ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В предлагаемом читателю труде "Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ РФ" проводится анализ формирования новых границ России, возникающих в связи с их появлением угроз и трансграничной кооперации. Данное исследование, в котором приняли участие ученые и специалисты из Астрахани, Барнаула, Волгограда, Грозного, Москвы, Нижнего Новгорода, Смоленска и Харькова, стало возможным только при активной поддержке Научно-образовательного форума по международным отношениям во главе с профессором А.Д. Богатуровым.
Прошедшее десятилетие было весьма трудным для России и всех остальных постсоветских государств. Распад СССР совпал с процессом открытия экономики и рыночными реформами. В 90-е гг. новые государства находилась в перманентном экономическом и политическом кризисе. Во многом это было результатом произошедших геополитических потрясений. Чтобы смягчить негативные последствия распада страны, искали пути сохранения единства постсоветского пространства, но при обязательном условии укрепления своей государственности. Параллельно делались попытки включиться в глобальные политические и экономические процессы, стать частью европейского интеграционного процесса, активизировать сотрудничество в Азии. Сегодня, развитие стран приобрело позитивную экономическую динамику, что позволяет судить об их приспособлении к новым геополитическим реалиям.
Отражением "тектонических" перемен на пространстве бывшего СССР стало формирование новых границ как разграничительных линий и атрибутов государственности, и изменение их функций в соответствии с процессами глобализации и регионального сотрудничества (регионализации). Параллельно были заложены основы приграничного и межрегионального сотрудничества.
В этот период со всей остротой встала проблема безопасности границ, поскольку трансграничные перемещения из страны в страну социальных патологий (нелегальные миграции, наркоторговля, контрабанда, другие проявления криминала) выросли до угрожающих масштабов. Многие приграничные регионы из-за разрыва сложившихся в советский период экономических и социальных связей испытывают глубокую депрессию. Природа трансграничных рисков и угроз проистекает из советского наследия, политической и экономической слабости постсоветских стран, высокой социальной цены рыночных реформ, растущей социально-экономической дифференциации бывших союзных республик.
Но безопасность границ сегодня не означает их закрытость наглухо. Границы эти одновременно должны обеспечивать получение страной выгод от международного сотрудничества и устойчивое развитие приграничных регионов. В этом сегодня одна из центральных задач российской пограничной, а также таможенной и миграционной политики.
Пока же новые границы существенно затрудняют легальные экономические и социальные связи. В то же время они вполне проницаемы для криминала. У России и других стран СНГ отсутствуют необходимые финансовые ресурсы для создания надежного прикрытия рубежей. При сохранении тенденции к росту социально-экономических различий между странами Содружества следует ожидать возрастания упомянутых угроз. Все это оказывает прямое воздействие на социальное и экономическое положение приграничных районов и, соответственно, на устойчивости постсоветского пространства.
За 1992-2002 гг. Россия прошла путь от абсолютно прозрачных новых границ до полупрозрачных границ с Украиной и Казахстаном и довольно закрытых границ с Грузией и Азербайджаном. Граница с Белоруссией в рамках Союзного государства Россия - Белоруссия остается прозрачной.
Субъекты РФ, имеющие сухопутную границу с новыми зарубежными государствами, занимают более 1/4 территории России. Специфика хозяйственной деятельности в них заключается в том, что они в большинстве случаев удалены от российского рынка, но приближены к рынкам соседних стран. Однако в полной мере этот позиционный ресурс приграничные районы могут использовать в случае добрососедских и стабильных отношений России с соседними странами. Важным фактором развития данных районов становится создание преференциальных механизмов регионального сотрудничества в рамках интеграционных группировок стран.
При восходящем развитии этих группировок границы из защитных рубежей превращаются в линии широкого международного взаимодействия, а приграничные районы все сильнее выступают как мосты сотрудничества. Весьма показательна в этом отношении трансформация межгосударственных границ между странами ЕС. По мере углубления европейской интеграции они постепенно превратились в административные. Исчезновение пограничных барьеров внутри Европы во многом стало результатом развития приграничного сотрудничества на основе Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, от 21 мая 1980 г. Подписание этой конвенции явилось следствием достижения довольно зрелого этапа европейской интеграции - создания таможенного союза. В дальнейшем деятельность трансграничных регионов (их насчитывается 95 из 278 регионов учитываемых Советом Европы) и трансграничных институтов, одной из форм которых являются широко известные еврорегионы, стала стимулировать европейскую интеграцию1. Сегодня мы имеем дело с единым европейским пространством, на котором уже практически не заметны пограничные "рубцы".
Если в Европе трансграничное сотрудничество стало результатом прогресса интеграции, а затем уже и фактором ее углубления, то в Северной Америке ситуация выглядела иначе. Там, на первых порах в середине 60-х гг. в пограничном поясе Мексики вдоль США стали создаваться ориентированные на экспорт в эту страну предприятия «макиладорес». Они пользовались значительными преференциями в Мексике и льготными таможенным обложении при ввозе продукции в США. В результате этого произошла быстрая индустриализация приграничных районов Мексики, что стало важной предпосылкой образовании в 1994 г. Североамериканской зоны свободной торговли - НАФТА.
Россия пошла по европейскому пути. Уже сегодня новые приграничные районы России и соседних с ней стран выступают важным фактором процессов регионального сотрудничества на постсоветском пространстве, а уровень приграничного сотрудничества определяется характером используемых в рамках регионального сотрудничества преференций. Но в отличие от Европы эти процессы находятся на начальном этапе развития. Тем не менее, пограничные проблемы России и соседних новых государств весьма похожи на североамериканские. Сходство определяется большой протяженностью границ, значительными культурными и социальными перепадами на южных порубежьях России и США, общими проблемами трансграничных движений.
В то же время приграничному сотрудничеству между Россией и странами СНГ способствует советское наследие в виде структур экономики, технологического уровня, ментальности населения, не забытого еще русского языка и т.д. В хозяйстве новых приграничных регионов России уже произошли заметные структурные изменения, существенно видоизменились производственные и торговые связи, а также этнический состав населения. Причем эти изменения в основном негативного свойства, вызывающие дополнительные издержки и создающие немалые проблемы.
Безусловно, сама проблема новых границ и приграничных территорий является производной от более высоких по уровню проблем, таких как государственное строительство, макроэкономическая политика, внешняя политика, национальная безопасность, региональная политика. Но именно в приграничных регионах эти проблемы наблюдаются в концентрированном виде и в единстве.
Структура сборника состоит из четырех глав. Она включает блоки, в которых анализируются теоретические проблемы трансграничной безопасности и нового пограничья РФ, а также положение на отдельных участках новых и старых границ. Анализ последних важен с точки зрения как сравнения с новыми участками, так и вполне очевидной связи положения на тех и других участках российской границы.
Важность данного проекта обусловлена не только актуальностью, но и тем, что в научный оборот вводится обширная свежая информация. Она позволяет получить довольно подробную картину положения на отдельных участках российской границы и приграничных регионов и одновременно создает основу для концептуальных и теоретических построений, важных для разработки стратегии внутренней и внешней политики России.
Примечание
1Международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ. Учебное пособие/ под ред. Гранберга А.Г. М., 2001, с. 238-270.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами