитаты» из зарубежных источников с просроченными сроками годности, не мешает знать и отечественные оценки уровня засекречивания:"… засекречивание по-прежнему играет большую роль во многих направлениях науки и техники, не только близких к военно-промышленному комплексу. По данным академиков Мелихова и Третьякова, в области неорганической химии засекречивается от 50 до 80% информации, создаваемой и накапливаемой фундаментальной наукой, и 90 — 95% новой информации в прикладной науке».
Далее, беглый анализ публикаций, помещенных в Интернете, свидетельствует о том, что конкурентная разведка в выборе средств не более «этична», чем обычная разведка. А информация, получаемая из легальных (открытых) источников по объему сопоставима с информацией, получаемой из «серых» и закрытых источников информации. При этом способы и методы, которые используются в конкурентной разведке, не отличаются особой «стерильностью» и этичностью.
И последнее предварительное замечание: самое опасное в любой деятельности, в том числе и разведке, — это стремление делать «как у них «! Ибо в каждой стране свои условия.
Знать «как у них» обязательно, но делать «как у них» глупо.
На это обращал внимание еще Норберт Винер: «Ни одна страна не может сделать соответствующего употребления из привнесенных из вне стимулов и позаимствованных методов. Где-то в своих собственных традициях, и своем собственном укладе должна она найти моральные силы для развития, которые необходимы, чтобы разрешить новые проблемы». Академик А.П. Александров говорил более жестко: «Важнейшая задача — обеспечить свою промышленность, своим сырьем, своими технологиями и своими специалистами, а для этого нужно развитие всех видов образования и исследовательских институтов».
Пример работы по принципу «КАК У НИХ» блестяще описан в произведении М.Ларни «Прекрасная свинарка» на примере создания «подвижных туалетов»: «...город направил в Америку специальную делегацию в составе четырех инженеров для изучения «передвижных устройств» Нью-Йорка и ознакомиться с опытом их эксплуатации. Господа инженеры вернулись домой с кислой миной... И вот, когда отцам города торжественно доложено, что янки не только не имеют «передвижных удобств» и не только не собираются отказываться от старых писсуаров, но даже увеличивают число последних после каждой переписи населения, тогда-то руководство ПУГХ решило ликвидировать систему — и немедленно. Им, ВИДИТЕ ЛИ, КАЗАЛОСЬ ПРОСТО ВЕРХОМ НЕПРИЛИЧИЯ ОТСТУПАТЬ ОТ ИНОСТРАННЫХ ОБРАЗЦОВ... (ПУГХ — передвижные устройства г.Хельсинки)» [Ларни М. Четвертый позвонок. Прекрасная свинарка./Пер. В.Богачева, -М.: Правда,1986-526 с., с.414.]
После перечисленных общих замечаний постараемся высказать свое видение проблем разведки. Для чего сначала попытаемся проанализировать самое общее определение явления, обозначаемое термином разведка, а затем рассмотрим вопросы, связанные с построением систем разведки в различных проблемных областях.
1. Определение термина «РАЗВЕДКА»
Просмотр терминологических источников [1-14] позволяет сделать утверждать, что это «магическое» слово «РАЗВЕДКА», если не искать ему иностранных родственников, означает повседневную обязанность здравомыслящего человека, занимающегося любого вида деятельностью, ибо он ДОЖЕН ЗНАТЬ: ПОЧЕМУ, ЧТО, ДЛЯ ЧЕГО и КАК поступать в конкретных ситуациях, возникающих в процессе решения тех или иных задач.
Об этом же свидетельствует группы синонимичных слов, связанных с понятием разведка (разведывание ).
Приведем некоторые из этих перечней:
  • Ведать 1. Что. Знать (устаревшее), 2. Чем. Управлять, заведовать. [4. Словарь русского языка (Ожегов, 1988), Стр. 60. ]
  • Выведывать, разузнавать о чем-нибудь [4. Словарь русского языка (Ожегов, 1988) Стр.90].
  • Искать, отыскивать, приискивать, разыскивать, сыскивать, выслеживать, высматривать, исследовать, копаться, нюхать, рыться, перерыть, перебирать, шарить, щупать, исшарить, обшарить, перешарить, подбирать; разведывать, доискиваться, донюхиваться, допытываться. [9 .Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Автор Н. Абрамов]
  • Испытание, искус, опыт, попытка, пытка, искушение, выверка, поверка, проверка, смотр, досмотр, просмотр, рассмотрение, суд, спрос, допрос, опрос, обыск, изыскание, розыск, разыскание, следствие, исследование, расследование, дознание, разбор, разбирательство, разложение, анализ, отведывание, разведка; проба, экзамен, эксперимент. [9. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Автор Н. Абрамов]
  • Разведать, разведывать 1. Узнать.[5. Словарь синонимов (1975), Стр.471 ]
Ознакомление с этим кратким перечнем понятий позволяет найти почти все элементы деятельности, включаемые в столь модные ныне термины как конкурентная, деловая, и бизнес разведка. При этом два последних понятия можно считать лишь двумя различными переводами одного и того же английского термина, которые затем начали нагружать различными «смысловыми изысками».
Об этом свидетельствует следующие определения деловой разведки:
  • «На сегодняшний день деловая разведка — составная часть корпоративной культуры ведения современного бизнеса. Для выживания предприятия в условиях конкурентной борьбы первоочередное значение начинает играть разведка намерений конкурентов, изучение основных тенденций бизнеса, анализ возможных рисков и т.д. Дисциплина, изучающая эти аспекты бизнеса, получила на Западе название «деловая разведка» (business intelligence)». [15. Законный шпионаж, или деловая разведка. Факультет молекулярной и биологической физики МФТИ. «Физтех- Портал», «Физтех-центр», Fizteh.Ru. Оригинал статьи опубликован на сайте Деловая неделя]
  • «Новая эпоха должна принести и осознание ключевой роли аналитической составляющей менеджмента, т.е. функции обеспечения менеджеров актуальной, специально ориентированной на принятие решений информацией о внешней среде фирмы. Для обозначения этой функции воспользуемся принятым в западной литературе термином «бизнес-разведка» (business intelligence), эквивалентом которого является термин «конкурентная разведка» (competitive intelligence)».
А для окончательного внесение «смуты» в сознание вольного коммерсанта, «вползающего в мир рыночной экономики», ему предлагается заняться КОММЕРЧЕСКОЙ РАЗВЕДКОЙ, которая проходит под многими названиями, например как:
  • конкурентная разведка (разведка конкурентов);
  • экономическая разведка;
  • бизнес — разведка;
  • деловая — разведка и т.п.
Столь великое разнообразие наименований одного и того же объекта (или явления) свидетельствует лишь о том, что необходимо сначала разобраться о чем идет речь, а затем предлагать вводить его в программы обучения и «попытаться донести идею становления и развития конкурентной разведки до представителей госструктур, занимающихся теоретической и практической деятельностью в области безопасности».
Исходя из сказанного, при определении понятия «РАЗДВЕДКА» будем следовать подходам принятым в отечественных словарных (терминологических) источниках, в которых разведка определяется как:
1. Вид деятельности, связанной с исследованием (обследованием) чего-нибудь со специальной целью.
2. Действия, осуществляемые отдельными людьми и группами людей, для получения требуемой информации о явления и объектах, входящих в сферу их профессиональных интересов .
3. Организации (организационные единицы), ведающие специальным изучением различных аспектов любых явлений, связанных с наукой, производством, экономикой, политикой, войной и общественными отношениями внутри страны и за ее пределами в рамках задач, решаемых этими организациями.
4. Совокупность приёмов и методов изучения объектов и явлений, входящих в сферу интересов конкретных людей, профессиональных групп и организационных единиц.
Исходя из перечисленного, «РАЗВЕДКА» должна определяться как система (точнее, информационная система).
Это освобождает нас от необходимости опровергать утверждения о том, что в России:
  • «понятия не имели о научно-технической и прочих разведках»,
  • и эта деятельность была незнакома «большинству населения».
Ибо, начиная с 1964 г., СССР совместно с международными и региональными (в рамках ЮНИСИСТ и МСНТИ) организациями, а также в рамках национальных программ (ГСНТИ, ГАСНТИ) участвовал в разработке самой легальной и этичной системы информационной разведки, как говаривал Василий Иванович, в мировом масштабе.
В этой работе участвовали сотни тысяч специалистов различных ведомств и специальностей, а для реализации этих функций были разработаны различные виды нормативно-технических документов (международных национальных, отраслевых и ведомственных).
При создании такой системы все участники исходили из следующих принципов:
  • «Мировая система должна рассматриваться как «система систем», а еще лучше — как сеть систем, составными частями которой являются действующие информационные системы мира, независимо от их охвата (общего назначения, отраслевые, проблемно-ориентированные и т.д.) и статуса (правительственные, некоммерческие, коммерческие и т.д.)» [ЮНИСИСТ. Доклад об исследовании возможностей создания Всемирной системы научной информации. ЮНЕСКО, Париж, 1971, -198 с.].
  • Одновременно, в докладе подчеркивалось, что для осуществления мечты о всемирном хранилище знаний: « в мире не существует никакой ОТДЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, с помощью которой ученый мог бы получить всю совокупность материалов по той или иной научной теме или дисциплине, имеющихся на данный момент в понятной и удобной для него форме... Совокупность информационных учреждений, существующих в мире, образует КОМПЛЕКС отдельных, хотя и слабосвязанных служб, а не какую-то единую систему в техническом смысле этого слова».
Поэтому потребитель (группа лиц, организация, ведомство, страна) информационных ресурсов является участником своей специфической информационной инфраструктуры. Т.е. он стремится найти способ преодаления ограниченности узких подсистем, составляющих обычную среду работы ученых в отношении приобретения информации.
К ним относятся:
а) подсистемы, связанные со случайными обстоятельствами общественной и культурной истории (например, национальные системы или системы, действующие в пределах одного языка, узкие группы с особыми схемами поведения, основанными на различных традициях, закрытые общества и определяемыми их экономическими или правовыми положениями и т.д.);
б) подсистемы, связанные с переменной структурой профессиональных организаций в отношении времени, пространства, области деятельности (например, членские группы, «невидимый коллектив», коммерческие клики, рабочие группы и т.д.);
в) и последняя (но не по значению) группа — подсистемы, представленные наличествующими в данной местности информационными службами, которые могут быть самыми различными в разных местах в зависимости от факторов, указанных в пунктах «а» и «б» и, обычно, бывают развиты прямо пропорционально степени предприимчивости частного сектора или государственной поддержки данной области.
Чтобы провести описание столь сложной системы, каковой является «РАЗВЕДКА» и ее структурные составляющие, на едином методологическом уровне, следует использовать подходы принятые в системном анализе, в соответствии с которыми система считается заданной, если определены:
  • Объект (объекты) разведки.
  • Цель (цели) разведки.
  • Задачи, решаемые в процессе достижения цели (целей).
  • Функции, реализующие цели и задачи.
  • Механизм реализации, с помощью которого реализуются функции системы (т.е. задана или определена схема, реализующая систему).
Такой подход позволяет избежать ошибок в изучении, разработке и эксплуатации системы, которые связаны с тем, что разработчики, пользователи и эксплуатационщики выделяют в системе лишь те элементы, которые относятся к их «епархии». А между этими элементами сплошь и рядом остаются «белые пятна» нерешенных проблем, отсутствуют главные элементы, задающие систему, и действующий механизм реализации системы.
Для начала рассмотрим каждый из элементов системы.
_________
Источник — it2b.ru

Статьи на эту тему

• Кадровая дилемма в конкурентной разведке: «маркетологи» или «безопасники»
• Малобюджетная конкурентная разведка
• Конкурентная разведка и небольшие компании
• Особенности современной агентурной работы в коммерции
• Конкурентная разведка в малом и среднем банке
• Бенчмаркинг в конкурентной разведке
• Анализ информации как средство достижения стратегических целей банка
• Бизнес-разведка и оперативный финансовый мониторинг
• Споры о разведке (часть 7)
• Споры о разведке (часть 6)
• Планирование работы конкурентной разведки
• Споры о разведке (часть 5)
• Споры о разведке (часть 4)
• Споры о разведке (часть 3)
• Споры о разведке (часть 2)
• Споры о разведке (часть 1)
• Методы деловой разведки
• Экономическая безопасность коммерческих предприятий и деловая разведка
• Конкурентная разведка в современных условиях
• Ведение конкурентной разведки на торговых выставках и конференциях
• Коммерческая разведка. Сущность и содержание
• Как узнать всю правду о конкуренте
• Банковская бизнес-разведка
• А нужна ли разведка?
• Характеристика каналов добывания информации о предприятии
• Техника промышленного шпионажа. Что нужно знать потребителю
• Key Katcher. Инструмент промышленной контрразведки
• Деловая разведка в малом бизнесе – утопия или реальность?
• Маркетинг: необходимость и проблема анализа конкурентного положения предприятия на рынке
• Что такое коммерческая разведка и чем она не является
• Экономическая контрразведка банка
• Классификация информаторов
• Аналитическая разведка: от картотек до ситуационных центров.
• Интернет-бизнес-аналитика – информационная технология нового века.
• Управление стратегической разведкой.

Обсудить эту статью в форуме >>>
© 2000—2011 Институт экономической безопасности, e-mail: webmaster@bre.ru    
TopList Rambler's Top100 Rambler's Top100 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами