Ситуация с безопасностью на трубопроводах
Ситуация с безопасностью
на трубопроводах
В 2003 году Правительством РФ рассмотрена и одобрена энергетическая стратегия государства до 2020 года, предполагающая развитие нефтяной и газовой промышленности страны. В стратегии рассматриваются три варианта развития ТЭК: оптимистический, при котором прогнозируется к 2013 году ВВП увеличить вдвое; умеренный – в 1,7 раза; критический - при цене нефти на уровне $18 за баррель, экономика страны будет развиваться темпами 2,5 – 3,0 % в год. Серьезного развития газовой промышленности не предусматривается. Предполагается при добыче газа в 2002 году в объеме 595 млрд куб. м. в 2010 году выйти на добычу 635 млрд куб. м, а в 2020 г. – на 682 млрд куб.м (следует напомнить, что в 1990 г. в России было добыто 647 млрд куб.м). При любых вариантах развития ТЭК много будет зависеть от надежной и безопасной работы систем трубопроводов. Общая протяженность магистральных, промысловых и распределительных трубопроводов в России составляет около 1 млн км. Магистральные газопроводы имеют производительность 618 млрд куб. м в год, по нефтепроводам транспортируется 95% добываемой нефти. Трубопроводные системы уже в настоящее время «накрывают» 35% территории страны, на которой проживает более 60% населения.(1)
Однако в официальных основных документах (законах и других нормативно-правовых актах), серии книг «Безопасность России. Безопасность трубопроводного транспорта», до сих пор рассматриваются вопросы безопасности только при техногенных авариях, отказах на магистральных трубопроводах и нарушениях правил эксплуатации газооборудования жилого фонда городов и объектов ЖКХ. По ориентировочным подсчетам, по криминальным врезкам отбирается более 10 000 тонн топлива ежегодно. Такое же положение с хищениями наблюдается и на нефтепроводах. На государственном уровне вопросы охраны и защиты трубопроводных систем в новых реалиях современности - при усилении угроз терроризма и изменении самой системы безопасности - рассматриваются недостаточно полно, хотя наименее прогнозируемой причиной возникновения аварий является нарушение целостности трубопроводов самовольными врезками с целью хищения нефтепродуктов и нефти и проведения терактов. Наибольшее число таких случаев отмечено на территориях Самарской, Нижегородской, Орловской, Московской, Брянской областей и в Краснодарском крае.
Опасны ли российские нефтегазовые трубопроводы? Постановка вопроса связана, прежде всего, со взрывами газопроводов в Дагестане. Там, уже в двенадцатый раз за последние годы, был взорван магистральный трубопровод. В 1996 году – обрушена в воду 450-метровая часть газопровода. В 1998 году - подорвана газораспределительная станция. В 2001 году два взрыва: один - на газопроводе(19 июля), другой - на нефтепроводе (29 августа). В 2002 году - подрыв газопровода (26 сентября). В 2004 году пять подрывов газопроводов: 2 апреля, 25 мая, 20 июня, 6 июля и в ночь на 9 декабря. В результате взрывов нарушено энергоснабжение не только Дагестана, но и Азербайджана, на территории, обслуживаемой этими нефтегазовыми трубопроводами, проживает около 600 тыс. человек, в том числе на территории России около 148 тыс. человек. В 2005 году прошло уже несколько подрывов газопроводов.
Если говорить о совокупных потерях, которые понесла российская сторона, то их можно сравнить с подрывами нефтепроводов в Ираке - там ежедневные потери за нефть, которая не поступает на терминалы, достигает 6 млн долларов в сутки. Насколько вообще безопасны такие объекты, как нефтепроводы, газопроводы и НПЗ? Технологические требования к безопасности трубопроводных систем, которые были в СССР, не применимы для ситуации современной России. У нее не только новая конституция, новая конфигурация границ - появились новые угрозы энергобезопасности, новые угрозы трубопроводным системам, и оценки их должны быть совершенно иными. Проблемы защиты трубопроводных сетей от терактов у России и Запада возникли одновременно, но на Западе это поняли раньше, и за последние годы там уже были достигнуты определенные успехи. России нужно принимать кардинальные решения и меры для резкого улучшения системы безопасности на трубопроводном транспорте.
Предложения по совершенствованию энергетической безопасности
Во-первых, правительством должна быть выполнена федеральная программа сплошной очистки территории страны от взрывоопасных предметов, оставшихся после Первой и Второй мировых войн. Для того чтобы вывести из строя нефтепровод или газопровод, не нужны десятки килограммов взрывчатки. В старых магистральных газопроводах газ передается под большим давлением, от 55 до 75 атмосфер, новый класс нефтепровода для газовых месторождений Ямала рассчитывается на давление 120 атмосфер. Достаточно нарушить внешнею стенку газопровода, чтобы давление изнутри сделало разрыв максимальным. Поэтому одна из основных задач для России - очистить территорию от взрывоопасных предметов, таящихся в земле после прошедших боев. Может быть, на первом этапе имеет смысл провести расчистку от взрывоопасных предметов, оставшихся после боевых действий, в зонах прохождения магистральных нефтепроводов и единых технологических коридоров, в которых располагается до 10 ниток газопроводов. В каждой из них транспортируется около 90 млн куб. метров газа в сутки. В середине 90 годов в России уже принималась федеральная программа по сплошной очистке территории Европейской части, но из-за отсутствия средств она находится в замороженном состоянии.
Во-вторых, необходимо приступить к разработке концепции безопасности трубопроводных систем. За последние 13 лет практически не проводились фундаментальные исследования по разработке научных основ надежности и обеспечения безопасности трубопроводных систем. В современных условиях, когда возникла потребность в сооружении трубопроводов нового поколения, когда угрозы трубопроводным системам носят не только техногенный, но и преднамеренно террористический характер, важно сформировать научно обоснованную теорию безопасности трубопроводных систем. На основе теории создать долговечные трубопроводные системы и надежно их эксплуатировать под современной охраной и защитой. Следовало бы учесть и зарубежный опыт в области промышленной безопасности, который начал формироваться 20-30 лет назад, и разработать федеральные стандарты по примеру «Правил безопасности трубопроводов США».
В-третьих, необходимо изменить, ужесточить государственные требования к безопасности на этапах проектирования и строительства газо- и нефтепроводов. Магистральные трубопроводы проложены не везде скрытно под землей. В песках, например, Средней Азии, Сирии и в Ираке, Саудовской Аравии нефтепроводы проложены по песку, без всякого заглубления. В России сегодня более жесткие экологические требования, по сравнению с аналогичными требованиями Евросоюза и международных экологических организаций. Чтобы предупредить загрязнение местности, трубопроводы, как правило, проходят в технических коридорах существующих нефте- и газопроводов, что значительно снижает ущерб земельным ресурсам. При строительстве резервуарного парка, например, в Приморске (Балтийская трубопроводная система), применена полистовая сборка резервуара, с толщиной стенки первого пояса 28 мм. Подводные переходы через основные реки, пересекаемые трассой нефтепровода, выполнены методом наклонно-направленного бурения, а подводный переход реки Нева выполнен методом микротоннелирования с глубиной залегания более 10 м ниже линии размыва. Большая часть магистральных трубопроводов заглубляется.
На поверхности совершенно открыто остаются наиболее уязвимые места: компрессорные и насосные станции, газораспределительные станции магистральных трубопроводов, нефтеперерабатывающие заводы, терминалы, плавучие платформы, вентильные узлы. Система безопасности должна защищать не только от техногенных катастроф, но и актов терроризма. Элементы трубопровода, которые находятся на поверхности, должны быть «залегендированы» и замаскированы. Одновременно рядом с ними может быть проложена ложная сеть трубопровода и организованно постоянное наблюдение и контроль специализированных подразделений, способных в случае угрозы быстро обнаружить преступников и быстро их обезвредить. При разработке проекта следует учитывать вопросы постоянного наблюдения, масштабной маскировки этих большеразмерных объектов, используя современные технологии. Для контроля за территорией, занимаемой трубопроводами, возможно использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) российского производства «Проня», ДПЛА – БРАТ или «Пустельга». В США, например, федеральная авиационная администрация готовит пакет нормативных актов, регулирующих правила использования БПЛА, чтобы использовать в гражданских целях более 8 тыс. беспилотных аппаратов для контроля над протяженными объектами.
Нынешняя система охраны трубопроводов в России архаична и не отвечает современным требованиям безопасности. Специализированной охраны трубопроводных систем не существует. Созданная в 2002 году специальная служба ОАО «Спецтраснефтепродукт» призвана заниматься вопросами охраны трубопроводов от несанкционированного вмешательства, ежеквартально проводит операции «Нефть» по пресечению попыток вреза с целью хищения нефти. Военизированная охрана не в состоянии охранять все необходимые объекты. Например, в Ставропольском крае из 400 объектов, подлежащих охране, распоряжением губернатора военизированная охрана определена только на десятки объектов. Частные охранные предприятия или ВОХР не имеют реальных возможностей осуществить контроль над всей протяженностью магистрального или промышленного трубопровода. Сотрудники вневедомственной охраны, по старинке, в некоторых случаях патрулируют тот или иной отрезок трубы, в соответствии с правилами охраны магистральных газопроводов и дополнениями 1994 года. Сотрудники Единой системы газоснабжения, в ведении которой находится 150 000 км газопроводов и 256 компрессорных станций, как и тридцать лет назад, при падении давления на одном из участков магистрали высылают аварийную бригаду - не зная, кто и что встретит их на месте аварии.
На Западе более 25 лет назад перешли на другой принцип охраны, с учетом новых реалий и с использованием современных технологий. В Турции и Египте специальная компания аэрокосмического гиганта Northrop Grumman занимается охраной трубопроводов с использованием своих космических аппаратов. Ряд частных компаний разрабатывает альтернативные государственным средствам системы выведения спутников на орбиту, в том числе и для наблюдения за трубопроводами. Так, например, в июне 2004 года частный ракетоплан Space Ship One совершил суборбитальный полет на высоте 100 километров.
В России компания «Газком» только начинает создавать новую систему космического зондирования Земли и к 2007 году выводит на орбиту два спутника серии «Стрелка» для наблюдения за транспортными системами. В Северной Америке охрану этих стратегически важных объектов несут частные военные организации (ЧВО). Количество частных военных организаций и структур для охраны длинноразмерных объектов постоянно увеличивается. В настоящее время в Ираке, например, находится, по разным данным, от 15 до 20 тыс. сотрудников ЧВО, охраняющих трубопроводы и другие важные объекты. Для постоянного наблюдения на всю длину трубопровода они использует данные спутникового контроля, навигационную аппаратуру и беспилотные летательные аппараты, вертолеты, машины. Для внутритрубной диагностики трубопровода используют магнитные и ультразвуковые снаряды, сопровождаемые системой глобального позиционирования (GPS) для высокоточного определения трубопровода на местности, геодезических координат через искусственный спутник.
За добычу нефти отвечают нефтяные компании, а за охрану трубопроводов нет. Почему бы ни передать это все в частные руки? Но премьер-министр Михаил Фрадков высказал мнение, что нецелесообразно передавать нефтепроводы и газопроводы в частные руки. Он, правда, не объяснил, почему. Деньги на строительство трубопроводов и оборудование их современными системами наблюдения и охраны у частных компаний есть, но законодательство не позволяет им осуществлять подобные инвестиции.
В-четвертых, необходимо правовое обоснование по созданию частных военных организаций и формирований (ЧВО). У этого предложения будет много противников. Но пятнадцать лет назад примерно такие же вопросы ставились, когда стали создаваться частные охранные предприятия. За 15 лет нормативная база приведена в соответствии с федеральными законами. Современные частные охранные предприятия нормально функционируют под патронажем МВД. Смысл создания ЧВО состоит именно в том, что они нужны для охраны объектов большой протяженности (нефтепромыслов, трубопроводных систем, плавучих платформ). Решением правительства этим структурам могла бы делегироваться часть прав на использование данных космической разведки, управления и связи. Возможна передача в аренду системы дешифрирования космических снимков, управления БПЛА, вертолеты и другая техника. Но действующее законодательство не позволяет передавать объекты инфраструктуры в частную собственность.
Не секрет, что трубопроводные системы имеют оперативно-стратегическое значение для наших вооруженных сил, поскольку существует определенная технология, когда заправка больших масс техники проводится именно из магистрального трубопровода. В рамках, например, ОАО «АК «Транснефтепродукт» действует система стратегической заправки топливом, которая фактически передала в распоряжение военных гигантскую заправочную станцию протяженностью 20 тысяч километров. Благодаря сотрудничеству с компанией Министерство обороны РФ за последние три года сократило 24 собственных склада ГСМ и планирует сократить еще 20. Эта структура внесена в перечень акционерных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, и 100% акций закреплены в федеральную собственность. Использование объектов инфраструктуры ТНП в интересах Министерства обороны сокращает затраты из военного бюджета на 0,5 млрд рублей в год. Было бы логичным, чтобы куратором ЧВО могла быть база именно этой компании. В стране достаточно подготовленных специалистов, которые уволены из армии по каким-то параметрам, но в состоянии нести охрану в составе ЧВО.
Международно-правовое обеспечение безопасности
Россия уже имеет опыт прокладки трубопроводов по дну моря. В Турцию проложен по дну Черного моря трубопровод "Голубой поток". Планируется прокладка по дну Балтийского моря Северо-Европейского газопровода, но правовое обеспечение контроля, защиты нефтепроводов в международных водах не проработано. Следует признать, что в акватории Финского залива для компании ОАО « АК «Траснефть» установлена зона ответственности площадью равной 3,8 кв. км. Для ликвидации возможных аварий создана аварийно-восстановительная служба в составе 120 аттестованных специалистов. Но это исключение из правил. В принципе, уже сейчас, на этапе подготовки строительства, необходимо готовить международные структуры, международные договора с той же Латвией, Литвой, Эстонией, Польшей и Германией, вдоль берегов которых, в нейтральных водах, будет проходить трубопровод. Возможно, не так уж не прав президент Польши Лех Качиньский, говоря об экологических недостатках проекта.
Каждое государство, естественно, будет действовать в первую очередь в своих интересах. С точки зрения экономической безопасности правительства Германии и России, подписывая соглашение, правы. Прокладывая трубопровод без посредников, они прежде всего гарантируют себе, что перекачки газа не будут зависеть от политических процессов, проходящих в странах Балтии, в Польше или на Украине. Вместе с тем вопросы согласования взаимодействия со странами, вдоль побережья которых будет проложен трубопровод, должны быть проговорены. С другой стороны, двустороннее подписание наоборот облегчит переговорный процесс. Если эти государства хотят проложить ответвление газопровода, аналогичное финскому или шведскому, то, естественно, они уже будут вынуждены идти на уступки в том или ином вопросе.
Немаловажным для безопасности на море является наличие в структурах, эксплуатирующих морской газопровод, разведывательных и спасательных систем. В обязанность которых должны быть вменены проверки состояния трубопроводов после штормовых явлений, прохода судов, параллельно показаниям приборов в производственно-диспетчерском управлении. Система безопасности должна предусматривать защиту не только от техногенных катастроф, но и актов терроризма и на суше, и на море. Организация безопасности трубопроводов - это вопрос государственной безопасности, по которому правительство должно принимать решения. Та нормативная база, которая сейчас существует по защите и безопасности трубопроводных сетей, современным реалиям безопасности не соответствует.
Изменения в законодательной базе, технической и проектной документации по безопасности трубопроводных систем
Для России главная проблема в снижении уровня безопасности на трубопроводах - не деньги, а государственная воля. Необходимо дать поручение правительству, чтобы оно направило в Госдуму соответствующие поправки в имеющиеся законы по безопасности стратегически важных объектов – трубопроводных систем, проложенных на суше и на море.
В частности, следует разработать законодательство по частным военным структурам, решить порядок передачи этим структурам части федеральных прав на использование инфраструктуры, космической техники и вооружений. Все должно быть определено решениями государства, законодательными актами, соответствующими положениями, инструкциями.
Может возникнуть резонный вопрос: кто должен за все это платить, можно себе представить, сколько все это может стоить? Должны платить владельцы. Государственные структуры и частные организации в равной мере. На уровне глав регионов должны приниматься соответствующие решения о вооруженной охране опасных объектов. Аналогичные решения должны приниматься на уровне местных властей, директоров крупных предприятий, связанных с непрерывным производством. Частным структурам, которые владеют трубопроводными системами, не хочется вкладывать дополнительные средства для обеспечения безопасности. Должна быть государственная воля, которая заставит руководителей государственных и частных предприятий вкладывать деньги в новую систему безопасности, организовывать новые объекты, посадочные площадки для вертолетов, закупать беспилотные летательные аппараты, легкие летательные аппараты. Для действий в горно-таежных районах - предусмотреть дельтапланы, в условиях российского бездорожья - современную технику. Устанавливать современные наблюдательные и сигнализационные системы.
Модернизировать ту систему ВОХР, которая сейчас имеется, для нейтрализации новых угроз терроризма - невозможно. Дешевле построить новую. Решение проблемы безопасности и предупреждение террористических актов на нефтегазовых трубопроводах возможно только в совокупности проведения сплошной очистки территории, разработки новой концепции безопасности трубопроводных систем, изменения и ужесточения требований к проектированию и строительству с учетом террористической угрозы, формирования системы деятельности частных военных организаций, изменения законодательной базы и принятия отдельных международно-правовых актов, регламентирующих деятельность структур безопасности на суше и на море.
По нашим прогнозам, в ближайшее время таких событий, как подрывы газонефтепроводных трубопроводов в Дагестане, станет больше. Их будет больше и на территории Центральной России, хотя бы потому, что даже в Подмосковье только в позапрошлом году было несколько терактов на газопроводах и на линиях ЛЭП. И если не принять срочных мер, то на восстановление потребуется выделение гораздо больших средств, чем на создание современной системы энергетической безопасности.
Примечание
1) Олег Иванов. Безопасность трубопроводных систем. Нефтегазовая Вертикаль №12/2002год.
См. также по теме:
- Кошик. В конечном итоге, это может принести пользу Украине
- Лейбин. Нюансы газового империализма
- Гриценко. Газовый источник скандалов
Комментарии
Отправить комментарий