Международная группа расследователей Bellingcat с помощью фотографий в открытых источниках нашла новые подтверждения того, что ракетная установка "Бук" с бортовым номером 332,
из которой мог быть сбит "Боинг-777" Малайзийских авиалиний, была
доставлена на Украину из России. Опубликованное в понедельник
расследование Bellingcat сужает круг водителей, которые могли
участвовать в доставке "Бука" к российско-украинской границе, до 3–4
человек. Кроме этого, в понедельник на сайте Bellingcat была
опубликована неизвестная ранее фотография "Бука 332", найденная одним из
пользователей "Твиттера" в профиле механика 53-й зенитно-ракетной
бригады из Курска.
О том, что "Бук" был доставлен в Ростовскую область, а затем и на
Украину из Курской области России, стало известно еще два года назад. В
мае 2015 года экспертам
Bellingcat удалось
проследить
по фотографиям военных из соцсетей путь колонны с военной техникой,
которая в конце апреля 2014 года доставила "Буки" и другое вооружение к
российско-украинской границе, в военный лагерь под городом Миллерово в
Ростовской области.
Меньше чем через год, в феврале 2016-го, в
Bellingcat установили круг лиц,
которые могли быть причастны к переброске "Буков" из центра России на
юг и к транспортировке одной из ракетных установок на территорию
Украины. Вся информация об этих людях – от командиров 53-й бригады до
водителей тягачей, которые везли ракетные установки в Ростовской
область, – была передана возглавляемой Нидерландами Международной
следственной группе, которая должна определить виновных в катастрофе
"Боинга". При этом в
Bellingcat отмечают, что не считают ответственными за трагедию рядовых военнослужащих, перевозивших "Буки".
В феврале 2017 года в
Bellingcat опубликовали
имя и фамилию человека, который, по их мнению, организовывал переброску
"Бука" от российско-украинской границы в Донецкую область Украины. Этим
человеком оказался военный пенсионер, бывший сотрудник ГРУ
Сергей Дубинский по прозвищу Хмурый. Позже причастность Хмурого к транспортировке "Бука"
подтвердили
и другие журналистские расследования. Сам Дубинский отрицает свою
причастность к запуску ракеты по "Боингу", однако он ни разу прямом
текстом не опроверг свое участие в перевозке "Бука" по территории
занятых сепаратистами восточных районов Украины.
В
опубликованных в понедельник новых материалах Bellingcat
о "Буке 332" нет сенсаций, но они позволяют пролить свет на некоторые
неизвестные ранее детали истории со сбитым "Боингом" и еще раз показать,
что ответственность за случившееся лежит на российских властях и
военных, – говорит один из ведущих аналитиков группы
Арик Толер:
– Что нового в этом расследовании, если учесть, что раньше вам
уже удалось проследить весь путь "Буков" из Курской области на юг
России, в Миллерово, откуда одна из установок была переправлена на
Украину?
– Это своего рода сиквел предыдущего расследования о маршруте "Буков"
и воинских частях, которые были ответственны за их доставку. И над
первым расследованием, которое называлось Tracking the Trailers, и над новым работал один и тот же человек, волонтер проекта
Bellingcat
Дэниэл Ромейн. Работа над каждым их них заняла у него примерно год. В
новой публикации Дэниэлу удалось закрыть некоторые пробелы, которые
оставались в этой истории после публикации прошлого доклада.
<a
href="https://w.soundcloud.com/player/?url=http%3A%2F%2Fapi.soundcloud.com%2Ftracks%2F326236523&color=ff5500&auto_play=false&hide_related=false&show_comments=true&show_user=true&show_reposts=false">SoundCloud</a>
В новом расследовании в центре внимания – личности водителей
тягачей, доставлявших "Буки" в Ростовскую область. Мы попытались
выяснить, кто из них присутствовал на военной базе в Миллерово или
вообще в Ростовской области в те дни июля 2014 года, когда "Бук", как мы
считаем, пересек российско-украинскую границу. Также в процессе работы
над расследованием нам удалось собрать данные о другой активности
автомобильных батальонов, доставлявших "Буки", до и после того, как был
сбит "Боинг". Мы старались как можно сильнее сузить круг лиц, которые
могли быть причастны к переправке "Буков" к украинской границе. В
публичной версии нашего расследования мы не приводим их настоящие имена.
Также мы заретушировали их лица на фотографиях, чтобы не подвергать
этих людей риску. Но в полной версии расследования, которая уже
отправлена Международной следственной группе, все это есть: и имена, и
адреса, и даже номера телефонов. Главная цель нашего расследования –
помочь Международной следственной группе в ее работе. Мы надеемся, что
наша информация дополнит данные, которые ей уже собраны.
– Каким образом информация о том, кто именно сидел за рулем
тягача, перевозившего тот самый "Бук 332", может помочь в расследовании
причин катастрофы "Боинга-777" Малайзийских авиалиний?
– Кем бы ни был этот человек – он, безусловно, одна из ключевых фигур
в этом деле. Конечно, такими же ключевыми фигурами являются и те
персонажи, которые были на Украине в момент выстрела по "Боингу". Это и
те, кто непосредственно управлял ракетной установкой, и
Сергей Дубинский,
отвечавший за ее транспортировку по Украине от границы с Россией. Но и с
российской стороны есть ключевые свидетели, которых в идеальном мире
надо было бы допросить по этому делу. Они могли бы поделиться с
Международной следственной группой данными о том, кто именно доставлял
"Бук" к украинской границе. А если мы узнаем, кто это был, то наверняка
сможем выяснить и то, кто переправлял "Бук" через границу и кто
"принимал" его с той стороны. А главное – был ли "Бук" передан
сепаратистам вместе с экипажем, то есть служащими 53-й зенитно-ракетной
бригады из Курска. У водителя тягача, который привез "Бук" к границе,
наверняка есть ответы на эти вопросы.
– Удалось ли вам найти этого конкретного водителя?
– В результате расследования мы сузили круг водителей, которые могли
транспортировать "Бук 332" к украинской границе, до 3-4 человек. Опять
же, в тексте мы не публикуем их настоящие имена или фамилии, но они есть
в распоряжении Международной следственной группы. Большая и важная
часть этой работы – определить не только тех водителей, которые могли бы
быть за рулем тягача в тот день, но и тех, кто точно не мог иметь к
этому отношения. Как и в нашем расследовании о 53-й зенитно-ракетной
бригаде, мы постарались исключить "лишних" людей из расследования, тех, у
кого есть алиби.
– Вы упомянули о выявленной в процессе этого расследования
"другой активности" автомобильных батальонов, перевозивших "Буки" в
Ростовскую область. О чем идет речь?
– Нам удалось определить номерной знак тягача, который вез тот самый
"Бук 332" из Курской области в Миллерово, а затем – к украинской
границе. В процессе расследования были найдены фотографии этого тягача и
его прицепа, на которых виден танк, позже замеченный и
сфотографированный очевидцами в Луганской области Украины. Это
показывает, что 2-й автомобильный батальон 69-й отдельной бригады
материально-технического обеспечения ВС ФР участвовал и в перевозке
другой военной техники вдоль границы с Украиной и ее переправке на
Украину.
– Отдельно от нового расследования Bellingcat опубликовал
фотографии "Бука 332", из которого предположительно был сбит "Боинг",
сделанные за год до трагедии, в 2014 году. Что может рассказать этот
снимок?
Думаю, что этот "Бук" сейчас покоится где-нибудь на дне Черного моря
– Это фото мы наши по наводке пользователя "Твиттера" с ником
Slozhny,
которого, наверное, можно уже называть "магистром буковедения" –
столько времени он посвятил этой теме за последние годы. Эта фотография,
как нам удалось определить, была сделана на базе 53-й аэромобильной
бригады под Курском. На ней – механик, позирующий рядом с "Буком 332".
Мы находили и другие фотографии этого "Бука", сделанные до катастрофы
"Боинга", начиная с 2009 года. Но этот снимок уникален тем, что на "Бук"
уже нанесена маркировка, которой нет на более ранних его фотографиях и
которая видна на видео и фото установки, сделанных в процессе его
следования на восток Украины. Это маркировка негабаритного груза на
борту – "H-2200", а также маркировка центра масс, которая нужна для
правильной погрузки "Бука" на железнодорожную или автомобильную
платформу, она напоминает прицел и расположена спереди. До сегодняшнего
дня в нашем распоряжении было несколько фотографий "Бука", сделанных до
катастрофы "Боинга", последняя из них была снята зимой 2013 года, и
тогда этих маркировок на борту не было. Мы нашли профиль этого механика и
предполагаем, что фотография "Бука" с маркировками была сделана в 2013
году или весной 2014-го. Российские журналисты
нашли
изображенного на фото человека, который подтвердил, что в 2013-м и,
возможно, в начале 2014 года он был на базе в Курске. Все другие детали
"Бука 332", попавшего в объективы камер на Украине и в России, например,
форма щитков, совпадали. Разница была только в наличии и отсутствии
маркировки на ранних российских фото "Бука" и фотографиях из Донецкой
области. Теперь мы знаем, когда на установку были нанесены эти знаки. Но
что более важно, как мне кажется, – эта фотография еще раз напомнила
людям в России и на Украине, что "Бук", из которого был сбит "Боинг",
был российским. Вот он, вот его фотографии – с 2009 года и до момента
сбития "Боинга". Расследование вокруг этой фотографии вновь возвращает в
центр внимания истории со сбитым "Боингом" Россию. Снова слышны
требования, что Россия должна показать миру этот "Бук" – хотя я-то
думаю, что сейчас он покоится где-нибудь на дне Черного моря. С другой
стороны, по идее, учет такой военной техники должен быть строгим,
особенно если принять в расчет, что стоимость "Бука" составляет миллионы
долларов.
– Продолжаете ли вы искать людей, которые участвовали в транспортировке "Бука" по украинской территории – после того, как вам удалось выйти на Сергея Дубинского?
– Да, фигура Дубинского, тогдашнего начальника разведки "ДНР",
позволила нам сфокусировать внимание на других персонажах из ближайшего
окружения Игоря Гиркина. Как с этим фото "Бука" – оно появилось уже в
тот момент, когда нам казалось, что ничего нового об установке с номером
"332" мы не найдем. Тем не менее, я правда не уверен, что мы сможем
найти каких-то новых людей, причастных к транспортировке "Бука" по
территории Украины. Но мы намерены продолжать наши поиски и, возможно,
через какое-то время опубликуем новые подробности о "Дельфине" и
"Орионе" – людях, чьи голоса звучат на пленках с перехваченными СБУ
переговорами сепаратистов. Именно с такой просьбой обратилась к публике
Международная следственная группа. Сепаратистов с такими позывными
несколько, но мы надеемся, что история Сергея Дубинского позволит нам
узнать, кто скрывается за этими позывными, – говорит
Арик Толер, аналитик расследовательской группы
Bellingcat.
"Боинг" компании Malaysia Airlines, выполнявший рейс из Амстердама в
Куала-Лумпур, был сбит 17 июля 2014 года. Все 298 человек, находившиеся
на его борту, погибли. Согласно обнародованному в октябре прошлого года
докладу
Совета безопасности Нидерландов, лайнер был сбит ракетой "Бук"
российского производства с территории, контролируемой сепаратистами в
Донбассе. Российские власти отвергают как выводы, содержащиеся в отчете,
так и данные независимых расследований.
Комментарии
Отправить комментарий