СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК ГРАНИЦЫ — ДЕЛО ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЕ

Распечатано с сайта Chekist.RU



28 мая – День пограничника

28 мая 2007 

СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК ГРАНИЦЫ — ДЕЛО ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЕ
СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК ГРАНИЦЫ — ДЕЛО ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЕ


Ни для кого не секрет, что для успешного решения задач по охране государственной границы и приданию ей современного облика требуется соответствующая пограничная инфраструктура. К сожалению, на границе, особенно в горах Северного Кавказа, не смотря на то, что это направление еще в сентябре 2003 года на Совете Безопасности Российской Федерации было определено как самое опасное для нашей страны, еще остаются участки, где пограничные наряды вынуждены нести службу по охране государственной границы в условиях её необустроенности и в отсутствии объективно-необходимых условий повседневной жизни и деятельности.

Что касается Северного Кавказа, следует отметить, что одним из условий стабилизации обстановки в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации, является обеспечение надёжной охраны государственной границы. Достижение данной цели осуществляется путём построения современной системы защиты и охраны государственной границы Российской Федерации. В рамках мер по обеспечению данного процесса, Указом Президента России Владимиром Владимировичем Путиным в декабре 2004 года был утверждён Комплексный план усиления охраны и обустройства государственной границы Российской Федерации в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации на период до 2007 года. 

Является очевидным, что надёжной, охрана границы должна быть не только в Северо-Кавказском регионе, но и на всех рубежах нашей Родины. В этой связи, постановлением Правительства Российской Федерации в апреле 2005 года была утверждена Федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации (2003 – 2010 годы)», реализация которой и заложит основу новой системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере, в соответствии с концепцией, утвержденной Государственной пограничной комиссией в январе 2005 года. Следует отметить, что в данную программу, составной частью вошёл и упомянутый ранее Комплексный план.

Основными задачами Программы являются:

– создание необходимых условий для надежной защиты и охраны государственной границы, в первую очередь на Северном Кавказе и на Казахстанском направлении;

– разработка и внедрение на обустраиваемых участках межведомственной системы технического контроля обстановки;

– развитие социальной инфраструктуры пограничных органов и приграничных населенных пунктов.

Программа предусматривает строительство современных пунктов пропуска и жилых помещений, ориентированных на военнослужащих по контракту, обновление корабельного состава и авиации с учетом их многофункционального предназначения.

Для выполнения определённых Программой задач, в рамках осуществления государственной пограничной политики, к её реализации привлечены различные федеральные министерства и ведомства, которые явились государственными заказчиками Программы. К ним относятся: Федеральная таможенная служба, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Государственным заказчиком-координатором является – Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации, утвердившего Программу, в установленном порядке, был создан Координационный совет из представителей государственных заказчиков, который является межведомственным координирующим органом. 

Основными задачами Координационного совета являются:

– координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, участвующих в реализации Программы;

– уточнение экономической целесообразности выполнения отдельных мероприятий, предусмотренных Программой, с учетом изменившейся обстановки;

– рассмотрение и утверждение проектов объектов совместного использования, предусмотренных Программой;

– рассмотрение отчетов, представляемых государственными заказчиками, о ходе реализации Программы;

– внесение предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в ходе реализации Программы.

В соответствии с указанным постановлением, председателем Координационного совета определен Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации, руководитель федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003 – 2010 годы)» Патрушев Николай Платонович.

Решения, принимаемые Координационным советом, являются обязательными для государственных заказчиков Программы в соответствии с их компетенцией.


Раньше был Пограничный центр по обустройству госграницы. Пограничный центр по обустройству госграницы занимался и проектированием и строительством. 

Но теперь, ФСБ России является заказчиком-координатором обустройства границы. Поэтому, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, в целях осуществления текущего управления реализацией Программы, при Координационном совете Федеральной службой безопасности Российской Федерации в июне 2005 года было создано наше Управление (Дирекция), которое осуществляет планирование и контроль за реализацией Программы и расходованием средств, выделяемых на её реализацию из федерального бюджета.

Управление (Дирекция) по реализации Федеральной целевой программы «Государственная граница 2003 – 2010 годы» ФСБ России непосредственно подчиняется первому заместителю Директора – руководителю Пограничной службы ФСБ России – Проничеву Владимиру Егоровичу.

Для достижения вышеуказанных целей Управление (Дирекция) в пределах компетенции и в установленном порядке осуществляет следующие виды деятельности:

обеспечение эффективного и целевого использования бюджетных средств;

организация научно-технического сопровождения и информационного обеспечения, а также мониторинга реализации Программы;

реализация управленческих и финансово-экономических решений, принятых Координационным советом в рамках реализации Программы;

подготовка предложений по совершенствованию законодательной и нормативно-технической базы, необходимой для реализации Программы, а также предложений по актуализации Программы исходя из возможного изменения приоритетных направлений обустройства государственной границы и прогнозируемых объемов финансирования;

организация и проведение конкурсов (торгов) по отбору организаций для реализации Программы, заключение государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в области строительства, а также договоров на разработку проектно-сметной документации, поставку оборудования и материалов, выполнение строительных, монтажных, пуско-наладочных работ и иных работ и услуг в рамках реализации Программы;

осуществление контроля за реализацией проектов обустройства государственной границы, в том числе при строительстве, оснащении и (или) техническом перевооружении специальных объектов, объектов связи и информатизации, пунктов пропуска, инженерно-технических объектов, объектов социально-бытовой сферы, выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке технических средств охраны государственной границы, а также проектно-изыскательских работ;

привлечение в установленном порядке предприятий, учреждений и организаций для реализации проектов обустройства государственной границы;

участие в приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов и ведение реестра проектов обустройства государственной границы и реестра государственных контрактов;

участие в реализации технической политики в области электросвязи, информатизации, автоматизированных систем управления, технических средств охраны государственной границы и технических средств охранной сигнализации;

подготовка для приемочных комиссий документации по законченным объектам и сооружениям для сдачи их в эксплуатацию, проведение рабочих приемочных комиссий и участие в государственных приемочных комиссиях;

передача после приемки государственной приемочной комиссией законченных строительством объектов, эксплуатирующим организациям;

осуществление иных функций государственного заказчика и заказчика-застройщика по обустройству государственной границы в интересах ФСБ России.

Когда речь идет о строительстве современной пограничной инфраструктуры, которая включает и пункты пропуска, и комплексы городков пограничных застав, и специальные объекты, необходимо помнить, что задача эта общегосударственная. Поэтому для её решения, как задачи тесно связанной с защитой национальных интересов страны, подключены различные ведомства, без взаимодействия с которыми очень сложно быстро и качественно создать благоприятные условия для пограничников.

А ведь каждый объект имеет свои особенности и условия, которые необходимо учитывать. Так, например, при возведении комплексов городков пограничных застав, приходится сталкиваться с тем, что на отдельных участках зачастую нет ни электроэнергии, ни водопровода, ни даже дорог. А ведь речь идет не только о хорошем жилье, но и об обновлении автомобильного парка, внедрении современных технических средств охраны границы, обеспечении надёжной и бесперебойной связи и т.д.

Или взять, например, пункт пропуска. Пункт пропуска — это не только пограничники, но и таможня, ветеринарная и фитосанитарная службы и многие другие контролирующие органы. Поэтому, если мы хотим обеспечить быструю, комфортную и в тоже время качественную проверку пассажиров, что и будет в данном случае соответствовать современному облику государственной границы, то необходимо иметь и современные здания, и четкое взаимодействие всех служб, и, наконец, надежную, отвечающую современным требованиям безопасности аппаратуру для проверки документов и багажа, обеспечивающую своевременные и оперативные действия, упреждающие намерения террористов, наркокурьеров и контрабандистов. И решение этих вопросов также предусматривается в рамках реализации Программы. Как справедливо отметил в своём выступлении первый заместитель Директора – руководитель Пограничной службы ФСБ России Проничев Владимир Егорович – только около 300 млн. руб. выделено на развитие системы безопасности авиационных пунктов пропуска, имеющих максимальную интенсивность движения лиц и транспортных средств. Цель одна: если человек не преступник, он должен пересекать границу быстро и комфортно.

Непосредственно же строительством, как это и должно быть, занимаются строительные организации, подрядчики. На заставах они под нашим контролем возводят красивые жилые дома и специальные помещения, специалисты в области связи настраивают сотовую и спутниковую связь, инженеры – возводят различные технические средства охраны государственной границы и обеспечения безопасности, необходимые для пограничников в их нелегкой службе. Круг работы большой и разнообразный, охватывающий спектр всестороннего обеспечения деятельности пограничников, который позволяет максимально освободить их от выполнения обязанностей не связанных с деятельностью по охране государственной границы. Ведь очевидно, что созданием благоприятных условий должны заниматься – соответствующие специалисты, а не сами пограничники, как это зачастую у нас бывает.

Задача Управления (Дирекции) по реализации ФЦП в этом случае заключается в том, чтобы подобрать высококвалифицированных специалистов в той или иной области, проконтролировать их работу, принять ее и сдать объект для ввода в эксплуатацию.

Следует иметь в виду, что пограничник на контрольно-следовой полосе с собакой, в современных условиях всех задач решить не сможет. Основную угрозу пограничной безопасности страны сегодня, составляет трансграничная преступность: терроризм, контрабанда наркотиков и оружия, незаконная миграция. Не секрет, что лица, занимающиеся данными видами противоправной деятельности, пытаются проводить активные акции по поиску и вербовке пособников, как на территории России, так и на территории приграничных государств. Поэтому необходима разработка и внедрение межведомственной системы технического контроля, связанной с ситуационными центрами мониторинга и обработки информации об обстановке в пограничном пространстве. И это еще одна из важнейших задач Программы.

Предусмотрено ли Программой строительство жилых домов для пограничников, которые служат в городах?

Предусмотрено, но его доля в масштабах всего строительства очень мала. Дело в том, что на этот счет тяжело проходят переговоры с Министерством экономического развития и торговли, которые приводят в свою пользу один простой аргумент – для обеспечения военнослужащих жильем предусмотрены другие программы, а ФЦП предполагает строительство жилья на границе. Однако следует отметить, что данный вид жилья является ведомственным, который, в основном, предназначается для обеспечения военнослужащих в период их службы на границе. А ведь наряду с этим, на сегодняшний день очень остро стоит вопрос обеспечения военнослужащих личным жильём, то есть соблюдения их законных прав в социальной сфере, которые, к сожалению, в рамках других программ реализуются очень медленно. И в этом смысле, большую роль могло бы быть сыграть как раз и выделение финансовых средств, в рамках Программы, направленных на строительство жилья в крупных городах субъектов Российской Федерации для военнослужащих-пограничников.

Из десяти жилых домов, предусмотренных Комплексным планом усиления охраны и обустройства госграницы, уже построено четыре, продолжается строительство еще пяти со сроком сдачи в 2006 – 2007 годах. Разработана проектно-сметная документация на строительство жилого дома в Новороссийске. Кроме того, приобретено 218 квартир.

Приходится ли сталкиваться с нежеланием местного самоуправления участвовать в обустройстве госграницы?

Увы, встречаются чиновники местной администрации, в действиях которых просматривается отсутствие должного стремления по оперативному решению тех или иных вопросов, а ведь порой, участие местной администрации в обустройстве границы просто необходимо. Основная проблема связана с выделением земельных участков под строительство застав и других специальных объектов. Кроме того, из-за плохих дорог или полного их отсутствия, а также определённых трудностей с получением технических условий для осуществления монтажных работ по прокладке газопроводов и линий электроснабжения, строительство некоторых объектов также затягивается. Но всё же и эти проблемы наше Управление (Дирекция) по реализации ФЦП, во взаимодействии с различными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями, участвующими в реализации Программы – разрешает.

Говорить о выполнении Программы еще рано. По своим масштабам она сопоставима с созданием пограничной инфраструктуры в лучшие времена СССР. Поэтому озвучу только некоторые данные по конкретным направлениям. На Северном Кавказе, например, выполнено 50 % от намеченного, к концу года, на этом направлении, будет выполнено 100 % мероприятий Программы.

Цитируя первого заместителя Директора – руководителя Пограничной службы ФСБ России – Проничева Владимира Егоровича, можно отметить, что на границе с Казахстаном, как направлении, которое по сложности и возможности исхода угроз, Советом Безопасности определено как второе по значимости после кавказского, начиная с этого года, разворачивается около 400 различных подразделений, оснащённых самыми современными техническими средствами охраны границы. Граница будет контролироваться, в том числе и беспилотными летательными аппаратами. В настоящее время Пограничной службой рассматривается вопрос о принятии их на вооружение. Они помогут контролировать участки, расположенные далеко от населённых пунктов, где нет дорог. В будущем году уже будут сданы двадцать объектов. И тогда же начнется новое строительство еще на двадцати двух.

В первую очередь, представляется, что реализация Программы позволит увеличить коэффициент надежности системы защиты и охраны государственной границы, как на сухопутных, так и на морских, речных и озерных участках. Во-вторых, реализация Программы позволит обеспечить внедрение прогрессивных технологий контроля на путях международного сообщения, что приведет к снижению объемов контрабанды грузов и товаров, наркотиков, снижению потоков незаконной миграции.

Выполнение Программы в полном объеме, как показывают расчёты, позволит констатировать тот факт, что экономический эффект от предотвращенного ущерба национальным интересам Российской Федерации в период до 2010 года составит более 100 млрд. рублей.

Таким образом, в заключении, в качестве вывода, можно сказать, что в соответствии с Программой, к 2011 году Федеральная служба безопасности Российской Федерации и заинтересованные ведомства – участники программы, должны обустроить участки государственной границы Российской Федерации в Северо-Кавказском регионе, с Казахстаном, Украиной, государствами Балтии и сформировать на них современную систему защиты и охраны государственной границы.

Управление по реализации Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003 – 2010 годы)» ФСБ России

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами