ТРУБОПРОВОДНОЕ ПРАВО: НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА, ПОДОТРАСЛЬ ТРАНСПОРТНОГО ПРАВА

ТРУБОПРОВОДНОЕ ПРАВО: НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ,
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА, ПОДОТРАСЛЬ ТРАНСПОРТНОГО ПРАВА


А.И. ПЕРЧИК

Перчик А.И., заведующий кафедрой горного права РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, доктор экономических наук, профессор.

Россия обладает крупнейшей в мире сетью магистральных нефте-, газо- и нефтепродуктопроводов. Их общая протяженность - около 220000 км. По ним ежегодно перекачивается около 500 млн. т. нефти и нефтепродуктов и 600 млрд. м. куб. газа. Стоимость перекачиваемой в год продукции достигает 100 млрд. долл. Мощность всех нефте- и газоперекачивающих станций эквивалентна мощности двенадцати гидроэлектростанций, равных по мощности крупнейшей в мире Саяно-Шушинской ГЭС. В 2002 г. автором в издательстве "Нефть и газ" была опубликована монография "трубопроводное право".
Все это убедительно показывает необходимость законодательного регулирования функционирования всей системы магистрального трубопроводного транспорта (МТТ).
История развития российского законодательства о трубопроводном транспорте углеводородов насчитывает уже более ста лет. Впервые эта проблема была решена в четвертой редакции Устава Горного Российской империи, принятой в 1893 г. Факсимильное издание этого уникального законодательного акта было осуществлено в 2004 г. кафедрой горного права юридического факультета РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. Устав Горный содержал специальную главу "О нефтепроводах". В ней регламентировался порядок прокладки и эксплуатации нефтепроводов, отвода земель, платежей за перекачку, доступа к трубопроводам, устанавливались требования к экологической и технической безопасности. В ст. 615 указывалось: "Владелец нефтепровода обязан вознаграждать всякий вред и убыток, могущий последовать от нефтепроводных труб и сооружений" (1).
Первая современная попытка введения в России законодательного регулирования магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа была предпринята в 1995 г. в законопроекте "О нефти и газе", который был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации. Однако Президент РФ Б.Н. Ельцин наложил на него вето, и с тех пор к законопроекту не возвращались. Но жизнь брала свое. В 1999 г. был принят Федеральный закон "О газоснабжении", который решал, в частности, проблемы магистрального транспорта газа. Параллельно разрабатывался и законопроект "О магистральном трубопроводном транспорте" (Закон "О МТТ").
За рубежом законодательное регулирование МТТ достаточно развито. Специальные законы приняты в США, Германии, Франции, Австрии, Англии и многих других странах. Их анализ показывает, что хотя между нами и существуют существенные различия, отражающие господствующие отношения социальной рыночной экономики, для всех них характерна активная роль государства в вопросах строительства магистральных трубопроводов и определении условий их эксплуатации (доступ, тарифы, техника безопасности, экология). Следует ожидать, что в связи с проведением политики глобализации эти различия будут постепенно стираться. Это положение следует учитывать отечественным законодателям.
Действующая в России система МТТ создавалась как единый комплекс в период существования СССР. Естественно, основные его элементы сохранились и эксплуатируются в странах бывшего Советского Союза.
Развитие законодательства этих стран, имевших единую стартовую базу - законодательство СССР, пошло различными путями. Первый специализированный Закон "О магистральном трубопроводном транспорте" был принят в 1995 г. в Республике Молдова. Затем аналогичные законы были приняты Украиной (1996 г.), Белоруссией (2002 г.) и Казахстаном (2004 г.). В 2001 г. Межгосударственная Ассамблея стран - участников СНГ приняла текст Модельного (примерного) закона "О трубопроводном транспорте".
Более 25 лет назад Е. Владимиров и И. Ларин писали, что "правовая литература обходит молчанием назревшие вопросы правового регулирования такого перспективного вида транспорта, как трубопроводный" (2).
К сожалению, эта картина практически не изменилась. Можно назвать всего две-три серьезные работы, опубликованные за этот период, да и те в основном в области газоснабжения (3, 4).
В то же время за этот период были приняты буквально сотни нормативных правовых актов, которые обеспечивали функционирование системы магистральных нефте-, газо- и нефтепродуктопроводов. Ряд федеральных законов содержит отдельные нормы, регулирующие трубопроводный транспорт (5, 6, 7, 8, 9). Все они решают те или иные важные, но частные проблемы. Необходимость в создании фундаментальных основ правового регулирования трубопроводного транспорта признавалась не столько как теоретическая, сколько как практическая задача. Однако ее решение двигается очень медленно. Законопроект "О магистральном трубопроводном транспорте" рассматривается в Государственной Думе уже несколько лет. В 2002 г. автором была издана монография - учебное пособие "Трубопроводное право" (10).
В ней впервые в систематизированном виде были рассмотрены основные вопросы правового регулирования функционирования нефте-, газо- и нефтепродуктопроводов. Основной целью автора было создание специального курса для студентов РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, обучающихся на факультете проектирования, сооружения и эксплуатации систем трубопроводного транспорта, а также юридическом факультете, специализирующихся в области правового регулирования ТЭК.
Дискуссию и споры вызвало наименование читаемой дисциплины. Она, безусловно, представляет собой некий раздел транспортного права, в составе которого общепринято выделение водного, морского, железнодорожного, речного, автотранспортного права (11, 12, 13, 14). Отсюда логически вытекает название "Трубопроводное право", поскольку трубопроводный транспорт объективно является крупным и важным составным элементом транспортного комплекса страны.
По мнению автора, введение такого непривычного, "режущего слух" термина в первую очередь было оправдано стремлением привлечь внимание научной общественности, менеджеров нефтегазового комплекса и, наконец, законодателей к самой проблеме - необходимости разработки фундаментальных основ правового регулирования трубопроводного транспорта и магистрального трубопроводного транспорта нефти, газа и нефтепродуктов в частности.
В учебной литературе по транспортному праву трубопроводный транспорт даже не упоминается как элемент транспортного комплекса страны (11, 15, 16, 17).
Когда речь идет о народном хозяйстве в целом, законодатель подходит иначе, включая в понятие "транспорт" все известные виды транспорта. В 1993 г. в Указе Президента РФ "Об общеотраслевом классификаторе отраслей законодательства" (18) выделялось 45 отраслей законодательства, в том числе гражданское, о труде, о строительстве, о промышленности, о земле, о недрах и др. Отдельно выделялось "законодательство о транспорте и связи". В его составе выделялись блоки актов по видам транспорта: железнодорожный, водный (в том числе морской и речной), воздушный, автомобильный, городской (метрополитен, наземный городской транспорт), трубопроводный транспорт и иные специализированные виды транспорта.
В 2000 г. Общеотраслевой классификатор отраслей законодательства был отменен и введен Классификатор правовых актов (19). Но и здесь в отношении атрибуции транспорта законодатель не изменил своей позиции. В составе блока "Хозяйственная деятельность" выделен блок "Транспорт", который, в свою очередь, подразделен по видам транспорта на железнодорожный, водный (морской и речной), воздушный (авиационный), автомобильный, городской (метро, троллейбус и др.), трубопроводный и иные специальные виды транспорта.
Во всех цитированных работах в структуре транспортного права выделяются в качестве самостоятельных объектов регулирования отношения, возникающие при использовании отдельных видов транспорта.
Резюмируя изложенное, можно констатировать, что транспортное право является комплексной отраслью, в составе которой выделяются подотрасли, соответствующие различным видам транспорта: железнодорожное право, водное право, морское право и др. Поскольку в состав транспортного комплекса входит как один из видов транспорта - трубопроводный, логично выделять и трубопроводное право. Отсутствие пока специального федерального закона о трубопроводном транспорте не может рассматриваться в качестве отрицательного мотива. Во-первых, такой законопроект уже рассмотрен во втором чтении Государственной Думой. Во-вторых, теоретически условиями формирования новой отрасли (подотрасли) права является наличие комплекса значимых для народного хозяйства правоотношений, требующих самостоятельного регулирования, а также наличие или, что важно подчеркнуть, потребность в источниках права. Наличие этих двух условий очевидно.
Предмет трубопроводного права можно определить как имущественные и некоторые неимущественные отношения, возникающие при проектировании, создании, функционировании, реконструкции, развитии и ликвидации магистральных трубопроводов, направленные на обеспечение эффективного, надежного и безопасного их использования. К ним, в частности, следует отнести отношения:
- собственности на трубопроводы и перекачиваемую продукцию;
- государственного регулирования производственной и коммерческой деятельности;
- обеспечения экологической безопасности и технической надежности функционирования трубопроводов и др.
Объектами правоотношений являются: система магистрального трубопроводного транспорта, магистральные трубопроводы, их технологические объекты, права пользования ими, а также права пользования природными ресурсами (земля, недра) при строительстве, эксплуатации, ликвидации магистральных трубопроводов и др.
Субъектами правоотношений в области магистрального трубопроводного транспорта являются:
- Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти;
- субъекты Российской Федерации в лице органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- органы местного самоуправления;
- собственники магистральных трубопроводов или лица, осуществляющие право управления на других законных основаниях;
- операторы систем магистрального трубопроводного транспорта;
- юридические лица, осуществляющие эксплуатацию магистрального трубопровода, оказывающие услуги по транспортировке продукции и обеспечивающие технологически исправное состояние трубопроводов и их ремонт на основе договора с собственником магистрального трубопровода;
- иные организации, осуществляющие деятельность по созданию, безопасному функционированию и ликвидации магистральных трубопроводов;
- отправители и получатели продукции. Особенностью трубопроводного права является следующее обстоятельство. Часть правоотношений, возникающих при проектировании, сооружении, эксплуатации и ликвидации объектов трубопроводного транспорта, урегулирована нормами гражданского, административного и других отраслей права. Это в первую очередь регулирование доступа к трубопроводам и их использования, договоры строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, поставки товаров, энергоснабжения и др. Вместе с тем существенная часть правоотношений в сфере магистрального трубопроводного транспорта до сих пор не урегулирована законом. В первую очередь это договорные отношения транспортировки нефти, газа и нефтепродуктов.
Трубопроводное право можно рассматривать в трех аспектах: как научную дисциплину, как учебную дисциплину и как отрасль законодательства.
Трубопроводное право как научная дисциплина представляет собой систему знаний о трубопроводном праве как отрасли (подотрасли) права. Предметом этой науки должно быть в первую очередь определение места трубопроводного права в системе права, установление понятийного аппарата, раскрывающего специальную терминологию и характеризующего организационные и технические особенности отношений магистрального трубопроводного транспорта, договорных отношений при перемещении транспортируемой продукции (поставка, транспортировка, хранение и др.), анализ и обобщение правотворческой и правоприменительной практики, история развития трубопроводного права, изучение зарубежного опыта правового регулирования трубопроводного права.
Трубопроводное право как учебная дисциплина подразделяется на Общую и Особенную части. В Общую часть включены понятия о предмете, методе, источниках, субъектах и объектах трубопроводного права. В целом они совпадают с аналогичными понятиями теории права, но конкретизированы и отражают организационно-правовую, экономическую и технико-технологическую специфику трубопроводного права. К Общей части отнесено рассмотрение организационных, технических и экономических особенностей функционирования объектов трубопроводного транспорта, их роль и значение в топливно-энергетическом комплексе России.
Особенная часть трубопроводного права конкретизирует нормы Общей части, развивает и детализирует их, а также содержит специальные нормы и правовые институты, отражающие особенности правоотношений трубопроводного транспорта. Значительное место в этой части уделяется характеристике форм и методов государственного регулирования отношений в сфере магистрального трубопроводного транспорта.
В Особенную часть включены также разделы, в которых сгруппированы нормы и правовые институты, регулирующие отношения в области:
- сооружения магистральных трубопроводов;
- использования магистральных трубопроводов;
- тарифной политики;
- формирования договорных отношений в трубопроводном транспорте;
- поставки и транспортировки нефти и газа и нефтепродуктов;
- промышленной безопасности и охраны магистральных трубопроводов;
- землепользования при сооружении и эксплуатации магистральных трубопроводов;
- воздействия магистральных трубопроводов на окружающую среду;
- ответственности за нарушение законодательства о магистральном трубопроводном транспорте.
Трубопроводное право как отрасль законодательства представляет собой систему источников трубопроводного права. Принципы ее формирования являются общими для всех отраслей права. Отличие состоит в основном в качественном наполнении отдельных видов и групп законодательных и нормативных правовых актов.
В основе этой системы, естественно, должен лежать федеральный закон "О магистральном трубопроводном транспорте".
Российский законопроект "О МТТ" по объему и широте рассматриваемых вопросов существенно полнее, чем упомянутые выше аналогичные законы стран СНГ и зарубежных государств.
Отечественный законопроект состоит из 10 разделов:
- Общие положения (8 статей);
- Государственное регулирование МТТ (5 статей);
- Техническая и экологическая безопасность (4 статьи);
- Развитие МТТ и строительство МТ (3 статьи);
- Функционирование и ликвидация МТ (9 статей);
- Особенности экономических отношений (3 статьи);
- Регулирование земельных отношений (3 статьи);
- Разрешение споров и ответственность (3 статьи);
- Международное сотрудничество (2 статьи);
- Заключительные положения (1 статья). Следует отметить, что законопроект создается не на пустом месте.
Отдельные вопросы регулирования МТТ в России решены в Гражданском и Земельном кодексах, Законе "О естественных монополиях", Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном кодексе. Правительством и профильными министерствами принято несколько сотен специальных нормативных правовых актов.
В конце 1999 г. законопроект "О МТТ" был принят Госдумой в первом чтении и направлен на доработку с последующим внесением на рассмотрение во втором чтении.
Профильный комитет Госдумы провел за этот период большую работу по совершенствованию этого акта и, как представляется, смог успешно решить многие проблемы. В законе невозможно выделить главные и второстепенные вопросы, поскольку только комплексное их решение позволяет создать эффективно действующую систему. При этом, однако, можно выделить ряд положений (норм и институтов), имеющих принципиальное значение, к решению которых можно подходить с различных позиций. К ним в первую очередь следует отнести:
- государственное регулирование МТТ;
- право собственности на магистральные трубопроводы и их системы;
- порядок доступа пользователей к магистральным трубопроводам;
- условия пользования услугами МТТ (договоры, тарифы, инвестиции и др.).
В условиях рыночных отношений магистральный трубопроводный транспорт носит четко выраженный публичный характер. Это требование присуще внутреннему законодательству всех развитых стран Европы и Америки. Оно же является одним из условий политики глобализации экономики.
Вместе с тем стратегическое значение трубопроводного транспорта вообще, и особенно транспорта таких видов продукции, как нефть и газ, важно не только для экономики, но и для обеспечения национальной безопасности страны. Это обусловливает необходимость государственного вмешательства, контроля за функционированием системы магистральных трубопроводов. Не случайно именно это положение является одним из наиболее типичных препятствий и разногласий, которые приходится решать странам при заключении как двусторонних, так и глобальных (ВТО, ДЭХ, ГАТТ) соглашений.
Правомерность жесткого государственного регулирования определяется также спецификой и дискуссионностью трактовки принципа публичности в отношении магистрального трубопроводного транспорта. Этот принцип распространим на распределительный транспорт в полной мере. Об этом свидетельствуют нормы Гражданского кодекса РФ, устанавливающие публичный характер договорных отношений в сфере розничной (не оптовой. - А.П.) торговли, гостиничного сервиса услуг населению и др. При магистральном транспорте огромных объемов продукции дело обстоит иначе. Можно утверждать, что установление государственной регламентации деятельности компаний по МТТ независимо от форм собственности и правомерно, и необходимо.
Законопроект декларирует государственную и частную форму собственности на магистральные трубопроводы. МТТ является элементом федеральной энергетической системы. В связи с этим возникает необходимость регулирования взаимоотношений государственных компаний - собственников систем МТТ и частных собственников отдельных трубопроводов как на этапе сооружения трубопровода и подсоединения его к общей системе МТТ, так и в процессе функционирования всей системы.
В законопроекте достаточно детально описан механизм регулирования экономических взаимоотношений в области МТТ (инвестиции, тарифы и др.). При этом, по нашему мнению, необходимо усилить внимание на двух положениях.
Первое касается обеспечения надежности загрузки трубопровода в течение срока его службы, а это примерно 30 лет. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. предусматривает ввод в эксплуатацию ряда крупных магистральных трубопроводов, ориентированных на экспорт нефти и газа. Принимающее государство и инвесторы, естественно, при заключении договоров на их строительство потребуют от России гарантий загрузки. Современный горизонт прогнозирования развития сырьевой базы - всего 15 лет, а трубопровод должен работать не менее 30 лет. В то же время ситуация с сырьевой базой, особенно с нефтью, достаточно неопределенна. Общее декларативное положение в законопроекте о необходимости учета сырьевой базы недостаточно и может привести к очень серьезным последствиям для государства.
Второе положение касается учета в тарифах на перекачку так называемой инвестиционной составляющей. Вопрос в целом дискуссионный, но если его и принять, необходимо ввести норму, гарантирующую целевое использование такой инвестиционной составляющей. У нас есть уже печальный опыт введения в Федеральном законе "О недрах" специального фонда на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Его целевому использованию не помогло даже принятие специального федерального закона.
Требованию обеспечения недискриминационного доступа и его различным аспектам посвящено достаточно много публикаций. В законопроекте он представлен достаточно четко и сопровождается правовыми механизмами его решения. Упущен однако, по нашему мнению, один аспект - санкции за уклонение от выполнения этого требования.
В Кодексе об административных правонарушениях есть статья, устанавливающая санкции за "уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры" (ст. 9.13). Если учесть прямую зависимость и особенно практическую беспомощность особенно мелких нефтедобывающих компаний по отношению к мощным собственникам систем МТТ, в отношении их напрашивается прямая аналогия с инвалидами. Для них введение ответственности собственников магистральных трубопроводов за уклонение от предоставления доступа к трубе, зафиксированное и в Законе "О МТТ", в КоАП РФ и УК РФ было бы благом.
Правоотношения между собственником магистральных трубопроводов и собственниками перекачиваемой продукции регулируются договорами, разрабатываемыми и заключаемыми в соответствии с нормами Гражданского кодекса. Наиболее сложным с правовой точки зрения является договор на транспортировку нефти. Главная проблема связана с тем, что грузоотправитель закачивает в трубопровод нефть одного качества, а получает на выходе нефть другого качества. Это, пожалуй, единственный случай так называемой обезличенной транспортировки. ГК РФ предусматривает и регулирует правоотношения, связанные с хранением вещей с обезличиванием (ст. 890). Применительно к транспортировке эта особенность не предусмотрена.
В прямом виде ГК РФ не содержит норм, регулирующих договор транспортировки. Различные авторы предлагают использовать нормы договора перевозки (гл. 40), энергоснабжения (гл. 30, § 6), возмездного оказания услуг, транспортной экспедиции (гл. 41) и даже переработки (ст. 220). При отсутствии четкого указания на тип договора ГК РФ предоставляет право участникам гражданского оборота самим формулировать условия договора (ст. 421 "Свобода договора"). Однако эта "свобода" в условиях монопольного характера МТТ создает предпосылки для нарушения принципа недискриминационного доступа к "трубе". Учитывая это, в законопроекте необходимо урегулировать эту проблему, установив, например, требование использования типовых договоров транспортировки, разрабатываемых и утверждаемых уполномоченным органом федеральной исполнительной власти.
Перспективы развития отечественного нефтегазодобывающего комплекса связаны с освоением нефтяных и газовых месторождений, расположенных в зоне континентального шельфа России. Эта зона находится вне пределов государственной территории, и все отношения, в частности связанные со строительством и эксплуатацией магистральных трубопроводов в этой зоне, регулируются нормами Федерального закона "О континентальном шельфе" и нормами международного права, которые в зоне отечественного шельфа предусматривают право иностранных государств и лиц осуществлять определенные действия, например прокладывать подводные кабели и подводные трубопроводы. Россия осуществляет на континентальном шельфе суверенные права в целях разведки и разработки месторождений, но только исключительное право разрешать создание и эксплуатацию сооружений, в т.ч. подводных кабелей и трубопроводов. Все эти юридические тонкости, связанные с применением норм международного морского права, а также "морские" особенности сооружения и эксплуатации подводных сооружений и трубопроводов, более жесткие экологические требования, особенно при разливах нефти, должны найти отражение в законопроекте "О МТТ".
В разделе, регулирующем промышленную безопасность, целесообразно предусматривать по аналогии с Федеральным законом "О газоснабжении" требование осуществлять прогнозирование вероятности возникновения аварий и катастроф на объектах МТТ. Соответствующие нормы, правила и методики должны утверждаться федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. То же касается мероприятий, направленных на предотвращение актов и последствий террористической деятельности.
Поскольку целый ряд норм, регулирующих правоотношения в сфере МТТ, содержится в действующих законах, и в первую очередь в Федеральном законе "О газоснабжении", в законопроекте "О МТТ" необходимо предусмотреть требование приведения их в соответствие с этим Законом. Причем это касается не только содержания самих норм, не менее важна их редакция в терминах Закона "О МТТ". Практика судебных разбирательств убедительно показывает, что любые, на первый взгляд несущественные, терминологические различия приводят к серьезным коллизиям.
В заключение можно утверждать, что принятие Федерального закона "О МТТ" поставит последнюю точку в признании трубопроводного права как самостоятельного научного направления, самостоятельной учебной дисциплины, наконец, статуса самостоятельной подотрасли транспортного права.

Литература

1. Устав Горный Российской империи. СЗРИ, 1893 г. Факсимильное издание. М.: ИКИ, 2004.
2. Ларин И.Г. Правовой режим имущества органов трубопроводного транспорта. Сб. статей: "Правовые аспекты совершенствования хозяйственного механизма". М.: Изд. ИГ и ПАН СССР, 1979.
3. Плиев Э.Г. Правовое регулирование снабжения газом. 1974.
4. Садиков О.Н. Правовые вопросы газоснабжения. М.: Госюриздат, 1960.
5. Федеральный закон от 17 августа 2005 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" // СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.
6. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 1 16-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.
7. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222.
8. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.
9. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ "Земельный кодекс РФ" // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
10. Перчик А.И. Трубопроводное право. М.: Нефть и газ, 2002. 368 с.
11. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учеб. пособие. М.: Юридич. лит., 1999.
12. Кейлин А.Д., Виноградов П.П. Морское право. М., 1939.
13. Крылов С.Б. Воздушное право СССР. Л., 1933.
14. Тарасов М.А. Транспортное право. Ростов, 1968.
15. Транспортное право. Водное, железнодорожное: Учеб. пособие. М.: Былина, 1999.
16. Новиков В.М., Иваницкий Н.М. Основы транспортного права. Железнодорожный транспорт. Учеб. для вузов. М.: Транспорт, 1997.
17. Романович А.Н. Транспортные правоотношения. М., 1984.
18. "Об общеотраслевом классификаторе отраслей законодательства". Утв. Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2171.
19. Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 "Классификатор правовых актов" // СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1260.




Kehrt euch! Abtreten!


Отdamdor
Кфельдкурат Отто Кац (25.02.2010 11:42:32)
Дата25.02.2010 11:51:14

Re: А зачем...

Доброго времени суток!

Да смотрел я доступные в Интернете статьи Перчика А.И. :)
Меня именно законодательная база, в том числе и упоминаемые им законы (тексты) интересуют (ну и подзаконные акты). Интересно посмотреть как регулируется там более топичное для форума. Те же "приватиры", "разрегулирование" проблем с потребителями при внутренних и внешних вооружённых конфликтах.

С уважением, damdor


Отфельдкурат Отто Кац
Кdamdor (25.02.2010 11:51:14)
Дата25.02.2010 13:28:52

Если ф чо, то могу ответить на Ваш вопрос на паре сотен листов с таблицами,

Ite, missa est!

Но не на Форуме и не бесплатно ...

Kehrt euch! Abtreten!

Отфельдкурат Отто Кац
Кdamdor (25.02.2010 11:51:14)
Дата25.02.2010 11:53:41

Диссер рисуете ? (-)


Отdamdor
Кфельдкурат Отто Кац (25.02.2010 11:53:41)
Дата25.02.2010 18:53:51

Re: Диссер рисуете...

Доброго времени суток!

Нее. Старый для рисования. Просто ннаткнулся на проект Закона "О трубопроводном транспорте", лежащем с 1999 г. (!!!) И это в "энергетической державе". :) А на форуме как раз обсуждали разрешение вооружать охрану Газпрома калашами. Вот и стало интересно, возможно, ли с правовой точки зрения, условно деление на "Территория штата "Труба" и "внетрубные прилегающие территории" :(

С уважением, damdor

P.S.
> Если ф чо, то могу ответить на Ваш вопрос на паре сотен листов с таблицами,
А что за таблицы получаются? Интересует именно законодательство. Что в той же Нигерии? Венесуэле?

Отфельдкурат Отто Кац
Кdamdor (25.02.2010 18:53:51)
Дата25.02.2010 19:14:16

Есть такой грех ....

Ite, missa est!

Вопрос: А что за таблицы получаются? Интересует именно законодательство. Что в той же Нигерии? Венесуэле?

Ответ: Люблю иногда врезать грамм 100-200 конъяку и уютно расположиться в кресле с очередным номером журнала по сравнительному правоведению ...

Ознакомиться, так сказать, со сравнением жилищно-коммунального законодательства Ватикана и Лихтинштейна ... Мне оно уже лет как 20 уже нафиг не нужно, но немного отвлекает от ежедневных скорбных дел в судах различного уровня ...

Пару лет назад даже глобальная сравнительно-аналитическая статейка была на тему "труба и право" ...

Kehrt euch! Abtreten!

Отфельдкурат Отто Кац
Кdamdor (25.02.2010 18:53:51)
Дата25.02.2010 19:04:20

Ну дык трубопровод есть наземный транспорт, где наземный транспорт, там

Ite, missa est!

есть транспортная прокуратура и транспортная милиция, вооруженные знаниями о действии уголовного закона в пространстве и во времени ... Зоны ответственности правоохранительных органов на наземных коммуникациях определены еще Чингиз-ханом и окончательно уточнены Николаем II после пуска Трансиба ... Испытываете тягу к революционным преобразованиям ? Таки сказать своё "фэ", как говорят в Одессе ?:)))

Kehrt euch! Abtreten!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами