Побег с "фабрики троллей"


Побег с "фабрики троллей"

4 часа(-ов) назад

Бывшая сотрудница ООО "Интернет-исследования" Ольга Мальцева и ее ребенок
Бывшая сотрудница ООО "Интернет-исследования" Ольга Мальцева и ее ребенок
Бывшая сотрудница компании с улицы Савушкина – о том, как устроена жизнь внутри логова "ольгинских ботов"
Два года назад на петербургскую "фабрику троллей" на улице Савушкина, 55, пришла по объявлению молодая девушка Ольга Мальцева. Проработав в отделе блогов платным комментатором чуть более года, осенью 2015 года она узнала, что беременна. Мальцева обратилась к начальству с просьбой предоставить ей декретный отпуск, но в ответ получила категорический отказ и угрозы. Сейчас она ждет суда, который должен рассмотреть ее иск к компании "Интернет-исследования" – именно она скрывается за тысячами проплаченных прокремлевских постов и комментариев в интернете.
О том, что именно эта фирма организовывает работу платных провластных блогеров и комментаторов (их называют еще "ольгинскими" – по месту первой прописки фирмы), стало известно больше года назад, после откровений другой сотрудницы компании Людмилы Савчук. Впрочем, между историями Савчук и Мальцевой есть важное различие: первая утверждала, что специально внедрилась на "фабрику троллей", чтобы рассказать всему миру правду о ней. Мальцева пришла на улицу Савушкина лишь с намерением заработать. В итоге ей пришлось в буквальном смысле бежать из офиса, раскидывая по пути преграждавших путь охранников. О том, что было между этими двумя моментами в ее жизни и об угрозах в свой адрес со стороны руководства ООО "Интернет-исследования", Мальцева рассказала Радио Свобода:
– ​Когда вы начали работать на Савушкина, 55? И что послужило причиной такого выбора работы?
– В августе 2014 года я искала себе новую работу, так как ушла со старой, и наткнулась в интернете на объявление. Как раз в тот момент я начала писать, и подумала, что мне будет интересно развиваться в этой сфере. Но я тогда не знала, что это за контора и чем занимается. Откликнулась. Мне перезвонили и пригласили на собеседование. Сначала со мной побеседовала женщина, как я понимаю, из отдела кадров, наверное. Она дала мне задание, которое я выполняла часа четыре. Там много было людей. После этого мне сказали, что перезвонят. Через несколько дней перезвонили и пригласили на собеседование к директору. Прошла собеседование и на следующий день вышла на работу.
– Какие вопросы задавались на собеседовании? Какие вопросы задавал директор?
– Спросил о том, чем занималась раньше, кем работала, почему пришла сюда. Задали пару вопросов о том, что я думаю о политике, но я об этом ничего не знала. Поэтому ответила вкратце. Спросил, почему решила писать. Я, когда приходила на собеседование, болела и написала плохо, и меня хотели определить вначале в комментаторы. Но после он, когда посмотрел мой блог, принял решение сделать меня блогером потому, что я хорошо пишу.
– В каком отделе вы оказались?
Это было распространение в СМИ информации в определенном ракурсе
– В отделе блогов. Писали по 12 постов в день. Вначале было по десять, а потом стало по 12, на политические темы, и комментарии различные. Комментарии были как на социальные, так и на политические темы. Любые можно было писать. Писали в ЖЖ. Это было распространение в СМИ информации в определенном ракурсе. В котором было нужно. Распространение определенного мнения о политической обстановке в стране и на Украине.
– Там существует специальный отдел, который работает только на Украину?
– Там во всех отделах рассматривается и украинская история, и Россия, и Сирия. На тот момент, наверное, Украины было все-таки больше по объему, но в какой-то период, когда в Сирии обострялась обстановка, очень много было Сирии. Но больше все же было по Украине.
– Не было отдела, сотрудники которого писали на арабском языке?
– Такого нет, не знаю. Может, и был, но я не в курсе.
– А был отдел, сотрудники которого писали на Европу или США по-английски?
– Что-то было. Кто-то писал на английском. Но точно я подробностей не знаю, так как нам об этом не рассказывали. Работаешь и работаешь. А остальное – не твое дело. Мы в основном общались с ребятами только из своего отдела.
– Из той информации, которая утекает из фабрики троллей, видно, что условия работы там достаточно жесткие. Людей штрафуют, выносят выговоры. В каких условиях вы работали?
– Вначале было нормально, коллектив был дружный. Никаких строгих правил не было. Уже после ситуации с Людой Савчук стало жестче, все мониторилось, был введен жесткий контроль, вплоть до того, что каждый этаж закрыли. Если ты работаешь на третьем этаже, а я работала на третьем, то на другой этаж ты никак не можешь зайти. Все соцсети мониторилось, все, что ты выкладываешь, твоя переписка, возможно, даже, прослушивались телефонные разговоры. Я не уверена, но мне говорили, что это – так.
Людмила Савчук, внедрившаяся на "фабрику троллей", чтобы рассказать о ней людям
Людмила Савчук, внедрившаяся на "фабрику троллей", чтобы рассказать о ней людям
– Вы сфотографировали свой IP компьютера, на котором работали, и выяснилось, что именно с этого IP – 109.167.231.85, по данным сайта "Фонтанка.ру", производились изменения на сайте whoiswhos.me, где публиковали данные членов оппозиции, которых в дальнейшем избивали и машины которых поджигали. Как сообщает "Фонтанка", на этом сайте аккумулировались данные о блогерах, которые допускали критические отзывы по отношению к власти. База данных обширна, "карточки" некоторых персоналий изобилуют такими подробностями, как скан паспорта или номер ИНН. После шумихи в СМИ сайт перестал работать. Вы что-то знали об этом?
– Этого я вообще не знала. Я просто сфотографировала IP для суда, для доказательств. Член адвокатской "Команды 29" Дарья Сухих мне сказала, что надо собрать всевозможный материал, как можно больше, чтобы доказать, что я работала в этой организации. И я решила сфотографировать IP на всякий случай. Оказалось, что это помогло журналистам найти связь между "фабрикой троллей" и нападениями на оппозиционеров (расследователи связывают нападения с именем "повара Путина" Евгения Пригожина, который, по неподтвержденной информации, финансирует и "фабрику троллей". – РС).
– Как отреагировало начальство, когда вы обратились к нему с просьбой о предоставлении вам декретного отпуска в связи с беременностью?
– Когда я узнала, что в положении, я пошла к руководству узнать по поводу декрета, как полагается по закону. Мне сказали, что у нас в конторе на официальное трудоустройство – очередь, что в нее так просто не устроиться, и вообще ничего не выплачивают. Посоветовали увольняться, если не нравится. После этого, когда подошел срок уходить в декрет, я пошла снова разговаривать. Мне, в принципе, сказали то же самое и стали давить, чтобы я увольнялась. Я сказала, что увольняться не буду, приду за зарплатой, а потом уже уволюсь. Потом мне позвонили раньше дня зарплаты, кажется, седьмого марта, и сообщили о том, что выдается зарплата. Я поняла, что здесь что-то не так. Конечно, деньги были нужны, и мы поехали вместе с мужем – мне было страшно [ехать одной] на тридцатой неделе беременности. Мало ли, на что эти люди способны? Мы приехали туда. Там сидело много людей из персонала. Меня стали приглашать подписывать какие-то документы. Я стала догадываться, что здесь что-то не так. Спросила, какой документ? Мне ответили, что на увольнение. Я сказала, что сначала должна получить зарплату, а потом подпишу документ. Меня посадили за стол, выдали деньги. Я их взяла и пошла. За мной побежали. Я поняла, что нужно срочно убегать. Побежала с третьего на первый этаж. Они кричали: "Ловите эту девушку!"
Какой-то парень пытался меня поймать, я его оттолкнула, он упал, а я побежала дальше
Какой-то парень пытался меня поймать, я его оттолкнула, он упал, а я побежала дальше. На первом этаже уже столпились охранники. Не знаю, что они со мной хотели сделать. Они кричали: "Отдайте деньги!" Подошел мой муж, естественно, он сказал, чтобы меня не трогали. Потом вышел мужчина с первого этажа, вроде как начальник охраны, не помню, как его зовут, отвел нас в комнату, поговорил недолго, спрашивал, зачем я снимала видео в этой организации. Но у него доказательств того, что это сделала я, не было. Там, где я снимала, камер не было. А через полчаса он нас отпустил. Так я, ничего не подписывая, ушла.
Видео, которое Ольга Мальцева сняла на "фабрике троллей":
– Вас действительно хотели проверять на полиграфе, детекторе лжи?
– Да, было дело. В предпоследний день, когда я работала, меня, как и всех, спрашивали: "Кто не проходил беседу на полиграфе?" Я сидела и молчала. Начальник меня пытается отправить на беседу. Я ему отвечаю, что мне нельзя проходить беседу на детекторе лжи, так как беременным по медицинским показаниям это делать запрещено. Тогда он мне говорит, чтобы я принесла справку от врача. Как же! Я просто узнавала, что во всех нормальных организациях, которые занимаются такой проверкой, есть определенные ограничения: нельзя проходить полиграф беременным, людям с психическими отклонениями и тем, кто склонен к таким психическим заболеваниям. Поскольку я была беременной, то мне по закону полиграф был противопоказан.
– Все сотрудники фабрики троллей проходят проверку на детекторе лжи?
– Да, там все проходят через эту штуку. Насколько я знаю, там после ситуации со мной всех еще раз "прогоняли" через полиграф. Кого-то даже уволили, как мне сообщили. А всем, с кем я общалась на работе, запретили со мной общаться. С того момента мне больше никто не писал. Я пыталась писать сама, но мне не отвечали. Ну и ладно. Дело их, в принципе.
– Ваш супруг записал телефонный разговор с вашим бывшим начальником, Олегом Васильевым, который угрожал вам неприятностями, если вы не замолчите. Это было в действительности?
– Да, был разговор. Он звонил 8 марта. Предлагал нам денег за молчание, чтобы мы ничего не выкладывали в интернет. Они выдумали, что из меня, якобы, собираются сделать яростного оппозиционера, что я – глупая, что я на это повелась, а зачем мне это надо. У вас будет, мол, семья, а зачем вам эта шумиха? Будет ведь куча журналистов, которые будут об этом писать всякую хрень. Давайте по-хорошему договоримся. В общем, все, на что хватило их фантазии. Пригрозил, что нас будут преследовать всякие активисты.
"Журналисты, они такие суки, все выбросят в интернет!" – фрагмент записи телефонной беседы мужа Ольги Мальцевой Сергея с ее бывшим начальником, руководителем отдела блогов "фабрики троллей" Олегом Васильевым:
"Понимаете, дорогая Люда Савчук стала героиней, ее подхватили журналисты, ее там раскрутили, она катается в Брюссель или еще куда-то, и так далее. И идет такая пиар как бы личность, медийная личность, все развивается. Почему так получилось? Потому что она сходу начала лепить легенду о том, что она такая героическая шпионка, все рассчитала и внедрилась к проклятым негодяям на работу. Ну, вот, смотрите, если такая ситуация возникнет с Олей, то это уже не прокатит. Оля ведь работала года два, если я не ошибаюсь, и все это время, что она работала, она хвалила проклятых негодяев, кровавый режим поддерживала, прошу прощения, но постила у себя на стене "ВКонтакте" картинки о том, какой хороший кровавый диктатор и негодяй Путин, какой он прекрасный, ругала всех товарищей хохлов, которые с той стороны, и всем этим она занималась довольно давно. Теперь смотрите: начинают из нее эти замечательные доброжелатели лепить, так сказать, пиар-личность. И что тогда посыпется на Олю в интернете? То, что она два года работала, а потом ей не пошли навстречу, понимаешь ли, и она обиделась.
Реакция может быть разная. У меня вот один сотрудник с охраной ходит, например. А уж Оле мы, к сожалению, обеспечить охрану, сами понимаете, не сможем
И эти журналисты, они же такие суки! Извините, буду называть вещи своими именами. Они же все выбросят в интернет, вы поймите, что она писала, и даже что не писала. А ну как это попадется на глаза каким-нибудь недобросовестным, скажем так, нехорошим товарищам совсем, которые совсем нехорошие и которые по ту сторону границы находятся, которые находятся в Украине? Тут реакция может быть разная. У меня вот один сотрудник с охраной ходит, например. А уж Оле мы, к сожалению, обеспечить охрану, сами понимаете, не сможем. Так что, когда это все станет достоянием гласности, а я так понимаю, что дорогая Люда Савчук раскручивает на это вас, тут вы просчитайте все варианты. Я ни в коем случае, скажем так, не угрожаю, а просто хочу, чтобы вы все варианты просчитали".
Сейчас Ольга Мальцева ждет повестки в суд Невского района Санкт-Петербурга. Ее поддерживает "Команда 29", во главе которой – известный адвокат Иван Павлов. Это уже второй судебный процесс, в котором обвиняемой стороной является фабрика троллей – ООО "Интернет-исследования". Первый процесс, в котором обвинителем выступала бывшая сотрудница "фабрики троллей" Людмила Савчук, "Интернет-исследования" уже проиграли. Правда, Савчук требовала (и получила) от "фабрики троллей" лишь символическую компенсацию в 1 рубль. Сумма иска со стороны Ольги Мальцевой – более 300 тысяч рублей: сюда включено требование документального оформления трудовых отношений, выплаты пособия по беременности и родам, пособия в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Также в иск включено требование компенсации причиненного Ольге морального вреда в размере 50 тысяч рублей.

Смотрите также

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глава четвертая Служба пограничных нарядов

Глава вторая Основы охраны государственной границы пограничными нарядами

Наставление по охране государственной границы (пограничный наряд)